История вятичей

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



История верхнеокской «Земли вятичей» состоит из четырёх последовательных периодов.[1]

Первый период охватывает время с VIII в. по X в. и характеризуется фактом зарождения независимого вятичского этнополитического объединения, бывшего, по мнению ряда исследователей, протогосударственным образованием. Своим началом данный период восходит к событиям первичного расселения славян, носителей роменской археологической культура. Наиболее ярким характерным признаком этого периода можно считать существование так называемого «северянско-вятичского» межплеменного объединения. По всей видимости, эта структура находилась в даннических либо союзных отношениях с Хазарским каганатом и входила в систему обеспечения безопасности донского и окского торговых путей меридиональной направленности «из хазар в немцы».[2]

Первоначальное становление его характеризуется ассимиляцией аборигенных носителей балтской мощинской археологической культуры. Завершением первого периода следует полагать факт (легендарного либо реального) прихода летописного Вятко, что, по всей видимости, привело к большей персонализации власти и завершению процесса консолидации вятичского племенного княжения.[3]

Вятичский племенной союз как отдельная территориальная, этническая и культурная единица существовал в IX в. и в двух первых третях Х в. В экономическом плане его укрепляла возможность контроля над важным путем международной торговли того времени. В военно-стратегическом отношении его характеризовала относительная отдаленность от враждебных народов и наличие естественной защиты в виде обширных лесных массивов. Его политическое положение отличала независимость от соседей, наличие внутреннего родо-племенного управления, даннические отношения с неславянским государством — Хазарским каганатом.[4]

В силу известных тенденций исторического развития вятичский племенной союз не мог оказаться в составе любого другого государства, кроме русского. Тем не менее, вятичи долгое время сохраняли особенность своего положения и противодействовали стремлению киевских властителей включить их в состав своего государства. Вятичский этнополитическое объединение оставалось полностью независимым от Киева политическим образованием до 960-х годов.[5]

Второй период истории «Земли вятичей» начался в последней трети Х в. с попыток установления контроля киевских князей над вятичскими территориями. Его началом следует полагать поход киевского князя Святослава на вятичей в 964 г. Контроль киевской администрации не был полным, вятичи сохраняли внутреннюю автономию и упорно сопротивлялись власти центральной древнерусской администрации. Последнюю треть Х в. следует считать началом процесса постепенной ликвидация вятичского племенного княжения, началом широкого распространения древнерусской археологической культуры, включившей вятичские элементы как составные локальные особенности.[6]

Во второй половине XI в. вятичи продолжали демонстрировать самостоятельность и непокорность центральной власти, о чем говорит контекст их упоминания в «Поучении» Владимира Мономаха. в своем упомянул военный поход «сквозь вятичи», как серьезное военное мероприятие. Включение «Земли вятичей» в состав единого государства было осуществлено в ходе нескольких последовательных силовых акций. Подтверждением летописному рассказу служат данные археологии, утверждающие, что к настоящему времени в пределах рассматриваемого региона археологам известно 61 вятичское городище и селище, возникшее ранее второй половины XI в. В XII в. продолжили свое существование только 49 поселений славянских городищ и селищ из названных 61. Остальные перестали существовать — не все местные населенные пункты и жители сумели пережить присоединение к большому государству.[7]

Третий период истории «Земли вятичей» относится к концу XI — первой трети XIII вв. Его содержанием является завершение процесса оформления вхождения данной территории в состав Черниговского княжества, её административно-культурная ассимиляция и создание на ней отдельных волостей.[8]

Как известно, в условиях политического разделения Руси, окончательно ставшего реальностью после 1132 г., земли вятичей всё же были введены в состав Черниговского княжества. Так же как и в прежнем Древнерусском государстве, эта территория оставалась далекой окраиной государственного формирования и рассматривалась его руководителями как зона второстепенных интересов и источник материальных ресурсов.[9]

Крупная политическая структура (первоначально — Древнерусское государство, а затем — выделившееся Черниговское княжество) не смогла окончательно унифицировать верхнеокские земли, сделать их похожими на другие свои части, растворить их жителей в общей массе своего населения. По-видимому, силовое подчинение «Земли вятичей», отсутствие у князей интереса к судьбам проживавших там людей и следование личным политическим амбициям обусловило сохранение в местном общественном сознании особого отношения к центральной власти и желание возродить некоторые элементы своей прежней автономии.[10]

Четвертым периодом вятичской истории можно полагать начало процесса окончательной ассимиляции внутри черниговского княжества в результате утраты элементов самоуправления вследствии княжеских междоусобиц середины XII в., а также последовавшего опустошения и разгрома территории внешними участниками противостояния. Вятичские земли под властью древнерусских князей в XII в. и в первой трети XIII в. политически и территориально стали безусловной частью Руси, сохранив, в то же время, ряд специфических особенностей в сфере материальной культуры, этнического самосознания, социальной психологии и общественных настроений, заметно повлиявшие на выбор направления их регионального развития в последующие века русской истории.[11]

Содержание

[править] Века

[править] IX век

Основная статья: Вятичи в IX веке

Племя вятичей впервые упоминается в летописи под 859 годом.[12]

[править] X век

Основная статья: Вятичи в X веке

Первое событие непосредственно вятичской истории, упомянутое в летописях, относится к походу князя Олега на Византийскую империю и датируется 907 годом. В том году киевский князь Олег организовал совместный походе 14 племён на Константинополь. В числе участников похода среди прочих (варягов, словен, чуди, кривичей, мери, северян и других) упоминаются и вятичи. Часть войска отправилась по реке, часть — по суше на конях.[13]

Следующим достоверным эпизодом вятичской истории следует считать разгром Супрутского городища и вятичских селищ в его окрестностях в результате набега варяжского войска. Об этом говорит огромное количество наконечников стрел, имеющих явно северное происхождение, следы нескольких штурмов и финального пожара, многочисленные и не до конца ограбленные останки защитников крепости, женщин и детей. Разгром был полный, населённый пункт был разрушен и сожжён дотла. Найденные монеты определяют время пожара периодом не ранее первого десятилетия X века.[14]

Во второй половине Х века киевские князья предприняли ряд попыток подчинить себе вятичей и поставить под свой контроль проходившие через их земли торговые пути.[15]

В 964 году князь Святослав совершил свой первый поход на вятичей, который, по всей видимости, закончился неудачно. Летописное сообщение о «разбирательстве» с вятичами чётко соседствует с его знаменитым выражением «Иду на вы», так что предположение о том, что «на вы» означает «на вятичей», приобретает весомое летописное подтверждение: «Посылаше къ странамъ глаголя: хочу на вы идти. И идет на Оку реку и на Волгу, и налезе Вятичи, и рече Вятичам: кому дань даете? Они же реша козаром по щелягу, и от рала даем». Основным побудительным мотивом для активности киевских князей была, несомненно, попытка овладеть значимыми и доходными торговыми путями, проходившими по руслам рек.[16]

В 966 году Святослав вновь двинулся на вятичей. Летопись свидетельствует: «Вятичи победил Святослав и дань на них возложил».[17]

Деятельность Святослава повлекла за собой гибель многочисленных поселений родственных вятичам донских славян.[18]

В 981 году Владимир Святославич совершил военный поход на вятичей. Как указывает Ипатьевская летопись, в 981 году Владимир «вятичи победил и возложил на них дань от плуга яко же отец eго имал».[19]

В 982 году Владимир Святославич вновь совершил военный поход на вятичей, одержав победу.[20]

Под 988 годом идёт информация летописи о том, что Владимир «…нача ставити городы по Десне, и по Въстри, по Требежу, и по Суле, и по Востугне; нача нарубати мужи лучшими отъ Словянъ и отъ Кривичъ, отъ Чюди и от Вятичь. и отъ сихъ насели градъı».[21]

Одним из реальных фактов вятичской истории можно считать приём в конце X века множества беженцев и переселенцев из разгромленного русскими князьями восточно-северского региона. Примерно в 400 км к северу от их прежней родины была сформирована общность потомков северских беженцев, сохранивших свои обычаи и привычки. Представляется вполне возможным, что удивительно высокая для тех времён плотность населения отдельных вятичских территорий была вызвана размещением на них северских беженцев с территории Посеймья, разгромленного киевскими князьями. Об этом говорят многочисленные находки предметов материальной культуры, более характерных для Посеймья, обнаруженные во время археологических исследований.[22]

В X веке, согласно А. Л. Монгайту, происходила бурное расселение вятичами территории Средней Оки.[23]

[править] XI век

Основная статья: Вятичи в XI веке

В XI веке крупные массы вятичей достигают западных земель Среднего Поочья.[24]

В 1066 году вятичи в очередной раз поднимаются против Киева.[25]

Владимир Мономах в своём «Поучении» упоминает, что ходил к Ростову «сквозь вятичи», подчёркивая, что не побоялся пойти былинной прямоезжей дорогой, опасной для князей и их дружин. Такое летописное свидетельство показывает отношение киевской власти к вятичам. Становится очевидным, что поход через их земли даже в конце XI века представлял собой серьёзное военное мероприятие. Можно предположить, что вятичские земли находились под собственным управлением и прямо не подчинялись киевскому «сюзерену».[26]

Применительно к концу XI века летописи отмечают сохранение стремления киевских князей силовыми методами подчинить себе территорию вятичей. Летописец подтверждает в 1092—1093 годах два военных похода «в Вятичи». По всей видимости, он имел в виду борьбу великого князя с отдельной вятичской управленческой структурой, не связанной с киевским княжеским руководством. Документы свидетельствуют, что в первом из упомянутых походов был ранен или убит вятичский князь или военного вождь Ходота, а во главе вятичских вооружённых сил стал его сын-наследник. В случае гибели вождя обычного племенного ополчения, его место должен был занять лучший вятичский воин либо полководец, не очень по возрасту и умениям от прежнего полевого командира отличавшийся. Место же было занято сыном Ходоты, что указывает на наследование места и должности, что означает наличие, как минимум, наследственной вятичской аристократии, а как максимум — не связанной с Рюриковичами княжеской династии. У вятичей, если следовать тексту сообщения, имелся отдельный, независимый от Киева столичный город Корьдно. Текст умалчивает, был ли взят киевлянами вятичский столичный город Корьдно либо дело ограничилось военной демонстрацией из-за нехватки сил. Представляется вероятным, что взятие столицы противника должно было получить отражение в летописи.[27]

Можно утверждать, что период самостоятельного существования отдельного вятичского племенного княжения продолжался до конца XI века, то есть до начала периода раздробленности прежней Киевской державы. Этот факт свидетельствует о том, что вятичи в X—XI веках не входили в полной мере в состав Древнерусского государства, сохраняя, как минимум, высокую степень автономии, сопоставимую с независимостью.[28]

[править] XII век

Основная статья: Вятичи в XII веке

К середине XII века в отдалённой стране вятичей произошли большие перемены. Прежняя её обособленность стала уходить в прошлое. «Вятичи» середины XII века это уже не язычники, а христиане, хотя христианство и распространялось среди них крайне медленно. Вятичи постепенно втягивались в более близкие отношения с другими восточнославянскими племенами. Отражением этого процесса для археолога является распространение среди вятичей общерусского погребального обряда, курганов с трупоположениями.[29]

В 1146 году черниговский князь Святослав Ольгович бежал от преследования Мономаховичей на север «за лес», в землю вятичей.[30]

В 1152 году Юрий Долгорукий ходил на юг и воевал в стране вятичей.[31]

Последнее упоминание вятичей в летописях относится к 1197 году: «Князь же великый внида въ волость, поима городы Вятьскые и землю ихъ пусту створи…»[32]

Вятичи
История  VIII векIX векX векXI векXII век
Темы  ПроисхождениеТерритория расселенияЭкономикаВзаимодействие с мощинской культуройНаучное исследование вятичей
Личные инструменты