Готы

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Готы (лат. Gothi, греч. Γότθοι) — древ­ний на­род, от­но­ся­щий­ся к восточным гер­ман­цам. Но­си­те­ли гот­ско­го язы­ка. По гот­ско­му пре­да­нию (дош­ло в со­чи­не­нии Иордана), готы пе­ре­се­ли­лись из Скан­ди­на­вии на юж. по­бе­ре­жье Бал­тий­ско­го моря «на двух ко­раб­лях» во гла­ве с ко­ро­лём Бе­ри­гом (на «треть­ем» плы­ли ге­пи­ды), по­бе­ди­ли уль­ме­ру­гов и ван­да­лов, дав но­вым зем­лям имя Го­ти­скан­за («Гот­ский бе­рег»). Свя­зи готов со Скан­ди­на­ви­ей, от­ра­жаю­щие их про­ис­хо­ж­де­ние и по­сле­дую­щие кон­так­ты, на­хо­дят под­твер­жде­ние в дан­ных лин­гвис­ти­ки и, от­час­ти, ар­хео­ло­гии, но речь, ско­рее, долж­на ид­ти о не­сколь­ких груп­пах ак­тив­ных, но немно­го­чис­лен­ных пе­ре­се­лен­цев, ини­ции­ро­вав­ших при уча­стии ме­ст­но­го на­се­ления фор­ми­ро­ва­ние но­вой общ­но­сти. С готами ото­жде­ст­в­ля­ют гу­то­нов, из­вест­ных римским ав­то­рам I—II веков, и часть вель­бар­ской куль­ту­ры лю­бо­видз­ской фа­зы.[1]

Во 2-й пол. 2 в. на­чи­на­ет­ся дви­же­ние Г. на юг, в «чу­дес­ную стра­ну Ой­ум», под пред­во­ди­тель­ст­вом ко­ро­ля Фи­ле­ме­ра. В сер. 3 в. Г., воз­глав­ляе­мые Ост­ро­го­той, Ка­ни­вой и др., ак­тив­но уча­ст­во­ва­ли в скиф­ских вой­нах про­тив Ри­ма, но по­тер­пе­ли ряд по­ра­же­ний. Ос­тат­ки Г., вклю­чив груп­пы др. на­се­ле­ния, обос­но­ва­лись на зем­лях к се­ве­ро-вос­то­ку от ниж­не­го Ду­ная, что от­ра­же­но в про­цес­сах фор­ми­ро­ва­ния чер­ня­хов­ской куль­ту­ры. Уже в свя­зи с вой­ной Ри­ма про­тив Пер­сии в 242 из­вест­но о при­вле­че­нии Г. на рим. служ­бу. В даль­ней­шем от­но­ше­ния час­ти Г. к Ри­му в ка­че­ст­ве фе­де­ра­тов за­фик­си­ро­ва­но не­сколь­ки­ми до­го­во­ра­ми. Не позд­нее кон­ца 3 в. мож­но го­во­рить о на­ли­чии у Г. двух важ­ней­ших груп­пи­ро­вок. Тер­вин­ги («лес­ные»), или ви­зии, в сре­де ко­то­рых важ­ную роль иг­рал ко­ро­лев­ский род Бал­тов, жи­ли от Ниж­не­го По­ду­на­вья до Ср. Под­не­ст­ро­вья. Грев­тун­ги («степ­ные»), или ост­ро­го­ты («бли­ста­тель­ные Г.»), воз­глав­ляе­мые пред­ста­ви­те­ля­ми ро­да Ама­лов, рас­по­ла­га­лись к се­ве­ро-вос­то­ку от ви­зи­ев. Осо­бые груп­пы Г. (сре­ди др. вар­ва­ров) обос­но­ва­лись в Кры­му.[2]

Не позд­нее 4 в. сре­ди Г. на­ча­ло рас­про­стра­нять­ся хри­сти­ан­ст­во (гот­ский еп. Фео­фил уча­ст­во­вал в Ни­кей­ском со­бо­ре в 325). В этом про­цес­се важ­ную роль сыг­ра­ла дея­тель­ность гот­ско­го еп. Уль­фи­лы (Вуль­филы). Го­не­ния на но­вую ве­ру в сре­де Г. при­ве­ли к пе­ре­се­ле­нию их час­ти на тер­рито­рию Рим. им­пе­рии, на се­ве­ро-во­сток Бал­кан, где об­ра­зо­ва­лась об­щ­ность «ма­лых Г.». С дея­тель­но­стью Уль­фи­лы на но­вом мес­те свя­за­но и соз­да­ние гот­ско­го пись­ма, прав­да, не по­лу­чив­ше­го ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния. У зна­чит. час­ти Г. хри­сти­ан­ст­во за­кре­пи­лось в фор­ме ари­ан­ст­ва и в та­ком ви­де ока­за­ло влия­ние на кре­ще­ние ря­да др. герм. на­ро­дов, а так­же бы­ло од­ним из фак­то­ров про­ти­во­пос­тав­ле­ния Г. и не­ко­то­рых др. гер­ман­цев пра­во­слав­но­му боль­шин­ст­ву на­се­ле­ния Рим. им­пе­рии.[3]

Ок. 375 поя­вив­шие­ся к за­па­ду от До­на гун­ны на­нес­ли по­ра­же­ние Эр­ма­на­ри­ху и под­чи­ни­ли б. ч. ост­ро­го­тов. Мно­гие ви­зии, на­пу­ган­ные эти­ми со­бы­тия­ми, во гла­ве с Фри­ти­гер­ном и Ала­ви­вом в 376 на­шли убе­жи­ще в рим. пров. Мё­зия. Здесь они вос­ста­ли и в 378, при под­держ­ке ост­ро­гот­ско-алан­ско-гунн­ской груп­пи­ров­ки Ала­тея и Саф­ра­ка, на­нес­ли рим­ля­нам по­ра­же­ние у Ад­риа­но­по­ля. В 380 груп­па Ала­тея и Саф­ра­ка по­лу­чи­ла в ка­че­ст­ве фе­де­ра­тов зем­ли в Пан­но­нии, а ви­зии в 382 — на Бал­ка­нах. Часть ви­зи­ев, пред­во­ди­мая Ата­на­ри­хом, пы­та­лась ор­га­ни­зо­вать со­про­тив­ле­ние гун­нам, но вско­ре б. ч. их при­со­еди­ни­лась к со­ро­ди­чам. Все эти ви­зии со­ста­ви­ли но­вую груп­пи­ров­ку, во гла­ве с Ала­ри­хом I она то вое­ва­ла с рим­ля­на­ми, то слу­жи­ла им фе­де­ра­та­ми, по­сле 400 дви­ну­лась в Ита­лию, за­тем в Гал­лию. В хо­де войн и пе­ре­се­ле­ний ог­ром­ные по­те­ри ком­пен­си­ро­ва­лись при­со­еди­не­ни­ем дру­гих, час­то не гот­ских, от­ря­дов. Это объ­е­ди­не­ние, ядром ко­то­ро­го бы­ли ви­зии, вер­ные вет­ви Бал­тов Ала­ри­ха I, и ста­ло ос­но­вой соб­ст­вен­но вест­го­тов, ос­но­вав­ших в 418 Вест­гот­ское ко­ро­лев­ст­во. По­сле его па­де­ния ос­тат­ки вест­го­тов при­ня­ли уча­стие в эт­но­ге­не­зе ис­пан­цев, а не­ко­то­рые ро­ды во­шли в со­став ари­сто­кра­тии Франк­ско­го го­су­дар­ст­ва.[4]

Ряд групп Г., к кон. 4 в. ос­тав­ших­ся за Ду­на­ем, со­ста­ви­ли за­мет­ную часть опол­че­ния Ра­да­гай­са, ко­то­рое пы­та­лось про­рвать­ся в Ита­лию, но в 406 бы­ло раз­гром­ле­но. Мно­гие Г. вхо­ди­ли в дер­жа­ву гун­нов и иг­ра­ли в ней вид­ную роль. Из них сфор­ми­ро­ва­лись ост­го­ты, ос­но­вав­шие в кон­це 5 в. Ост­гот­ское ко­ро­лев­ст­во, по­сле па­де­ния ко­то­ро­го они не­ко­то­рое вре­мя со­хра­ня­ли са­мо­быт­ность (ещё в 11 в. упо­ми­на­ет­ся «гот­ское пра­во»), но за­тем при­ня­ли уча­стие в фор­ми­ро­ва­нии италь­ян­цев. Не­боль­шие груп­пы Г., ос­тав­шие­ся на тер­ри­то­рии Вост. Ев­ро­пы, к 7 в. бы­ли ас­си­ми­ли­ро­ва­ны сла­вя­на­ми (см. в ст. Мар­ты­нов­ский клад).[5]

Ма­лые Г. с 4 в. по­сто­ян­но жи­ли на Бал­ка­нах, не уча­ст­вуя в вой­нах с Рим. им­пе­ри­ей. Из­вес­тия о них мож­но най­ти до 9 в., по­сте­пен­но они рас­тво­ри­лись сре­ди на­се­ле­ния, став­ше­го ча­стью бол­гар. Мно­гие Г. при­ни­ма­лись на служ­бу в рим. ар­мию, где, слу­ча­лось, со­став­ля­ли элит­ные под­раз­де­ле­ния и дос­ти­га­ли вы­со­ких по­стов.[6]

В Кры­му сре­ди груп­пи­ро­вок Г. из­вест­ны тет­рак­си­ты, в сер. 5 в. под дав­ле­ни­ем гун­нов они пе­ре­се­ли­лись к вос­то­ку от Кер­чен­ско­го прол. (см. в ст. Дюр­со), име­ли спо­ра­ди­че­ские свя­зи с Ви­зан­ти­ей, но по­сле 6 в. све­де­ний о них нет. Дру­гие груп­пы Г. жи­ли в Юж. Кры­му; из­ве­ст­но, что они яв­ля­лись фе­де­ра­та­ми Ви­зан­тии, за­ни­ма­ли об­ласть До­ри (см. так­же Ха­ракс, Су­ук-Су), у них был пра­во­слав­ный епи­скоп. Позд­нее они ста­ли ча­стью на­се­ле­ния кн-ва Фео­до­ро (см. Ман­гуп), а по­сле его раз­гро­ма — ча­стью крым­ских та­тар и гре­ков. О су­ще­ст­во­ва­нии поч­ти за­бы­то­го язы­ка Г. в Кры­му (т. н. крым­ско-гот­ский яз.) из­вест­но по за­пи­си 16 в.[7]

[править] Территории

[править] Кашубско-Крайенский регион

В Кашубско-Крайенском регионе, пустовавшем до прихода готов, последние основывали собственные поселения и могильники типа Одры—Венсеры.[8]

[править] История

Прародиной готов, как сообщает историк VI века Иордан, была Скандза, то есть Скандинавия. Оттуда готы под предводительством короля Берига на «трех кораблях» переселились на континент, на южное побережье Балтийского моря, дав этой местности название Готискандза. Здесь они встретились с ульмеругами и победили их. Подчинили готы и их соседей— вандалов. Р. Хахман, проанализировав текст сочинения Иордана, показал, что информация о переселении готов из-за моря была заимствована из не дошедшего до нас труда Аблабия, писавшего в V в., и восходит к готской устной традиции, степень достоверности которой остаётся неизвестной.[9]

Далее Иордан сообщает: «Когда там (в Готискандзе) выросло великое множество людей, а правил всего только пятый после Берига король Фи- лимер, сын Гадарига, то он постановил, чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест (для поселений) он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум… Говорят, что та местность замкнута, окруженная зыбкими болотами и омутами. Та же часть готов, которая была при Филимере, перейдя реку, оказалась, говорят, перемещенной в области Ойум и завладела желанной землей. Тотчас же без замедления подступают они к племени спалов и, завязав сражение, добиваются победы. Отсюда, уже как победители, движутся они в крайнюю часть Скифии, соседящую с Понтийским морем.»[10]

Информация, содержащаяся в сочинении Иордана, не содержит конкретных географических координат, которые позволили бы детально восстановить передвижения готов из Готискандзы к побережью Черного моря. Остается неопределенным местоположение Ойума — реки, которую пересекли готы при вторжении в Скифию, — неясно, каким путем они шли, в каком регионе Причерноморья первоначально осели и т. п. Комментаторы Иордана высказали по этим вопросам различные, весьма противоречивые мнения. Так, одни ученые утверждали, что миграция готов из Южной Балтики шла сначала к среднему Дунаю через земли родственных германских племен, а затем вдоль Дуная к северо-западному побережью Чёрного моря. Другая группа исследователей считала, что миграция готов осуществлялась вдоль Вислы и Западного Буга к Днепру и Меотиде. В научной литературе есть и иные гипотезы.[11]

Множество предположений высказано и относительно локализации Ойума. Так, согласно Л. Шмидту, автору «Истории немецких племен до конца переселения народов», в которой на основании письменных источников история готов изложена наиболее последовательно, Ойум — южнорусская степь по обе стороны Днепра. С ним согласились многие ученые, в том числе В. Краузе и Е. Шварц. Г. В. Вернадский полагал, что Ойум следует локализовать не в причерноморских степях, а на среднем Днепре, примерно в том месте, где позднее возник Киев76. Т. Левицкий помещал Ойум на Керченском полуострове. Е. Ч. Скржинская высказала предположение, что под Ойумом следует понимать древнюю греческую Гилею на левом берегу нижнего Днепра и его лимана. X. Вольфрам допускал локализацию Ойума на берегах Азовского моря. Г. Ловмяньский размещал эту местность в двух пунктах — на правобережье нижнего Днепра и около Азовского моря80. Согласно В. Н. Топорову, Ойум находился в устье Дуная, в его плавниках. О. Н. Трубачев на основе этимологических изысканий высказал догадку, что Ойум Иордана — это название синдского острова Eon, упомянутого Плинием.[12]

Также весьма противоречивы суждения исследователей о месте первоначального оседания готов в Причерноморье и о реке, которую им пришлось преодолеть по пути в Скифию.[13]

Появление готов в Польском Поморье отчетливо фиксируется археологическими памятниками первой половины I в. н. э. В это время в восточных регионах оксывской культуры, распространенной со II века до н. э. в междуречье нижних течений Вислы и Одера, островками появляются неизвестные здесь ранее каменные погребальные сооружения — так называемые курганы типа Одры—Венсеры. Это — каменные круги со стелами, которые имеют прямые аналогии в Скандинавии. Не подлежит сомнению, что эти древности принадлежат переселенцам из-за моря, в которых можно видеть только готов Иордана. В отличие от аборигенного населения, хоронившего умерших в бескурганных могильниках по обряду трупосожжения, пришельцы хоронили умерших в курганах по обряду ингумации. О появлении в Польском Поморье новых групп населения отчётливо свидетельствуют и керамические материалы, и некоторые металлические изделия.[14]

Вельбарская культура функционировала в Мазовии, Подлясье и на Волыни в течение двух столетий, до последних десятилетий IV в. По мнению В. В. Седова, очевидно, это и была «желанная земля», именуемая на языке готов Ойум. Иордан отмечает, что она окружена болотами, и, действительно, эта территория почти со всех сторон оконтуривается крупными болотистыми пространствами — на севере Наревскими болотами, на востоке — Пинскими, на западе — болотистой местностью на пограничье с Любелыци- ной. Готское Aujom (Oium) — страна, изобилующая водой.[15]

Прежде чем вступить в земли Скифии, готы, как сообщает Иордан, переправились через реку, через которую был переброшен мост, не выдержавший нагрузки при передвижении масс. Многие исследователи высказывали предположение, что этой рекой был Днепр. Однако это невероятно. Днепр находился в глубине Скифии, за ним начиналась не Скифия, а Меотида. Высказывались и иные догадки относительно речной переправы готов. По словам В. В. Седова, теперь в результате археологических изысканий можно утверждать, что рекой, преодолев которую готы вступили в Скифию, была Висла — расселение вельбарских племен началось из левобережных районов Нижнего Повисленья. Согласно античной традиции, эта река была западной границей Скифии—Сарматии. На это указывает и Иордан: «…страна… Скифия… имеет… (соседями) с запада — германцев и реку Вистулу…»[16]

Основу населения восточных регионов пшеворской культуры составляли славяне. Согласно Иордану, готы, преодолев реку и вторгшись в Скифию, встретились со спалами, которые были побеждены пришлыми племенами. Исследователи не раз указывали на сходство этого этнонима, с одной стороны, со спалеями Плиния, с другой — со спорами Прокопия Кесарийского. Кто такие спалеи Плиния, сказать невозможно. Споры же Прокопия, несомненно, были славянами, о чем он пишет достаточно определенно: «Да и имя встарь у склавинов и антов было одно. Ибо и тех и других издревле звали спорами…» Уже К. Цейс отождествлял споров со спалами Иордана. Если спалы Иордана и споры Прокопия были одним и тем же этносом, то, следовательно, готы, вторгшись в Скифию, прежде всего встретились со славянами. Они — носители пшеворских древностей — вместе с готами составили население вельбарской культуры Мазовии, Подлясья и Западной Волыни.[17]

Покорив спалов, войско готов во главе с Филимером, как сообщает Иордан, движется далее «в крайнюю часть Скифии, соседящую с Понтийским морем». Согласно данным археологии, это были земли Северо-Западного Причерноморья, где выявлены древности собственно вельбарской культуры конца II — начала III в.[18]

Личные инструменты