Вятичи
Материал из Documentation.
Вятичи — союз восточнославянских племён в бассейне верхней и средней Оки, Москвы-реки и, вероятно, в верховьях Дона.[1]
Этноним «вятичи» восходит, согласно версии «Повести временных лет», к имени Вятко — предводителя группы славян, которые пришли с запада на р. Ока.[2]
Ранние памятники вятичей (IX—X века) концентрируются в верхнем течении Оки. С IX века вятичи платили дань Хазарскому каганату, с середины X века — Древнерусскому государству. Позднее вятичи расселились к северу от первоначального ареала, в XI—XII веках на их племенной территории возникли города Воротынск, Дедославль, Козельск, Колтеск, Мосальск, Москва, Серенск и другие. Упорно сопротивлялись власти киевских князей, в 1080-х годах князь Владимир Всеволодович Мономах воевал с князем вятичей Ходотой. В конце XI — начале XII веков среди вятичей распространилось христианство, почти не затронувшее погребальную обрядность. В начале XII века территория расселения вятичей оказалась разделённой между Черниговским, Рязанским и Ростово-Суздальским княжествами, а вятичи постепенно стали частью древнерусской народности.[3][4]
Вятичи являлись носителями одной из ветвей роменской славянской культуры. К числу её носителей также относятся другие восточнославянские группы племён — радимичи и северяне.[5]
Древнейшие курганы вятичей содержат трупосожжения (единично — до XII века), остатки которых складывали в урны, реже — в деревянные ящики, иногда прослеживают столбовые кольцевые оградки. С XI века господствовали трупоположения под курганами (ранние, как правило, на горизонте, поздние — часто в ямах), ориентированные головой преимущественно на запад, нередко — в гробах или покрытые берестой. В XI—XIII веках вятичи выделялись этнографическими особенностями украшений. Яркость женского костюма объясняют влиянием финского населения, с которым соприкасались вятичи. Основным критерием при выделении принадлежности погребённых вятичей являются женские украшения: семилопастные височные кольца, решётчатые перстни, витые браслеты, ожерелья из сердоликовых и хрустальных бус, массовые находки которых и позволили очертить границы расселения вятичей. Встречаются также гривны, металлические нагрудные украшения и др. Курганные материалы XI—XIII веков отражают этническое единство, сложившееся в IX—X веках.[6]
Содержание |
[править] Территория расселения
Западная граница вятичского ареала сначала шла по водоразделу Оки и Десны. В бассейнах Жиздры и Угры выделяется пограничная полоса, где вятичские курганы сосуществовали с кривичскими. Далее вятичская граница поднималась на север до верховьев Москвы-реки, а потом поворачивала на восток по направлению к верховьям Клязьмы. Правобережье Москвы-реки целиком принадлежало вятичам. Вятичи заходили и на левый берег этой реки, но здесь вместе с вятичскими курганами встречаются и кривичские. Примерно около впадения Учи в Клязьму вятичская граница поворачивала на юго-восток и шла сначала по левобережью Москвы-реки, а потом — Оки. Бассейн верхнего течения Оки целиком был вятичским.[7]
Совокупность имеющихся в распоряжении исследователей данных позволяет сделать вывод о существовании не менее четырёх устойчивых группировок славянского населения, осознававших себя как вятичи и относимых соседями к вятичам: верхнеокская, донская (верхнедонская), среднеокская (рязанская) и московская (подмосковная). Каждая из них имела собственную историю образования: особую территорию, этнический субстрат, исторический и политический контекст.[8] Первые две группировки начали своё формирование в VIII веке в процессе расселения носителей роменской археологической культуры. Верхнедонские вятичи прекратили свое существование в Х веке, дав, вероятно, начало будущим рязанцам. Вятичи московского речного бассейна были группой населения, относящегося к носителям роменской культуры, вероятно, уклонявшихся от подчинения киевской (либо черниговской) княжеской администрации. Все четыре территориальные группировки, по всей видимости, впитали в себя весьма различный местный этнический субстрат: на Верхней Оке — балтский, на Верхнем Дону — тюркский и славянский колочинский, на средней Оке (в районе будущей Рязани) — угро-финский, в московском бассейне — рудиментарный дьяковский и, по-видимому, славянский невятичский.[9]
[править] История территориальной экспансии
Заселение славянами будущей территории вятичей проводилось поэтапно в направлении с запада на восток.[10]
Первоначальный ареал расселения вятичей был сформирован на Верхней Оке и Верхнем Дону на основе ассимиляции пришлыми славянами реликтового местного балтского населения.[11]
Этнический субстрат донской славянской группировки, культурно идентичных вятичам, по всей видимости, несколько отличался. Кроме того, раннее насильственное прекращение функционирование этого сообщества стало начальным пунктом возникновения среднеокской вятичской группировки, впитавшей в себя местные финно-угорские этносы и в скором времени ставшей основой формирования населения Рязанской земли. Нечто подобное имело место и в современных Москве и Подмосковье, когда группа вятичей с Верхней Оки, наряду с другими носителями роменской культуры и вероятным аборигенным неславянским субстратом, дали начало особой подмосковной группировке, продолжив своё собственной существование на прежней территории.[12]
[править] Населённые пункты
[править] Супруты
Наиболее богатым на информативные находки вятичским центром докиевской поры является Супрутское городище, расположенное на правом притоке Оки реке Упе. Результаты раскопок характеризуют существовавший там город как региональный торгово-ремесленный и военный центр. Совершенно нетипичный набор найденных украшений в сочетании с давностью и древностью датировок позволяет утверждать, что это городище стало местом зарождения многих вятичских племенных материальных традиций. Речь, в первую очередь, идет о височных кольцах, самые ранние образцы которых, причем характерные для разных восточнославянских народностей, были найдены именно там.[13]
Находки показывают, что Супрутское городище было важнейшим торговым центром, где осуществлялась торговля не только с местными славянами, но и с купцами, специально пребывавшими сюда издалека. Особый интерес вызывают находки предметов конской сбруи, вооружения и деталей поясов, подтверждающие наличие хорошо вооружённой конной дружины, в состав которой входила большая часть мужчин.[14]
Такие черты необычны для славянского поселения того периода, когда славяне были известны как, в первую очередь, пешие воины в отличие от конных степняков и передвигавшихся на ладьях викингов. Имеющаяся информация позволяет охарактеризовать Супрутское городище как своеобразное служилое поселение, само существование которого позволяет считать утверждение о вятичской службе по охране донско-окского торгового пути весьма обоснованным.[15]
[править] Серенск
Серенск — небольшое городище, расположенное в бассейне Верхней Оки. Обилие и разнообразие находок на нем удивляет и требует объяснения. Культурный слой детинца Серенска площадью 2,5 га чрезвычайно насыщен железными предметами быта, сельскохозяйственными орудиями, деталями вооружения и доспеха, обломками стеклянных браслетов (собрано более 8 000 фрагментов), изделиями из цветных металлов (около 2 000 предметов). Среди последних преобладают находки, характерные для вятичского убора, аналогичные курганному инвентарю.[16]
На городище открыты остатки цветной и черной металлообработки: производственные сооружения, инструментарий, отходы, бракованные изделия и сырьевые материалы. Многолетние археологические исследования поставили небольшой, затерянный в лесах и внешне ничем не примечательный Серенск в один ряд с крупнейшими древнерусскими городами с раз¬витым ремеслом. Все это позволяет рассматривать его как один из пунктов производства металлических украшений вятичского круга древностей.[17]
[править] Кордно
В Поучении Владимира Мономаха назван вятичский город Кордьно, но идентифицировать его с каким-либо определённым пунктом пока не удаётся.[18]
[править] Упоминания в письменных источниках
До последней четверти XI века летописи не называют ни одного города в земле вятичей.[19]
[править] Хазары
Вятический племенной союз стал частью хазарской военной системы контроля транспортных транзитных потоков.[20]
В IX веке, согласно Повести временных лет, вятичи платили дань Хазарскому каганату, обеспечивая, таким образом, своего рода поддержку в борьбе с Киевом. Его подданными они продолжали оставаться и в Х веке. Освободил их от этой зависимости князь Святослав.[21]
[править] Нравы и обычаи
Летописец Нестор описывает нравы и обычаи вятичей следующим образом: «Радимичи, вятичи, северяне имели одинаковый обычай: жили в лесах, как звери, ели все нечистое, срамословье было у них пред отцами и снохами; браков не было у них, но были игрища между сёлами. Сходились на игрища, на плясанья и на все бесовские игрища и тут умыкали себе жён, с которою кто сговаривался; имели по две и по три жены» и так далее. Впрочем, следующая фраза вполне объясняет столь неприязненно-критический тон летописца-монаха: «Этих же обычаев держались кривичи и другие язычники, не зная закона Божья, но сами себе творя закон». Следует помнить, что было это писано не позднее 1110 года, когда в Древнерусском государстве уже прочно утвердилось православие и церковники с праведным гневом обличали своих сородичей-язычников, погрязших в невежестве.[22]
[править] Сведения письменных источников
До нашего времени дошло весьма небольшое количество письменных источников, упоминающих вятичей. Наиболее подробная характеристика их обычаев и образа жизни приведена в «Повести временных лет».[23]
Автор «Повести временных лет» не может объяснить читателю, почему вятичи «прозвашася» именно так, а не иначе, а потому пишет по этому поводу: «А Вятко седе с родом своим по Оце, от него прозвашася вятичи».[24]
[править] Экономика
Хозяйственная деятельность вятичей была типичной для восточных славян. Местные жители занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством и ремесленным производством. Мёд и воск из вятичских лесов были широко известны на других территориях и являлись хорошим товаром. Раскопки показывают наличие большого количества ремесленных мастерских, включая гончарные, металлургические, слесарные, камнерезные и ювелирные. Вятичи были хорошо знакомы с металлургией и использовали болотные и луговые руды. Женщины активно занимались прядением и ткачеством, используя лён, коноплю и овечью шерсть.
Вятичи контролировали пересечение важных торговых путей, связывавших Европу и страны Востока. Вятичи использовали выгоды своего географического положения и употребляли разные способы эксплуатации торгового потока.
[править] Постройки
Жилые постройки в Земле вятичей подразделялись на несколько типов. Жилища в двух вариантах — наземные (жилые стены-клети либо срубные с подпольем или без подполья или с углубленным полом) и углубленные в землю (срубного типа и столбового), похожие на традиционные славянские полуземлянки.[25]
Хозяйственные постройки также подразделялись на наземные (срубные и столбовые) и углубленные (внутридомовые подпольные и подпечные ямы, погреба, внедомовые ямы для хранения).[26]
[править] Керамика
Выделяются три хронологических группы вятичской керамики: группа А — VIII—X вв., группа Б — конец X — первая половина XII в., группа В — вторая половина XII — середина XIII в. Керамика первой группы идентична классической роменской посуде, в подавляющем большинстве своём (до 90 %) лепная (безкруговая), с добавлением органики, шамота, дресвы, обожжённая печным способом при относительно низких температурах. Основная доля — горшки, сформированные методом круговых налепов. Небольшая доля керамики произведена на гончарном круге. Среди них попадаются образцы относимые к предметам волынцевского и салтовского типов. Керамика, произведённая на круге, по всей видимости прошли обработку в обжигных горнах (печах), равномерно и более правильно обожжена. Активное распространение гончарного круга российский археолог Т. Н. Никольская относит к концу X века. Состав глиняного теста, из которого была изготовлена посуда этого периода близок первоначальному, но более равномерно перемешан, отстоян, в большинстве обработан на круге и обожжен на специализированной печи. Третья группа датируется XII—XIII веками и почти полностью соответствует древнерусской керамике — хорошо выдержанное («отмученное») глиняное тесто без примесей, правильно обработанное на круге и правильно обожжёное в горне. Изменения были не одномоментны. Процесс эти шли по нарастающей, но, тем не менее, несмотря на постоянное присутствие всех традиций на рассматриваемой территории, число носителей старых навыков постоянно сокращалось. Результатом стал окончательный переход к общерусским приёмам в XIII веке.[27]
[править] История
История верхнеокской «Земли вятичей» состоит из четырёх последовательных периодов. Первый период охватывает время с VIII по X в. и характеризуется зарождением независимого вятичского этнополитического объединения. Этот период характеризуется существованием «северянско-вятичского» межплеменного объединения, возможно, в даннических или союзных отношениях с Хазарским каганатом. Вятичский племенной союз существовал в IX и двух первых третях X веков, укреплённый возможностью контроля над важным путём международной торговли. Второй период истории «Земли вятичей» начался в последней трети X века с попыток установления контроля киевских князей над вятичскими территориями. Третий период истории «Земли вятичей» относится к концу XI — первой трети XIII веков и связан с завершением процесса оформления вхождения данной территории в состав Черниговского княжества. Четвёртый период вятичской истории связан с началом процесса окончательной ассимиляции внутри Черниговского княжества в результате утраты элементов самоуправления и опустошения территории внешними участниками противостояния.
[править] Гипотезы
[править] Вантит
Арабы дают описание быта славян и природы страны Вантит, которое, по мнению историка Д. В. Смокотиной, не оставляет сомнений в отождествлении Вантита и земли вятичей.[28]
Тексты из сочинения Ибн Русте «ал-Алак ан-нафиса» и из «Худуд ал-алам» анонимного автора сообщают исследователям о некоем славянском городе Вантит (Вабнит). У Ибн Русте читаем: «И между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней пути. В самом начале пределов славянских находится город, называемый Ва . т (Ва . ит). Путь в эту страну идет по степям (пустыням?) и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян — ровная и лесистая, и они в ней живут». И в «Худуд ал-алам»: «Вабнит — первый город на востоке (страны славян), и некоторые из его жителей похожи на русов».[29]
В своём сочинении «Зайн ал-ахбар» Гардизи сообщает о Вантите следующие сведения: «И на крайних пределах славянских есть город, называемый Вантит… И страна славян ровная, изобилует деревьями, и они живут большей частью среди деревьев».[30]
Попытки исследователей интерпретировать сведения, сообщаемые арабским автором, и обозначить месторасположение упоминаемого в источниках Вантита (Вабнита) породили широкий спектр мнений. Ни один автор не говорит конкретно о месторасположении Вантита, ограничиваясь общими сведениями. Вероятно, это свидетельствует о том, что иноземцам путь в Вантит, за редким исключением, был заказан.[31]
Гипотеза об отождествлении Вантит с племенем вятичей была выдвинута Ф. Вестбергом и поддержана такими крупными исследователями, как В. Ф. Минорский и Т. Левицкий. Однако А. П. Новосельцеву эта гипотеза кажется неубедительной.[32]
Скорее всего, город Вантит не был какого-либо рода центром и, если он и был пунктом обмена, то незначительным. Но для арабов город играл свою роль — роль первого славянского города на пути «из араб в варяги», и был отмечен теми исключительно предприимчивыми арабами, которые рискнули подняться выше Булгара, несмотря на запрет. Известно, что арабский географ Сихаб эддин ибн Фалдаллах ал-Умари сообщает, что еще в XIV в. «купцы наших стран не забираются дальше города Булгара».[33]
Вопрос об идентификации Вантита до сих пор остается открытым. Что он представлял собой: оборонительное пограничное сооружение, перевалочный пункт, место складирования товара или один из торговых пунктов на пути «из варяг в арабы» — еще предстоит выяснить. Представляется возможным утверждать, что Вантит, удостоенный внимания таких отдаленных народов, как скандинавы и арабы, в период становления и развития международной водной торговой магистрали играл отнюдь не второстепенную роль.[34]
[править] Хордаб
Существует мнение, что город Хордаб также принадлежит земле вятичей.[35]
Некоторые историки видят центр вятичского государства в древнерусском городе Кордно близ современного села Карники Веневского района и полагают, что именно о нем говорят арабские авторы, именуя Хордабом.[36]
[править] Научное исследование вятичей
Российская историческая наука с момента своего зарождения в XVIII веке и фактически до начала XX века весьма небольшое внимание уделяла вопросам возникновения и существования отдельных восточнославянских общностей, хронологически предшествовавших возникновению Древнерусского государства. Обусловлено это было, в частности, малым количеством письменных сообщений вкупе с их небольшой информативностью. А потому, несмотря на многочисленные попытки полного и объективного исторического исследования различных аспектов древнерусской жизни в её докиевском варианте, долгое время их можно было разделить на две категории: некритического изложения летописного повествования и (начиная со второй половины XIX века) лёгкого критического анализа летописного нарратива.[37]
Упоминания о вятичах присутствуют в работах М. В. Ломоносова, В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьёва, Д. И. Иловайского, А. Л. Погодина, П. В. Голубовского, В. О. Ключевского, многих других представителей русской исторической науки. Упоминания эти базировались на нескольких летописных сообщениях, воспринятых и проанализированных, даже крупными учёными, в целом, малокритично.[38]
В то же время, помимо буквального цитирования и толкования, имелись и весьма продуктивные примеры анализа имевшейся информационной базы. В частности, следует упомянуть попытки установления мест прохождения границ, ограничивавших пределы территорий, контролировавшихся вятичами. Весьма продуктивными в этом отношении были изыскания одного из основоположников русской исторической географии Н. П. Барсова. А. А. Шахматов и М. К. Любавский подкорректировали выводы Н. П. Барсова о южной границе вятичского ареала, поместив их в междуречье Оки и Сейма.[39]
Работой А. В. Арциховского «Курганы вятичей» в научный оборот было введено, систематизировано и прошло датировку огромное количество археологических находок. Именно им были выявлены и перечислены признаки, до настоящего времени являющиеся определяющими для отнесения обнаруженных артефактов к вятичскому этнокультурному ареалу. Была отмечена преемственность в различных способах практиковавшихся погребальных обрядов, установлены границы поселений и погребений, атрибутированных А. В. Арциховским в качестве вятичских (в целом совпавших с выкладками Н. П. Барсова и замечаниями А. А. Шахматова и М. К. Любавского).[40]
Чрезвычайно продуктивная работа Верхнеокской экспедиции Института археологии АН СССР под руководством Т. Н. Никольской в 1960—1980-х годах стала важнейшим этапом в изучении материальной культуры и истории вятичей. Найденные в ходе раскопок городищ и селищ мастерские, плавильные печи, литейные формы, бытовые, хозяйственные и ювелирные изделия, предметы вооружения, конская сбруя и прочий богатый инвентарь дал представление о высоком уровне развития материальной культуры, наличии оживленных и дальних торговых связей с различными территориями. Итоговая работа Т. Н. Никольской «Земля вятичей. К истории населения бассейна верхней и средней Оки в IX—XIII вв.» до настоящего времени является наиболее полным и информативным трудом, посвященном вятичской материальной и духовной культуре.[41]
[править] Ссылки
[править] Карты
- Карта распространения вятических курганов с трупосожжениями
- Ранние города вятического ареала. Карта
- Города вятичей в XII веке (по Т. Н. Никольской, 1981)
- Карта. Курганы XI—XIII вв. ареала вятичей
- Карта. Расселение вятичей в VIII—X вв.
- Карта. Распространение семилопастных височных колец
- Карта Древней Руси
- Восточная Европа в IX веке. Карта
- Карта. Эпизод усобицы в Черниговской земле, конец апр. — авг. 1147 г.
[править] Рунет
- «Страна Вантит». Урок по истории России. X класс. Учитель истории МОУ гимназия 15 г.о. Орехово-Зуево Гвоздева Р. И.
- Вятичи
- Особенности истории и развития системы расселения приграничных территорий Брянской области
[править] Прочее
[править] Литература
- Арциховский А. В. Курганы вятичей. М.: РАНИОН, 1930
- Векслер А. Г. Семиверхие курганы вятичей в Одинцове под Москвой // Древние славяне и их соседи. М., 1970. С. 122—125
- Гоняный М. И. Находки вятичского круга древностей конца XII—XIII в. на сельских археологических памятниках бассейна верховьев Дона // Славяне и иные языцы…: К юбилею Натальи Германовны Недошивиной. М., 2014. С. 65-91. (Тр. ГИМ; Вып. 198)
- Гоняный М. И., Недошивина Н. Г., 1991. К вопросу о вятичах на Верхнем Дону // СА. № 1.
- Зайцев А. К., 1975а. Домагощ и границы вятичей // Историческая география России. XII — начало XX в. М.
- Зайцева И. Е., 2004. К вопросу о волостях в «Земле вятичей» // Вопросы археологии, истории и культуры Верхнего Поочья. Материалы VI научной конференции 28 февраля — 3 марта 1995 года. Калуга.
- Зайцева И. Е., Сарачева Т. Г., 2003. Химический состав цветного металла вятичей (сравнительно-исторический анализ курганных древностей и материалов Серенска) // Русь в XIII в.: древности темного времени. М.
- Зайцева И. Е., Сарачева Т. Г. Ювелирное дело «Земли вятичей» второй половины XI—XIII в. М.: Индрик, 2011
- Мазуров А. Б. Одна из первых находок вятических древностей // РА. 1999. № 4. С. 221—224
- Милонов Н. П., Фролов В. П., 1965. Новые данные о вятичах и радимичах // Ученые записки Рязанского пединститута. Т. 36. Рязань.
- Недошивина Н. Г., 19746. Погребальный обряд вятичей XI—XIII вв. Автореф. дисс. канд. ист. наук. М.
- Недошивина Н. Г. О религиозных представлениях вятичей XI—XIII вв. // Средневековая Русь. М.: Наука, 1976. С. 49-52
- Никольская Т. Н. Городище Слободка XII—XIII вв. К истории древнерусского градостроительства в Земле вятичей. М.: Наука, 1987
- Никольская Т. Н. Земля вятичей. К истории населения бассейна верхней и средней Оки в IX—XIII вв. М.: Наука, 1981
- Никольская Т. Н., 1966. К вопросу о феодальных замках в земле вятичей // Культура древней Руси. М.
- Никольская Т. Н., 1967. Древнерусский Серенск — город вятичей // АО 1966 года. М.
- Никольская Т. Н., 1968а. Кузнецы железу, меди и серебру от вятич // Славяне и Русь. М.
- Никольская Т. Н., 1972а. О летописных городах в Земле вятичей // КСИА. Вып. 129. М.
- Никольская Т. Н., 19726. К исторической географии Земли вятичей // СА. № 4.
- Никольская Т. Н., 1974в. Военное дело в городах Земли вятичей // КСИА. Вып. 139. М.
- Равдина T.B., 1965. О датировке вятичских курганов // СА. № 1.
- Равдина T.B., 1975а. Хронология «вятических древностей». Автореф. дисс. канд. ист. наук. М.
- Сарачева Т. Г., 1999а. Инструменты для нанесения декора на вятичские украшения // Археологический сборник. Памяти Марии Васильевны Фехнер. Труды ГИМ. Вып. 111. М.
- Сарачева Т. Г., 19996. Ювелирные изделия вятичей второй половины XI — первой половины XIII вв. (химико-технологический аспект проблемы). Автореф. дисс…. канд. ист. наук. М.
- Сарачева Т. Г., 2001а. О технологии нанесения лужения на украшения вятичей XI—XIII веков // Художественный металл России. Материалы конференции памяти Г. Н. Бочарова. М.
- Сарачева Т. Г., 20016. Новые данные о химическом составе цветного металла украшений вятичей // Вестник молодых ученых. № 1. СПб.
- Сарачева Т. Г., 2002. Металлические украшения вятичей из раскопок Зарайских курганов // Зарайск. Т. 2: Проблемы и перспективы духовного и культурного развития. Зарайск; Москва.
- Сарачева Т. Г., 2004. Ювелирные изделия вятичей: технология изготовления и сбыт продукции // Археология Подмосковья: Материалы научного семинара. М.
- Соловьева Г. Ф. Славянские союзы племен по археологическим материалам VIII—XIV вв. н. э.(вятичи, радимичи, северяне) // Советская археология. — 1956. — С. 138—170.
- Трофимова Т. А. Кривичи, вятичи и славянские племена Поднепровья по данным антропологии //Советская этнография. — 1946. — №. 1. — С. 91-136.
- Хохлова Т. М., 1990. Медное и бронзовое литье Земли вятичей // Историко-археологический семинар "Чернигов и его округа в IX—XIII вв> (15-18 мая 1990 г.). Чернигов.
- Шахматов А. А. Южные поселения Вятичей // Известия Императорской Академии Наук. VI серия. Т. 1. Вып. 16. СПб., 1907. С. 715—729
- Якобий П. И. Вятичи Орловской губернии. — Gerol’d, 1907. — Т. 32
[править] Примечания
- ↑ Вятичи
- ↑ Вятичи
- ↑ Вятичи
- ↑ [1]
- ↑ Майоров А. А. Вятичи: вопросы расселения, этногенеза, периодизации и политической истории // Исторический формат. — 2018. — №. 1-2 (13-14)
- ↑ Вятичи
- ↑ Вантит — город вятичей
- ↑ Майоров А. А. Вятичи: вопросы расселения, этногенеза, периодизации и политической истории // Исторический формат. — 2018. — №. 1-2 (13-14)
- ↑ [2]
- ↑ Ювелирное дело «земли вятичей» во второй половине XI—XIII в. // Москва, 2011
- ↑ Майоров А. А. Вятичи: вопросы расселения, этногенеза, периодизации и политической истории // Исторический формат. — 2018. — №. 1-2 (13-14)
- ↑ Майоров А. А. Вятичи: вопросы расселения, этногенеза, периодизации и политической истории // Исторический формат. — 2018. — №. 1-2 (13-14)
- ↑ Майоров А. А. Древние вятичи и их особое место среди восточнославянских племен IX—XI вв // Вестник Костромского государственного университета им. НА Некрасова. — 2015. — Т. 21. — №. 6.
- ↑ Майоров А. А. Древние вятичи и их особое место среди восточнославянских племен IX—XI вв // Вестник Костромского государственного университета им. НА Некрасова. — 2015. — Т. 21. — №. 6.
- ↑ Майоров А. А. Древние вятичи и их особое место среди восточнославянских племен IX—XI вв // Вестник Костромского государственного университета им. НА Некрасова. — 2015. — Т. 21. — №. 6.
- ↑ Ювелирное дело «земли вятичей» во второй половине XI—XIII в. // Москва, 2011
- ↑ Ювелирное дело «земли вятичей» во второй половине XI—XIII в. // Москва, 2011
- ↑ Ювелирное дело «земли вятичей» во второй половине XI—XIII в. // Москва, 2011
- ↑ Вантит — город вятичей
- ↑ Майоров А. А. Древние вятичи и их особое место среди восточнославянских племен IX—XI вв // Вестник Костромского государственного университета им. НА Некрасова. — 2015. — Т. 21. — №. 6.
- ↑ Вантит — город вятичей
- ↑ Вантит — город вятичей
- ↑ Майоров А. А. Древние вятичи и их особое место среди восточнославянских племен IX—XI вв // Вестник Костромского государственного университета им. НА Некрасова. — 2015. — Т. 21. — №. 6.
- ↑ Вантит — город вятичей
- ↑ Майоров А. А. Вятичи: вопросы расселения, этногенеза, периодизации и политической истории // Исторический формат. — 2018. — №. 1-2 (13-14)
- ↑ Майоров А. А. Вятичи: вопросы расселения, этногенеза, периодизации и политической истории // Исторический формат. — 2018. — №. 1-2 (13-14)
- ↑ Майоров А. А. Вятичи: вопросы расселения, этногенеза, периодизации и политической истории // Исторический формат. — 2018. — №. 1-2 (13-14)
- ↑ Вантит — город вятичей
- ↑ Вантит — город вятичей
- ↑ Вантит — город вятичей
- ↑ Вантит — город вятичей
- ↑ Вантит — город вятичей
- ↑ Вантит — город вятичей
- ↑ Вантит — город вятичей
- ↑ Вантит — город вятичей
- ↑ Вантит — город вятичей
- ↑ Майоров А. А. Вятичи: вопросы расселения, этногенеза, периодизации и политической истории // Исторический формат. — 2018. — №. 1-2 (13-14)
- ↑ Майоров А. А. Вятичи: вопросы расселения, этногенеза, периодизации и политической истории // Исторический формат. — 2018. — №. 1-2 (13-14)
- ↑ Майоров А. А. Вятичи: вопросы расселения, этногенеза, периодизации и политической истории // Исторический формат. — 2018. — №. 1-2 (13-14)
- ↑ Майоров А. А. Вятичи: вопросы расселения, этногенеза, периодизации и политической истории // Исторический формат. — 2018. — №. 1-2 (13-14)
- ↑ Майоров А. А. Вятичи: вопросы расселения, этногенеза, периодизации и политической истории // Исторический формат. — 2018. — №. 1-2 (13-14)
Вятичи | |
---|---|
История | VIII век • IX век • X век • XI век • XII век |
Темы | Происхождение • Территория расселения • Экономика • Взаимодействие с мощинской культурой • Научное исследование вятичей |