Культура новгородских сопок

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Культура новгородских сопок (Культура сопок) — археологическая культура VIII—XI веков в бас­сей­нах озера Ильмень, рек Волхов, Сясь, верх­не­го и сред­не­го те­че­ния Мо­ло­ги, вер­хо­вий Лу­ги, Плюс­сы. Ха­рак­тер­ны соп­ки, рас­по­ло­жен­ные по од­ной, в осн. две — че­ты­ре, до шес­ти (из­ред­ка до 20) близ се­лищ, гор. цен­тров Ста­рая Ладога (бо­лее 40 со­пок), Рю­ри­ко­во го­родище и др. На се­ли­щах, об­ра­зую­щих ско­п­ле­ния (гнёз­да), изу­ча­лись сруб­ные до­ма с пе­ча­ми-ка­мен­ка­ми в уг­лу, ямы и др. хо­зяйств. со­ору­же­ния, сви­де­тель­ст­ва па­шен­но­го зем­ле­де­лия, жи­вот­но­вод­ст­ва, ме­тал­ло­об­ра­бот­ки, кос­то­рез­но­го и др. ре­мё­сел, про­мы­слов, тор­гов­ли (сре­ди на­хо­док — дир­хе­мы и др.). Леп­ная ке­ра­ми­ка (в осн. горш­ки с реб­ром в верх­ней час­ти) с сер. 10 в. вы­тес­ня­лась сде­лан­ной на кру­ге. Культура сопок сло­жи­лась в хо­де славянского рас­се­ле­ния, при­вед­ше­го к об­ра­зо­ва­нию сло­вен; яви­лась ос­но­вой др.-рус. куль­ту­ры Нов­го­род­ской зем­ли.[1]

Содержание

[править] История

Во второй половине I тыс. н. э. в бассейне Ильменя складывается культура новгородских сопок.[2]

Достаточно очевидно, что культура новгородских сопок не была эволюционным продолжением местной культуры прибалтийско-финского населения раннего железного века. Создателями её могло быть только пришлое население. Ареал культуры сопок в значительной части перекрывает восточные области территории псковских длинных курганов. При этом выясняется, что на той же территории население, оставившее длинные курганы псковского типа, и носители культуры сопок какое-то время проживали чересполосно. Однако скоро начался процесс интеграции этих культур. Носители культуры псковских длинных курганов оказались включенными в единый этногенетический процесс и восприняли культуру сопок.[3]

Культура сопок в IX—X вв. постепенно трансформируется в древнерусскую культуру Новгородской земли. Каких-либо нарушений в эволюционном развитии культуры Ильменского региона в это время не наблюдается. Эволюция достаточно отчетливо прослеживается и в керамических материалах, и в домостроительстве, и в топографии поселений. Между сопками и сменившими их курганами также выявляются связующие элементы, свидетельствующие о спокойном развитии культуры населения Приильменья в последних столетиях I тыс. н. э.[4]

[править] Ильменские словене

География памятников культуры сопок и последующая история ее носителей дают полные основания связывать эти древности со словенами ильменскими (новгородскими), о которых в летописи сообщается: «Словени же седоша около езера Илмеря, и прозвашася своимъ имянемъ».[5]

[править] Территория

Основным регионом распространения сопок является бассейн Ильменя, где сосредоточено более 70 % могильников с этими памятниками. Остальная часть сопок расположена в смежных землях Поильменья — верховьях рек Луга и Плюсса, а также в бассейне Мологи. За пределами этой территории немногочисленные сопки известны в бассейнах рек Великая и Западная Двина.[6]

География и топография памятников культуры сопок показывают, что население в VIII—IX вв. обживало местности, наиболее целесообразные для пашенного земледелия. Уже обращалось внимание на то, что сопки тяготеют преимущественно к дерново-карбонатным почвам, наиболее плодородным в Северо-Западном регионе. Многие памятники культуры сопок приурочены также к плодородным аллювиальным участкам речных и озерных долин.[7]

[править] Сопки

Сопки — высокие крутобокие насыпи с несколько уплощенной вершиной, обнесенные в основаниях кольцеобразно выложенными валунами. Среди них, правда, есть и насыпи с полусферическими и коническими вершинами, и насыпи без видимой каменной обкладки. По своим размерам сопки довольно различны — от небольших, высотой 2—3 м и диаметром 12—14 м, до грандиозных, достигающих 10 м в высоту при диаметре основания около 40 м. Обычно сопки группируются в небольшие могильники от 2—3 до 12 насыпей, но нередки и одиночные сопки. Свыше четверти известных могильников с сопками включают также обычные курганы или жальничные могилы.[8]

Одним из элементов сопок является кольцевая обкладка их оснований. Сооружалась она из крупных валунов в один или два-три яруса.[9]

[править] Керамика

Керамика культуры сопок лепная и представлена двумя основными типами. Более распространенными были слабопрофилированные приземистые (низкие, но широкие) горшки с прямым или слегка отогнутым наружу венчиком. Прямые аналогии этой посуде есть в материалах нижних горизонтов Старой Ладоги. Сопоставимы они также с лепной посудой из славянских курганов IX—X вв. Второй тип керамики из сопок образуют широкогорлые биконические сосуды с отчетливым переломом в плечиках и чуть отогнутым верхним краем. Такие сосуды широко представлены в нижнем горизонте напластований Ладоги и на многих поселениях, синхронных сопкам. Это так называемая керамика ладожского типа.[10]

[править] Поселения

Поселения культуры сопок исследованы пока слабо. Это были преимущественно селища.[11]

[править] Экономика

Земледельческий уклад населения культуры сопок представляется несомненным. Доминировало, очевидно, пашенное земледелие, поскольку подсека на дерново-карбонатных почвах из-за особенностей их химического состава вообще невозможна. Непосредственные следы древней пахоты зафиксированы при исследованиях культового сооружения культуры сопок у д. Коломно в Юго-Западном Приильменье. О пашенном земледелии говорят и находки железных наральников в древнейших слоях Ладоги и Новгорода.[12]

[править] Отвергнутые гипотезы

Высказывалось предположение, что начало сооружения сопок было обусловлено миграцией в Новгородские земли славянского населения из Верхнеокского региона и соседних земель Смоленщины, где известны курганы мощинской культуры (типа Шаньково—Почепок), которые по размерам (высотой до 5 м) сопоставимы с сопками. Однако это мнение должно быть отвергнуто, поскольку особенности строения погребальных насыпей, деталей обрядности, характера вещевых инвентарей и керамического материала новгородских сопок и верхнеокских курганов мощин- ской культуры весьма и весьма различны. Ни о какой преемственности между ними не может быть речи. Не подкрепляется эта догадка и другими археологическими данными. Не находит она подтверждения и в материалах лингвистики, топонимики и антропологии.[13]

[править] Примечания

  1. Сопок культура
  2. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  3. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  4. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  5. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  6. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  7. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  8. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  9. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  10. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  11. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  12. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  13. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
Древняя Русь
Галичская земля  Черняховская культура + Киевская культура --> Пеньковская культура (Анты) --> Белые хорваты
Киевская земля  Пражская культура --> Лука-райковецкая культура --> Волыняне, Древляне, Дреговичи, Поляне
Муромская земля 
Новгородская земля  Культура новгородских сопок --> Словене
Полоцкая земля  Культура смоленско-полоцких длинных курганов --> Полоцкие кривичи
Псковская земля  Культура псковских длинных курганов --> Псковские кривичи
Ростово-Суздальская земля 
Рязанская земля 
Смоленская земля  Культура смоленско-полоцких длинных курганов --> Смоленские кривичи
Черниговская земля  Черняховская культура --> Именьковская культура --> Волынцевская культура --> Роменская культура --> Вятичи, Радимичи, Северяне
Личные инструменты