Международный финансовый центр


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Международный финансовый центр (МФЦ) отличается от национального финансового центра открытостью и ориентированностью на клиентов вне страны, в юрисдикции которой он находится. Это означает, что существенную роль в МФЦ играют иностранный капитал, иностранные инвесторы и посредники, а также инструменты и активы заграничного происхождения.[1]

Финансовые центры характеризуются такими параметрами, как концентрация капитала (инвестиционный спрос), набор инструментов (инвестиционное предложение), а также эффективность финансовой инфраструктуры и услуг, предоставляемых финансовыми посредниками.[2]

Содержание

[править] Операции, совершаемые в МФЦ

Трансграничные операции, которые совершаются в МФЦ, включают в себя:[3]

  • привлечение финансирования через долговые и долевые инструменты;
  • управление активами инвестиционных фондов, пенсионных фондов, страховых компаний в целях международной диверсификации;
  • управление частным капиталом крупных индивидуальных инвесторов;
  • международная налоговая оптимизация в транснациональных корпорациях;
  • управление глобальными рисками корпораций с использованием деривативов;
  • глобальная биржевая торговля финансовыми инструментами;
  • специальные схемы финансирования сложных (например, инфраструктурных) проектов, в том числе, с использованием принципов частно-государственного партнерства.

[править] Типы МФЦ

В зависимости от того, насколько широкий спектр услуг доступен в рамках конкретного финансового центра и на каких клиентов ориентирован данный рынок, международные финансовые центры можно разделить на несколько типов:[4]

  • Глобальные МФЦ (Лондон, Нью-Йорк): предоставляют полный спектр финансовых услуг клиентам со всех концов мира. При этом они опираются на развитый внутренний финансовый рынок и сильную экономику.
  • Региональные МФЦ (Гонконг, Сингапур, Дубай): оказывают широкий спектр международных финансовых услуг, но специализируются, в основном, на операциях внутри определенного региона (Гонконг и Сингапур — Юго-Восточной и Восточной Азии, Дубай — Ближнего Востока и Южной Азии).
  • Локальные МФЦ (Токио, Франкфурт, Париж): предоставляют ограниченный выбор трансграничных операций и, в основном, ориентированы на обслуживание национального рынка. Они опираются на развитые внутренние финансовые рынки и инфраструктуру, но по уровню развития отстают от глобальных МФЦ.
  • Нишевые (оффшорные) МФЦ (Цюрих, Женева, Каймановы острова, Джерси и др.): используются для специальных финансовых операций с нерезидентами, таких как управление частным капиталом (Цюрих, Женева) или налоговая оптимизация (Каймановы острова, Джерси). Многие из них отличаются мягким регулированием и привлекают портфельных менеджеров (например, хедж-фонды), страховые компании, эмитентов еврооблигаций и секьюритизированных продуктов.

Приведённая классификация условна. Так, оба глобальных МФЦ, особенно Нью-Йорк, осуществляют значительный объем операций с резидентами своей страны (или региона — ЕС — в случае Лондона). В то же время, такие региональные МФЦ как Гонконг и Сингапур, привлекают все больше глобальных клиентов. Со временем наиболее динамично развивающиеся МФЦ, — Мумбаи и Шанхай, — также могут войти в число лидеров.[5]

[править] Критерии конкурентоспособности МФЦ

Конкурентоспособность МФЦ может быть оценена на основе набора критериев, включающего эффективность системы регулирования, уровень развития инфраструктуры национального финансового рынка, степень его глобальной интегрированности, ёмкость рынка труда, качество социальной и бизнес-инфраструктуры, а также общую конкурентоспособность страны. Перечисленные критерии, в целом, соответствуют мировой практике оценки МФЦ, в частности, факторам, которые используются для составления Индекса глобальных финансовых центров (GFCI) Лондонского Сити.[6]

Регулирование финансовых рынков, в том числе:[7]

  1. законодательство (охват, сложность, прозрачность, гибкость системы регулирования, соответствие принципам открытости и конкуренции);
  2. регулирующие органы (сфера ответственности, централизованность, независимость, репутация, эффективность);
  3. налогообложение (уровень налоговых ставок, наличие налоговых льгот и двусторонних соглашений с другими странами, сложность налоговой системы, степень эффективности и коррумпированности налогового администрирования);
  4. судебная система и практика правоприменения;
  5. противодействие инсайдерской торговле;
  6. корпоративное управление (защита прав миноритарных акционеров, финансовая прозрачность и раскрытие информации, наличие независимых директоров).

Уровень развития национального рынка, в том числе:[8]

  1. разнообразие доступных финансовых инструментов (акции, облигации, деривативы);
  2. уровень развития финансовой инфраструктуры (наличие централизованных, эффективных и глобально интегрированных торговой, клиринговой, расчётной и платёжной систем, издержки при IPO и транзакционные издержки торговли);
  3. наличие специального рынка ценных бумаг для молодых и быстрорастущих компаний;
  4. развитость институциональных инвесторов (инвестиционных и коммерческих банков, инвестиционных фондов, страховых компаний);
  5. вовлечённость населения в операции на финансовых рынках;
  6. роль рейтингов независимых агентств.

Интегрированность в глобальные рынки капитала, в том числе:[9]

  1. доступ иностранных участников к национальному финансовому рынку;
  2. доступ внутренних инвесторов к активам, торгующимся за рубежом;
  3. доступ иностранных активов к обращению и размещению в стране;
  4. соответствие национальных стандартов бухгалтерской отчетности мировой практике.

Наличие квалифицированного персонала, в том числе:[10]

  1. уровень финансового образования (общий уровень высшего образования, программы МВА и повышения квалификации);
  2. визовый и миграционный режим;
  3. гибкость и ёмкость рынка труда (оформление найма/увольнения, нахождение новых сотрудников, уровень зарплат).

Социальная и бизнес-инфраструктура, в том числе:[11]

  1. знание и использование английского языка;
  2. качество и стоимость жизни;
  3. жилищная инфраструктура;
  4. офисная недвижимость и инфраструктура;
  5. транспортная система (сообщение между деловым центром и аэропортами, такси, метро и другие виды общественного транспорта, воздушное сообщение с крупнейшими МФЦ);
  6. электронные коммуникации (доступ в Интернет, Интернет-ресурсы госучреждений и т. д.).

Общая конкурентоспособность национальной экономики, в том числе:[12]

  1. имидж и бренд МФЦ;
  2. доверие бизнеса и потребителей;
  3. финансовая грамотность населения;
  4. экономическая свобода;
  5. уровень коррупции;
  6. политические риски;
  7. экономическое развитие (размер и темпы роста ВВП, инфляция, среднедушевой доход и неравенство).

Улучшение только по одному или даже нескольким направлениям деятельности МФЦ не является достаточным для его превращения в лидера. Например, развитие финансовой инфраструктуры национального рынка не даст сильного толчка увеличению трансграничных операций, если система налогообложения и налогового администрирования останется неконкурентоспособной, а на рынке труда будет нехватка квалифицированного персонала. Поэтому для повышения конкурентоспособности МФЦ необходимо принятие комплекса мер, призванных ликвидировать все «узкие» места, каждое из которых способно существенно затормозить процесс.[13]

При этом важную роль играет последовательность действий, направленных на создание МФЦ. Например, привлекать нерезидентов за счёт предоставления налоговых льгот имеет смысл только тогда, когда уже сформирована эффективная инфраструктура фондового рынка, интегрированная в глобальные рынки капитала. При планировании необходимо учитывать, что реализация некоторых мер требует более длительного срока (например, развитие коммуникаций, транспортной и жилой инфраструктуры, создание благоприятного имиджа и т. д.).[14]

[править] GFCI

[править] GFCI 3

Согласно исследованию Индекса глобальных финансовых центров Лондонского Сити (GFCI 3, март 2008 г.), десятка ведущих МФЦ в мире включает:[15]

  1. Лондон
  2. Нью-Йорк
  3. Гонконг
  4. Сингапур
  5. Цюрих
  6. Франкфурт
  7. Женева
  8. Чикаго
  9. Токио
  10. Сидней

Лондон и Нью-Йорк опережают своих конкурентов по всем 5 критериям, на которых построен индекс. Динамично развивающиеся в последние годы Гонконг и Сингапур занимают лидирующие позиции в азиатском регионе и обгоняют локальные МФЦ: Франкфурт, Токио и Сидней. Высокий уровень конкурентоспособности имеют и швейцарские финансовые центры, которые специализируются на частном банковском обслуживании. «Молодые» МФЦ, такие, как Дубай (24-е место), Шанхай (31-е) и Мумбаи (48-е), согласно опросам, обладают наибольшим потенциалом для роста.[16]

[править] Место Москвы в рейтинге

Место Москвы в рейтинге мировых финансовых центров, составленный британской группой Z/Yen:

  • Март 2007 года — 45-е место (из 46)[17]
  • Сентябрь 2008 года — 57-е место (из 59)[18]
  • Март 2009 года — 60-е место (из 62)[19]
  • Сентябрь 2010 года — 68-е место (из 75)[20]
  • Март 2011 года — 68-е место (из 75)[21][22]
  • Сентябрь 2011 года — 61-е место (из 75)[23][24]
  • Март 2012 года — 65-е место (из 77)[25][26]

[править] США

Финансовое законодательство США стремится достаточно чётко кодифицировать все правила и меры регулирования, описать финансовые инструменты и рынки (rule-based regulation).[27]

В США регулированием финансовых рынков занимается Комиссия по торговле ценными бумагами (Securities and Exchange Commission, SEC). Её основная задача — защита инвесторов и поддержание эффективной работы фондового рынка, а в сферу ответственности входит определение критериев отчётности и раскрытия информации, функции надзора и регулирования деятельности профессиональных участников рынка, борьба с инсайдерской торговлей и т. д. Комиссия по срочной биржевой торговле (Commodity Futures Trading Commission, CFTC) регулирует рынок производных финансовых инструментов, включая биржи и клиринговые организации. Федеральная резервная система (Federal Reserve System, FRS) является центральным банком в США. Наряду с проведением кредитно-денежной политики, FRS отвечает за регулирование банков, являющихся её членами. Остальные банки находятся под надзором Управления контролёра денежного обращения (Office of the Comptroller of the Currency, OCC). Страховые компании в США регулируются на уровне штатов.[28]

Важную роль в регулировании финансового рынка в США играет саморегулируемая организация — Служба регулирования финансовой индустрии (Financial Industry Regulatory Authority, FINRA). FINRA образовалась в 2007 году после объединения Национальной Ассоциации участников фондового рынка (National Association of Securities Dealers, NASD) и регулятивного подразделения Нью-Йоркской фондовой биржи. В функции FINRA входят регулирование и надзор за брокерскими компаниями, публикация информации о торгах, лицензирование персонала, проведение образовательных программ, регулирование ряда бирж (в том числе NASDAQ), арбитраж и посредничество в разрешении споров.[29]

Система регулирования финансовых рынков в США слишком сегментирована и уступает по прозрачности и эффективности централизованной системе регулирования в Великобритании. В марте 2008 года министр финансов США Генри Полсон предложил реформу регулирующих органов, по которой предлагается объединить SEC и CFTC, а также передать FRS надзор за всеми банками. Однако проведение реформы осложняется бюрократией, а также различиями в подходах к регулированию в различных органах. Например, CFTC действует на основании общих принципов, а не четких правил, как SEC.[30]

В Нью-Йорке действует Американская арбитражная ассоциация (ААА) — один из старейших и известнейших в мире третейских судов, который активно сотрудничает с экспертами в области международного права и корпоративных финансов. Популярность и авторитет, которыми AAA пользуется среди американских предпринимателей и юристов, позволяют говорить о предпочтительности его использования при разрешении споров с компаниями из этого региона. Привлекательность этого арбитражного суда также заключается в том, что помимо собственно арбитражной процедуры ААА предлагает значительное количество способов мирного урегулирования споров — посредничество, консультации, а также примирительные процедуры.[31]

В США действует наиболее передовое законодательство по борьбе с инсайдом. Отслеживание случаев инсайдерской торговли проводится FINRA при взаимодействии с NYSE и другими крупнейшими биржами США.[32]

У американских корпораций распыленная структура собственности и поэтому генеральный директор (CEO) и другие топ-менеджеры компании имеют большие полномочия и контроль над её операционной деятельностью. Генеральный директор (CEO) подотчётен совету директоров и обязан получать его одобрение для всех значимых решений, таких как увольнение других ключевых менеджеров, привлечение финансирования, поглощение другой компании и т. п. Однако, даже несмотря на то, что совет директоров избирается акционерами, он во многом зависит от руководства компании. В результате акционеры имеют мало рычагов влияния на топ-менеджмент и в основном действуют внешние механизмы корпоративного управления: в первую очередь, рынок корпоративного контроля (неэффективно управляемые компании становятся привлекательной целью для поглощений).[33]

Серия корпоративных скандалов в США (Enron, WorldCom, Tyco и др.) привела в 2002 году к принятию закона Сарбейнса — Оксли, который ужесточил требования в отношении финансовой отчётности и корпоративного управления публичных компаний (независимость аудита, система внутреннего контроля, личная ответственность директоров и т. д.). С одной стороны, это повысило стоимость листинга в США и, вероятно, было главной причиной переноса размещений (IPO) многих иностранных компаний, особенно малого и среднего размера, из Нью-Йорка в Лондон в 2002—2006 годах, с другой же — повысило надёжность и стабильность американского фондового рынка в долгосрочной перспективе. Впрочем, уже в 2007 году Нью-Йорк обогнал Лондон по объёму средств, привлеченных компаниями на IPO: суммарный объём средств, привлечённый на биржах Нью-Йорка, составил $76,5 млрд против $50,4 млрд в Лондоне (в 2006 году соответствующие показатели составили $54,5 и $55,8 млрд).[34]

В США рынок корпоративных облигаций превосходит по объёму рынок государственных облигаций. Это объясняется тем, что при эффективной судебной системе, защищающей права инвесторов, динамично развивающиеся американские корпорации могут в значительной мере финансировать свои проекты за счёт долгового финансирования.[35]

CME Group образовалась в 2007 году при слиянии Чикагской товарной биржи (Chicago Mercantile Exchange, CME) и Чикагской торговой палаты (Chicago Board of Trade, CBOT), к которым в 2008 году присоединилась и Нью-Йоркская товарная биржа (New York Mercantile Exchange, NYMEX).[36]

В США, помимо крупнейшей биржи NYSE, в Нью-Йорке действуют крупные биржи NASDAQ (торговля акциями высокотехнологичных компаний) и AMEX (торговля акциями молодых компаний и инвестиционных фондов), а в Чикаго — биржи, торгующие производными инструментами (CME Group). В США учёт, клиринг и расчёты по ценным бумагам на национальном рынке производятся в основном в рамках вертикально интегрированной Depositary Trust and Clearing Company (DTCC). Платежи в основном совершаются в режиме реального времени (RTGS) через систему ФРС Fedwire, а клиринг по международным сделкам — через Лондонскую клиринговую палату (LCH.Clearnet).[37]

В Америке появление рынка для молодых и быстрорастущих компаний было связано с двумя торговыми площадками: AMEX и OTC Bulletin. AMEX проиграла в конкурентной борьбе NASDAQ, поэтому была вынуждена сконцентрироваться на организации торговли опционами и паями инвестиционных фондов, а также акциями компаний малого и среднего бизнеса. OTC Bulletin Board — это организация электронных торгов акциями, не попавшими в листинг NASDAQ или других бирж. В OTC Bulletin Board попадают либо молодые и неизвестные компании, либо компании, которые перестали удовлетворять требованиям биржи по капитализации или минимальной цене акции, и вследствие этого прошли процедуру делистинга.[38]

США являются лидером по уровню развития институциональных инвесторов, на которых приходится свыше 50 % всех активов на национальном рынке ценных бумаг, причем среди них одинаково хорошо представлены пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды и страховые компании. Это объясняется высоким уровнем развития системы частных пенсионных накоплений, платного высшего образования, страховой индустрии и сопутствующей ей платной медицины, ипотечного кредитования с возможностью секьюритизации кредитов банками и т. д. Необходимо также отметить наличие в США различных благотворительных фондов и фондов целевого капитала (endowment) у крупнейших частных университетов. По некоторым оценкам, на таких инвесторов приходится до $500 миллиардов активов; один только фонд Гарвардского университета управляет активами на сумму свыше $20 миллиардов.[39]

В США пенсионные фонды имеют ограничения по рейтингу облигаций и по их доле в общем портфеле, некоторые фонды коллективных инвестиций устанавливают собственные правила инвестирования в облигации с рейтингом ниже инвестиционного.[40]

Нью-Йорк, несмотря на большой объем рынка, обслуживает преимущественно национальную экономику США: 5 % капитализации NYSE приходится на ADR.[41]

Наиболее продвинутая система бизнес-образования сложилась в Соединенных Штатах. Большое количество американских университетов и бизнес-школ занимают лидирующие позиции по образовательным программам и научным исследованиям в области финансов и привлекают лучших аспирантов и профессоров со всего мира. Многочисленные программы MBA предоставляют широкий выбор специализации, сроков и времени обучения (например, за 1 год или 2 года, с отрывом или без отрыва от работы) для разных категорий студентов (например, executive MBA для топ-менеджеров). Многие из них стабильно входят в число лучших в мире (Stanford, Wharton, Chicago GSB и т. д.). Отметим, что в лучших американских университетах оптимально сочетаются научная и образовательная компоненты: профессора ведут передовые исследования и это помогает им поддерживать высокий уровень преподавания; в то же время общение со студентами MBA позволяет профессорам ежедневно отслеживать потребности и настроения бизнеса.[42]

В США после существенного ужесточения въездных правил вследствие теракта 11 сентября 2001 года порядок получения рабочей визы типа Н1В (для квалифицированных сотрудников и студентов) практически не усложнился. Кроме того, в США, помимо упрощённых правил выдачи рабочей визы для лиц с высоким уровнем образования в определенных областях или большим опытом работы по определенным специальностям, вплоть до последнего времени существовал также закон, позволяющий безвизовый въезд с правом на работу для граждан большинства развитых стран (Visa Waiver). С июля 2008 года эта процедура претерпела изменения: от граждан стран-участниц требуется подать заявку за 72 часа до отъезда. Полученная таким образом виза даёт право на многократный въезд в течение 2-х лет.[43]

В Нью-Йорке финансовый центр находится в центре города, что порождает транспортные и жилищные проблемы.[44]

В Нью-Йорке наблюдается дефицит офисных помещений.[45]

По данным опросов населения, четыре из 10 американцев не откладывают средства на пенсию. В 2002 году был создан Отдел финансового образования в министерстве финансов США, а в 2003 году — Комиссия по финансовому образованию и грамотности при Конгрессе США. Действуют также специальные программы повышения финансовой грамотности детей, сотрудников компаний и т. д.[46]

Основные конкурентные преимущества американского МФЦ, включающего Нью-Йорк и Чикаго, — это:[47]

  • развитый национальный финансовый рынок, опирающийся на крупнейшую экономику в мире;
  • сильные институты — финансовые посредники (инвестиционные банки, брокеры/дилеры и т. д.) и институциональные инвесторы (инвестиционные и пенсионные фонды, хедж-фонды, страховые компании и т. д.);
  • лидерство в создании и внедрении финансовых инноваций (новых торговых платформ, деривативов, моделей оценки и т. п.), основанное на передовой системе бизнес-образования и научных исследований в области экономики и финансов.

Основной недостаток американского МФЦ — это достаточно жёсткое (особенно после событий сентября 2001 года) законодательство и сложная, сегментированная система регулирования, которые препятствуют более динамичному развитию новых рынков, особенно с участием иностранных инвесторов. Консерватизм в законодательстве призван снизить риски «перегрева» и волатильности рынка вследствие действий спекулятивных инвесторов, но при недостаточно ответственной политике регулирования со стороны ФРС и SEC эти задачи не до конца выполняются, как показывают образование «пузыря» на фондовом рынке в 1990-х годах и начавшийся летом 2007 года ипотечный кризис.[48]

[править] Великобритания

Законодательство Великобритании базируется на принципе «соблюдай или объясняй» (principles-based regulation), описывая общие принципы работы финансовых рынков, в то время как участники рынка обязаны соблюдать их или объяснять те ситуации, когда они отклоняются от требований закона. Эти требования часто сознательно формулируются нечётко (например, «фирма обязана в должной степени учитывать интересы своих клиентов»), и многое зависит от практического применения этих принципов со стороны регулятора. В результате такая система является более гибкой и может быстрее адаптироваться к инновациям на финансовых рынках, способствует открытости и конкуренции среди участников МФЦ. Гибкость регулирования привлекла в Лондон значительную часть бизнеса (в особенности, связанного с корпоративным финансированием) глобальных инвестиционных и коммерческих банков.[49]

В Великобритании действует единый финансовый регулятор — Управление по финансовому регулированию и надзору (Financial Services Authority, FSA), независимый неправительственный орган. В 1997 году Банк Англии стал ответственным только за кредитно-денежную политику. Все регулятивные и надзорные функции в отношении финансовых рынков и институтов (включая банки, ипотеку, управляющие и страховые компании) были переданы FSA.[50]

Унификация регулирования в Великобритании позволила предотвратить фрагментацию финансовых услуг, избежать конфликтов между различными регулирующими органами, выиграть от эффекта масштаба. Создание FSA стало важным конкурентным преимуществом Лондона перед другими МФЦ, особенно в условиях консолидации разных видов финансовых услуг в рамках финансовых холдингов.[51]

Лондонский международный арбитражный суд (London Court of International Arbitration, LCIA) признан одним из самых эффективных в области рассмотрения финансовых и коммерческих дел. Этот специализированный суд является одним из самых востребованных в области международного арбитража и объединяет 1500 членов из 79 стран.[52]

В Великобритании запрет на инсайдерскую торговлю и манипулирование ценами зафиксирован в Законе о финансовых услугах и рынках, его нарушение подпадает под действие уголовного законодательства.[53]

В Великобритании действует гибкая система корпоративного управления, базирующаяся на принципе «соблюдай или объясняй». «Объединённый кодекс корпоративного управления» включает ряд рекомендаций: разделение должностей председателя Совета директоров и генерального директора (CEO), ограничение продолжительности контракта CEO, минимальное число независимых директоров, требования к аудиту, вознаграждению менеджеров и т. п. Публичные компании обязаны следовать этим рекомендациям или объяснять в своем годовом отчете причины обратного. Такая система не навязывает единый стандарт для всех фирм и позволяет им выбрать оптимальное сочетание принципов корпоративного управления. Исследования показывают, что такая система успешно работает и британские компании заметно улучшили практику корпоративного управления за последние 15-20 лет.[54]

Благодаря гибкой системе регулирования, принятой в Великобритании (еврооблигации не подпадают под требования ее национального законодательства), Лондон является лидером на рынке еврооблигаций.[55]

Финансовая инфраструктура Лондона является наиболее конкурентной, при этом её организационная структура остается прозрачной и понятной для инвесторов. Все торги акциями и облигациями происходят на Лондонской фондовой бирже (LSE), торговля деривативами — в основном, на Euronext.liffe. Кроме этого, есть несколько специальных площадок для торговли деривативами на сырьевые товары: Лондонская биржа нефтепродуктов (London Petroleum Exchange, LPE), Лондонская биржа металлов (London Metal Exchange, LME), Лондонская биржа золота (London Gold Exchange, LGE) и т. д. В Лондоне имеется большое количество организаций, которые могут заниматься клиринговой деятельностью, но все они являются членами Лондонской клиринговой палаты (LCH.ClearNET). Расчёты проводятся через британско-ирландское подразделение международного центрального депозитария (ICSD) Euroclear (ранее функционировавшее как центральный депозитарий Великобритании CREST), которое позволяет также депонировать иностранные ценные бумаги для их прямого обращения на Лондонской бирже.[56]

В 1995 году на Лондонской фондовой бирже появилась специальная торговая площадка LSE AIM. В отличие от основной площадки LSE, размещение на AIM осуществляется по отдельным правилам, которые предъявляют более мягкие требования к эмитенту: снимаются ограничения на операционные показатели (выручка, прибыль) компании до момента выпуска, отсутствуют ограничения на рыночную капитализацию, количество акционеров и срок деятельности компании. LSE AIM занимает лидирующую позицию на рынке IPO для молодых компаний: с момента ее основания, более 2,5 тыс. компаний провели размещения, многие из них затем получили листинг на основной площадке LSE.[57]

Развитость институциональных инвесторов в Великобритании высокая — на них приходится до 50 % инвестиций на национальном фондовом рынке.[58]

Лондонская фондовая биржа предъявляет к корпорациям менее жесткие требования по раскрытию информации, чем США (из-за закона Сарбейнса-Оксли), что вместе с отсутствием ограничений по движению капитала делает Лондон наиболее привлекательной площадкой для размещения иностранных эмитентов. В итоге, GDR занимают около 44 % капитализации LSE. При этом, одним из лидеров размещения GDR в Лондоне является Индия (более 500).[59]

Достаточно развитая система высшего образования существует и в Великобритании, где много конкурентоспособных университетов и несколько бизнес-школ мирового уровня (в первую очередь, Лондонская бизнес-школа — LBS).[60]

В Лондоне более 30 % работников, «обслуживающих» МФЦ, являются иностранцами.[61]

В Великобритании существует упрощённый визовый режим для квалифицированных мигрантов и безвизовый въезд для граждан из стран Европейской экономической зоны и Швейцарии.[62]

В Лондоне был создан финансовый центр Canary Wharf, который позволил разгрузить транспортные потоки через центр города и использовать для проживания сотрудников ближайшие города-спутники. После появления Canary Wharf, в Лондоне нет проблем с офисной недвижимостью.[63]

В Великобритании действуют многочисленные программы повышения финансовой грамотности (Personal Finance Education Group, Credit Action, The Talking Economics Project, Citizens Advice Bureau и т. д.).[64]

Великобритания, после утраты положения лидирующей в мире державы, должна была выработать новую стратегию. Её основным преимуществом стали гибкое законодательство и либеральная политика по отношению к иностранным инвесторам и финансовым посредникам. Это позволило Лондону с 1960-х годов стать центром рынков евробумаг (евродолларов, еврооблигаций, евровекселей и т. д.), где проводятся операции с инструментами вне юрисдикции страны их эмитента. С 1986 года правительство Тэтчер проводило последовательную политику дерегулирования и либерализации британских рынков капитала, страховых услуг и валютных операций. Это привело к приходу в Лондон всех ведущих финансовых компаний мира и, как следствие, поглощению глобальными игроками многих британских инвестиционных банков. Опыт приватизации британских госкомпаний в 1980-х годах сделал Лондон лидером в области проектного финансирования, особенно по принципам частно-государственного партнерства.[65]

Правительство Блэра провело в 1997 году радикальную реформу системы регулирования, создав единого регулятора для всех финансовых рынков и институтов, включая коммерческие банки и страховые компании. Созданная в результате FSA реализует гибкую систему регулирования, построенную на принципе «соблюдай или объясняй», которая предоставляет компаниям определенную свободу действий в рамках общих требований и позволяет быстро внедрять новые финансовые инструменты. Такая система предъявляет большие требования к качеству работы регулятора, который должен оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и ситуацию в отдельных компаниях. Важную роль в успехе Лондона также играет высокое качество британской судебной системы, которая на основе прецедентного права и с использованием специализированного суда (LCIA) эффективно защищает права собственности и разрешает коммерческие споры, возникающие при исполнении контрактов.[66]

Лидирующему положению Лондона на глобальных рынках капитала способствует его расположение посередине между Америкой и Азией. В течение рабочего дня, компании, расположенные в Лондоне, могут вести бизнес практически со всем миром — утром с азиатскими МФЦ и Сиднеем, вечером — с Америкой, и, наконец, почти весь день — с Европой.[67]

В будущем Лондон ожидает роста новых азиатских МФЦ, таких как Дубай, Мумбаи и Шанхай, и видит свою роль в том, чтобы помочь им в формировании законодательной системы и финансовой инфраструктуры по своему образцу. Тогда Лондон станет центром глобальной сети операций, связывающих ведущие мировые МФЦ.[68]

[править] Германия

В Германии в 2002 году было создано Федеральное агентство по финансовому надзору (Federal Financial Supervisory Authority, BaFin) — независимый регулятор финансовых рынков и институтов (банковских, страховых, коллективных инвестиций, брокерских/дилерских).[69]

Во Франкфурте располагается централизованный коммерческий арбитражный суд, Frankfurt International Arbitration Center, который был создан в 2005 году специально для урегулирования финансовых споров, возникающих на бирже.[70]

Во Франкфурте работает единая вертикально интегрированная система расчётов и клиринга под контролем Deutsche Boеrse (FSE, Eurex, Clearstream).[71]

В Германии доля институциональных инвесторов на фондовом рынке невелика: менее 20 % активов, из них только 5 % приходится на пенсионные фонды. Это связано с тем, что социальные гарантии в виде щедрого пособия по безработице и государственной пенсии снижают у населения стимулы для сбережения и уменьшают потребность в частных пенсионных фондах.[72]

В Германии доля людей с высшим образованием также велика, но в силу некоторой «косности» и чрезмерной академичности немецкого высшего образования выпускники немецких университетов хуже подготовлены в области финансов. Для борьбы с этой проблемой была инициирована специальная программа «Финансовое поле Германии».[73]

Во Франкфурте жёсткое трудовое законодательство и сильные профсоюзы существенно усложняют процесс увольнения сотрудника, что в сочетании с высоким уровнем оплаты труда создаёт существенные проблемы для компаний.[74]

Франкфурт после окончания Второй мировой войны некоторое время находился в оккупационной зоне США, а затем оставался важным деловым центром, что способствовало достаточно высокому проникновению английского языка.[75]

Франкфурт обеспечен достаточным количеством офисных помещений.[76]

[править] Гонконг

Гонконг модифицировал своё финансовое законодательство в 2003 г., упразднив десять законов и приняв единый Закон о ценных бумагах и фьючерсах (SFO) в соответствии с международной, прежде всего британской практикой.[77]

В Гонконге Отдел финансовых услуг в Бюро по финансовым услугам и делам Казначейства определяет государственную политику на финансовых рынках, а Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам (Securities and Futures Commission, SFC) осуществляет регулирование финансовых рынков.[78]

Льготное налогообложение в Гонконге направлено на стимулирование притока иностранных инвесторов в определенные сферы экономики, включая рынок ценных бумаг.[79]

В Гонконге международный арбитражный центр был создан усилиями бизнес сообщества в 1985 году. Он получает финансирование от профессиональных участников рынка и от правительства Гонконга, но представляет собой эффективный независимый орган, направленный на разрешение международных дел, особенно в азиатском регионе.[80]

В Гонконге действует специальный трибунал (Market Misconduct Tribunal), который расследует случаи инсайдерской торговли и определяет размеры штрафа.[81]

В 2007 году на Гонконгской фондовой бирже было проведено IPO на $37,5 миллиардов.[82]

Гонконгская клиринговая компания (HKSCC) использует Централизованную расчётно-клиринговую компанию (CCASS) при проведении операций со всеми разрешёнными ценными бумагами, торгующимися на Гонконгской фондовой бирже (SEHK). Все расчёты проводятся по схеме T+2.[83]

Гонконг ориентируется прежде всего на материковый Китай. Из 979 компаний, зарегистрированных на основной площадке Гонконга HKEx, лишь 5 являются иностранными, а 156 компаний, обеспечивающих половину всей капитализации биржи, представляют материковый Китай. При этом более трети капитализации рынка акций приходится на иностранных эмитентов.[84]

С наименьшими административными и финансовыми барьерами при найме и увольнении сотрудников компании сталкиваются в Гонконге.[85]

В силу понятных причин — нехватки земли — самые дорогие офисные помещения находятся в Гонконге.[86]

В Гонконге около 90 % ежедневных поездок (11 млн.) совершаются на общественном транспорте, что является самым высоким показателем в мире, а международный аэропорт Гонконга неоднократно признавался мировым лидером.[87]

В Гонконге в 2005 году Citigroup запустила серию финансовых семинаров (The Hong Kong Citigroup Financial Education Series) для семей и местных сообществ.[88]

[править] Сингапур

Денежно-кредитная администрация Сингапура (Monetary Authority of Singapore, MAS) осуществляет функции центрального банка и единого регулятора финансовых рынков.[89]

Налоговые льготы в Сингапуре были введены непосредственно для развития МФЦ. В частности, они упрощают налогообложение крупных холдинговых компаний и оборота ценных бумаг. Также есть льготы в отношении торговли производными инструментами.[90]

Одним из признанных арбитражных судов является Singapore International Arbitration Center — Международный арбитражный суд Сингапура.[91]

В Сингапуре размер штрафа может достигать четырехкратного объема выгоды, полученной от инсайдерской торговли.[92]

Сингапурская биржа (SGX) является саморегулируемой организацией, которая управляется Денежно-кредитной администрацией Сингапура (MAS). Все акции хранятся в электронном виде в Центральном депозитарии (CDP), через который осуществляются все клиринговые и расчётные операции и который является дочерней компанией Сингапурской биржи. CDP является основным номинальным держателем акций. Все расчёты проводятся по схеме T+3.[93]

Сингапур стал центром по размещению и торговле акциями и облигациями в Азии, установив очень мягкие требования для иностранных инвесторов и компаний-нерезидентов, отменив ограничения на репатриацию доходов и капиталов и валютные операции нерезидентов, и разрешив эмитентам использовать отчетность по МСФО и US GAAP. Доля иностранных компаний на Сингапурской бирже превышает 30 %, а наличие листинга в Сингапуре является сигналом качества эмитента.[94]

Аэропорт Чанжи соединяет Сингапур со 158 городами 58 стран и традиционно признается одним из лучших в мире (например, 1 место в рейтинге Skytrax в 2006 году). Высокоэффективна и транспортная система Сингапура в целом, включая разветвлённую систему автодорог, а также удобное метро (Mass Rapid Transit), функционирующее с 1987 года. При этом владение и пользование личным автомобильным транспортом ограничено высокими налогами и платой за проезд, что помогает сдерживать интенсивность дорожного движения.[95]

В Сингапуре запущена программа по созданию коммуникационной инфраструктуры Call-for-Collaboration, в рамках которой за счет партнерства компаний Wireless@SG, SingTel, iCell и QMax создана бесплатная сеть беспроводной связи, покрывающая всю территорию города.[96]

В Сингапуре в 2004 году была запущена программа по повышению финансовой грамотности школьников совместно с Центробанком, Министерством образования и международной платежной системой VISA.[97]

[править] Дубай

Дубай создал отдельную юрисдикцию на территории МФЦ, которая функционирует согласно особым, близким к британским стандартам права.[98]

В Дубае единым регулятором является Ведомство по финансовым услугам Дубая (Dubai Financial Service Authority, DFSA) — независимое агентство, использующее международное право.[99]

Дубай изначально определил оффшорное положение МФЦ и по состоянию на 2008 год имеет низкий уровень общих налоговых сборов (14,4 % от прибыли компании).[100]

В Дубае соглашения об избежании двойного налогообложения заключены с 44 странами.[101]

В Дубае специально для нового финансового центра была создана собственная структура судебной власти, а в 2008 г. — арбитражный суд по коммерческим делам (при содействии Лондонского международного арбитражного суда, LCIA).[102]

В Дубае была реализована государственная программа по привлечению иностранных университетов. Государство субсидирует открытие филиалов и оплачивает обучение студентов.[103]

В Дубае 90 % сотрудников являются иностранными резидентами, причём местное трудовое законодательство находится в большей мере на стороне нанимателя, а иностранца за нарушение трудового соглашения ждёт экстрадиция.[104]

В Дубае дефицит жилой недвижимости в скором времени будет устранён за счёт активного строительства.[105]

ОАЭ смогли добиться удовлетворительного уровня финансовой грамотности среди населения.[106]

Дубай, начавший эту работу позже, практически уже стал региональным МФЦ.[107]

[править] Китай (без Гонконга и Тайваня)

Хотя Китай придерживается принципов романо-германского (кодифицированного) права, после вступления этой страны в ВТО здесь была проведена реформа финансового законодательства с целью приблизить его к стандартам США и Великобритании.[108]

В Китае действуют три Комиссии по регулированию — рынка ценных бумаг (Chinese Securities Regulatory Commission, CSRC), страховых компаний (Chinese Insurance Regulatory Commission, CIRC) и банковской системы (Chinese Banking Regulatory Commission, CBRC).[109]

В Шанхае, в рамках системы арбитражных судов, действует Китайская арбитражная комиссия по международной экономике и торговле.[110]

В Китае с 2008 года вступило в силу новое дополнение к законодательству, регулирующему ответственность на финансовых рынках, которое ужесточает требования к проверке сделок с акциями.[111]

В 2007 году объемы первичных размещений акций на Шанхайской фондовой бирже превысили $60 миллиардов.[112]

В Китае существует два вертикально интегрированных депозитария: Китайская депозитарно-клиринговая корпорация (CSDCC) производит расчётные и клиринговые операции с акциями, а небанковское учреждение CDC — клиринг сделок на рынке инструментов с фиксированной доходностью. В Китае также создана современная система электронных торгов с множеством представительств в городах страны, что упрощает работу большого числа индивидуальных инвесторов, получающих доступ к рынку через брокеров.[113]

В Китае пока нет отдельной площадки для молодых и быстрорастущих компаний, но правительство планирует поддерживать выпуск акций молодых и быстрорастущих компаний на специальной площадке в составе Шэнчжэньской биржи, а также создать третью самостоятельную биржу. По мнению государства, компании, акции которых будут торговаться на третьей площадке, должны будут иметь возможность переместиться на основную площадку в Шанхае.[114]

Значительный прорыв в сфере привлечения институциональных инвесторов совершил Китай. На текущий момент их доля на китайском фондовом рынке составляет 44 %, причем среди них присутствуют как крупные инвестиционные фонды, так и страховые компании. Однако следует отметить, что большинство среди них — это иностранные инвесторы, которые пришли в Китай после смягчения требований по инвестициям в акции класса «А» для квалифицированных иностранных институциональных инвесторов (QFII). Что касается местных институциональных инвесторов, то их уровень развития все еще остается незначительным.[115]

В Китае в последнее время наблюдается бум частных инвестиций в национальный фондовый рынок. Этому способствует широкая сеть брокеров, имеющих представительства в крупных городах, а также возможность совершать сделки через сеть Интернет. На текущий момент услугами брокеров пользуются около 3 миллионов человек. Однако учитывая размеры населения страны, этот показатель следует признать достаточно низким. Кроме того, в Китае относительно слабо развиты институты коллективных инвестиций.[116]

В Китае до середины 2007 года обращение государственных и корпоративных облигаций регулировалось национальной комиссией по реформам (NDRC), которая накладывала довольно большие ограничения на оборот облигаций, и поэтому выход на рынок корпоративных облигаций могли себе позволить только крупные государственные компании. С выходом специального закона о Китайской комиссии по ценным бумагам (CSRC) появились четкие требования к рейтинговым агентствам, имеющим право работать на китайском рынке, а также опирающиеся на рейтинги правила инвестирования в облигации для институциональных инвесторов.[117]

Шанхайская фондовая биржа имеет существенные ограничения для иностранных инвесторов, которые должны быть признаны квалифицированными иностранными институциональными инвесторами (QFII) для допуска на биржу.[118]

В Китае с 2006 года начали действовать новые правила, направленные на привлечение иностранных инвестиционных фондов.[119]

В 2001 году в Шанхае была запущена образовательная программа, в рамках которой было удвоено число часов английского языка в школах, многие школы перешли на преподавание основных предметов на двух языках. В результате, сейчас даже между собой местные жители зачастую общаются на смеси двух языков: английского и мандаринского диалекта китайского языка.[120]

В Шанхае, несмотря на проект по улучшению жилищного фонда, реализуемый с 1987 года, по-прежнему большая часть жилой недвижимости представлена домами низкого качества.[121]

В Шанхае за достаточно короткий срок создана одна из самых передовых транспортных систем в Китае, включающая современный аэропорт с удобной транспортной связью с городом.[122]

Развитие китайской экономики, а также финансовой системы во многом зависит от государственной политики.[123]

[править] Мумбаи

В Индии c 1992 года действует независимый Совет по регулированию финансовых рынков (Securities and Exchange Board of India, SEBI). Ему был передан ряд функций от Центрального Банка, который по-прежнему осуществляет банковский надзор.[124]

В Индии для нерезидентов введены льготы по налогам на доходы от вложений в паевые фонды, определенные виды сберегательных сертификатов и облигаций.[125]

В Мумбаи функционирует Индийский совет по арбитражу при Федерации индийских торгово-промышленных палат.[126]

В Индии законодательство о запрете инсайдерской торговли действует с 1992 года и периодически дополняется. В 2008 году SEBI приняло решение использовать специальную систему анализа динамики цен на бирже и проверки действий участников рынка.[127]

На Бомбейской фондовой бирже (BSE) было проведено более 9 тыс. размещений акций (в основном, в 1990-е годы), однако сейчас торги по многим из них не ведутся. В настоящее время на Бомбейской бирже имеют листинг 4 887 компаний, а годовой оборот торгов составляет 19 % от капитализации.[128]

В Индии действует финансовая система с двумя депозитариями и одним клиринговым центром. Депозитарии создавались при биржах: Центральная депозитарная система (CDS) — при Бомбейской бирже (BSE), а Национальный депозитарий ценных бумаг Индии (NSDI) — при Национальной фондовой бирже Индии (NSE). Услугами этих депозитариев пользуются ещё меньшие по размеру национальные биржи Индии. Единая национальная расчётно-клиринговая система (NSCCL) производит нетто-расчёты членов клиринговой палаты в бездокументарной форме, а также осуществляет клиринговые и расчётные функции в сегменте опционов и фьючерсов, торговля которыми происходит на Национальной бирже (NSE).[129]

В Индии площадка для молодых и динамичных компаний появилась в 2005 году. Бомбейская биржа и несколько других индийских бирж создали альтернативную национальную платформу BSE IndoNext для торговли акциями и облигациями молодых и быстрорастущих компаний. В IndoNext торгуются свыше 500 компаний, но ликвидность остается низкой (3-4 % от оборота Бомбейской биржи). В Индии также пытались создать аналог американской NASDAQ для торговли акциями высокотехнологичных компаний — Over the Counter Exchange of India (OTCEI), но этот проект не имел успеха, даже несмотря на слияние с Национальной биржей Индии в 2000 году.[130]

В Индии развитость национальных институциональных инвесторов остается недостаточной — на их долю приходится не более 20 % фондового рынка, из них только 5 % — на коллективные инвестиции. В Индии до сих пор остается неразвитой частная пенсионная система.[131]

В Индии вовлеченность населения в деятельность фондового рынка остается невысокой — около 7 %, из которых только 1 % приходится на инвестиции в паевые инвестиционные фонды и прямые инвестиции через брокеров.[132]

В Мумбаи также существуют некоторые ограничения на деятельность иностранных инвесторов. Чтобы быть допущенным к покупке акций индийских компаний, иностранный инвестор должен быть признан Управлением по ценным бумагам и биржам Индии (SEBI) «иностранным институциональным инвестором» (FII). При этом доля участия FII в капитале компании не должна превышать 5 %. По состоянию на март 2007 года было зарегистрировано 986 FII. К индийцам-нерезидентам (NRI) и иностранцам со статусом «лиц индийского происхождения» (PIO) применяются более простые правила инвестирования.[133]

В Мумбаи английский язык более распространён, чем местный диалект, хотя в июне 2008 года там начата кампания по уменьшению роли английского языка на территории города.[134]

Мумбаи страдает из-за низкого качества водо- и энергоснабжения и ливневой канализации.[135]

Имидж Индии в глазах инвесторов сильно пострадал в результате национализации банковского сектора в 1980-е годы.[136]

[править] МФЦ в Москве

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р была утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», предусматривающая создание «инфраструктуры международного финансового центра в г. Москве».[137]

[править] МФЦ в Варшаве

Польша занимает достаточно сильные стартовые позиции для превращения Варшавы в региональный МФЦ. Польша — крупнейшая страна в регионе (население свыше 38 млн чел.), ее экономика — одна из наиболее развитых и динамичных (в 2007 г. ВВП вырос на 6,5 % до $420 млрд.). Варшава является ведущим бизнес-центром в стране и входит в число 20 наиболее привлекательных городов в Европе по условиям ведения бизнеса (рейтинг European Cities Monitor).[138]

Главным инициатором создания МФЦ выступает Варшавская фондовая биржа (WSE), которая сейчас принадлежит государству, но в ближайшие годы станет публичной компанией. WSE является крупнейшим фондовым рынком в регионе с точки зрения капитализации, оборота, инструментария, инфраструктуры и привлечения иностранных инвесторов (на WSE котируется 364 компании, включая 25 иностранных; около трети оборота приходится на нерезидентов). WSE активно привлекает новых эмитентов, особенно среди иностранных компаний среднего размера, относительно низкой стоимостью размещения.[139]

Государство поддерживает развитие национального фондового рынка и формирование МФЦ в Варшаве. Польское правительство стремится к привлечению в Варшаву региональных штаб-квартир крупных банков. Кроме того, польский регулятор рынка ценных бумаг требует, чтобы бывшие крупные польские, а теперь дочерние иностранные банки сохранили котировки своих акций на Варшавской фондовой бирже. Важным фактором для экономического роста Польши и формирования МФЦ является членство в Европейском Союзе, а значит, соответствие национального законодательства нормам ЕС и доступ к европейскому капиталу. В 2005 году приняты три закона, способствующие внедрению европейских стандартов: «Закон о торговле финансовыми инструментами», «Закон о публичных размещениях, условиях регулирования финансовых инструментов и публичных компаний», «Закон о надзоре за рынком капитала». Размещение ценных бумаг компании на Варшавской бирже означает выполнение аналогичных требований других европейских бирж и фактически является допуском к включению в их котировальные листы.[140]

Таким образом, основными предпосылками к формированию в Польше регионального МФЦ являются:[141]

  • крупнейшая в регионе экономика, высокий потенциальный инвестиционный спрос со стороны внутренних инвесторов;
  • поддержка планов по развитию МФЦ со стороны государства;
  • интегрированность в ЕС с точки зрения правового режима и доступа к рынкам капитала;
  • развитая инфраструктура национального финансового рынка;
  • сформировавшийся рынок IPO, специализирующийся на размещении акций для относительно небольших компаний;
  • комфортные условия ведения бизнеса.

Наиболее серьезные «узкие места», преодоление которых необходимо для повышения конкурентоспособности Польши по сравнению с другими МФЦ — это совершенствование законодательства (в частности, налоговой системы) и бизнес-инфраструктуры.[142]

[править] МФЦ в Алматы

В Казахстане инициатором создания регионального МФЦ является государство, которое поставило задачу сделать Алматы главным финансовым центром центрально-азиатского региона. Это решение было обусловлено высокими темпами экономического роста (в последние годы от 8 до 10 %), получением инвестиционного рейтинга и опережающим развитием национального финансового сектора по сравнению с другими странами СНГ. В 2006 г. вышел закон «О региональном финансовом центре города Алматы» (РФЦА) и было создано Агентство Республики Казахстан по регулированию деятельности РФЦА (АФН РК). Закон описывает особый правовой режим, регулирующий взаимоотношения участников РФЦА, от которых требуется иметь офис на территории Алматы и госрегистрацию, которую выдает Агентство. Кроме того, Агентство осуществляет аккредитацию брокеров и способствует выдаче виз лицам, участвующим в деятельности РФЦА (все услуги — в течение 3 или 5 дней).[143]

В 2006 году в Казахстане была утверждена «Программа развития регионального финансового центра города Алматы до 2010 года», которая предусматривает государственное финансирование, совершенствование нормативных актов, налоговое стимулирование участников РФЦА. В 2007 г. было создано АО «РФЦА», которое решает задачи институционального развития, привлечения иностранных участников, повышения финансовой грамотности населения, внедрения новых финансовых инструментов, формирования благоприятного имиджа страны за рубежом и т. п. АО «РФЦА» учредило Рейтинговое агентство РФЦА, Академию РФЦА, РФЦА-Медиа, а также несколько информационно-образовательных центров. В РФЦА действует специализированный финансовый суд, а также единственный специальный арбитраж на территории СНГ.[144]

В стране действует единая инфраструктура фондового рынка, включающая Казахстанскую фондовую биржу (KASE), специальную торговую площадку РФЦА, Казахстанский центр межбанковских расчетов, Центральный депозитарий и т. д. В настоящее время основными инструментами являются корпоративные облигации, секьюритизированные кредиты и валютные деривативы.[145]

Важным преимуществом Казахстана перед другими странами СНГ является достаточно развитая институциональная инфраструктура в финансовом секторе. В результате осуществления банковской, пенсионной и ряда других реформ в Казахстане сложилась концентрированная система банков (Казкоммерцбанк, Тураналем, Халык и др.), пенсионных фондов, страховых компаний и т. д. Ряд казахстанских банков проводит экспансию в Россию и другие страны СНГ через создание дочерних или зависимых банков.[146]

Казахстан также отличается современной системой регулирования финансовых рынков. Национальный банк Казахстана проводит кредитно-денежную политику, а регулятивная и надзорная функции переданы Агентству по регулированию и надзору за финансовыми рынками и финансовыми институтами (АФН), которое является единым регулятором финансовых рынков. Национальный фонд аккумулирует резервы страны для будущих поколений, а Национальный инновационный фонд, Национальный инвестиционный фонд, Банк развития позволяют стимулировать диверсификацию экономики.[147]

Казахстан проводит активную политику по привлечению иностранных инвесторов и финансовых посредников. Создан ряд специальных экономических зон с низким налогообложением, которые привлекли значительные прямые иностранные инвестиции. Ограничения на долю иностранных инвесторов в казахстанских банках отсутствуют.[148]

Доступ к иностранному капиталу, в том числе через выпуск еврооблигаций, обусловил достаточно быстрый рост банков и других финансовых посредников. В то же время, в условиях продолжающегося с середины 2007 г. кризиса на мировых финансовых рынках большой объем долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, стал для банков основным фактором риска.[149]

Таким образом, Казахстан выбрал для создания регионального финансового центра стратегию Гонконга, Сингапура и Дубая, которая основывается на применении особого правового режима, предоставлении налоговых льгот и либеральном режиме допуска иностранных участников.[150]

Основными конкурентными преимуществами РФЦА являются:[151]

  • стабильная макроэкономическая ситуация в стране;
  • сильная банковская и пенсионная система;
  • активное участие государства в формировании инфраструктуры финансового центра;
  • наличие единого регулятора;
  • наличие специализированного финансового суда;
  • эффективная консолидированная инфраструктура (в частности, наличие центрального депозитария);
  • облегченный порядок допуска иностранных финансовых посредников и ценных бумаг высокого качества.

Тем не менее, развитие МФЦ в Казахстане пока идет достаточно медленно. Основная проблема — недостаточная емкость внутреннего рынка, из-за ограниченного инвестиционного спроса. Для успешного развития РФЦА, Казахстану предстоит решить ряд проблем — расширение спектра финансовых инструментов, развитие бизнес-инфраструктуры, повышение прозрачности и уровня раскрытия информации, совершенствование регулирования и надзора, борьба с бюрократизированностью и коррупцией, повышение уровня образования и финансовой грамотности населения.[152]

[править] Примечания

  1. [1][2][3]
  2. [4][5][6]
  3. [7][8][9]
  4. [10][11][12]
  5. [13][14][15]
  6. [16][17][18]
  7. [19][20][21]
  8. [22][23][24]
  9. [25][26][27]
  10. [28][29][30]
  11. [31][32][33]
  12. [34][35][36]
  13. [37][38][39]
  14. [40][41][42]
  15. [43][44][45]
  16. [46][47][48]
  17. http://www.zyen.com/PDF/GFCI.pdf
  18. http://www.mfc-moscow.com/assets/files/analytics/BC_RS_GFCI4.pdf
  19. http://www.mfc-moscow.com/assets/files/analytics/BC_RS_GFCI5.pdf
  20. http://www.zyen.com/GFCI/GFCI%208.pdf
  21. http://lenta.ru/news/2011/09/29/moscow/
  22. http://www.zyen.com/GFCI/GFCI%209.pdf
  23. http://lenta.ru/news/2011/09/29/moscow/
  24. http://www.zyen.com/PDF/GFCI%2010.pdf
  25. http://lenta.ru/news/2012/03/27/zyen/
  26. http://www.longfinance.net/Publications/GFCI%2011.pdf
  27. [49][50][51]
  28. [52][53][54]
  29. [55][56][57]
  30. [58][59][60]
  31. [61][62][63]
  32. [64][65][66]
  33. [67][68][69]
  34. [70][71][72]
  35. [73][74][75]
  36. [76][77][78]
  37. [79][80][81]
  38. [82][83][84]
  39. [85][86][87]
  40. [88][89][90]
  41. [91][92][93]
  42. [94][95][96]
  43. [97][98][99]
  44. [100][101][102]
  45. [103][104][105]
  46. [106][107][108]
  47. [109][110][111]
  48. [112][113][114]
  49. [115][116][117]
  50. [118][119][120]
  51. [121][122][123]
  52. [124][125][126]
  53. [127][128][129]
  54. [130][131][132]
  55. [133][134][135]
  56. [136][137][138]
  57. [139][140][141]
  58. [142][143][144]
  59. [145][146][147]
  60. [148][149][150]
  61. [151][152][153]
  62. [154][155][156]
  63. [157][158][159]
  64. [160][161][162]
  65. [163][164][165]
  66. [166][167][168]
  67. [169][170][171]
  68. [172][173][174]
  69. [175][176][177]
  70. [178][179][180]
  71. [181][182][183]
  72. [184][185][186]
  73. [187][188][189]
  74. [190][191][192]
  75. [193][194][195]
  76. [196][197][198]
  77. [199][200][201]
  78. [202][203][204]
  79. [205][206][207]
  80. [208][209][210]
  81. [211][212][213]
  82. [214][215][216]
  83. [217][218][219]
  84. [220][221][222]
  85. [223][224][225]
  86. [226][227][228]
  87. [229][230][231]
  88. [232][233][234]
  89. [235][236][237]
  90. [238][239][240]
  91. [241][242][243]
  92. [244][245][246]
  93. [247][248][249]
  94. [250][251][252]
  95. [253][254][255]
  96. [256][257][258]
  97. [259][260][261]
  98. [262][263][264]
  99. [265][266][267]
  100. [268][269][270]
  101. [271][272][273]
  102. [274][275][276]
  103. [277][278][279]
  104. [280][281][282]
  105. [283][284][285]
  106. [286][287][288]
  107. [289][290][291]
  108. [292][293][294]
  109. [295][296][297]
  110. [298][299][300]
  111. [301][302][303]
  112. [304][305][306]
  113. [307][308][309]
  114. [310][311][312]
  115. [313][314][315]
  116. [316][317][318]
  117. [319][320][321]
  118. [322][323][324]
  119. [325][326][327]
  120. [328][329][330]
  121. [331][332][333]
  122. [334][335][336]
  123. [337][338][339]
  124. [340][341][342]
  125. [343][344][345]
  126. [346][347][348]
  127. [349][350][351]
  128. [352][353][354]
  129. [355][356][357]
  130. [358][359][360]
  131. [361][362][363]
  132. [364][365][366]
  133. [367][368][369]
  134. [370][371][372]
  135. [373][374][375]
  136. [376][377][378]
  137. [379][380]
  138. [381][382][383]
  139. [384][385][386]
  140. [387][388][389]
  141. [390][391][392]
  142. [393][394][395]
  143. [396][397][398]
  144. [399][400][401]
  145. [402][403][404]
  146. [405][406][407]
  147. [408][409][410]
  148. [411][412][413]
  149. [414][415][416]
  150. [417][418][419]
  151. [420][421][422]
  152. [423][424][425]
Финансы
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжном Судане
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Прочее  Фондовый рынокСтрахованиеБанкиИпотекаКредитМеждународный финансовый центрContinuous Linked Settlement


Экономика
Промышленность  Тяжёлая промышленностьЛёгкая промышленностьМашиностроениеДобывающая промышленностьОбрабатывающая промышленность
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Жилищное строительство
Транспорт  Железнодорожный транспортАвтомобильный транспортВоздушный транспортМорской транспортРечной транспортТрубопроводный транспортТранзит грузов
Торговля  Международная торговляРозничная торговляОптовая торговля
Финансы  СтрахованиеМежбанковские отношенияИндексМеждународный финансовый центр
Доходы населения  Заработная платаПенсииПособия по безработицеСписок стран по средней заработной плате
Цены  ИПЦИЦПДефлятор ВВПИнфляцияЦены на природный газЦены на никельЦены на медьЦены на нефть
Экономические кризисы  Великая депрессия (1929-1933)Мировой экономический кризис (1857)Мировой экономический кризис (1873-1878)Мировой экономический кризис (1914)Мировой экономический кризис (1957-1958)Мировой экономический кризис (1973)Мировой экономический кризис (1987)Экономический кризис в Азии (1997)Экономический кризис в Мексике (1994-1995)Экономический кризис в странах СНГ (1998)Экономический кризис в России в 2008—2009 годахМировой экономический кризис (2007-2009)Экономический кризис в Евросоюзе в 2008—2009 годах
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Прочее  Мировая экономикаИсточники информации в интернете об экономикеПрограмма «Нефть в обмен на продовольствие»Национализация ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie MacЭкономика постсоветского пространства (СНГ, Прибалтика) • Крупнейшие в мире производителиКрупнейшие в Восточной Европе производителиКрупнейшие в Европе производителиНаноиндустрияОсновной капиталЗатраты-выпускСписок стран по потреблению электроэнергии на душу населенияСтраны со схожими темпами экономического роста
Личные инструменты