Финансы в США


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Финансы в США — отрасль экономики США.

Содержание

[править] Регулирование

Финансовое законодательство США стремится достаточно чётко кодифицировать все правила и меры регулирования, описать финансовые инструменты и рынки (rule-based regulation).[1]

В США регулированием финансовых рынков занимается Комиссия по торговле ценными бумагами (Securities and Exchange Commission, SEC). Её основная задача — защита инвесторов и поддержание эффективной работы фондового рынка, а в сферу ответственности входит определение критериев отчётности и раскрытия информации, функции надзора и регулирования деятельности профессиональных участников рынка, борьба с инсайдерской торговлей и т. д. Комиссия по срочной биржевой торговле (Commodity Futures Trading Commission, CFTC) регулирует рынок производных финансовых инструментов, включая биржи и клиринговые организации. Федеральная резервная система (Federal Reserve System, FRS) является центральным банком в США. Наряду с проведением кредитно-денежной политики, FRS отвечает за регулирование банков, являющихся её членами. Остальные банки находятся под надзором Управления контролёра денежного обращения (Office of the Comptroller of the Currency, OCC). Страховые компании в США регулируются на уровне штатов.[2]

Важную роль в регулировании финансового рынка в США играет саморегулируемая организация — Служба регулирования финансовой индустрии (Financial Industry Regulatory Authority, FINRA). FINRA образовалась в 2007 году после объединения Национальной Ассоциации участников фондового рынка (National Association of Securities Dealers, NASD) и регулятивного подразделения Нью-Йоркской фондовой биржи. В функции FINRA входят регулирование и надзор за брокерскими компаниями, публикация информации о торгах, лицензирование персонала, проведение образовательных программ, регулирование ряда бирж (в том числе NASDAQ), арбитраж и посредничество в разрешении споров.[3]

Система регулирования финансовых рынков в США слишком сегментирована и уступает по прозрачности и эффективности централизованной системе регулирования в Великобритании. В марте 2008 года министр финансов США Генри Полсон предложил реформу регулирующих органов, по которой предлагается объединить SEC и CFTC, а также передать FRS надзор за всеми банками. Однако проведение реформы осложняется бюрократией, а также различиями в подходах к регулированию в различных органах. Например, CFTC действует на основании общих принципов, а не четких правил, как SEC.[4]

В Нью-Йорке действует Американская арбитражная ассоциация (ААА) — один из старейших и известнейших в мире третейских судов, который активно сотрудничает с экспертами в области международного права и корпоративных финансов. Популярность и авторитет, которыми AAA пользуется среди американских предпринимателей и юристов, позволяют говорить о предпочтительности его использования при разрешении споров с компаниями из этого региона. Привлекательность этого арбитражного суда также заключается в том, что помимо собственно арбитражной процедуры ААА предлагает значительное количество способов мирного урегулирования споров — посредничество, консультации, а также примирительные процедуры.[5]

[править] Борьба с инсайдерской торговлей

В США действует наиболее передовое законодательство по борьбе с инсайдом. Отслеживание случаев инсайдерской торговли проводится FINRA при взаимодействии с NYSE и другими крупнейшими биржами США.[6]

[править] Особенности корпоративного управления

У американских корпораций распыленная структура собственности и поэтому генеральный директор (CEO) и другие топ-менеджеры компании имеют большие полномочия и контроль над её операционной деятельностью. Генеральный директор (CEO) подотчётен совету директоров и обязан получать его одобрение для всех значимых решений, таких как увольнение других ключевых менеджеров, привлечение финансирования, поглощение другой компании и т. п. Однако, даже несмотря на то, что совет директоров избирается акционерами, он во многом зависит от руководства компании. В результате акционеры имеют мало рычагов влияния на топ-менеджмент и в основном действуют внешние механизмы корпоративного управления: в первую очередь, рынок корпоративного контроля (неэффективно управляемые компании становятся привлекательной целью для поглощений).[7]

Серия корпоративных скандалов в США (Enron, WorldCom, Tyco и др.) привела в 2002 году к принятию закона Сарбейнса — Оксли, который ужесточил требования в отношении финансовой отчётности и корпоративного управления публичных компаний (независимость аудита, система внутреннего контроля, личная ответственность директоров и т. д.). С одной стороны, это повысило стоимость листинга в США и, вероятно, было главной причиной переноса размещений (IPO) многих иностранных компаний, особенно малого и среднего размера, из Нью-Йорка в Лондон в 2002—2006 годах, с другой же — повысило надёжность и стабильность американского фондового рынка в долгосрочной перспективе. Впрочем, уже в 2007 году Нью-Йорк обогнал Лондон по объёму средств, привлеченных компаниями на IPO: суммарный объём средств, привлечённый на биржах Нью-Йорка, составил $76,5 млрд против $50,4 млрд в Лондоне (в 2006 году соответствующие показатели составили $54,5 и $55,8 млрд).[8]

[править] Рынок облигаций

В США рынок корпоративных облигаций превосходит по объёму рынок государственных облигаций. Это объясняется тем, что при эффективной судебной системе, защищающей права инвесторов, динамично развивающиеся американские корпорации могут в значительной мере финансировать свои проекты за счёт долгового финансирования.[9]

[править] Образование

Наиболее продвинутая система бизнес-образования сложилась в Соединенных Штатах. Большое количество американских университетов и бизнес-школ занимают лидирующие позиции по образовательным программам и научным исследованиям в области финансов и привлекают лучших аспирантов и профессоров со всего мира. Многочисленные программы MBA предоставляют широкий выбор специализации, сроков и времени обучения (например, за 1 год или 2 года, с отрывом или без отрыва от работы) для разных категорий студентов (например, executive MBA для топ-менеджеров). Многие из них стабильно входят в число лучших в мире (Stanford, Wharton, Chicago GSB и т. д.). В лучших американских университетах оптимально сочетаются научная и образовательная компоненты: профессора ведут передовые исследования и это помогает им поддерживать высокий уровень преподавания; в то же время общение со студентами MBA позволяет профессорам ежедневно отслеживать потребности и настроения бизнеса.[10]

[править] Прочее

CME Group образовалась в 2007 году при слиянии Чикагской товарной биржи (Chicago Mercantile Exchange, CME) и Чикагской торговой палаты (Chicago Board of Trade, CBOT), к которым в 2008 году присоединилась и Нью-Йоркская товарная биржа (New York Mercantile Exchange, NYMEX).[11]

В США, помимо крупнейшей биржи NYSE, в Нью-Йорке действуют крупные биржи NASDAQ (торговля акциями высокотехнологичных компаний) и AMEX (торговля акциями молодых компаний и инвестиционных фондов), а в Чикаго — биржи, торгующие производными инструментами (CME Group). В США учёт, клиринг и расчёты по ценным бумагам на национальном рынке производятся в основном в рамках вертикально интегрированной Depositary Trust and Clearing Company (DTCC). Платежи в основном совершаются в режиме реального времени (RTGS) через систему ФРС Fedwire, а клиринг по международным сделкам — через Лондонскую клиринговую палату (LCH.Clearnet).[12]

В Америке появление рынка для молодых и быстрорастущих компаний было связано с двумя торговыми площадками: AMEX и OTC Bulletin. AMEX проиграла в конкурентной борьбе NASDAQ, поэтому была вынуждена сконцентрироваться на организации торговли опционами и паями инвестиционных фондов, а также акциями компаний малого и среднего бизнеса. OTC Bulletin Board — это организация электронных торгов акциями, не попавшими в листинг NASDAQ или других бирж. В OTC Bulletin Board попадают либо молодые и неизвестные компании, либо компании, которые перестали удовлетворять требованиям биржи по капитализации или минимальной цене акции, и вследствие этого прошли процедуру делистинга.[13]

США являются лидером по уровню развития институциональных инвесторов, на которых приходится свыше 50 % всех активов на национальном рынке ценных бумаг, причем среди них одинаково хорошо представлены пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды и страховые компании. Это объясняется высоким уровнем развития системы частных пенсионных накоплений, платного высшего образования, страховой индустрии и сопутствующей ей платной медицины, ипотечного кредитования с возможностью секьюритизации кредитов банками и т. д. Необходимо также отметить наличие в США различных благотворительных фондов и фондов целевого капитала (endowment) у крупнейших частных университетов. По некоторым оценкам, на таких инвесторов приходится до $500 миллиардов активов; один только фонд Гарвардского университета управляет активами на сумму свыше $20 миллиардов.[14]

В США пенсионные фонды имеют ограничения по рейтингу облигаций и по их доле в общем портфеле, некоторые фонды коллективных инвестиций устанавливают собственные правила инвестирования в облигации с рейтингом ниже инвестиционного.[15]

Нью-Йорк, несмотря на большой объем рынка, обслуживает преимущественно национальную экономику США: 5 % капитализации NYSE приходится на ADR.[16]

В США после существенного ужесточения въездных правил вследствие теракта 11 сентября 2001 года порядок получения рабочей визы типа Н1В (для квалифицированных сотрудников и студентов) практически не усложнился. Кроме того, в США, помимо упрощённых правил выдачи рабочей визы для лиц с высоким уровнем образования в определенных областях или большим опытом работы по определенным специальностям, вплоть до последнего времени существовал также закон, позволяющий безвизовый въезд с правом на работу для граждан большинства развитых стран (Visa Waiver). С июля 2008 года эта процедура претерпела изменения: от граждан стран-участниц требуется подать заявку за 72 часа до отъезда. Полученная таким образом виза даёт право на многократный въезд в течение 2-х лет.[17]

В Нью-Йорке финансовый центр находится в центре города, что порождает транспортные и жилищные проблемы.[18]

В Нью-Йорке наблюдается дефицит офисных помещений.[19]

По данным опросов населения, четыре из 10 американцев не откладывают средства на пенсию. В 2002 году был создан Отдел финансового образования в министерстве финансов США, а в 2003 году — Комиссия по финансовому образованию и грамотности при Конгрессе США. Действуют также специальные программы повышения финансовой грамотности детей, сотрудников компаний и т. д.[20]

Основные конкурентные преимущества американского МФЦ, включающего Нью-Йорк и Чикаго, — это:[21]

  • развитый национальный финансовый рынок, опирающийся на крупнейшую экономику в мире;
  • сильные институты — финансовые посредники (инвестиционные банки, брокеры/дилеры и т. д.) и институциональные инвесторы (инвестиционные и пенсионные фонды, хедж-фонды, страховые компании и т. д.);
  • лидерство в создании и внедрении финансовых инноваций (новых торговых платформ, деривативов, моделей оценки и т. п.), основанное на передовой системе бизнес-образования и научных исследований в области экономики и финансов.

Основной недостаток американского МФЦ — это достаточно жёсткое (особенно после событий сентября 2001 года) законодательство и сложная, сегментированная система регулирования, которые препятствуют более динамичному развитию новых рынков, особенно с участием иностранных инвесторов. Консерватизм в законодательстве призван снизить риски «перегрева» и волатильности рынка вследствие действий спекулятивных инвесторов, но при недостаточно ответственной политике регулирования со стороны ФРС и SEC эти задачи не до конца выполняются, как показывают образование «пузыря» на фондовом рынке в 1990-х годах и начавшийся летом 2007 года ипотечный кризис.[22]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1][2][3]
  2. [4][5][6]
  3. [7][8][9]
  4. [10][11][12]
  5. [13][14][15]
  6. [16][17][18]
  7. [19][20][21]
  8. [22][23][24]
  9. [25][26][27]
  10. [28][29][30]
  11. [31][32][33]
  12. [34][35][36]
  13. [37][38][39]
  14. [40][41][42]
  15. [43][44][45]
  16. [46][47][48]
  17. [49][50][51]
  18. [52][53][54]
  19. [55][56][57]
  20. [58][59][60]
  21. [61][62][63]
  22. [64][65][66]
Финансы
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжном Судане
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Прочее  Фондовый рынокСтрахованиеБанкиИпотекаКредитМеждународный финансовый центрContinuous Linked Settlement
Личные инструменты