Пшеворская культура

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Пшеворская культура (польск. kul­tu­ra przeworska) — ар­хео­ло­гическая куль­ту­ра кон. III / нач. II вв. до н. э. — V в. н. э. в осн. в бас­сей­нах Вис­лы и Од­ры.[1]

Выде­ля­ет­ся с 1930-х годов (ра­нее вме­сте с оксыв­ской куль­ту­рой ­ рас­смат­ри­ва­лась в рам­ках ве­нед­ской куль­ту­ры; в нем. лит-ре на­зы­ва­лась ван­даль­ской), совр. назв. — по мо­гиль­ни­ку в чер­те совр. г. Пшеворск (Под­кар­пат­ское воеводство, Польша), рас­ка­пы­вав­ше­му­ся К. Га­да­че­ком в 1904-05.[2]

Хро­но­ло­гия ос­но­ва­на на сис­те­ме Х. Ю. Эг­гер­са с уточ­не­ния­ми Т. Дом­бров­ской, К. Год­лов­ско­го и др. Сфор­ми­ро­ва­лась в про­цес­се ла­тени­за­ции на суб­стра­те по­мор­ской куль­ту­ры в хо­де ми­гра­ций, в том числе внут­рен­ней и из зон яс­торф­ской куль­ту­ры, полуострова Ютландия. Фик­си­ру­ют­ся из­ме­не­ние ин­тен­сив­но­сти за­се­ле­ния и ос­тав­ле­ние не­ко­то­рых ре­гио­нов, зо­ны по­сте­пен­ных ми­гра­ций и волн экс­пан­сии.[3]

Се­ли­ща; пря­мо­уголь­ные до­ма в осн. с оча­га­ми. Гос­под­ству­ет тру­по­сож­же­ние с по­ме­ще­ни­ем пра­ха в яму (пре­об­ла­да­ли во 2-1 вв. до н. э.), ур­ну (позд­нее), слой мо­гиль­ни­ка (в осн. IV в. н. э. на тер­ри­то­рии Си­ле­зии). Мно­го­чис­лен­ны по­гре­бе­ния вои­нов. Вы­де­ля­ют­ся по­гре­бе­ния эли­ты (с I века), круп­ные цен­тры ме­тал­лур­гии (в Свен­ток­ши­ских го­рах и др.), гон­чар­ст­ва (по­су­да, сде­лан­ная на кру­ге, рас­про­стра­ня­ет­ся с III века). Важ­на роль Ян­тар­но­го пу­ти. По письм. ис­точ­ни­кам, в зо­не пшеворской культуры важ­ную роль иг­ра­ли объ­е­ди­не­ния лу­ги­ев, за­тем ван­да­лов, ве­ро­ят­но, быв­ших ра­нее ча­стью лу­ги­ев. От­ме­ча­ет­ся и мно­го­ком­по­нент­ность пшеворской культуры.[4]

В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва — земледелие (в том числе ози­мые), жи­вот­новодство. На раз­ных эта­пах влия­ние пшеворской культуры за­фик­си­ро­ва­но от п-ова Ют­лан­дия, Центр. Гер­ма­нии, Ср. По­ду­на­вья до По­днеп­ро­вья и Вост. При­кар­па­тья. Пшеворская культура уча­ст­во­ва­ла в сло­же­нии зуб­рец­кой куль­ту­ры, чер­ня­хов­ской куль­ту­ры, на осн. тер­ри­то­рии её сме­ни­ла пражская культура.[5]

Содержание

[править] История

Кельты, преодолев двумя волнами Судеты и Карпаты, расселяются на Одере в Силезии, где складывается типичная для кельтов латенская культура, и на Висле в Малопольше, где формируется тынецкая культура, в которой сочетаются кельтские особенности с пшеворскими. Значительное воздействие культуры кельтов фиксируется и далее к северу Висло-Одерского междуречья. В результате культура подклешевых погребений трансформируется в пшеворскую, на первых порах с явной «кельтской окраской». Постепенно славяне — носители пшеворской культуры — ассимилировали кельтов сначала Малопольши, а позднее и Силезии. Кельтский субстрат оказал мощное воздействие на развитие пшеворской культуры, наследие кельтов проявляется в керамическом производстве, металлургии и кузнечном деле, погребальной обрядности, в духовной жизни.[6]

В южной части ареала пшеворской культуры, там, где в этногенезе славян участвовал кельтский субстрат, складывается пражско-корчакская культура. Начиная с рубежа V—VI веков её носители заселяют бассейн верхней и средней Эльбы на западе, Волынь и Припятское Полесье на востоке. В самых северных районах Висло-Одерского бассейна на базе венедской части пшеворской культуры формируется суковско-дзедзицкая, носители которой постепенно распространились в области, примыкающей к Балтийскому морю (от нижней Эльбы до Вислы).[7]

[править] Ареал

Первоначальный ареал пшеворской культуры — от правобережья Одера на западе до верховьев Западного Буга на востоке — в общих чертах соответствовал территории культуры подклёшевых погребений.[8]

На первом этапе территория пшеворской культуры расширилась в юго-западном и южном направлениях. В той части бассейна Одера, где ранее жили кельты, их культура сменяется пшеворской с заметным кельтским наследием. Первые следы пшеворского проникновения в Верхней Силезии фиксируются в самом конце латенского периода, а формирование собственно пшеворских поселений относится уже к раннеримскому времени. На верхней Висле на первых порах формируется метисная пшеворско-кельтская культура, которая постепенно трансформировалась в собственно пшеворскую. К началу нашей эры кельтское население этих земель было, очевидно, полностью ассимилировано славянами.[9]

Во второй половине I в. до н. э. пшеворское население распространяется в юго-восточном направлении, осваивая области верхнего Днестра и Западной Волыни. В середине I в. н. э. пшеворское население этих земель смешалось с проникшими сюда носителями зарубинецкой и липицкой культур, и в результате здесь образовалась особая культурная группа — волыно-подольская (вторая половина I—II в. н. э.). Она характеризуется сочетанием характерной пшеворской керамики раннеримского времени с лепными горшками, мисками и дисками-сковородками, свойственными зарубинецким древностям, а также гончарной и лепной посудой, обычной для памятников липицкой культуры.[10]

Во II—III веках в Верхнем Поднестровье имел место приток новых, сравнительно немногочисленных групп пшеворского населения. Следами этой миграции являются отдельные погребения с предметами вооружения, характерного для пшеворских древностей позднеримского периода.[11]

В конце II века н. э. пшеворское население пересекает Карпатские горы и расселяется в землях Северной Словакии.[12]

[править] Территориальные группы

В археологических материалах римского времени членение территории пшеворской культуры на северную и южную зоны неотчётливо. Однако в начале средневековья на базе древностей этих зон развиваются две археологические культуры (суковско-дзедзицкая и пражско-корчакская) с различным домостроительством, погребальной обрядностью и керамическим материалом.[13]

[править] Этноязыковая принадлежность

По мнению В. В. Седова, надёжно обосновать славянскую или германскую принадлежность носителей пшеворской культуры не представляется возможным. Культура эта довольно неоднородна, отдельные ее элементы являются явно местными, другие находят кельтские параллели, третьи связываются с германцами. В этой связи следует допустить, что пшеворская культура была немоноэтничной, в её ареале проживали и наследники племен культуры подклёшевых погребений, и вторгшиеся германские племена, и кельты, и их ассимилированные потомки. Основным этносом в пшеворском ареале были славяне-земледельцы — потомки населения культуры подклёшевых погребений. На их территорию, особенно в западные земли, неоднократно вторгались различные племена германцев. Их проживание фиксируется не только археологическими материалами, но отмечено и античными авторами. Пришлому населению, которое в большей степени, чем аборигены, было военизированным, в ряде местностей удавалось подчинить своей власти местных землепашцев. И все население таких регионов римскими авторами, очевидно, именовалось этонимами господствующего племени, то есть бургундами, вандалами и другими, поскольку сведения о ситуации за пределами Империи поступали в Рим от германских информаторов.[14]

Славяне и германцы в пшеворском ареале проживали не изолированно друг от друга. Общие поселения и кладбища здесь были обычным явлением. В результате этнографические признаки нередко смешивались и нивелировались.[15]

[править] Данные античных авторов

Согласно сведениям античных авторов, пшеворский ареал заселяли и венеды (славяне), и германцы разных племенных групп.[16]

[править] Эволюция праславянского языка

Хронологически пшеворская культура соответствует среднему этапу эволюции праславянского языка (согласно периодизации Ф. П. Филина). Он характеризуется серьезными преобразованиями славянской языковой системы. Изменения в фонетике проявляются в двух существенных трансформациях: первой палатализации и «законе» открытых слогов. Языковые преобразования славян на этом этапе затронули и грамматику. Одновременно славянская лексика пополнилась немалым числом германизмов.[17]

Время действия закона первой палатализации заднеязычных корре- лируется с лексическими заимствованиями из германских языков. Поступившие в праславянский из восточногерманских языков такие лексемы, как меч, шлем, и некоторые другие, отражают этот фонетический процесс. Историческая ситуация, имевшая место в ареале пшеворской культуры, как она восстанавливается по археологическим материалам, указывает на то, что серьезные преобразования славянской языковой системы первых четырех веков нашей эры были обусловлены внутрирегиональными контактами славян с кельтами и восточногерманскими племенами.[18]

[править] Поселения

На территории пшеворской культуры доминировала кучевая бессистемная застройка поселений, которая была широко распространена в славянском мире и в последующее время. На Руси она господствовав вплоть до XVI века.[19]

[править] Жильё

Жилищем пшеворскому поселению служили как наземные постройки, так и полуземлянки. Следы наземных домов зафиксированы раскопками на очень многих поселениях.[20]

[править] Захоронения

Все могильники пшеворской культуры бескурганные и включают многие десятки, а нередко и сотни захоронений по обряду кремации умерших. Остатки трупосожжений, совершаемых на специальных погребальных кострах, или ссыпались непосредственно в могильные ямы, или помещались в ямы в глиняных урнах. Распространенность в пшеворской культуре безурновых захоронений с остатками погребального костра и фрагментами обожженной керамики является безусловным наследием культуры подклёшевых погребений.[21]

Картографирование ямных и урновых погребений отчётливо выделяет в пшеворском ареале два региона — восточный (или Висленский), в котором доминируют могильники с заметным преобладанием ямных захоронений, и западный (или Одерский), где большую часть составляют некрополи с преимущественно урновыми могилами. Какое-то число могильников с ямными погребениями, естественно, есть и на Одере, и, наоборот, немногочисленные могильники с урновыми захоронениями встречаются и в Повисленье. Жёсткой границы между намечаемыми регионами нет и не могло быть. Разные этнографические группы пшеворского населения проживали на одной территории, поэтому речь может идти только о некотором преобладании представителей одного этноса в восточном регионе и другого — в Одерском.[22]

В пшеворской культуре Одерского региона в части захоронений встречены кости птиц (как редкое исключение — кости медведя и лошади).[23]

[править] Глиняная посуда

Значительная часть глиняной посуды пшеворской культуры наследует местные традиции культуры подклёшевых погребений.[24]

[править] Фибулы

В могильниках пшеворской культуры в большом количестве найдены латенские фибулы. Проникнув из кельтского мира в славянскую среду, фибулы очень скоро стали обязательной частью пшеворского костюма. В ареале пшеворской культуры было налажено производство фибул, которые изготавливались местными мастерами по кельтским образцам.[25]

[править] Шпоры

В памятниках пшеворской культуры нередко встречаются шпоры, среди них наиболее распространенными были шпоры из округлого дрога с высоким четырехгранным или цилиндрическим шипом.[26]

[править] Наконечники стрел

Наконечники стрел в пшеворских коллекциях малочисленны.[27]

[править] Экономика

[править] Сельское хозяйство

Основой экономики пшеворского населения было сельское хозяйство.[28]

[править] Растениеводство

Представление о земледелии дают прежде всего железные наконечники пахотных орудий, серпы и косы. Плужные наконечники — крупные, широколопастные, заостренные, переход от лопасти ко втулке выполнен в виде ярко выраженных плечиков. Такие орудия появились здесь в позднелатенское время и в римский период вытеснили бытовавшие ранее деревянные рала. Происхождение их, безусловно, связано с кельтским миром. Эти пахотные орудия тянулись волами и лошадьми.[29]

Доминировала двухпольная система земледелия. Поля вспахивались крестообразно, что определено археологически по следам борозд, сохранившимся под позднее насыпанными курганами. Урожай убирался железными серпами и серповидными ножами. Запасы зерна хранились в грушевидных ямах, обмазанных глиной, и деревянных кадушках. Зерно первоначально мололи ручными мельницами, а в позднеримский период распространились и ротационные жернова.[30]

Собранные при раскопках пшеворских поселений карпологические материалы свидетельствуют, что первое место в возделывании зерновых культур принадлежало ржи (22 %), второе — просу (16,5 %), третье — ячменю (16,3 %), далее следуют пшеница и овес. В доминировании ржи в земледелии населения Висло-Одерского региона в позднелатенско-римский период К. Яжджевский видит один из показателей славянской принадлежности носителей пшеворской культуры. В землях к западу от Одера, заселенных германскими племенами, рожь составляла незначительную часть возделываемых зерновых культур. Первое место здесь принадлежало ячменю.[31]

[править] Животноводство

Домашнее стадо на территории пшеворской культуры, как показывают остеологические материалы из раскопок, состояло из крупного рогатого скота, лошадей, свиней, овец и коз. Замечено постепенное увеличение роли лошади, что обусловлено использованием этого животного для обработки пахотных участков. Кроме того, пшеворское население разводило уток, гусей и кур, широко была распространена и собака.[32]

[править] Промышленность

В ареале пшеворской культуры открыты и исследовались раскопками крупные производственные пункты, специализировавшиеся на добыче и обработке железа и изготовлении гончарной посуды. Металлургических центра известно четыре: регион Свентокшицких гор; окрестности Новой Гуты — Кракова; округа Тархалиц и Грошовиц; Фаленты близ Варшавы.[33]

На территории пшеворской культуры, преимущественно в ее южной части, активно работали центры по производству керамики, из которых гончарные сосуды в большом количестве поступали во все регионы.[34]

[править] Гончарное производство

Гончарное производство пшеворской культуры было наследием кельтского ремесла. В Малопольше на ряде пшеворских памятников (Иголомья, Зофиполь, Тропишув) раскопками исследовано несколько десятков горнов для обжига глиняной посуды, по своей конструкции сходных с кельтскими гончарными печами.[35]

[править] История изучения

[править] Этноязыковая принадлежность

На первом этапе изучения пшеворских древностей они относились к кельтам. В. Дементрикевич приписывал их конкретно бастарнам, полагая, что это было одно из кельтских племён. Однако затем среди исследователей возобладало мнение о германском этносе носителей этой культуры. Немецкие и польские археологи первой трети XX в. настойчиво отождествляли население пшеворского ареала с германским племенем вандалов. При этом обращалось внимание на близость части пшеворской керамики Силезии с глиняной посудой области Вендсисель на Ютландском полуострове. Отмечались также некоторые совпадения в элементах погребальной обрядности тех же регионов. На этом была построена гипотеза о переселении вандалов, проживавших на севере Ютландского полуострова (при этом допускалось, что этот этноним и географический термин Вендсисель связаны между собой), в междуречье Одера и Вислы, где они будто бы и создали на рубеже II и I вв. до н. э. пшеворскую культуру. Привлекались и не совсем ясные данные античных письменных памятников, на основании которых утверждалось широкое расселение в римское время германских племен на всем пространстве от Эльбы до Западного Буга.[36]

Поворот в этнической интерпретации пшеворской культуры был осуществлен польским ученым Ю. Костшевским. Он обратил основное внимание на местные корни этой культуры, восходящие к позднелужицким древностям. В частности, исследователь показал, что распространенный в пшеворской культуре погребальный обряд — захоронения остатков трупосожжений в ямах без урн — имеет местную основу и никак не мог быть привнесен из Ютландии. Местными по происхождению являются и многие формы глиняной посуды. Характер поселений и домостроительства пшеворской культуры также восходит к местным традициям. Получается, что для отнесения носителей этой культуры к германцам — переселенцам из Ютландии в распоряжении археологии убедительных данных нет. Ю. Костшевский допускал эволюционную связь пшеворских древностей с достоверно славянскими раннего средневековья и отождествлял, ссылаясь и на лингвистические изыскания Т. Лер-Сплавиньского и К. Тыменецкого, пшеворское население с венедами-славянами. Большинство польских археологов согласились с выводами Ю. Костшевского. Пшеворская культура стала называться в литературе «венедской».[37]

Впрочем, мысль о германской принадлежности населения этой культуры не покидала некоторых исследователей. В 1970-е — 1980-е годы её последовательно развивал К. Годловский. Он указывал на заметный разрыв, наблюдаемый между пшеворскими древностями и раннесредне- вековой славянской культурой Польши. Исследователь считал, что пшеворское население раннеримского времени следует отождествлять с лугиями, и предпринял попытку связать определенные скопления памятников пшеворской культуры с другими германскими племенами, известными по сообщениям древних авторов.[38]

[править] Примечания

  1. Пшеворская культура
  2. Пшеворская культура
  3. Пшеворская культура
  4. Пшеворская культура
  5. Пшеворская культура
  6. Седов В. В. Этногенез ранних славян
  7. Седов В. В. Этногенез ранних славян
  8. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  9. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  10. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  11. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  12. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  13. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  14. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  15. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  16. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  17. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  18. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  19. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  20. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  21. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  22. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  23. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  24. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  25. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  26. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  27. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  28. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  29. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  30. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  31. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  32. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  33. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  34. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  35. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  36. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  37. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
  38. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002
Личные инструменты