Государственные финансы Грузии


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск
Динамика объёма совокупных государственных доходов и совокупных государственных расходов в Грузии в 2000—2010 годах, в процентах к ВВП.
Динамика объёма совокупных государственных доходов и совокупных государственных расходов в Грузии в 2000—2010 годах, в процентах к ВВП.
Динамика объёма совокупных государственных доходов в крупнейших странах Закавказья (Азербайджане, Армении и Грузии) в 2000—2010 годах, в процентах к ВВП.
Динамика объёма совокупных государственных доходов в крупнейших странах Закавказья (Азербайджане, Армении и Грузии) в 2000—2010 годах, в процентах к ВВП.
Динамика объёма совокупных государственных расходов в крупнейших странах Закавказья (Азербайджане, Армении и Грузии) в 2000—2010 годах, в процентах к ВВП.
Динамика объёма совокупных государственных расходов в крупнейших странах Закавказья (Азербайджане, Армении и Грузии) в 2000—2010 годах, в процентах к ВВП.
Динамика объёма государственного долга в крупнейших странах Закавказья (Азербайджане, Армении и Грузии) в 2000—2010 годах, в процентах к ВВП.
Динамика объёма государственного долга в крупнейших странах Закавказья (Азербайджане, Армении и Грузии) в 2000—2010 годах, в процентах к ВВП.

Формирование национальной бюджетной системы Грузии было начато весной 1993 г. с принятием закона «О бюджетной системе и правах». В качестве одной из основных задач этот закон предусматривал децентрализацию бюджетной системы республики, элементы которой тогда еще сохранились со времен советской власти. Согласно принятым положениям административно-территориальные единицы получили право на формирование собственных независимых бюджетов, которые, в свою очередь, объединялись в общую бюджетную систему страны. Закон запрещал центральным властям административное вмешательство в бюджетные права нижестоящих субъектов. Уровень теоретической проработки бюджетной политики Грузии на начальном этапе ее государственного становления был, по вполне понятным причинам, недостаточным, а ее формирование непоследовательным. По существу, процедура была сведена к обслуживанию текущих потребностей правительства и слабо связана с макроэкономической ситуацией. Следует также отметить, что бюджетная деятельность правительства в этот период отличалась достаточной непоследовательностью. В целом же правительство ориентировалось на либеральную схему налоговой политики и практику произвольного расходования бюджетных средств (которые без какого-либо проекта расходовались на простую поддержку топливо-энергетического и агропромышленного комплексов), что сопровождалось быстрым ростом инфляции. Отмечались даже факты выделения бюджетных средств отдельным привилегированным компаниям в обход закона.

Однако, несмотря на наличие закона о бюджете, Грузия практически до момента принятия нового закона о бюджете не имела заранее утверждаемого бюджета, и конкретные показатели правительственных доходов и расходов утверждались поквартально. Таким образом, первым реальным шагом в развитии бюджетной системы стал закон «О бюджетной системе и бюджетных полномочиях» от 1996 г. Он преобразовал существовавшую бюджетную систему в «Государственный бюджет Грузии», который включил в себя бюджеты Абхазии и Аджарской АР, а также бюджеты других территориальных единиц Грузии. Этот закон осуществил консолидацию центрального бюджета страны и специальных государственных фондов в государственный бюджет, а также определил ведущую роль казначейства в исполнении бюджета. Законом было определено, что бюджет на следующий год должен представляться на рассмотрение парламента не позднее октября текущего года. Ответственным за исполнение бюджета, его доходных и расходных частей стало Государственное казначейство Министерства финансов. Ему также было предписано осуществление зачисления денежных средств плательщиков и контроль за целевым использованием бюджетных средств. На него также была возложена задача контроля за выдачей и возвратом кредитов.

Практически до середины 1996 г. НБГ был вынужден в определенной степени финансировать правительство, так как поступления от налогов в бюджет росли очень медленно. С 2 % ВВП в 1993 г. они выросли к 1996 г. лишь до 5 % ВВП. Такой уровень поступлений в бюджет следует оценить как весьма низкий, исходя из международной практики. Кроме того, бюджеты 1991—1994 гг. имели значительный дефицит. В 1992 г. дефицит бюджета Грузии по отношению к ВВП составил 25,2 %, в 1993 г. — 26,2 % (хотя в 1991 г. он не превышал 1,9 %). В 1995 г. правительством Грузии были приняты жесткие меры по повышению государственной финансовой дисциплины, что позволило уже в том же году сократить дефицит бюджета до 7 % от ВВП, а в последующие пять лет он уменьшился до 3,3 % от объема ВВП (см. табл. 2). Бюджетные дефициты 1995, 1997, 1999 гг. более чем наполовину покрывались за счет кредитов МВФ и Всемирного банка и гуманитарной помощи из ЕС, которая составляла вторую по величине статью дохода бюджета.

В целом все виды внешних поступлений обеспечивали до 60 % бюджетных расходов. За тот же период претерпела изменения и структура бюджета. Например, в 1992 г. порядка 33 % бюджетных средств направлялось в народное хозяйство Грузии. Хотя объем прямых субсидий не превышал нескольких процентов, косвенные субсидии составляли порядка 70 % общей суммы бюджетных расходов (в основном в виде дотаций на поддержание контролируемых цен на энергоносители и ряд других товаров). Однако уже к 1994 г. уровень бюджетных расходов на народное хозяйство снизился до порядка 7 % расходной части бюджета. При этом произошло некоторое увеличение затрат на социальную защиту населения и уменьшение расходов на государственное управление, оборону и т. д. Задача по снижению бюджетного дефицита была также одной из основных в ходе второго этапа реформ. Но соблюдение антиинфляционного режима потребовало использования для покрытия дефицита бюджета иностранных кредитов, кредитов Национального банка Грузии. В то же время бюджетная система Грузии требует своего дальнейшего развития. Действующее законодательство еще не определяет в должной степени взаимоотношения центрального бюджета с местными, а также различными звеньями бюджетной системы, вопросы формирования доходов и расходов на разных уровнях бюджетной системы. Согласно законам о бюджете 1993 и 1996 гг. в республиканский бюджет в полном объеме зачисляются поступления от налога на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и т. д. Следует отметить, что при составлении государственного бюджета Грузии довольно часто возникает вопрос о достоверности используемых экономических показателей. Это связано, в частности, с различиями в методике обработки исходных данных организациями, предоставляющими информацию планирующим органам. Кроме того, информация о суммах собираемых налогов, поступающая от налоговых и таможенных служб как правило не совпадает с фактическими суммами, зачисленными на счета банков-агентов. Это происходит как правило либо из-за технических ошибок, либо в результате злоупотреблений, связанных со сбором налогов уполномоченными организациями.

В 2001 году отмечалось, что серьезной проблемой для грузинского бюджета является также уклонение от налогообложения. По оценкам экспертов, в бюджет не поступает порядка 40-45 % от суммы всех налоговых поступлений, которые государство могло бы получать дополнительно за счет выявления укрываемых средств. При этом все налоговые выплаты в бюджет Грузии не превышают уровня 10-12 % ВВП. Основной причиной роста теневой экономики стали слабость государства и несовершенство законодательства. Некоторые сферы предпринимательства выпадают из поля его действия, что дает возможность для уклонения от налогообложения. Несовершенство нормативной базы отрицательно сказывается на эффективности деятельности органов государственного финансового контроля. Отсутствие закона о казначейском исполнении бюджета, который определил бы права и обязанности казначейской службы, также сдерживает развитие и совершенствование системы казначейства. Недостаток квалифицированных специалистов излишне формализует и усложняет процесс работы казначейства, что снижает его эффективность и вызывает нарекания к его работе. Помимо уклонения от налогов на уровень поступлений в бюджет влияют слабость и низкая эффективность грузинской экономики. Бюджет страдает также и от широкого распространения коррупции в существующей административной системе. Существующий бюджетный кризис, вызванный весьма низким уровнем государственных доходов, оказывает дестабилизирующее воздействие на Грузию.

Содержание

[править] Госбюджет

[править] Доходы

Доходы государственного бюджета Грузии ($млн):

  • 1995 год — 218,8
  • 1996 год — 412,3
  • 1997 год — 561,3
  • 1998 год — 363,7
  • 1999 год — 334,8
  • 2000 год — 323,8
  • 2007 год — 3090

В 2008 году доходы государственного бюджета (включая гранты) составили 5,5 млрд лари. В первой половине 2009 года доходы государственного бюджета составили 2 556,9 млн лари, а расходы — 3 146,4 млн лари.[1]

[править] Расходы

Расходы государственного бюджета Грузии ($млн):

  • 1995 год — 378,5
  • 1996 год — 611,7
  • 1997 год — 771,2
  • 1998 год — 473,9
  • 1999 год — 466,4
  • 2000 год — 427,1
  • 2007 год — 3140

Доля бюджетных расходов в ВВП Грузии в 2008 году в реальном исчислении превышала 1/3.[2]

В 2007 году бюджетные расходы на оборону составляли 7,5 % ВВП.[3]

[править] Дефицит

Дефицит государственного бюджета Грузии:

  • 1995 год — $160 млн (7,0 % ВВП)
  • 1996 год — $199 млн (6,6 % ВВП)
  • 1997 год — $210 млн (5,9 % ВВП)
  • 1998 год — $110 млн (3,7 % ВВП)
  • 1999 год — $132 млн (4,6 % ВВП)
  • 2000 год — $103 млн (3,3 % ВВП)
  • 2002 год — 265 млн лари (3,6 % ВВП)[4]
  • 2003 год — 274 млн лари (2,0 % ВВП)[5]
  • 2004 год — 206 млн лари (2,1 % ВВП)[6]
  • 2005 год — 10,7 млн лари (0,1 % ВВП)[7]
  • 2006 год — 277 млн лари (2,0 % ВВП)[8]
  • 2007 год — $50 млн
  • 2008 год — 358 млн лари (2,9 % ВВП)[9]

В 2008 году одним из источников покрытия дефицита бюджета стали суммы, полученные от приватизации государственного имущества. Без учёта этих сумм, по данным НБГ, в 2008 году дефицит бюджета достиг 927 млн лари, что составляет примерно 5 % ВВП Грузии.[10]

[править] Государственный внешний долг

По данным Национального банка Грузии, по состоянию на 31 марта 2012 года внешний долг правительственного сектора Грузии составлял $3,8 млрд (33,4 % от совокупного внешнего долга Грузии), внешний долг Национального банка Грузии — $783 млн (6,9 %).[11]

Соотношение внешнего долга правительственного сектора Грузии к ВВП в период со второго квартала 2011 года по первый квартал 2012 года включительно составляло 25,6 %.[12]

[править] Прочее

В апреле 2008 года правительство Грузии выпустило еврооблигации с пятилетним сроком погашения на $500 млн, которые были приобретены частными инвесторами. Примерно $130 млн из вырученных средств немедленно пошли на военные расходы, а остальная сумма была внесена в фонды национального благосостояния. Позже власти вынуждены были забрать оттуда эти средства, и к началу 2009 года все они были израсходованы. В марте 2011 года правительству удалось погасить более 80 % этого долга и при помощи «J. P. Morgan» и «Goldman Sachs» выпустить новые облигации, номинированные в долларах, с десятилетним сроком погашения. Ставка по ним оказалась приемлемой — 7,125 % годовых.[13]

Бюджетные проблемы Грузии и необходимость увеличения государственных доходов также вредят ее репутации как страны, благоприятной для ведения бизнеса: появляются сообщения, что власти систематически притесняют частные компании, чтобы собрать побольше средств.[14]

Государственные ассигнования в Грузии на сельское хозяйство в 2010 году составили меньше 1 % бюджетных расходов — всего 53 млн лари (примерно $32 млн).[15]

[править] Галерея

[править] Примечания

  1. Силагадзе А. Современные финансовые и монетарные тенденции в Грузии // CA&CC Press, 2010 [1][2][3]
  2. Силагадзе А. Современные финансовые и монетарные тенденции в Грузии // CA&CC Press, 2010 [4][5][6]
  3. Силагадзе А. Современные финансовые и монетарные тенденции в Грузии // CA&CC Press, 2010 [7][8][9]
  4. Силагадзе А. Современные финансовые и монетарные тенденции в Грузии // CA&CC Press, 2010 [10][11][12]
  5. Силагадзе А. Современные финансовые и монетарные тенденции в Грузии // CA&CC Press, 2010 [13][14][15]
  6. Силагадзе А. Современные финансовые и монетарные тенденции в Грузии // CA&CC Press, 2010 [16][17][18]
  7. Силагадзе А. Современные финансовые и монетарные тенденции в Грузии // CA&CC Press, 2010 [19][20][21]
  8. Силагадзе А. Современные финансовые и монетарные тенденции в Грузии // CA&CC Press, 2010 [22][23][24]
  9. Силагадзе А. Современные финансовые и монетарные тенденции в Грузии // CA&CC Press, 2010 [25][26][27]
  10. Силагадзе А. Современные финансовые и монетарные тенденции в Грузии // CA&CC Press, 2010 [28][29][30]
  11. Совокупный внешний долг Грузии составляет 11,4 миллиардов долларов США[31]
  12. Совокупный внешний долг Грузии составляет 11,4 миллиардов долларов США[32]
  13. Выбор Грузии: какой курс избрать в период неопределенности? / Томас де Ваал; пер. с англ. М. Коробочкина ; Моск. Центр Карнеги. — М., 2011. — 67 с.
  14. Выбор Грузии: какой курс избрать в период неопределенности? / Томас де Ваал; пер. с англ. М. Коробочкина ; Моск. Центр Карнеги. — М., 2011. — 67 с.
  15. Выбор Грузии: какой курс избрать в период неопределенности? / Томас де Ваал; пер. с англ. М. Коробочкина ; Моск. Центр Карнеги. — М., 2011. — 67 с.
Финансы в Грузии
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012)
Банковская система  Национальный банкРозничный банковский сектор
Фондовый рынок  История
Страхование  Медицинское страхование
Лизинг 
Паевые инвестиционные фонды 
Негосударственные пенсионные фонды 
Ипотека  Валютная ипотека
Облигации  Корпоративные облигации
Государственные и муниципальные финансы  Государственный внутренний долгГосударственный внешний долг
Биржи 
Приток капитала  История
Финансовые реформы  Денежные реформыБанковская реформа
Денежно-кредитная политика  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011)
Прочее  Валютный рынокКурс доллара США к грузинскому лариВнешний долгКредитные рейтингиРынок производных финансовых инструментовПенсионные фондыНеплатежиИнсайдерская торговляБухгалтерский учётМихаил Саакашвили и финансы в ГрузииБюджетная политика в 2001 годуБюджеты регионов в 2001 годуДенежные переводы в Грузию


Экономика Грузии
История  Грузинская ССР1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009) • 2010-е годы (2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019) • 2020-е годы (2020, 2021, 2022, 2023, 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029)
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Жилищное строительствоТранспортное строительство
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Речной) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Мобильная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  Банковская системаФондовый рынокСтрахованиеГосударственные финансыПриток капиталаВнутренний долгВнешний долг
Основные фонды  Коммерческие организацииНекоммерческие организацииФондоотдача
Инвестиции  Инвестиционный климатИностранные инвестиции
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт)
Доходы населения  Заработная платаПенсииСтипендии
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеРасходы на конечное потребление домохозяйствВаловое накопление основного капитала
Личные инструменты