Мощинская культура

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Мощинская культура — археологическая культура.

Племена мощинской культуры принадлежали к балтскому этноязыковому массиву. В сочинении Иордана они, по-видимому, зафиксированы под названием Coldas, в котором явно проступает голядь, остатки которой, проживавшие в XII веке на р. Протве, притоке Оки, упомянуты в летописи.[1]

Мощинская культура была рас­про­стра­не­на в бас­сей­не верх­не­го те­че­ния р. Ока. Основные ма­те­риа­лы да­ти­ру­ют­ся III—V веками, вы­де­ля­ет­ся 4 пе­рио­да. На тер­ри­то­рии Туль­ской области по­лу­че­ны сви­де­тель­ст­ва о су­ще­ст­во­ва­нии тра­ди­ций мощинской культуры до IX века на па­мят­ни­ках, рас­по­ло­жен­ных на мел­ких при­то­ках Оки, и не­ко­то­рых па­мят­ни­ках ро­мен­ской куль­ту­ры.[2]

Мы­со­вые и т. п. го­ро­ди­ща, ук­ре­п­лён­ные ва­лом (в ред­ких слу­ча­ях дву­мя) с на­поль­ной сто­ро­ны, се­ли­ща (ма­ло ис­сле­до­ва­ны). По­строй­ки в осн. на­зем­ные, раз­мером ок. 20 м2. В бас­сей­не Уг­ры из­вест­ны кур­ган­ные мо­гиль­ни­ки; под на­сы­пью кур­га­на про­сле­жи­ва­ют­ся ос­тат­ки коль­це­вой ог­ра­ды — час­то­ко­ла; в ос­но­ва­нии на­сы­пи — тру­по­сож­же­ния на мес­те, сре­ди ин­вен­та­ря — со­су­ды, ок­ские фи­бу­лы с кноп­кой на нож­ке, пряс­ли­ца, пла­стин­ча­тое кре­са­ло, фраг­мен­ты обож­жён­ных бы­то­вых пред­ме­тов и ук­ра­ше­ний. Ке­ра­ми­ка леп­ная, есть ло­щё­ная; ха­рак­тер­ны горш­ки с вы­де­лен­ным пе­ре­хо­дом к вы­со­ко­му вен­чи­ку, из­ред­ка ор­на­мен­ти­ро­ван­ные на­сеч­ка­ми и разл. вдав­ле­ния­ми по верх­не­му краю; реб­ри­стые мис­ки с вы­со­ким ци­лин­д­рич. или рас­тру­бо­об­раз­ным вер­хом; за ис­клю­че­ни­ем По­уго­рья, рас­про­стра­не­ны гли­ня­ные ско­во­ро­ды с не­вы­со­ки­ми бор­ти­ка­ми. Для пе­рио­да 1 по­ка­за­тель­ны ве­щи кру­га вост.-ев­роп. вы­ем­ча­тых эма­лей, для пе­рио­да 2 — влия­ние чер­ня­хов­ской куль­ту­ры, для пе­рио­да 4 — свя­зи с па­мят­ни­ка­ми ти­па За­мя­ти­но — Чер­то­виц­кое. Силь­ны свя­зи с др. куль­ту­ра­ми По­очья. Мощинская культура сме­ни­ла па­мят­ни­ки ти­па Но­во-Клей­мё­но­во, сфор­ми­ро­ва­лась на ос­но­ве при­шлых позд­не­за­ру­би­нец­ких тра­ди­ций и, воз­мож­но, на­се­ле­ния ле­со­степ­но­го По­до­нья. Ве­ро­ят­но со­от­не­се­ние но­си­те­лей мощинской культуры с голядью; они бы­ли ас­си­ми­ли­ро­ва­ны сла­вя­на­ми, в основном вя­ти­ча­ми, став ча­стью рус­ских.[3]

Содержание

[править] Научное изучение

Мощинская культура была вы­де­ле­на П. Н. Третьяковым в 1940-х годах; современное по­ни­ма­ние ос­но­ва­но на ра­бо­тах В. В. Седова, Г. А. Ма­са­ли­ти­ной, А. М. Воронцова.[4]

[править] Изделия

Весьма высокий уровень технологического развития позволял носителям мощинской культуры демонстрировать развитое (на фоне соседей) производство железа, бронзовое литьё и даже неплохой уровень ювелирного дела, так что их выемчатые эмали в XIX — начале XX вв. довольно часто принимали за готские и египетские изделия. Характерные фибулы и лощеная керамика также выступают в качестве маркеров этой культуры.[5]

[править] Происхождение

Мощинская культура сложилась в результате воздействия зарубинецкого населения на создателей культуры верхнеокских городищ «эпохи железа».[6]

[править] Примечания

  1. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  2. [1]
  3. [2]
  4. [3]
  5. [4]
  6. Хабургаев Г. А. Этнонимия Повести временных лет // М.: Изд-во Московского университета, 1979
Личные инструменты