Культура новгородских сопок
Материал из Documentation.
Культура новгородских сопок (Культура сопок) — археологическая культура VIII—XI веков в бассейнах озера Ильмень, рек Волхов, Сясь, верхнего и среднего течения Мологи, верховий Луги, Плюссы. Характерны сопки, расположенные по одной, в осн. две — четыре, до шести (изредка до 20) близ селищ, гор. центров Старая Ладога (более 40 сопок), Рюриково городище и др. На селищах, образующих скопления (гнёзда), изучались срубные дома с печами-каменками в углу, ямы и др. хозяйств. сооружения, свидетельства пашенного земледелия, животноводства, металлообработки, косторезного и др. ремёсел, промыслов, торговли (среди находок — дирхемы и др.). Лепная керамика (в осн. горшки с ребром в верхней части) с сер. 10 в. вытеснялась сделанной на круге. Культура сопок сложилась в ходе славянского расселения, приведшего к образованию словен; явилась основой др.-рус. культуры Новгородской земли.[1]
Содержание |
[править] История
Во второй половине I тыс. н. э. в бассейне Ильменя складывается культура новгородских сопок.[2]
Достаточно очевидно, что культура новгородских сопок не была эволюционным продолжением местной культуры прибалтийско-финского населения раннего железного века. Создателями её могло быть только пришлое население. Ареал культуры сопок в значительной части перекрывает восточные области территории псковских длинных курганов. При этом выясняется, что на той же территории население, оставившее длинные курганы псковского типа, и носители культуры сопок какое-то время проживали чересполосно. Однако скоро начался процесс интеграции этих культур. Носители культуры псковских длинных курганов оказались включенными в единый этногенетический процесс и восприняли культуру сопок.[3]
Культура сопок в IX—X вв. постепенно трансформируется в древнерусскую культуру Новгородской земли. Каких-либо нарушений в эволюционном развитии культуры Ильменского региона в это время не наблюдается. Эволюция достаточно отчетливо прослеживается и в керамических материалах, и в домостроительстве, и в топографии поселений. Между сопками и сменившими их курганами также выявляются связующие элементы, свидетельствующие о спокойном развитии культуры населения Приильменья в последних столетиях I тыс. н. э.[4]
[править] Ильменские словене
География памятников культуры сопок и последующая история ее носителей дают полные основания связывать эти древности со словенами ильменскими (новгородскими), о которых в летописи сообщается: «Словени же седоша около езера Илмеря, и прозвашася своимъ имянемъ».[5]
[править] Территория
Основным регионом распространения сопок является бассейн Ильменя, где сосредоточено более 70 % могильников с этими памятниками. Остальная часть сопок расположена в смежных землях Поильменья — верховьях рек Луга и Плюсса, а также в бассейне Мологи. За пределами этой территории немногочисленные сопки известны в бассейнах рек Великая и Западная Двина.[6]
География и топография памятников культуры сопок показывают, что население в VIII—IX вв. обживало местности, наиболее целесообразные для пашенного земледелия. Уже обращалось внимание на то, что сопки тяготеют преимущественно к дерново-карбонатным почвам, наиболее плодородным в Северо-Западном регионе. Многие памятники культуры сопок приурочены также к плодородным аллювиальным участкам речных и озерных долин.[7]
[править] Сопки
Сопки — высокие крутобокие насыпи с несколько уплощенной вершиной, обнесенные в основаниях кольцеобразно выложенными валунами. Среди них, правда, есть и насыпи с полусферическими и коническими вершинами, и насыпи без видимой каменной обкладки. По своим размерам сопки довольно различны — от небольших, высотой 2—3 м и диаметром 12—14 м, до грандиозных, достигающих 10 м в высоту при диаметре основания около 40 м. Обычно сопки группируются в небольшие могильники от 2—3 до 12 насыпей, но нередки и одиночные сопки. Свыше четверти известных могильников с сопками включают также обычные курганы или жальничные могилы.[8]
Одним из элементов сопок является кольцевая обкладка их оснований. Сооружалась она из крупных валунов в один или два-три яруса.[9]
[править] Керамика
Керамика культуры сопок лепная и представлена двумя основными типами. Более распространенными были слабопрофилированные приземистые (низкие, но широкие) горшки с прямым или слегка отогнутым наружу венчиком. Прямые аналогии этой посуде есть в материалах нижних горизонтов Старой Ладоги. Сопоставимы они также с лепной посудой из славянских курганов IX—X вв. Второй тип керамики из сопок образуют широкогорлые биконические сосуды с отчетливым переломом в плечиках и чуть отогнутым верхним краем. Такие сосуды широко представлены в нижнем горизонте напластований Ладоги и на многих поселениях, синхронных сопкам. Это так называемая керамика ладожского типа.[10]
[править] Поселения
Поселения культуры сопок исследованы пока слабо. Это были преимущественно селища.[11]
[править] Экономика
Земледельческий уклад населения культуры сопок представляется несомненным. Доминировало, очевидно, пашенное земледелие, поскольку подсека на дерново-карбонатных почвах из-за особенностей их химического состава вообще невозможна. Непосредственные следы древней пахоты зафиксированы при исследованиях культового сооружения культуры сопок у д. Коломно в Юго-Западном Приильменье. О пашенном земледелии говорят и находки железных наральников в древнейших слоях Ладоги и Новгорода.[12]
[править] Отвергнутые гипотезы
Высказывалось предположение, что начало сооружения сопок было обусловлено миграцией в Новгородские земли славянского населения из Верхнеокского региона и соседних земель Смоленщины, где известны курганы мощинской культуры (типа Шаньково—Почепок), которые по размерам (высотой до 5 м) сопоставимы с сопками. Однако это мнение должно быть отвергнуто, поскольку особенности строения погребальных насыпей, деталей обрядности, характера вещевых инвентарей и керамического материала новгородских сопок и верхнеокских курганов мощин- ской культуры весьма и весьма различны. Ни о какой преемственности между ними не может быть речи. Не подкрепляется эта догадка и другими археологическими данными. Не находит она подтверждения и в материалах лингвистики, топонимики и антропологии.[13]
[править] Примечания
- ↑ Сопок культура
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999