Русские

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Русские — народ, основное население России (свыше 100 млн человек). На Украине 11 млн человек, в Казахстане 6 млн человек, Узбекистане 1,65 млн человек, Белоруссии 1,34 млн человек и ряде других стран.[1] Общая численность 146 млн человек (1992). Язык русский. Верующие русские в основном православные.[2]

Содержание

[править] Этническая история

Становление русского народа находилось в прямой связи с многовековым расширением его расселения. Исторические корни русских уходят в IX—X вв., когда известные по «Повести временных лет» восточнославянские племена были объединены под властью киевских князей в Древнерусское государство. С тех пор старые племенные связи стали распадаться, и к XII в. сформировались областные сообщества, соответствующие феодальным княжествам. Но сохранялось сознание единства Русской земли, охватывавшей всю восточнославянскую территорию от Белого моря на севере до Черного — на юге, от Карпатских гор на западе до Волги на востоке.[3]

Общерусскому единству был нанесен удар распадом Древнерусского государства в XIII в. и особенно монгольским нашествием в XIII—XIV вв. После этого началось создание новых культурных связей и обособление трех восточнославянских народов.[4]

Начальный этап формирования русских пришелся на XIV столетие и был связан с образованием Московской Руси. Ядро русских составило население феодальных княжеств, объединенных в XIV—XVI вв. Москвой. Основой народа стало население Волго-Окского междуречья, которое сформировалось ещё в IX—XII вв. из пришедших туда потомков славян — новгородских словен, смоленских кривичей и вятичей с верховьев Десны. Расселяясь в междуречье, они ассимилировали местное финно-угорское (летописных мерю, мурому, мещеру) и балтское (голядь) население. В XV — начале XVI вв. русские окончательно сформировались как народ. Это произошло с объединением Северо-Западной и Северо-Восточной Руси с их населением бывших княжеств, то есть — земель Владимиро-Суздальской, Нижегородской, Рязанской, Тверской, Ярославской областей, Псковской и Новгородской республик. На этих территориях славяно-русские пришельцы соприкасались и взаимодействовали с другими народами. На Русском Севере (Поморье), начавшем заселяться еще в XII—XIII вв. со стороны Новгородской и Ростово-Суздальской («низовской») земель, а в XIV—XVI вв. — из Московской Руси, русские контактировали с местным населением, которое составило народы финно-угорской (карелы, вепсы, коми, саамы) и самодийской (ненцы) языковых ветвей. В Вятском и Камско-Печерском краях, заселявшихся русскими с конца XVI — начала XVII в., происходило их взаимодействие с волжскими финнами и тюркскими народами. К тому времени понятия Россия, Российская земля уже получили распространение. Русская колонизация черноземных областей (Дикого Поля), опустевших после татарского нашествия XIII в., стала возможной благодаря строительству в XVII в. оборонительных линий (засечных черт). Эта волна заселения сомкнулась с продвижением русских в лесостепи и степи Среднего и Нижнего Поволжья, Дона, Приазовья. Одновременно началось освоение Сибири выходцами из Поморья. В конце XVII—XVIII в. лесостепные и приречные безлесные сибирские земли были освоены русскими земледельцами, а более северные лесные и тундровые районы — промысловиками. В Сибири русские встретились с местным населением — охотниками, рыболовами, оленеводами, скотоводами. Это были народы уральской (самодийские, финно-угорские) и алтайской (тюркоязычные, тунгусоязычные и монголоязычные) языковых семей. В XVIII в. русские начали проникать на Южный Урал, Северный Кавказ. После 1861 г. (отмена крепостного права) в Сибирь устремились новые потоки русских переселенцев, главным образом из центральных и южных районов. К концу XIX — началу XX в. возникли очаги русского заселения в Средней Азии, а на восточных рубежах — на Дальнем Востоке.[5]

На всем пространстве своего проживания русские расселялись неравномерно. Около половины их было сосредоточено в местах, обжитых еще с XIV—XVI до начала XX в. В местах позднего освоения на Кавказе, в Средней Азии, Казахстане возникали «русские ареалы» среди земледельческих или кочевых народов. Область расселения русских на пространстве России визуально напоминает широкую полосу, сужающуюся к востоку, начало которой находится на западном рубеже от северо-западных границ страны до Молдавии, самая плотная часть — в средней полосе Европейской части. К востоку от нее идет сужение «клина». В Сибири полоса сужается еще более по линии от среднего Урала до Томска—Новосибирска—Кузнецка—Красноярска—Иркутска—Хабаровска к Тихому океану.[6]

[править] Русское казачество

Своеобразна культура казачества, состоявшего из отдельных «войск». Русское казачество формировалось на протяжении XVI—XVIII вв. изначально в бассейне верхнего течения Дона, затем — в низовьях Дона, на Яике, Тереке и в Сибири. Эту группу русского народа считают сословием, так как у истоков ее формирования находились представители военизированного оседлого населения, целенаправленно использовавшегося государством для защиты границ. В формировании казаков кроме русских приняли участие украинцы, молдаване, татары, башкиры, коми, мордва, калмыки, казахи, представители народов Северного Кавказа, Закавказья, Сибири.[7]

На территории современной России с начала XVIII в. до Октябрьской революции 1917 г. официально существовали следующие казачьи войска: Донское, Терское, Кубанское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Астраханское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское. В большинстве казаки исповедовали православие. В XVIII в. у казаков распространились старообрядческие толки; наиболее известны на Кубани поповцы-некрасовцы (от имени атамана Игната Некрасова).[8]

Казаки были активно вовлечены в Гражданскую войну, пострадали в процессе политики «расказачивания» и «раскулачивания» (1919—1927 гг.): в результате репрессий казачество лишилось значительной части своих земель.[9]

В 1990-е гг. начался процесс возрождения казачьей идентичности и культурных традиций на фоне политизации, чему, в частности, способствовала активизация этнонациональных движений на Северном Кавказе.[10]

[править] Язык

Термин «русский язык» употребляется в четырех значениях:[11]

  • совокупность всех языков восточнославянской ветви до сложения русского, украинского и белорусского языков;
  • письменный язык, сложившийся на основе древнерусских говоров под сильным влиянием общеславянского литературного языка (так называемого старославянского) и выполнявший литературные функции в Киевской и Московской Руси;
  • совокупность всех наречий и говоров, которыми пользовался и пользуется русский народ;
  • общерусский (общероссийский) язык, язык прессы, школы, государственный язык. Письменность — вариант кириллицы.

[править] Традиционная материальная культура

В традиционных формах материальной культуры (хозяйство, жилище, одежда, пища и утварь, предметы быта) до начала XX в. отразилась региональная специфика проживания русских. При этом уже в XVI в. в культуре были различимы сословные отличия, выражавшиеся в применении новых форм, часто связанных с особенностями развития городской культуры, иноэтничным, западноевропейским влиянием. С XVIII в. эта специфика усугубилась в результате применения новых форм производства, новых материалов и профессионального труда. В настоящее время бытовая культура русских в значительной степени унифицирована, различия сохраняются сегодня в традициях питания.[12]

[править] Кухня

Средняя полоса России (к югу от Москвы) — территория формирования характерных черт русской культуры питания. Одна из них — предпочтение «черного» ржаного хлеба «белому» пшеничному. Из пшеничной муки готовили праздничную выпечку (пироги — сайки, расстегаи, кулебяки, блины и др.). Крупа и мука также использовались для приготовления щей, в состав которых в XIX в. вошли капуста и мясо. С XVIII в. в пищевой рацион активнейшим образом включается картофель, который употребляется в первые и вторые блюда. В пищу на основе круп и картофеля добавляли различные овощи, яйца. Употребляли молочные продукты (молоко, сметану, простоквашу, творог, масло). Мясо (преимущественно говядина, свинина, баранина) и птица (куры, гуси) появлялось на столах редко.[13]

Для юга России более характерно употребление в пищу овощей (тыква, свекла, помидоры, кабачки, перец, баклажаны), чем для центра и севера. Кроме щей был популярен борщ, включающий множество компонентов. К началу XX в. увеличились посевы пшеницы. Пшеница все более входит в обиход по сравнению с рожью и культивируется русскими переселенцами в ряде регионов Сибири, в результате чего пшеничный хлеб вытесняет ржаной (Алтайская и Минусинская степи).[14]

Стол северян до начала XX в. оставался хлебно-рыбным. Основными хлебными культурами считали ячмень и овес, но активно употребляли и ржаной хлеб. Из муки и крупы делали полужидкие блюда. Кроме того, употреблялись овощи: репа, редька, лук и чеснок, а также ягоды, грибы, орехи, дикие травы. Рыбу квасили, иногда ели сырой. Мясо употреблялось чаще, чем в других регионах, причем не только в зажиточных слоях общества.[15]

Для всех территорий русских было традиционным употребление в пищу меда, приготовление различных хмельных напитков (пиво, брага, вино).[16]

[править] Традиционные занятия

Основу хозяйства русских исстари составляло земледелие, которое развивалось по мере заселения различных территорий и в разных районах в зависимости от природных условий приобретало свои особенности. Успехам в земледелии сопутствовали занятия ремеслами, промыслы, горно-рудные разработки и создание крупной промышленности. В индустриальную эпоху на высокий уровень выходят научные исследования, формируется система общего и профессионального образования.[17]

[править] Общество

В русской деревне всегда были сильны соседские связи, одним из проявлений которых являются помочи — осуществление помощи, часто — «всем миром», в хозяйственных делах каждому, кто в этом нуждался. Совместные работы заканчивались общим застольем, становившимся не только средством отдыха, но и местом общения, знакомства молодежи. Велико было значение общественного мнения, осуществлявшего контроль над нормами поведения.[18]

Общественная жизнь русских протекала в основном в рамках территориальной (сельской) общины. Общиной накоплен огромный практический опыт сочетания общественных интересов с индивидуальными, что выражалось в решении хозяйственных и самоуправленческих проблем в непосредственной связи с этическими (нравственными) нормами.[19]

Сфера труда и досуга в традиционном русском обществе была тесно связана с аграрным календарем, основные вехи которого органично вошли и закрепились в церковном календаре. Время напряженного совместного труда сменялось достаточно протяженными периодами отдыха или днями праздников, главными из которых были Пасха Христова со Светлой седмицей (неделей) и Рождество Христово с последующими святочными днями до дня Крещения Господня (Богоявления). Широко праздновались также дни престольных праздников, свои в каждом селе. Городской быт частично подчинялся указанному распорядку, однако постепенно с XVIII в. в него входят новые обычаи, например, празднование Нового года.[20]

К началу XX в. русские представляют собой сословное общество, где большинство (87 %) составляют крестьяне и мещане. При этом из среды последних уже сформировался рабочий класс. 1,5 % составляли дворяне, по 0,5 % — купечество и духовенство, 2,3 % — казаки. Во главе управления Российским государством стоял монарх. В начале того века русские были вторым по численности народом мира (после китайцев), будучи основным народом Российской империи, где не было «имперских привилегий» для какого-либо народа.[21]

В XX в. произошли социально-политические события, серьезнейшим образом повлиявшие на судьбу русских. Коренной слом старого социального уклада и внедрение новой идеологии не могли не сказаться на многих сторонах как общественного, так и частного быта. Однако и в период советской власти, особенно после победы в Великой Отечественной войне, русские самосознание, язык и культура являлись основой для консолидации советского народа, патриотизма и солидарности. Постепенно надвигавшийся кризис советской политической власти разрушительно сказывался на положении всех народов страны, в значительной степени — на русском населении.[22]

Сегодня, с развитием российской государственности и нормализацией общественной жизни, происходит укрепление как самосознания русских (русскости), так и общероссийского (гражданского) сознания.[23]

[править] Семья

Для традиционной русской семьи характерно развитие в разных регионах простых и сложных форм, но обязательно с главенством старшего мужчины, регламентацией всего жизненного уклада, половозрастным разделением труда, с осознанием необходимости иметь детей, которым передавался многовековой народный опыт, знания, культурные традиции.[24]

Современная семья преимущественно простая двухпоколенная по составу, малодетная, однородная в социальном отношении. Отличия сельской семьи от городской в плане лучшего сохранения традиционных основ семейного быта незначительны.[25]

[править] Религия и духовная культура

Основой традиционной духовной культуры русских является православие. Приверженность к этой религии большинства народа сказывалась во всех сферах традиционной культуры.[26]

Со времен Киевской Руси, принятия христианства, русское самосознание принимает преимущественно конфессиональный характер, получивший свое выражение в идеале Святой Руси. Православный культ святых постепенно вытеснял поклонение языческим божествам. Объектами народного почитания становились и выдающиеся лица русской истории — политические и церковные деятели, ревнители благочестия. Вокруг них, носителей лучших национальных черт, выстраивалась картина исторического прошлого. В XIX в., как и в предыдущие столетия, осознание своей принадлежности к православной вере у русских выражалось, в частности, в употреблении конфессионима «православные» при обращении в мирное время (например, на сельских сходах) и во время войн, вооруженных конфликтов. Это самоназвание выполняло функции этнического определителя русских, в то время как противники, даже если они были христианского вероисповедания, почитались за «нехристей».[27]

В традиционном народном сознании особое место выделялось царскому служению. Ему, в соответствии с византийскими канонами, придавался теократический смысл. Царь воспринимался как Божий избранник. Вместе с тем отношение к царю как к высшему государственному лицу — радетелю о народных интересах — связано с постоянно воспроизводимыми крестьянским (по существу — народным) сознанием надеждами на справедливое устройство общества.[28]

Общественная и частная жизнь русских также теснейшим образом была связана с православными представлениями о мироустройстве, человеке, обществе. Она вписывалась в систему церковного календаря, в ней велико было место религиозных праздников, церковных таинств, обрядов и обычаев, связанных с верой. Жизненный цикл каждого человека освящался Церковью (крещение, брак, отпевание и др.). В этот круг входят такие проявления религиозной жизни русских, как регулярное посещение богослужений, причащение, исповедь, хождение на богомолье, домашняя молитва и др. — в частной жизни; празднование престольных и крупных церковных праздников, массовые крестные ходы и общественные молебны и др. — в жизни целых сообществ (сел, городов, районов и территорий). Нравственные ориентиры христианства тесно соединялись с другими сторонами культуры, служили необходимой основой для многих представлений, действий, взаимоотношений и творчества.[29]

В настоящее время большинство верующих русских — православные. В меньшей степени распространены протестантизм, католицизм, неоиндуистские религиозные течения, буддизм, неоязычество и др.[30]

[править] Народное искусство и промыслы

Русское народное искусство базируется на художественной традиции, формировавшейся в Древней Руси. Строй русской художественной традиции возник в результате сложных взаимовлияний древнерусского искусства на протяжении веков и искусства Византии, Запада и Востока и развивался затем во взаимодействии с художественными культурами многих народов Европы и Азии. В допетровской России древняя художественная традиция была единой для всех социальных слоев, с начала XVIII в. она стала достоянием главным образом крестьянского искусства.[31]

Широко было распространено художественное ткачество, вышивка, в том числе золотое шитье и лицевое шитье, кружевоплетение, в значительно меньшей степени — ковроткачество. Искусство художественной обработка металла выражалось в литье колоколов, пушек, украшенных орнаментом, гравировке холодного и огнестрельного оружия, при ковке решеток, дверей, крестов и т. п. Развито было и ювелирное производство, в том числе с использованием чернения серебра (Великий Устюг), финифти (Ростов-Ярославский), работа по серебру (Красное село Костромской губ.) и др. Со времен Киевской Руси известно изготовление художественных керамических изделий (с XVII в. — Гжель, затем — Скопин) — как предметов утвари, посуды, так и всевозможных игрушек, свистулек. Резные костяные изделия в Западной Европе во времена Древней Руси носили название «резьба руссов», что говорит о давности этого промысла на территории России. Особенно это искусство было развито до начала XIX в. на Русском Севере (холмогорские косторезы). С XVIII в. развивается резьба по камню, использовавшаяся для украшения интерьеров и облицовки зданий.[32]

В России, богатой лесом, широко бытовало изготовление токарным способом резной и расписной посуды, игрушек, мебели, а также украшение жилища, орудий труда и средств передвижения. Это искусство имело несколько локальных школ, в которых развивались и сохраняются до сих пор традиции Древней Руси, хорошо известные по археологическим раскопкам. В позднее время (с конца XVII в.) возникают центры посудного промысла и изготовления предметов быта: с. Хохлома (сюда доставлялись изделия из сел Заволжья для отправки их на ярмарки России и зарубежья); г. Городец, Сергиев Посад с окрестными деревнями и др. В Вологодской, Архангельской губерниях, на Урале развивается резьба и роспись по бересте, плетение из нее разнообразных предметов: туесов, шкатулок, поставцов и др. Украшение резьбой жилища сохраняется до сих пор — это наличники окон, торцовые доски, причелины и другие элементы современного сельского жилища. Искусство обработки дерева особенно ярко проявляется в деревянном церковном зодчестве.[33]

[править] Устное народное творчество

Для устного народного творчества русских характерно разнообразие форм. Это и былины исторического содержания, и христианские духовные стихи, и лирические, обрядовые песни, певшиеся во время свадебного ритуала, народных гуляний на праздники, сказки, былички, профессиональные и солдатские песни и многое другое. Характерно многоголосное пение, участие в хороводах, молодежных играх и посиделках.[34]

В русском песенном творчестве материалом для поэтизации служил объективный реальный мир, прежде всего окружающая крестьянина природа, некоторые виды трудовой деятельности (земледелие, рыболовство, охота и т. д.) и многочисленные обрядовые действа. Объектом же поэтической символизации в русских народных лирических песнях является человек — крестьяне и крестьянки, их взаимоотношения и поступки, выражаемые ими всевозможные мысли, чувства и настроения. Наиболее древними образами, используемыми в русской обрядовой лирике, являются такие, как месяц — символ отца, солнце — матери, звезды — детей, месяц-молодец — жених, муж, зорюшка-девушка — невеста, жена. В роли символов часто выступают различные птицы: соловей, сокол, селезень и голубь — в роли молодца; белая лебедушка, серая утица, пава и сизая голубка — девушка; серая кукушка — печальная девушка или горькая женская доля. Еще шире используются образы из растительного мира. Например, очень часто символом девушки являются белая береза, калина, малина и сладкая вишня; птица клюет вишню — молодец сватает девушку и т. д.[35]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Киргизии 916,6 тыс. человек, Латвии 905,5 тыс. человек, Молдавии 562 тыс. человек, Эстонии 474,8 тыс. человек, Азербайджане 392,3 тыс. человек, Таджикистане 388,5 тыс. человек, Литве 344,5 тыс. человек, Грузии 341,2 тыс. человек, Туркмении 333,9 тыс. человек, Армении 51,5 тыс. человек (1989). Живут также в странах Америки (главным образом в США) и Западной Европы.
  2. Русские // Большой Энциклопедический словарь, 2000
  3. Русские
  4. Русские
  5. Русские
  6. Русские
  7. Русские
  8. Русские
  9. Русские
  10. Русские
  11. Русские
  12. Русские
  13. Русские
  14. Русские
  15. Русские
  16. Русские
  17. Русские
  18. Русские
  19. Русские
  20. Русские
  21. Русские
  22. Русские
  23. Русские
  24. Русские
  25. Русские
  26. Русские
  27. Русские
  28. Русские
  29. Русские
  30. Русские
  31. Русские
  32. Русские
  33. Русские
  34. Русские
  35. Русские
Личные инструменты