Меря
Материал из Documentation.
Меря — древний финно-угорский народ в Верхнем Поволжье.[1]
Традиционно считается, что мерянский яз. был близок мордовскому, имея также сходство с прибалтийско-фин. языками. Особняком стоит гипотеза В. В. Седова, согласно которой меря — потомки славянских переселенцев сер. 1-го тыс. из Центральной Европы.[2]
По мнению ряда исследователей, впервые меря, наряду с мордвой, упомянута Иорданом при описании событий 4 в. В «Повести временных лет» содержится информация о том, что М. проживала в районах озёр Неро и Плещеево, к ней принадлежали первые жители г. Ростов. М. являлась данником варягов, затем новгородских и киевских князей, участвовала в воен. походах кн. Олега. Также свидетельством существования М. является субстратная финно-угорская топонимика.[3]
По совр. археологич. данным, территория расселения М. охватывала Волго-Клязьминское междуречье и Заволжье на территории совр. Ярославской, Ивановской, Владимирской и Костромской областей. Археологич. памятники М. 7 — нач. 11 вв. сконцентрированы в районах озёр Неро и Плещеево у городов Ростов и Переславль-Залесский Ярославской обл., а также в Суздальском ополье. Следы существования первоначального посёлка М. обнаружены в Ростове.[4]
Неукреплённые поселения М. располагались отд. территориальными группами, разделялись обширными незаселёнными пространствами, отличались крупными для своего времени размерами: некоторые из них имели пл. св. 10 га. Городища редки, среди них наиболее известно Сарское, близ Ростова. Погребальные памятники М. — грунтовые могильники с захоронениями по обряду трупоположения, реже трупосожжения. Культовые памятники М. неизвестны. Материальная культура М. в осн. элементах схожа с культурой др. финно-угорских народов Поочья и Поволжья — муромы, мордвы, черемисов (марийцев). Керамика лепная неорнаментированная, иногда с лощёной поверхностью. В продолжение традиций раннего железного века сохранялись ножи с прямой спинкой и топоры-кельты. Специфику костюма определяли многочисл. металлич. детали убора, в том числе бронзовые, редко серебряные «шумящие» подвески и застёжки с привесками в форме трапеций или утиных лапок. Широкое распространение имели также спиральные браслеты и перстни, головные венчики и накосники. Этноопределяющими украшениями М. принято считать проволочные височные кольца с втульчатым соединением концов, коньковые и треугольные «шумящие» подвески.[5]
Хозяйство М. основывалось на земледелии и стойловом скотоводстве; сохраняли значение охотничий и рыболовный промыслы; были развиты кузнечное и бронзолитейное ремёсла, косторезное дело. М. имела широкие внешние контакты: обнаружены клады вост. серебряных монет, импортные сканд., прибалтийские и др.-рус. изделия, некоторые украшения и бытовые предметы, связанные своим происхождением с Волжско-Камской Булгарией и финно-угорским населением Поволжья и Прикамья.[6]
Меря была ассимилирована славянским населением центральных районов Северо-Восточной Руси, её археологические памятники позднее 11 века неизвестны. Возможно, локальные группы М. сохранились на территории т. н. мерских станов в более позднее время (вплоть до 16-18 вв.). Отд. элементы культуры М. cохранились и получили развитие в материальной культуре др.-рус. населения Сев.-Вост. Руси (прослеживаются вплоть до 13 в.).[7]
Содержание |
[править] Владимирская меря
Владимирская меря — это «классическая» меря, и именно о ней прежде всего сообщают русские летописи. Для курганных некрополей на Владимирской земле, располагающихся главным образом по основным речным путям, характерно смешение славянских и финно-угорских (мерянских) элементов. Многоярусное расположение кальцинированных костей человека, вещи гнездовского типа и в то же время находки финно-угорских шумящих украшений (глиняные лапы и кольца, вещи и амулеты, связанные с культами животных и птиц, проволочные височные кольца с замками в виде круглого щитка) позволяют усматривать в комплексах различные этнические традиции. Владимирские курганы находятся в районе, где процесс обрусения мери проходил наиболее активно.[8]
[править] Века
[править] VI век
Меря впервые упомянута в сочинении историка VI в. Иордана.[9]
[править] IX век
Под 859 г. о мере говорится как о племени, с которого берут дань варяги.[10]
В 882 г. меря участвует в походе князя Олега, когда устанавливается его власть в Киеве.[11]
[править] X век
В 907 г. меря участвует в экспедиции русских дружин в Византию.[12]
[править] XI век
Последние письменные сообщения о мере относятся к концу XI века.[13]
[править] Научное изучение
В 1887 г. на VII Археологическом съезде (Ярославль) были затронуты проблемы, касающиеся судьбы дославянского финно-угорского населения Залесского края — мери.[14]
[править] Археологические памятники
Археологические памятники мери делятся на два хронологических пласта. Первый охватывает VI—IX столетия и этнически является относительно «чистым», а второй датируется Х-XIII вв. и входит в виде одного из субстратных компонентов в древнерусскую материальную и духовную культуру.[15]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ Меря
- ↑ Меря
- ↑ Меря
- ↑ Меря
- ↑ Меря
- ↑ Меря
- ↑ Меря
- ↑ Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной руси IX—XIII веков
- ↑ Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной руси IX—XIII веков
- ↑ Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной руси IX—XIII веков
- ↑ Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной руси IX—XIII веков
- ↑ Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной руси IX—XIII веков
- ↑ Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной руси IX—XIII веков
- ↑ Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной руси IX—XIII веков
- ↑ Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной руси IX—XIII веков