Кривичи
Материал из Documentation.
Кривичи — союз восточнославянских племён кон. 1-го — нач. 2-го тыс.[1]
По археологическим данным, сформировались не позднее сер. 8 в. на территории сев.-зап. Смоленщины и сев.-вост. Белоруссии в результате ассимиляции пришлыми славянами местного восточно-балтского или балто-слав. населения (носителей тушемлинско-банцеровской культуры). Согласно «Повести временных лет», кривичи занимали территории, расположенные по верхнему течению Волги, Зап. Двины и Днепра; зап. кривичей — полочане, поселившиеся в районе р. Полота (правый приток Зап. Двины) и совр. г. Полоцк. Мн. археологи 20 в., в частности В. В. Седов, считали кривичей носителями длинных курганов культуры и делили их на «псковскую» и «смоленско-полоцкую» группы. В настоящее время более надёжно обоснована гипотеза, связывающая кривичей только с культурой смоленских длинных курганов 8-10 вв.[2]
Впервые кривичи упомянуты в сочинении византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (середина X века). На страницах русских летописей кривичи и определение «кривьские» встречаются с 859 по 1161.[3]
В 8-9 вв., по данным археологии, ареал кривичей охватывал Смоленское Поднепровье, Полоцкое и Смоленское Подвинье, верховья рек Березина и Вилия. В кон. 9 — 10 вв. кривичи стали расселяться в верховьях Зап. Двины и Волги, а также в Браславском Поозерье (северо-запад Белоруссии). Характерные для культуры смоленских длинных курганов женские украшения и керамика известны и в ряде торгово-ремесленных поселений северо-запада Вост. Европы: в Ладоге, Пскове, Изборске, Камно и др. Кривичи участвовали в событиях 859—862, связанных с призванием варягов, в походе новгородского кн. Олега на Киев (ок. 882). Через племенную территорию кривичей проходили важнейшие торговые пути Вост. Европы, в том числе путь «из варяг в греки», в её границах появились первые города — Смоленск (первоначально находился, вероятно, в Гнёздове), Полоцк, Витебск, Лукомль. К сер. 10 в. сложились две раннегосударств. структуры со столицами Полоцк и Смоленск, хотя гл. роль в их формировании, по-видимому, играли не столько кривичи, сколько проникшее на эту территорию разноэтничное население, особенно рус.-сканд. военно-торговая аристократия. В кон. 10 — сер. 11 вв., после окончательного присоединения ареала кривичей к Древнерусскому государству, на основе этих раннегосударств. образований возникли Полоцкое княжество и Смоленское княжество. Кривичи, составлявшие осн. население названных княжеств, влились в состав древнерусской народности.[4]
В 11-12 вв. кривичи (точнее, их потомки, смешавшиеся с представителями др. групп др.-рус. населения) сохраняли определённое культурное своеобразие. Территория их расселения значительно увеличилась, она охватывала на северо-востоке бассейн Верхней Волги (примерно до впадения в неё р. Медведица) и междуречье Волги и Москвы, на юго-востоке — бассейны верховьев Угры, Десны и Ипути, на северо-западе — междуречье Зап. Двины и Великой, на юго-западе — правые притоки Днепра (примерно до линии Минск — Могилёв); в кон. 10 — нач. 13 вв. на этой территории было основано более 20 др.-рус. городов. Погребения К. 11-12 вв. — трупоположения головой в осн. на запад под полусферич. курганами. В 11 — нач. 12 вв. хоронили на горизонте, часто на выжженной площадке, иногда в дерев. домовинах. В 12 в. распространились трупоположения в ямах, в том числе в гробах. Характерны дополнительные и впускные погребения, то есть подзахоронение в курган близких родственников. К кон. 12 — нач. 13 вв. курганные насыпи и погребальный инвентарь практически исчезли, что связано с распространением христианства. Этнографич. своеобразие женского костюма К. 11-12 вв. демонстрируют в первую очередь браслетообразные и ромбощитковые височные кольца с завязанными концами и плоские подвески-коньки «смоленского типа»; оригинальны также женские головные уборы с нашитыми металлич. бляшками или стеклянными бусинами. Остальные украшения и детали костюма (перстнеобразные височные кольца, шейные гривны, разл. бусы, нагрудные подвески, застёжки, пряжки, поясные кольца, браслеты, перстни и др.), а также бытовые предметы и немногочисл. оружие типичны для др.-рус. культуры в целом.[5]
Содержание |
[править] Территория расселения
[править] Граница между кривичами и вятичами
Граница между кривичами и вятичами выяснена археологическими исследованиями. Поселения вятичей были выдвинуты на север, до реки Москвы, течение которой очерчивает примерные границы вятических поселений. Севернее ее жили кривичи, южнее вятичи. Однако в районе Москвы поселения вятичей переходили речную границу на север, вторгаясь в кривическую зону большим мешком. Таким образом, Москва-река очерчивает границу между двумя лесными зонами, являясь в то же время границей между вятичами и кривичами.[6]
[править] Залесская земля
Два больших племени восточных славян оказали решительное влияние на заселение Залесской земли — кривичи и вятичи.[7]
[править] Прочее
Кривичи жили к западу от вятичей.[8]
[править] Юрий Долгорукий
Суздальскому князю Юрию Владимировичу Долгорукому принадлежали земли, в основном населённые кривичами.[9]
[править] Височные кольца
В X—XIII веках на территории смоленско-полоцких кривичей полу¬чают повсеместное распространение браслетообразные височные кольца с завязанными концами, ставшие этнографическим маркером этого вос¬точнославянского племенного образования.[10]
[править] Изборское городище
Изборское городище было основано на рубеже VII и VIII веков и сразу укреплено. В VIII—X веках здесь жили и работали бронзолитейщики и ювелиры, косторезы и резчики по камню, развита была и обработка железа. Посёлок обеспечивал ремесленной продукцией окрестные, а возможно, и отдаленные селения. Здесь же, как можно судить по находкам арабских монет, скандинавских, эстских и летто-литовских предметов, производился торговый обмен с землями Балтийского региона. Население Изборского городища этого времени при доминировании кривичского было разноэтничным.[11]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ Кривичи
- ↑ Кривичи
- ↑ Кривичи
- ↑ Кривичи
- ↑ Кривичи
- ↑ Тихомиров М. Н. Труды по истории Москвы
- ↑ Тихомиров М. Н. Труды по истории Москвы
- ↑ ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ НОВОГО ОБОБЩАЮЩЕГО ТРУДА ПО ИСТОРИИ РОССИИ
- ↑ Тихомиров М. Н. Труды по истории Москвы
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999