Коррупция в Грузии


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Международные организации упрекают Грузию в связи с довольно высоким уровнем коррупции — в мировом рейтинге, основанном на индексе восприятия коррупции, страна занимает 64-е место. Ещё больше страну критикуют в связи с непрозрачным расходованием денег налогоплательщиков, коррумпированностью чиновников высшего эшелона влас­ти.[1][2][3]

Содержание

[править] История

Во времена СССР Грузия считалась одной из самых коррумпированных республик. В постсоветский период Грузия по всем показателям занимала одно из первых мест в мире по уровню взяточничества в органах власти. Особенно сильно взяточничество распространилось в дорожной полиции, системе высшего образования, в сфере таможни, энергетики и судопроизводства.[4]

В 1990-е годы и в начале 2000-х годов были кампании против коррупции, но они носили эпизодический и порой показной характер. Расцвет коррупции и тяжёлые экономические условия в период экономических трудностей 1990-х годов стали факторами, приведшими к массовому отъезду из Грузии сотен тысяч жителей в Россию, Украину, Грецию, Израиль, Германию, США и другие страны.[5]

После «революции роз» и президентских выборов января 2004 года новые власти во главе с президентом Михаилом Саакашвили объявили политику «нулевой толерантности» к коррупции. За год-два были проведены реформы — сокращено число министерств и госслужащих, обновлены и «омоложены» профессиональные кадры. Вместе с тем, в 10-15 раз были повышены зарплаты госслужащим.[6]

В рамках борьбы с коррупцией в 2004—2005 годы был принят ряд законодательных актов, которые упрощали процедуру задержания чиновников, подозреваемых в коррупционных действиях, и предусматривали конфискацию их собственности, если они не могли доказать законность ее приобретения. Были произведены аресты ряда бывших и действующих высокопоставленных госчиновников. После заключения процессуальной сделки многие из них были освобождены из-под стражи, выплатив определённые средства в госбюджет. Часть арестованных была осуждена. Правда, часть оппозиции заявляла о том, что эти действия носили выборочный характер.[7]

Реформы проводились, в частности, в системе МВД, службах государственного и гражданского реестра, и в системе образования. Реформа дорожной милиции была осуществлена радикально — летом 2004 года в один день из рядов тогдашней дорожной полиции (бывшая госавтоинспекция) было уволено более 15 тыс. работников и создана новая структура — патрульная полиция. Отбор сотрудников в эту структуру проводился очень тщательно. Сотрудники полиции были обеспечены хорошей по местным меркам зарплатой — в 5-6 раз больше, чем прежде. В МВД была создана генеральная инспекция, занимающаяся внутренним служебным расследованием фактов взяточничества.[8]

Важным шагом в борьбе с коррупцией стало введение практически во всех структурах принципа «одного окна», что уменьшило бюрократические барьеры и проволочки. Этот принцип действует, в частности, в Агентстве обслуживания МВД Грузии, которое выполняет множество различных функций, таких как приём жалоб от населения, выдача водительских удостоверений и различных справок, а также постановка на учёт автомобилей.[9]

Реформы были проведены и в таможенном ведомстве, где был очень высок уровень коррупции. В 2004—2005 годах в этой системе были произведены многочисленные кадровые перестановки, аресты сотрудников, причастных к правонарушениям, что широко освещалось в СМИ. Были случаи, когда в ряде пунктов таможенного контроля были уволены практически все сотрудники, значительную часть их арестовали и предали суду.[10]

[править] Сферы

[править] Правоохранительные органы

Во время президентства Саакашвили была упразднена государственная автоинспекции и создана вместо неё в кратчайшие сроки патрульная полиция западного типа. В итоге традиция взяточничества на дорогах Грузии была практически полностью искоренена.[11]

[править] Вооружённые силы

Подробнее см. также: Вооружённые силы Грузии

Согласно докладу, опубликованному организацией Transparency International в начале 2013 года, Грузия попала в категорию «высокого риска» коррупции в сфере обороны. Приведённый в этом докладе Антикоррупционный индекс обороны является исследованием, которое измеряет, каким образом справляются правительства 82 государств с коррупцией в своих системах обороны. Индекс анализирует и оценивает осуществленные правительствами стран действия с целью сокращения рисков коррупции в сфере обороны и разделяет страны по шести различным категориям. Страны с «очень низким риском» коррупции в сфере обороны попали в группу А; а те страны, где риск коррупции «критический», попали в категорию F. Категория D, в которой сгруппированы страны с «высоким риском» коррупции, разделены на две подгруппы — сравнительно лучшее положение, в которую страны вошли в категорию D+ и страны со сравнительно худшим положением вошли в подгруппу D-. Грузия попала в категорию «D-». Согласно докладу, несмотря на то, что борьба против коррупции в Грузии, которая началась в 2004 года, принесла определённые результаты с точки зрения искоренения коррупции на низком уровне бюрократии, но «элитарная коррупция высокого уровня и ненадлежащая прозрачность сектора обороны» вновь остаётся проблемой. «Министерство обороны предоставляет СМИ, неправительственным организациям и представителям самого законодательного органа ту информацию, которая по его решению, целесообразна для распространения. Несмотря на то, что законодательство Грузии регулирует вопрос надзора над сферой обороны, определенные законом полномочия не превращались в практическое дело и не сформировались в виде механизма эффективного надзора», — говорится в докладе. Согласно докладу, Министерство обороны часто обходит стороной обычные процедуру по закупкам и "не придает этому другого оправдания, кроме «государственного интереса». Согласно тому же докладу, «закупки часто осуществляются хаотично, так как не существует стратегии закупки, которая была бы доступна для заинтересованных лиц».[12]

В январе 2011 года Андрей Епифанцев писал, что непотизм — кумовство и предоставление протекции родственникам и нужным людям — специалисты называют в качестве одной из причин позорного бегства грузинской армии во время августовской войны 2008 года. Когда военнослужащие стали получать втрое больше обычных граждан, престиж армейской службы поднялся и на неё стали пристраивать родственников и знакомых. Само по себе это резко снизило требования к подготовке солдат и уровень дисциплины. Надо знать грузинский менталитет — как дядя будет командовать любимым племянником — сыном сестрички Мананы? Что он будет с него требовать? Как наказывать? Пока работа заключалась в парадах под пятизвёздными флагами в б/у-шной американской форме и в проверке документов у безоружных и запуганных иракских крестьян, дело шло, но едва на горизонте замаячила реальная опасность, как семейный бизнес внезапно дал трещину и все дяди и племянники побросали оружие и быстро убежали.[13]

Михаил Барабанов писал, что Пятидневная война наглядно показала, что Грузия на деле является скорее страной «третьего мира» с типичной же армией «третьего мира» — хоть и одетой в западную униформу и вооружённой американскими карабинами М4, но страдающей от низкого уровня самоорганизации и самодисциплины, невысокого морального духа, развитых коррупции и непотизма.[14]

В октябре 2012 года кандидат на пост министра обороны Грузии Ираклий Аласания заявил, что, по предварительным данным, грузинское военное ведомство было «гнездом коррупции». В первую очередь, по его словам, новое руководство минобороны проверит, как проводились тендеры на закупку вооружения и амуниции для вооруженных сил, так как на этот счет есть подозрения о нецелевых многомиллиардных расходах за последние восемь лет.[15]

[править] Система образования

Подробнее см. также: Образование в Грузии

Во время президентства Саакашвили была реформирована система вступительных экзаменов в вузы, которая ранее отличалась особой коррумпированностью. Экзамены были выведены за пределы высших учебных заведений и стали проводиться на общегосударственном уровне. По мнению населения, это позволило устранить условия для взяточничества при поступлении в вузы.[16]

[править] Опросы общественного мнения

В мае 2011 года отмечалось, что 97 % респондентов заявляют, что за последний год им не приходилось давать взятки за ту или иную услугу. Исследования провел Международный республиканский институт (IRI) при финансовой поддержке Американского агентства международного развития в начале мая 2011 года. Было опрошено более 1500 респондентов по всей Грузии. С точки зрения определения уровня коррупции это самый высокий показатель в мире.[17]

[править] Оценки

[править] Отчёт ЕС за 2010 год

В июне 2011 года говорилось, что Евросоюз в своём отчёте отметил высокий уровень коррупции в политической сфере Грузии. Европейские чиновники отметили, что ранее в Грузии фиксировалась более успешная борьба с коррупцией, которая исключала конфликт интересов и более активно признавала коррупцию уголовным преступлением. ″Провелось несколько расследований в связи с коррупцией и возбуждены уголовные дела против публичных чиновников, однако коррупция на политическом уровне по-прежнему остается предметом озабоченности″, — говорилось в отчёте. В качестве недостатков также указывается слабый контроль финансирования партий, отсутствие прозрачности при госзакупках и приватизации, слабая отчётность высокопоставленных чиновников, а также непрозрачность СМИ.[18]

1 июня 2011 года в Тбилиси состоялась презентации отчёта Евросоюза за 2010 год по политике добрососедства, на которой выступил глава миссии ЕС в Грузии Филипп Димитров. Димитров сказал, что Евросоюз, несмотря на относительные успехи Грузии в борьбе с коррупцией на высоком уровне после «революции роз» 2003 года, продолжает сохранять обеспокоенность «коррупцией на политическом уровне» в стране. В частности, высказана обеспокоенность «слабым контролем» финансирования политических партий, «недостатками прозрачности» в закупках и приватизации, «слабая отчётность» по затратам официальных лиц из резервных фондов. Также высказана озабоченность Евросоюза по вопросу «недостатка прозрачности» финансирования СМИ и реальными их владельцами. Оппозиция Грузии регулярно заявляет о травле бизнеса правящим «Единым национальным движением», на счета которого поступают в то же время колоссальные суммы от частных предпринимателей. Также много вопросов по тому, кто реально владеет проправительственными телекомпаниями «Рустави-2» и «Имеди».[19]

[править] Доклад Госдепа США о правах человека в 2010 году

В докладе Госдепартамента США за 2010 год говорилось, что уровень мелкой коррупции в Грузии после Революции роз сократился. В документе также отмечается, что «коррупция в полиции была низкой на уровне Патрульной полиции». Однако доклад также отмечает, что «коррупция на высоком уровне вновь остаётся проблемой». «По мнению наблюдателей, официальная антикоррупционная кампания в большей степени направлена на уголовное преследование, нежели на превенцию, и она носит более неструктурированный характер, чем системный или комбинированный. Предметом обеспокоенности являются также демократические институты, гражданское участие в планировании и осуществлении государственной политики, права на собственность и элитная коррупция. Неправительственные организации также выразили обеспокоенность в связи с отношением правительства с бизнесом, и в частности, в связи с коррупционными сделками», — говорится в докладе.[20]

[править] Мнение грузинской оппозиции

Представители оппозиции режиму Саакашвили признают, что за годы президентства Саакашвили в Грузии заметно снизились проявления коррупции на «низовом» уровне, в частности, при взаимодействии населения с сотрудниками дорожной полиции. В то же время оппозиционеры отмечают наличие «элитарной» коррупции в высших эшелонах власти.

В мае 2011 года бывший спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе заявила, что много говорят о том, что в Грузии нет коррупции. По мнению Бурджанадзе, в Грузии нет коррупции на уровне бывшего ГАИ, патрульной полиции, но элитарная коррупция настолько высока, что это было отмечено даже в докладах Государственного департамента США в 2010 и 2011 годах.[21]

В феврале 2011 года Бурджанадзе заявила: «В Грузии сейчас такая элитарная коррупция, которой не было раньше никогда, и вы никогда не сможете выиграть ни один тендер, если вы не связаны или не договорились с высшим грузинским руководством».[22]

В декабре 2010 года Бурджанадзе утверждала, что в Грузии, на каком-то этапе действительно осуществлялись положительные реформы, но с 2008 года, направление поменялось и теперь страной правит элитарная коррупция. Бурджанадзе заявила: «Реформы были, безусловно, потому я и была у власти до 2008 года. Но когда эти реформы начали принимать совершенно другой смысл, когда эти реформы, вместо того чтобы усиливать демократическое развитие в стране, начали усиливать автократический режим Саакашвили, я увидела, что страна идёт не в том направлении. Да, действительно, Патруль не берёт взятки, но сейчас в Грузии есть такая элитарная коррупция, которая даже была заявлена в заключении Госдепартамента США и было сказано, что в Грузии очень высокая элитарная коррупция». По словам Бурджанадзе, элитарная коррупция полностью запугала весь бизнес Грузии. «Элитарная коррупция — это когда вы не сможете выиграть ни один тендер, вы не сможете построить ничего, если у вас нет серьёзных связей и прямого разрешения со стороны Саакашвили и его окружения. Элитарная коррупция значит, что весь бизнес контролируется Саакашвили и его окружением. Элитарная коррупция значит, что весь бизнес в Грузии абсолютно напуган. Вы спросите любого оппозиционера в Грузии, финансирует ли хоть какой-нибудь бизнесмен какую-либо оппозиционную партию. И пусть кто-нибудь попробует поддержать оппозицию в открытую», — отметила экс-спикер Парламента.[23]

В феврале 2011 года лидер парламентского меньшинства Георгий Таргамадзе заявил: «Ни парламент, ни общество не могут осуществить контроль над расходами бюджета. Президентские указы недоступны. Это можно назвать только коррупцией на высшем уровне руководства».[24]

29 февраля 2012 года представители оппозиционных фракций парламента обвинили президента Саакашвили и членов его политической команды в коррупции. Депутат-оппозиционер Георгий Цагареишвили с трибуны парламента передал Саакашвили фотографии роскошных домов, которые, по его словам, «принадлежат разбогатевшим министрам нынешнего правительства». Цагареишвили заявил, что в 2001 году, будучи министром юстиции, Саакашвили на заседании правительства передал тогдашнему президенту Эдуарду Шеварднадзе фотографии фешенебельных домов министров правительства. «А теперь я показываю вам дома разбогатевших членов вашей команды», — сказал Цагареишвили и передал президенту фотографии, на которых по его словам, запечатлены дома нескольких нынешних высокопоставленных лиц.[25]

Оппозиционный депутат Джонди Багатурия на сессии представил декларацию об имуществе и доходах Михаила Саакашвили, заполненную им в феврале 2004 года — через месяц после первого избрания на пост президента. Багатурия сказал, что «тогда у Саакашвили была очень скромная собственность». «Сейчас Саакашвили и члены его семьи являются очень богатыми людьми, которые контролируют нефтяной бизнес, золотодобычу, владеют рядом СМИ, несколькими бальнеологическими курортами и вузами, все это происходит на фоне роста нищеты в стране», — утверждал Багатурия. В ответ на это прямо в ходе сессии Саакашвили заявил, что «эти обвинения носят лживый характер и являются попыткой любой ценой дискредитировать нынешние власти». Он сказал, что «никто из министров нынешнего правительства не построил для себя дома, как это делали члены правительства Шеварднадзе».[26]

[править] Мнение Transparency International

Неправительственная организация Transparency International (TI) публикует индекс восприятия коррупции (ИВП) для стран мира. Индекс ранжирует страны по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 10 (полное её отсутствие).

В докладе TI за 2002 год Грузия получила 2,4 балла в ИВП, заняв 85 место из 102 рассмотренных стран.[27]

В докладе за 2003 год — 1,8 балла, заняв 124 место из 133 рассмотренных стран.[28]

В докладе за 2004 год — 2,0 балла, заняв 133 место из 145 рассмотренных стран.[29]

В докладе за 2005 год — 2,3 балла, заняв 130 место из 158 рассмотренных стран.[30]

В докладе за 2006 год — 2,8 балла, заняв 99 место из 163 рассмотренных стран.[31]

В докладе за 2007 год — 3,4 балла, заняв 79 место из 179 рассмотренных стран.[32]

В докладе за 2008 год — 3,9 балла, заняв 67 место из 180 рассмотренных стран.[33]

В докладе за 2009 год — 4,1 балла, заняв 66 место из 180 рассмотренных стран.[34]

В докладе за 2010 год — 3,8 балла, заняв 68 место из 178 рассмотренных стран.[35][36]

В докладе за 2011 год — 4,1 балла, заняв 64 место из 182 рассмотренных стран.[37][38]

[править] Прочие оценки

В мае 2011 года издание «The National Interest» (США) писало, что подавляя права человека, сажая диссидентов, закрывая свободные СМИ и игнорируя обвинения в коррупции и непотизме внутри его узкого круга, президент Грузии Михаил Саакашвили вел себя так, словно он лучше знает, что нужно его гражданам, чем они сами. По информации Доклада о правах человека Госдепартамента США 2010 года, Грузия вызывает «серьезное беспокойство в связи со случаями злоупотребления в тюрьмах, произвольными арестами и избирательным применением закона». Контраст резкий: преступления с участием чиновников правительства или сторонников Саакашвили расследовались либо медленно, либо не расследовались вообще; преступления с участием оппозиции расследовались оперативно. Все это привело к обвинениям в «безнаказанности чиновников правительства». Доклад говорит о дефиците необходимых процедур и частого правительственного давления на судебную систему, утверждает о том, что люди содержатся в тюрьме «по политическим причинам». Там также отмечается, что широко распространена практика давления на бизнесы с целью «подавить потенциальную поддержку оппозиции и независимых СМИ» и «помочь правящей партии». Как и исследование 2009 года, это исследование ссылается на «достоверные сообщения о том, что правительство ограничивает свободу слова и прессы» и отмечает «обеспокоенность высоким уровнем коррупции». Основные изъяны, описанные в докладе, представляют особый повод для беспокойства для США, «с учетом верности нашей администрации принципам поддержки и защиты гражданского общества и защитников прав человека», заявил посол Джон Басс. Издание «The National Interest» также отметило, что система правосудия в Грузии «представляет собой гнездо коррупции».[39]

В январе 2011 года Андрей Епифанцев писал, что победа над коррупцией является блефом грузинской власти. Наличие сильной власти и очень серьезных антикоррупционных мер, действительно предпринятых правительством Саакашвили привели к очень резкому сокращению традиционной, видимой части коррупции и к её видоизменению. Коррупция в Грузии ушла наверх, став элитной (что признается международными рейтингами), и изменилась внизу, частично легализовавшись и приняв формы введения новых платных услуг, проталкивания своих людей, приёма подарков и т. д. Если раньше коррумпированные грузинские врачи делали какие-то уколы только за взятки, то теперь, при прогрессивном здравоохранении, они делают эти же уколы за официальную плату; если раньше устроиться на хорошую работу можно было за «долю малую», то теперь в Грузии на неё совершенно бесплатно возьмут родственника или своего человека; если раньше, во время режимов Гамсахурдия и Шеварднадзе, грузинский полицейский мог брать взятки с граждан, то теперь со взятками покончено, но на содержание полицейского из грузинского бюджета — то есть с тех же граждан — официально тратится в несколько раз больше средств, чем раньше.[40]

В январе 2011 года издание «Бизнес-Грузия» писало, что необходимость неотложной реформы в судебной системе, защита частной собственности, малая прозрачность государственных расходов (фондов президента, тбилисского мэра и резервного фонда правительства), элитарная коррупция в высших эшелонах, неопределенность в вопросах владельцев и финансирования СМИ, также как и низкий уровень включенности гражданского общества в ведении публичной политики — таков список тех вопросов, которые все еще остаются проблемными в Грузии.[41]

[править] Последствия

В январе 2011 года отмечалось, что эксперты по вопросам экономики связывают высокий уровень инфляции в Грузии с элитарной коррупцией и наличием в стране монополий. Они видят выход в осуществлении правительством антимонопольной политики. По мнению Сосо Цискаришвили, субъективные причины инфляции в Грузии довольно солидны. «В случае наличия политической воли правительство может предпринять серьезные шаги, чтобы этот процесс не был таким болезненным. Субъективной причиной инфляции является т о, что в Грузии лекарство стоит дороже, чем в Турции», — заявил Цискаришвили. Цискаришвили отмечает, что одним из основных факторов высокого уровня инфляции являются монополии. «Монополии появляются из-за того, что одна компания больше удовлетворяет элитарный аппетит, чем другая», — сказал Цисчкаришвили.[42]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. http://rus.postimees.ee/522674/gruzija-ne-opravilas-posle-vojny/
  2. http://money.comments.ua/2011/12/01/306063/ukraina-okazalas-bolee.html
  3. http://cpi.transparency.org/cpi2011/results/#CountryResults
  4. Борьба с коррупцией по-грузински: метод «шоковой терапии»[1]
  5. Борьба с коррупцией по-грузински: метод «шоковой терапии»[2]
  6. Борьба с коррупцией по-грузински: метод «шоковой терапии»[3]
  7. Борьба с коррупцией по-грузински: метод «шоковой терапии»[4]
  8. Борьба с коррупцией по-грузински: метод «шоковой терапии»[5]
  9. Борьба с коррупцией по-грузински: метод «шоковой терапии»[6]
  10. Борьба с коррупцией по-грузински: метод «шоковой терапии»[7]
  11. Экономические успехи постреволюционной Грузии: мифы и реальность[8]
  12. Грузия в Антикоррупционном индексе обороны «Международной прозрачности»
  13. http://zvezda.ru/politics/2011/01/23/georgia.htm
  14. [9][10]
  15. Беглых грузинских министров объявят в розыск через Интерпол
  16. Экономические успехи постреволюционной Грузии: мифы и реальность[11]
  17. http://www.apsny.ge/2011/soc/1306539895.php
  18. http://www.georgiatimes.info/news/58119.html
  19. [12][13]
  20. Доклад Госдепартамента США о правах человека в Грузии[14]
  21. [15][16]
  22. http://www.fraza.ua/news/18.02.11/110072.html
  23. http://www.rus.ghn.ge/news-11518.html
  24. http://www.apsny.ge/2011/pol/1297543499.php
  25. Борьба с коррупцией по-грузински: метод «шоковой терапии»[17]
  26. Борьба с коррупцией по-грузински: метод «шоковой терапии»[18]
  27. http://www.transparency.org/policy_research/surveys_indices/cpi/2002
  28. http://www.transparency.org/policy_research/surveys_indices/cpi/2003
  29. http://www.transparency.org/policy_research/surveys_indices/cpi/2004
  30. http://www.transparency.org/policy_research/surveys_indices/cpi/2005
  31. http://www.transparency.org/policy_research/surveys_indices/cpi/2006
  32. http://www.transparency.org/policy_research/surveys_indices/cpi/2007
  33. http://www.transparency.org/policy_research/surveys_indices/cpi/2008/cpi_2008_table
  34. http://www.transparency.org/policy_research/surveys_indices/cpi/2009/cpi_2009_table
  35. http://www.transparency.org/policy_research/surveys_indices/cpi/2010/results
  36. http://bizzone.info/articles/1294285675.php
  37. http://money.comments.ua/2011/12/01/306063/ukraina-okazalas-bolee.html
  38. http://cpi.transparency.org/cpi2011/results/#CountryResults
  39. Революционный пыл охватывает Грузию («The National Interest», США)
  40. http://zvezda.ru/politics/2011/01/23/georgia.htm
  41. http://bizzone.info/articles/1294285675.php
  42. http://bizzone.info/experts/2011/1296514939.php
Грузия
Экономика  ПромышленностьСельское хозяйствоТранспортСвязьСтроительствоФинансыТорговля
История  Грузинская ССР1990-е годы2000-е годы
Население  Численность населенияРождаемостьСмертностьЭмиграцияИммиграцияПродолжительность жизни
Образование  Среднее образованиеВысшее образование
Наука  ФизикаМатематикаБиологияГеологияЭкономика
Политика  Государственное устройствоПрезидентПравительствоСудебная властьГосударственные символыВнутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Спорт  ФутболХоккей
Города  ТбилисиБатумиПотиГори
Прочее  ГеографияКультураЗдравоохранениеМесто среди стран мираЛидирующие позиции в миреИзобретенияГрузия и РоссияГрузия и ГондурасКоррупцияКрупнейшие в ГрузииПрава человека


Коррупция
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаМонтсерратНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАР
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Прочее  Индекс восприятия коррупцииГруппа стран по борьбе с коррупцией
Личные инструменты