Скифы
Материал из Documentation.
Скифы — древний гл. обр. кочевой народ, носитель скифского языка. Саками (др.-перс. Sakā) называли перс. авторы и С., ряд др.-греч. историков — «азиат. С.». Древнейшие упоминания в ассир. анналах Асархаддона 7 в. до н. э., у др.-греч. авторов 7-6 вв.: гесиодич. (см. Гесиод) «Каталог женщин», Алкей, Сапфо, Аристей Проконнесский, Гекатей Милетский. Важнейшие описания у Геродота, Гиппократа. Осн. население Скифии. Европеоиды; азиат. С. могли иметь разл. степень монголоидности. Со С. и близкими им народами соотносят скифскую археологическую культуру; в широком значении — «скифо-сибирский мир» или его часть.[1]
По наиболее распространённой версии, С. появились на Сев. Кавказе и в Сев. Причерноморье в кон. 8-7 вв. до н. э. в результате миграции из Азии под давлением соседей (в античной традиции — исседонов или массагетов), вытеснив киммерийцев. По данным ассир. текстов, с 670-х гг. во главе с Ишпакаем и Бартатуа (Партатуа) совершали воен. походы в Переднюю Азию сначала как противники Ассирии, позднее, возможно, как её союзники. В 630-620-е гг. во главе с Мадием, сыном Прототия (Партатуа), вторглись через Кавказ в Мидию, победили мидийцев и почти дошли до Египта. В кон. 7 или нач. 6 вв. часть С. была уничтожена мидийским царём Киаксаром, часть бежала к Алиатту, царю Лидии (есть др. версии). По Геродоту, С. после 28-летнего владычества над Азией вернулись в Сев. Причерноморье.[2]
С. делились на ряд «племён», среди которых политически и демографически доминировали т. н. царские С. Возможно, в легенде о происхождении «родов» С. от трёх сыновей Таргитая, они названы паралаты (др.-иран. *paraδāta — «стоящие во главе», «цари»), потомки Колаксая, наряду с катиарами и траспиями, потомками Арпоксая, авхатами — потомками Липоксая. Существовали возрастные («старые» и «молодые») и социальные (от «людей самого низкого происхождения», «бедняков» до «самых благородных и пользующихся наибольшим могуществом») группы. Считается, что гос. образования, характерные для кочевых обществ, могли появиться у С. в 7-6 вв., но многие исследователи относят возникновение государства у С. к 4 в. (царство Атея) или ещё более позднему времени. На развитие культуры и общества С. большое влияние оказали тесные контакты с греч. полисами Истрией, Ольвией, Херсонесом, с Боспорским государством и др.[3]
Важное значение у С. имели воен. обычаи и культы, один из которых связан с почитанием Ареса (скифское имя неизвестно), символом которого был акинак. Религия С. восходит к индоевроп. традиции; пантеон состоял из 7 богов (у царских С. — 8), главными из них были Табити (греч. аналог — Гестия), считавшаяся царицей С., Папай (греч. Зевс), Апи (греч. Гея), покровитель коневодства Тагимасад (греч. Посейдон), которому поклонялись только царские скифы.[4]
В кон. 6 в. С. отразили поход перс. армии Дария I. В 5 в., возможно, установили протекторат над Ольвией, тесные династич. и политич. отношения с фракийцами. В 4 в. воевали с макед. царём Филиппом II, в одной из битв с которым в 339 погиб царь Атей. К нач. 3 в. территория, контролируемая С., существенно сократилась [соотношение экологич., экономич., воен. (набеги сарматов и др.) факторов — предмет дискуссий].[5]
В нач. 3 в. — 70-х гг. до н. э. существовало государство С. в Добрудже. Его цари носили иран. имена, но С. составляли меньшинство среди местного земледельч. населения, в осн. фракийцев. В кон. 3-2 вв. возникло государство С. в степном и предгорном Крыму со столицей в Неаполе Скифском (есть др. версии). В кон. 2 в. до н. э. С. в Крыму терпят поражение от Диофанта, полководца понтийского царя Митридата VI Евпатора. Упадок и гибель этого государства в 1-й пол. или сер. 3 в. н. э. связывают с походами боспорян, экспансией алан или готов и др. народов в ходе Скифских войн.[6]
Позднее визант. и ср.-век. авторы назвали С. ряд нескифских народов, связанных гл. обр. с Сев. Причерноморьем.[7]