Волго-Окское междуречье
Материал из Documentation.
Волго-Окское междуречье — регион в центре Европейской части России между реками Волга и Ока. Охватывает современные территории Владимирской, Ивановской, Калужской, Костромской, Московской, Рязанской, Смоленской, Тверской и Ярославской областей.
Волго-Окское междуречье сыграло важнейшую роль в истории России, являясь одним из главных мест формирования древнерусской государственности и развития русской культуры. Регион богат историческими городами, такими как Москва, Владимир, Ярославль, Кострома, Тверь.
Климат региона умеренно континентальный, с тёплым летом и холодной зимой. Это создаёт благоприятные условия для сельского хозяйства, промышленности и туризма. В экономическом плане Волго-Окское междуречье является одним из наиболее развитых регионов России. Здесь расположены крупные промышленные центры, такие как Москва, Ярославль, Владимир и другие, а также важные сельскохозяйственные районы. Кроме того, регион известен своими культурными и историческими достопримечательностями, привлекающими туристов.
Содержание |
[править] История
Территория Волго-Окского междуречья и смежная с ней область Волжского Левобережья расположены на древних и весьма важных водных магистралях: на севере — Сухоно-Вычегодской, на юге — Волго-Окской. Эти водные пути с глубокой древности связывали восточную и западную части Восточной Европы. Такое географическое положение в значительной мере определило направление связей и развитие культуры местных племён.[1]
Неолитизацию Верхнего Поволжья и Волго-Окского междуречья (с кон. 6-го тыс. до н. э.) отражает верхневолжская культура.[2] Верхневолжская культура — археологическая культура раннего неолита в Верхнем Поволжье и Волго-Окском междуречье (конец VI — 1-я четверть IV тыс. до н. э.). В основе хозяйства — охота, рыболовство, собирательство.[3]
Формирование культурно-исторической общности ямочно-гребенчатой керамики большинство исследователей связывает с Волго-Окским междуречьем и Верхним Поволжьем, где она сменила верхневолжскую культуру (их преемственность — предмет дискуссии).[4] Относительно территории Волго-Окского междуречья Ю. А. Краснов отмечал, что здесь отсутствуют признаки производящего хозяйства на стоянках с ямочно-гребенчатой керамикой.[5]
Льяловская культура — археологическая культура развитого неолита (IV тыс. до н. э.) в Волго-Окском междуречье, часть культурно-исторической общности ямочно-гребенчатой керамики. В начале III тыс. до н. э. льяловская культура сменяется волосовской культурой.[6][7]
Волосовская культура — археологическая культура (культурно-историческая область) позднего неолита и начала эпохи раннего металла (конец IV — рубеж III—II тыс. до н. э.) в лесных и лесостепных районах центра Русской равнины и Среднего Поволжья. В основе хозяйства — рыболовство и охота. Антропологический тип носителей волосовской культуры определён как северный европеоидный, иногда с лапоноидными чертами. Волосовская культура явилась одним из компонентов в сложении чирковской (или фатьяноидной), ранней приказанской, поздняковской культуры и других.[8]
Около 3500 лет до н. э., наряду с родственной волосовской культурой, в Волго-Окском междуречье появляется верхнеднепровская культура.[9]
«Фатьяноидная» керамическая традиция имеет огромный ареал распространения, от Волго-Окского междуречья до Эстонии, Онежского озера, Северной Двины.[10]
Поздняковская культура — археологическая культура позднего бронзового века (17/16-13/12 вв. до н. э.) в Нижнем и Среднем Поочье, Волго-Окском междуречье, Посурье, правобережных районах Марийско-Чувашского Поволжья. В основе хозяйства — животноводство с доминированием крупного рогатого скота; разводили также лошадей и свиней. Важную подсобную роль играли охота и рыболовство. Происхождение поздняковской культуры связывают с продвижением в 1-й четверти II тыс. до н. э. в северные районы лесостепи Русской равнины носителей срубной культуры и её взаимодействием с постволосовской, шагарской и другими местными культурами. На протяжении всего существования поздняковская культура взаимодействовала с культурой текстильной керамики, что привело к ассимиляции основной части носителей поздняковской культуры.[11]
С середины I тыс. до н. э. и до середины I тыс. н. э. пространства между Волгой и Окой занимали так называемые дьяковские племена. Большинство исследователей связывают дьяковскую культуру с финно-угорской этнической общностью. В настоящее время определены хронологические рамки дьяковской культуры — VII—VI века до н. э. — V—VI века н. э. Однако обнаруженные материалы позволяют утверждать, что жизнь на дьяковских городищах продолжалась вплоть до IX века. На основании материалов таких хорошо известных памятников, как Дьяково городище под Москвой, Попадьинское селище близ Ярославля, Березняковское и Дурасово городище в Ярославском и Костромском Поволжье, можно восстановить картину жизни людей, населявших эту территорию в I тыс. н. э., — скотоводов и земледельцев, охотников и рыболовов. В слоях дьяковской культуры много остатков и следов литейного дела и ювелирного производства, ткачества и других ремёсел. Дьяковские племена не были изолированы от внешнего мира и поддерживали связи, носившие, видимо, характер обмена, с северо-западом (балты) и Прикамьем (ананьинские племена).[12]
Вещевые находки провинциальноримских среднеевропейских типов, фиксируемые в междуречье Волги и Оки, свидетельствуют о том, что миграционные волны середины I тыс. н. э. затронули в том числе и эти земли. До этого западные области междуречья принадлежали балтским племенам, в некоторой степени родственным племенам днепро-двинской культуры (позднедьяковские древности Москворечья и Верхневолжья), восточную часть его заселяли поволжские финны. Расселение среднеевропейского населения полностью нарушило культурную жизнь и быт местных племён.[13]
С IX века на всей территории Волго-Окского междуречья стремительно шла ассимиляция мери славяно-русскими переселенцами, продвигавшимися сюда из северо-западных земель, что привело к исчезновению мерянского этнокультурного массива в начале XII века. Не везде данный процесс шёл одинаково полно и быстро. В стороне от магистральных путей вплоть до XII—XIII веков сохранялись старые традиции и многие местные черты. Примером может служить Зубаревский могильник вблизи впадения Шексны в Волгу. Здесь и в погребальном обряде и в инвентаре хорошо фиксируются финно-угорские мерянские элементы.[14]
Славяне принесли с собой новые технологии земледелия, ремесла и торговли, что способствовало развитию региона. В XII—XIII веках Волго-Окское междуречье становится одним из центров формирования русского государства. Здесь возникают такие важные города, как Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль и другие. Эти города становятся центрами политической, экономической и культурной жизни региона. В XIII веке на Русь обрушилось монгольское нашествие, которое оказало значительное влияние на развитие Волго-Окского междуречья. Многие города были разрушены, население понесло значительные потери. Однако, несмотря на трудности, регион продолжал развиваться. В XIV веке начинается возвышение Москвы, которая постепенно становится центром объединения русских земель. Волго-Окское междуречье играет ключевую роль в этом процессе, так как здесь расположены многие важные города и земли, которые становятся частью Московского княжества. В XVI веке при Иване IV происходит дальнейшее укрепление Московского государства. Волго-Окское междуречье продолжает играть важную роль в экономике и политике страны. Здесь строятся крепости, монастыри и другие сооружения, которые становятся символами мощи русского государства.
В начале XVII века Россия переживает Смутное время, когда страна оказалась на грани распада. Волго-Окское междуречье становится ареной многих событий этого периода, включая борьбу за власть, интервенцию иностранных государств и народные восстания. В XVIII—XIX веках Волго-Окское междуречье продолжает развиваться, становясь одним из ведущих экономических и культурных центров России. Здесь строятся новые города, развивается промышленность, образование и культура. Регион становится важным транспортным узлом, связывающим центральную Россию с другими частями страны.
В годы Великой Отечественной войны регион становится ареной ожесточённых боёв, многие города и села были разрушены. После войны начинается восстановление экономики и инфраструктуры региона.
[править] Славянское заселение
[править] V—VIII века
Славянский этнический элемент в составе среднеевропейского населения, колонизовавшего междуречье Волги и Оки, фиксируется прежде всего находками браслетообразных височных колец с незавязанными (сомкнутыми или заходящими) концами. Они появляются в этих землях в V—VI веках и идентичны тушемлинским.[15]
В VII веке славяне — носители браслетообразных височных колец с сомкнутыми концами появились в области расселения финского племени муромы. Находки браслетообразных височных украшений в памятниках муромы можно рассматривать как свидетельство инфильтрации славянского населения в среду этого племени. Вскоре традиция ношения височных колец переносится на часть местного населения. Вырабатывается своеобразный тип щитковоконечных браслетообразных колец: один конец их оформлялся в виде овально-округлого щитка с отверстием, другой завершался крючкообразно. Такие украшения распространяются среди муромских женщин, и они сосуществуют в одних и тех же могильниках вместе с браслетообразными сомкнутыми кольцами.[16]
Славяне — носители браслетообразных височных колец с сомкнутыми или заходящими концами, осевшие в середине I тыс. н. э. в западных районах Волго-Окского междуречья и в междуречье Волги и Клязьмы, в течение нескольких столетий ассимилировали проживавшие здесь балтские и финноязычные племена и стали ядром-основой древнерусского населения Северо-Восточной Руси.[17]
[править] IX—XII века
Е. И. Горюнова отнесла начало массового заселения Волго-Окского междуречья славянами к концу Х века, а вторая его волна пришлась на XI—XII века.[18]
В IX веке на территории Волго-Окского междуречья, слабо заселённой финно-уграми, появляются славяне, которые либо создают новые поселения, либо оседают на уже обжитых местах. Основными путями продвижения славян были реки, входящие в систему Волжского пути, и начиная с этого времени он из внутреннего водного пути финно-угорских племен превращается в торную дорогу новгородских словен в их движении в Залесскую землю. Первоначально новое население обосновывается в небольшом регионе, по крайней мере только здесь, в Волго-Окском междуречье, известны славяно-русские древности IX века, — от места впадения реки Которосли в Волгу до Плещеева озера.[19]
Историко-археологические наблюдения совпадают с заключениями лингвистов. Выяснено, что поток переселенцев из новгородских земель был неоднороден по своему этническому составу. Они расселялись в основном в левобережье Волги, но некоторые группы их проникали и оседали в отдельных районах по правую сторону Волги, особенно на территории нынешних Ярославской и отчасти Ивановской областей. Переселенцы принесли с собой много нового. Во-первых, стало распространяться пашенное земледелие, что вызвало своего рода революцию в экономике. Славяне и пришедшие с ними скандинавы включили данный регион в сферу международной торговли. Новым населением был создан ряд торгово-ремесленных центров, прообразов раннефеодальных древнерусских городов. Изменения происходили и в духовной культуре, идеологии. Появился новый погребальный обряд — курган. Наконец, главным материалом становится не кость, а железо.[20]
В Х веке славяне расселяются из этого района по всему Суздальскому ополью вплоть до реки Клязьмы.[21]
В XI—XII веках в Волго-Окское междуречье усилился приток населения с юго-запада Руси, а северо-западное направление отходило на второй план.[22]
[править] Культура
У русского населения в междуречье Оки и Волги (Московская, Владимирская, Тверская губернии, север Калужской, Рязанской и Пензенской и часть Нижегородской губерний) сформировался смешанный тип культуры: жилище на подклете средней высоты, сарафанный комплекс женского костюма, говоры, на севере — с «окающим», на юге — с «акающим» произношением. Здесь выделялись территориальные группы: мещера левобережного Заочья — потомки обрусевшего финно-угорского племени; корелы — группа переселившихся в Медынский уезд Калужской губернии тверских карелов и другие.[23]
[править] Язык
Восточно-великорусские говоры междуречья Волги и Оки, согласно акцентологическим изысканиям, составляют особую (четвёртую) группу. «Диалекты этой группы ввиду сугубой архаичности их акцентной системы не могут быть объяснены как результат вторичного развития какой-либо из известных акцентологических систем, а должны рассматриваться как наиболее раннее ответвление от праславянского; этнос носителей этого диалекта представляет, по-видимому, наиболее ранний восточный колонизационный поток славян». Достаточно ранняя изоляция этого диалекта, как считают его исследователи, препятствовала распространению «долготной» и «краткостной» оттяжек, свойственных другим первоначальным диалектным группам праславянского языка.[24]
Распространение браслетообразных сомкнутых височных колец XI—XIII веков в значительной степени соответствует региону говоров четвёртой акцентологической группы.[25]
[править] Населённые пункты
Древние города в междуречье Волги и Оки: Москва, Ростов, Суздаль, Дмитров, Звенигород, Коломна, Перемышль Московский, Владимир и другие.[26][27]
[править] Ссылки
[править] Карты
- Карта. Волго-Окское междуречье
- Археологические культуры Восточной Европы в 2000—1500 гг. до н. э.
- Археологические культуры Восточной Европы в 1500—1000 гг. до н. э.
- Основные археологические культуры начала 1-го тыс. н. э. в зоне славянской прародины. Карта
[править] Рунет
- Третьяков П. Н. К вопросу об этническом составе населения Волго-Окского междуречья в I тысячелетии н. э // Сов. археология. — 1957. — №. 3. — С. 65-66
- Горюнова Е. И. Этническая история Волго-Окского междуречья // М.: Изд-во АН СССР, 1961
[править] Литература
- Алексеева Т. И. Антропологический состав населения Волго-Окского бассейна //Антропологический сборник. М. — 1956
- Жилин М. Г. Мезолит Волго-Окского междуречья: некоторые итоги изучения за последние годы //Проблемы каменного века Русской равнины. М. — 2004. — С. 92-139.
- Измайлов И. В. Население птиц сосновых лесов [Волго-Окского междуречья] //Птицы Волго-Окского междуречья. — 1986. — С. 26-37
- Кольцов Л. В. Культурные различия в раннем мезолите Волго-Окского междуречья //Восточная Европа в эпоху камня и бронзы. М. — 1976. — С. 21-26
- Кольцов Л. В. Некоторые итоги изучения мезолита Волго-Окского междуречья // СА. М. — 1965. — №. 4
- Кольцов Л. В. О сезонном функционировании мезолитических стоянок (по материалам Волго-Окского междуречья) // СА. — 1985. — Т. 3. — С. 25-36.
- Кольцов Л. В., Жилин М. Г. Мезолит Волго-Окского междуречья // Памятники бутовской культуры. М. — 1999
- Костылёва Е. Л., Уткин А. В. Нео-энеолитические могильники Верхнего Поволжья и Волго-Окского междуречья: Планиграфические и хронологические структуры //М.: ТАУС. — 2010.
- Костылёва Е. Л., Уткин А. В. Хронология погребального обряда волосовской культуры на территории Верхнего Поволжья и Волго-Окского междуречья //Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. М. — 2008. — Т. 1. — С. 230—233
- Крайнов Д. А. Древнейшая история Волго-Окского междуречья: Фатьяновская культура. II тысячелетие до н. э. — Наука, 1972
- Крайнов Д. А. Некоторые спорные вопросы древнейшей истории Волго-Окского междуречья // Вып. — 1964. — Т. 97. — С. 3-19
- Крайнов Д. А., Кольцов Л. В. Проблемы первобытной археологии Волго-Окского междуречья (по результатам работ Верхневолжской экспедиции ИА АН СССР) //Советская археология в X пятилетке. Всесоюз. конф.: Тез. докл. Л. — 1979. — С. 22-26
- Кучкин В. А. Волго-Окское междуречье и Нижний Новгород в средние века // Нижний Новгород: Кварц. — 2011
- Лозовский В. М. Искусство мезолита-раннего неолита Волго-Окского междуречья (по материалам стоянки Замостье-2) //Древности Залесского края. Сергиев Посад. — 1997. — С. 33-51
- Раушенбах В. М. Неолитические племена бассейнов верхнего Поволжья и Волго-Окского междуречья //Этнокультурные общности лесной и лесостепной зоны европейской части СССР в эпоху неолита. МИА. — 1973. — №. 172. — С. 152—158
- Розенфельдт И. Г. Древности западной части Волго-Окского междуречья в VI—IX вв. — Наука, 1982
- Седов В. В. Балтская гидронимика Волго-Окского междуречья //Древнее поселение в Подмосковье. М. — 1971. — С. 89-114
- Сидоров В. В. Льяловская культура в западной части Волго-Окского междуречья //Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. истор. наук. — 1986. — Т. 22
- Сорокин А. Н. Поздние памятники бутовской культуры и проблема генезиса раннего неолита Волго-Окского междуречья // Актуальные вопросы Волго-Окского мезолита. М. — 1991
- Спиридонова Е. А., Алешинская А. С. Динамика природной среды Волго-Окского междуречья с I тысячелетия до н. э. по II тысячелетие н. э // Российская археология. — 2004. — №. 3. — С. 33-43
- Спиридонова Е. А., Алешинская А. С. Особенности формирования и структуры растительного покрова Волго-Окского междуречья в эпоху мезолита //ЕА Спиридонова, АС Алешинская. — 1996. — С. 65-70
- Третьяков В. П. К вопросу о памятниках льяловского типа в Волго-Окском междуречье // КСИА. М., 1966. Вып. 106
- Энговатова А. В. Хронология эпохи неолита Волго-Окского междуречья //Тверской археологический сборник. — 1998. — №. 3. — С. 238—246
- Энговатова А. В., Жилин М. Г., Спиридонова Е. А. Хронология верхневолжской ранненеолитической культуры (по материалам многослойных памятников Волго-Окского междуречья) //Российская археология. — 1998. — Т. 2. — С. 11-21
[править] Примечания
- ↑ Горюнова Е. И. Этническая история Волго-Окского междуречья // М.: Изд-во АН СССР, 1961
- ↑ Неолит
- ↑ [1]
- ↑ Ямочно-гребенчатой керамики культурно-историческая общность
- ↑ Кренке Н. А. Древности бассейна Москвы-реки от неолита до Средневековья: этапы культурного развития, формирование производящей экономики и антропогенного ландшафта — Москва; Смоленск, 2019
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ Кренке Н. А. Древности бассейна Москвы-реки от неолита до Средневековья: этапы культурного развития, формирование производящей экономики и антропогенного ландшафта — Москва; Смоленск, 2019
- ↑ [6]
- ↑ Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной руси IX—XIII веков
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной руси IX—XIII веков
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной руси IX—XIII веков
- ↑ Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной руси IX—XIII веков
- ↑ Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной руси IX—XIII веков
- ↑ Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной руси IX—XIII веков
- ↑ Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной руси IX—XIII веков
- ↑ [7]
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ НЕКОТОРЫЕ ГОРОДА ВОЛГО-ОКСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ В XII—XIV ВВ. ПО ДАННЫМ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ 1930—1940-х гг., К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРЕ РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ В МОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД
- ↑ [8]