Реформы в России в 2002 году


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

[править] Реформа госслужбы

Подробности президентских предложений по реформированию госслужбы были опубликованы 15 января 2002 г.[1]

10 июня 2002 года в интервью газете «Невское Время» Путин отметил сосредоточение большого числа госслужащих федерального уровня в Санкт-Петербурге и необходимость проведения «не формальных, а действительных реформ», чтобы система в полной мере отвечала новым задачам, с которыми она сейчас сталкивается. Он также еще раз упомянул об одном из аспектов, связанных с реформой госслужбы: нехватке в органах квалифицированных специалистов.[2]

30 июня 2002 г. Путин подписал указ об увеличении заработной платы госслужащим.[3]

В июле 2002 года Михаил Касьянов провел ряд нелицеприятных сравнений российских правительственных структур с их зарубежными аналогами в плане качества выполняемой работы и открытости. «Дебюрократизация», по словам Касьянова, стала насущной необходимостью, так же как и переход от финансирования «органов» к финансированию «выполняемых ими функций», что станет шагом к повышению эффективности работы и изменению самого менталитета госслужбы.[4]

13 августа 2002 г. Путин подписал еще один указ об этическом кодексе («подобающем поведении») госслужащих.[5]

21 августа 2002 г. журнал «Итоги» опубликовал пространное интервью с Медведевым, в котором тот выделил основные направления реформы госслужбы:[6]

  • более чёткое разделение обязанностей госслужащих как посредством пересмотра «табели о рангах» с указанием круга обязанностей и квалификации, так и при разработке нового законодательства, устанавливающего различные уровни и типы государственных организаций и отношений между ними;
  • утверждение стержневых ценностей госслужбы: федерализм, законность, открытость, эффективное реагирование на запросы граждан;
  • борьба с коррупцией и избежание конфликта интересов.

19 ноября 2002 года был подписан Указ Президента Российской Федерации № 1336 «О федеральной программе „Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 гг.)“».[7]

[править] Административная реформа

В 2002 году президент РФ В. В. Путин назначил председателя правительства М. Касьянова ответственным за проведение административной реформы.[8]

18 апреля 2002 года В. В. Путин в качестве важнейших задач, стоящих перед страной, отметил необходимость дальнейшего проведения административной реформы и, прежде всего модернизацию системы исполнительной власти.[9] Путин назвал государственный аппарат «громоздким, неповоротливым и неэффективным», сославшись, в частности, на то, что три четверти всех обращений граждан к президенту во время его телевизионного интервью представляли собой жалобы граждан на различные проявления «административного произвола». Далее в своей речи Путин признал, что «нынешние функции государственного аппарата не приспособлены для решения стратегических задач». Он также упомянул о плохой профессиональной подготовке чиновников, для которых «знание современной науки управления — это все еще очень большая редкость». Целью грядущей административной реформы президент назвал создание «эффективного, компактного и работающего» госаппарата. Говоря об исполнительной власти, Путин заявил, что ее организационные структуры напоминают «штабы отраслей централизованного народного хозяйства», а «министерства продолжают направлять усилия на то, чтобы подчинить себе — финансово и административно — предприятия и организации». Все это, по словам президента, чрезвычайно затрудняет ведение в России «цивилизованного бизнеса». Четыре ключевых задачи в этой области, по мнению Путина, таковы: (1) изменение стратегической ориентации правительства; (2) создание условий для экономического роста; (3) предоставление качественных публичных услуг населению; (4) эффективное управление государственным имуществом. «Госаппарат должен стать работающим инструментом реализации экономической политики, — сказал президент, — для чего нужна эффективная и четкая технология разработки, принятия и исполнения решений». Путин выразил недовольство слишком медленным ходом реформ: «Мы уже два года говорим о сокращении избыточных функций госаппарата. Ведомства „цепляются“ и будут „цепляться“ за эти функции. Но это, конечно, не повод откладывать реформу». При проведении реорганизации «не может быть никакой компанейщины… которая обычно заканчивается плавным „переливом“ чиновников из одной структуры в другую». При всем том «ревизия функций государства — задача непростая и долговременная». Коррупция вновь была названа в числе серьезных проблем, но главной причиной ее президент считает не отсутствие репрессивных мер, а наличие административных барьеров, непрозрачность в работе госаппарата и недостаток средств.[10]

В 2002 году Владимир Путин одобрил доклад Касьянова по реформе правительства, который реально был написан Шуваловым.[11]

[править] Пенсионная реформа

В 2002 году была начата реформа пенсионного страхования. Она была вызвана необходимостью модернизации существующей распределительной системы в условиях ухудшающихся демографических условий.[12]

В 2002 году Госдума почти завершила законодательное обеспечение пенсионной реформы.[13]

1 января 2002 года вступил в силу закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».[14]

24 июля 2002 года был принят ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».[15]

С 2002 года Россия вступила в новую национальную пенсионную систему.[16]

Законопроект «О профессиональных пенсионных системах», принятый Госдумой в первом чтении осенью 2002 г., предусматривал создание профессиональных пенсионных систем на накопительных принципах в рамках коллективных договоров.[17]

[править] Таможенная реформа

С 1 января 2002 года введен новый таможенный тариф, который должен способствовать дальнейшей легализации импорта. В соответствии с новым таможенным тарифом ставка ввозной таможенной пошлины будет изменена на 140 товарных позиций. При этом на 90 % из них ставка будет снижена. В новом таможенном тарифе аккумулированы все изменения ставок ввозных таможенных пошлин, принятые в 2000 и 2001 годах или одобренные решениями Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. В соответствии с новым таможенным тарифом, в частности, будут снижены с 20 % до 15 % ставки ввозных таможенных пошлин на аудио- и видеоаппаратуру и на комплектующие для радио- и телеаппаратуры. С 15 % до 10 % будет снижена ставка на части кинескопов. Вдвое — с 20 % до 10 % будет снижена ставка на суда и прочие плавсредства. С 25 % до 20 % снижается ставка на швейные машины. С 15 % до 10 % снижается ставка на витаминные препараты, с 10 % до 5 % — на фрукты и плоды. Вместе с тем, на некоторые товары ставки будут повышены — с 5 % до 10 % повышается таможенная ставка на рис и с 5 % до 15 % — ввозная таможенная ставка на холодильники и компрессоры. Эти меры направлены на защиту отечественных производителей.[18]

[править] Реформа корпоративного управления

В рамках реформы с 1 января 2002 г. вступил в силу новый закон об акционерных обществах, который защищает права мелких акционеров и препятствует выводу активов, устанавливает порядок выбора управляющего состава компании, согласия акционеров на проведении крупных операций с активами, ограничивает сферу влияния совета директоров, определяет стандарты предоставления финансовой отчетности и порядок выплаты дивидендов.[19]

4 апреля 2002 года в России был принят Кодекс корпоративного поведения.[20]

[править] Реформа выборного законодательства

В 2002 г. были внесены изменения в федеральное законодательство, касающееся выборов в законодательные органы субъектов РФ.[21]

11 декабря 2002 году Совет Федерации одобрил новую редакцию закона «О выборах депутатов Государственной Думы», которым, начиная с 2007 г. устанавливался 7-процентный барьер для прохождения партий в Государственную Думу.[22]

[править] Судебная реформа

Принятые в начале 2002 года Госдумой Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс предложили судьям новую, соответствующую реалиям современной жизни страны законодательную базу в весьма ответственных отраслях права.[23]

Принят федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».[24]

1 июля 2002 г. вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс. Новый УПК уравнял права защиты и обвинения. Произошло значительное сужение полномочий прокуратуры в судебном процессе. Одиннадцать действий дознавателей и следователей, в том числе задержание и содержание под стражей, обыск, прослушивание телефонных переговоров и другие, стали теперь возможны только по решению суда, а не с санкции прокурора, как было раньше. Функции прокуратуры были сведены к поддержанию обвинения и общему надзору (а не руководству) за дознанием и следствием. Введен институт сделки с правосудием по нетяжким преступлениям и институт недопустимых доказательств. Все показания обвиняемых, данные без адвоката, признавались недопустимыми доказательствами. А это означало, что следователям предстояло отказаться от такого метода сбора доказательств, как выбивание показаний из подозреваемых. Важнейшим нововведением в уголовном процессе явился отказ от института возврата дела на доследование. Теперь в случае отсутствия доказательств вины суд должен был сразу выносить оправдательный приговор.[25][26]

Вступивший в силу 1 сентября 2002 г. новый Арбитражно-процессуальный кодекс заметно улучшил правовую защищенность предпринимателей: прекратилась возможность использовать судебную систему в качестве инструмента недобросовестной конкуренции, когда по одному и тому же хозяйственному спору можно было получить два взаимоисключающих решения Арбитражного суда и суда общей юрисдикции. Теперь экономические споры были отнесены к исключительной юрисдикции арбитражных судов и частные акционеры больше не могли блокировать деятельность компаний через суды общей юрисдикции.[27][28] Также в новом АПК были ограничены процессуальные права прокуратуры.[29]

14 ноября 2002 года Путин подписал Гражданский процессуальный кодекс РФ.[30][31]

В 2002 году был введён суд присяжных заседателей почти во всех субъектах Российской Федерации.[32]

[править] Реформа МВД

С 1 января 2002 г. в семи областях России (по одной в каждом федеральном округе) начался эксперимент, в ходе которого стали применяться новые критерии оценки оперативной обстановки.[33]

26 февраля 2002 года Президент РФ своим указом возложил на МВД функции федерального органа исполнительной власти по миграционной службе. При МВД создана Федеральная миграционная служба.[34][35]

22 ноября 2002 года всем лицам, временно пребывающим на территорию России, начата выдача миграционных карт.[36]

[править] Военная реформа

В 2002 году в структуре оборонного бюджета России была увеличена доля расходов на НИОКР, ремонт и перевооружение армии. В 2002 году на эти цели было запланировано на 27 млрд больше, чем в 2001 году. Деньги пошли прежде всего на поставку в войска современной военной техники и новых образцов вооружений для сил общего назначения — ударных вертолётов, средств связи, информации и разведки.[37]

В 2002 году в послании Федеральному собранию В. В. Путин заявил, что «одним из безусловных приоритетов является продолжение военной реформы и переход к профессиональной армии при сокращении срока службы по призыву». Далее в послании было сказано о соответствующих экспериментах на базе отдельных воинских соединений, по результатам которого будет определяться, как скоро весь армейский механизм сможет перейти на сокращенные сроки службы по призыву.[38]

С 1 января 2002 года Министерство обороны перешло на единую систему заказов вооружений и военной техники.[39]

В феврале 2002 года Генеральный штаб завершил работу над проектом программы перевода армии и военно-морских сил на контрактную основу и в июле 2002 года представил его президенту Путину.[40]

28 июня 2002 года Госдума приняла закон «Об альтернативной гражданской службе», согласно которому гражданин России имел право на замену военной службы на службу, не связанную с использованием оружия (в инженерных подразделениях, тыловых частях, а также в лечебных и военно-лечебных учреждениях, домах инвалидов и т. п.), если военная служба противоречила его убеждениям или вероисповеданию, а также если он относился к коренным малочисленным народам. Срок альтернативной гражданской службы определялся в 3,5 года (для выпускников вузов он был меньше в 2 раза).[41]

В сентябре 2002 года начал осуществляться эксперимент по переводу 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии на контрактную основу.[42] В рамках эксперимента было предусмотрено увеличение денежного довольствия военнослужащих, строительство улучшенных казарм и предоставление квартир для военнослужащих.[43]

[править] Реформа образования

В 2002 году эксперимент по применению единого госэкзамена был продолжен в 15 регионах РФ.[44]

В январе 2002 года вышло постановление правительства «О проведении в 2002—2003 годах эксперимента по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств».[45]

Весной 2002 года Министерство образования РФ и Высшая школа экономики начали локальный эксперимент по использованию государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) в пяти вузах страны: трёх в Чувашии и двух в республике Марий Эл.[46]

В ноябре 2002 года законопроект «О государственном стандарте общего образования», разработанный учёными Российской академии образования Э. Д. Днепровым и В. Д. Шадриковым, прошёл второе чтение в Государственной Думе.[47]

[править] Приватизация

Выполнение программы приватизации в 2002 г. привело к поэтапному разгосударствлению ряда отраслей экономики.[48]

[править] Реформа трудовых отношений

1 февраля 2002 года вступил в силу новый Трудовой кодекс РФ.[49] Трудовой кодекс привёл трудовое законодательство в соответствие с требованиями рыночной экономики и обеспечил более эффективное использование и повышение мобильности трудовых ресурсов.[50]

[править] Земельная реформа

В 2002 году проводилась земельная реформа.[51]

Новый Земельный кодекс, принятый в 2001 году, вступил в действие с января 2002 года и стал реально регулировать вопросы прав собственности, оборота и использования в качестве гарантийного обеспечения коммерческих земель, земель поселений, приусадебных участков и семейных ферм.[52]

В июле 2002 года в весеннюю сессию Госдумы был принят один из самых эпохальных законопроектов в области земельной реформы — «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», разрешивший законно продавать и покупать сельхозугодья.[53][54]

[править] Реформа технического регулирования

В 2002 году в России была начата реформа технического регулирования, призванная кардинально сократить количество обязательных требований, предъявляемых государством к продукции и технологическим процессам; сосредоточить обязательные требования на задачах обеспечения безопасности человека и окружающей среды; полностью отказаться от государственного регулирования качества выпускаемой продукции, предусмотрев системы добровольного соблюдения стандартов качества; кодифицировать все необходимые обязательные требования в рамках небольшого числа технических регламентов и придать им силу федерального закона; сделать процесс разработки и принятия технических регламентов публичным; обеспечить допуск общества к процессу разработки и обсуждения технических регламентов.[55]

Первым шагом по решению указанных задач и запуску реформы системы технического регулирования стало принятие Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (закон № 184-ФЗ), вступившего в силу с 1 июля 2003 года, который создал правовую основу для проведения реформы технического регулирования.[56]

Задачи реформы, решаемые в рамках принятого федерального закона № 184-ФЗ:[57]

  1. Сокращение количества обязательных требований, кодификация обязательных технических требований. Федеральным законом предусмотрено, что обязательному исполнению подлежат лишь те государственные требования, которые установлены техническими регламентами. Обязательные требования должны быть установлены в технических регламентах исчерпывающим образом и иметь прямое действие. Однако до момента принятия технических регламентов ведомственные нормативные акты сохраняют свою силу. Максимальный срок действия данных актов ограничен серединой 2010 года, когда согласно федеральному закону должны быть приняты все необходимые технические регламенты.
  2. Концентрация государства на вопросах обеспечения безопасности человека и окружающей среды. С 1 июля 2003 года обязательному исполнению подлежат лишь те государственные технические требования, которые преследуют своей целью обеспечение безопасности человека и окружающей среды. Таким образом, не подлежат обязательному исполнению технические требования, обеспечивающие качество продукции, учет и другие задачи, не имеющие отношения к безопасности человека и окружающей среды.
  3. Создание системы добровольного соблюдения стандартов качества. Разделы закона, посвященные стандартизации и сертификации, предусматривают систему добровольного соблюдения стандартов качества. Такие стандарты могут быть приняты в виде национальных стандартов или стандартов организаций. Федеральным законом предусмотрена процедура создания добровольных систем сертификации, описан порядок их действия.
  4. Публичность процесса разработки и принятия технических регламентов. Все проекты технических регламентов подлежат предварительному публичному обсуждению. Замечания и предложения, полученные в рамках публичного обсуждения, подлежат учету и могут быть отдельно рассмотрены законодателем при принятии решения об утверждении технического регламента. Кроме того, технические регламенты принимаются Федеральным Собранием, что само по себе делает этот процесс более открытым по сравнению с существовавшей ранее практикой узковедомственных решений.
  5. Привлечение общества к процессу разработки технических регламентов. Федеральным законом предусмотрено, что разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо.

Федеральным законом № 184-ФЗ предусмотрен переходный период продолжительностью семь лет с момента вступления в силу федерального закона. В течение данного срока, то есть до 1 июля 2010 года, должен быть полностью завершен переход к установлению обязательных требований только техническими регламентами, таким образом будет выстроена вся система технического регулирования на новой нормативной базе. Столь длительный срок объективно обусловлен прежде всего необходимостью создания новой для российского законодательства системы федеральных законов — технических регламентов.[58]

В соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ все акты, содержащие требования к производству, товарам и услугам, будут утверждаться в форме технических регламентов, содержащих все обязательные требования по безопасности продукции и процессов производства, либо стандартов (национальных, корпоративных) для добровольного применения, которые должны способствовать повышению конкурентоспособности продукции.[59]

В соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ общие технические регламенты будут приняты по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности. Остальные технические регламенты будут являться специальными.[60]

[править] Финансовые реформы

Подробнее см. также: Финансы в России в 2002 году

[править] Налоговая реформа

1 января 2002 года вступили в силу главы 25-27 Налогового кодекса РФ.[61]

С 1 января 2002 г. была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24 % (в 2001 г. она могла доходить до 35 %).[62][63]

В 2002 году была проведена реформа платежей за пользование природными ресурсами — замена нескольких видов платежей (включая отчисления в целевой бюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и акциз на нефть) единым налогом на добычу полезных ископаемых.[64] Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырье на мировом рынке, что существенно пополнило бюджет России.[65][66]

[править] Банковская реформа

В 2002 году Госдума совершила значительную перестройку управления в ЦБ РФ, значительно урезав его свободу в распоряжении деньгами. Расходы ЦБ, а также правильность подсчета его прибыли, половину которой он должен перечислять в бюджет, теперь будет контролировать Национальный банковский совет. Туда войдут представители парламента, президента и правительства, а от ЦБ — лишь его председатель.[67]

[править] Реформирование казначейской системы

С 2002 г. большинство федеральных органов государственной власти перешли на казначейское исполнение бюджета.[68]

[править] Реформы отраслей экономики

[править] Электроэнергетика

В 2002 году активно обсуждалась реформа электроэнергетики.[69]

В январе 2002 года на совете директоров РАО ЕЭС было принято решение об учреждении ФСК как стопроцентной дочерней компании РАО.[70]

22 февраля 2002 г. Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».[71]

28 февраля 2002 г. Правительство Российской Федерации на своем заседании одобрило законопроекты о реформировании электроэнергетики, представленные ответственными за их подготовку федеральными органами исполнительной власти.[72]

В марте 2002 года был учреждён системный оператор.[73]

6 марта 2002 г. Советом директоров РАО «ЕЭС России» одобрен базовый вариант реформирования дочерних и зависимых обществ РАО «ЕЭС России», зафиксировавший важнейшие принципы реформирования региональных энергокомпаний.[74]

2 апреля 2002 г. Постановлением Правительства утверждены «Основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».[75]

5 апреля 2002 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 471-р внесены изменения в распоряжение Правительства № 1040-р «О плане первоочередных мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики Российской Федерации».[76]

10 апреля 2002 г. Председатель Правления РАО «ЕЭС России» А. Б. Чубайс подписал приказ № 200 «О задачах по реализации проектов реформирования АО-энерго в 2002 г.», закрепляющий базовый вариант реформирования дочерних и зависимых обществ РАО «ЕЭС России».[77]

26 апреля 2002 г. Решением Совета директоров РАО «ЕЭС России» по вопросу: «О едином подходе к оценке РАО „ЕЭС России“, дочерних и зависимых обществ в процессе реформирования» был образован Комитет по оценке при Совете директоров РАО «ЕЭС России».[78]

27 апреля 2002 г. Глава кабинета министров подписал постановление Правительства о внесении в Государственную Думу пакета законопроектов по реформированию электроэнергетики.[79]

13 мая 2002 года правительство внесло в Госдуму пакет законопроектов по реформированию электроэнергетики.[80]

14 мая 2002 г. Совет директоров РАО «ЕЭС России» одобрил проекты реорганизации ОАО «Тулэнерго», «Орелэнерго», «Калугаэнерго» и «Брянскэнерго» с их последующей межрегиональной интеграцией.[81]

Летом 2002 года центристы отказались принимать в первом чтении пакет правительственных законов. Депутаты посчитали, что правительственные инициативы по созданию рынка в электроэнергетике слишком либеральны (согласно концепции реформ, в госмонополии должны остаться только электрические сети). Население оказывается перед угрозой либо остаться без света и тепла, либо стать жертвой непредсказуемых скачков тарифов. Депутаты старались сохранить максимально возможную степень госрегулирования при переходе отрасли к рыночным условиям. Правительство сначала сопротивлялось, ведь жестко регулируемый рынок может свести на нет все реформы. Но затем решили, что отсутствие законов эти реформы вообще остановит. Поиск компромиссов позволил осенью 2002 года принять пакет в первом чтении.[82]

14 и 21 июня 2002 г. Совет директоров РАО «ЕЭС России» одобрил проекты реорганизации ОАО «Оренбургэнерго», «Ивэнерго», «Белгородэнерго», «Липецкэнерго», «Ростовэнерго», «Омскэнерго», «Колэнерго», «Курскэнерго», «Псковэнерго», «Янатарьэнерго», «Удмуртэнерго».[83]

17 июня 2002 г. В Московской регистрационной палате зарегистрировано ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС», о чем выдано свидетельство № 001.025.494. Также зарегистрированы Устав и печать ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС».[84]

25 июня 2002 г. Создано ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС») — один из основных элементов инфраструктуры оптового рынка.[85]

27 июня 2002 г. ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» поставлено на учет в Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам.[86]

4 июля 2002 г. В банке «Еврофинанс» открыт расчетный счет ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС». Направлено уведомление в МАП РФ об учреждении ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС».[87]

11 июля 2002 г. На заседании Наблюдательного Совета АТС утверждены базовые принципы финансовых расчетов в свободном секторе оптового рынка электроэнергии.[88]

20 июля 2002 г. Заключен договор между системным оператором — ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» и РАО «ЕЭС России» о возмездном оказании услуг по осуществлению оперативно-диспетчерского управления ЕЭС.[89]

25 июля 2002 г. Состоялось внеочередное собрание членов НП «АТС» и Общее собрание членов НП «АТС». Избраны члены Наблюдательного Совета АТС. На заседании Наблюдательного Совета НП «АТС» были единогласно одобрены предложенные Правлением компании основные положения Модели организации оптового рынка электроэнергии переходного периода. Разработаны: модель переходного рынка электроэнергии; концепция прямых договоров; концепция заключения расчетов на рынке и финансовых контрактов; концепция коммерческого учета АСКУЭ.[90]

Июль — август 2002 г. Прошло 8 заседаний подгруппы Государственной Думы РФ и 5 заседаний подгруппы Совета Федерации РФ трехсторонней рабочей группы Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации по выработке согласованных вариантов законопроектов о реформировании электроэнергетики РФ. К 29 июля были собраны все предложения и замечания членов группы от СФ и ГД — всего 363 поправки. Эти поправки были обработаны и структурированы по 17 принципиальным позициям.[91]

Август 2002 г. Завершающая стадия формирования ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС». Формируется кадровый состав.[92]

6 августа 2002 г. Проведен первый Совет директоров ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС».[93]

15 августа 2002 г. Совет директоров РАО «ЕЭС России» одобрил порядок образования и технологию укрупнения оптовых и территориальных генерирующих компаний, распределительных сетевых компаний, а также межрегиональных сетевых компаний.[94]

30 августа 2002 г. Совет директоров РАО «ЕЭС России» утвердил Основные принципы формирования разделительных балансов при реорганизации АО-энерго.[95]

31 августа 2002 г. Председателем Правления ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» назначен В. К. Паули. Утвержден Акт комиссии по проверке готовности филиалов ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» — ОДУ к оперативно-технологическому управлению энергосистемами ОЭС.[96]

Сентябрь 2002 г. Началась организация филиалов магистральных электрических сетей ОАО «ФСК ЕЭС»:[97]

  • Зарегистрирован проспект эмиссии ценных бумаг ОАО «ФСК ЕЭС» и отчета об итогах выпуска ценных бумаг Общества.
  • Председателем Правления ОАО «ФСК ЕЭС» А. Н. Раппопортом утверждены организационные структуры филиалов магистральных электрических сетей ОАО «ФСК ЕЭС» (МЭС).
  • Филиалами МЭС ОАО «ФСК ЕЭС» подготовлены и представлены необходимые документы в налоговые органы для постановки на налоговый учет. * Подготовлен и вынесен на Правление РАО «ЕЭС России» (для последующего вынесения на Совет директоров РАО «ЕЭС России») вопрос о заключении договора купли-продажи материально-производственных запасов, используемых для эксплуатации электрических сетей, между РАО «ЕЭС России» и ОАО «ФСК ЕЭС».

Сентябрь 2002 г. Завершились заседания трехсторонней рабочей группы Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации по выработке согласованных вариантов законопроектов о реформировании электроэнергетики и государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ.[98]

С 0-00 часов 1 сентября 2002 г. функции оперативно-технологического управления Объединенными энергетическими системами начали осуществлять объединенные диспетчерские управления (ОДУ) — филиалы ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС».[99]

2 сентября 2002 г. На заседании Наблюдательного совета АТС одобрен порядок проведения имитационных торгов, с целью отработки функционирования будущего свободного сектора торговли оптового рынка.[100]

4 сентября 2002 г. Решение трёхсторонней рабочей группы направлено Председателю Правительства РФ.[101]

9 сентября 2002 г. НП «АТС» приступило к проведению имитационных торгов.[102]

12 сентября 2002 г. Правительство РФ одобрило представленные Министерством экономического развития и торговли изменения в тексты ранее внесенных в Государственную Думу законопроектов.[103]

20 сентября 2002 г. На заседании Правления ФЭК России утверждены:[104]

  • Методические указания по расчету размера платы за услуги по обеспечению системной надежности, оказываемые ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» субъектам оптового рынка;
  • Перечень и условия оплаты услуг по обеспечению системной надежности, оказываемых ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» субъектам оптового рынка;

Решение о включении ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» в перечень субъектов ФОРЭМ России.

7 октября 2002 г. С 82 из 87 субъектов ФОРЭМ заключены договоры на оказание услуг по обеспечению функционирования и развитию ЕЭС России.[105]

9 октября 2002 г. Государственной Думой РФ приняты в первом чтении законопроекты о реформировании электроэнергетики (т. н. пакет законопроектов о реформировании).[106][107]

9 — 10 октября 2002 г. В Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи внесены поправки в пакет законопроектов по реформе электроэнергетики.[108]

11 октября 2002 г. Правительственной комиссией под руководством заместителя Председателя Правительства РФ В. Б. Христенко был одобрен для реализации совместный проект реформирования энергосистем Тульской, Орловской Калужской и Брянской областей.[109]

30 октября 2002 г. Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации своим постановлением № 75-э/6 утвердила плату за услуги по обеспечению системной надежности, оказываемые ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» субъектам оптового рынка.[110]

14 — 29 ноября 2002 г. Состоялись заседания Рабочей группы Государственной Думы РФ по рассмотрению поправок в пакет законопроектов по реформированию электроэнергетики.[111]

30 ноября 2002 г. Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи одобрил результаты деятельности Рабочей группы.[112]

6 декабря 2002 г. Материалы Комитета Государственной Думы направлены в Совет Государственной Думы.[113]

11 декабря 2002 г. Комитетом Государственной Думы рассмотрены и одобрены предложения к законопроектам Правового управления Государственной Думы РФ.[114]

18 декабря 2002 года на энергетической конференции в Кремле Александр Волошин заявляет, что качество реформы электроэнергетики важнее её темпа.[115]

При подготовке ко второму чтению Белый дом тоже почти не сопротивлялся ужесточению госрегулирования. В итоге появился запрет на веерные отключения. Государству сохранили право устанавливать верхний предел тарифов для населения и предприятий. Введен запрет на приватизацию объектов атомной и гидроэнергетики.[116]

[править] ЖКХ

В 2002 году активно обсуждалась реформа ЖКХ.[117] В 2002 году после нескольких месяцев пререканий с правительством поправки к закону «Об основах жилищной политики», целью которых было упорядочение льгот по ЖКХ для населения, все же приняли в первом чтении. Депутаты заставили правительство сохранить льготы сельским врачам и учителям, почетным донорам.[118]

В Послании Президента РФ в апреле 2002 года реформа ЖКХ названа одним из самых острых социальных вопросов.[119]

Правительство приняло Постановление от 1 июля 2002 г. № 490 «О проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства».[120]

[править] Железнодорожный транспорт

В 2002 году двух чтениях Госдума приняла пакет законопроектов по реформе МПС.[121]

В декабре 2002 г. Государственная Дума приняла в окончательном чтении правительственный пакет законопроектов, предусматривающий запуск процесса приватизации на федеральном железнодорожном транспорте.[122]

[править] Газовая система

В 2002 году дискуссия по газовой реформе начала возрождаться. Министр экономического развития и торговли Герман Греф предложил выделение из «Газпрома» транспортной инфраструктуры в отдельную компанию, постепенную демонополизацию экспорта и меры по усилению конкуренции в газодобыче.[123]

Накануне правительственного заседания в конце декабря 2002 года Алексей Миллер написал Владимиру Путину письмо о возможных негативных последствиях развития рынка газа в России, если будет принят план Германа Грефа.[124]

26 декабря 2002 года на заседании правительства должно было пройти рассмотрение концепции развития газового рынка. Накануне поздно вечером вопрос был снят с повестки по просьбе Владимира Путина. Путин дал Михаилу Касьянову поручение разобраться с ситуацией таким образом, чтобы Греф и Миллер не конфликтовали. На практике это означало рекомендацию не форсировать события.[125]

[править] ВПК

В апреле 2002 года указом президента было создано АО «Концерн ПВО Алмаз-Антей», в который вошли более сорока предприятий ВПК, занимающихся разработкой и производством вооружений и военной техники ПВО. Председателем Совета директоров концерна стал заместитель руководителя администрации президента РФ Виктор Иванов, гендиректором — Юрий Свирин, а его замом по заказам и поставкам — Игорь Климов. Эти назначения свидетельствовали о том, что АП намерена курировать деятельность концерна и плотно следить за реструктуризацией системы производства российских средств ПВО.[126]

В конце августа 2002 года Владимир Путин провел в Чите совещание по реформе оборонного комплекса, на котором особое внимание было уделено проблемам ПВО.[127]

[править] Прочее

В 2002 году Госдума приняла новый закон «О несостоятельности (банкротстве)», который призван свести на нет возможности недобросовестного передела собственности с помощью процедуры банкротства. Старый закон давал слишком большую свободу кредиторам. Так, именно они назначали арбитражного управляющего, который фактически не нес ответственности за ущерб, причиненный предприятию в процессе банкротства. Очень легко было обанкротить организацию, скупив ее долги (они обычно есть у любого предприятия). Теперь банкротство будет, как и во всем мире, механизмом перехода предприятий от неэффективных собственников к эффективным, а арбитражные управляющие станут нести полную ответственность за судьбу руководимых ими организаций.[128]

10 февраля 2002 года вступил в силу новый закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусматривающий сокращение числа лицензируемых видов деятельности до 104.[129]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059
  2. http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059
  3. http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059
  4. http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059
  5. http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059
  6. http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059
  7. Тони Верхайен, Елена Добролюбова, Юлия Широкова, Майя Гусарова, Наталья Иванова Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления // Всемирный банк, Москва, 2006
  8. http://www.kommersant.ru/doc/418127/print
  9. [1]
  10. http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059
  11. http://www.rbcdaily.ru/2003/07/18/world/43073
  12. [2][3]
  13. http://www.kommersant.ru/doc/356936/print
  14. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  15. Малева Т. М., Синявская О. В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад // Независимый институт социальной политики. — М.: Поматур, 2005.
  16. Малева Т. М., Синявская О. В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад // Независимый институт социальной политики. — М.: Поматур, 2005.
  17. Малева Т. М., Синявская О. В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад // Независимый институт социальной политики. — М.: Поматур, 2005.
  18. http://protown.ru/information/hide/3263.html
  19. [4][5]
  20. [6][7]
  21. [8][9]
  22. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  23. Судебная реформа в Российской Федерации
  24. Содержание судебной реформы в РФ[10]
  25. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  26. [11][12]
  27. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  28. [13][14]
  29. [15][16]
  30. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  31. http://docs.kodeks.ru/document/901832805
  32. Содержание судебной реформы в РФ[17]
  33. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  34. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  35. [18][19]
  36. [20][21]
  37. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  38. [22][23]
  39. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  40. [24][25]
  41. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  42. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  43. [26][27]
  44. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  45. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  46. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  47. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  48. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  49. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  50. Обзор экономических показателей, 11 февраля 2002
  51. http://kommersant.ru/doc/357750/print
  52. Ход системных реформ в СНГ
  53. http://www.kommersant.ru/doc/356936/print
  54. Ход системных реформ в СНГ
  55. http://www.council.gov.ru/print/lawmaking/report/2006/22/index.html
  56. http://www.council.gov.ru/print/lawmaking/report/2006/22/index.html
  57. http://www.council.gov.ru/print/lawmaking/report/2006/22/index.html
  58. http://www.council.gov.ru/print/lawmaking/report/2006/22/index.html
  59. http://www.council.gov.ru/print/lawmaking/report/2006/22/index.html
  60. http://www.council.gov.ru/print/lawmaking/report/2006/22/index.html
  61. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  62. [28][29]
  63. [30][31]
  64. Белоусов Д. Р. Макроэкономический и структурный аспект налоговой реформы // Январь 2004
  65. [32][33]
  66. [34][35]
  67. http://www.kommersant.ru/doc/356936/print
  68. Тони Верхайен, Елена Добролюбова, Юлия Широкова, Майя Гусарова, Наталья Иванова Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления // Всемирный банк, Москва, 2006
  69. http://kommersant.ru/doc/357750/print
  70. http://www.kommersant.ru/doc/319415/print
  71. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  72. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  73. http://www.kommersant.ru/doc/319415/print
  74. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  75. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  76. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  77. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  78. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  79. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  80. [36]
  81. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  82. http://www.kommersant.ru/doc/356936/print
  83. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  84. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  85. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  86. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  87. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  88. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  89. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  90. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  91. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  92. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  93. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  94. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  95. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  96. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  97. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  98. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  99. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  100. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  101. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  102. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  103. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  104. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  105. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  106. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  107. http://www.kommersant.ru/Doc-rss/362187
  108. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  109. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  110. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  111. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  112. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  113. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  114. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  115. http://www.kommersant.ru/Doc-rss/362187
  116. http://www.kommersant.ru/doc/356936/print
  117. http://kommersant.ru/doc/357750/print
  118. http://www.kommersant.ru/doc/356936/print
  119. [37]
  120. [38][39]
  121. http://www.kommersant.ru/doc/356936/print
  122. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  123. [40][41]
  124. [42][43]
  125. [44][45]
  126. http://web.archive.org/web/20050301181819/http://www.politcom.ru/2003/gvozd135.php
  127. http://web.archive.org/web/20050301181819/http://www.politcom.ru/2003/gvozd135.php
  128. http://www.kommersant.ru/doc/356936/print
  129. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
Реформы в России
История  1990-е годы (Экономические реформы) • 2000-е годы (Экономические реформы)
Налоги  Налоговая реформа (1990-е годы)Налоговая реформа (2000-е годы)Последствия реформы подоходного налога
Финансы  Денежные реформыРеформа финансовой инфраструктуры (2000—е годы)Банковская реформаРеформа валютного регулирования (2000—е годы)Бюджетная реформа (2000-е годы)
Внешняя торговля  Либерализация внешней торговли (1990-е годы)Таможенная реформа (2000-е годы)
Отрасли экономики  ВПК (2000-е годы)ЖКХЭлектроэнергетикаЖелезнодорожный транспортГазовая система (2000-е годы)Естественные монополии
Образование и здравоохранение  Образование (1991—1999)Образование (2000—е годы)Среднее образование (2000—е годы)ЗдравоохранениеСистема ОМС
Административные реформы  Административная реформа в 1990-х годахАдминистративная реформа с 2002 года (первый этап, второй этап) • Административная реформа в субъектах Российской ФедерацииКонцепция административной реформы в 2006—2008 годах
Государственная служба  Реформа государственной службы (1990-е годы)Реформа государственной службы (2000-е годы)
Федеральные отношения и местное самоуправление  Федеративная реформа (2000—е годы)Реформа местного самоуправленияРеформа Совета федерации
Судебная система  Судебная реформа (1991—1999)Судебная реформа (2000-е годы)
Силовые структуры  Военная реформа (1991—1999)Военная реформа (2000-е годы)Реформа МВД (2000-е годы)
Прочие социально-экономические реформы  Столыпинская реформаЗемельная реформа (2000-е годы)Пенсионная реформа (с 2002 года)Реформа социальных льгот (1990-е годы)Реформа социальных льгот (2000-е годы)Реформа корпоративного управленияРеформа трудовых отношенийРеформа государственных закупок (2000-е годы)Либерализация цен (1990-е годы)
Политики  Б. Н. ЕльцинЕ. М. ПримаковВ. В. ПутинА. Л. КудринД. А. Медведев
1900-е годы  1900 год1901 год1902 год1903 год1904 год1905 год1906 год1907 год1908 год1909 год
1910-е годы  1910 год1911 год1912 год1913 год1914 год1915 год1916 год1917 год1918 год1919 год
1920-е годы  1920 год1921 год1922 год1923 год1924 год1925 год1926 год1927 год1928 год1929 год
1930-е годы  1930 год1931 год1932 год1933 год1934 год1935 год1936 год1937 год1938 год1939 год
1940-е годы  1940 год1941 год1942 год1943 год1944 год1945 год1946 год1947 год1948 год1949 год
1950-е годы  1950 год1951 год1952 год1953 год1954 год1955 год1956 год1957 год1958 год1959 год
1960-е годы  1960 год1961 год1962 год1963 год1964 год1965 год1966 год1967 год1968 год1969 год
1970-е годы  1970 год1971 год1972 год1973 год1974 год1975 год1976 год1977 год1978 год1979 год
1980-е годы  1980 год1981 год1982 год1983 год1984 год1985 год1986 год1987 год1988 год1989 год
1990-е годы  1990 год1991 год1992 год1993 год1994 год1995 год1996 год1997 год1998 год1999 год
2000-е годы  2000 год2001 год2002 год2003 год2004 год2005 год2006 год2007 год2008 год2009 год
2010-е годы  2010 год2011 год2012 год2013 год2014 год2015 год2016 год2017 год2018 год2019 год
Прочее  Реформа системы государственного управления (2000—е годы)Реформа системы ВТСПравовая реформа (2000—е годы)Реформа уголовно-исполнительной системыРеформа технического регулирования (2000—е годы)Последствия реформ
Личные инструменты