Культура псковских длинных курганов

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Культура псковских длинных курганов — археологическая культура.

Содержание

[править] Признаки славянской культуры

Культуру псковских длинных курганов следует считать славянской, прежде всего, по двум обстоятельствам: она по всем своим показателям заметно отличается от предшествующих древностей прибалтийских финнов и довольно отчетливо связана с достоверно славянскими древностями последующей поры. Сопоставительный анализ всех особенностей строения длинных (и сопутствующих им круглых) курганов, а также их погребальной обрядности с соответствующими показателями курганных древностей IX—X вв. Псковской земли, которых нередко связывает и общность могильников, выявляет полнейшее единообразие. К этому можно добавить, что погребальный ритуал культуры псковских длинных курганов по всем параметрам также сопоставим с достоверно славянской обрядностью других территорий раннесредневекового славянского мира и существенно отличен от прибалтийско-финского и летто-литовского.[1]

Независимо от археологии, о раннем расселении славян в Новгородско-Псковской земле свидетельствуют данные лингвистики. Древненовгородский диалект, восстанавливаемый на основе анализа текстов берестяных грамот из раскопок в Новгороде и особенностей псковских говоров, является ответвлением праславянского языка. Отсутствие в этом диалекте элементов второй палатализации дает все основания считать, что славянское население, расселившееся в бассейнах озер Псковское и Ильмень, отчленилось от основного славянского ареала не позднее середины I тыс. н. э. и какое-то время проживало изолированно от него.[2]

О том же говорят и материалы топонимики. Согласно изысканиям Р. А. Агеевой, в гидронимии Новгородско-Псковского края имеется целый ряд прямых и косвенных подтверждений очень раннего расселения здесь славян. Начало его относится к периоду, когда были продуктивны праславянские модели водных названий. Среди гидронимов этой территории выявляется множество «первичных» названий, которые, по С. Роспонду, характерны для зоны «А» (Повисленье), то есть прародины славян. Р. А. Агеевой предпринята попытка выделения регионов наиболее раннего оседания славян. Это бассейн р. Великой, земли к югу от озера Ильмень, а также области между побережьем Чудского и Псковского озер с одной стороны, и средним течением р. Луги с другой. Как раз в этих местностях наблюдается наибольшая концентрация длинных курганов псковского типа.[3]

[править] Кривичи

Допустимо предположение, что носители культуры псковских длинных курганов именовались кривичами. Латыши до сих пор называют русских krievs, именем, явно производным от этого этнонима. Из племенных подразделений славянского этноса латышские племена на первых порах непосредственно соседствовали с носителями культуры длинных курганов, то есть с кривичами, поэтому их имя и было распространено позднее на все русское население. Более того, отдельные группы населения культуры длинных курганов проникли в глубь латгальских земель, о чем свидетельствует полтора десятка могильников с длинными курга¬нами, зафиксированных в восточных районах Латвии.[4]

Имеются и указания летописей о кривичах как жителях Псковской земли. Так, из летописной легенды о призвании варягов очевидно, что Изборск стоял в старой кривичской земле, а в Архангелогородском летописце сохранилось прямое известие об Изборске как кривичском городе. Изборск находился в одном из регионов концентрации длинных курганов, а в VIII—IX вв., как показали раскопочные исследования, был племенным центром одной из кривичских групп.[5]

Нужно полагать, что кривичи первоначально были одним из этно- племенных образований праславянского периода, осевших в Ильменско-Псковской земле. Этноним криеичи, как считают исследователи, производен от имени их предводителя Крива.[6]

[править] История

Около середины I тыс. н. э. культура текстильной керамики в бассейнах озер Ильменя и Псковского прекращает развитие. Появляется новая культура — культура псковских длинных курганов, эволюционно не связанная с предшествующей.[7]

К настоящему времени можно достаточно определенно утверждать, что культура псковских длинных курганов сформировалась не позднее V века.[8]

Обычай сооружения длинных курганов не был привнесен переселенцами извне, а зародился уже тогда, когда они осели в новых землях. Длинным курганам предшествовали грунтовые могильники, некоторые из которых, очевидно, продолжали функционировать и позднее параллельно с длинными курганами.[9]

Натиск населения культуры псковских длинных курганов в западном направлении, по-видимому, не стихал на протяжении всей третьей четверти I тыс. н. э. Для сдерживания этого натиска эстские племена вынуждены были соорудить на своем восточном пограничье цепь укрепленных пунктов.[10]

[править] Территория

Область распространения длинных курганов псковского типа простирается от бассейна р. Великой и юго-западного побережья Псковского озера на западе до верхнего течения Чагодощи. На юге ареал этих памятников захватывает верховья Западной Двины и бассейн её правого притока, р. Дрисса, на Полотчине. Северными пределами распростра¬нения культуры псковских длинных курганов были бассейн верхнего течения р. Луги, бассейны Мсты и Чагодощи. Наибольшая концентрация могильников ее наблюдается в бассейне р. Великой и на побережье Псковского озера. Здесь же сосредоточены наиболее длинные насыпи.[11]

[править] Курганы

Наиболее характерными памятниками ее являются длинные курганы — невысокие валообраз- ные земляные насыпи от 10—12 до 100 м и более длиной110. Обычно они располагаются в могильниках вместе с круглыми в плане (полусферическими) курганами. Среди последних есть и синхронные длинным, и более поздние, относящиеся уже к древнерусскому времени. Каждый длинный курган (или синхронный круглый — они в равной степени относятся к рассматриваемой здесь культуре) заключает несколько, иногда десятки захоронений по обряду трупосожжения. Кремация умерших совершалась на стороне, и собранные с погребального костра остатки трупосожжений помещались в различных местах курганных насыпей. Какая-то часть захоронений находится в небольших ямках, вырытых в основаниях насыпей, очевидно перед их сооружением. Основная же мас¬са погребений совершалась уже в насыпанных курганах или в ямках, выкапываемых в момент захоронения; некоторые захоронения находи¬лись на поверхности курганов. В отдельных насыпях при раскопках отмечены небольшие площадки, предназначенные для погребений и устраиваемые в процессе их сооружения.[12]

Курганы сооружались из грунта (песка или суглинка), взятого прежде всего вокруг них, в результате об¬разовывались ровики шириной от 1,5 до 5,5 м и глубиной 0,5—1,2 м. Вместе с тем, околокурганные ровики несли и культовую нагрузку — в них в моменты захоронений зажигались ритуальные костры, которые, видимо, по своему смыслу были тождественны огнищам, разводимым во рвах восточнославянских языческих святилищ.[13]

Среди длинных курганов псковского типа имеются и насыпи, сооруженные единовременно, в один прием, но есть и такие, которые выра¬стали постепенно: они подсыпались один или несколько раз по мере новых захоронений. В большинстве случаев места, избранные для сооружения курганов, предварительно выжигались, для чего использовали хворост или солому. От этого ритуала остаются подошвенные зольно-угольные прослойки толщиной от 2—4 до 15—30 см. Иногда золу с угольками приносили со стороны, возможно с погребального костра, и рассыпали по всей площади курганного основания. Ритуал очищения огнем основания длинных курганов, по всей вероятности, является наследием обрядности местного прибалтийско-финского населения. Среди прибалтийско-финского населения, проживавшего на территории Эстонии и Северной Латвии, подобный ритуал имел распространение уже в начале нашей эры — площадки, предназначенные для каменных могильников с оградками, также предварительно выжигались («очищались огнем»). В результате образовывались подстилающие могильники зольно-угольные прослойки. Они зафиксированы археологами и в более поздних памятниках води и корелы как свидетельство широкого распространения ритуала в древнем прибалтийско-финском крае.[14]

Камень при сооружении погребальных насыпей культуры псков¬ских длинных курганов, как правило, не применялся. Встречены лишь единичные курганы, в которых имелись различные выкладки из камней. Так, в насыпях, исследованных в Северике, Лосицах, Лоози и Верепкове, выявлены обкладки камнями их оснований. В отдельных курганах могильников в Кудове, Тайлове и Северике камнями были обставлены погребения, а в курганах в Верепкове, Северике, Лосице и Михайловском они прикрывали остатки трупосожжений. В кургане 18 Грицковского могильника крупными валунными камнями сверху были обозначены места захоронений. Одно из захоронений длинного кургана в Северике было помещено в ящике, сложенном из каменных плит.[15]

Эти выкладки из камней в длинных курганах следует рассматривать как наследие местной прибалтийско-финской обрядности. В могильнике Северик исследованы курганы с сооружениями из плитнякового камня в виде стенок-оградок, идентичных некоторым каменным могильникам эстов. Вполне аналогичны погребальным памятникам эстов и заполненные камнями оградки из валунов, которые были открыты в курганах Верепково.[16]

[править] Экономика

Переселенцами из Средней Европы, как показывает картографирование памятников культуры псковских длинных курганов на почвенной карте Новгородско-Псковской земли, были освоены прежде всего местности с дерново- и типично слабо- и среднеподзолистыми, а также с дерново-карбонатными и перегнойно-карбонатными почвами, которые были наиболее пригодны для земледелия140. Новое население вынуждено было на первых порах освобождать от леса участки для сельскохозяйственной деятельности. Не располагая качественными орудиями для вырубки леса и обработки пахотных угодий, а также необходимой тягловой силой животных, переселенцам пришлось заняться подсечно-огневым земледелием, которое на какое-то время стало главным агротехническим приемом для подготовки почвы к посевам. Подсечное земледелие, основанное на использовании огня и ручных орудий обработки земли, в сочетании с охотой, рыбной ловлей и лесными промыслами стало основой экономики носителей культуры псковских длинных курганов.[17]

[править] Происхождение населения

О происхождении населения, оставившего культуру псковских длинных курганов, в литературе высказано несколько предположений.[18]

Так, С. К. Лаул, полагая, что длинные курганы Юго-Восточной Эстонии образовались из эстских каменных могильников, интерпретировала их как памятники местного прибалтийско-финского населения. Согласно Г. С. Лебедеву, сложение культуры псковских длинных курганов происходило на основе местных финских древностей — так называемой «пред- курганной культуры», якобы существовавшей на территории Северо- Запада. Исследователь высказывал догадку, что культурные импульсы при этом шли из Юго-Восточной Эстонии, они и привели к распространению курганной обрядности. Культура псковских длинных курганов рассматривалась и некоторыми другими исследователями как дославянская, оставленная местным прибалтийско-финским населением. Эти предположения в археологической литературе не получили поддержки, поскольку основывались или на материалах небольшого окраинного региона культуры псковских длинных курганов, или гипотетично, в отрыве от конкретных данных. Ныне они представляют чисто историографический интерес.[19]

Не может быть принята также догадка, высказанная А. М. Микляевым, А. Н. Мазуркевичем и Б. С. Короткевичем, об эволюции культуры псковских длинных курганов из днепро-двинской культуры. Она покоится на отдельных, второстепенных чертах сходства керамики и хозяйственной деятельности носителей этих культур. При этом необъяснимые расхождения между культурами не принимаются во внимание.[20]

В монографии, обобщающей раскопочные изыскания длинных курганов на территории Эстонии, М. Аун утверждает, что курганный обряд погребения в этом регионе формировался среди местного финноязычного населения в условиях проникновения славян с соседних территорий. Определить, какие именно курганы (или отдельные погребения) оставлены расселившимися славянами, а какие принадлежат аборигенам, отмечает исследовательница, на современном уровне знаний невозможно. На первой стадии развития курганной обрядности в Юго-Восточной Эстонии в ритуале и инвентарях наблюдаются региональные особенности, которые со временем стираются. На поздней стадии фиксируется сближение обрядности этого региона с основным ареалом культуры псковских длинных курганов.[21]

О славянском проникновении в юго-восточные районы Эстонии говорят также лингвистические данные. В выруском диалекте эстонского языка отчетливо фиксируются не только лексические, но и фонетические особенности, указывающие на некогда имевшие здесь место внутрирегиональные контакты между прибалтийско-финским и славянским населением. При этом ранние славянские проникновения относятся ко времени до сложения древнерусского языка. Финский лингвист Э. Н. Сетяля определял начало внедрения славянских элементов в прибалтийско-финские языки примерно VI в.[22]

Исследователи не раз обращали внимание на близость керамических комплексов культуры псковских длинных курганов и материалов тушемлинской культуры. Р. С. Минасян в этой связи писал о возможности становления культуры длинных курганов в результате миграции населения из Верхнеднепровско-Двинских земель в Ильменско-Псковский регион, которая будто бы имела место в третьей четверти I тыс. н. э.135 Эту догадку поддержал Е. Н. Носов. Однако С. В. Белецкий, присоединяясь к мысли о южном происхождении культуры псковских длинных курганов, указал на невозможность генетического развития ее из тушемлинских древностей из-за синхронности этих культурных групп.[23]

Согласно гипотезе Н. В. Лопатина и А. Г. Фурасьева, близость культуры псковских длинных курганов и тушемлинской обусловлена их сложением на общей основе, которой являются древности III—V вв. типа Заозерье.[24]

Вещевые материалы провинциальноримских типов, получившие распространение в период великого переселения в лесной зоне Восточно-Европейской равнины, являются ярким свидетельством расселения на этой территории среднеевропейского населения. И это население безусловно участвовало в формировании культуры псковских длинных курганов. Только расселением в Ильменско-Псковском регионе нового населения могло быть обусловлено прекращение развития культуры сетчатой керамики. Культуру псковских длинных курганов следует рассматривать как местное новообразование, сложившееся как результат оседания на русском Северо-Западе массы переселенцев из провинциальноримского ареала Средней Европы.[25]

Создателями новой культуры было земледельческое население. Складывается впечатление, что переселенцы на прежних местах пострадали от наводнений и переувлажненности почвы и поэтому на Северо- Западе выбирали для своего местопребывания участки, не подверженные подобным процессам, — песчаные возвышенности в сухих боровых лесах, при сухопутных дорогах, очевидно бывших в то время основными путями миграционных передвижений. Так, все могильники с ранними длинными курганами фиксируются в возвышенных местностях, преимущественно расположенных не менее чем в 150 м над уровнем моря. Все находки В-образных рифленых пряжек — индикаторов миграционных процессов из Средней Европы — обнаружены в таких же возвышенных местах.[26]

О происхождении населения, создавшего в Новгородско-Псковском крае в третьей четверти I тыс. н. э. рассматриваемую культуру, из среднеевропейского региона говорят и данные топонимики. Так, картография гидронимов с лексемой тереб- (от глагола теребить 'расчищать землю, готовить ее под пашню') показывает, что бассейны озер Ильмень и Псковское составляют общий ареал с Повисленьем, Чехией и Словакией141. Объяснение этому может быть одно — какая-то часть земледельческого населения, очевидно из Повисленья, переселилась в Ильменско-Псковские земли. В гидронимии бассейнов Ильменя и Псковского озера имеются и другие новгородско-псковско-польские схождения. Древняя близость псковских говоров со славянским языковым миром Висленского бассейна проявляется и в лексических материалах.[27]

[править] Культура сопок

С конца VII — начала VIII в. в восточной части ареала псковских длинных курганов получает развитие культура сопок. Сооружение длинных курганов здесь прекращается, население культуры псковских длинных курганов вливается в состав словен новгородских. Развитие этой культуры продолжалось только в Псковской земле.[28]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  2. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  3. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  4. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  5. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  6. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  7. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  8. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  9. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  10. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  11. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  12. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  13. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  14. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  15. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  16. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  17. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  18. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  19. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  20. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  21. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  22. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  23. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  24. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  25. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  26. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  27. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  28. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
Древняя Русь
Галичская земля  Черняховская культура + Киевская культура --> Пеньковская культура (Анты) --> Белые хорваты
Киевская земля  Пражская культура --> Лука-райковецкая культура --> Волыняне, Древляне, Дреговичи, Поляне
Муромская земля 
Новгородская земля  Культура новгородских сопок --> Словене
Полоцкая земля  Культура смоленско-полоцких длинных курганов --> Полоцкие кривичи
Псковская земля  Культура псковских длинных курганов --> Псковские кривичи
Ростово-Суздальская земля 
Рязанская земля 
Смоленская земля  Культура смоленско-полоцких длинных курганов --> Смоленские кривичи
Черниговская земля  Черняховская культура --> Именьковская культура --> Волынцевская культура --> Роменская культура --> Вятичи, Радимичи, Северяне
Личные инструменты