Дьяковская культура

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Дьяковская культура — ар­хео­ло­гическая куль­ту­ра ран­не­го же­лез­но­го ве­ка в Вол­го-Ок­ском ме­ж­ду­ре­чье. Аре­ал дис­кус­сио­нен, ны­не очер­чи­ва­ет­ся от пра­во­бе­ре­жья ка­шир­ско­го те­че­ния Оки на юге до Вал­дай­ской воз­вы­шен­но­сти, рек Ча­го­да и Су­да (ле­вые при­то­ки Вол­ги) на сев.-за­па­де и се­ве­ре, при­мер­но по ли­нии Яро­славль — Ко­лом­на на вос­то­ке. Да­ти­ру­ет­ся по на­ход­кам: 8/7 вв. до н. э. — 7 в. н. э.; име­ет­ся бо­лее 200 ра­дио­уг­ле­род­ных да­ти­ро­вок в ин­тер­ва­ле 550 до н. э. — 400 н. э.[1]

Тер­мин «Дьяковская культура» вве­дён А. А. Спи­цы­ным в 1905 году; др. назв. — «го­ро­ди­ща дья­ко­ва ти­па» (по Дья­ко­ву го­ро­ди­щу в чер­те Мо­ск­вы; рас­коп­ки кон. 19 в. Г. Д. Фи­ли­мо­но­ва и В. И. Си­зо­ва; Н. А. Крен­ке в 1981-87, А. Г. Векс­ле­ра 2001-04). Наи­бо­лее изу­че­ны го­ро­ди­ща (их рас­коп­ки с кон. 1950-х гг. в бас­сей­не Мо­ск­вы-ре­ки — осн. ис­точ­ник совр. кон­цеп­ций), се­ли­ща, еди­нич­ные «до­ми­ки мёрт­вых». Го­ро­ди­щам пред­ше­ст­во­ва­ли по­се­ле­ния с тек­стиль­ной ке­ра­ми­кой ру­бе­жа брон­зо­во­го и же­лез­но­го ве­ка, рас­про­стра­нён­ные в том же ареа­ле. К 5-4 вв. до н. э. сфор­ми­ро­ва­лись осн. чер­ты «ран­ней» Д. к. По­ка­за­тель­ны длин­ные мно­го­ка­мер­ные до­ма с от­кры­ты­ми оча­га­ми; мно­го­числ. кос­тя­ные стре­лы, но­жи, стру­ги, ру­ко­яти, в том числе в зве­ри­ном сти­ле, и др. Из­ред­ка встре­ча­ют­ся скиф­ские брон­зо­вые стре­лы, же­лез­ные из­де­лия, пред­ме­ты юж. им­пор­та и под­ра­жа­ния им (серь­ги, стек­лян­ные бу­сы). Од­на из ха­рак­тер­ных на­хо­док — гли­ня­ные гри­бо­вид­ные «гру­зи­ки дья­ко­ва ти­па». Ря­дом с го­ро­ди­ща­ми рас­по­ла­га­лись се­ли­ща, в том числе се­зон­ные. Око­ло ру­бе­жа на­шей эры сфор­ми­ро­вал­ся ори­ги­наль­ный стиль ажур­ных брон­зо­вых ук­ра­ше­ний, вы­пол­нен­ных в тех­ни­ке ли­тья по вос­ко­вой мо­де­ли с ими­та­ци­ей ве­рё­воч­ного пле­те­ния, зер­ни и др., ме­ня­ет­ся на­бор ти­пов ке­ра­ми­ки (в том числе рас­про­стра­ня­ют­ся ло­щё­ные мис­ки, вы­хо­дят из упот­реб­ле­ния горш­ки с от­пе­чат­ка­ми тек­сти­ля на по­верх­но­сти), ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лись же­лез­ные но­жи, сер­пы, ши­лья, стре­лы и пр. Пред­по­ла­га­ют, что это свя­за­но с влия­ни­ем бо­лее за­пад­ных и юж­ных со­се­дей и, воз­мож­но, с при­то­ком но­во­го на­се­ле­ния. Эти древ­но­сти вы­де­ля­ют в осо­бую «позд­нюю» Д. к. Хо­зяй­ст­во ос­но­ва­но на охо­те, ры­бо­лов­ст­ве, жи­вот­но­вод­ст­ве, а так­же на зем­ле­де­лии (по­лу­чи­ло раз­ви­тие в на­ча­ле н. э.). На­се­ле­ние ран­ней дьяковской культуры счи­та­ют фин­но-угор­ским, позд­недь­я­ков­ское — сме­шан­ным бал­то-фин­но-угор­ским. Пре­ем­ст­вен­ность по­се­ле­ний дьяковской культуры, жизнь на ко­то­рых пре­кра­ти­лась в 5-7 вв., и славянских па­мят­ни­ков, из­вест­ных в ре­гио­не с 10-11 веков, не про­сле­жи­ва­ет­ся.[2]

Содержание

[править] История

Дьяковская культура сформировалась в VIII—VII вв. до н. э.[3]

Дьяковская культура продолжала своё развитие до середины I тыс. н. э. Ещё в 1940-х годах в археологической литературе сложилось представление, что жизнь на дьяковских памятниках в V—VI вв. прекращается. П. Н. Третьяков и О. Н. Бадер высказали мысль, что в это время в связи с изменением социально-экономического уклада население покинуло прежние укрепленные поселения и стало осваивать селища. Заново проанализировавший вещевые комплексы дьяковских городищ К. А. Смирнов также пришел к заключению о завершении развития дьяковской культуры в V—VI вв. Встречаемые на городищах более поздние вещи исследователь объяснял посещением селений уже после запустения. Так же определяли конечную дату дьяковской культуры А. Ф. Дубынин, X. И. Крис и некоторые другие исследователи. Попытка И. Г. Розенфельдт на основе отдельных вещевых находок пролонгировать существование этой культуры до IX в. не встретила поддержки среди исследователей дьяковских древностей. Некоторые предметы, обнаруживаемые на памятниках дьяковской культуры, могли бытовать и тогда, когда эта культура уже не функционировала.[4]

[править] Территории

[править] Москворечье

II—V века в Москворечье были временем расцвета позднельяковской культуры, когда складывалась культурная обособленность населения верхнего и среднего течений Москвы-реки и бассейна р. Протвы. Население проживало в это время и на городищах, и на селищах.[5]

В VI—VII веках в Москворечье фиксируется общий упадок развития поселений позднельяковской культуры, завершившийся полным исчезновением дьяковской культуры.[6]

[править] Верхневолжье

В Верхневолжье расцвет дьяковской культуры датируется исследователем В. И. Вишневским V в. до н. э. — III в. н. э. Позднее наблюдается существенная трансформация культурного развития — очень быстро исчезает сетчатая керамика, ее вытесняет гладкостенная посуда без орнамента или с орнаментом по краю венчика. Появляется лощеная керамика. Исследователь выделяет своеобразный позднедьяковский вещевой комплекс, датирующийся V—VI вв. и включающий серпы с петлей, ножи с уступом на горбинке, пластинчатые кресала с завернутым или кольцевидным верхом, костяные гребни и др. В поздний период (IV—VII вв.) на поселениях (Березняки, Попадьинское, Устье) появляются и первые наземные срубные постройки. На некоторых поселениях найдены предметы VIII—IX вв., но определить их связи с поздними слоями дьяковской культуры или с напластованиями древнерусского периода не представляется возможным.[7]

[править] Междуречье Волги и Клязьмы

Работами А. Е. Леонтьева установлено, что прямая преемственность между местными дьяковскими древностями раннего железного века и культурой второй половины I тыс. н. э. в междуречье Волги и Клязьмы отсутствует. В третьей четверти этого тысячелетия здесь в условиях расселения пришлого населения формируется совершенно новая культура. Миграционный процесс привёл к коренной перестройке системы расселения. Прежние небольшие поселения, приуроченные к пойменным лугам, в основной массе забрасываются. Получают распространение поселения более крупных размеров, которые тяготели уже к участкам с наиболее плодородными почвами. Ведущую роль в экономике населения теперь стало играть земледелие. Археологические материалы позволяют говорить о развитии пашенного земледелия при возможной специализации отдельных поселений на животноводстве, охоте и рыболовстве. Существенно увеличилась численность населения.[8]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Дьяковская культура
  2. Дьяковская культура
  3. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  4. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  5. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  6. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  7. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  8. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
Личные инструменты