Реформа местного самоуправления в России
Материал из Documentation.
Реформа местного самоуправления в России была проведена в 2000-х годах.
Закон о реформе местного самоуправления был принят депутатами Госдумы в 2003 году. Реформа предполагает разделение структуры муниципальной власти на два уровня — городское или сельское поселение и муниципальный район или городской округ. Муниципальный район объединяет несколько поселений, а городской округ — это, как правило, крупный город (например, столица субъекта РФ). В компетенцию МО первого уровня входят, в частности, электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, транспорт, содержание автодорог, утверждение генпланов поселений, выдача разрешений на строительство, утверждение правил землепользования, продажа и сдача в аренду земли, благоустройство, содержание жилого фонда. За муниципальными районами закреплены такие полномочия, как строительство и содержание автодорог между населенными пунктами, организация транспортного сообщения, поддержание общественного порядка, здравоохранение, образование, экологический контроль. Основными источниками формирования бюджетов поселений, согласно федеральному законодательству, должны стать земельный налог, средства от продажи и аренды земли, налог на имущество физических лиц и 10 % собираемого на территории МО первого уровня налога на доходы физических лиц. В бюджеты МО второго уровня должны поступать, в частности, 90 % собираемого на территории района единого налога на вмененный доход, 20 % налога на доходы физлиц, 40 % штрафов за нарушение экологических норм, а также все пошлины за осуществление государственных полномочий.[1]
С 2006 года в России осуществляется муниципальная реформа, связанная с реализацией положений федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон, направленный на масштабную реорганизацию местного самоуправления, представляет собой радикальный отход от принципов действовавшего прежде законодательства. Он передает контроль над местным самоуправлением в основном на уровень федерального законодательства и детально регулирует организацию местного самоуправления, его финансирование, полномочия и предметы ведения. Окончательное вступление закона «Об общих принципах местного самоуправления» было отложено до 2009 года.[2]
Содержание |
[править] Направления реформы
Основные направления реформы:[3]
- Создание концептуально нового правового поля для местного самоуправления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в частности:
- принятие новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ);
- принятие Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (№ 95-ФЗ);
- внесение поправок в Налоговый кодекс РФ;
- внесение поправок в Бюджетный кодекс РФ;
- изменение большого массива отраслевых федеральных законов, касающихся сферы деятельности органов местного самоуправления;
- изменение регионального законодательства по местному самоуправлению: регулированию подлежат около 70 вопросов данной области;
- изменение всей нормативной базы существующих муниципальных образований и разработка нормативных актов, начиная с уставов, для вновь созданных муниципальных образований.
- Изменение территориальной организации местного самоуправления путем повсеместного введения двухуровневой системы «муниципальный район — поселение», ведущего к увеличению числа муниципальных образований, переделу их границ и изменению правового статуса существующих муниципальных образований.
- Изменение структуры органов местного самоуправления: состава, полномочий, способов формирования
- Изменения в способах взаимодействия поселений внутри одного муниципального образования, межмуниципальном сотрудничестве, взаимодействии с органами государственной власти.
- Разграничение собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образования, перепрофилирование и приватизация собственности для приведения в строгое соответствие пообъектного состава публичной собственности установленным законом полномочиям для каждого уровня власти.
- Создание новой концессионной модели муниципального хозяйства.
[править] Ход реформы
При анализе отношений органов государственной власти субъекта Федерации и местного самоуправления прежде всего необходимо учесть, что сегодняшнее состояние местного самоуправления в России далеко от желаемого и усугубляется множеством проблем, основные из которых:[4]
- низкая эффективность управления со стороны местных органов власти;
- слабый уровень профессиональной подготовки муниципальных служащих;
- недостаток финансовых средств на качественное исполнение полномочий;
- отсутствие необходимых организационных и материально-технических условий для функционирования муниципальных органов власти.
Решить вышеуказанные проблемы задумывалось посредством масштабной муниципальной реформы, смысл которой должен был заключаться в том, чтобы «повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления и приблизить к населению муниципальный уровень публичной власти».[5]
31 марта 2006 года председатель Законодательного собрания Иркутской области Виктор Круглов заявил: «У местного самоуправления в российской истории глубокие корни, но и последнее десятилетие отмечено на этот счёт важными событиями. В 1995 году был принят Закон „Об общих принципах организации местного самоуправления“, а вскоре Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления. Однако при реализации закона сразу же появились пробелы в правовой базе. Во-первых, большинство муниципалитетов не получили достаточного налогового потенциала. Во-вторых, бюджеты вышестоящего уровня продолжали финансировать низовое звено с существенным дефицитом. В-третьих, так и осталось непонятным, какой уровень власти за что отвечает. И, наконец, сохранение противоречий вело к конфликтам между местным самоуправлением и региональными властями, а также и к разочарованию граждан в эффективности местного самоуправления. Вот почему в 2003 году вступил в силу новый Закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“. Его положения увязывают разграничение полномочий, финансов и ответственности между органами власти всех уровней. Закон учёл претензии со стороны местного самоуправления. Предусмотрено чёткое распределение доходов и расходов между уровнями власти, а также прозрачная система перераспределения бюджетных средств по всей вертикали. Если закон 1995 года формально уравнивал все муниципалитеты — от города-миллионника до сельского райцентра, то закон 2003 года ориентирован на выстраивание более логичной системы власти с максимальным приближением ее к народу».
[править] Цели реформы
31 марта 2006 года В.Круглов заявил: «Курс на укрепление государственности, проводимый Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, предполагает активизацию общественных сил, создание гражданского общества и обновление властных структур. Именно эти цели преследуют проведение реформы местного самоуправления, избрание в регионах губернаторов представительными органами власти, усиление субъектов Федерации, прежде всего, через их укрупнение. (…) В конечном итоге реформа должна привести к созданию авторитетных и работоспособных органов местного самоуправления, для которых решающим станет слово самих жителей. В результате власть и народ должны сделать шаг навстречу друг другу, а условия жизни в каждом городе и поселке измениться к лучшему».
[править] Результаты реформы
31 марта 2006 года В.Круглов заявил: «Муниципальная реформа привела к созданию двухуровневой системы местного самоуправления и позволила восстановить вертикаль представительных органов власти в низовом звене — в селах, поселках, малых городах — там, где и живет основная масса людей».
Результатом реформы стала абсолютно унифицированная модель местного самоуправления, вводимая на всей территории страны, определяющая с большой точностью формы, порядок образования и функционирования местных органов власти вне зависимости от субъекта Федерации.[6]
[править] Ссылки
- Статьи о реформе местного самоуправления в «Российской газете»
- Раздел о финансовом аспекте реформы местного самоуправления на сайте Минфина РФ
- [1]
[править] Примечания
- ↑ http://www.kommersant.ru/doc/888268/print
- ↑ http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2007/09/Osnovnie%20tendencii.pdf
- ↑ Общественный мониторинг реформы местного самоуправления в России (октябрь 2003 — август 2004)
- ↑ http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2007/09/Osnovnie%20tendencii.pdf
- ↑ http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2007/09/Osnovnie%20tendencii.pdf
- ↑ http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2007/09/Osnovnie%20tendencii.pdf