Коррупция в России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

[править] История

[править] Советское время

Подробнее см. также: Коррупция в СССР

Первым органом, отвечающим за обеспечение борьбы с проявлениями коррупции, стало Экономическое управление (ЭКУ) ВЧК/ОГПУ, активная деятельность которого пришлась на период НЭПа (1921—1928). На ЭКУ были возложены задачи по борьбе с хозяйственными преступлениями, охране хозяйственных тайн, выявлению экономического шпионажа, оперативному обслуживанию транспорта и ряду других.[1]

Дальнейшим развитием антикоррупционной структуры стала организация Приказом НКВД СССР № 0018 от 16 марта 1937 года в аппарате Главного Управления рабоче-крестьянской милиции Отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС).[2]

[править] 1990-е годы

Во многих случаях противоправные действия российских предприятий были связаны с подкупом различных должностных лиц.[3] Существуют два типа обстоятельств, при которых предприятиям приходится прибегать к этому способу решения своих проблем.[3]

В одних ситуациях предприятия, осуществляющие какие-либо незаконные операции, оказываются не в состоянии скрыть их от контролирующих инстанций.[3] И для того чтобы устранить препятствия и все-таки достичь своих целей, предприятия подкупают лиц, ответственных за контроль.[3] Основной причиной коррупции в таких случаях являются экономические проблемы предприятий, для решения которых проще и дешевле использовать нарушения закона в сочетании с подкупом чиновников.[3]

В других ситуациях, наоборот, коррупционная инициатива исходит от должностных лиц. При этом нередко предприятию проще и выгоднее согласиться на предложение ответственного лица о взятке, чем добиваться своих целей законным путём.[3]

Ситуации первого рода возникали при осуществлении видов деятельности, описанных в предыдущем параграфе.[3] Поэтому в этом случае сферы наибольшего распространения коррупции совпадали с наиболее криминогенными секторами экономики, к которым относились прежде всего внешнеторговая деятельность, денежно-финансовый сектор, торговля и сфера услуг, операции с землей и недвижимостью.[3] При этом коррупционные связи часто приобретали долговременный характер. Это было связано с тем, что в случае многократного проведения незаконных операций очень трудно избежать внимания контрольных органов.[3] Поэтому компании, которые вели постоянную деятельность такого рода, стремились обеспечить себе соответствующее прикрытие в органах власти.[3]

Более мелкие фирмы при этом могли ограничиваться, например, подкупом нескольких таможенных чиновников, обеспечивавших регулярный провоз через границу небольших партий контрабанды.[3] Крупные предприятия иногда могли платить деньги целой сети государственных чиновников, работавших в самых разных ведомствах: в отраслевых министерствах, в банках, в контролирующих и согласующих инстанциях, в президентских, парламентских и правительственных структурах.[3] В частности, по устным утверждениям ряда коммерсантов и экспертов-экономистов, наиболее значительные сети «карманных» чиновников содержали компании, занимавшиеся нефтегазовым экспортом.[3]

Ситуации, когда коррупционную инициативу проявляли должностные лица, также встречались очень часто.[3] Основные причины коррупции в этом случае носили скорее внеэкономический характер.[3] К их числу следует отнести ослабление правопорядка, деградация деловой этики и общественной морали, а также эволюция национальной административной системы в сторону большей бюрократизации.[3] Последнюю тенденцию можно проиллюстрировать следующим примером.[3]

В 1990—1991 годах в дальних районах Московской области для получения в бессрочное пользование земельного участка под садовое товарищество юридическому лицу необходимо было согласовать документы в 8-10 различных ведомствах.[3] Для оформления всех бумаг каждое из ведомств, исключая земельный комитет, достаточно было посетить 1-2 раза.[3] При этом практически все согласования производились бесплатно и в срок не более 2-3 дней.[3] Полный цикл от подачи заявки до получения документов на землю составлял 3-4 месяца.[3]

Уже в 1992—1993 годах число согласующих организаций увеличилось до 12-15, при этом от некоторых инстанций требовалось получать сразу несколько разных бумаг.[3] Все согласования стали платными.[3] Срок рассмотрения бумаг резко удлинился, в результате чего быстрее, чем за год, получить документы на землю стало практически невозможно.[3] Значительно увеличилось число отказов в предоставлении земельных участков, несмотря на то, что цены на землю к этому моменту выросли в несколько раз.[3] Как следствие, коррупция в этой сфере усилилась — оплату своих «услуг» чиновники стали требовать значительно чаще, а размер запрашиваемого вознаграждения сильно возрос, доходя порой до 100 долл.[3] США за 0,01 га (сверх официальной цены).[3]

Одним из наиболее характерных примеров коррупции по инициативе чиновников является технология продажи государству товаров и услуг по завышенным ценам, с помощью так называемых «черных откатов».[3] Эта схема работает следующим образом.[3] Чиновник (или группа чиновников) от имени государства покупает продукцию, которая на свободном рынке стоит, например, 80 млн руб., но платит за нее 100 млн руб.[3] При этом продавец, в соответствии с предварительной договоренностью, 10 млн руб.[3] из полученной выручки переводит на какой-либо из личных банковских счетов чиновника.[3] Таким образом, и продавец, и чиновник получают дополнительную прибыль за счет госбюджета.[3] По некоторым утверждениям, в 1990-е годы размер комиссионных чиновника при «черном откате» колебался от 10 до 20 % суммы сделки, но иногда мог достигать и 30 %, и 40 %.[3]

Схожая схема использовалась и при получении кредитов. Получатель кредита возвращал 10-15 % выделенной суммы чиновнику, а последний обещал создать условия, при которых кредит не надо будет возвращать. Причем такая схема использовалась не только при хищениях государственных средств, но и при сговоре с сотрудниками частных банков. В частности, подобные акции явились одной из причин краха банка «Югорский».[3]

Встречались также ситуации, когда чиновник от имени государства заключал с различными предприятиями фиктивные договоры на проведение работ, факт невыполнения которых было легко скрыть (например, на строительную реконструкцию, на создание научно-технической продукции и т. п.). На самом деле деньги обналичивались и впоследствии делились между чиновником и партнёром, которого он пригласил для участия в притворной сделке.[3]

Несмотря на колоссальные масштабы коррумпированности чиновничества, создавшие угрозу национальной безопасности, в 1990-е годы президентом России Б. Н. Ельциным трижды отклонялся закон «О борьбе с коррупцией», дважды — закон «О борьбе с организованной преступностью». Вместо них были приняты несколько указов, фактически не давших результатов. Принимавшиеся с целью их реализации бюрократические программы «дрейфовали» по ведомствам, проходя процедуры согласований, уточняясь и пересматриваясь, но, как правило, так и не вступая в реальное действие. Примером тому может служить подготовленный Генеральной прокуратурой при активном участии ФСБ, МВД, ФСНП и ГТК проект Федеральной программы по усилению борьбы с коррупцией на 1996—1997 годы, которой в 1998 г. лишь в несколько обновленном виде был повторно направлен Президенту РФ. Как результат, за 1990-е гг. в 3 раза снизилось число выявленных лиц, совершивших должностные преступления.[4]

[править] 2000-е годы

Существенным элементом трансакционных издержек российских предприятий остаются затраты, связанные с коррупцией.[5]

С одной стороны, было бы неверно утверждать, что по сравнению с 1990-и годами коррупционное давление на российские предприятия выросло.[5] Данные опросов свидетельствуют скорее об обратном — обеспокоенность коррупцией в большинстве случаев постепенно снижается.[5] Более того, частота ответов о наличии проблем с коррупцией заметно уступает частоте ответов о наличии проблем с бюрократизмом.[5] Такое развитие ситуации стало следствием, прежде всего, постепенного наведения порядка в стране, что выразилось в улучшении экономического законодательства, а также в совершенствовании судебной и правоприменительной практики.[5]

С другой стороны, удельный вес предприятий, обеспокоенных коррупцией, пока ещё очень далек от того, чтобы считать его стремящимся к нулю. К тому же в системе российской государственной власти существуют выраженные «болевые точки» — сферы, где коррупция уже много лет находится на критическом уровне. Критичность ситуации заключается не только в высокой частоте коррупционных фактов, но и в особой важности некоторых структур государственной власти для нормального экономического развития. В частности, многочисленные упоминания правоохранительных и судебных органов в числе наиболее коррумпированных структур означают, что в России до сих пор отсутствует полноценная система защиты законных экономических интересов. Такое положение дел, разумеется, серьёзно сдерживает хозяйственную активность предприятий, способствуя, в конечном счете, замедлению темпов развития всей национальной экономики.[5]

Помимо этого, сокращение формальных масштабов коррупции в России было связано ещё и с видоизменением институциональных барьеров для работы предприятий. Ещё в начале 1990-х годов предприятия, обращаясь в различные государственные ведомства, в большинстве случаев получали разрешительную документацию бесплатно или за очень небольшие деньги. В то время считалось, что поскольку работа ведомств финансируется государственным бюджетом, который формируется в основном за счет налогообложения предприятий и граждан, официальное взимание денег с последних за услуги чиновников является экономически неправомерным действием. Однако в дальнейшем ведомства всех уровней и отраслевых принадлежностей, используя свой административный ресурс, в массовом порядке продавливали легализацию дополнительных вознаграждений за свою обычную работу. Иными словами, оплату работы чиновников со стороны предприятий и частных лиц, которую раньше считали чисто коррупционным явлением, сейчас относят всего лишь к бюрократическим барьерам. И хотя номинально коррупционное давление на экономику заметно уменьшилось, это не привело к соответствующему снижению трансакционных издержек.[5]

Масштаб правонарушений с использованием коррупции в годы экономического подъёма скорее уменьшился.[6] Постепенное улучшение законодательства, появление более четких регламентов, повышение качества работы правоохранительных и контрольных ведомств — все это сделало российских чиновников более законопослушными или, по крайней мере, более осторожными. Аналогичные процессы происходили и в частном секторе, где владельцы корпорации также стремились выстраивать эффективные системы внутреннего контроля за расходами. В этой связи предприятиям стало заметно труднее решать свои проблемы посредством прямого подкупа должностных лиц. В конечном счете, это приводило к тому, что проблемы решались каким-то другим способом.[6]

Тем не менее, в некоторых ситуациях продвижение корпоративных интересов с использованием взяток весьма часто осуществлялось и в 2000-е годы.[6] Характерным примером такого рода были (и до сих пор остаются) коллизии вокруг возврата НДС экспортерам. Особенно тяжело процедура возмещения экспортного НДС протекала в регионах. Территориальные налоговые инспекции в последние годы под разными предлогами затягивали процесс (скорее всего, выполняя неформальные указания федерального Министерства финансов). Для корпораций общенационального значения, работающих в регионах, эти задержки были менее критичны. Во-первых, обычно у этих корпораций имелись финансовые резервы, которые помогали им компенсировать перебои в денежных потоках. Во-вторых, степень влияния крупных корпораций в своих регионах всегда была такова, что они могли добиться принятия законных решений в свою пользу, игнорируя любые коррупционные запросы местных должностных лиц.[6]

Однако относительно небольшие экспортеры часто оказывались в совершенно иной ситуации.[6] Несвоевременный возврат НДС нередко приводил к замедлению их производственных процессов из-за элементарной нехватки оборотных средств.[6] Лоббистские возможности таких компаний по давлению на налоговых чиновников также были очень ограничены.[6] Судебные разбирательства по таким вопросам длились многие месяцы и даже годы.[6] Поэтому, принимая во внимание все упомянутые обстоятельства, предприятия нередко принимали решение о подкупе лиц, способных принять решение в их пользу.[6]

В 2006 году Россия ратифицировала конвенцию ООН против коррупции. В феврале 2007 года Россия вошла в Группу государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО). В 2008 году был принят закон «О противодействии коррупции». В середине февраля 2012 года Россия присоединилась к конвенции ОЭСР по борьбе с коррупцией.[7][8]

В марте 2012 года президент России Дмитрий Медведев подписал Национальный план противодействия коррупции на 2012—2013 годы. На заседании совета по противодействию коррупции Медведев заявил, что очередным направлением нового плана будет контроль за расходами госслужащих. В частности, Медведев предложил ужесточить наказание за необоснованные расходы чиновников. Предполагается, что по новому закону имущество чиновника, приобретенное на неизвестные доходы, будет обращено в пользу государства, а сам чиновник, если проверка покажет, что его расходы явно превышают доходы, может быть уволен. Госслужащие будут будут обязаны сообщать о средствах, потраченных ими или их родственниками, на приобретение транспортных средств, недвижимого имущества и ценных бумаг в том случае, если сумма сделки превысит доход чиновника, полученный по основному месту работы за 3 года. Медведев также отметил, что инициаторами проверки расходов госслужащих может стать любой желающий, в том числе политические партии и представители СМИ. Национальный план по борьбе с коррупцией также содержит положения, согласно которому чиновники, после принятия соответствующего законопроекта, будут отчитываться о получении подарка в связи со служебным положением. Нормативный акт будет в том числе содержать порядок оценки подарка. Также в органах госвласти планируется проводить мероприятия, направленные на формирование негативного отношения к дарению подарков служащим.[9]

Согласно исследованию, проведённому в ноябре 2011 — феврале 2012 года компанией Ernst & Young (E&Y), коррупционные риски в России заметно снизились, причём по многим параметрам стали даже ниже среднемирового уровня. В исследовании E&Y приняли участие 1758 топ-менеджеров крупных компаний 43 государств мира, прежде всего финансовые директора, а также главы правовых департаментов и департаментов внутреннего аудита. Если в 2011 году о коррупции как о «часто встречающемся явлении» говорили 93 % опрошенных в России, то в 2012 году их число снизилось до 48 %. Если в 2011 году на необходимость давать взятки наличными ради достижения корпоративных выгод или для защиты бизнеса в России жаловались 39 % респондентов, то в 2012 году — 16 %. На необходимость денежных подношений жаловались в 2011 году 25 % менеджеров, тогда как в 2012 году — 22 %. Опасались быть втянутыми в организацию различного рода увеселений в качестве подкупа 18 %, тогда как в 2011 году — 25 %. В 2012 году 72 % респондентов сказали, что не видят подобных коррупционных рисков. Комментируя результаты исследования, один из его авторов, партнёр E&Y Андрей Новиков сказал, что «в целом есть ощущение, что в России ситуация становится лучше». Новиков заявил: «Такие результаты опроса можно связать с несколькими тенденциями. Во-первых, сейчас Россия активно интегрируется в международное пространство: мы на пути вступления в ВТО, все больше и больше взаимодействуем с ОЭСР. К тому же печать накладывает и „выборность года“, и, следовательно, повышенное внимание к проблеме коррупции со стороны власти. Не исключено, что свое влияние оказала и реформа полиции». Александр Ивлев, управляющий партнер E&Y, заявил, что за последние пару десятилетий уровень коррупции в России несколько снизился хотя бы потому, что Россия стала частью единого глобального экономического пространства, благодаря чему стала более прозрачной деятельность как отдельных компаний, так и экономики в целом.[10][11][12]

[править] Исследования PWC

[править] 2009 год

По данным ислледования PWC от 2009 года, из числа организаций, в которых в течение прошедшего года были зарегистрированы экономические преступления, 48 % столкнулись с фактами взяточничества или коррупции.[13]

[править] 2011 год

По данным ислледования PWC от 2011 года, из числа организаций, в которых в течение прошедшего года были зарегистрированы экономические преступления, 40 % столкнулись с фактами взяточничества или коррупции, в организациях с численностью персонала более 5000 сотрудников этот показатель составил 48 %. Этот показатель снизился на 8 процентных пунктов по сравнению с 2009 годом.[14]

По словам 13 % российских респондентов, из-за рисков, связанных с коррупцией, они отказались от выхода на новый рынок или от реализации новой коммерческой возможности.[15]

В исследовании говорилось, что широкий общественный резонанс, который вызывает эта тема, и меры, принимаемые российским правительством в правовом поле, а также работа внутри компаний по укреплению систем обеспечения комплаенса и формированию у сотрудников культуры этичного поведения, — всё это приносит свои плоды.[16]

[править] Статистика коррупционной преступности

С 2010 года наблюдается тенденция снижения числа выявляемых коррупционных преступлений.[17]

В I полугодии 2012 года в России было выявлено почти 22 тыс. (за 1-е полугодие 2011 — 25 тыс.) преступлений против государства, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе более тысячи — совершенных в крупном или особо крупном размере или группой лиц. К уголовной ответственности привлечено 3110 человек (в 1-м полугодии 2011 — 4139). Почти четверть преступлений составили взятки — за полгода выявлено 4757 (в 2011 — 5125) фактов взяточничества, из них 187 — в крупном или особо крупном размере. Средний размер взятки по стране составил 65 тыс. рублей. Кроме того, выявлен 241 факт посредничества во взяточничестве, из них 45 совершено в крупном или особо крупном размерах.[18]

В октябре 2012 года первый заместитель Генпрокурора Александр Буксман заявил, что снижение числа выявленных коррупционных преступлений отчасти можно объяснить общим снижением уровня преступности в стране.[19]

[править] Соцопросы

8 февраля 1997 года ФОМом был проведён всероссийский опрос городского и сельского населения. Согласно опросу, в 1996 году почти каждый пятый россиянин (17 %) лично сталкивался с фактами коррупции, оказывался в ситуации, когда какой-нибудь государственный служащий, чиновник вымогал у него неофициальное вознаграждение (взятку). Согласно данным опроса, лидером среди чиновников-взяточников являются инспекторы ГАИ (42 % всех случаев мздоимства, с которыми столкнулись опрошенные). Немного отстают от них работники органов государственной власти (31 %). Реже всего респонденты испытали на себе корыстолюбие судей, работников суда, прокуратуры (8 %). Впрочем, понятно, что с этой группой чиновников рядовой гражданин и общается нечасто. Зато с другой группой представителей правоохранительных органов — работниками милиции — приходится встречаться чаще, и 24 % жертв коррупции столкнулись со мздоимством милиционеров.[20]

25 июля 1998 года ФОМом был проведён всероссийский опрос городского и сельского населения. Согласно опросу, 23 % опрошенных сталкивались лично за последние год-два с тем, что какой-нибудь госслужащий просил или ожидал неофициальную плату, услугу за свою работу. С момента аналогичного опроса, проведенного в феврале 1997 года, этот показатель увеличился на 6 процентных пунктов. Согласно опросу от июля 1998 года, чаще всего страдают от вымогательства должностных лиц жители мегаполисов (по данным последнего опроса, 33 %), а в селе с этим явлением люди сталкиваются в два раза реже (15 %). К «задабриванию» госслужащих чаще других приходится прибегать представителям экономически активных слоев населения: имеют такой опыт, в частности, 32 % лиц с высшим образованием и 31 % людей моложе 45 лет. Кроме того, в ответ на заданный им вопрос три четверти респондентов (74 %) заявили, что продажность, взяточничество государственных служащих за последние год-два увеличились. Считают, что изменений здесь не произошло, 12 %, и только 3 % полагают, что уровень взяточничества, коррупции в стране снизился.[21][30]</ref>[22]

7 ноября 1998 года ФОМом был проведён всероссийский опрос городского и сельского населения. Согласно опросу, абсолютное большинство респондентов — безотносительно к их политической ориентации — убеждено в том, что обуздание коррупции в высших эшелонах власти является, с точки зрения перспектив выхода страны из кризиса, важнейшей задачей. Всего 26 % опрошенных сочли, что у России есть и более важные проблемы.[23][24]

В апреле 2011 года фондом «Общественное мнение» был проведён опрос в 43 субъектах РФ. Согласно этому исследованию, россияне в целом (82 %) никогда не давали взяток, хотя каждый пятый (18 %) сталкивался с просьбой о неофициальной оплате услуг со стороны госслужащих. Согласно исследованию, за последние три года увеличилась доля тех, кто с взяточничеством вообще не сталкивался — 79 % против 60 % в 2008 году. Также уменьшилось число тех, кто взятку давал — с 29 % до 15 %. Большинство респондентов осуждает тех, кто берет (70 %) или дает (47 %) взятки. В то же время 22 % спокойно относятся к берущим, а 41 % — к дающим взятки. При этом 84 % респондентов сетуют на высокий уровень коррупции в стране и, по мнению 46 %, он продолжает повышаться. Делая прогноз, каким будет уровень коррупции через год, 37 % россиян высказали мнение, что он не изменится. 30 % убеждены, что уровень коррупции станет выше и 6 % полагают, что он снизится. По данным опроса, чаще всего с фактами коррупции сталкивались жители Северо-Кавказского (28 %), Южного (27 %), Северо-Западного и Центрального федеральных округов (по 20 %).[25]

Для выполнения рекомендации Группы государств против коррупции (ГРЕКО) правительство России поручило Минэкономразвития организовать в 2010 и 2011 годах социологические исследования среди всех слоев населения в различных регионах страны, которые позволили бы оценить уровень коррупции и эффективность принимаемых антикоррупционных мер. В 2010 году была разработана специальная методика и фондом общественное мнение (ФОМ) проведено первое исследование — по проблематике так называемой «бытовой» коррупции, возникающей при взаимодействии граждан с органами власти. Опрос проводился в 70 субъектах РФ, было опрошено 17,5 тысяч респондентов — по 250 в каждом регионе. В 2011 году было организовано второе исследование, уже направленное на оценку состояния «деловой» коррупции, то есть коррупции, возникающей при взаимодействии представителей бизнеса и государства. Итоги позволяют составить объективное и аргументированное мнение о коррупционной ситуации в России в целом. Согласно результатам социологического исследования уровня «деловой» коррупции в России, проведенного ФОМ по заказу Минэкономразвития, в коррупционные отношения вовлечены 63 % предприятий. По мнению руководителей коммерческих организаций, наиболее коррумпированными являлись органы внутренних дел, судебные, налоговые органы, органы МЧС, а также органы, занимающиеся вопросами предоставления земельных участков и помещений. Президиумом Совета при президенте России по противодействию коррупции принято решение о проведении таких исследований на постоянной основе, и это отражено в Национальном плане противодействия коррупции на 2012—2013 годы.[26]

[править] Сферы

[править] Таможня

8 июля 2000 года Путин выступил с посланием Федеральному собранию. В этом послании Путин, в частности, заявил, что нынешняя система таможенного администрирования порождает коррупцию.[27]

10 апреля 2006 года Путин потребовал от правительства навести порядок на пунктах пропуска на границе, разделив работу таможенных органов и бизнес-структур. «Когда мы на границе наведем порядок? Когда прекратим практику, при которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются там в экономическом экстазе?» — спросил Путин, обращаясь к главе Минэкономразвития Герману Грефу на совещании с членами правительства. Путин потребовал выделить необходимые средства, чтобы таможенные органы могли самостоятельно оборудовать пункты досмотра на границе. По словам Путина, пока этого не произойдет, «таможня будет пользоваться услугами бизнес-структур, а бизнес-структуры будут пользоваться услугами таможни, часто в обход действующего законодательства и интересов экономики страны».[28]

После того как 10 апреля 2006 года Путин потребовал навести порядок на таможне, Генеральная прокуратура России объявила о проведении комплекса мероприятий по борьбе с контрабандистами и их пособниками из числа сотрудников Федеральной таможенной службы. В течение нескольких недель после этого уголовные дела по фактам взяточничества, мошенничества, злоупотребления служебным положением, подделки документов и незаконного предоставление информации ограниченного доступа были заведены в ряде регионов России, включая Москву. 11 мая 2006 года Путин вывел Федеральную таможенную службу из ведения Минэкономразвития, глава которого Герман Греф заявил, что ему потребуется два года, чтобы навести порядок в этой сфере. В результате таможенники оказались в непосредственном подчинении у Михаила Фрадкова. 12 мая 2006 года был отправлен в отставку глава ФТС Александр Жерихов, и его место занял Андрей Бельянинов, выходец из спецслужб, ранее возглавлявший Федеральную службу по оборонному заказу Министерства обороны.[29][30][31]

[править] Образование

В феврале 2007 года Путиным был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об образовании“ и Федеральный закон „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ в части проведения Единого государственного экзамена». Согласно этому закону с 2009 года ЕГЭ будет введён в штатный режим и станет основной формой аттестации выпускников общеобразовательных школ, по которой их будут принимать в вуз.[32][33][34][35][36][37][38]

Введённая в 2004—2009 годах система ЕГЭ позволила радикально снизить уровень коррупции в вузовской среде. В результате введения ЕГЭ коррупция снизилась и в системе среднего образования.[39]

В феврале 2010 года Путин на совещании по вопросу госуслуг в сфере образования потребовал в кратчайшие сроки ликвидировать предпосылки для коррупции при лицензировании образовательных учреждений. Путин подчеркнул, что образовательная сфера в принципе ничем не отличается от любой другой услуги. Но есть нюанс: если, образно говоря, вы купили низкосортный товар, то от него можно отказаться. Или хотя бы попытаться это сделать. Но с образованием так не получится. «Человек идет по жизни с этим багажом, а общество с этим имеет дело на протяжении жизни этого человека, — сказал Путин. — Система контроля и надзора в образовании должна оградить гражданина от возможных рисков и некачественных услуг». Сегодня в стране около 140 тыс. учебных заведений, и все они раз в шесть лет проходят экспертизу, из собственного кармана возмещая расходы на ее проведение. При этом нужно предоставить в различные контрольные инстанции горы справок. По данным премьера, только университеты должны сформировать увесистую папку — около 250 документов объемом 3 тыс. листов. И эту «массу бумаг», как ее охарактеризовал Путин, школы, колледжи и институты вынуждают собирать из раза в раз. «Давайте посмотрим, как и кому вынуждены сегодня платить образовательные учреждения», — предложил Путин. Картина получилась удручающая: деньги за экспертизы собирают разного рода «свои» конторы, которые получают преимущества за счет близости к власти. Кроме того, в этой сфере налицо противоестественное совмещение контрольных функций и платных услуг. Что само собой порождает коррупцию. «Эти конторы надо ликвидировать, — поставил премьер задачу в чисто армейской манере. — Прошу министров в кратчайшие сроки исполнить и доложить об исполнении».[40]

[править] Госзакупки

В сентябре 2011 года Путин на совещании по вопросу формирования федеральной контрактной системы заявил, что система госзаказа в России должна быть серьезно реформирована, так как существующий на сегодняшний день порядок способствует, в частности, коррупции. «В первую очередь предстоит сформировать качественную нормативно-правовую и методологическую базу, в которой будут детально прописаны все стадии процесса государственных и муниципальных закупок, начиная от прогнозирования и планирования до полного исполнения контрактов», — сказал Путин. Он добавил, что должен быть определен порядок ведения планов закупок и отчетов по итогам их реализации, должна быть разработана и сформирована библиотека типовых контрактов, установлен порядок расчета максимальной цены и четко регламентирован механизм сквозного аудита и контроля на всех этапах закупок. По словам Путина, предстоит создать единую информационную базу о планируемых, заключенных и реализуемых госконтрактах. «В перспективе она позволит проводить мониторинг действующих на рынке цен, координировать работу заказчиков и поставщиков», — сказал Путин.[41]

[править] Органы по противодействию коррупции

Президент России определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.[42]

Федеральное собрание России обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.[43]

Правительство России распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.[44]

Генеральный прокурор России и подчинённые ему прокуроры координируют деятельность органов внутренних дел России, органов ФСБ, таможенных органов России и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.[45] В Генпрокуратуре действует управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, оно было образовано в августе 2007 года.[46]

[править] Совет при президенте РФ по борьбе с коррупцией

В мае 2008 года был образован Совет при президенте России по противодействию коррупции. Его основные задачи — подготовка предложений президенту по выработке и реализации государственной политики в области противодействия коррупции, координация деятельности органов власти по реализации государственной политики в области противодействия коррупции и контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции.[47]

В июле 2012 года Путин утвердил состав совета при президенте России по противодействию коррупции. Возглавил совет сам Путин. Также в состав совета вошли глава СКР Александр Бастрыкин, глава Минэкономразвития Андрей Белоусов, директор ФСБ России Александр Бортников, помощник президента Лариса Брычева, вице-спикер Госдумы Юрий Воробьев, советник президента Сергей Дубик, глава Конституционного суда Валерий Зорькин и глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов. Кроме того, место в совете получили глава администрации президента Сергей Иванов, глава МВД Владимир Колокольцев, министр юстиции Александр Коновалов, председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, вице-премьер Дмитрий Рогозин, помощник президента Эльвира Набиулина, мэр Москвы Сергей Собянин, министр труда Максим Топилин, глава Счетной палаты Сергей Степашин, генпрокурор Юрий Чайка, директор Росифинмониторинга Юрий Чиханчин и другие.[48]

[править] Управление президента РФ по вопросам госслужбы и кадров

Управление президента России по вопросам государственной службы и кадров — подразделение Администрации президента России, образованное в октябре 2009 года из бывшего Управления Президента РФ по вопросам госслужбы.[49]

Обеспечивает деятельность президента в решении кадровых вопросов и полномочий по проведению государственной политики в области государственной службы; осуществляет в пределах своих полномочий контроль за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента по вопросам государственной службы; готовит предложения Президенту по вопросам реализации государственной политики в области противодействия коррупции в органах государственной власти и иных государственных органах, урегулирования конфликта интересов, реформирования и развития государственной службы, а также по вопросам кадровой политики; занимается кадровым и организационно-штатным обеспечением деятельности Администрации президента.[50]

[править] Международное сотрудничество

Россия в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:[51]

  • установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;
  • выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;
  • предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;
  • обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;
  • координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

Каналы официального сотрудничества, осуществляемого Генеральной прокуратурой РФ, как правило, позволяют обмениваться информацией лишь при наличии возбужденных и расследуемых уголовных дел. В I квартале 2012 года в компетентные органы иностранных государств прокуратурой России было направлено 39 запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности.[52]

[править] Регионы

[править] Москва

Основная статья: Коррупция в Москве

Согласно опросу жителей Москвы старше 16 лет, проведённому ФОМ в марте 1996 года, 18 % взрослых жителей столицы в 1995 году сталкивались с ситуацией, когда какой-либо государственный служащий России просил или ожидал получить взятку за свою работу.[53]

[править] Ссылки

[править] Разделы на сайтах

[править] Росстат

[править] Enterprisesurveys

[править] Система образования

[править] Ernst&Young

[править] Коммерсантъ

[править] ЖЖ

[править] Прочее

[править] Литература

  • Полтерович В. М Факторы коррупции // Экономика и математические методы. — 1998. — Т. 34. — № 3. — С. 30-39
  • Епихин А. Ю., Мозохин О. Б. ВЧК-ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики (1921—1928): Монография. — М.: Кучково поле. Гиперборея, 2007. — 528 с.

[править] Примечания

  1. Александров В. И. Формирование структуры противодействия коррупции в России
  2. Александров В. И. Формирование структуры противодействия коррупции в России
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 3,18 3,19 3,20 3,21 3,22 3,23 3,24 3,25 3,26 3,27 3,28 3,29 3,30 3,31 3,32 3,33 3,34 3,35 Кувалин Д. Б. «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Способы адаптации российских предприятий к трансформационному экономическому кризису» // М.: МАКС Пресс, 2009
  4. Исторический опыт реформы государственного управления Российской Федерации (1993—2004 гг.)
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Кувалин Д. Б. «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Финансовый кризис 1998 года как переломный момент рыночной трансформации и реакция предприятий на системное улучшение макроэкономических условий» // М.: МАКС Пресс, 2009
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 Кувалин Д. Б. «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Особенности поведения российских предприятий в годы экономического подъёма» // М.: МАКС Пресс, 2009
  7. [1]
  8. Медведев и коррупция[2]
  9. Собственность нечестных чиновников отнимут в пользу государства[3]
  10. Ernst & Young отметила снижение коррупционных рисков в России[4]
  11. Российские предприниматели перестали давать взятки[5]
  12. Кризис поощряет взятки
  13. Россия, Всемирный обзор экономических преступлений 2011 // PWC; [6][7]
  14. Россия, Всемирный обзор экономических преступлений 2011 // PWC; [8][9]
  15. Россия, Всемирный обзор экономических преступлений 2011 // PWC; [10][11]
  16. Россия, Всемирный обзор экономических преступлений 2011 // PWC; [12][13]
  17. Интервью первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Александра Буксмана информационному агентству «ИТАР-ТАСС». 04.10.2012[14]
  18. Интервью первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Александра Буксмана информационному агентству «ИТАР-ТАСС». 04.10.2012[15]
  19. Интервью первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Александра Буксмана информационному агентству «ИТАР-ТАСС». 04.10.2012[16]
  20. Жертвы взяточничества[17]
  21. ФОМ > СТАЛКИВАЛИСЬ ЛИ ВЫ ЛИЧНО ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОД-ДВА С ТЕМ, ЧТО КАКОЙ-НИБУДЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ ПРОСИЛ ИЛИ ОЖИДАЛ ОТ ВАС НЕОФИЦИАЛЬНУЮ ПЛАТУ, УСЛУГУ ЗА СВОЮ РАБОТУ? // Bd.fom.ru
  22. Россияне все чаще вынуждены давать взятки[18]
  23. «Григорий, ты прав!»[19]
  24. Прав ли Григорий Явлинский, говоря о коррупции в правительстве?[20]
  25. Большинство россиян не дают и не берут взяток[21]
  26. Интервью первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Александра Буксмана информационному агентству «ИТАР-ТАСС». 04.10.2012[22]
  27. Обзор экономических показателей, 14 июля 2000
  28. Путин запретил бизнесу и таможне «сливаться в экономическом экстазе»
  29. Оборотни в таможнях[23]
  30. Конец экстаза
  31. Путин передал таможню в подчинение правительству
  32. Глава Рособрнадзора рассказал о порядке внедрения обязательного ЕГЭ // Faito.ru
  33. Подготовительное отделение Аппарата приемной комиссии ТюмГУ // Schola.ru
  34. [24]
  35. Глава Рособрнадзора рассказал о порядке внедрения обязательного ЕГЭ — ИА REGNUM // Regnum.ru
  36. От Фурсенко потребовали отменить результаты ЕГЭ по русскому языку / Форумы / Педсовет: образование, учитель, школа // Pedsovet.org
  37. Социально-образовательные проблемы организации и проведения ЕГЭ во мнениях выпускников школ 2008—2009 г.г. Социологический анализ на основе изучения эссе студентов 1 курса: «ЕГЭ в моей жизни» (межвузовская студенческая исследовательская группа СНО) // Ibl.ru
  38. Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы
  39. Extra Jus: ЕГЭ против коррупции[25]Копия статьи[26]
  40. Премьер поручил устранить предпосылки для коррупции в образовании
  41. Путин: Система госзаказа способствует коррупции
  42. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
  43. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
  44. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
  45. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
  46. Интервью первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Александра Буксмана информационному агентству «ИТАР-ТАСС». 04.10.2012[27]
  47. Бастрыкин вошел в комиссию по коррупции при Путине
  48. Бастрыкин вошел в комиссию по коррупции при Путине
  49. Управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров
  50. Управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров
  51. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
  52. Интервью первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Александра Буксмана информационному агентству «ИТАР-ТАСС». 04.10.2012[28]
  53. Чаще всего вымогают взятки у москвичей работники милиции и ГАИ[29]
Коррупция в России
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015)
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Прочее  О противодействии коррупцииНаказание за взяточничество в РоссииКоррупция: мифы, реальность, прогнозыВладимир Путин и коррупция в России


Преступность в России

История  Российская империяСССР1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Виды  УбийстваТерроризмИностранная преступностьОтмывание денегКоррупцияРейдерствоПревышение пределов необходимой обороныКонтрабанда
Уголовные дела  Дело Худякова-АракчееваДело КвачковаДело ЮКОСа (Дело Ходорковского, Дело Пичугина, Дело Бахминой) • Дело Крымшамхалова-ДеккушеваДело МабетексДело «Аэрофлота»Дело Дмитрия ХолодоваДело Медиа-МостаДело Hermitage CapitalДело КировлесаДело «Главного подписного агентства»Дело «Аллекта»Дело «Уржумского спиртзавода»
Осуждённые  А. О. ДеккушевА. С. СалиховА. ХубиевА. Х. ДандаевИ. И. ЗайнудиновН. А. КулаевС. Б. РадуевТ. ХасаевЮ. И. КрымшамхаловН. Б. ЕпрынцевВ. ОямяэТ. А. АтгериевМ. Т. МуласановХ. СалпагаровИ. ИсрапиловЗ. К. ЗиявудиновИ. МукаевЗ. ЗайнутдиновМ. АбдусамедовА. АбдулкадыровМ. МагомедовМ. Б. ХодорковскийБ. А. БерезовскийЛ. С. ИсламовГ. П. ГрабовойС. С. ЛюбичевН. А. ГлушковР. Ишкильдин
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Прочее  Составы преступленийОграбления банковПреступность иммигрантовУбийства и покушения на мэров городовУбийства и покушения на представителей судебной власти РоссииМассовое убийство в МекенскойПогибшие в результате преступных посягательств


Коррупция
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаМонтсерратНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАР
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Прочее  Индекс восприятия коррупцииГруппа стран по борьбе с коррупцией
Личные инструменты