Дьяковская культура
Материал из Documentation.
Дьяковская культура — археологическая культура раннего железного века в Волго-Окском междуречье. Ареал дискуссионен, ныне очерчивается от правобережья каширского течения Оки на юге до Валдайской возвышенности, рек Чагода и Суда (левые притоки Волги) на сев.-западе и севере, примерно по линии Ярославль — Коломна на востоке. Датируется по находкам: 8/7 вв. до н. э. — 7 в. н. э.; имеется более 200 радиоуглеродных датировок в интервале 550 до н. э. — 400 н. э.[1]
Термин «Дьяковская культура» введён А. А. Спицыным в 1905 году; др. назв. — «городища дьякова типа» (по Дьякову городищу в черте Москвы; раскопки кон. 19 в. Г. Д. Филимонова и В. И. Сизова; Н. А. Кренке в 1981-87, А. Г. Векслера 2001-04). Наиболее изучены городища (их раскопки с кон. 1950-х гг. в бассейне Москвы-реки — осн. источник совр. концепций), селища, единичные «домики мёртвых». Городищам предшествовали поселения с текстильной керамикой рубежа бронзового и железного века, распространённые в том же ареале. К 5-4 вв. до н. э. сформировались осн. черты «ранней» Д. к. Показательны длинные многокамерные дома с открытыми очагами; многочисл. костяные стрелы, ножи, струги, рукояти, в том числе в зверином стиле, и др. Изредка встречаются скифские бронзовые стрелы, железные изделия, предметы юж. импорта и подражания им (серьги, стеклянные бусы). Одна из характерных находок — глиняные грибовидные «грузики дьякова типа». Рядом с городищами располагались селища, в том числе сезонные. Около рубежа нашей эры сформировался оригинальный стиль ажурных бронзовых украшений, выполненных в технике литья по восковой модели с имитацией верёвочного плетения, зерни и др., меняется набор типов керамики (в том числе распространяются лощёные миски, выходят из употребления горшки с отпечатками текстиля на поверхности), широко распространились железные ножи, серпы, шилья, стрелы и пр. Предполагают, что это связано с влиянием более западных и южных соседей и, возможно, с притоком нового населения. Эти древности выделяют в особую «позднюю» Д. к. Хозяйство основано на охоте, рыболовстве, животноводстве, а также на земледелии (получило развитие в начале н. э.). Население ранней дьяковской культуры считают финно-угорским, позднедьяковское — смешанным балто-финно-угорским. Преемственность поселений дьяковской культуры, жизнь на которых прекратилась в 5-7 вв., и славянских памятников, известных в регионе с 10-11 веков, не прослеживается.[2]
Содержание |
[править] История
Дьяковская культура сформировалась в VIII—VII вв. до н. э.[3]
Дьяковская культура продолжала своё развитие до середины I тыс. н. э. Ещё в 1940-х годах в археологической литературе сложилось представление, что жизнь на дьяковских памятниках в V—VI вв. прекращается. П. Н. Третьяков и О. Н. Бадер высказали мысль, что в это время в связи с изменением социально-экономического уклада население покинуло прежние укрепленные поселения и стало осваивать селища. Заново проанализировавший вещевые комплексы дьяковских городищ К. А. Смирнов также пришел к заключению о завершении развития дьяковской культуры в V—VI вв. Встречаемые на городищах более поздние вещи исследователь объяснял посещением селений уже после запустения. Так же определяли конечную дату дьяковской культуры А. Ф. Дубынин, X. И. Крис и некоторые другие исследователи. Попытка И. Г. Розенфельдт на основе отдельных вещевых находок пролонгировать существование этой культуры до IX в. не встретила поддержки среди исследователей дьяковских древностей. Некоторые предметы, обнаруживаемые на памятниках дьяковской культуры, могли бытовать и тогда, когда эта культура уже не функционировала.[4]
[править] Территории
[править] Москворечье
II—V века в Москворечье были временем расцвета позднельяковской культуры, когда складывалась культурная обособленность населения верхнего и среднего течений Москвы-реки и бассейна р. Протвы. Население проживало в это время и на городищах, и на селищах.[5]
В VI—VII веках в Москворечье фиксируется общий упадок развития поселений позднельяковской культуры, завершившийся полным исчезновением дьяковской культуры.[6]
[править] Верхневолжье
В Верхневолжье расцвет дьяковской культуры датируется исследователем В. И. Вишневским V в. до н. э. — III в. н. э. Позднее наблюдается существенная трансформация культурного развития — очень быстро исчезает сетчатая керамика, ее вытесняет гладкостенная посуда без орнамента или с орнаментом по краю венчика. Появляется лощеная керамика. Исследователь выделяет своеобразный позднедьяковский вещевой комплекс, датирующийся V—VI вв. и включающий серпы с петлей, ножи с уступом на горбинке, пластинчатые кресала с завернутым или кольцевидным верхом, костяные гребни и др. В поздний период (IV—VII вв.) на поселениях (Березняки, Попадьинское, Устье) появляются и первые наземные срубные постройки. На некоторых поселениях найдены предметы VIII—IX вв., но определить их связи с поздними слоями дьяковской культуры или с напластованиями древнерусского периода не представляется возможным.[7]
[править] Междуречье Волги и Клязьмы
Работами А. Е. Леонтьева установлено, что прямая преемственность между местными дьяковскими древностями раннего железного века и культурой второй половины I тыс. н. э. в междуречье Волги и Клязьмы отсутствует. В третьей четверти этого тысячелетия здесь в условиях расселения пришлого населения формируется совершенно новая культура. Миграционный процесс привёл к коренной перестройке системы расселения. Прежние небольшие поселения, приуроченные к пойменным лугам, в основной массе забрасываются. Получают распространение поселения более крупных размеров, которые тяготели уже к участкам с наиболее плодородными почвами. Ведущую роль в экономике населения теперь стало играть земледелие. Археологические материалы позволяют говорить о развитии пашенного земледелия при возможной специализации отдельных поселений на животноводстве, охоте и рыболовстве. Существенно увеличилась численность населения.[8]
[править] Ссылки
- Векслер А. Г., Гусаков М. Г. К вопросу о поздней стадии дьяковской культуры // Археология евразийских степей. — 2017. — № 4
[править] Примечания
- ↑ Дьяковская культура
- ↑ Дьяковская культура
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999