Пражская культура
Материал из Documentation.
Пражская культура (Пражско-корчакская культура) — археологическая культура IV—VII веков на территории от бассейна Эльбы до Правобережья Среднего Поднепровья и северной части бассейна Южного Буга, от Южной Прибалтики до Подунавья и восточных отрогов Альп; древнейшая из культур, принадлежность которой славянам общепризнана. Северо-западные памятники (типа Суков — Дзедзицы) рассматривают как локальный вариант Пражской культуры, но есть точка зрения об их местном формировании и выделении в особую культуру. Компоненты Пражской культуры известны в группе Ипотешти — Кындешти — Чурел, на ряде памятников Аварского каганата, единично у лангобардов, гепидов и др. соседей П. к., на Балканах. П. к. выделена чеш. археологом И. Борковским в конце 1930-х гг., названа по находкам на территории г. Прага и её окрестностей. В основе совр. этапа изучения П. к. — работы И. П. Русановой.[1]
Основные памятники — селища, группирующиеся в «гнёзда». В сев. части ареала П. к. известны городища. Дома в осн. небольшие подквадратные полуземлянки с печью (каменкой, в ряде регионов — глинобитной) в углу. На северо-западе доминируют постройки, следы которых — углубления аморфных очертаний. В ряде случаев удаётся проследить срубные конструкции, столбовые ямы у стен и углов котлована. Есть хозяйств. ямы (в том числе зернохранилища), наземные сооружения, ограды и др. Встречаются печи, вырезанные в стенке углублённых построек, вероятно, для выпечки хлеба, хотя предлагались и др. интерпретации. Могильники (в некоторых регионах не выявлены) чаще грунтовые, редко — курганные; трупосожжения с помещением останков в ямку, нередко — в керамич. урну. Керамич. посуда лепная, как правило, не орнаментирована; доминируют горшки с расширением в верхней трети высоты; осн. тенденция их эволюции — усиление профилированности верхней части. В ряде регионов известны глиняные «хлебцы». Пряслица преим. биконические (есть и в виде приплюснутых шариков), глиняные, иногда орнаментированные (чаще композициями из вдавленных точек), известны и мергелевые. Встречаются железные ножи, серпы и др. орудия. Наконечники стрел и копий, шпоры, удила, подпружные пряжки, детали убора в осн. представлены теми же типами, что и у соседних культур. Найдено довольно много каменных литейных форм, льячек и др. следов работы с цветными металлами. Есть свидетельства металлургии железа. В основе хозяйства — земледелие и животноводство. К опорным памятникам для изучения вост. части П. к. относятся Корчак, Зимно, Кодын.[2]
Практически всеми специалистами пражская культура считается отражением ядра традиц. культуры народа, имевшего самоназвание «славяне» (или близкое) и известного в греко-лат. письм. источниках 6-7 вв. как склавины и т. п.[3]
Содержание |
[править] История
Существуют три основные гипотезы (с модификациями) о происхождении пражской культуры: 1) на основе традиций пшеворской культуры (или одного из её компонентов) в Висло-Одерском регионе (ряд польских исследователей гл. обр. школы Ю. Костшевского; И. П. Русанова, отчасти В. В. Седов); 2) на основе традиций зубрецкой культуры, продолжавшихся в рамках локального варианта черняховской культуры в Верхнем и Среднем Поднестровье (большинство укр. исследователей, частично Седов); 3) сформировалась в ходе расселения ряда групп населения лесной зоны Восточной Европы на запад и юг (Д. А. Мачинский, М. Б. Щукин, К. Годловский, И. Вернер и др.) или в ходе взаимодействия традиций потомков носителей полесского варианта зарубинецкой культуры с сев. соседями в осн. в Полесье, затем в ходе расселения присоединив ряд более или менее родств. групп (И. О. Гавритухин, ряд белорус. исследователей).[4]
По мнению историка В. В. Седова, создателями этой культуры были потомки пшеворской культуры и формировалась она на первых порах преимущественно в землях к северу от Карпатских гор. Распространение пражско-корчакской культуры на весьма широкой территории связано с миграциями её носителей, что, по всей вероятности, обусловлено было демографической ситуацией.[5]
В эволюции пражской культуры выделяют периоды (фазы): 0 (4 в. или сер. 4 — нач. 5 вв.), время оформления ядра Пражской культуры и переходный период 0/I (ок. 1-й пол. 5 в.) — время первых миграций; I (5 в. или сер. 5 — 1-я пол. 6 вв.), ранний, когда пражская культура распространена от Полесья, Ср. Поднепровья, верховий Юж. Буга до Вост. Прикарпатья, бассейна Ср. и Верхней Вислы, в Нижней Силезии, появляется на северо-востоке Карпатского бассейна и на Нижнем Дунае; II (6 в. или сер. 6 — нач. 7 вв.) — «классической» пражской культуры, когда осваивается ряд регионов в Подунавье и на Эльбе; III (7 в., в некоторых регионах до сер. 7 в.), поздний, когда пражская культура достигает территориального максимума, в её недрах начинают складываться локальные культуры 4-й четв. 1-го тыс., в том числе в Вост. Европе — Луки-Райковецкой.[6]
[править] Территория
Общий ареал её обширен — от верхней Эльбы и Среднего Подунавья на западе до правобережья Киевского Поднепровья на востоке и от средней Вислы на севере до Прикарпатья на юге. В общих чертах он соответствует территории, где, согласно Иордану, расселялись sklaveni, то есть славены: «Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, а на север — до Висклы…» Произведённый комментатором «Гетики» Е. Ч. Скржинской анализ названных географических координат позволяет ограничить ареал рассматриваемой группы славян нижней Савой на юго-западе, Вислой на севере, Балатоном и Днестром на юге, что соответствует территории пражско-корчакской культуры V — первой половины VI столетия.[7]
С восточнославянской историей связан сравнительно небольшой регион пражско-корчакской культуры — области Волыни, правобережной Киевщины и юга Припятского Полесья. Верховья Днестра и окраинные районы Волыни входили в ареал становления этой культуры, более восточные земли были колонизованы носителями её во второй половине V—VI в.[8]
[править] Поселения
Основными памятниками пражско-корчакской культуры являются неукрепленные поселения — селища, располагающиеся по берегам больших и малых рек, при ручьях и иных водоемах, в местностях более пригодных для земледелия и выпаса скота. Поселения имели небольшие размеры, обычно они состояли из пяти—двадцати дворохозяйств. Наиболее распространенной застройкой была кучевая, бессистемная. Наблюдается размещение жилых строений нерегулярными группами. В промежутках между ними находились хозяйственные ямные постройки, которыми, по-видимому, пользовались коллективно большие патриархальные семьи. Некоторые селения имели рядную застройку. Известны в пражско-корчакском ареале и немногочисленные городища.[9]
[править] Жильё
Жилищами служили полуземлянки площадью 8—20 м2, квадратные или подквадратные в плане, углубленные в грунт на 0,5—1 м. Стены домов в одних случаях были срубными, в других имели столбовую конструкцию. Полы были земляными, иногда они промазывались глиной, в редких случаях выстилались досками. В одной из сторон котлованов жилищ устраивался обычно вырез для входа, для спуска в дома служили деревянные лестницы. Один из углов жилища занимала печь, сложенная из камня или глины. Внутри домов устраивались прилавки- лежаки, вырезанные в материке или сделанные из дерева. Раскопками зафиксированы еще следы столов и иной мебели. По-видимому, высота жилищ достигала 2 м. Перекрытия были двускатными, они имели деревянный каркас, который покрывался досками или соломой. Имелись и наземные постройки. Так, на городище Зимно выявлены следы большого такого строения, по-видимому, поделенного на несколько камер, в каждой из которых имелся очаг.[10]
Жилища-полуземлянки — одна из важных этнографических черт пражско-корчакской культуры. Однако этот тип славянского дома был распространён также в пеньковской и ипотешти-кындештской культурах. В отличие от последних, в которых такие постройки были единственным типом домостроительства, в ареале пражско-корчакской культуры бытовали и наземные жилища.[11]
[править] Курганы
В VI—VII веках в пражско-корчакском ареале получают распространение курганы, и эта особенность выделяет рассматриваемую племенную группировку среди остального раннесредневекового славянства. Причины и условия зарождения курганной обрядности пока не выяснены. Возможно, это было связано с какими-то изменениями в языческом мировоззрении, но более вероятно предположение, что курганы появились здесь в результате воздействия со стороны культуры карпатских курганов, локализуемой в Северо-Восточном Прикарпатье.[12]
Строение насыпей и обрядность в наиболее ранних пражско-корчакских курганах во всех деталях сопоставимы с курганами культуры карпатских курганов.[13]
Курганная обрядность в пражско-корчакском ареале распространялась постепенно. Период второй половины V — первой половины VII в. был временем становления этого ритуала. Курганы фиксируются главным образом в Волынско-Полесском регионе и Моравии, а основные массы славян этой культуры по-прежнему хоронили умерших в грунтовых могильниках. На следующем этапе (вторая половина VII—VIII в.) курганный обряд получает более широкое распространение, а в IX—X веках почти окончательно вытесняет прежнюю обрядность.[14]
[править] Керамика
Основу керамики составляют высокие горшки с усечённо-коническим туловом, слегка суженным горлом и коротким венчиком. Наибольшее расширение их приходится на верхнюю треть высоты. Большинство сосудов лишено орнаментации, лишь изредка встречаются горшки с косыми насечками по верхнему краю венчика. Кроме того, на поселениях обычны находки глиняных сковородок.[15]
[править] Примечания
- ↑ Пражская культура
- ↑ Пражская культура
- ↑ Пражская культура
- ↑ Пражская культура
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Пражская культура
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999