Розничная торговля
Материал из Documentation.
Розничная торговля — одна из важнейших отраслей торговли.
Представляет собой коммерческую деятельность по продаже товаров и услуг за наличный и/или безналичный расчёт потребителю, предполагающую их непосредственное использование. Р. т. выступает заключит. этапом товародвижения.[1]
Р. т. зародилась вместе с развитием обществ. разделения труда и товарно-материальных отношений между людьми; изначально представляла собой натуральную форму обмена, позднее стали использовать эквивалент (от лат. aequus — равный и valens, род. п. valentis — имеющий значение, цену) товара в виде шкур редких животных, драгоценных металлов и т. д. Расширение обмена способствовало развитию розничной торговли.[2]
Осн. задачи Р. т. — создание потенциальным покупателям наиболее благоприятных условий для удовлетворения их нужд и потребностей в отд. товарах. Предлагаемые в Р. т. товары должны иметь требуемые качественные показатели и быть представленными в необходимом ассортименте в определённом месте и в приемлемое для покупателя время. В случае надобности должно быть обеспечено послепродажное обслуживание. Функции Р. т. включают формирование ассортимента, предоставление информации потребителям (через продавцов, рекламу и т. д.), производство операций с товарами (хранение, сортировка, установление цен и др.), а также совершение сделок купли-продажи (магазины, кредит, доставка).[3]
Р. т. классифицируется по формам, методам осуществления деятельности и принадлежности (собственности) торговой точки.[4]
По формам — это универмаги и универсамы, супермаркеты, специализир. и дежурные магазины, магазины сниженных цен, торговые базары, уличные разносчики, продажи с лотков. В совр. условиях Р. т. товарами осуществляют многофилиальные системы, включающие универсальные и специализир. магазины (в марте 2014 в РФ на долю Р. т. сетей в ср. приходилось 23,1 % общего объёма оборота Р. т.). Первая многофилиальная система возникла в сер. 19 в., когда нем. фирма швейных машин «Singer» открыла специализир. магазин в США, затем такие же филиалы в Великобритании. К 1877 в Великобритании ей уже принадлежали 160 однотипных магазинов, а к нач. 20 в. — ок. 400.[5]
Классификация по принадлежности торговой точки основана на определении её владельца: выделяют независимого розничного торговца, совместное владение розничной точкой, аренду и др.[6]
Методы Р. т. различаются в зависимости от степени «привязки» к стационарному помещению (торговля через розничные магазины, внемагазинная торговля), широты и глубины предлагаемого ассортимента (узкоспециализированные, универсальные магазины), размеров розничного магазина (крупные, средние, мелкие), политики цен (торгующие по обычным ценам, по сниженным ценам), степени концентрации магазинов (расположенные в центр. деловом районе, торговые центры микрорайонов) и т. д.[7]
К предприятиям Р. т. услугами относятся банки, гостиницы, авиакомпании, платные учебные и мед. учреждения, частично учреждения культуры, рестораны, предприятия бытовых услуг и т. д.[8]
В 2013 совокупный объём выручки крупнейших мировых компаний Р. т. составил 4,3 трлн долл. США, ср. объём их выручки 17 млрд долл. Рост объёмов продаж предприятий организованной Р. т. наблюдается прежде всего в развивающихся странах. Крупнейшие предприятия Р. т. — амер. гос. корпорация «Wal-Mart Stores» («Walmart»; выручка в 2012 ок. 500 млрд долл.), а также др. компании США, Великобритании, Германии и Франции (с выручкой от 75 до 100 млрд долл.). В сфере организованной Р. т. выделяется интернет-торговля. Подавляющее большинство интернет-компаний, занятых розничной онлайн-торговлей, имеют также обычные магазины, и только немногие предприятия реализуют продукцию исключительно через Интернет. Большинство таких компаний находятся в США, Европе, а также в Китае.[9]
[править] Ссылки