Автобусы в России в XXI веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Парк
Исследование «Автостат Инфо» показало, что по состоянию на начало 2018 года в России насчитывалось 437 898 автобусов.
По состоянию на 1 января 2020 года в России насчитывалось 409,9 тыс. автобусов. Средний возраст парка составляет 16,5 года, причем 45,8 % всех автобусов пребывают в возрасте старше 15 лет. Доля иномарок составляет немногим более четверти российского парка (25,8 %). В то же время во владении юридическими лицами находится 70,6 % от общего объема автобусной техники. На долю дизельных автобусов приходится 49,3 %, а экологическим стандартам «Евро-4» (и выше) соответствует 22,7 % машин. Самый крупный из региональных парков автобусной техники находится в Москве, где числится 20,5 тыс. экземпляров. В Краснодарском крае, который идет на втором месте рейтинга, насчитывается 17,4 тыс. единиц. Замыкает тройку лидеров Подмосковье (15,9 тыс. шт.). Еще в семи субъектах РФ (Санкт-Петербург, Татарстан, Ростовская и Иркутская области, Красноярский край, Новосибирская и Свердловская области) тоже зарегистрировано более 10 тыс. автобусов. Что касается марочной структуры российского парка автобусной техники, то лидером здесь является ПАЗ (185,7 тыс. шт.), на втором месте — КАвЗ (48,9 тыс. шт.), а замыкает первую тройку ЛиАЗ (37 тыс. шт.). Причем на долю этих трех марок приходится более 66 % всего парка автобусов в РФ. Среди иномарок больше всего в стране числится автобусной техники Hyundai (16,4 тыс. шт.).[1]
[править] Возраст
В начале 2011 года отмечалось, что средний возраст автобусов в России составляет 14,5 лет. 57,4 % парка автобусов — старше 10 лет. Доля автобусов до 5 лет составила 23,2 %.[2]
В России доля автобусов, находящихся в эксплуатации более 10 лет, составляла 45,9 % в 2019 г., а менее 5 лет — 28,9 %.[3]
[править] Производство
По данным Минпромторга России, в 2018 году в России было выпущено более 13 тыс. автобусов.[4]
По данным Росстата, за январь-октябрь 2023 года в России было произведено 17,9 тыс. шт автобусов технически допустимой максимальной массой не более 5 тонн (+72,7 % г/г).[5]
По данным Росстата, за январь-октябрь 2023 года в России было произведено 11,0 тыс. шт автобусов технически допустимой максимальной массой более 5 тонн (+9,0 % г/г).[6]
[править] Продажи
Продажи новых автобусов в России в 2020 г. снизились на 5 % (до 13,2 тыс. шт.).[7]
[править] Рынок новых автобусов
В марте 2021 года объем рынка новых автобусов в России составил 824 единицы, что на 26 % ниже, чем в марте 2020-го. 70 % от этого количества пришлось на марку «ПАЗ». Еще примерно 17 % рынка суммарно заняли «НЕФАЗ» и «ЛИАЗ». Автобусы «ПАЗ» за месяц разошлись тиражом в 558 экземпляров — на 11 % меньше, чем год назад. Продукция «НЕФАЗ» приобретена в количестве 95 штук (-35 %), а «ЛИАЗ» — 41 единицы (-71 %). В модельном рейтинге традиционно лидирует ПАЗ 3205 с результатом 296 автобусов. Следующие два места тоже занимают представители линейки «ПАЗ»: ПАЗ 3204 — на второй позиции с результатом 149 штук, ПАЗ 4234 — на третьей (110 шт.).[8]
[править] Виды автобусов
[править] Электробусы
В 2018 году Москва закупила у «Группы ГАЗ» и «КамАЗа» 200 электробусов.[9]
[править] Модели
[править] ГАЗель NEXT
В октябре 2016 года на Международном автобусном салоне Busworld Russia в Москве представлен 17-местный микроавтобус «ГАЗель NEXT» на базе цельнометаллического фургона.[10]
[править] Регионы
[править] Москва
В 2004 году Москва закупила 600 автобусов.[11]