Тушемлинская культура
Материал из Documentation.
Тушемлинская культура — археологическая культура.
Содержание |
[править] История
Культуры раннего железного века — днепро-двинская и штрихованной керамики — в условиях мощных миграционных волн эпохи великого переселения народов в конце IV в. прекратили свое существование. Началось становление новой культуры, названной тушемлинской по одному из наиболее полно исследованных памятников — городищу Тушемля в верхнем течении Сожа на Смоленщине.[1]
В настоящее время представляется несомненным, что формирование тушемлинской культуры не было простой эволюцией местных древностей раннего железного века. Кроме существенных изменений материальной культуры становление тушемлинской культуры сопровождалось коренной перестройкой поселенческой структуры. Жизнь на городищах раннего железного века полностью затухает, все население теперь концентрируется на открытых поселениях, возникают убежища с мощными фортификационными сооружениями. Поэтому без привлечения фактора внешнего импульса объяснить формирование тушемлинской культуры просто невозможно.[2]
Тушемлинская культура сформировалась только в тех регионах распространения культуры штрихованной керамики и днепро-двинской, где находками провинциальноримских типов фиксируется расселение среднеевропейского населения. Последнее, нужно полагать, и было основателем новой культуры, становление которой протекало при взаимодействии с местными племенами.[3]
На основании вещевых находок П. Н. Третьяков датировал селища и городища тушемлинской культуры серединой и третьей четвертью I тыс. н. э. Согласно А. Г. Митрофанову, эта культура функционировала в V—VIII в. Важные материалы для датировки тушемлинских древностей получены раскопками городища Демидовка. Здесь была найдена бронзовая подвеска-лунница, украшенная красной эмалью, которая по аналогиям датируется V — началом VI в. Гончарный серолощеный кубок имеет дунайские параллели V в. Фрагмент бронзовой двупластинчатой фибулы датируется VI — началом VII в. В целом комплекс вещей из Демидовского городища определяется V—VII вв.160 Этими столетиями следует датировать тушемлинскую культуру в целом. Начало же процесса ее формирования следует отнести к последним десятилетиям IV в., когда в лесных областях Восточной Европы появились первые группы среднеевропейского населения. Отдельные поселения тушемлинской культуры, судя по встречаемости керамики тушемлинского облика сре¬ди древностей культуры смоленско-полоцких длинных курганов, видимо, продолжали функционировать и VIII в.[4]
[править] Территория
Территория этой культуры включала Смоленское Поднепровье, Полоцко-Витебское Подвинье и смежные с ним земли верхних течений Вилии, Немана и Березины Днепровской.[5]
[править] Этническая принадлежность
Полагая, что тушемлинская культура сложилась в основном на базе местных древностей предшествующего времени, исследователи рассматривали ее носителей как часть восточнобалтской языковой и культурной общности.[6]
По мнению историка В. В. Седова, вопрос об этнической принадлежности населения тушемлинской культуры должен быть пересмотрен. Если сложение этой культуры было результатом взаимодействия расселившегося в Неманско-Двинско-Днепровсом крае среднеевропейского населения с местными балтами, то в составе носителей тушемлинских древностей на первых порах должны присутствовать по крайней мере два этноса. Одним из них несомненно были балты.[7]
Этническим индикатором второго компонента являются браслетообразные височные кольца, получившие распространение в лесной зоне Восточной Европы в самом начале эпохи средневековья. Они представляют собой проволочные височные украшения большого или среднего диаметров, в том числе и весьма крупные, с сомкнутыми или заходящими концами. Найдены они на многих памятниках тушемлинской культуры, и можно говорить о характерности этих колец для ее носителей или значительной части их. Височные кольца были излюбленным женским украшением значительной части раннесредневековых славян. Они подвешивались к головной повязке или ленте или попросту вплетались в волосы и свешивались у висков обычно с обеих сторон головы. Височные кольца славян подразделяются на несколько типов, но в целом они являются надежным индикатором для выделения славянских древностей из массы материалов соседних этносов.[8]
Средневековые древности финно-угорских и летто-литовских племен, заселявших лесную зону Восточной Европы, ныне достаточно хорошо изучены. Ни одному из племенных образований балтов и финно-угров, не затронутых славянским влиянием, ношение височных колец не было свойственно. Женское головное убранство прибалтийских и волжско-камских финнов, как и летто-литовских племен, было весьма своеобразным и не могло еще включать височные кольца.[9]
Появившиеся в тушемлинской культуре браслетообразные височные украшения без каких-либо перерывов продолжали бытовать в лесной зоне Восточно-Европейской равнины до X—XIII веков включительно, когда их славянская принадлежность достоверна и не вызывает никаких сомнений.[10]
В этой связи часть населения тушемлинской культуры следует относить к славянскому этносу, во всяком случае тех жителей ее ареала, которые носили браслетообразные височные кольца. Можно полагать, что этот этнический компонент в составе носителей тушемлинской культуры был довольно многочисленным.[11]
Вместе с тем, это не исключает наличия в составе тушемлинского населения значительного процента балтского этнического компонента. Местные балты, как можно судить по археологическим данным, в основной массе не покинули мест своего обитания в процессе миграции среднеевропейского населения. В отличие от Ильменско-Псковского региона, земли балтов в Смоленском Поднепровье и Полоцком Подвинье до этого были сравнительно плотно заселены. Вычленить балтский этнический элемент в тушемлинских древностях не представляется возможным. По-видимому, в рассматриваемом ареале сложился единый куль-турный славяно-балтский симбиоз с общим домостроительством, керамическим материалом и погребальной обрядностью.[12]
[править] Селища
Основными памятниками тушемлинской культуры являются открытые поселения — селища, устраиваемые на песчаных останцах, холмах или склонах коренных берегов близ рек или озер. Это были довольно крупные поселки (большинство их занимало площади в 1—2 га), выделяющиеся размерами среди синхронных селений лесной зоны Восточно-Европейской равнины.[13]
[править] Городища
В ареале тушемлинской культуры известно и немало городищ. Большинство селищ расположено в стороне от них. Другие примыкали к городищам, которые не были постоянно заселены, а служили убежищами для окрестного населения. При возведении городищ нередко использовались заброшенные укрепленные селения раннего железного века, на которых строились дополнительные укрепления — земляные валы, кольцеобразно охватывавшие площадки городищ, и еще два-три вала на склонах их.[14]
Одним из таких городищ-убежищ является Тушемля. Оно размещалось на продолговатом мысе между двумя оврагами. Овальная площадка в 800 кв. м была обнесена по периметру двумя земляными валами с деревянными оградами на вершинах. На площадке впритык к валу находилась замкнутая постройка шириной 4—4,5 м со стенами столбовой конструкции. Поперечными стенками она подразделялась на помещения размерами 6 х 4 м. Семь или восемь из них имели в середине очаги, остальные использовались для хозяйственных нужд. Перекрытие постройки было двускатным. С восточной стороны был устроен вход на поселение шириной 1,25 м. От него дорожка шла ко второму рву, по которому, обогнув городище, можно было выйти за пределы убежища.[15]
[править] Жилища
Жилищами служили наземные постройки столбовой или срубной конструкции.[16]
О характере жилых строений наибольшее представление дают раскопки селища Дедиловичи. Оно находилось на относительно крутом склоне холма, и его обитатели, чтобы получить горизонтальную площадку для домостроения, вынуждены были врезать свои жилища в грунт. Всего при обследовании памятника зафиксировано не менее трехсот западин от котлованов жилищ. Земля, выброшенная из них, использовалась для устройства террасок, на которых размещались хозяйственные строения. Дома ставились рядами на небольшом расстоянии друг от друга. Все они были срубными, размеры их от 3 х 2,7 до 3,5 х 3 м. В тридцати пяти из сорока семи раскопанных жилищ открыты печи-каменки, в четырех — очаги.[17]
[править] Погребальные памятники
Погребальными памятниками тушемлинской культуры являются грунтовые могильники. Безраздельно господствовал обряд трупосожжения. Кремация умерших совершалась на стороне. Остатки ее, собранные с погребального костра, помещались в неглубокие округлые ямки в могильниках, располагавшихся обычно на естественных возвышениях поблизости от поселений. Наиболее изученными являются могильники Акатово на Смоленщине, где раскопано двадцать захоронений, и Узмень на юге Псковской обл. с тридцатью четырьмя исследованными могилами. Большинство погребений были безынвентарными, единичные урновыми. В немногих захоронениях встречены вещевые находки — бронзовые колечки, спиральки, фрагменты браслетов и слитки сплавов, синяя стеклянная бусина и стеклянные сплавы, железная булавка и глиняное пряслице.[18]
[править] Керамика
Одним из характерных элементов тушемлинской культуры является керамика, которая изготавливалась исключительно домашним способом, без применения гончарного круга. Самыми распространенными были горшкообразные сосуды тюльпановидной, биконической и усеченно-конической форм, лишенные орнаментации. Внешняя поверхность их имела шероховатость от выступающих зерен дресвы. Вторую, менее многочисленную группу посуды образуют миски и мископодобные горшки. Они выделяются и по характеру обработки поверхности — лощеной или подлощенной.[19]
[править] Металлические изделия
Материалы раскопок свидетельствуют о развитии на поселениях железообрабатывающего ремесла. Ассортимент изделий довольно разнообразен — топоры, серпы, косы, рыболовные крючки, ножи, шилья и др. На многих селищах найдены глиняные льячки, обломки тиглей с подтеками бронзы и литейные формочки. Среди предметов из цветных металлов встречены браслетообразные височные кольца, о которых речь пойдет ниже, браслеты, спиральки, трапециевидные привески, пряжки, фрагменты шейных гривн и др.[20]
[править] Экономика
В хозяйственной деятельности населения тушемлинской культуры ведущая роль принадлежала земледелию, о чем говорят находки на поселениях зернового материала (ячмень двурядный и многорядный, мягкая пшеница, рожь, просо, овес, горох, бобы) и орудий труда (серпы, топоры, зернотерки, жернова). Споро-пыльцевые исследования культурных напластований и грунтов из-под насыпей валов на городищах-убежищах указывают на господство подсечного земледелия. Это относится, по-видимому, к ранней фазе тушемлинской культуры. Распространение совершенных по форме серпов и находки жерновов говорят о том, что наряду с подсекой функционировало и пашенное земледелие. Судя по остеологическим материалам, развито было и животноводство. Охота и рыбная ловля имели второстепенное значение.[21]
[править] История изучения
Начиная с 1954 года, Верхнеднепровский отряд Славянской экспедиции Института истории материальной культуры Академии наук СССР под руководством П. Н. Третьякова приступил к изучению городищ в Смоленском Поднепровье. В 1956—1962 годах раскопаны целиком городища Тушемля и Слобода-Глушица на р. Сож в Починковском районе Смоленской области, содержавшие остатки деревянных конструкций и вещественные материалы, относящиеся к V—VII вв. Кроме того, произведены раскопки на городищах Городок, Прудки, Лахтеево, Вошкино, Асташково и Шапырево и на селище у д. Устье. Эти памятники расположены на Левобережном Поднепровье, преимущественно в бассейне р. Сож.[22]
В результате уже первых лет исследований только на городищах Тушемля, Прудки и Городок были выявлены весьма своеобразные укрепленные поселения третьей четверти I тысячелетия н. э. Они отличались особым устройством оборонительных, жилых и ритуальных сооружений. При этом керамика, найденная среди остатков сооружений, была весьма своеобразной и отличалась от керамики днепро-двинских племен раннего железного века. Все это и позволило П. Н. Третьякову первоначально назвать изученные памятники городищами-святилищами тушемлинского типа по первому наиболее полно раскопанному объекту. Предварительно было определено время гибели городищ-святилищ от пожаров как VI—VII вв. н. э., и высказана точка зрения об их восточнобалтской этнической принадлежности.[23]
Дальнейшие исследования, особенно на городищах Слобода-Глушица, Лахтеево, Вошкино, подтвердили общую планировку оборонительных, жилых и хозяйственных построек и их конструкций, но специальных святилищ на них найдено не было. Раскопки болотных городищ Асташково и Шапырево показали, что по общей планировке площадки, по особенностям столбовых конструкций и по характеру оборонительных сооружений они также весьма близко стоят к городищам-святилищам, хотя самих святилищ на них обнаружено не было. Это дало основание П. Н. Третьякову назвать эти памятники городищами-убежищами, сохранив название городищ-святилищ только за теми укрепленными поселениями, где найдены остатки святилищ тушемлинского типа. Используя радиокарбонный метод определения возраста органических веществ, а в частности, обуглившихся остатков деревянных конструкций из городища Тушемля, П. Н. Третьяков расширил хронологические рамки бытования городищ-убежищ рассматриваемого типа и датировал пожар на городище Тушемля серединой IX века н. э., а всю тушемлинскую культуру — третьей и четвертой четвертями I тысячелетия н. э.[24]
В 1953—1958 годах на левобережье смоленского течения Днепра проводил изучение поселений эпохи Древней Руси В. В. Седов. В некоторых местах им были обнаружены и более древние селища середины и второй половины I тысячелетия н. э., отнесенные суммарно к памятникам раннего железного века. В частности, значительным раскопкам подверглось селище у д. Яново, где найдено много керамики, поверхность которой покрыта подштриховкой и специальными «расчесами», что послужило основанием для В. В. Седова отнести ее к типам, связанным с культурой штрихованной керамики.[25]
[править] Примечания
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Шмидт Е. А. Верхнее Поднепровье и Подвинье в III—VII вв. н. э. Тушемлинская культура // Смоленск, 2003
- ↑ Шмидт Е. А. Верхнее Поднепровье и Подвинье в III—VII вв. н. э. Тушемлинская культура // Смоленск, 2003
- ↑ Шмидт Е. А. Верхнее Поднепровье и Подвинье в III—VII вв. н. э. Тушемлинская культура // Смоленск, 2003
- ↑ Шмидт Е. А. Верхнее Поднепровье и Подвинье в III—VII вв. н. э. Тушемлинская культура // Смоленск, 2003