Меря
Материал из Documentation.
Меря — древний финно-угорский народ в Верхнем Поволжье.[1]
Традиционно считается, что мерянский язык был близок мордовскому, имея также сходство с прибалтийско-финскими языками. Особняком стоит гипотеза В. В. Седова, согласно которой меря — потомки славянских переселенцев середины I тыс. из Центральной Европы.[2]
По мнению ряда исследователей, впервые меря, наряду с мордвой, упомянута Иорданом при описании событий IV века. В «Повести временных лет» содержится информация о том, что меря проживала в районах озёр Неро и Плещеево, к ней принадлежали первые жители города Ростов. Меря являлась данником варягов, затем новгородских и киевских князей, участвовала в военных походах князя Олега. Также свидетельством существования мери является субстратная финно-угорская топонимика.[3]
По совр. археологич. данным, территория расселения мери охватывала Волго-Клязьминское междуречье и Заволжье на территории совр. Ярославской, Ивановской, Владимирской и Костромской областей. Археологические памятники мери 7 — нач. 11 вв. сконцентрированы в районах озёр Неро и Плещеево у городов Ростов и Переславль-Залесский Ярославской области, а также в Суздальском ополье. Следы существования первоначального посёлка мери обнаружены в Ростове.[4]
Неукреплённые поселения мери располагались отд. территориальными группами, разделялись обширными незаселёнными пространствами, отличались крупными для своего времени размерами: некоторые из них имели пл. св. 10 га. Городища редки, среди них наиболее известно Сарское, близ Ростова. Погребальные памятники М. — грунтовые могильники с захоронениями по обряду трупоположения, реже трупосожжения. Культовые памятники М. неизвестны. Материальная культура М. в осн. элементах схожа с культурой др. финно-угорских народов Поочья и Поволжья — муромы, мордвы, черемисов (марийцев). Керамика лепная неорнаментированная, иногда с лощёной поверхностью. В продолжение традиций раннего железного века сохранялись ножи с прямой спинкой и топоры-кельты. Специфику костюма определяли многочисл. металлич. детали убора, в том числе бронзовые, редко серебряные «шумящие» подвески и застёжки с привесками в форме трапеций или утиных лапок. Широкое распространение имели также спиральные браслеты и перстни, головные венчики и накосники. Этноопределяющими украшениями М. принято считать проволочные височные кольца с втульчатым соединением концов, коньковые и треугольные «шумящие» подвески.[5]
Хозяйство мери основывалось на земледелии и стойловом скотоводстве; сохраняли значение охотничий и рыболовный промыслы; были развиты кузнечное и бронзолитейное ремёсла, косторезное дело. Меря имела широкие внешние контакты: обнаружены клады вост. серебряных монет, импортные сканд., прибалтийские и др.-рус. изделия, некоторые украшения и бытовые предметы, связанные своим происхождением с Волжско-Камской Булгарией и финно-угорским населением Поволжья и Прикамья.[6]
Меря была ассимилирована славянским населением центральных районов Северо-Восточной Руси, её археологические памятники позднее XI века неизвестны. Возможно, локальные группы мери сохранились на территории т. н. мерских станов в более позднее время (вплоть до 16-18 вв.). Отд. элементы культуры мери cохранились и получили развитие в материальной культуре др.-рус. населения Сев.-Вост. Руси (прослеживаются вплоть до 13 в.).[7]
Содержание |
[править] Этноним
Этноним «меря» образован как самоназвание по модели «люди», «настоящие люди». Типологически этот этноним находится в одном ряду с самоназваниями муромы, марийцев, мордвы и удмуртов.[8]
[править] Владимирская меря
Владимирская меря — это «классическая» меря, и именно о ней прежде всего сообщают русские летописи. Для курганных некрополей на Владимирской земле, располагающихся главным образом по основным речным путям, характерно смешение славянских и финно-угорских (мерянских) элементов. Многоярусное расположение кальцинированных костей человека, вещи гнездовского типа и в то же время находки финно-угорских шумящих украшений (глиняные лапы и кольца, вещи и амулеты, связанные с культами животных и птиц, проволочные височные кольца с замками в виде круглого щитка) позволяют усматривать в комплексах различные этнические традиции. Владимирские курганы находятся в районе, где процесс обрусения мери проходил наиболее активно.[9]
[править] История
[править] VI век
Меря впервые упомянута в сочинении историка VI века Иордана.[10]
[править] IX век
Под 859 годом о мере говорится как о племени, с которого берут дань варяги.[11]
В 882 году меря участвует в походе князя Олега, когда устанавливается его власть в Киеве.[12]
[править] X век
В 907 году меря участвует в экспедиции русских дружин в Византию.[13]
На материалах мерянских памятников, прежде всего Сарского городища, с середины Х века прослеживается аккультурация, выразившаяся в распространении некоторых форм орудий труда и других предметов, имевших общедревнерусский характер.[14]
Археологические исследования Суздальского Ополья позволяют говорить о смешанном славяно-мерянском облике материальной культуры Х века, что может свидетельствовать либо о совместном проживании мери и славян в одних и тех же посёлках, либо о начале процесса ассимиляции и метисации.[15]
[править] XI век
Последние письменные сообщения о мере относятся к концу XI века.[16]
[править] Научное изучение
В 1887 году на VII Археологическом съезде (Ярославль) были затронуты проблемы, касающиеся судьбы дославянского финно-угорского населения Залесского края — мери.[17]
[править] Археологические памятники
Археологические памятники мери делятся на два хронологических пласта. Первый охватывает VI—IX столетия и этнически является относительно «чистым», а второй датируется Х-XIII вв. и входит в виде одного из субстратных компонентов в древнерусскую материальную и духовную культуру.[18]
[править] Данные летописей
Летописная история мери заканчивается последними упоминаниями о ней в начале X века. Меря участвует в походе Олега на Киев (882 год) и в этом же году, вместе со словенами и кривичами, облагается им данью; в 907 году мерянские дружины идут с Олегом в поход на Царьград. С этого времени имя мери исчезает со страниц летописи.[19]
[править] Ареал
Следы мери были найдены на территории, соответствующей пяти современным областям (Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской и части Московской).[20]
[править] Экономика
[править] Растениеводство
Меряне ещё до эпохи славянской колонизации активно занимались земледелием.[21]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ Меря
- ↑ Меря
- ↑ Меря
- ↑ Меря
- ↑ Меря
- ↑ Меря
- ↑ Меря
- ↑ [1]
- ↑ Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной руси IX—XIII веков
- ↑ Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной руси IX—XIII веков
- ↑ Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной руси IX—XIII веков
- ↑ Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной руси IX—XIII веков
- ↑ Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной руси IX—XIII веков
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной руси IX—XIII веков
- ↑ Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной руси IX—XIII веков
- ↑ Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной руси IX—XIII веков
- ↑ Горюнова Е. И. Этническая история Волго-Окского междуречья // М.: Изд-во АН СССР, 1961
- ↑ Горюнова Е. И. Этническая история Волго-Окского междуречья // М.: Изд-во АН СССР, 1961
- ↑ [4]