Реформа образования в России в 2000-х годах
Материал из Documentation.
Для реформирования системы образования у новой власти по сравнению с предыдущей было больше возможностей: поддержка законодателей, выросшие финансовые ресурсы страны. В отличие от первого этапа реформирования, когда преобразования готовились спешно в недрах образовательного ведомства, без учёта мнения родителей и педагогической общественности, в 2000—2002 годы все важнейшие новации в образовательной сфере активно обсуждались на различных форумах.[1]
Яркие примеры — Всероссийский форум работников образования в январе 2000 года и Гражданский форум в ноябре 2001 г. с участием президента. После продолжительного обсуждения у страны появилась «образовательная конституция» — в октябре 2000 г. правительство утвердило Национальную доктрину образования в Российской Федерации. Теперь все реформы среднего образования и высшей школы в обязательном порядке должны были соответствовать этому документу. Доктриной предусматривалось поэтапное увеличение расходов на систему образования с тем, чтобы через 25 лет вывести финансирование образования на уровень развитых стран. В декабре 2000 г. правительство приступило к разработке Программы информатизации в 2001—2005 гг. всей сферы российского образования. По затратности (около 40 млрд р. из всех источников) — это самая масштабная программа в области образования и одна из самых крупных среди всех отраслей народного хозяйства страны за последние десятилетия.[2]
Уже в 2001 г. правительство на паритетных условиях с субъектами РФ выделило более 2 млрд р. на масштабную программу компьютеризации сельских школ России (в стране из 68 тыс. школ, две трети — сельские школы). Во все сельские школы в 2001 г. впервые за последние годы были поставлены комплекты учебно-методической литературы. В 2000 г. была значительно уменьшена задолженность по заработной плате учителям, а в 2001 г. более половины субъектов Российской Федерации ввели собственные надбавки работникам образования. Правительство впервые стало считать образование главным ресурсом модернизации экономики. В бюджете на 2001 г. образование стало самой крупной статьей расходов бюджета, обогнав финансирование обороны. Впервые после долгого перерыва вузам стали выделять деньги на коммунальные платежи, компьютеры, библиотеки, учебное оборудование, капремонт и капстроительство. Правда, вопреки обещаниям зарплата работников образования осталась на прежнем низком уровне. Отказавшись от спешки в деле реформирования образования, правительство стало говорить о поэтапной модернизации системы образования и апробации отдельных подходов в режиме экспериментов. Концепция такой модернизации была утверждена правительством 25 октября 2001 г. Вариативность обучения сохранялась. Государственная средняя общеобразовательная школа оставалась бесплатной. А для высших учебных заведений предлагалось разработать механизм оплаты обучения. В 1999 г. платных студентов (в госвузах и частных) было 46 %, в 2000 — 51 %, в 2001 г.— уже 53 %. Основные направления модернизации: введение в России 12- летнего школьного образования, замена вступительных экзаменов единым государственным тестированием, введение государственного стандарта образования и государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), деление стипендий на социальную (нуждающимся) и академическую (за высокие результаты), оптимизация сети сельских школ и др. Больше всего в образовательном сообществе разногласий вызвали предложения о переходе на 12-годичную систему обучения и о введении единого экзамена. Идея двенадцатилетки с самого начала наткнулась на серьезные препятствия.[3]
Во-первых, для введения 12-летнего обучения необходимо было изменить минимальный возраст призыва в армию.[4]
Во-вторых, в самом Министерстве образования не было единства в вопросе, куда добавлять лишний год — в старшие классы или в начальную школу. Дополнительный год в начальной школе позволял снизить нагрузки младшим школьникам. В старших же классах за счет лишнего года можно было глубже изучить ряд предметов. В итоге многочисленных дискуссий вопрос о 12-летнем обучении в школе решено было отложить и вернуться к нему в 2008—2009 гг. после результатов эксперимента. Тем более, что требовалось время для разработки новых школьных программ и подготовки педагогических кадров. Главная цель единых государственных экзаменов — уравнять возможности зачисления в ведущие вузы абитуриентов из разных регионов и слоев общества и обеспечить честную и гласную оценку качества преподавания в школах (к примеру, в Эстонии результаты единого экзамена публикуются в официальной прессе и служат для родителей ориентиром при выборе школы). Еще в конце 1999 г. при Министерстве образования РФ был создан Центр тестирования, который проводил платное тестирование школьников 9- и 11-х классов. Такое тестирование позволяло проверить свои знания перед летними экзаменами. Если тест сдавался удачно, его при согласии педсовета могли зачесть как оценку за выпускной экзамен в школе. До введения единого государственного экзамена решено было поставить эксперимент. Он длился три года, а начат был в 2001 г. в шести регионах страны и дал положительные результаты. Яркий тому пример — 19 выпускников из Чувашии, которые не выезжая из республики, поступили в Высшую школу экономики. Раньше, как сказал президент Чувашии Н. В. Федоров, никто из них просто бы не решился поехать в Москву, чтобы поступать в ВШЭ.[5]
В 2002 г. эксперимент по применению единого экзамена был продолжен уже в 15 регионах РФ, а в 2003 г. проводился уже в 47. На всей территории страны правительство планирует ввести единый государственный экзамен с лета 2005 г. Яблоком раздора в образовательном сообществе стал государственный образовательный стандарт. Почти 10 лет в России обсуждался вопрос, нужен ли он школе (инспектора все это время применяли временные стандарты, разработанные Министерством образования). Противники «стандартизации» настаивали на том, что стандарт убьет творчество. Доводы же сторонников стандарта сводились к тому, что во всем мире действуют национальные стандарты в области государственного образования и что образовательные стандарты защитят от некачественного образования, от непрофессионала-учителя, от предвзятости в контроле знаний. При наличии государственного стандарта родители получат право обжаловать в суде его нарушение (отсутствие в школе тех или иных предметов, нужных учебников в школьной библиотеке, низкая квалификация преподавателей и т. п.).[6]
В ноябре 2002 г. законопроект «О государственном стандарте общего образования», разработанный учеными Российской академии образования Э. Д. Днепровым и В. Д. Шадриковым, прошел второе чтение в Государственной Думе, но дальше второго чтения этот законопроект не продвинулся. У идеи государственных именных финансовых обязательств также были не только горячие поклонники, но и скептически настроенные оппоненты. Введение ГИФО предполагало выделение конкретным гражданам средств от государства на получение высшего образования. При этом размеры ГИФО прямо зависели от результатов сданного единого государственного экзамена. Таким образом, полное общенациональное введение ГИФО могло состояться только после перехода на ЕГЭ.[7]
В январе 2002 г. вышло постановление правительства «О проведении в 2002—2003 годах эксперимента по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств». А весной 2002 г. Министерство образования РФ и Высшая школа экономики начали локальный эксперимент по использованию ГИФО в пяти вузах страны: трех в Чувашии и двух в республике Марий Эл. Цель оптимизации сети сельских школ — не экономия на сельской школе, а достижение качества образования, сравнимого с городским. В регионах России апробируются различные схемы оптимизации сети сельских школ, в частности, реализация программ «Интернат», «Интернет», «Школьный автобус» (ежедневный привоз детей в более крупные школы, где должны быть созданы условия для качественной организации учебного процесса). Это тем более необходимо в условиях демографического спада, когда число детей в российской школе в ближайшие годы сократится на 7 млн (более чем на треть!). Российская система образования при всех ее бедах по многим параметрам по-прежнему остается одной из лучших в мире. Сохраняются богатые педагогические традиции, есть уникальная научно-педагогическая система Российской академии образования. Все это дает основания и возможность модернизировать образовательную сферу без спешки, на основе выверенных многолетних экспериментов. Тем более, что для новой структуры и содержания образования потребуются не только экспериментальная апробация вышеуказанных подходов, но и подготовка соответствующих учебников и педагогических кадров.[8]
26 мая 2004 года Путин обратился с посланием Федеральному собранию, одной из тем которого была реформа образования.[9]
9 февраля 2007 года Путин подписал Федеральный закон о введении единого госэкзамена, согласно которому с 2009 года ЕГЭ становится единственной формой государственной итоговой аттестации и совмещает в себе выпускные школьные экзамены и вступительные в техникумы и вузы.[10][11][12]
24 июля 2007 года Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования».[13]
24 октября 2007 года Путин подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)». Законом в России была введена двухуровневая система высшего образования. Законом устанавливаются в России следующие уровни высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование — бакалавриат и высшее профессиональное образование — магистратура, или подготовка специалиста.[14][15][16]
В июле 2008 года Медведев заявил, что в России должна быть сформирована сеть учебных и учебно-образовательных центров. По замыслу Медведева, в сеть учебных и учебно-образовательных центров должны войти новые создаваемые вузы, а также традиционные университеты, которые получат статус «исследовательских центров». На совещании по развитию сети научно-образовательных центров Медведев напомнил, что уже принято решение о создании Южного федерального университета в Ростове-на-Дону и Сибирского в Красноярске. «Нам надо окончательно определиться с площадками для организации федеральных университетов в других округах», — сказал он. В частности, отметил он, уже подготовлено решение о создании такого университета на Дальнем Востоке. «В ближайшее время необходимо рассмотреть возможность создания федеральных университетов на Урале, в Калининграде и в Поволжье (на базе казанских учебных заведений)». Также Медведев считает возможным придать ряду ведущих российских вузов статуса «исследовательских центров». Это касается, в частности, таких учреждений, как МГУ, Санкт-Петербургский госуниверситет и Московский физико-технический институт, считает Медведев. При этом Медведев пообещал, что будут предприняты и реальные шаги по развитию специализированных вузов. «Ими могут стать Ядерный университет на базе МИФИ и Технологический университет на базе Московского института стали и сплавов», — сказал он. Он подчеркнул, что таким вузам «как центрам концентрации российской науки надо оказать приоритетную поддержку». Медведев подчеркнул, что необходимо «всемерно содействовать развитию конкурентоспособных научных школ». При этом «надо более широко внедрять принцип конкурсного распределения госфинансирования, причем на основе неангажированной, неаффилированной экспертизы», — подчеркнул Медведев. Для того, чтобы этот конкурсный механизм заработал, президент предложил сформировать госпрограмму фундаментальных исследований для академических институтов, университетов и других научных организаций. Медведев отметил, что должны быть сформированы долгосрочные программы развития российских научных и научно-образовательных центров, а объемы их финансирования должны корректироваться «по результатам мониторинга их деятельности». При этом Медведев подчеркнул, что программы создания центров должны иметь конкретные сроки реализации.[17]
26 мая 2009 года Медведев подписал указ N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации».[18]
В августе 2009 года Медведевым был внесён в Госдуму проект федерального закона «О Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете».[19]
10 ноября 2009 года Медведев подписал федеральный закон «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете». Документ разрешает двум университетам самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и требования, проводить дополнительные вступительные испытания. Университетам разрешено выдавать выпускникам собственные дипломы с официальной символикой Российской Федерации и печатью вуза. Форма дипломов утверждается вузами самостоятельно. До сих пор все высшие учебные заведения выдавали своим выпускникам дипломы единого государственного образца. В законе прописано, что ректоры МГУ и СПбГУ отныне назначаются и освобождаются от должности (в том числе и досрочно) президентом РФ. Медведев сказал министру образования и науки Андрею Фурсенко: «На основании закона должны быть подготовлены программы развития двух наших крупнейших университетских центров. Хотел бы, чтобы вы занялись этим вместе с университетами, подготовили необходимые подзаконные документы, организационные решения и предложения по кадрам для соответствующих университетов». Фурсенко заявил, что в ближайшее время уже будет готов представить соответствующие программы и предложения по кадровым назначениям. Одновременно идет работа над программами создаваемых федеральных и национальных исследовательских университетов. «Таким образом, мы надеемся к концу года сформировать некую структуру, во главе которой будут стоять два госуниверситета. Эта сеть позволит более четко структурировать систему высшей школы», — сказал Фурсенко. Медведев обратил внимание, что реформа университетов должна сделать их конкурентоспособными. «В результате мы должны создать современную систему высшей школы, — заявил он. — Наша главная цель — качественное высшее образование для наших людей». Медведев при этом выразил сожаление, что два крупнейших российских образовательных центра — Московский и Петербургский госуниверситеты — в международных рейтингах занимают не лучшие места. В связи с этим Медведев напомнил об идее оценки университетов через рейтинги цитируемости их научных работ. Эта методика, сказал Медведев, не является универсальной — если для фундаментальных наук она применима, то с гуманитарными все несколько сложнее. «Но тем не менее внедрять это надо», — заявил Медведев.[20]
В феврале 2011 года было сообщено, что Медведев подписал поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», касающиеся проведения процедуры Единого государственного экзамена. Закон, в частности, запрещает в местах проведения ЕГЭ, государственной итоговой аттестации, олимпиад школьников, вступительных испытаний, проводимых образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, размещать, а участникам этих мероприятий и лицам, привлекаемым к их проведению, — иметь при себе и использовать «средства связи и электронно-вычислительной техники». Для проведения ЕГЭ создаются соответствующие федеральная и региональная информационные системы. Предусматривается, что сведения, содержащиеся в используемых при проведении единого государственного экзамена контрольных измерительных материалах (КИМ), относятся к информации ограниченного доступа, за разглашение которой лица, привлекаемые к проведению ЕГЭ, и его участники несут установленную законодательством РФ ответственность. Кроме того, устанавливается статус общественных наблюдателей, которые имеют право присутствовать при проведении аттестации.[21]
В апреле 2011 года Путин заявил, что предложенный образовательный стандарт для старших классов нуждается в доработке с учетом всех «здравых идей». По его словам, система образования в России нуждается в обновлении и «качественном реформировании», а также в реализации новых подходов и идей. Но «делать это нужно предельно аккуратно», чтобы сохранить те преимущества, которыми исторически обладает отечественное школьное и вузовское образование, отметил Путин. Все решения, принимаемые в сфере образования, по его мнению, должны быть проработаны, абсолютно понятны для общества и приняты им.[22]
[править] Ссылки
- Статьи о реформе образования в «Российской газете»
- Досье // Образование / Реформа
- Андрей Волков, Дмитрий Ливанов: Ставка на новое содержание[15]
[править] Примечания
- ↑ Короткевич В. И. «История современной России 1991—2003»
- ↑ Короткевич В. И. «История современной России 1991—2003»
- ↑ Короткевич В. И. «История современной России 1991—2003»
- ↑ Короткевич В. И. «История современной России 1991—2003»
- ↑ Короткевич В. И. «История современной России 1991—2003»
- ↑ Короткевич В. И. «История современной России 1991—2003»
- ↑ Короткевич В. И. «История современной России 1991—2003»
- ↑ Короткевич В. И. «История современной России 1991—2003»
- ↑ [1][2]
- ↑ [3][4][5][6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9][10]
- ↑ [11]
- ↑ [12][13][14]
- ↑ Путин подписал закон об установлении двух уровней высшего образования
- ↑ Президент пообещал вузам поддержку, а министр образования Фурсенко — закрытие
- ↑ «Российская газета» публикует указ президента о реформе юридического образования
- ↑ МГУ и СПбГУ — ведущие в стране
- ↑ МГУ и СПбГУ — ведущие в стране
- ↑ Президент законодательно запретил использовать мобильные телефоны на ЕГЭ
- ↑ http://www.rosbalt.ru/main/2011/04/20/841413.html
Дмитрий Анатольевич Медведев | |
---|---|
Периоды | 1965—1989 годы • 1990—1999 годы • 2000—2008 годы • Президентство |
Годы | 1970 • 1971 • 1972 • 1973 • 1974 • 1975 • 1976 • 1977 • 1978 • 1979 • 1980 • 1981 • 1982 • 1983 • 1984 • 1985 • 1986 • 1987 • 1988 • 1989 • 1990 • 1991 • 1992 • 1993 • 1994 • 1995 • 1996 • 1997 • 1998 • 1999 • 2000 • 2001 • 2002 • 2003 • 2004 • 2005 • 2006 • 2007 • 2008 • 2009 • 2010 • 2011 |
Политика | Социально-экономическая политика |
Реформы | Налоговая • Пенсионная • ЖКХ • Образования (Среднего образования) • Системы госуправления (Административная) • Военная • МВД • Федеративная |
Послания Федеральному собранию | 2008 • 2009 • 2010 • 2011 |
Публикации | |
Прочее | Деятельность (Принятые решения, Подписанные законы, Назначения, Инициативы, Предложения, Поставленные задачи, Оценки деятельности) • Предположения • Россия во время президентства Медведева (Экономика, Внешняя политика, Изменение социально-экономических показателей) |