Цены

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] В экономике

Цена как экономический феномен представляет собой денежную оценку единицы товара или услуги, внутренним содержанием которой являются затраты и прибыль на единицу товара. Цена является своего рода стоимостным измерителем, выступает денежным эквивалентом обмена, определяя то количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара.[1]

Цены в рыночной экономике, где доля свободно формирующихся цен превышает долю цен регулируемых, имеют важнейшее значение как на микро-, так и на макроуровне. С микроэкономических позиций цена может рассматриваться как механизм, функционирующий на уровне конкретного предприятия, с помощью которого производитель может обеспечить себе прибыль. С позиций макроэкономики на цены оказывают влияние структура экономики по видам экономической деятельности, системы распределения национального дохода, налогообложения и кредитования, порядок формирования производственных затрат и многое другое.[2]

[править] В статистике

Цена как статистическая категория есть выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены складывается под влиянием ряда объективных обстоятельств, не зависящих от участников сделки (особенность товара, его конкурентоспособность, степень монополизации рынка и т. п.), а также субъективных обстоятельств (выбор контрагента, рынка, времени, места и способа заключения сделки и т. п.).[3]

Предметом статистики цен выступают процессы образования и изменения цен на товары и услуги. Целью статистики цен является получение наиболее полной, достоверной и оперативной информации об уровне цен в различных секторах экономики и тенденциях изменения цен, а также своевременное предоставление информации о ценах в удобной для потребителей форме. Достижение поставленной цели определяет круг задач, решаемых статистикой цен.[4]

К задачам статистики цен относятся, в частности, следующие:[5]

  • отбор товаров-представителей продукции как производственного, так и потребительского назначения, по которым можно судить об уровне и динамике цен в целом;
  • формирование репрезентативной совокупности предприятий и организаций (отдельно торговых и производственных) для выполнения выборочного наблюдения за уровнем и динамикой цен;
  • регистрация цен и тарифов по сформированному кругу товаров-представителей, наблюдение за изменением цен;
  • создание системы показателей статистики цен и выполнение на её основе анализа ценовых процессов по экономике страны или региона в целом, а также по конкретным видам экономической деятельности, товарным и ассортиментным группам;
  • изучение динамики цен на основе расчетов индексов цен, принятых в международной статистической практике;
  • определение и анализ индексов цен для отдельных территорий, регионов;
  • определение уровня и темпов инфляции на основе системы статистических показателей, определение индекса-дефлятора ВВП как обобщающего показателя инфляции и корректировка на его основе обобщающих показателей системы национальных счетов как на уровне страны, так и для отдельных территорий и регионов;
  • выполнение прогнозных расчетов о тенденциях изменения цен и построение экономико-математических моделей, позволяющих оценивать влияние цен на качество жизни, расходы и потребление населения в целом и для его отдельных групп.

[править] Виды

Многообразие цен и показателей, рассчитываемых на их основе, позволяет классифицировать цены по отдельным видам и группам. Так, с учётом сферы товарного обращения выделяются цены производителей и цены потребительские (рыночные). Кроме этого, цены можно классифицировать в зависимости от вида экономической деятельности (тарифы на транспорт, цены в строительстве, в обрабатывающих производствах и т. д.), от назначения товаров и услуг, от уровня регулирования цен, от степени обобщения и т. п.[6]

Цена производителя — цена, полученная производителем за единицу выпущенного товара или услуги. Формируется как цена франко-станция отправления (то есть без учета стоимости доставки продукции до потребителя) и не включает налог на добавленную стоимость, дотации и акциз.[7]

Цена покупателя (конечного потребителя) — цена, складываемая из цены производителя, чистых налогов на продукты (за вычетом субсидий на продукты) и торгово-транспортных издержек.[8]

[править] Индексы цен

Основная статья: Индексы цен

Основными инструментами измерения инфляции выступают индексы цен. Индекс цен представляет собой выраженный в виде отношения или в процентах показатель изменений совокупности цен за некоторый период времени. Как правило, индексу цен присваивается значение, равное единице или 100 % в некоторый базисный период, при этом значения индекса в другие периоды времени должны отражать среднее пропорциональное или процентное изменение цен по сравнению с этим базисным уровнем цен. Поскольку темпы изменения цен на различные товары и услуги не всегда одинаковы, индекс цен может отражать только их среднюю динамику.[9]

Используются, в частности, следующие виды индексов цен:[10]

Каждый из трех перечисленных индексов характеризует только одну из сторон инфляционного процесса. Поэтому, чтобы изучить темпы инфляции, понять ее причины, нужно располагать всеми этими индексами.[11]

По соотношению индексов цен производителей и потребительских цен можно судить о разных видах инфляции, которые испытывает экономика страны в разные периоды времени. В случае если индекс цен потребителей превышает значение индекса цен производителей, речь идёт об инфляции спроса. В случае если индекс цен производителей превышает значение индекса потребительских цен, речь идет об инфляции предложения.[12]

[править] Инфляция

Основная статья: Инфляция

Инфляция — это обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества. Инфляция вызывается прежде всего переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы.[13]

Инфляция приводит к обесценению доходов, накоплений и имущества. В то же время инфляция выгодна экспортерам, должникам, возвращающим долг в неиндексированном размере, банкам, выплачивающим низкие проценты по вкладам, государству, сохраняющему уровень выплат без учета роста цен.[14]

В рыночном хозяйстве инфляция проявляется в открытой форме — как прямой рост оптовых и розничных цен. Если цены растут со скоростью примерно 3-5 % в год, такую инфляцию называют ползучей, это нормальное для современной экономики явление. Опасным считается, когда инфляция становится галопирующей (до 100 % годового прироста) или даже перерастает в гиперинфляцию (свыше 100 %).[15]

[править] Ссылки

[править] Рунет

[править] Инвестинг

[править] ЖЖ

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Бурова Н. В. Статистика цен: Учебное пособие — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.- 68 с.
  2. Бурова Н. В. Статистика цен: Учебное пособие — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.- 68 с.
  3. Бурова Н. В. Статистика цен: Учебное пособие — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.- 68 с.
  4. Бурова Н. В. Статистика цен: Учебное пособие — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.- 68 с.
  5. Бурова Н. В. Статистика цен: Учебное пособие — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.- 68 с.
  6. Бурова Н. В. Статистика цен: Учебное пособие — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.- 68 с.
  7. Бурова Н. В. Статистика цен: Учебное пособие — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.- 68 с.
  8. Бурова Н. В. Статистика цен: Учебное пособие — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.- 68 с.
  9. Бурова Н. В. Статистика цен: Учебное пособие — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.- 68 с.
  10. Бурова Н. В. Статистика цен: Учебное пособие — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.- 68 с.
  11. Бурова Н. В. Статистика цен: Учебное пособие — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.- 68 с.
  12. Бурова Н. В. Статистика цен: Учебное пособие — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.- 68 с.
  13. http://ria.ru/infografika/20080206/98532764.html
  14. http://ria.ru/infografika/20080206/98532764.html
  15. http://ria.ru/infografika/20080206/98532764.html
  16. База данных с ценами на многие товары
Цены
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжном Судане
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи


Экономика
Промышленность  Тяжёлая промышленностьЛёгкая промышленностьМашиностроениеДобывающая промышленностьОбрабатывающая промышленность
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Жилищное строительство
Транспорт  Грузовой транспортПассажирский транспортЖелезнодорожный транспортАвтомобильный транспортТрубопроводный транспортМорской транспортВнутренний водный транспортВоздушный транспортКосмический транспорт
Торговля  Международная торговляРозничная торговляОптовая торговля
Финансы  СтрахованиеМежбанковские отношенияИндексМеждународный финансовый центр
Доходы населения  Заработная платаПенсииПособия по безработицеСписок стран по средней заработной плате
Цены  ИПЦИЦПДефлятор ВВПИнфляцияЦены на природный газЦены на никельЦены на медьЦены на нефть
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  Антигуа и БарбудаАргентинаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСуринамСШАТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыКонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Личные инструменты