Пражская культура

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Пражская культура (Пражско-корчакская культура) — археологическая культура IV—VII веков на тер­ри­то­рии от бас­сей­на Эль­бы до Пра­во­бе­ре­жья Среднего По­днеп­ро­вья и северной час­ти бас­сей­на Южного Бу­га, от Южной При­бал­ти­ки до По­ду­на­вья и восточных от­ро­гов Альп; древ­ней­шая из куль­тур, при­над­леж­ность ко­то­рой сла­вя­нам об­ще­при­зна­на. Северо-западные па­мят­ни­ки (ти­па Су­ков — Дзед­зи­цы) рас­смат­ри­ва­ют как ло­каль­ный ва­ри­ант Пражской культуры, но есть точ­ка зре­ния об их ме­ст­ном фор­ми­ро­ва­нии и вы­де­ле­нии в осо­бую куль­ту­ру. Ком­понен­ты Пражской культуры из­вест­ны в груп­пе Ипо­теш­ти — Кын­деш­ти — Чу­рел, на ря­де па­мят­ни­ков Авар­ско­го ка­га­на­та, еди­нич­но у лан­го­бар­дов, ге­пи­дов и др. со­седей П. к., на Бал­ка­нах. П. к. вы­де­ле­на чеш. ар­хео­ло­гом И. Бор­ков­ским в конце 1930-х гг., на­зва­на по на­ход­кам на тер­ри­то­рии г. Прага и её ок­ре­ст­но­стей. В ос­но­ве совр. эта­па изу­че­ния П. к. — ра­бо­ты И. П. Ру­са­но­вой.[1]

Основные па­мят­ни­ки — се­ли­ща, груп­пи­рую­щие­ся в «гнёз­да». В сев. час­ти ареа­ла П. к. из­вест­ны го­ро­ди­ща. До­ма в осн. не­боль­шие под­квад­рат­ные по­лу­зем­лян­ки с пе­чью (ка­мен­кой, в ря­де ре­гио­нов — гли­но­бит­ной) в уг­лу. На се­ве­ро-за­па­де до­ми­ни­ру­ют по­строй­ки, сле­ды ко­то­рых — уг­луб­ле­ния аморф­ных очер­та­ний. В ря­де слу­ча­ев уда­ёт­ся про­сле­дить сруб­ные кон­ст­рук­ции, стол­бо­вые ямы у стен и уг­лов кот­ло­ва­на. Есть хо­зяйств. ямы (в том числе зер­но­хра­ни­ли­ща), на­зем­ные со­ору­же­ния, ог­ра­ды и др. Встре­ча­ют­ся пе­чи, вы­ре­зан­ные в стен­ке уг­луб­лён­ных по­стро­ек, ве­ро­ят­но, для выпечки хле­ба, хо­тя пред­ла­га­лись и др. ин­тер­пре­та­ции. Мо­гиль­ни­ки (в не­ко­то­рых ре­гио­нах не вы­яв­ле­ны) ча­ще грун­то­вые, ред­ко — кур­ган­ные; тру­по­сож­же­ния с по­ме­ще­ни­ем ос­тан­ков в ям­ку, не­ред­ко — в ке­ра­мич. ур­ну. Ке­ра­мич. по­су­да леп­ная, как пра­ви­ло, не ор­на­мен­ти­ро­ва­на; до­ми­ни­ру­ют горш­ки с рас­ши­ре­ни­ем в верх­ней тре­ти вы­со­ты; осн. тен­ден­ция их эво­лю­ции — уси­ле­ние про­фи­ли­ро­ван­но­сти верх­ней час­ти. В ря­де ре­гио­нов из­вест­ны гли­ня­ные «хлеб­цы». Пряс­ли­ца пре­им. би­ко­ни­че­ские (есть и в ви­де при­плюс­ну­тых ша­ри­ков), гли­ня­ные, ино­гда ор­на­мен­ти­ро­ван­ные (ча­ще ком­по­зи­ция­ми из вдав­лен­ных то­чек), из­вест­ны и мер­ге­ле­вые. Встре­ча­ют­ся же­лез­ные но­жи, сер­пы и др. ору­дия. На­ко­неч­ни­ки стрел и ко­пий, шпо­ры, уди­ла, под­пруж­ные пряж­ки, де­та­ли убо­ра в осн. пред­став­ле­ны те­ми же ти­па­ми, что и у со­сед­них куль­тур. Най­де­но до­воль­но мно­го ка­мен­ных ли­тей­ных форм, лья­чек и др. сле­дов ра­бо­ты с цвет­ны­ми ме­тал­ла­ми. Есть сви­де­тель­ст­ва ме­тал­лур­гии же­ле­за. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва — зем­ле­де­лие и жи­вот­но­вод­ст­во. К опор­ным па­мят­ни­кам для изу­че­ния вост. час­ти П. к. от­но­сят­ся Кор­чак, Зим­но, Ко­дын.[2]

Прак­ти­че­ски все­ми спе­циа­ли­ста­ми пражская культура счи­та­ет­ся от­ра­же­ни­ем яд­ра тра­диц. куль­ту­ры на­ро­да, имев­ше­го са­мо­на­зва­ние «сла­вя­не» (или близ­кое) и из­вест­но­го в гре­ко-лат. письм. ис­точ­ни­ках 6-7 вв. как скла­ви­ны и т. п.[3]

Содержание

[править] История

Су­ще­ст­ву­ют три основные ги­по­те­зы (с мо­дифи­ка­ция­ми) о про­ис­хо­ж­де­нии пражской культуры: 1) на ос­но­ве тра­ди­ций пше­вор­ской куль­ту­ры (или од­но­го из её ком­по­нен­тов) в Вис­ло-Одер­ском ре­гио­не (ряд польских ис­сле­до­ва­те­лей гл. обр. шко­лы Ю. Кост­шев­ско­го; И. П. Ру­са­но­ва, от­час­ти В. В. Седов); 2) на ос­но­ве тра­ди­ций зуб­рец­кой куль­ту­ры, про­дол­жав­ших­ся в рам­ках ло­каль­но­го ва­ри­ан­та чер­ня­хов­ской куль­ту­ры в Верх­нем и Среднем Под­не­ст­ро­вье (боль­шин­ст­во укр. ис­сле­до­ва­те­лей, час­тич­но Се­дов); 3) сфор­ми­ро­ва­лась в хо­де рас­се­ле­ния ря­да групп на­се­ле­ния лес­ной зо­ны Восточной Ев­ро­пы на за­пад и юг (Д. А. Ма­чин­ский, М. Б. Щу­кин, К. Год­лов­ский, И. Вер­нер и др.) или в хо­де взаи­мо­дей­ст­вия тра­ди­ций по­том­ков но­си­те­лей по­лес­ско­го ва­ри­ан­та за­ру­би­нец­кой куль­ту­ры с сев. со­се­дя­ми в осн. в По­ле­сье, за­тем в хо­де рас­се­ле­ния при­сое­ди­нив ряд бо­лее или ме­нее родств. групп (И. О. Гав­ри­ту­хин, ряд бе­ло­рус. ис­сле­до­ва­те­лей).[4]

По мнению историка В. В. Седова, создателями этой культуры были потомки пшеворской культуры и формировалась она на первых порах преимущественно в землях к северу от Карпатских гор. Распространение пражско-корчакской культуры на весьма широкой территории связано с миграциями её носителей, что, по всей вероятности, обусловлено было демографической ситуацией.[5]

В эво­лю­ции пражской культуры вы­де­ля­ют пе­рио­ды (фа­зы): 0 (4 в. или сер. 4 — нач. 5 вв.), вре­мя оформ­ле­ния яд­ра Пражской культуры и пе­ре­ход­ный пе­ри­од 0/I (ок. 1-й пол. 5 в.) — вре­мя пер­вых ми­гра­ций; I (5 в. или сер. 5 — 1-я пол. 6 вв.), ран­ний, ко­гда пражская культура рас­про­стра­не­на от По­ле­сья, Ср. По­днеп­ровья, вер­хо­вий Юж. Бу­га до Вост. При­кар­па­тья, бас­сей­на Ср. и Верх­ней Вис­лы, в Ниж­ней Си­ле­зии, по­яв­ля­ет­ся на се­ве­ро-вос­то­ке Кар­пат­ско­го бас­сей­на и на Ниж­нем Ду­нае; II (6 в. или сер. 6 — нач. 7 вв.) — «клас­си­че­ской» пражской культуры, ко­гда ос­ваи­ва­ет­ся ряд ре­гио­нов в По­ду­навье и на Эль­бе; III (7 в., в не­ко­то­рых ре­гио­нах до сер. 7 в.), позд­ний, ко­гда пражская культура дос­ти­га­ет тер­ри­то­ри­аль­но­го мак­си­му­ма, в её не­драх на­чи­на­ют скла­ды­вать­ся ло­каль­ные куль­ту­ры 4-й четв. 1-го тыс., в том числе в Вост. Ев­ро­пе — Лу­ки-Рай­ко­вец­кой.[6]

[править] Территория

Общий ареал её обширен — от верхней Эльбы и Среднего Подунавья на западе до правобережья Киевского Поднепровья на востоке и от средней Вислы на севере до Прикарпатья на юге. В общих чертах он соответствует территории, где, согласно Иордану, расселялись sklaveni, то есть славены: «Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, а на север — до Висклы…» Произведённый комментатором «Гетики» Е. Ч. Скржинской анализ названных географических координат позволяет ограничить ареал рассматриваемой группы славян нижней Савой на юго-западе, Вислой на севере, Балатоном и Днестром на юге, что соответствует территории пражско-корчакской культуры V — первой половины VI столетия.[7]

С восточнославянской историей связан сравнительно небольшой регион пражско-корчакской культуры — области Волыни, правобережной Киевщины и юга Припятского Полесья. Верховья Днестра и окраинные районы Волыни входили в ареал становления этой культуры, более восточные земли были колонизованы носителями её во второй половине V—VI в.[8]

[править] Поселения

Основными памятниками пражско-корчакской культуры являются неукрепленные поселения — селища, располагающиеся по берегам больших и малых рек, при ручьях и иных водоемах, в местностях более пригодных для земледелия и выпаса скота. Поселения имели небольшие размеры, обычно они состояли из пяти—двадцати дворохозяйств. Наиболее распространенной застройкой была кучевая, бессистемная. Наблюдается размещение жилых строений нерегулярными группами. В промежутках между ними находились хозяйственные ямные постройки, которыми, по-видимому, пользовались коллективно большие патриархальные семьи. Некоторые селения имели рядную застройку. Известны в пражско-корчакском ареале и немногочисленные городища.[9]

[править] Жильё

Жилищами служили полуземлянки площадью 8—20 м2, квадратные или подквадратные в плане, углубленные в грунт на 0,5—1 м. Стены домов в одних случаях были срубными, в других имели столбовую конструкцию. Полы были земляными, иногда они промазывались глиной, в редких случаях выстилались досками. В одной из сторон котлованов жилищ устраивался обычно вырез для входа, для спуска в дома служили деревянные лестницы. Один из углов жилища занимала печь, сложенная из камня или глины. Внутри домов устраивались прилавки- лежаки, вырезанные в материке или сделанные из дерева. Раскопками зафиксированы еще следы столов и иной мебели. По-видимому, высота жилищ достигала 2 м. Перекрытия были двускатными, они имели деревянный каркас, который покрывался досками или соломой. Имелись и наземные постройки. Так, на городище Зимно выявлены следы большого такого строения, по-видимому, поделенного на несколько камер, в каждой из которых имелся очаг.[10]

Жилища-полуземлянки — одна из важных этнографических черт пражско-корчакской культуры. Однако этот тип славянского дома был распространён также в пеньковской и ипотешти-кындештской культурах. В отличие от последних, в которых такие постройки были единственным типом домостроительства, в ареале пражско-корчакской культуры бытовали и наземные жилища.[11]

[править] Курганы

В VI—VII веках в пражско-корчакском ареале получают распространение курганы, и эта особенность выделяет рассматриваемую племенную группировку среди остального раннесредневекового славянства. Причины и условия зарождения курганной обрядности пока не выяснены. Возможно, это было связано с какими-то изменениями в языческом мировоззрении, но более вероятно предположение, что курганы появились здесь в результате воздействия со стороны культуры карпатских курганов, локализуемой в Северо-Восточном Прикарпатье.[12]

Строение насыпей и обрядность в наиболее ранних пражско-корчакских курганах во всех деталях сопоставимы с курганами культуры карпатских курганов.[13]

Курганная обрядность в пражско-корчакском ареале распространялась постепенно. Период второй половины V — первой половины VII в. был временем становления этого ритуала. Курганы фиксируются главным образом в Волынско-Полесском регионе и Моравии, а основные массы славян этой культуры по-прежнему хоронили умерших в грунтовых могильниках. На следующем этапе (вторая половина VII—VIII в.) курганный обряд получает более широкое распространение, а в IX—X веках почти окончательно вытесняет прежнюю обрядность.[14]

[править] Керамика

Основу керамики составляют высокие горшки с усечённо-коническим туловом, слегка суженным горлом и коротким венчиком. Наибольшее расширение их приходится на верхнюю треть высоты. Большинство сосудов лишено орнаментации, лишь изредка встречаются горшки с косыми насечками по верхнему краю венчика. Кроме того, на поселениях обычны находки глиняных сковородок.[15]

[править] Примечания

  1. Пражская культура
  2. Пражская культура
  3. Пражская культура
  4. Пражская культура
  5. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  6. Пражская культура
  7. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  8. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  9. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  10. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  11. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  12. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  13. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  14. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  15. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
Древняя Русь
Галичская земля  Черняховская культура + Киевская культура --> Пеньковская культура (Анты) --> Белые хорваты
Киевская земля  Пражская культура --> Лука-райковецкая культура --> Волыняне, Древляне, Дреговичи, Поляне
Муромская земля 
Новгородская земля  Культура новгородских сопок --> Словене
Полоцкая земля  Культура смоленско-полоцких длинных курганов --> Полоцкие кривичи
Псковская земля  Культура псковских длинных курганов --> Псковские кривичи
Ростово-Суздальская земля 
Рязанская земля 
Смоленская земля  Культура смоленско-полоцких длинных курганов --> Смоленские кривичи
Черниговская земля  Черняховская культура --> Именьковская культура --> Волынцевская культура --> Роменская культура --> Вятичи, Радимичи, Северяне
Личные инструменты