Культура сетчатой керамики

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Культура сетчатой керамики (Культура текстильной керамики) — куль­тур­но-ис­то­рич. об­ласть позд­не­го брон­зо­во­го ве­ка (17/16-7/6 вв. до н. э.) в лес­ной зо­не от тер­ри­то­рии Фин­лян­дии до устья Ка­мы. На­зва­на и оп­ре­де­ля­ет­ся по об­работ­ке по­верх­но­сти ке­ра­мич. со­су­дов ин­ст­ру­мен­том, ос­та­вив­шим сле­ды, на­по­ми­наю­щие сет­ку из мел­ких эле­мен­тов, от­пе­чат­ки тек­сти­ля. Ке­ра­ми­ка вы­де­ле­на В. А. Го­род­цо­вым в 1897, куль­ту­ра — Б. С. Жу­ко­вым и О. Н. Ба­де­ром в 1920-е гг.[1]

Не­боль­шие по­се­ле­ния; на ран­нем эта­пе — на тер­ра­сах и пой­мен­ных хол­мах близ рек и озёр; на позд­нем (с кон. 2-го тыс.) — на 1-й и 2-й тер­ра­сах, по­яв­ля­ют­ся го­ро­ди­ща. 4-уголь­ные по­лу­зем­лян­ки (в осн. 25-50 м2) и на­зем­ные до­ма (до 55 м2) стол­бо­вой кон­ст­рук­ции, с там­бу­ром-вхо­дом, в цен­тре — очаг. На ран­нем эта­пе — грун­то­вые мо­гиль­ни­ки близ по­се­ле­ний: в не­глу­бо­ких оваль­ных и 4-уголь­ных в пла­не ямах — ке­ра­ми­ка, ору­дия, ук­ра­ше­ния, сле­ды де­рев. со­ору­же­ний; кос­ти не со­хра­ни­лись. Ря­дом с мо­ги­ла­ми — ос­тат­ки тризн (ке­ра­ми­ка, кос­ти жи­вот­ных), в сто­ро­не встре­ча­ют­ся ямы с кос­тя­ми жи­вот­ных, в том числе с за­хо­ро­не­ни­ем ко­зы (Ди­ка­ри­ха), ве­ро­ят­но, сле­ды жертв. По­гре­бе­ния позд­не­го эта­па не вы­яв­ле­ны, кро­ме Ниж­не­го По­очья (Млад­ший Во­ло­сов­ский мо­гиль­ник) и Мо­ск­во­ре­чья (Ду­ни­но 4; воз­мож­но, кре­ма­ции в не­глу­бо­ких ямах).[2]

Ке­ра­ми­ка ран­не­го эта­па — горш­ки с пло­ским, уп­ло­щён­ным, ок­руг­лым, яй­це­вид­ным дном; в тес­те при­месь пес­ка и дрес­вы. «Сет­ча­тый» от­пе­ча­ток по­кры­ва­ет всю внеш­нюю по­верх­ность со­су­да, кро­ме верх­ней час­ти, ук­ра­шен­ной го­ри­зон­таль­ны­ми поя­ска­ми из ямок и на­ко­лов, час­то объ­е­ди­няю­щих­ся в тре­уголь­ный узор, за­штри­хо­ван­ны­ми тре­уголь­ни­ка­ми (вер­ши­на­ми вниз), поя­ска­ми, зиг­за­гом, вы­пол­нен­ны­ми сред­не- и мел­ко­зуб­ча­тым штам­пом, «жем­чу­жи­на­ми» и др. На позд­нем эта­пе — плос­ко­дон­ные (в Ср. По­вол­жье в осн. круг­ло­дон­ные) со­су­ды; при­ме­си — дрес­ва, пе­сок, ша­мот, ор­га­ни­ка, ас­бест (на се­ве­ре) и др.; ор­на­мент — поя­ски ямок, не­бреж­ные «тыч­ки» (По­очье); по­яв­ля­ет­ся «штри­хов­ка». Уси­ли­ва­ют­ся ло­каль­ные осо­бен­но­сти, свя­зан­ные с тра­ди­ция­ми пред­ше­ст­вую­щих куль­тур. Гли­ня­ные то­по­ри­ки, гру­зи­ки, пряс­ли­ца. На­бор крем­нё­вых ору­дий бе­ден; есть ка­мен­ные зер­но­тёр­ки, пес­ты, то­по­ры. Брон­зо­вые но­жи, иг­лы, ук­ра­ше­ния и др. На позд­нем эта­пе по­яв­ля­ют­ся кель­ты, ха­рак­тер­ные для С. к. к. (ме­лар­ско­го ти­па) и анань­ин­ской куль­ту­ры. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва — жи­вот­но­вод­ст­во, охо­та, ры­бо­лов­ст­во, в По­очье по­яв­ля­ет­ся зем­ле­де­лие.[3]

Фор­ми­ро­ва­ние С. к. к. оп­ре­де­ля­ет­ся «ре­нес­сан­сом» ме­ст­ных не­оли­тич. и энео­ли­тич. тра­ди­ций, влия­ния­ми др. куль­тур брон­зо­во­го ве­ка [[[чир­ков­ская куль­ту­ра]], позд­ня­ков­ская куль­ту­ра, мак­ла­ше­ев­ская куль­ту­ра и др.]. Сло­же­ние тра­ди­ций фор­мов­ки и де­ко­ра со­су­дов свя­зы­ва­ют гл. обр. с Вол­го-Ок­ским ме­ж­ду­речь­ем; рас­про­стра­ня­ясь, они пе­ре­рас­та­ли в эт­но­куль­тур­ные. На ос­но­ве С. к. к. сфор­ми­ро­ва­лись па­мят­ни­ки ма­ло­буд­ков­ско­го ти­па (ран­ний этап бон­да­ри­хин­ской куль­ту­ры), ако­зин­ская куль­ту­ра (от устья Оки до устья Ка­мы), дья­ков­ская куль­ту­ра, го­ро­дец­кая куль­ту­ра, позд­не­кар­го­поль­ская куль­ту­ра (в осн. Вост. При­оне­жье, бас­сейн Су­хо­ны) и др. Пред­пола­га­ет­ся связь но­си­те­лей С. к. к. гл. обр. с по­волж­ски­ми и при­бал­тий­ски­ми фин­на­ми.[4]

Личные инструменты