Взаимодействие вятичей с мощинской культурой

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Мощинская культура считается последним неславянским предшественником вятичей на территории бассейна Верхней Оки. Географические границы распространения этой культуры и более позднего вятичского ареала во многом совпадают, как, впрочем, и ряда более древних археологических проявлений.[1]

До настоящего времени исторической наукой не выработана единая точка зрения на место ранних вятичей по отношению к территориально и хронологически предшествующей им мощинской культуре.[2]

Содержание

[править] Погребальные обряды

В пользу существования прямых контактов вятичей с мощинской культурой говорит близость зафиксированных погребальных обрядов.[3]

Показательным является то обстоятельство, что ни на соседних, ни на отдалённых от ареала мощинской культуры территориях нет племён, в погребальном обряде которых сочетались бы те же признаки, что и у мощинцев. Но они есть у вятичей: известные нам детали погребального обряда (кремация усопших и оградки курганов, типичные лишь для вятичей и мощинцев) выглядят явными заимствованиями, которые были возможны лишь при непосредственном контакте.[4]

[править] Гидронимия

Лингвистические исследования позволили выявить существование, практически до наших дней, ярко выраженного верхнеокского субареала балтской гидронимии, что является весомым доводом в пользу возможности межэтнических контактов вятичей и мощинцев, ибо передаваться иноязычные наименования водных объектов в те времена могли лишь изустно (ввиду отсутствия письменной фиксации).[5]

[править] История изучения

В качестве основной долгое время выступала точка зрения, утверждавшая, что временной разрыв между роменской (боршевской) культурой вятичей и мощинской (по всей видимости, балтской) составлял не менее двух-трех столетий, а потому постановка вопроса о какой-либо преемственности представлялась необоснованной и ненаучной. Одним из крупнейших современных специалистов по этой археологической культуре Г. А. Массалитиной был вполне доказательно обоснован тезис об отсутствии генетической преемственности между мощинской культурой и памятниками боршевского типа.[6]

До недавнего времени почти доказанным считалось, что время существования мощинской археологической культуры в верховьях Оки было ограничено II—V веками, а потому она не может быть никак связана с роменско-боршевской культурой вятичей. Хронологический разрыв между ними полагался непреодолимым.[7]

Особенно говорящим был ярко выраженный разрыв между археологическими находками мощинской культуры и первыми славянскими артефактами: развитое производство железа, характерные фибулы, лощеная керамика, бронзовое литьё и неплохой уровень ювелирного дела мощинцев (их выемчатые эмали в XIX — начале XX вв. довольно часто принимали за готские и египетские изделия) явно не походили на поделки первых славянским поселенцев. Грубость и относительная примитивность славянских орудий, керамики, прочих находок наряду с отсутствием следов хронологически близких мощинских и роменско-боршевских поселений представлялись явными доказательствами отсутствия контактов и, тем более, какой-либо преемственности.[8]

В последние годы гипотеза о возможности прямого взаимодействия двух этносов, проживавших в разное время на одной территории, получила подкрепление новыми данными: после обработки керамических коллекций с верхнеокских памятников роменской культуры IX—X веков, появились свидетельства о сохранении традиций мощинской культуры в их керамическом комплексе. Конечная датировка ряда мощинских поселений отнесла их уже не к V веку, а к VI—VII векам. Такого рода находки стали косвенным аргументом, подтверждающие гипотезу об участии носителей позднемощинских традиций в формировании славянского населения Верхнего Поочья.[9]

[править] Примечания

  1. Майоров А. А. Вятичи: вопросы расселения, этногенеза, периодизации и политической истории // Исторический формат. — 2018. — №. 1-2 (13-14)
  2. Майоров А. А. Вятичи: вопросы расселения, этногенеза, периодизации и политической истории // Исторический формат. — 2018. — №. 1-2 (13-14)
  3. Майоров А. А. Вятичи: вопросы расселения, этногенеза, периодизации и политической истории // Исторический формат. — 2018. — №. 1-2 (13-14)
  4. Майоров А. А. Вятичи: вопросы расселения, этногенеза, периодизации и политической истории // Исторический формат. — 2018. — №. 1-2 (13-14)
  5. Майоров А. А. Вятичи: вопросы расселения, этногенеза, периодизации и политической истории // Исторический формат. — 2018. — №. 1-2 (13-14)
  6. Майоров А. А. Вятичи: вопросы расселения, этногенеза, периодизации и политической истории // Исторический формат. — 2018. — №. 1-2 (13-14)
  7. Майоров А. А. Вятичи: вопросы расселения, этногенеза, периодизации и политической истории // Исторический формат. — 2018. — №. 1-2 (13-14)
  8. Майоров А. А. Вятичи: вопросы расселения, этногенеза, периодизации и политической истории // Исторический формат. — 2018. — №. 1-2 (13-14)
  9. Майоров А. А. Вятичи: вопросы расселения, этногенеза, периодизации и политической истории // Исторический формат. — 2018. — №. 1-2 (13-14)
Вятичи
История  VIII векIX векX векXI векXII век
Темы  ПроисхождениеТерритория расселенияЭкономикаВзаимодействие с мощинской культуройНаучное исследование вятичей
Личные инструменты