Вельбарская культура
Материал из Documentation.
Вельбарская культура (восточнопоморско-мазовецкая, «гото-гепидская» и др.) — археологическая культура I—IV веков в Восточной Европе. Совр. понимание В. к. сформулировано польск. археологом Р. Волонгевичем в 1970-х гг.; названа по могильнику Мальборк — Вельбарк. Выделяются две фазы: любовидзская (1-2 вв.) — В. к. занимала территорию по нижнему течению Вислы, часть Польского Поморья и север Великопольши; цецельская (2-я пол. 2-4 вв.) — регионы к западу от Вислы опустели, но В. к. распространилась по Зап. Бугу, сменив группы пшеворской культуры, до Полесья, зап. Волыни, Юж. Буга. На территории Украины и Молдавии В. к. — один из компонентов в сложении черняховской культуры. В формировании В. к. участвовали группы оксывской культуры, вероятно выходцы из Скандинавии и др.[1]
Селища с наземными и полуземляночными постройками. Трупосожжения с погребением в небольших ямках, реже — урнах, трупоположения головой на север; характерно отсутствие оружия, на севере В. к. известны курганы, каменные конструкции. Для керамики типичны низкие сосуды, украшенные лощёными и ошершавленными (храповатыми) зонами, яйцевидные горшки (кумпфы), миски с Х-образными ручками. Известны локальные варианты украшений. Изменение территории В. к. связывают с миграциями готов и гепидов.[2]
[править] Этноязыковая принадлежность
Германцы-готы, вероятно, были более активной, а может быть, и господствовавшей частью вельбарского населения.[3]
[править] История
В результате взаимодействия культуры готов и оксывской начался процесс формирования новой культуры — вельбарской. В начале II в. н. э. ареал этой культуры охватывал уже пространство от рек Дравы и Реги на западе до реки Пасленки и окрестностей Олштына на востоке.[4]
Затем памятники вельбарской культуры появляются в Мазовии, Подлясье и Западной Волыни. Это достаточно надежное свидетельство начала миграции носителей вельбарских древностей в юго-восточном направлении. По мере продвижения массы вельбарского населения оседали на правобережье нижнего течения Вислы и далее широкой полосой по Западному Бугу — основному водному пути к Причерноморью.[5]
В Мазовии, Подлясье и на Волыни вельбарские переселенцы встретились с местным населением, представленным пшеворскими древностями. Картина взаимодействия между аборигенами и пришлыми племенами была сложной. В ряде регионов на первых порах пшеворское и вельбарское население жило раздельно, чересполосно, в других — сразу же фиксируется смешение пришельцев с местными жителями. Носители вельбарской культуры в таких местностях подселялись к пшеворскому населению. Только в очень немногих случаях в условиях продвижения вельбарских племен выявляется оставление пшеворскими жителями мест своего обитания. Постепенно в Мазовии, Подлясье и Западной Волыни культурные различия между пришлым и аборигенным населением нивелируются. Доля вельбарских элементов при этом возрастает, и складывающая единая культура приобретает вельбарский облик.[6]