Владимир Путин и судостроение России
Материал из Documentation.
В «Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года», утверждённой Путиным 27 июля 2001 года, было определено, что в целях обеспечения национальной безопасности страны строительство современных морских судов для обновления российского флота — транспортного, научно-исследовательского, промыслового, морской техники для освоения месторождений нефти и газа на шельфе, объектов инфраструктуры для устойчивой работы Северного морского пути, средств спасения на море и других видов надводной и подводной техники новых поколений — должно осуществляться преимущественно на отечественных предприятиях.[1]
10 мая 2006 года Путин в президентском послании Федеральному собранию заявил, что неоправданно долго решаются вопросы реорганизации таких важнейших отраслей, как авиа- и судостроение. Путин сказал, что правительство должно оперативно, наконец, завершить работу по созданию соответствующих холдингов.[2]
1 ноября 2006 года Путин на совещании, посвящённом развитию судостроения, заявил: «Правительство недавно обсуждало стратегию развития судостроения на период до 2030 года. Вместе с тем окончательных решений до сих пор не принято». Путин привел цифры, предоставленные министерством промышленности и энергетики. По этим данным, процент от общего тоннажа гражданских судов, построенных за последние 10 лет по заказам российских судовладельцев на зарубежных верфях, составляет 94,4 %. И лишь оставшееся отошло российским производителям, хотя у нас могло бы быть построено и 28 %. Путин сказал: «Почему этого не произошло? А потому, что мы с вами не создали необходимые условия для развития судостроения, вовремя не среагировали на происходящие в мировой и нашей экономике события». Для более активного развития отрасли Путин предложил правительству использовать меры «здорового протекционизма». То есть прибегнуть к какой-то льготной налоговой системе и процедурам, привлечь субсидии и кредиты. Лишь бы только это не «подорвало рыночные условия функционирования отрасли и конкуренцию, но позволило бы сделать первые необходимые шаги для укрепления своих позиций». Путин предложил обсудить принципиально новые подходы по формированию интегрированных структур, которые должны будут реализовывать государственную стратегию в области судостроения.[3]
В марте 2007 года в Кремле под председательством Путина состоялось совещание, посвященное перспективам развития отечественной судостроительной отрасли. «Нужно сосредоточить внимание на перспективных направлениях — там, где наше судостроение могло бы занять серьезную нишу на мировых рынках», — заявил Путин. Путин в конце совещания дал указание о создании федеральной целевой программы гражданского судостроения.[4]
21 марта 2007 года Путин подписал указ о создании ОАО «Объединённая судостроительная корпорация» (ОСК), объединяющей государственные финансовые активы в судостроении.[5][6][7][8][9][10]
26 апреля 2007 года Путин в президентском послании Федеральному собранию заявил, что Россия — крупнейшая морская держава, имеющая достаточно развитый рынок собственных морских перевозок. При этом в России практически перестали строить гражданские суда. Путин сказал, что за последние десять лет более 90 % новых судов российские судовладельцы заказали и построили на зарубежных верфях и, если не предпринять сегодня никаких действий, отрасль просто деградирует, что в конечном счете негативно скажется и на безопасности страны, на военном кораблестроении. Путин заявил, что для исправления ситуации принято решение о создании ОСК, которая должна включать все сегменты: от проектирования и строительства судов до их сервисного обслуживания и ремонта. Путин сказал, что перед корпорацией поставлена прямая задача — завоевать достойную нишу на глобальном рынке судостроения. У нас такие возможности есть. По мнению Путина, что в ближайшее время следует определиться с мерами господдержки судостроительной отрасли в России.[11]
В феврале 2008 года Путин заявлял, что появление госкорпораций в ряде отраслей экономики не означает переход к госкапитализму, основная цель их создания — крупные и долгосрочные инвестиции в судо- и авиастроение, оборонный комплекс, на которые частный бизнес пока не готов.[12][13]
В мае 2008 года Путин заявил: «На отечественных верфях построено лишь 6 %. Наши деньги уходят за границу: за рубежом строить суда быстрее, качественнее и дешевле». Путин сказал: «Для прорыва и улучшения положения в российском судостроении необходимы системные меры». Только таким образом, по его мнению, можно существенно поднять конкурентоспособность российского судостроения и обеспечить его глубокую технологическую модернизацию. Путин высказал недовольство медленным выполнением задач по формированию ОСК и потребовал от правительства решить все к 1 апреля 2009 года. Еще год назад было принято решение о создании ОСК. А в 2009 году должно быть полностью завершено акционирование входящих в корпорацию государственных унитарных предприятий. «Между тем до сих пор в полном объеме не сформированы аппараты управления корпорации и ее дочерних компаний», — заявил Путин, потребовав доложить причины столь медленного выполнения поставленных задач. Путин заявил, что программа развития отрасли должна быть конкретной, в основе нее должен лежать объективный рыночный анализ. Кроме того, добавил Путин, эта программа должна быть рассчитана на грамотное и эффективное вложение государственных средств. Иначе судостроители будут проигрывать в конкуренции по целому ряду показателей, и прежде всего в производительности труда, организации самого производства, темпах внедрения инноваций. Он отметил, что в целом трудозатраты в российском судостроении в 3-5 раз выше, чем у иностранных партнеров. Он привел в пример ситуацию, когда для постройки танкера водоизмещением 150 тысяч тонн в России требуется более 1 миллиона человеко-часов. Аналогичные работы в Японии и Южной Корее требуют в несколько раз меньше. Поэтому чиновники получили задачу — интегрировать российское судостроение в мировой судостроительный рынок. По его мнению, страна должна сама строить технику для добычи на шельфе нефти и газа и их перевозки. «Нам нужно четко определиться с действительно перспективными направлениями, прежде всего начать разработку нового поколения кораблей и другой морской техники», — заявил Путин. Путин предложил сконцентрироваться на проектах, которые жизненно необходимы для обеспечения обороноспособности страны или обещают ощутимую рыночную, коммерческую отдачу.[14]
В марте 2009 года Путин заявил, что из различных источников, в том числе по банковским проектам, региональным программам, проектам в области высоких технологий финансирование российского судостроения в 2009 году может достигнуть 110 миллиардов рублей. Путин акцентировал внимание на задачах определить для российского судостроения внятные перспективы и завершить к концу марта 2009 года формирование ОСК.[15]
В феврале 2010 года Путин заявил, что доволен работой президента ОСК Романа Троценко.[16]
В августе 2010 года Путин заявил: «Надо понимать, что если мы будем закупать авиасуда за рубежом, то наш авиапром просто умрет. И в судостроении также. Если мы не будем наращивать собственные ресурсы, то мы утратим возможности для развития собственной промышленности и никогда уже ничего не создадим. Конкуренция на мировом рынке сумасшедшая». Путин добавил, что закупать можно будет «только те суда, которые в России не планируется создавать». И заметил, что иностранцев надо стимулировать строить судостроительные заводы на территории РФ.[17]
В апреле 2011 года Путин заявил, что российское судостроение показало рост почти на 8 % в 2010 году, портфель заказов ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) превысил 100 судов. «Наша задача заключается в том, чтобы на территории России действовала вся технологическая, промышленная цепочка — от проведения НИР [научно-исследовательские работы] до НИОКР [научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы] — до изготовления комплектующих и крупносерийного выпуска продукции», — сказал Путин. Он подчеркнул, что приоритетными направлениями развития судостроения являются строительство ледоколов, высокотехнологичных судов различного назначения, буровых платформ.[18]
В декабре 2011 года Путин изложил планы по развитию судостроения в России. По гражданской части до 2020 года планируется направить на развитие отрасли 250 млрд рублей, по военной — 450 млрд, по линии военно-технического сотрудничества — ещё 200 млрд рублей.[19]
[править] Отдельные компании и предприятия
В 2005 г. В. В. Путин посетил ОАО «Судостроительный завод „Красные Баррикады“» и дал высокую оценку работе предприятия.[20]
В октябре 2009 года Путин подписал распоряжение о дополнительной финансовой помощи «Севмашу» — в размере 4 млрд рублей.[21]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ Ершов А. М. Кораблестроение и судостроение России: обеспечение конкурентоспособности и перспективы // Вестник МГТУ, том 11, № 2, 2008 г. стр.247-253
- ↑ Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Сайт президента России, 10 мая 2006
- ↑ http://www.rg.ru/2006/11/02/stapeli.html
- ↑ http://www.rg.ru/2007/03/15/sydostroenie.html
- ↑ http://www.transafety.ru/news/?id=17978&year=2009&today=22&month=08&officially
- ↑ http://www.morskayakollegiya.ru/search/preview.php?q=%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F&path=//news/obshchie_novosti/2007/10/29/143/index.html
- ↑ http://www.morskayakollegiya.ru/news/obshchie_novosti/2008/05/19/238/
- ↑ http://www.rg.ru/2007/03/23/sudostroenie.html
- ↑ [1]
- ↑ http://lenta.ru/lib/14160711/full.htm
- ↑ Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Сайт президента России, 26 апреля 2007
- ↑ http://www.rg.ru/2008/11/11/goskorporacii.html
- ↑ http://www.smi.ru/text/08/11/11/index.html?type=allsources
- ↑ http://www.rg.ru/2008/05/14/putin-verfi.html
- ↑ http://www.rg.ru/2009/03/12/sudostroy.html
- ↑ http://pda.rg.ru/2010/02/19/putin.html
- ↑ http://www.rg.ru/2010/08/25/putin.html
- ↑ http://www.rg.ru/2011/04/20/sudostroenie-anons.html
- ↑ Балтийский завод спасет банкротство[2]
- ↑ http://www.korabel.ru/catalogue/item_view/279.html
- ↑ http://expert.ru/2010/03/26/vebsevmash/