Финансы в Грузии


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Финансы в Грузии — отрасль экономики Грузии.

Содержание

[править] Банковская система

В Грузии существует двухъярусный банковский сектор: первый уровень образует Национальный банк Грузии, второй — коммерческие банки.[1]

В 2010 году отмечалось, что в настоящее время банковская система представлена двадцатью банковскими учреждениями (в 2005 г. — 19, в 2006 г. — 17, в 2007 г. — 19). Из них 18 являются резидентами Грузии, а 2 — филиалы турецкого и азербайджанского банков. 17 из 20 коммерческих банков функционирует при участии иностранного капитала. У четырех из существующих банков уставной капитал меньше 10,0 млн лари.[2]

[править] Валютный рынок

Основная статья: Валютный рынок Грузии

Денежная единица — лари. Средневзвешенный курс лари к доллару США в 2007 году — 1,6703 лари/доллар.

Валютные резервы Национального банка Грузии на 31 августа 2008 года — $1,12 млрд.

По данным НБГ, в 2008 году объём оборота на Тбилисской межбанковской валютной бирже составил 2 246 млн лари. Из них 90,5 % составляют интервенции Национального банка.[3]

[править] Фондовый рынок

Основная статья: Фондовый рынок Грузии

Фондовый рынок в Грузии находится пока на начальном этапе развития и не является существенным источником финансовых ресурсов для действующих в стране компаний. Так, объем сделок, заключенных в 2008 году на фондовой бирже Грузии, составил всего 256,6 млн лари.[4]

За первые шесть месяцев 2004 года на грузинской фондовой бирже было зафиксировано 505 сделок по 59 эмитетам на общую сумму 16,7 млн лари. Более всего в этот период торговали акциями АО «Потийский судостроитель» (POGM) — 6,1 млн акций на сумму 12 млн лари.

[править] Внешний долг

Основная статья: Внешний долг Грузии

По данным Национального банка Грузии, совокупный внешний долг Грузии по состоянию на 31 марта 2012 года составил $11,4 млрд (18,9 млрд лари). Из них $3,8 млрд (6,3 млрд лари) были долгом правительственного сектора (33,4 % от всего долга), $783 млн (1,3 млрд лари, 6,9 %) — Национального банка Грузии, $2,1 млрд (3,5 млрд лари, 18,3 %) — банковского сектора, $2,1 млрд (3,5 млрд лари, 18,5 %) других секторов, и $2,6 млрд (4,3 млрд лари, 23,0 %) взаимный долг компаний. Соотношение полного внешнего долга Грузии к ВВП в период со второго квартала 2011 года по первый квартал 2012 года включительно составляло 76,7 %. Объем деноминированных в иностранной валюте внешних обязательств составил $10,8 млрд (17,9 млрд лари) или 94,6 % всего внешнего долга, а объём деноминированного в национальной валюте долга составил $615 млн (1,0 млрд лари).[5]

[править] Денежные переводы из-за рубежа в Грузию

Динамика объёма денежных переводов из-за границы в Грузию в 1997—2010 годах, в млн долларов США, по оценкам Всемирного банка
Динамика объёма денежных переводов из-за границы в Грузию в 1997—2010 годах, в млн долларов США, по оценкам Всемирного банка

После распада СССР миграция из Грузии приняла активный характер. Главным основанием для миграции на фоне тяжелого социального положения были поиски работы, которая позволила бы получать доход. Именно поэтому и начался быстрый отток из страны граждан Грузии. Если в 1989 году численность грузинского населения составляла 5,44 млн человек, то к 2011 году она уменьшилась до 4,47 млн человек. Основная доля сокращения численности населения приходится именно на миграцию, затем следует сокращение естественного прироста.[6]

Для трудоустроенных за рубежом мигрантов характерно перечисление зарабатываемых средств, полностью или частично, в родную страну.[7]

Денежные переводы в страну по-прежнему остаются одним из важных факторов конъюнктуры потребительского рынка Грузии. Дело в том, что существенная часть граждан Грузии трудоустроена за рубежом и от перечисляемых ими средств в значительной степени зависит и социальное положение их семей, и рост общего платежеспособного спроса в стране.[8]

Данные по объёму денежных переводов в Грузию разнятся в разных источниках.

Объём денежных переводов в Грузию из-за рубежа по официальным банковским каналам за 2003—2011 годы возрос почти в 6,5 раз, и если в 2003 году он составлял $197 млн, то в 2011 году — $1,27 млрд. По различным подсчётам (в их числе исследования Всемирного банка за 2007 год), по небанковским каналам от мигрантов в Грузию поступает примерно столько же, сколько официально. Однако вести учет этих сумм официальным органам не удается.[9]

По данным Всемирного банка, в 2009 году объём денежных переводов в Грузию из-за рубежа составил $714 млн, из них денежные переводы работников — $317 млн, заработная плата работников — $391 млн, переводы имущества мигрантов — $5 млн.[10]

В последние годы за счёт роста трансфертов мигрантов возросла доля денежных переводов по отношению к ВВП Грузии. Доля денежных переводов в ВВП в последние годы составляла до 9 %, тогда как в предыдущие года она не превышала 5-6 %.[11]

Более половины трансфертов мигрантов приходится на Россию, что объясняется наличием в России самой большой грузинской диаспоры. Напряженные политические и экономические отношения между Россией и Грузией не отразились негативно на денежных переводах из России в Грузию, объём которых в последние годы возрос. После России наибольшие объёмы денежных перечислений в Грузию приходятся на США, Грецию, Турцию, Испанию и Германию. Однако, полученные из этих стран финансовые ресурсы в 2,5 раза меньше сумм, полученных из России.[12]

Влияние денежных переводов мигрантов на экономику Грузии и социальную ситуацию довольно значимо. У такого рода переводов есть несколько сопутствующих факторов:[13]

  • в определённой степени они сокращают дефицит иностранной валюты в ориентированной на импорт стране, поскольку получение таких перечислений происходит, в основном, в иностранной валюте (в большинстве случаев, в долларах США);
  • они стимулируют потребление на местном рынке, поскольку у получателя переводов появляются дополнительные финансовые средства для приобретения различных товаров и услуг;
  • они влияют на улучшение нормы и показателей сбережений, поскольку, как правило, поступившие переводы тратятся не полностью, и их часть аккумулируется в различных банковских учреждениях;
  • они влекут улучшение социального фона и упорядочение среды существования семейных хозяйств, поскольку большая часть получаемых перечислений направляется именно на улучшение бытовых условий, приобретение предметов первой необходимости и другие подобные операции.

[править] Денежные переводы из Грузии за рубеж

По данным Всемирного банка, в 2009 году объём денежных переводов из Грузии за рубеж составил $32 млн, из них денежные переводы работников — $2 млн, заработная плата работников — $20 млн, переводы имущества мигрантов — $0 млн.[14]

Из Грузии за рубеж в феврале 2012 года было переведено $7,5 млн. Это на $2,1 млн ниже показателя за февраль 2011 года.[15]

[править] Денежно-кредитная система

Официально национальная денежно-кредитная система Грузии была создана в апреле 1993 г., когда правительство приняло решение о выходе страны из рублевой зоны и ввело в оборот переходную национальную денежную единицу — купон, которая начала свое хождение параллельно с рублем. Летом 1993 г., когда Россия произвела замену денежных знаков, правительство Грузии объявило купон единственным законным платежным средством. Однако сложное экономическое положение страны не позволило правительству обеспечить на начальном этапе стабильность этой переходной денежной единицы, в результате практически с сентября 1993 г. началось резкое обесценение купона. Низкий спрос на купоны и его слабость ограничили сферу его применения в основном официальными расчетами с государственными учреждениями, бюджетными организациями и сферой обращения субсидируемых из бюджета товаров. Переход на полноценную собственную валюту состоялся лишь через 2 года. И практически до перехода на лари осенью 1995 г. в большей части экономики Грузии продолжали активно использоваться российский рубль и доллар. Финансовая политика того периода характеризуется лавиннообразным ростом денежной массы. С марта 1993 по август 1994 г. объем денежной массы вырос в 150 раз. Только один декрет главы правительства в ноябре 1993 г. требовал от НБГ предоставления кредита в 720 млрд купонов, что в 1,5 раза превышало объем денежной массы на тот момент. В феврале 1994 г. очередной аналогичный кредит достиг уже 1,8 трлн купонов. Летом 1994 г. сумма кредита правительству составила уже 10 трлн купонов (что снова в 1,5 раза превышало денежную массу уже на тот момент). Кредиты НБГ коммерческим банкам также попадали под контроль правительства. Основные коммерческие (бывшие государственные) банки получали через свои счета в НБГ беспроцентные кредиты. Масса купонов через Тбилисскую межбанковскую валютную биржу стала конвертироваться в валюту и вывозиться из страны. Однако валютные запасы НБГ быстро исчерпались (к началу 1994 г. они не превышали 100 тыс. дол.), и обменный курс стал расти скачками, реагируя на каждый выданный НБГ кредит. Попытка Банка регулировать валютную биржу привела к возникновению теневого валютного рынка, который стал обслуживать растущий теневой сектор экономики. Высокая инфляция, со своей стороны, быстро обесценивала денежную массу в обращении.

Динамика объёма валовых национальных сбережений в крупнейших странах Закавказья (Азербайджане, Армении и Грузии) в 2003—2010 годах, в процентах к ВВП.
Динамика объёма валовых национальных сбережений в крупнейших странах Закавказья (Азербайджане, Армении и Грузии) в 2003—2010 годах, в процентах к ВВП.

К лету 1994 г. стоимость денежной массы составляла лишь 6 % ее стоимости на конец июня 1993 г., то есть перед началом гиперинфляции. Стабилизация обстановки в Грузии дала возможность правительству страны проводить достаточно жесткую финансовую политику, ориентированную на сокращение денежной массы и преодоление гиперинфляции. Уже с середины 1994 г. НБГ стал предпринимать шаги в этом направлении — существенно ограничил практику рефинансирования, так как кредитная политика большинства коммерческих банков сводилась исключительно к операциям по краткосрочному кредитованию торговых операций по завышенным процентным ставкам. Гиперинфляция прекратилась достаточно внезапно. В четвертом квартале 1994 года неофициальный курс купона укрепился с 5 млн за доллар до 1,3 млн. Произошло реальное снижение цен. Стабилизация цен и обменного курса не сопровождались какими-либо признаками экономического оживления или ростом доходов бюджета как в большинстве случаев в других реформируемых странах. Некоторые специалисты считали, что определенную роль в этом сыграли политические факторы. Несмотря на стабилизацию обменного курса и снижение инфляции, спрос на купоны оставался незначительным вплоть до введения лари. Основной расчетной единицей в тот период был российский рубль, а в качестве средства накопления использовался доллар. Следующим серьезным шагом укрепления национальной финансовой системы стало введение национальной валюты — лари — 27 сентября 1995 г., которая заменила купон и стала официальным платежным средством со 2 октября 1995 г. Она практически сразу же обрела устойчивость, так как правительству к этому моменту удалось реализовать меры, направленные против гиперинфляции и относительно стабилизировать обменный курс национальной валюты по отношению к доллару. Купоны обменивались на лари по единому курсу: 1 млн купонов за 1 лари. За одну неделю 20 трлн купонов (97 % купонов в обращении) были обменены на новые денежные знаки. В лари были также конвертированы сбережения населения в иностранной валюте на сумму 48 млн дол., что в 3 раза превысило стоимость всех купонов в обращении. Достаточно высокий спрос на лари продолжался и после завершения официального срока для обмена. Лари заменил в расчетах рубль в большинстве регионов Грузии (за исключением Абхазии). Развитие банковской системы Грузии потребовало ее реформирования, для чего была принята соответствующая законодательная база: законы «О национальном банке» и «О коммерческих банках» и т. п. На ее основе была создана двухуровневая модель, которая получила достаточное распространение в международной практике. Так, в июне 1995 г. вступил в действие новый закон о Национальном банке Грузии.

В апреле 1996 г. в закон были внесены изменения, с тем чтобы привести его в соответствие с новой Конституцией Грузии, сохранив при этом у НБГ достаточную степень самостоятельности. Национальный банк Грузии разработал стратегию перестройки банковской системы, которая должна была обеспечить реорганизацию банков без какой-либо государственной финансовой помощи. В основу этих преобразований была положена идея о приватизации государственных банков с последующей их самостоятельной реорганизацией. Были приняты меры по ограничению деятельности кризисных банков (на период их стабилизации) и приведения их в соответствие с требованиями Национального банка. НБГ также проводил политику поощрения консолидации капитала путем слияния мелких частных банков. Новый закон о коммерческих банках, принятый парламентом Грузии в апреле 1996 г., наделил НБГ более широкими полномочиями по контролю за коммерческими банками. НБГ были даны также функции банковского надзора, и начиная с 1997 г. все коммерческие банки были обязаны предоставлять НБГ отчеты, прошедшие аудиторскую проверку. В новом законе содержалась норма, которая обязывала налоговые органы иметь на руках соответствующее судебное решение для того, чтобы получить от банков информацию о своих клиентах. НБГ придерживался политики ликвидации убыточных и ненадежных банков. По данным НБГ, из более сотни коммерческих банков, существовавших в Грузии в 1994—1995 гг., к концу 1998 г. осталось 43, а к концу 1999 г. — лишь 37. Такое резкое сокращение числа лицензированных банков произошло, во-первых, в результате установления более высокого уровня минимально допустимого размера капитала. Затем численность банков уменьшилась также в результате финансового кризиса 1998 г. Хотя в банковской системе Грузии и наблюдается рост суммы депозитов, ее возможности по мобилизации кредитных ресурсов и обеспечению потребностей развития национальной экономики все еще ограничены. Несмотря на сокращение числа лицензированных банков, их количество (но не их возможности) все еще представляется избыточным, принимая во внимание масштабы экономики страны. НБГ для ограничения инфляции требовал от банков поддерживать достаточно высокий уровень валютных резервов и реализовывать иностранную валюту через Тбилисскую межбанковскую валютную биржу. В своей практике НБГ также активно использовал механизм межбанковских кредитных аукционов, которые начали проводиться с мая 1995 г. Например, с середины 1996 до середины 1997 г. среднемесячные объемы операций выросли с 2 до 3,17 млн лари (или с 1,6 млн до 2,44 млн дол.). Так, участие НБГ в деятельности межбанковского аукциона также послужило достаточно эффективным инструментом денежно-кредитного регулирования.

Еще одним действенным инструментом денежно-кредитной политики Национального банка Грузии по валютному регулированию стали его интервенции на рынке иностранной валюты, осуществляемые через ТМВБ. Например, в 1997 г. на поддержание стабильности обменного курса национальной валюты НБГ осуществил продажу на внутреннем валютном рынке почти 70 млн дол. Кризис 1998 г. привел к временному прекращению данной практики (конец 1998 — начало 1999 г.). Другим направлением деятельности правительства на финансовом рынке стал выпуск ценных бумаг (казначейских векселей), который был начат с августа 1997 г. Хотя первый опыт выпуска казначейских обязательств и их размещения в коммерческих банках оказался положительным, масштабы подобных операций были незначительны. Тем не менее эмиссия казначейских векселей в какой-то степени позволила сократить размеры кредитования правительства банковской системой, стабилизировать ее положение и уровень валютных резервов, а также ограничить инфляцию. Финансовый кризис, охвативший страны СНГ в 1998 г., уничтожил этот рынок. Однако к 2000 г. НБГ удалось в определенной степени его восстановить. Августовский (1998 г.) финансовый кризис вызвал резкое падение курса грузинского лари (в первом квартале 1999 г. курс лари по отношению к доллару упал на 40 %). Стали расти темпы инфляции. Однако грузинскому правительству удалось реализовать меры по укреплению своей валюты (курс лари вырос на 20 %, и сократились темпы инфляции), и по прошествии двух лет относительная стоимость лари по отношению к российскому рублю выросла в 3 раза (со всеми вытекающими последствиями для грузинского экспорта в Россию). Слабость коммерческих банков и отсутствие конкуренции на финансовых рынках привели к таким отрицательным моментам в финансовой системе Грузии, как значительная разница между ставками по депозитам и кредитам (таким образом банки пытались компенси-ровать недостатки своих портфелей) и ничтожный объем кредитов, предоставляемых реальному сектору национальной экономики. Следует отметить, что банковская система Грузии является элитарно-закрытой. Руководители банков одновременно входят в органы законодательной и исполнительной власти. Это условие дало им возможность занять монопольное положение в кредитно-денежной системе Грузии. Это также обусловило их ориентацию в основном на операции по обслуживание кредитов и приватизацию. С этим также связно и то, что коммерческие банки в своей кредитной практике предпочитают вести дела с ограниченным постоянным кругом клиентов (клановый характер деятельности), что вызвано их желанием избежать финансовых потерь от невозврата кредитов.

[править] Показатели

В 1996 году доля сектора финансового посредничества в ВВП страны составляла 0,7 %, в 2005 году — 2 %.[16]

Соотношение доходов бюджета и номинального ВВП увеличилось с 15,4 % в 2003 году до 34,5 % в 2009 году.[17]

В 1996−2005 годах рост в секторе финансового посредничества Грузии составил 1424 %. В 2005 году, как и в предыдущие годы, финансовое посредничество развивалось довольно высокими темпами. Темп роста добавочной стоимости в финансовом посредничестве в 2005 году по сравнению с 2004 годом составил 52,2 %.[18]

В первой половине 2008 года был зафиксирован высокий показатель инфляции в Грузии, который во второй половине 2008 года снизился, чему способствовало падение цен на товары на мировом рынке. В первой половине 2008 года в Грузии действовал плавающий курс национальной валюты. Национальный банк Грузии попытался временно зафиксировать обменный курс лари по отношению к доллару; в ноябре 2008 года была осуществлена единовременная девальвация лари (его курс по отношению к доллару снизился на 16 %).[19]

В 2008 году доходы госбюджета Грузии оказались выше запланированных, но вырос внешний долг страны.[20]

В 2008 году на поддержку платежного баланса было получено от МВФ $257 млн.[21]

[править] Прочее

В 2008—2010 годах из всех постсоветских стран Грузия показала наибольшую долю расходов на оборону в ВВП: 2008 год — 5,95 %, 2009 год — 4,4 %, 2010 год — 4,56 %. Для сравнения, аналогичные данные по России: 2008 год — 2,7 %, 2009 год — 2,67 %, 2010 год — 2,9 %. Военные расходы Грузии начали расти с момента прихода к власти Михаила Саакашвили в 2003 году и достигли пика в 2008 году (около $880 млн). По данным Стокгольмского международного института по изучению проблем мира, с 1999 по 2008 год Грузия в 5 раз увеличила военные расходы (с $40 млн до $650 млн). В 2009 году военные получили $527 млн, в 2010 году — $441 млн. Кроме госбюджетных, военные расходы Грузии пополняются за счёт помощи США — в 2009 году $11,8 млн, в 2010 году — $14 млн. После 2008 года Грузия переоснащала, переподготавливала и переформировывала армию, но эксперты затруднялись оценить масштаб реформ из-за несвоевременного предоставления грузинами отчётности в международные контролирующие организации.[22]

В 2007 году говорилось, что сектор финансового посредничества, и особенно банковский, является лидирующим по темпам роста. По темпам роста банковского сектора пять лет перед 2007 годом Грузия опережала многие постсоциалистические страны. Высокие темпы роста банковского сектора были связаны с увеличением объемов иностранных кредитных линий.[23]

[править] 1996 год

В 1996 году доля сектора финансового посредничества в ВВП страны составляла 0,7 %.[24]

[править] 2005 год

В 2005 году доля сектора финансового посредничества в ВВП страны составляла 2 %.[25]

В 2005 году, как и в предыдущие годы, финансовое посредничество развивалось довольно высокими темпами. Темп роста добавочной стоимости в финансовом посредничестве в 2005 году по сравнению с 2004 годом составил 52,2 %.[26]

[править] 2007 год

Средневзвешенный курс лари к доллару США в 2007 году — 1,6703 лари/доллар.

[править] 2008 год

Валютные резервы Национального банка Грузии на 31 августа 2008 года — $1,12 млрд.

[править] Галерея

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Силагадзе А. Современные финансовые и монетарные тенденции в Грузии // CA&CC Press, 2010 [1][2][3]
  2. Силагадзе А. Современные финансовые и монетарные тенденции в Грузии // CA&CC Press, 2010 [4][5][6]
  3. Силагадзе А. Современные финансовые и монетарные тенденции в Грузии // CA&CC Press, 2010 [7][8][9]
  4. Силагадзе А. Современные финансовые и монетарные тенденции в Грузии // CA&CC Press, 2010 [10][11][12]
  5. Совокупный внешний долг Грузии составляет 11,4 миллиардов долларов США[13]
  6. Миграционные доллары
  7. Миграционные доллары
  8. Силагадзе А. Современные финансовые и монетарные тенденции в Грузии // CA&CC Press, 2010 [14][15][16]
  9. Миграционные доллары
  10. Миграция и денежные переводы: цифры и факты — 2011
  11. Миграционные доллары
  12. Миграционные доллары
  13. Миграционные доллары
  14. Миграция и денежные переводы: цифры и факты — 2011
  15. «Оккупантская» Россия лидирует по объёмам денежных переводов в Грузию
  16. http://common.regnum.ru/documents/georgia-structure-problems.pdf
  17. Грузия (2011 г.) — Анализ социально-экономических показателей
  18. Егиазарян А. Г. Грузия: структурные проблемы и турецкая экономическая экспансия (1994—2007) // REGNUM, 2007
  19. Силагадзе А. Современные финансовые и монетарные тенденции в Грузии // CA&CC Press, 2010 [17][18][19]
  20. Силагадзе А. Современные финансовые и монетарные тенденции в Грузии // CA&CC Press, 2010 [20][21][22]
  21. Силагадзе А. Современные финансовые и монетарные тенденции в Грузии // CA&CC Press, 2010 [23][24][25]
  22. Грузия (2011 г.) — Анализ социально-экономических показателей
  23. http://common.regnum.ru/documents/georgia-structure-problems.pdf
  24. Егиазарян А. Г. Грузия: структурные проблемы и турецкая экономическая экспансия (1994—2007) // REGNUM, 2007
  25. Егиазарян А. Г. Грузия: структурные проблемы и турецкая экономическая экспансия (1994—2007) // REGNUM, 2007
  26. Егиазарян А. Г. Грузия: структурные проблемы и турецкая экономическая экспансия (1994—2007) // REGNUM, 2007
Финансы в Грузии
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012)
Банковская система  Национальный банкРозничный банковский сектор
Фондовый рынок  История
Страхование  Медицинское страхование
Лизинг 
Паевые инвестиционные фонды 
Негосударственные пенсионные фонды 
Ипотека  Валютная ипотека
Облигации  Корпоративные облигации
Государственные и муниципальные финансы  Государственный внутренний долгГосударственный внешний долг
Биржи 
Приток капитала  История
Финансовые реформы  Денежные реформыБанковская реформа
Денежно-кредитная политика  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011)
Прочее  Валютный рынокКурс доллара США к грузинскому лариВнешний долгКредитные рейтингиРынок производных финансовых инструментовПенсионные фондыНеплатежиИнсайдерская торговляБухгалтерский учётМихаил Саакашвили и финансы в ГрузииБюджетная политика в 2001 годуБюджеты регионов в 2001 годуДенежные переводы в Грузию


Экономика Грузии
Промышленность  Тяжёлая промышленностьЛёгкая промышленностьАвиационная промышленностьМикроэлектроникаГазовая промышленностьДобыча полезных ископаемыхЛесобумажная промышленностьПищевая промышленностьПроизводство мяса птицыНефтяная промышленностьНефтепереработкаМашиностроениеДвигателестроениеИнвестиционное машиностроениеТранспортное машиностроениеАвтомобильная промышленностьГрузовое автомобилестроениеЛегковое автомобилестроениеЖелезнодорожное машиностроениеСудостроениеМоторостроениеОборонно-промышленный комплексПроизводство средств ПВОМеталлургияГорная металлургияЦветная металлургияЧёрная металлургияХимическая промышленностьПромышленность строительных материаловЛесная промышленностьЭлектроэнергетикаУгольная промышленностьФармацевтическая промышленностьЭлектронная промышленностьСамолётостроениеПроизводство ферросплавовПроизводство золота
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Жилищное строительство
Транспорт  Железнодорожный транспортАвтомобильный транспортВоздушный транспортМорской транспортРечной транспортТрубопроводный транспортГородской рельсовый транспорт
Связь  Телекоммуникации
Торговля  Розничная торговляОптовая торговляБартер
Финансы  СтрахованиеКурс доллара США к грузинскому лариБанковская системаГосударственные финансыИпотекаВалютная ипотекаМедицинское страхованиеФондовый рынокДенежные переводы в Грузию
Прочие отрасли  Сектор информационно-коммуникационных технологийВысокотехнологический комплексЖКХЛесопромышленный комплексРыбохозяйственный комплексТелекоммуникационная отрасльТопливно-энергетический комплексНефтегазовый комплексШоу-бизнесЭнергетикаТуризм
Инвестиции  Инвестиции в железнодорожном транспортеИнвестиции в электроэнергетикеИнвестиционный климатИностранные инвестицииИнвестиции Франции в Грузию
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (1999 год) • Экспорт (2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год) • ИмпортКвазиэффективный экспортРоссийско-грузинские экономические отношенияВоенно-техническое сотрудничествоТаможенное регулированиеОтношения с международными финансовыми организациями (МВФ, ВБ, ЕБРР)
Доходы населения  Заработная платаПенсии
Налоги  АкцизыНалоговая системаНалогообложение добычи полезных ископаемыхНалогообложение доходов физических лицУклонение от налоговУклонение от налогов в 1990-е годы
Социально-экономическая политика  Экономическая политикаЭкономические реформы в 1990-х годахЛиберализация ценЛиберализация внешней торговлиПриватизацияАнтиинфляционная политикаЗемельная реформаИнвестиционная политикаНалоговая политикаНалоговые реформы • • Государственное регулирование рынка алкоголяБюджетная политикаЭкономические реформы в 2000-х годахДенежные реформыСоциально-экономическая политика Михаила СаакашвилиМежбюджетные отношения
Экономическое законодательство  Налоговый кодекс
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011) • История промышленностиИстория авиационной промышленностиПромышленность в 1999 годуИстория газовой промышленностиДобыча полезных ископаемых в 2008 году1990-е в промышленностиИстория машиностроенияИстория нефтяной промышленности
Экономические кризисы  1998 год2008-2009 годы
Экономические форумы 
НИИ 
Экономические вузы 
Экономические издания 
Государственные органы 
Экономисты 
Регионы  Межрегиональная дифференциация по уровню экономического развития
Компании  Руставский металлургический комбинатТбилисское авиационное государственное объединениеЧиатурмарганецЗестафонский завод ферросплавовМаднеулиИнгури ГЭС
Прочее  Дефицит товаровМалое предпринимательствоНеплатежиПроизводительность трудаРаздаточная экономикаТеневая экономикаВодные ресурсыИнфляцияЛесные ресурсыМонополизмКартельные соглашенияОсобые экономические зоныЦеныФормирование цен на водуКавкасиониВВПТрудовые ресурсыБезработица


Грузия
Экономика  ПромышленностьСельское хозяйствоТранспортСвязьСтроительствоФинансыТорговля
История  Грузинская ССР1990-е годы2000-е годы
Население  Численность населенияРождаемостьСмертностьЭмиграцияИммиграцияПродолжительность жизни
Образование  Среднее образованиеВысшее образование
Наука  ФизикаМатематикаБиологияГеологияЭкономика
Политика  Государственное устройствоПрезидентПравительствоСудебная властьГосударственные символыВнутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Спорт  ФутболХоккей
Города  ТбилисиБатумиПотиГори
Прочее  ГеографияКультураЗдравоохранениеМесто среди стран мираЛидирующие позиции в миреИзобретенияГрузия и РоссияГрузия и ГондурасКоррупцияКрупнейшие в ГрузииПрава человека


Финансы
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжном Судане
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Прочее  Фондовый рынокСтрахованиеБанкиИпотекаКредитМеждународный финансовый центрContinuous Linked Settlement
Личные инструменты