Киевская культура
Материал из Documentation.
Киевская культура (Киевская культурно-историческая общность) — археологич. культура III — нач. V вв. в бассейне верхнего течения Зап. Двины, лесном и лесостепном Поднепровье, лесостепной части бассейна Северского Донца. Анклавы К. к. известны в лесостепной части бассейнов р. Хопёр и левобережных притоков Волги. Названа по исследованной В. Н. Даниленко в кон. 1940-х — нач. 1950-х гг. группе памятников в окрестностях Киева, но получила признание после разведок и раскопок П. Н. Третьякова и Е. А. Горюнова в бассейне р. Десна в 1960-е гг. Базовые своды памятников К. к., её деление на локальные варианты и 3 хронологич. этапа представлены с 1990-х гг. в работах Р. В. Терпиловского, А. М. Обломского, Н. С. Абашиной, Н. В. Лопатина, А. Г. Фурасьева, А. А. Хрекова, Д. А. Сташенкова.[1]
В составе К. к. выделяют 4 осн. локальных варианта: верхнеднепровский (занимает б. ч. лесного Поднепровья, с отд. памятниками до бассейна Зап. Буга), среднеднепровский (лесостепное Поднепровье до р. Рось на юге), деснинский (бассейны Десны, нижнего и среднего Сейма), сейминско-донецкий (лесостепная часть востока Днепровского Левобережья и бассейнов верхних Сейма, Северского Донца, Оскола). На окраинах К. к. выделяются особые группы: типа Заозерье, Инясево (бассейн р. Хопёр), Сиделькино (Ср. Поволжье). Селища, на севере есть городища. Прямоугольные, углублённые в землю жилища срубной или каркасной конструкции (в лесостепи изредка с глиняной обмазкой), как правило с очагами; в лесной зоне известны печи из камня, а в лесостепной — т. н. печи-камины (в нишах, вырезанных в материковой глине). Грунтовые могильники; трупосожжения на стороне; немногочисленные кости, обычно перемешанные с остатками погребального костра и обломками сосудов, помещали в круглые или овальные ямки; урны и инвентарь редки. Керамика — горшки, миски, корчаги, диски, миски-плошки, миниатюрные сосуды, пряслица (как правило, биконические), грузила; при изготовлении применялся поворотный столик, есть лощёные сосуды, на раннем этапе — специально ошершавленные («хроповатые»); в осн. в лесной зоне (особенно для верхнеднепровского варианта и типа Заозерье) характерна посуда, покрытая расчёсами, нанесёнными фрагментами гребня, и штрихованная. Железные серпы, проушные топоры, наконечники копий и дротиков, шпоры, иглы с ушком и др., каменные зернотёрки, на среднем и позднем этапах — ротационные жернова. Бронзовые и железные фибулы и детали поясных наборов: импортные или имитации центр.-европейских (для среднего и позднего этапа — в осн. черняховские) и местные серии. Широко распространены украшения круга восточноевропейских выемчатых эмалей, в том числе клады. В основе хозяйства — земледелие (подсечное или переложное) и животноводство. Сильны связи с античными городами Сев. Причерноморья и черняховской культурой, оттуда вино и др. продукты в амфорах, посуда, фибулы, гребни поступали в Ср. Поднепровье и на Днепровское Левобережье, по всей К. к. — бусы, рим. монеты и др.[2]
[править] История
Киевская культура сформировалась на рубеже II—III веков в результате миграций, приведших к сложной перегруппировке позднезарубинецких племён при некотором участии носителей пшеворской культуры в лесостепной зоне и штрихованной керамики культуры — в лесном Поднепровье и Подесенье. Роль компонентов в локальных вариантах различна, она продолжает быть предметом дискуссии. Со 2-й пол. 3 в. среднеднепровские группы ассимилируются или вытесняются носителями черняховской культуры, которые тесно взаимодействуют с сейминско-донецкими группами К. к. (с деснинскими же наблюдается конфронтация); на этих основах формируется «киевский компонент» черняховской культуры. На базе традиций черняховской и К. к. в Верхнем Подонье (между совр. городами Данков и Воронеж) сложилась группа Каширка — Седелки. В IV в. деснинский вариант К. к. распространился на б. ч. территории верхнеднепровского. На р. Хопёр памятники К. к. этого времени неизвестны. В кон. IV — нач. V вв. в результате серии миграций населения Восточной Европы, начало которым положило появление гуннов, племена деснинского варианта К. к. продвинулись на территорию днепровской лесостепи, где наряду с местными группами К. к. и «киевского компонента» черняховской культуры стали основой пеньковской культуры. Носители сейминско-донецкого варианта К. к. составили важный компонент группы Замятино — Чертовицкое. Традиции деснинского варианта К. к. в этот же период трансформируются в колочинскую культуру. Группа Сиделькино стала одной из основ формирования именьковской культуры. На основе типа Заозерье сформировались культура круга Тушемли, культура псковских длинных курганов, удомельского типа на Верхней Волге и др.[3]
[править] Этноязыковая принадлежность
Большинство специалистов соотносят носителей К. к. с рядом групп ранних славян. В. В. Седов и некоторые др. исследователи считают, что К. к. оставлена «днепровскими» балтами, находившимися под сильным влиянием степных народов.[4]
По мнению В. В. Седова, носителей киевской культуры можно предположительно идентифицировать с голтескифами Иордана.[5]