Подунавье
Материал из Documentation.
Подунавье — регион в Европе.
Содержание |
[править] История
Разбив вестготов где-то на нижнем Днестре, гунны вторглись в Дунайские земли и в начале V в. освоили степные просторы Среднего Подунавья, где, подчинив себе окрестные племена, вскоре создали мощную Гуннскую державу.[1]
Массовое расселение славян в Дунайском регионе относится к V—VI векам.[2]
Под властью аваров оказались славянские племена на Дунае, в нач. VI века интенсивно мигрирующие к дунайской границе Византии.[3]
В VI—VII веках славянское население доминировало в Среднем и Нижнем Подунавье.[4]
Начиная с VII века на Восточно-Европейской равнине археологически прослеживается новый приток славянского населения с Дуная, сначала в Поднестровье и Поднепровье, а после разгрома Великоморавской державы (906) — вплоть до Приладожья.[5]
Среди славянских переселенцев с Дуная было немало квалифицированных ремесленников, что дало импульс развитию гончарного, ювелирного и др. ремёсел Древней Руси. Постепенное проникновение славян из Дунайских земель нашло отражение в «Повести временных лет» и восточнославянском фольклоре. Расселение дунайских славян сыграло огромную роль в этнокультурной консолидации разноплемённого славянства Восточной Европы.[6]
Археологические материалы дают основание полагать, что летописное сообщение о Подунавье как исходном регионе расселения славян, очевидно, связано не с первоначальным освоением славянами Восточно-Европейской равнины, а с миграционными волнами, исходившими из Дунайских земель в VII—X веках.[7]
О. М. Приходнюк полагает, что толчком к отселению части славянского населения из Дунайских земель стал приход в 680 году болгарских орд Аспаруха, которые на первых порах недружелюбно отнеслись к местным обитателям.[8]
[править] Факты
[править] Народы
Появление хорватов и сербов в Дунайском бассейне и на Эльбе, как показывают материалы археологии, было результатом великой славянской миграции раннего средневековья.[9]
Повесть временных лет сообщает, что «…тиверьци седяху бо по Днестру, приседяху къ Дунаеви. Бе множьство ихъ; седяху бо по Днестру оли до моря, и суть грады их и до сего дне».[10]
В период великой славянской миграции анты и их потомки расселились весьма широко по Дунайским землям и приняли участие в освоении Балканского полуострова.[11]
[править] Изделия
[править] Височные украшения
Одним из ярких и достаточно надежных показателей появления дунайских славян в восточноевропейских землях являются проволочные височные кольца (или серьги) со свисающей подвеской в виде виноградной грозди, отделанные узорами из скани и зерни.[12]
Дунайское происхождение имеют ранние лучевые височные кольца, ставшие прототипами семилучевых и семилопастных головных украшений радимичей и вятичей.[13]
Представляется несомненным, что в земли смоленско-полоцких кривичей лунничные височные украшения занесены переселенцами из Дунайского региона. Судя по разбросанности этих находок, это была инфильтрация сравнительно небольших групп дунайских славян, которые не образовывали своих селений, а селились на уже существующих. Учитывая то, что лунничные кольца оказали влияние на эволюцию височных украшений славянского населения, ранее колонизовавшего Смоленско-Полоцкие земли, можно говорить о значительном приливе дунайских славян в этот регион.[14]
В статье, посвященной различным височным украшениям Гнездовского археологического комплекса, Т. А. Пушкина достаточно убедительно показала, что немалая часть их связана с кругом дунайских древностей.[15]
Исходным регионом восточноевропейских лунничных колец могло быть только Подунавье.[16]
[править] Гончарная керамика
С миграцией дунайских славян связано, по всей вероятности, распространение в лесной зоне Восточно-Европейской равнины гончарной керамики.[17]
Ранняя гончарная керамика, появляющаяся в Гнездове в 920—930-х годах, имеет дунайское происхождение. При этом очевидно, что ее распространение было не результатом торговых операций, а следствием миграции в Верхнее Поднепровье групп славянского населения из Дунайских земель.[18]
[править] Прочее
Свидетельством переселения разрозненных групп дунайских славян в средней полосе Восточной Европы являются, в частности, находки трапециевидных подвесок с точечным узором по нижнему краю. Каталогизируя такие предметы, широко представленные в Дунайском регионе, румынская исследовательница М. Комша показала их славянскую атрибуцию.[19]
Показателем расселения разрозненных групп дунайских славян являются и находки на восточнославянской территории железных ножей с рукоятками, оформленными волютообразными завершениями.[20]
[править] Языки
В связи с широкой инфильтрацией дунайских славян в Восточную Европу находит объяснение присутствие лексем дунайского происхождения в Повести временных лет. Так, восточнославянский термин кънязъ (вытеснивший более ранний, каган), как показал А. С. Львов, является изустным заимствованием из диалектов моравско-паннонских славян.[21]
[править] Торговые пути
Согласно А. В. Назаренко, народ русь в IX веке был достаточно известен в Баварии, которую в это время связывал с Восточной Европой торговый путь, проходивший вдоль правого берега Дуная и далее через Верецкий перевал и область восточнославянских хорватов.[22]
[править] Миграция славян из Подунавья в Восточную Европу
Дунайские славяне, расселившиеся в различных местностях Восточной Европы, оказали несомненное воздействие на процесс нивелировки диалектного многообразия, сложившегося на первом этапе в результате освоения этих земель различными праславянскими племенными группировками. Наряду с другими факторами, заметный прилив славянского населения из Дунайского региона сыграл существенную роль в консолидации славянского населения Восточно-Европейской равнины, которая завершилась формированием древнерусской народности.[23]
Среди населения Гнездова имелись славянские переселенцы из Дунайского региона.[24]
В отличие от Псковской земли, где дославянским населением было прибалтийско-финское, в верхнем и среднем течении Западной Двины и в Смоленском Поднепровье до прихода славян довольно плотным массивом проживали балты. Последние не покинули мест своего обитания и вместе с пришлым населением во второй половине I тыс. н. э. образовали славяно-балтский симбиоз, который в результате инфильтрации из ареала культуры псковских длинных курганов с севера и дунайских славян с юга пополнился славянским этническим компонентом. Только после этого и сформировалась смоленско-полоцкая группа кривичей.[25]
[править] Летописи
По представлениям Нестора, все славянские племенные группы, расселившиеся по Восточно-Европейской равнине, пришли из одного региона — с Дуная и, таким образом, связаны между собой единством происхождения, их прошлое является предысторией Руси.[26]
[править] Литература
- Мачинский Д. А. «Дунай» русского фольклора на фоне восточнославянской истории и мифологии // Русский Север: Проблемы этнографии и фольклора. Л., 1981