Вельбарская культура

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Вельбарская культура (вос­точ­но­по­мор­ско-ма­зо­вец­кая, «го­то-ге­пид­ская» и др.) — ар­хео­ло­гическая куль­ту­ра I—IV веков в Восточной Ев­ро­пе. Совр. по­ни­ма­ние В. к. сфор­му­ли­ро­ва­но польск. ар­хео­ло­гом Р. Во­лон­ге­ви­чем в 1970-х гг.; на­зва­на по мо­гиль­ни­ку Маль­борк — Вель­барк. Вы­де­ля­ют­ся две фа­зы: лю­бо­видзс­кая (1-2 вв.) — В. к. за­ни­ма­ла тер­ри­то­рию по ниж­не­му те­че­нию Вис­лы, часть Поль­ско­го По­мо­рья и се­вер Ве­лико­поль­ши; це­цель­ская (2-я пол. 2-4 вв.) — ре­гио­ны к за­па­ду от Вис­лы опус­те­ли, но В. к. рас­про­стра­ни­лась по Зап. Бу­гу, сме­нив груп­пы пше­вор­ской куль­ту­ры, до По­ле­сья, зап. Во­лы­ни, Юж. Бу­га. На тер­ри­то­рии Ук­раи­ны и Мол­да­вии В. к. — один из ком­по­нен­тов в сло­же­нии чер­ня­хов­ской куль­ту­ры. В фор­ми­ро­ва­нии В. к. уча­ст­во­ва­ли груп­пы ок­сыв­ской куль­ту­ры, ве­ро­ят­но вы­ход­цы из Скан­ди­на­вии и др.[1]

Се­ли­ща с на­зем­ны­ми и по­лу­зем­ля­ноч­ны­ми по­строй­ка­ми. Тру­по­сож­же­ния с по­гре­бе­ни­ем в не­боль­ших ям­ках, ре­же — ур­нах, тру­по­по­ло­же­ния го­ло­вой на се­вер; ха­рак­тер­но от­сут­ст­вие ору­жия, на се­ве­ре В. к. из­вест­ны кур­га­ны, ка­мен­ные кон­ст­рук­ции. Для ке­ра­ми­ки ти­пич­ны низ­кие со­су­ды, ук­ра­шен­ные ло­щё­ны­ми и ошер­шав­лен­ны­ми (хра­по­ва­ты­ми) зо­на­ми, яй­це­вид­ные горш­ки (кумп­фы), мис­ки с Х-об­раз­ны­ми руч­ка­ми. Из­вест­ны ло­каль­ные ва­ри­ан­ты ук­ра­ше­ний. Из­ме­не­ние тер­ри­то­рии В. к. свя­зы­ва­ют с ми­гра­ция­ми го­тов и ге­пи­дов.[2]

[править] Этноязыковая принадлежность

Германцы-готы, вероятно, были более активной, а может быть, и господствовавшей частью вельбарского населения.[3]

[править] История

В результате взаимодействия культуры готов и оксывской начался процесс формирования новой культуры — вельбарской. В начале II в. н. э. ареал этой культуры охватывал уже пространство от рек Дравы и Реги на западе до реки Пасленки и окрестностей Олштына на востоке.[4]

Затем памятники вельбарской культуры появляются в Мазовии, Подлясье и Западной Волыни. Это достаточно надежное свидетельство начала миграции носителей вельбарских древностей в юго-восточном направлении. По мере продвижения массы вельбарского населения оседали на правобережье нижнего течения Вислы и далее широкой полосой по Западному Бугу — основному водному пути к Причерноморью.[5]

В Мазовии, Подлясье и на Волыни вельбарские переселенцы встретились с местным населением, представленным пшеворскими древностями. Картина взаимодействия между аборигенами и пришлыми племенами была сложной. В ряде регионов на первых порах пшеворское и вельбарское население жило раздельно, чересполосно, в других — сразу же фиксируется смешение пришельцев с местными жителями. Носители вельбарской культуры в таких местностях подселялись к пшеворскому населению. Только в очень немногих случаях в условиях продвижения вельбарских племен выявляется оставление пшеворскими жителями мест своего обитания. Постепенно в Мазовии, Подлясье и Западной Волыни культурные различия между пришлым и аборигенным населением нивелируются. Доля вельбарских элементов при этом возрастает, и складывающая единая культура приобретает вельбарский облик.[6]

Личные инструменты