Индекс потребительских цен
Материал из Documentation.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) — индекс цен, характеризующий изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем (базисном) периоде.[1]
ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции. ИПЦ используется в целях осуществления государственной финансовой политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, регулирования реального курса национальной валюты, пересмотра минимальных социальных гарантий, индексации заработной платы и пособий по социальному обеспечению, пересмотра процентных, арендных и других договорных платежей, решения правовых споров.[2]
Изменения цен на товары и услуги, потребляемые домашними хозяйствами, влияют на реальную покупательную способность доходов потребителей и уровень их благосостояния. ИПЦ используется при пересчете показателей системы национальных счетов из текущих цен в постоянные цены. В частности, он исчисляется с целью дать характеристику изменения общей суммы потребительских расходов населения на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом, произошедшего под влиянием изменения цен на эти товары и услуги.[3]
Индексы потребительских цен могут также использоваться для дефлятирования расходов в текущих ценах или денежных доходов, чтобы получить показатели реального потребления и реального дохода. Реальные показатели предусматривают сравнение объемов во времени (или в пространстве). Страны мира, участвуя в регулярных международных программах, заинтересованы в сравнении уровня развития, невозможного без приведения национальных данных в формат единой валюты. Для оценки ВВП и потребительских расходов домашних хозяйств рассчитываются паритеты покупательной способности (ППС). По существу программы расчета ППС предусматривают подготовку международных индексов потребительских цен. В этом случае сопоставление реальных расходов и реальных доходов между странами можно в значительной мере проводить так же, как и их сопоставление за различные периоды в одной стране. ППС по содержанию представляют собой международные дефляторы, аналогичные дефляторам за разные периоды, которые необходимы для составления национальных счетов в одной стране. Таким образом, ИПЦ широко применяются для проведения международных сопоставлений уровней инфляции.[4]
С точки зрения системы национальных счетов можно выделить ещё две области применения индексов потребительских цен: ИПЦ потребления (иногда называемый индексом стоимости жизни) и ИПЦ операций (часто называемый индексом инфляции). Оба типа ИПЦ ориентированы на цены, с которыми сталкиваются домашние хозяйства. Однако, как показывает название индексов, в центре внимания ИПЦ потребления находятся цены продуктов, на которые производятся конечные потребительские расходы домашних хозяйств, тогда как в центре внимания ИПЦ операций находятся цены продуктов, с которыми связаны конечные денежные расходы домашних хозяйств на потребление и накопление.[5]
[править] Расчёт
Расчёт ИПЦ производится на базе информации, полученной из двух источников:[6]
- данных об изменении цен, рассчитанных на основе регистрации цен и тарифов на товары и услуги на потребительском рынке, за каждый отчетный период;
- данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, которые используются в качестве весов при расчете ИПЦ.
Для расчета сводного ИПЦ необходимо решить следующие вопросы:[7]
- определить список товаров и услуг, по которым рассчитывается данный индекс (то есть входящим в потребительскую корзину);
- измерить динамику цен на каждый из продуктов, входящих в потребительскую корзину;
- определить удельный вес каждого товара в потребительской корзине;
- выбрать формулу расчета индекса, то есть формулу, на основе которой индивидуальные индексы агрегируются в сводный ИПЦ.
В потребительский набор (так называемую «потребительскую корзину») товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, репрезентативно включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, алкогольные напитки и т. д.).[8]
[править] Примечания
- ↑ Бурова Н. В. Статистика цен: Учебное пособие — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.- 68 с.
- ↑ Бурова Н. В. Статистика цен: Учебное пособие — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.- 68 с.
- ↑ Бурова Н. В. Статистика цен: Учебное пособие — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.- 68 с.
- ↑ Бурова Н. В. Статистика цен: Учебное пособие — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.- 68 с.
- ↑ Бурова Н. В. Статистика цен: Учебное пособие — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.- 68 с.
- ↑ Бурова Н. В. Статистика цен: Учебное пособие — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.- 68 с.
- ↑ Бурова Н. В. Статистика цен: Учебное пособие — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.- 68 с.
- ↑ Бурова Н. В. Статистика цен: Учебное пособие — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.- 68 с.