Подунавье

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Подунавье — регион в Европе.

Содержание

[править] История

Разбив вестготов где-то на нижнем Днестре, гунны вторглись в Дунайские земли и в начале V в. освоили степные просторы Среднего Подунавья, где, подчинив себе окрестные племена, вскоре создали мощную Гуннскую державу.[1]

Массовое расселение славян в Дунайском регионе относится к V—VI векам.[2]

Под вла­стью ава­ров ока­за­лись сла­вян­ские пле­ме­на на Ду­нае, в нач. VI века ин­тен­сив­но миг­ри­рую­щие к ду­най­ской гра­ни­це Ви­зан­тии.[3]

В VI—VII веках славянское население доминировало в Среднем и Нижнем Подунавье.[4]

На­чи­ная с VII века на Вос­точ­но-Ев­ро­пей­ской рав­ни­не ар­хео­ло­ги­че­ски про­сле­жи­ва­ет­ся но­вый при­ток сла­вян­ско­го на­се­ле­ния с Ду­ная, сна­ча­ла в Под­не­ст­ро­вье и По­днеп­ро­вье, а по­сле раз­гро­ма Ве­ли­ко­мо­рав­ской дер­жа­вы (906) — вплоть до При­ла­до­жья.[5]

Сре­ди сла­вян­ских пе­ре­се­лен­цев с Ду­ная бы­ло не­ма­ло ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ре­мес­лен­ни­ков, что да­ло им­пульс раз­ви­тию гон­чар­но­го, юве­лир­но­го и др. ре­мё­сел Древ­ней Ру­си. По­сте­пен­ное про­ник­но­ве­ние сла­вян из Ду­най­ских зе­мель на­шло от­ра­же­ние в «По­вести вре­мен­ных лет» и вос­точ­но­сла­вян­ском фольк­ло­ре. Рас­се­ле­ние ду­най­ских сла­вян сыг­ра­ло ог­ром­ную роль в эт­но­куль­тур­ной кон­со­ли­да­ции раз­но­пле­мён­но­го сла­вян­ст­ва Вос­точ­ной Ев­ро­пы.[6]

Археологические материалы дают основание полагать, что летописное сообщение о Подунавье как исходном регионе расселения славян, очевидно, связано не с первоначальным освоением славянами Восточно-Европейской равнины, а с миграционными волнами, исходившими из Дунайских земель в VII—X веках.[7]

О. М. Приходнюк полагает, что толчком к отселению части славянского населения из Дунайских земель стал приход в 680 году болгарских орд Аспаруха, которые на первых порах недружелюбно отнеслись к местным обитателям.[8]

[править] Факты

[править] Народы

Появление хорватов и сербов в Дунайском бассейне и на Эльбе, как показывают материалы археологии, было результатом великой славянской миграции раннего средневековья.[9]

Повесть временных лет сообщает, что «…тиверьци седяху бо по Днестру, приседяху къ Дунаеви. Бе множьство ихъ; седяху бо по Днестру оли до моря, и суть грады их и до сего дне».[10]

В период великой славянской миграции анты и их потомки расселились весьма широко по Дунайским землям и приняли участие в освоении Балканского полуострова.[11]

[править] Изделия

[править] Височные украшения

Одним из ярких и достаточно надежных показателей появления дунайских славян в восточноевропейских землях являются проволочные височные кольца (или серьги) со свисающей подвеской в виде виноградной грозди, отделанные узорами из скани и зерни.[12]

Дунайское происхождение имеют ранние лучевые височные кольца, ставшие прототипами семилучевых и семилопастных головных украшений радимичей и вятичей.[13]

Представляется несомненным, что в земли смоленско-полоцких кривичей лунничные височные украшения занесены переселенцами из Дунайского региона. Судя по разбросанности этих находок, это была инфильтрация сравнительно небольших групп дунайских славян, которые не образовывали своих селений, а селились на уже существующих. Учитывая то, что лунничные кольца оказали влияние на эволюцию височных украшений славянского населения, ранее колонизовавшего Смоленско-Полоцкие земли, можно говорить о значительном приливе дунайских славян в этот регион.[14]

В статье, посвященной различным височным украшениям Гнездовского археологического комплекса, Т. А. Пушкина достаточно убедительно показала, что немалая часть их связана с кругом дунайских древностей.[15]

Исходным регионом восточноевропейских лунничных колец могло быть только Подунавье.[16]

[править] Гончарная керамика

С миграцией дунайских славян связано, по всей вероятности, распространение в лесной зоне Восточно-Европейской равнины гончарной керамики.[17]

Ранняя гончарная керамика, появляющаяся в Гнездове в 920—930-х годах, имеет дунайское происхождение. При этом очевидно, что ее распространение было не результатом торговых операций, а следствием миграции в Верхнее Поднепровье групп славянского населения из Дунайских земель.[18]

[править] Прочее

Свидетельством переселения разрозненных групп дунайских славян в средней полосе Восточной Европы являются, в частности, находки трапециевидных подвесок с точечным узором по нижнему краю. Каталогизируя такие предметы, широко представленные в Дунайском регионе, румынская исследовательница М. Комша показала их славянскую атрибуцию.[19]

Показателем расселения разрозненных групп дунайских славян являются и находки на восточнославянской территории железных ножей с рукоятками, оформленными волютообразными завершениями.[20]

[править] Языки

В связи с широкой инфильтрацией дунайских славян в Восточную Европу находит объяснение присутствие лексем дунайского происхождения в Повести временных лет. Так, восточнославянский термин кънязъ (вытеснивший более ранний, каган), как показал А. С. Львов, является изустным заимствованием из диалектов моравско-паннонских славян.[21]

[править] Торговые пути

Согласно А. В. Назаренко, народ русь в IX веке был достаточно известен в Баварии, которую в это время связывал с Восточной Европой торговый путь, проходивший вдоль правого берега Дуная и далее через Верецкий перевал и область восточнославянских хорватов.[22]

[править] Миграция славян из Подунавья в Восточную Европу

Дунайские славяне, расселившиеся в различных местностях Восточной Европы, оказали несомненное воздействие на процесс нивелировки диалектного многообразия, сложившегося на первом этапе в результате освоения этих земель различными праславянскими племенными группировками. Наряду с другими факторами, заметный прилив славянского населения из Дунайского региона сыграл существенную роль в консолидации славянского населения Восточно-Европейской равнины, которая завершилась формированием древнерусской народности.[23]

Среди населения Гнездова имелись славянские переселенцы из Дунайского региона.[24]

В отличие от Псковской земли, где дославянским населением было прибалтийско-финское, в верхнем и среднем течении Западной Двины и в Смоленском Поднепровье до прихода славян довольно плотным массивом проживали балты. Последние не покинули мест своего обитания и вместе с пришлым населением во второй половине I тыс. н. э. образовали славяно-балтский симбиоз, который в результате инфильтрации из ареала культуры псковских длинных курганов с севера и дунайских славян с юга пополнился славянским этническим компонентом. Только после этого и сформировалась смоленско-полоцкая группа кривичей.[25]

[править] Летописи

По представлениям Нестора, все славянские племенные группы, расселившиеся по Восточно-Европейской равнине, пришли из одного региона — с Дуная и, таким образом, связаны между собой единством происхождения, их прошлое является предысторией Руси.[26]

[править] Литература

  • Мачинский Д. А. «Дунай» русского фольклора на фоне восточнославянской истории и мифологии // Русский Север: Проблемы этнографии и фольклора. Л., 1981
Личные инструменты