Готы
Материал из Documentation.
Готы (лат. Gothi, греч. Γότθοι) — древний народ, относящийся к восточным германцам. Носители готского языка. По готскому преданию (дошло в сочинении Иордана), готы переселились из Скандинавии на юж. побережье Балтийского моря «на двух кораблях» во главе с королём Беригом (на «третьем» плыли гепиды), победили ульмеругов и вандалов, дав новым землям имя Готисканза («Готский берег»). Связи готов со Скандинавией, отражающие их происхождение и последующие контакты, находят подтверждение в данных лингвистики и, отчасти, археологии, но речь, скорее, должна идти о нескольких группах активных, но немногочисленных переселенцев, инициировавших при участии местного населения формирование новой общности. С готами отождествляют гутонов, известных римским авторам I—II веков, и часть вельбарской культуры любовидзской фазы.[1]
Во 2-й пол. 2 в. начинается движение Г. на юг, в «чудесную страну Ойум», под предводительством короля Филемера. В сер. 3 в. Г., возглавляемые Остроготой, Канивой и др., активно участвовали в скифских войнах против Рима, но потерпели ряд поражений. Остатки Г., включив группы др. населения, обосновались на землях к северо-востоку от нижнего Дуная, что отражено в процессах формирования черняховской культуры. Уже в связи с войной Рима против Персии в 242 известно о привлечении Г. на рим. службу. В дальнейшем отношения части Г. к Риму в качестве федератов зафиксировано несколькими договорами. Не позднее конца 3 в. можно говорить о наличии у Г. двух важнейших группировок. Тервинги («лесные»), или визии, в среде которых важную роль играл королевский род Балтов, жили от Нижнего Подунавья до Ср. Поднестровья. Гревтунги («степные»), или остроготы («блистательные Г.»), возглавляемые представителями рода Амалов, располагались к северо-востоку от визиев. Особые группы Г. (среди др. варваров) обосновались в Крыму.[2]
Не позднее 4 в. среди Г. начало распространяться христианство (готский еп. Феофил участвовал в Никейском соборе в 325). В этом процессе важную роль сыграла деятельность готского еп. Ульфилы (Вульфилы). Гонения на новую веру в среде Г. привели к переселению их части на территорию Рим. империи, на северо-восток Балкан, где образовалась общность «малых Г.». С деятельностью Ульфилы на новом месте связано и создание готского письма, правда, не получившего широкого распространения. У значит. части Г. христианство закрепилось в форме арианства и в таком виде оказало влияние на крещение ряда др. герм. народов, а также было одним из факторов противопоставления Г. и некоторых др. германцев православному большинству населения Рим. империи.[3]
Ок. 375 появившиеся к западу от Дона гунны нанесли поражение Эрманариху и подчинили б. ч. остроготов. Многие визии, напуганные этими событиями, во главе с Фритигерном и Алавивом в 376 нашли убежище в рим. пров. Мёзия. Здесь они восстали и в 378, при поддержке остроготско-аланско-гуннской группировки Алатея и Сафрака, нанесли римлянам поражение у Адрианополя. В 380 группа Алатея и Сафрака получила в качестве федератов земли в Паннонии, а визии в 382 — на Балканах. Часть визиев, предводимая Атанарихом, пыталась организовать сопротивление гуннам, но вскоре б. ч. их присоединилась к сородичам. Все эти визии составили новую группировку, во главе с Аларихом I она то воевала с римлянами, то служила им федератами, после 400 двинулась в Италию, затем в Галлию. В ходе войн и переселений огромные потери компенсировались присоединением других, часто не готских, отрядов. Это объединение, ядром которого были визии, верные ветви Балтов Алариха I, и стало основой собственно вестготов, основавших в 418 Вестготское королевство. После его падения остатки вестготов приняли участие в этногенезе испанцев, а некоторые роды вошли в состав аристократии Франкского государства.[4]
Ряд групп Г., к кон. 4 в. оставшихся за Дунаем, составили заметную часть ополчения Радагайса, которое пыталось прорваться в Италию, но в 406 было разгромлено. Многие Г. входили в державу гуннов и играли в ней видную роль. Из них сформировались остготы, основавшие в конце 5 в. Остготское королевство, после падения которого они некоторое время сохраняли самобытность (ещё в 11 в. упоминается «готское право»), но затем приняли участие в формировании итальянцев. Небольшие группы Г., оставшиеся на территории Вост. Европы, к 7 в. были ассимилированы славянами (см. в ст. Мартыновский клад).[5]
Малые Г. с 4 в. постоянно жили на Балканах, не участвуя в войнах с Рим. империей. Известия о них можно найти до 9 в., постепенно они растворились среди населения, ставшего частью болгар. Многие Г. принимались на службу в рим. армию, где, случалось, составляли элитные подразделения и достигали высоких постов.[6]
В Крыму среди группировок Г. известны тетракситы, в сер. 5 в. под давлением гуннов они переселились к востоку от Керченского прол. (см. в ст. Дюрсо), имели спорадические связи с Византией, но после 6 в. сведений о них нет. Другие группы Г. жили в Юж. Крыму; известно, что они являлись федератами Византии, занимали область Дори (см. также Харакс, Суук-Су), у них был православный епископ. Позднее они стали частью населения кн-ва Феодоро (см. Мангуп), а после его разгрома — частью крымских татар и греков. О существовании почти забытого языка Г. в Крыму (т. н. крымско-готский яз.) известно по записи 16 в.[7]
[править] Территории
[править] Кашубско-Крайенский регион
В Кашубско-Крайенском регионе, пустовавшем до прихода готов, последние основывали собственные поселения и могильники типа Одры—Венсеры.[8]
[править] История
Прародиной готов, как сообщает историк VI века Иордан, была Скандза, то есть Скандинавия. Оттуда готы под предводительством короля Берига на «трех кораблях» переселились на континент, на южное побережье Балтийского моря, дав этой местности название Готискандза. Здесь они встретились с ульмеругами и победили их. Подчинили готы и их соседей— вандалов. Р. Хахман, проанализировав текст сочинения Иордана, показал, что информация о переселении готов из-за моря была заимствована из не дошедшего до нас труда Аблабия, писавшего в V в., и восходит к готской устной традиции, степень достоверности которой остаётся неизвестной.[9]
Далее Иордан сообщает: «Когда там (в Готискандзе) выросло великое множество людей, а правил всего только пятый после Берига король Фи- лимер, сын Гадарига, то он постановил, чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест (для поселений) он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум… Говорят, что та местность замкнута, окруженная зыбкими болотами и омутами. Та же часть готов, которая была при Филимере, перейдя реку, оказалась, говорят, перемещенной в области Ойум и завладела желанной землей. Тотчас же без замедления подступают они к племени спалов и, завязав сражение, добиваются победы. Отсюда, уже как победители, движутся они в крайнюю часть Скифии, соседящую с Понтийским морем.»[10]
Информация, содержащаяся в сочинении Иордана, не содержит конкретных географических координат, которые позволили бы детально восстановить передвижения готов из Готискандзы к побережью Черного моря. Остается неопределенным местоположение Ойума — реки, которую пересекли готы при вторжении в Скифию, — неясно, каким путем они шли, в каком регионе Причерноморья первоначально осели и т. п. Комментаторы Иордана высказали по этим вопросам различные, весьма противоречивые мнения. Так, одни ученые утверждали, что миграция готов из Южной Балтики шла сначала к среднему Дунаю через земли родственных германских племен, а затем вдоль Дуная к северо-западному побережью Чёрного моря. Другая группа исследователей считала, что миграция готов осуществлялась вдоль Вислы и Западного Буга к Днепру и Меотиде. В научной литературе есть и иные гипотезы.[11]
Множество предположений высказано и относительно локализации Ойума. Так, согласно Л. Шмидту, автору «Истории немецких племен до конца переселения народов», в которой на основании письменных источников история готов изложена наиболее последовательно, Ойум — южнорусская степь по обе стороны Днепра. С ним согласились многие ученые, в том числе В. Краузе и Е. Шварц. Г. В. Вернадский полагал, что Ойум следует локализовать не в причерноморских степях, а на среднем Днепре, примерно в том месте, где позднее возник Киев76. Т. Левицкий помещал Ойум на Керченском полуострове. Е. Ч. Скржинская высказала предположение, что под Ойумом следует понимать древнюю греческую Гилею на левом берегу нижнего Днепра и его лимана. X. Вольфрам допускал локализацию Ойума на берегах Азовского моря. Г. Ловмяньский размещал эту местность в двух пунктах — на правобережье нижнего Днепра и около Азовского моря80. Согласно В. Н. Топорову, Ойум находился в устье Дуная, в его плавниках. О. Н. Трубачев на основе этимологических изысканий высказал догадку, что Ойум Иордана — это название синдского острова Eon, упомянутого Плинием.[12]
Также весьма противоречивы суждения исследователей о месте первоначального оседания готов в Причерноморье и о реке, которую им пришлось преодолеть по пути в Скифию.[13]
Появление готов в Польском Поморье отчетливо фиксируется археологическими памятниками первой половины I в. н. э. В это время в восточных регионах оксывской культуры, распространенной со II века до н. э. в междуречье нижних течений Вислы и Одера, островками появляются неизвестные здесь ранее каменные погребальные сооружения — так называемые курганы типа Одры—Венсеры. Это — каменные круги со стелами, которые имеют прямые аналогии в Скандинавии. Не подлежит сомнению, что эти древности принадлежат переселенцам из-за моря, в которых можно видеть только готов Иордана. В отличие от аборигенного населения, хоронившего умерших в бескурганных могильниках по обряду трупосожжения, пришельцы хоронили умерших в курганах по обряду ингумации. О появлении в Польском Поморье новых групп населения отчётливо свидетельствуют и керамические материалы, и некоторые металлические изделия.[14]
Вельбарская культура функционировала в Мазовии, Подлясье и на Волыни в течение двух столетий, до последних десятилетий IV в. По мнению В. В. Седова, очевидно, это и была «желанная земля», именуемая на языке готов Ойум. Иордан отмечает, что она окружена болотами, и, действительно, эта территория почти со всех сторон оконтуривается крупными болотистыми пространствами — на севере Наревскими болотами, на востоке — Пинскими, на западе — болотистой местностью на пограничье с Любелыци- ной. Готское Aujom (Oium) — страна, изобилующая водой.[15]
Прежде чем вступить в земли Скифии, готы, как сообщает Иордан, переправились через реку, через которую был переброшен мост, не выдержавший нагрузки при передвижении масс. Многие исследователи высказывали предположение, что этой рекой был Днепр. Однако это невероятно. Днепр находился в глубине Скифии, за ним начиналась не Скифия, а Меотида. Высказывались и иные догадки относительно речной переправы готов. По словам В. В. Седова, теперь в результате археологических изысканий можно утверждать, что рекой, преодолев которую готы вступили в Скифию, была Висла — расселение вельбарских племен началось из левобережных районов Нижнего Повисленья. Согласно античной традиции, эта река была западной границей Скифии—Сарматии. На это указывает и Иордан: «…страна… Скифия… имеет… (соседями) с запада — германцев и реку Вистулу…»[16]
Основу населения восточных регионов пшеворской культуры составляли славяне. Согласно Иордану, готы, преодолев реку и вторгшись в Скифию, встретились со спалами, которые были побеждены пришлыми племенами. Исследователи не раз указывали на сходство этого этнонима, с одной стороны, со спалеями Плиния, с другой — со спорами Прокопия Кесарийского. Кто такие спалеи Плиния, сказать невозможно. Споры же Прокопия, несомненно, были славянами, о чем он пишет достаточно определенно: «Да и имя встарь у склавинов и антов было одно. Ибо и тех и других издревле звали спорами…» Уже К. Цейс отождествлял споров со спалами Иордана. Если спалы Иордана и споры Прокопия были одним и тем же этносом, то, следовательно, готы, вторгшись в Скифию, прежде всего встретились со славянами. Они — носители пшеворских древностей — вместе с готами составили население вельбарской культуры Мазовии, Подлясья и Западной Волыни.[17]
Покорив спалов, войско готов во главе с Филимером, как сообщает Иордан, движется далее «в крайнюю часть Скифии, соседящую с Понтийским морем». Согласно данным археологии, это были земли Северо-Западного Причерноморья, где выявлены древности собственно вельбарской культуры конца II — начала III в.[18]