Хазарский каганат
Материал из Documentation.
Хазарский каганат — историческое государство в Евразии.
Это было достаточно мощное образование, подчинившее ряд воинственных кочевых племен степей Причерноморья и Прикаспия и сумевшее в течение длительного времени сдерживать натиск Арабского халифата на Кавказе. Xазария занимала обширную территорию, включавшую на севере весь бассейн Северского Донца и бассейн Дона почти до Воронежа, на западе — Северное Приазовье и часть Крыма, на юге — Кубань и предгорья Кавказа вплоть до Каспийского моря. Население Xазарского государства было многоэтничным, в его составе были хазары, аланы, болгары, угры, славяне и другие более мелкие племена. Арабские авторы сообщают о десятке городов-крепостей, имевших мощные каменные фортификационные сооружения. Они были сконцентрированы на юго-восточной окраине Xазарии, куда через Дербентские «ворота» могли в первую очередь проникнуть боевые силы ее главного противника — Арабского халифата.[1]
Содержание |
[править] Религии
В качестве гос. религии каган избрал иудаизм (еврейские общины с начала н. э. обитали в городах Северного Причерноморья): иудаизм как религия, основанная на Священном Писании, признавался и арабами-мусульманами, и греками-христианами — соперниками Хазарии. Иудаизм приняла только хазарская верхушка; осн. часть населения Хазарии — болгары и аланы — сохранила традиционные языческие верования, о чём свидетельствует и салтово-маяцкая археологическая культура, распространившаяся в 8-9 вв. на территории Хазарского каганата.[2]
[править] Салтово-маяцкая культура
На всей территории Xазарского каганата с VIII века получила распространение салтово-маяцкая культура. Как показал М. И. Артамонов, это была культура всего населения Xазарского государства. По деталям погребальной обрядности, керамическому материалу и особенностям домостроительства в ареале салтово-маяцкой культуры археологами выделяются места проживания различных племенных групп, входивших в состав Xазарии.[3]
[править] Территория
[править] Исследование С. А. Плетнёвой
Наиболее полно география Хазарии представлена в научно-популярной работе С. А. Плетнёвой «Хазары». Используя в основном археологические данные и информацию, содержащуюся в еврейско-хазарской переписке Х в., археолог практически отождествляет собственно хазарскую территорию с ареалом так называемой салтово-маяцкой археологической культуры. При такой трактовке границами Хазарского каганата на северо-западе становятся верховья Северского Донца, на севере — правобережье Дона, на юге — восточный Крым, Кубань и далее по предгорьям Кавказа (включая средневековую Аланию) до Каспийского моря. На востоке ареал культуры упирается в Волгу, достигая на севере района Саратова. Характер археологических комплексов салтовского круга и их положение дали основание исследовательнице связывать их возникновение с арабо-хазарскими войнами VIII в., заставившими кочевников и полукочевников Предкавказья уйти на север. Таким образом, аланы и булгары практически рассматриваются С. А. Плетневой как основное население степных территорий каганата. Данное отождествление очевидно связано с археологической «неуловимостью» собственно хазар, не преодоленной по сей день.[4]
Кроме коренных хазарских земель археолог словесно и графически обозначает «направления экспансии» каганата в VIII—IX вв. В эту категорию входят как ТВД, унаследованные с предыдущего периода истории Хазарии (восточный Крым и горные районы Кавказа), так и «новые» направления, к которым, по мысли ученого, относятся Поволжье вплоть до Волжской Булгарии, степи западнее Дона и лежащие к северу от них территории расселения восточнославянских «племен».[5]
[править] Исследование А. П. Новосельцева
Несколько более скромно выглядит историческая география Хазарии VIII—IX вв. по А. П. Новосельцеву. Прежде всего, это связано с опорой исключительно на письменные источники. Крайне важным представляется вывод автора о практической независимости горного Дагестана от Хазарии на всем протяжении существования последней. К такому же заключению А. П. Новосельцев приходит относительно кавказской Алании, оговариваясь, что ясское население Подонья «входило непосредственно в состав Хазарского каганата». Вопрос о подчиненности хазарам булгар, оставшихся в степях Причерноморья после разгрома Великой Болгарии, автор оставляет открытым, как и пределы их власти в Крыму.[6]
К числу определенно хазарских областей, согласно А. П. Новосельцеву, относились Подонье, земли буртасов, Волжской Булгарии, марийцев, дельта Кубани с крепостью Смкрц, которую ученый отождествляет с Таматархой (Тьмутараканью), «часть восточных славян» (из соответствующей главы следует, что к ним относятся прямо упомянутые летописью в качестве данников кагана поляне, северяне, радимичи, вятичи, а также, вероятно, уличи).[7]
[править] Возведение крепостей на северо-западных рубежах Хазарского каганата в середине IX века
Как можно судить по византийским документам, в 830-х годах у Xазарского государства появился какой-то соперник. Правители Xазарии не могли сдерживать натиск этого воинственного соседа и вынуждены были направить послов в Византию с просьбой о помощи в крепостном строительстве. Византийский император Феофил (829—842 гг.) благожелательно отнесся к хазарской миссии. В Xазарию, как рассказывает Константин Багрянородный, была направлена экспедиция во главе с Петроной Каматиром — братом жены императора, Феодоры. Каматиры принадлежали к знатным фамилиям Византии. По-видимому, император придавал большое значение этой экспедиции.[8]
Последнюю образовали два отряда. На царских судах, вышедших из Константинополя, по-видимому, находились сам Петрона с сопровождающими и охраной. Другой отряд вышел отдельной флотилией из Пафлагонии — византийской фемы, расположенной на южном побережье Черного моря. Скорее всего, это были военные инженеры и строители, которым предстояло заняться в Xазарии возведением крепостных сооружений.[9]
Петрона и его сестра-императрица происходили из Пафлагонии и, вероятно, этим был обусловлен выбор мастеров для выполнения военно-инженерных работ в Xазарии. При дворе Феофила было немало людей из восточных провинций Империи, они имели в Константинополе большой вес и власть.[10]
Константин Багрянородный рассказывает о постройке экспедицией Петроны крепости Саркел на левом берегу Дона, в устье Цимлы. Он не называет точной даты этого строительства. Но о нем сообщают также «Продолжатель Феофана» и Георгий Кедрин (исследователи полагают, что их описания, как и Константина Багрянородного, восходят к единому, несохранившемуся, источнику IX в.). Кедрин датирует экспедицию Петроны в Xазарию и постройку Саркела 834 годом, а «Продолжатель Феофана» помещает это событие перед информацией о начале военных действий императора Феофила против арабов 837 г.[11]
Археологические исследования Саркела показали, что это была достаточно мощная для своего времени крепость. Она имела в плане форму четырехугольника размерами 193,5 х 133,5 м, кирпичные стены по периметру толщиной 3,75 м и башни по углам и вдоль стен. Крепостные сооружения Саркела своей геометрической правильностью, точностью разбивки и безукоризненной техникой кладки, подчеркивает их исследователь П. А. Раппопорт, свидетельствуют о том, что строителями их были мастера, имеющие богатый опыт кирпичного строительства. Вместе с тем, формат кирпича, технология кладки и исключительно геометрический план крепости определенно указывают на то, что это была не собственно византийская (константинопольская) строительная традиция. Крепостные сооружения Саркела обнаруживают черты сходства с раннесредневековым строительством Кавказского региона, а отдель-ные элементы сопоставимы с иранской архитектурой. В этой связи можно с большой долей определенности полагать, что строителями Саркела были мастера не из Константинополя, а из одной из малоазиатских фем, скорее всего из Пафлагонии.[12]
По возвращении в Константинополь Петрона Каматир, как сообщает Константин Багрянородный, заявил императору: «Если ты хочешь всецело и самовластно повелевать крепостью Xерсоном и местностями в нем и не упускать их из своих рук, избери собственного стратига и не доверяй их протевонам и архонтам». Как известно, до 30-х годов IX в. Крымская Готия находилась в составе Xазарского государства. Xерсон с округой пользовался некоторой автономией и управлялся местным должностным лицом — протевоном. В связи с военно-фортификационной деятельностью, выполненной Византией, Xазария, очевидно, вынуждена была уступить Крымские земли. Xерсон с округой теперь становится византийской фемой. Первым ее стратигом стал Петрона Каматир, которого император Феофил направил в Xерсон, «повелев тогдашнему протевону и всем (прочим) повиноваться ему. С той поры до сего дня стало правилом избирать для Xерсона стратигов из здешних». Известно, что официальным титулом стратига Xерсонской фемы со второй трети IX в. стал «патрикий и стратиг климатов».[13]
Исследователи не раз обращали внимание на то, что постройка Саркела и уступка Xазарии Византии Крымской Готии крайне неравноценны. Высказывались догадки, что возведение Саркела было «ширмой», а не главной задачей миссии Петроны. Но никаких подтверждений этого до недавнего времени не было. Теперь археологические материалы свидетельствуют, что это действительно так.[14]
Византийское военно-фортификационное строительство в Xазарии в 830-х годах не ограничилось возведением Саркела. Параллельно, как показывают археологические изыскания, византийскими мастерами были произведены крупные работы по укреплению северо-западных рубежей Xазарского каганата: были выстроены мощные для того времени крепости там, где территория салтово-маяцкой культуры вплотную соприкасалась с ареалом волынцевской культуры и роменско-боршевских древностей.[15]
До 830-х годов на северо-западном пограничье Xазарии имелись лишь городища, возникшие еще в скифское время. Они располагались на труднодоступных мысах коренных берегов рек и воспринимались средневековым населением как естественно защищенные места, подходящие для обеспечения безопасности жителей близлежащих селений. Их плановая структура зависела исключительно от природных факторов. Население салтово-маяцкой культуры лишь усилило некоторые из таких городищ дополнительными деревоземляными укреплениями.[16]
В 830-х и, возможно, частично в 840-х годах на северо-западном участке границы Xазарского государства — по берегам р. Тихая Сосна (правый приток Дона) и в верховьях Северского Донца — были выстроены крепости совершенно иного типа. Они имеют отчетливо геометрическую планировку, а по периметру защищены стенами, сложенными из обработанного камня или кирпича. Природные факторы в их обороне играли второстепенную роль, естественную защиту имела лишь одна, выходящая к реке, сторона крепости.[17]
Таких крепостей на северо-западном пограничье салтово-маяцкой культуры в настоящее время исследовано семь. Это — городища Алексеевское, Верхнеольшанское, Верхнесалтовское, Колтуновское, Красное, Маяцкое и Мухоудеровское. Г. Е. Афанасьев, обстоятельно проанализировавший их, отнес эти крепости к особому (четвертому) типу и показал, что они не имеют никакой связи с местным фортификационным строительством. Их плановая структура и строительные приемы не обнаруживают местных корней и несомненно восходят к традициям иноземной крепостной архитектуры. Произведенное этим исследователем сопоставление каменных крепостей на северо-западных рубежах Xаза- рии с синхронными хазарскими фортификациями Дагестана, Прикубанья и Крыма выявило заметные различия между ними. Стало очевидным, что возведение каменных крепостей на пограничье Xазарского государства с ареалом славян — носителей волынцевской и роменско-боршевской культур было осуществлено при участии пришлых мастеров из Византийской империи, имевших большой опыт в строительстве военно-фортификационных сооружений такого типа.[18]
Параллельно со строительством новых крепостей на северо-западных рубежах Xазарии теми же мастерами из Византии, очевидно, были существенно реконструированы старые укрепленные пункты. Один из них — Дмитриевское городище — был исследован раскопками С. А. Плетневой. В результате установлено, что в 830—840-х годах на поселении, занимавшем площадку размерами 200 х 40—100 м, по периметру были возведены мощные «двухпанцирные» стены из белого камня. Каменные крепостные стены, подобные фортификациям Дмитриевского поселения, археологически выявлены еще на четырех пограничных хазарских городищах — Кабаново, Коробовы Xутора, Мохнач и Сухая Гомольша.[19]
[править] Гипотеза об отношениях с Русским каганатом
Картография каменных крепостей Xазарского государства, выстроенных в византийской военно-инженерной традиции, достаточно надежно указывает на то, что все они предназначались для защиты северо-западных рубежей. За ними на север и запад простирались земли славян-русов, которые основали раннегосударственное образование — Русский каганат. Очевидно, последний и стал в эти годы IX в. угрозой Xазарии. Другого крупного соперника Xазарского государства в Восточной Европе в это время просто не было. Скандинавы-варяги в первой половине IX в. селились только в низовьях Волхова. До 860-х годов этого столетия Ладога была небольшим поселением с преимущественно торгово-ремесленными функциями, в котором варяги проживали вместе со славянами и приладожскими финнами. Ладога с округой никак не могла соперничать с Xазарией. Волжский и Днепровский водные пути, как свидетель-ствуют данные археологии и нумизматики, в этот период еще не функционировали.[20]
Если прежде Xазарский каганат имел мощные крепости в основном на юго-востоке, где существовал грозный соперник в лице Арабского халифата, то в 30-х годах IX в. Xазария вынуждена была ценою территориальных уступок с помощью византийских инженеров и строителей создать мощную линию крепостных сооружений, способную выдержать натиск своего крепнущего соседа — Русского каганата, на своих северо-западных рубежах.[21]
По-видимому, каменные крепости, возникшие на Тихой Сосне и Северском Донце, могли быть использованы не только для обороны Xазарии, но и для покорения соседнего славянского населения. Создалась неблагоприятная обстановка для Русского каганата, и, очевидно, это побудило его правителя в 838 г. (вскоре по окончании крепостного строительства на хазарско-славянском пограничье или даже когда оно еще не было завершено) отправить в Византию посольскую миссию. Византийские источники о ней, правда, ничего не сообщают. Однако согласно Бертинским анналам весной 839 г. к франкскому императору Людовику Благочестивому в Ингельгейм прибыло византийское посольство, к которому были присоединены лица, утверждавшие, что их народ называется рос, а послал их в Константинополь хакан — правитель росов с целью установления дружбы. В Византии, воевавшей в то время с арабами, по-видимому, не пожелали портить установившиеся в результате экспедиции Петроны добрые отношения с Xазарским государством и прохладно отнеслись к посланникам Русского каганата. Им пришлось возвращаться ни с чем.[22]
[править] Описания Хазарии в древних источниках
[править] Анонимная записка о народах восточной Европы
В «Анонимной записке о народах восточной Европы» описание страны ал-хазар следует за рассказом об ал-баджанакийа (печенегах). Расстояние между ними определяется в 10 дней пути по бездорожью. Размеры Хазарии оцениваются анонимом как обширные. «С одной стороны» (очевидно, с юга) страна примыкает к Кавказским горам. Далее следует описание «двоевластия» у хазар и их религии.[23]
Затем в «Анонимной записке» говорится о двух городах Хазарии. Название «главного» населенного пункта — «Сар‘шн» («Сар‘ гш», «Сар‘c»). Ученые отождествляют его либо с находившемся в приморском Дагестане Самандаром253, либо с Саксином (возможно, другое название Атиля) в устье Волги. Название второго упоминаемого в источнике города так же уникально — «Х.б.н.л.‘». Наиболее вероятным представляется отождествление данного набора букв с топонимом Хамлидж, упоминаемым, в частности, Ибн Хордадбехом и локализуемом в устье Волги. Таким образом, «Анонимная записка» фиксирует, вероятно, только прикаспийские города Хазарии. Отдельно отмечается, что собственно хазары используют эти поселения лишь в качестве места зимовки, а весной «они выходят в степь и не возвращаются в город до наступления зимы». Кроме того, именно в городах проживает значительная мусульманская община.[24]
Заключительная часть рассказа посвящена походам хазар во главе с иша (реальным правителем страны, в отличие от номинального владыки — хакана). Представляют интерес данные о численности войска (10000 хорошо вооруженных всадников) и направлениях их походов — в основном против печенегов (в версии Гардизи также говорится о редких войнах с буртасами).[25]
Кроме специального раздела информация о хазарах содержится и в контексте описаний других общностей.[26]
Так, из рассказа о буртасах следует, что, не имея собственной центральной власти, они «остаются в подчинении у царя хазар». В главке о булгарах констатируется, что последние живут на реке Атиль «между ал-хазар и ас-сакалиба». Названы хазары и в числе основных торговых партнеров булгар наряду с русами.[27]
Раздел о мадьярах содержит упоминание о том, что «в прошлые времена» хазары строили «рвы» (какие-то полевые укрепления?) для обороны от этих кочевников.[28]
Вопреки сведениям Константина Багрянородного (середина Х века), венгры «Анонимной записки», наряду с булгарами, независимы от хазарского кагана.[29]
Важно отметить также, что, описывая важнейшие общности Северного Кавказа — алан и ас-сарир, аноним ни словом не обмолвился об их отношениях с хазарами, хотя в период арабо-хазарских войн (первая половина VIII в.) активное взаимодействие каганата с этими территориальными образованиями неоднократно фиксируется источниками.[30]
Столь же независимым от хазар выглядит и упомянутый в соответствующем разделе царь славян. Примечателен факт, что в соответствующих главках довольно подробно говорится о набегах на славян мадьяр и русов. Однако автор молчит о каких-либо отношениях между ас-сакалиба и ал-хазар.[31]
Не фиксирует Анонимная записка и присутствия хазар в Крыму. Так захваченных в славянских землях рабов венгры везут к порту «К.р.х.», которым, судя по контексту, владеют «румы», то есть византийцы. Если принять весьма распространенную точку зрения, что под «К.р.х.» скрывается Керчь, то о власти кагана в Таврике говорить не приходится.[32]
Таким образом, Хазария IX столетия предстает в Анонимной записке отнюдь не как доминирующая политическая сила юго-востока Европы, а в качестве одного из нескольких важных политических акторов.[33]
[править] Книга путей и стран
Хазары и их страна неоднократно упоминаются в «Книге путей и стран». Страна хазар локализуется к северу от кавказских владений халифата наряду с аланами, ас-сакалиба и другими народами севера. В рассказе о путешествии Саллама Переводчика к стене Гога и Магога хазарские владения и «владыка хазар» тархан упоминаются к северу восточных предгорий Кавказа. При описании торгового пути на север называет Ибн Хордадбех и хазарские города — Баланджар, Хамлидж, ал-Байду. Все они находятся к северо-западу от Каспийского моря. Как важнейший (во всяком случае, в экономическом отношении) центр Хазарии несколько раз упомянут Хамлидж в устье Волги.[34]
Немного новой информации о географии каганата несут известные описания путей купцов-русов и ар-ра‘данийа в Восточной Европе. Прежде всего, речь идет о реке, по которой еврейские и русские (в варианте Ибн ал-Факиха — славянские) купцы спускаются к Хамлиджу. Это река «..нис» (название сильно искажено), текущая из страны славян. При этом пошлину правителю хазар торговцы платили уже в самом Хамлидже.[35]
Что же это за «река славян», по которой можно добраться до Джурджанского моря (то есть Каспийского)? На первый взгляд, ответ очевиден — речь идет о Волге. Однако, как справедливо заметила Т. М. Калинина, неясно, почему в IX веке Волгу называли «рекой славян». Более вероятной представляется реконструкция искажённого названия как «Танис» (греч. Танаис). Однако относилось оно не к реальному Дону, а к речному торговому пути, ведущему из земель восточных славян к Каспию.[36]
Важно отметить, что Ибн Хордадбеху не были известны хазарские укрепления на Дону, а единственным таможенным пунктом хазар для него был Хамлидж.[37]
Заслуживает внимания упоминание компилятором Ибн Хордадбеха Ибн ал-Факихом ал-Хамазани (ок. 903 г.) в качестве одного из рынков Восточной Европы «Самкарша иудеев», который отождествляют либо с Керчью, либо с Тьмутараканью. Традиционно считается, что Керченский пролив в IX в. контролировался хазарами. Однако в рассказе Ибн ал-Факиха об этом контроле (следовало бы ожидать упоминания о десятине) нет ни слова, а путь по реке славян в «залив хазар» описан как альтернативный маршруту на Самкарш.[38]
[править] Примечания
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Хазарский каганат и народы евразийских степей в 7-10 веках
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.
- ↑ Внешний фактор в истории Руси в конце VIII — середине IX в.