Евразийское экономическое сообщество


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, созданная для эффективного продвижения Сторонами процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях.[1]

Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан в 2000 году и вступил в силу в 2001 году. Членами ЕврАзЭС с момента его образования являются пять государств — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В 2006—2008 годах членом ЕврАзЭС был также Узбекистан.[2]

Организация создана в полном соответствии с принципами ООН и нормами международного права и обладает международной правосубъектностью. Это чётко структурированная система с жёстким механизмом принятия и реализации решений.[3]

ЕврАзЭС и его должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения функций и достижения целей, предусмотренных договором об учреждении ЕврАзЭС и договорами, действующими в ЕврАзЭС.[4]

ЕврАзЭС — открытая организация. Её членом может стать любое государство, которое примет на себя обязательства, вытекающие из Договора об учреждении ЕврАзЭС и других договоров ЕврАзЭС по списку, определяемому решением Межгссовета ЕврАзЭС.[5]

Статус наблюдателя при ЕврАзЭС может предоставляться государству или международной межгосударственной (межправительственной) организации по запросу. Наблюдатель имеет право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, знакомиться с документами и решениями, принимаемыми органами ЕврАзЭС, но не имеет права голоса при принятии решений и права подписи документов органов ЕврАзЭС.[6]

В соответствии с уставными целями и задачами ЕврАзЭС и руководствуясь принципом разноскоростной интеграции, Белоруссия, Казахстан и Россия в 2007—2010 годах создали Таможенный союз и планомерно формируют следующий интеграционный этап — Единое экономическое пространство ЕврАзЭС, к которым другие государства ЕврАзЭС будут присоединяться по мере готовности.[7]

Содержание

[править] История

Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 года в Астане и вступил в силу 30 мая 2001 года после его ратификации всеми государствами-членами.[8]

Членами ЕврАзЭС с момента его образования являются пять государств — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.[9]

25 января 2006 году был подписан протокол о присоединении к организации Узбекистана. В октябре 2008 года Узбекистан приостановил участие в работе органов ЕврАзЭС.[10]

С мая 2002 года статус наблюдателей при ЕврAзЭС имеют Украина и Молдавия, с января 2003 года — Армения. Им также обладают Межгосударственный авиационный комитет (МАК), Евразийский банк развития (ЕАБР).[11]

В 2003 году ЕврАзЭС получило статус наблюдателя в Генеральной ассамблее ООН.[12]

В условиях мирового финансового и экономического кризиса 2008 года главы государств ЕврАзЭС в ходе неформального саммита на казахском курорте Боровое 21 декабря 2008 года приняли решение создать Антикризисный фонд ЕврАзЭС, целью которого является оказание финансовой помощи государствам — членам Фонда в преодолении последствий мирового кризиса.[13]

4 февраля 2009 года Межгосударственный совет ЕврАзЭС (на уровне глав государств) принял решение о создании Центра высоких технологий ЕврАзЭС и одобрил основные принципы деятельности центра.[14]

[править] Цели и задачи

ЕврАзЭС создано с целью развития экономического взаимодействия, торговли, эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, координации действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.[15]

Один из главных векторов деятельности организации — обеспечение динамичного развития членов ЕврАзЭС путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.[16]

Основные задачи Сообщества:[17]

  • завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;
  • обеспечение свободы движения капитала;
  • формирование общего финансового рынка;
  • согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;
  • установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;
  • создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;
  • разработка и реализация межгосударственных целевых программ;
  • создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;
  • формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;
  • формирование общего энергетического рынка;
  • создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки государств Сообщества;
  • обеспечение свободного передвижения граждан государств ЕврАзЭС внутри Сообщества;
  • согласование социальной политики с целью формирования сообщества социальных государств, предусматривающего общий рынок труда, единое образовательное пространство, согласованные подходы в решении вопросов здравоохранения, трудовой миграции и др.;
  • сближение и гармонизация национальных законодательств; обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

[править] Структура

[править] Межгоссовет

Межгосударственный Совет ЕврАзЭС — высший орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят главы государств и главы правительств.[18]

Межгоссовет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС. Председательство в Межгоссовете осуществляется поочередно в порядке русского алфавита каждым государством-членом Сообщества в течение одного года. Межгоссовет принимает решения консенсусом. Исполнение решений происходит путем принятия необходимых национальных нормативных правовых актов.[19]

Межгоссовет принимает решения по вопросам:[20]

  • регулирования условий взаимной торговли между государствами Сообщества;
  • таможенной политики Сообщества по отношению к третьим государствам;
  • упрощения и унификации таможенных правил и процедур, применяемых в членах Сообщества;
  • гармонизации (сближения и унификации) национального законодательства государств ЕврАзЭС и др.

Межгоссовет даёт поручения Интеграционному Комитету, обращается с запросами и рекомендациями к Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС и с запросами к Суду Сообщества, а также рассматривает проекты основ законодательства в базовых сферах правоотношений и рекомендации МПА ЕврАзЭС.[21]

Межгоссоветом ЕврАзЭС:[22]

  • утверждены концепции:
    • сотрудничества в валютной сфере;
    • агропромышленной политики;
    • согласованной социальной политики;
    • формирования Единого транспортного пространства;
    • формирования общего энергетического рынка;
    • продовольственной безопасности;
    • создания межгосударственного банка данных о трудящихся-мигрантах;
    • международной деятельности ЕврАзЭС;
  • приняты концепции межгосударственных целевых программ:
    • «Создание Единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита»;
    • «Рекультивация территорий государств-членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств»;
    • «Создание системы информационного и методического обеспечения реализации единого порядка экспортного контроля государств-членов ЕврАзЭС»;
    • «Создание Единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств-членов ЕврАзЭС»;
    • «Инновационные биотехнологии» и др.

[править] Интеграционный комитет

Интеграционный Комитет ЕврАзЭС — постоянно действующий орган Евразийского экономического сообщества, подотчетный Межгосударственному Совету ЕврАзЭС.[23]

В состав Интеграционного Комитета входят заместители глав правительств государств Сообщества. Интеграционный Комитет рассматривает ключевые вопросы в различных областях интеграции, принимает решения в сфере своей компетенции и обеспечивает деятельность Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств и глав государств. Председательство в Интеграционном Комитете осуществляется поочередно в порядке русского алфавита каждым государством Сообщества в течение одного года. Председателя Интеграционного Комитета назначает Межгоссовет ЕврАзЭС.[24]

Интеграционный Комитет:[25]

  • анализирует состояние и тенденции развития интеграционных процессов в Сообществе, вырабатывает предложения по их продвижению;
  • рассматривает вопросы и вносит на Межгоссовет проекты решений по регулированию условий взаимной торговли и согласованию таможенной политики государств-членов Сообщества по отношению к третьим государствам, гармонизации национального законодательства, выработке правил взаимоотношений ЕврАзЭС с третьими государствами и международными организациями; разработке и реализации межгосударственных инвестиционных проектов, экономических, социальных и других программ, планов проведения совместных мероприятий в государствах-членах ЕврАзЭС;
  • поддерживает контакты с исполнительными органами других международных организаций, по поручению Межгоссовета представляет интересы Сообщества в отношениях с другими субъектами международного права;
  • вносит предложения относительно предоставления государству или международной организации статуса наблюдателя при ЕврАзЭС;
  • осуществляет функций депозитария договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС, и принятых решений Межгоссовета, ведёт постоянный контроль их выполнения, а также исполнения бюджета ЕврАзЭС, и др.

[править] Комиссия постоянных представителей при ЕврАзЭС

Комиссия Постоянных представителей государств-членов Евразийского экономического сообщества при ЕврАзЭС (Комиссия Постпредов) обеспечивает текущую работу Сообщества в период между заседаниями Интеграционного Комитета ЕврАзЭС. В состав Комиссии входят Постоянные представители стран-членов ЕврАзЭС, назначаемые главами государств Сообщества.[26]

Функции Комиссии:[27]

  • сближение и согласование позиций государств-членов по вопросам укрепления сотрудничества и углубления интеграции в рамках ЕврАзЭС;
  • осуществление взаимодействия между Сообществом и соответствующими органами, ведомствами и организациями государств-членов Сообщества;
  • рассмотрение позиций, предложений государств-членов Сообщества по вопросам сотрудничества и проектам документов, вносимых на заседания Интеграционного Комитета ЕврАзЭС и подготовленных Секретариатом Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС, вспомогательными органами Сообщества, комиссиями и советами, созданными Интеграционным Комитетом ЕврАзЭС, а также вопросов, касающихся текущей деятельности Сообщества, и принятие по ним решений;
  • изучение предложений и запросов, полученных Сообществом от государств-наблюдателей, а также третьих государств и международных организаций, и др.

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. История
  2. История
  3. История
  4. История
  5. История
  6. История
  7. История
  8. История
  9. История
  10. История
  11. История
  12. История
  13. Совместные проекты
  14. Совместные проекты
  15. История
  16. История
  17. История
  18. Структура
  19. Структура
  20. Структура
  21. Структура
  22. Структура
  23. Структура
  24. Структура
  25. Структура
  26. Структура
  27. Структура
Международные организации
НАТО Совет Россия-НАТО
СНГ Коллективные силы по поддержанию мира в СНГ
АТЭС Саммит АТЭС в 2012 году
ВТО Отношения России с ВТО
МВФ Роль МВФ в экономическом развитии стран бывшего СССРОтношения Грузии с МВФ
ЕБРР Отношения Грузии с ЕБРР
Прочие организации Парижский клубЕврАзЭСЕвропейский СоюзОБСЕООНОПЕКСовет ЕвропыШанхайская организация сотрудничестваЕвразийский экономический союзАСЕАНГУАМ
Личные инструменты