История реформ в России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] X век

Основная статья: Реформы на Руси в X веке

Реформы княгини Ольги: установила размер дани – уроки, места сбора дани – погосты.

В 980 году князь Владимир провёл первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов славянских племен Древнерусского государства в единый пантеон во главе с богом Перуном. Бог грома и молний, покровитель князя и дружины, которого варяги принесли на Русь, Перун должен был упрочить идеи единодержавия, целостности государства. Однако Владимир скоро отказался от реформы, признав несовместимость язычества с поставленными целями. Кроме того, во многих славянских землях Перуна воспринимали как бога завоевателей и продолжали почитать привычных местных богов.

В 988 году Владимир вновь провёл религиозную реформу, на Руси было принято христианство.

[править] II тысячелетие

[править] XVI век

Основная статья: Реформы в России в XVI веке

При Елене Глинской были начаты реформы, направленные на централизацию государства. Так, с 1535 по 1538 год проводилась денежная реформа, в результате которой сложилась единая монетная система, а введённая тогда серебряная «копейка» надолго осталась основной русской монетой.

В 1539—1541 годах началась губная реформа. В ходе этой реформы важнейшие уголовные дела были изъяты из ведения наместников и волостелей и переданы в руки выборных дворян из губных старост. Реформа проводилась не повсеместно, а в отдельных округах, по челобитию местного дворянства и посада.

Избранная рада в середине XVI века провела серию реформ, направленных на централизацию государства.

Проведена реформа управления. Содержание: Созыв первого Земского собора (1549) — высшего сословно-представительного учреждения. Рост органов центрального государственного управления — отраслевых (Челобитный, Посольский, Поместный, Разрядный, Разбойный, Земский и другие) и территориальных (Сибирский, Казанского дворца и другие) приказов. Отмена кормлений.

Подверглась реформированию система местного управления: были отменены кормления, сбор налогов, податей, суд были переданы в руки «губных старост», избиравшихся из местных дворян. В тех уездах, где не было частного землевладения, а также в городах население выбирало «земских старост».

Правовая реформа. Принятие Судебника Ивана IV — нового свода законов:

  • ограничение власти наместников за счёт сокращения судебных функций и усиления контроля со стороны центральной администрации;
  • запрещение превращать в холопов детей боярских;
  • увеличение «пожилого» во время перехода крестьян в Юрьев день;
  • введение единой меры поземельного налога — большая соха (до 1679 года)

Была предпринята попытка реформирования церкви — создание единого пантеона святых, унификация церковных обрядов, необходимая после периода феодальной раздробленности, для чего был созван Собор, вошедший в историю под названием Стоглавый, так как по его итогам был выпущена книга, содержавшая 100 глав. Ограничено церковное землевладение.

Проводится налоговая реформа: вводится единая система налогообложения — соха и дополнительные налоги — на содержание стрелецкого войска, на выкуп пленных.

Избранная рада провела военную реформу. Содержание: Отмена местничества в армии. Начало испомещения в Московском уезде «Избранной тысячи» (1070 дворян). Создание «по прибору» (по набору) стрелецкого войска. Приём на военную службу иностранцев.

Предпринятые в 1550-х годах меры, с одной стороны, значительно усилили власть царя, но с другой, создали условия для её ограничения — развитие местного самоуправления и законодательства, появление зачатков представительных органов власти.

[править] XVII век

В 1620—1626 годах патриарх Филарет провёл реформу управления церковью. Были созданы приказы, сначала для управления патриаршей областью. А затем распространившие свои полномочия на все земли церкви.

Став в 1652 году патриархом, Никон с присущей ему страстностью принялся проводить в жизнь реформу в обрядовой области, совершенно не затрагивая каноническую. Он взял за образец греческие обряды и книги, считая, что это поможет превратить Русскую церковь в центр мирового христианства и противопоставить её «латинству» (католицизму). К тому же исправление богослужения по древним русским образцам наталкивалось на непреодолимое препятствие: даже двух абсолютно одинаковых текстов просто не существовало, а потому нельзя было установить, какой из них верен, а какой — ошибочен.

В 1652 году патриарх решительно заменил на новые те старинные обряды, которые не совпадали с греческими. Было предписано креститься не двумя, а тремя перстами, петь «аллилуйя» не два, а три раза, во время крестного хода двигаться не по солнцу (посолонь), а против него, поклоны совершать не земные, а поясные. Все иконы и богослужебные книги переписывались по греческим образцам, неисправленные подлежали уничтожению. Были и другие нововведения.

Многим верующим это казалось серьёзным нарушением религиозных догматов, введением «новой веры». Рушились постановления Стоглавого собора, провозгласившего, в частности, что если «кто не знаменается двумя персты, яко же и Христос, да есть проклят». Противники Никона обвиняли его в том, что он вводит на Руси «латинство». Наиболее последовательными противниками Никона стали некоторые из его прежних друзей — ревнителей древнего благочестия, воспринявших реформу как катастрофу.

В 1654 и 1656 годах состоялись церковные соборы. Патриарх при поддержке царя и большинства духовенства добился одобрения своих действий. Его противники были обвинены в расколе, отлучены от церкви и сосланы.

Для по­кры­тия круп­ных во­ен­ных рас­хо­дов го­су­дар­ст­во об­ра­ти­лось к вы­пус­ку мед­ных де­нег. Вла­сти бы­ли уве­ре­ны, что дос­та­точ­но ука­за, что­бы мед­ные день­ги мог­ли на­хо­дить­ся в об­ра­ще­нии на­рав­не с се­реб­ря­ны­ми. Од­на­ко уже в 1662 1 руб. се­реб­ра сто­ил 4 руб. ме­дью, а к ию­ню 1663 – за 1 руб. се­реб­ра про­сили 15 руб. ме­дью. Поя­ви­лось мно­го фаль­ши­вых де­нег, что при­ве­ло к рез­кому рос­ту цен на осн. про­дук­ты. Всё это при­ве­ло к не­до­воль­ст­ву в по­сад­ской сре­де и вос­ста­нию в Мо­ск­ве 25.7(4.8).1662, по­лу­чив­ше­му на­зва­ние «Мед­ный бунт». По­сад­ские лю­ди, стрель­цы и сол­да­ты дви­ну­лись к за­го­род­ной ре­зи­ден­ции ца­ря в с. Ко­ло­мен­ское и по­тре­бо­ва­ли вы­да­чи бо­яр – ини­циа­то­ров де­неж­ной ре­фор­мы. На­род был ра­зо­гнан вы­зван­ны­ми из Мо­ск­вы вой­ска­ми. Бунт окон­ча­тель­но убе­дил ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча в не­об­хо­ди­мо­сти вер­нуть­ся к се­реб­ря­но­му де­неж­но­му об­ра­ще­нию. В 1663 го­су­дар­ст­во объ­я­ви­ло об­мен мед­ных де­нег на се­реб­ря­ные из рас­чё­та 1 руб. ме­дью за 1 коп. се­реб­ра.[1]

В 1679 вла­сти осу­ще­ст­ви­ли на­ло­го­вую ре­фор­му, в ре­зуль­та­те ко­то­рой мно­го­чис­лен­ные пря­мые на­ло­ги объ­е­ди­не­ны в еди­ный на­лог – стре­лец­кие день­ги. Из­ме­ни­лась и сис­те­ма сбо­ра на­ло­га – об­ло­же­ние ста­ло под­вор­ным. Для это­го в 1678–79 со­стоя­лась об­ще­рус­ская пе­ре­пись на­се­ле­ния, по за­вер­ше­нии ко­то­рой еди­ни­цей на­ло­гоо­об­ло­же­ния стал двор. От­ны­не в тяг­ло бы­ли вклю­че­ны бо­быль­ские и хо­ло­пьи дво­ры. Офи­ци­аль­но на­ло­го­вая ре­фор­ма мо­ти­ви­ро­ва­лась же­ла­ни­ем об­лег­чить по­ло­же­ние на­ло­го­пла­тель­щи­ков. При вве­де­нии но­во­го на­ло­га не­до­им­ки ре­ше­но не взы­ски­вать; раз­ме­ры на­ло­га были по­ни­же­ны.[2]

1680 год — военно-окружная реформа.

С 1699 года началось формирование рекрутской системы набора в армию.

[править] XVIII век

Пётр I вошёл в российскую историю, прежде всего как царь-реформатор. Трудно назвать отрасль жизни государства, которую не затронули его реформы. Реформировалась система управления, вооруженные силы, искусство, быт и т. д.

Характерной чертой реформ Петра I, являлась их зависимость от нужд Северной войны 1700—1721 годов, которая шла практически всё царствование Петра I. Реформы проводились не по определённому плану, а по потребностям текущего момента, лишь после победы под Полтавой 1709 года в реформах появляется определённая последовательность.

Важнейшей реформой Петра I стала реформа государственного аппарата. В 1711 году Пётр I отправляется в несчастливый Прутский поход. Понимая, что на войне может случиться всякое, Пётр I на время своего отсутствия учреждает в качестве высшего правительственного учреждения Сенат. Хотя Сенат учреждался временно, он превратился в постоянно действующее учреждение. Сенат являлся высшей судебной, административной, законосовещательной инстанцией. Кроме того, Сенат ведал губерниями, ему подчинялись коллегии. В своей деятельности Сенат руководствовался регламентом, который регулировал прохождение всех дел. Фактически Сенат заменил собой Боярскую думу. От Боярской думы Сенат отличался принципом назначения её членов: во главу ставилась не знатность рода, а деловые качества.

Продолжением реформ центрального государственного управления стала реформа местного управления. Всё государство было разделено на 8 губерний, к концу царствования Петра I их стало 11. Руководил губернией назначаемый губернатор, подчинявшийся Сенату. В руках губернатора сосредотачивалась вся власть: военная, административная, судебная. Губерния в свою очередь делилась на провинции во главе с воеводой, которые в свою очередь делились на дистрикты (уезды) во главе с земским комиссаром. Принцип данной реформы был заимствован у Швеции.

Пётр I провёл военную реформу. К началу царствования Петра I армия во многом сохраняла черты времен Ивана Грозного, те же стрельцы, дворянское ополчение, пушкари. В XVII веке к ним, под влиянием времени, добавили полки нового строя. Все эти формирования имели разные принципы комплектования, обучения, вооружение. Однако в XVIII веке они уже не отвечали потребностям времени, что продемонстрировали Азовские походы, и особенно поражение под Нарвой. Для борьбы с самой лучшей армией Европы требовалась новая армия, и она была создана. Все старые полки были либо расформированы, либо переформированы на новых основах. За образец были взяты потешные полки — Преображенский и Семёновский. Солдаты теперь вербовались не за счёт охотников, а за счёт рекрутского набора. В зависимости от потребностей вооружённых сил в армию набирали определённое число рекрутов с определённого числа дворов, пожизненно.

Пётр I провёл церковную реформу. В 1701 году был учреждён Монастырский приказ, ведавший поначалу церковным управлением. В 1718 году учреждался высший орган церковного управления (с 1721 года именовался Синодом). С 1722 года контроль над его деятельностью был возложен на светское лицо — обер-прокурора. Синод заменил патриарха. Распоряжения Синода издавались с пометкой «по указу Его Императорского Величества» и визировались обер-прокурором. Акты Синода приобретали силу закона только после их утверждения императором.

1763 год — реформа Сената: упорядочение структуры (разделён на 6 департаментов) и полномочий, изъятие законодательных функций, сохранение их только за монархом.

1769 год — финансовая реформа: введение бумажных денег — ассигнаций.

1775 год — реформа местного управления:

  • разделение России на 50 губерний (вместо 20);
  • упразднение провинций. Сохранение деления на губернии (население составляло 300—400 тыс. человек) и уезды (20-30 тыс. человек);
  • разделение власти в губерниях по функциям (административная, судебная, финансовая);
  • изменение судебной системы — введение сословного суда;
  • подчинение всех воинских частей губернии губернатору.

[править] XIX век

Основная статья: Реформы в России в XIX веке

Император Александр I начал свое правление с либеральных реформ. Реформы коснулись сферы высшего управления страной (Непременный совет, министерская реформа, Государственный совет); крестьянского вопроса; образования и печати.

Непременный совет учреждался как совещательный орган при императоре из числа высших сановников для рассмотрения важнейших законопроектов и обсуждения наиболее сложных государственных дел. Сенат и Синод утрачивали в этой связи свои реальные властные полномочия.

В 1802 году петровские коллегии были заменены министерствами. Работа министерств строилась на началах единоличной (а не коллегиальной) ответственности и власти министров. Для совместного обсуждения дел учреждался Кабинет министров. Министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства делились на департаменты во главе с директорами, департаменты — на отделения во главе с начальниками, а отделения — на столы во главе со столоначальниками. Реформа была завершена в 1811 г. Число министерств увеличилось до дюжины, министры вводились в состав Сената, строго разграничивались функции между министерствами, вводился единый порядок делопроизводства. С небольшими изменениями эта система просуществовала до 1917 г.

Осторожными были шаги в крестьянском вопросе. Александр признавал, что крепостное право зло, но его отмену считал преждевременной. В 1801 г. вышел закон о праве не дворян покупать землю, чем нарушалась дворянская монополия на землю. Указ «О вольных хлебопашцах» (1803) легализовал практику отпуска помещиком крепостных крестьян на волю с землей за выкуп, целыми селениями или отдельными семействами, по обоюдной договоренности их с помещиком. Были проведены мероприятия по ограничению крепостного права в Прибалтике. В 1809 г. император отменил право помещиков ссылать крепостных в Сибирь. Было запрещено печатать в газетах объявления о продаже людей.

Наибольшим либерализмом отличались реформы в области система образования и печати. Образовательная реформа по духу была вполне буржуазной. В ее основу легли принципы бессословности образования, бесплатности обучения на низших ступенях и преемственности учебных программ. Создавалась четырехступенчатая система: одноклассное приходское училище, уездное училище, губернская гимназия и университет. В 1812 г. в России было шесть университетов (Московский, Дерптский, Вильненский, Харьковский, Казанский и Петербургский), 47 гимназий, 210 уездных и 671 приходское училище. Появились привилегированные средние учебные заведения — лицеи (Царскосельский, Ришельевский в Одессе и Нежинский). В 1804 г. появился первый цензурный устав, который рекомендовал цензорам быть снисходительными к сочинителям.

Реформы первого периода царствования Александра I (1801—1804) носили ограниченный характер, но упрочили его положение как монарха, будучи результатом компромисса между либеральным и консервативным дворянством.

Позже Александр I начал новый этап реформ, связанных с именем М. М. Сперанского. По поручению царя Сперанский составил проект плана государственных преобразований России «Введение к уложению государственных законов». Он основывался на буржуазных нормах: принципе разделения трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), независимости судебной власти от администрации, ответственности исполнительных органов перед законодательными. В качестве законосовещательного органа Сперанский предложил создать Государственную думу. Она должна была ограничить самодержавную власть, ни один закон не мог быть издан без ее одобрения. Дума полностью контролировала бы деятельность министров. На местах избирались волостные, окружные и губернские думы. Губернские думы избирали Сенат. Связующим звеном между тремя ветвями власти и императором должен был стать Государственный совет.

В январе 1810 г. был учрежден Государственный совет (Госсовет) — законосовещательный орган, призванный централизовать законодательное дело в стране. Он не издавал законов, но являлся гарантом единообразия юридических норм в государстве и служил совещательным органом при разработке законов. Он состоял из Общего собрания и четырех департаментов (законов, военного, гражданских и духовных дел). Возглавлял новый орган Государственный секретарь и приданная ему в помощь Государственная канцелярия. Кроме того при Госсовете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений. В состав Госсовета входили министры и сановники. Законопроекты обсуждались сначала в департаментах, затем слушались на общем собрании и после утверждения их императором получали силу закона. В таком виде Госсовет просуществовал до 1906 г.

Из того, что было задумано Сперанским, осуществлено было учреждение Госсовета и реорганизация министерств в 1811 г. В марте 1812 г. Сперанский был уволен со службы.

1835 год — создано V отделение канцелярии императора (глава П. Д. Киселёв — министр государственных имуществ) для проведения реформы государственных крестьян. Киселёв осуществил реформу управления государственными крестьянами. Она включала: равномерное наделение крестьян землёй, постепенный перевод их на денежный оброк, создание органов крестьянского самоуправления, открытие школ, больниц, распространение агротехнических знаний. 2 апреля 1842 года Николай I подписал разработанный Киселёвым указ «Об обязанных крестьянах». По этому указу, помещикам было дано право добровольно прекращать личную крепостную зависимость крестьян и предоставлять им наделы в наследственное пользование в обмен на сохранение крестьянских повинностей (барщины и оброка).

В целях ликвидации бюджетного дефицита и стабилизации финансовой системы страны в 1839—1843 годах министр финансов Е. Ф. Канкрин провёл реформу: ввёл в качестве основы денежного обращения серебряный рубль, установил обязательный курс бумажных ассигнаций к серебряному рублю (1:3,5).

В 1857 г. Александр II создал Секретный (позже Главный) комитет для обсуждения аграрной проблемы; аналогичные комитеты были образованы в губерниях. В результате обсуждения многочисленных проектов освобождения крестьян были подготовлены два документа; «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», подписанные императором 19 февраля 1861 г. Этими актами в России отменялось крепостное право.

Крепостные крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и участки земли, выделяемые помещиками в постоянное бессрочное пользование. Размер наделов определялся добровольным соглашением крестьян и помещиков, а в случае споров — мировыми посредниками на основании норм для каждой местности с учетом плодородия почвы и плотности населения (от 1 до 7 десятин). Если фактически к моменту освобождения крестьянин имел земли больше, то помещик мог отрезать излишки. В результате этого помещики захватили из земли, принадлежавшей крестьянам до реформы, в среднем по России не менее 20 %, а в некоторых губерниях более 40 % ее. Некоторые группы крестьян совсем не получили земли: дворовые, часть крепостных и посессионных рабочих, крестьяне мелкопоместных дворян.

Бывшим крепостным предписывалось выкупить выделенные им в пользование наделы, а до тех пор они считались временнообязанными и должны были платить помещику оброк (в денежной форме или в виде отработок на барской земле). Выкупившие свои наделы крестьяне становились их владельцами. Сумма выкупа примерно в 16 раз превышала сумму ежегодного оброка. Выкуп происходил в случае добровольного соглашения сторон и до 1881 г. был невозможен без согласия помещика (однако свою усадьбу и огород крестьянин мог выкупить и без согласия помещика).

Собственностью крестьян признавалось все их движимое и недвижимое имущество, приобретенное ими при крепостном праве на имя помещика. Все крестьяне (и выкупившие наделы, и временнообязанные) получали право торговать, заниматься ремеслом, вступать в любые гражданские правоотношения.

Своеобразно была решена проблема общественного устройства: крестьяне составляли сельские общества (общины) и управлялись «миром» или сходом во главе со старостой. Сельские общины объединялись в волости во главе с волостными старшинами, которые находились в зависимости от царской администрации, представлявшей тех же помещиков в лице уездных или губернских властей.

Отмена крепостного права стала крупнейшим политическим событием в истории России XIX в. Несмотря на сохранение пережитков старины, в стране сложились условия для быстрого развития капитализма.

В 1864 г. была осуществлена судебная реформа, над которой работали министр юстиции Д. Н. Замятин, правоведы Н. И. Стояновский, Д. А. Ровинский и др. Судебная реформа провозглашала равенство всех подданных перед законом; гласность суда; независимость судей от правительственных чиновников; обязательность обвинения и защиты; упрощение судебных органов. По новым судебным уставам «маловажные» гражданские тяжбы и дела о незначительных правонарушениях рассматривали мировые судьи. Уголовные преступления и сложные гражданские дела разбирались в окружном суде. Особо важными государственными и политическими преступлениями занималась судебная палата. Высшей судебной инстанцией был Сенат.

В преобразованиях Александра II важное место заняли земская и городская реформы. С 1 января 1864 г. в России вводились новые органы местного самоуправления — уездные и губернские земства. Согласно положению, земства должны были состоять из представителей всех сословий (гласных). Избирательное право обусловливалось в основном цензом (владение землей, предприятием). Избрание гласных происходило по трем группам: землевладельцам, городским избирателям и крестьянам (сельских общин). Земские собрания избирали на 3 года исполнительные органы — управы. Земства занимались вопросами социального призрения, местной торговли и промышленности, народного образования, здравоохранения, благотворительности.

Политические права земств были весьма ограничены. Они могли обращаться с ходатайствами к правительству, но не обладали законодательной инициативой, не имели права публиковать отчеты о своей деятельности; межгубернские объединения земств не разрешались. За их работой осуществлялся чиновничий контроль: губернатор и министр внутренних дел могли в любое время приостановить или отменить те решения земских собраний, которые, с их точки зрения, выходили из «круга указанных им дел».

В 1870 г. было реорганизовано городское самоуправление. По новому Городскому положению в городах избирались думы сроком на 4 года по трем куриям (в зависимости от имущественного ценза). В компетенции городского самоуправления было попечение о медицине, образовании, благоустройстве, торговле. Городское самоуправление, основанное на имущественном цензе, было шагом вперед по сравнению с сословной городской думой времен Екатерины II.

Развитию общественной жизни страны содействовали и другие реформы 1860-х годов: университетская, предоставившая известную административную автономию высшим учебным заведениям (1863); школьная, способствовавшая развитию народного образования (1864); цензурная, отменившая предварительный просмотр многих книг и журналов (1865). Особое значение имело восстановление университетской автономии, ликвидированной при правлении Николая I.

Военная реформа в России проводилась под руководством Д. А. Милютина, занимавшего в 1861—1881 гг. должность военного министра. При нем была создана система центрального военного управления, организованы территориальные военные округа, улучшился быт солдат. В стране вводилась всеобщая повинность с 20 лет (вместо рекрутских наборов). Срок воинской службы сокращался для солдат до 6, для матросов до 7 лет, лица с высшим образованием служили меньше.

В 1862—1866 годах была проведена финансовая реформа. Право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получил министр финансов. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия. Итог преобразований финансовой системы заключался в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменений в налоговой системе.

Таким образом, реформы охватили почти все сферы общественной жизни и носили хотя не совсем последовательный, но глубокий характер.

1881 год — начало реформаторской деятельности Н. Г. Бунге.

Министр финансов С. Ю. Витте в конце XIX в. провёл реформы, способствующие росту промышленного производства. Одной из главных заслуг Витте была стабилизация финансовой системы страны. К 1890 г. эта система была почти полностью расстроена. Экономику подтачивала высокая инфляция. Необходимо было решить задачу перехода к золотому стандарту, гарантировавшему стабильность в предпринимательстве. Для этого был необходим золотой запас. Витте создал такой запас. Он организовал накопление золота в Госбанке. Витте ввел в 1894 г. винную монополию, которая приносила казне более 500 млн рублей в год. Повысил косвенные налоги на товары массового спроса: спички, керосин, табак, сахар, водку и т. п. Заключал крупные государственные займы. При нем постоянно увеличивалось превышение вывоза товаров за границу над их ввозом, что вело к накоплению валюты. Все это позволило стабилизировать рубль, провести денежную реформу и сделать рубль золотым.

[править] XX век

Основная статья: Реформы в России в XX веке

К практической подготовке аграрной реформы приступили в начале XX века. Главной причиной необходимости реформы С. Ю. Витте назвал низкую налогоспособность крестьян. В России сельское население платило (из расчета на одного человека) вчетверо меньше налогов, чем во Франции, а его материальное положение было значительно хуже. В 1902 г. было создано Особое совещание по выработке мероприятий для улучшения крестьянского благосостояния, губернские и уездные комиссии для изучения вопроса и внесения конкретных предложений. Одновременно в Министерстве внутренних дел и земледелия готовились проекты будущей реформы, которые включали ее основные направления: разрешение выхода крестьян из общины и передача им земли в частную собственность, введение свободного переселения в Сибирь, увеличение продажи земли крестьянам через Крестьянский банк. Таким образом, реформа разрабатывалась в течение четырёх лет несколькими комиссиями и совещаниями, а не была плодом творчества одного человека.

Решительно взялся за претворение в жизнь разработанных проектов аграрной реформы П. А. Столыпин, назначенный в апреле 1906 г. министром внутренних дел, а в июле того же года — Председателем Совета министров России. Он опубликовал обширную программу реформ: гражданское равноправие и неприкосновенность личности, улучшение крестьянского землевладения, улучшение быта рабочих, реформа местного самоуправления и суда в волостях, реформа образования, введение прогрессивного подоходного налога и др. Особое внимание уделялось аграрному вопросу.

Правовая основа аграрной реформы была создана Манифестом 3 ноября 1905 г. об отмене выкупных платежей. Указ 9 ноября 1906 г. разрешал крестьянам-домохозяевам выходить из общины и укреплять землю в личную частную собственность. Крестьяне имели право требовать выделения всех многочисленных участков пашни и других угодий «к одному месту» в виде хуторов и отрубов.

Видное место в проведении реформы принадлежало Крестьянскому банку. Он выдавал ссуды на покупку земли, продавал вверенный ему земельный фонд, осуществлял операции на льготных условиях.

Составной частью реформы стало переселение малоземельных крестьян на новые территории. Правительство отказалось от политики значительного ограничения переселений за Урал. Всего в годы реформы переехали в Сибирь и на Дальний Восток 3 млн переселенцев. Они получили наделы достаточные для проживания и производства товарной продукции, но у новоселов не хватало средств для покупки лошадей, машин, коров. Поэтому они были вынуждены наниматься батраками к старожилам. С течением времени положение переселенцев значительно улучшилось, однако почти 550 тыс. человек возвратились. Несмотря на недостатки переселенческой политики, такого интенсивного заселения Сибири, Степного края не наблюдалось ни до этого, ни после 1914 г.

В ходе реформы за восемь лет из общины вышла четвертая часть крестьян, главным образом в основных земледельческих регионах. Реформа способствовала подъему сельского хозяйства. Резко возросло применение машин и орудий, посевные площади увеличились на 10,5 млн десятин, средняя урожайность увеличилась на 12 — 15 %. Повысилась товарность производства хлебов.

Столыпин разработал реформу местного самоуправления: учреждение выборных всесословных волостных земских собраний и управ. Реформа натолкнулась на сопротивление дворянства, опасавшегося ослабления его роли в уезде. И эти законопроекты не были реализованы.

В 1921—1924 годах были проведены реформы управления промышленностью, торговлей, кредитно-финансовой сферой.

В 1922—1924 гг. Наркоматом финансов, возглавляемым Г. Я. Сокольниковым, была проведена денежная реформа. В 1922 г. правительство приступило к денежной реформе, выпустив в обращение устойчивую валюту — червонец, который приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям, был обеспечен золотым запасом и другими легко реализуемыми ценностями и товарами. К 1924 г. вместо советских денежных знаков были выпущены медные и серебряные монеты и казначейские билеты. Реформа позволила покончить с финансовой разрухой, справиться с бюджетным дефицитом и остановить галопирующую инфляцию.

В ноябре 1922 г. было принято «Положение о судоустройстве РСФСР», положившее начало судебной реформы. Создавалась следующая система: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный суд РСФСР и его коллегии.

В 1924—1925 годах Фрун­зе за­вер­шил во­ен­ную ре­фор­му, на­чав­шую­ся с соз­да­ния еди­но­го Шта­ба РККА (1921) и по­сте­пен­ного вве­де­ния еди­но­на­ча­лия в вой­сках. Чис­лен­ность ар­мии со­кра­ще­на до 562 тыс. чел. Св. 70 % стрел­ко­вых ди­ви­зий пе­ре­ве­де­но на тер­ри­то­ри­аль­но-ми­ли­ци­он­ную ос­но­ву. Ар­мия при­об­ре­ла чёт­кую струк­ту­ру, соз­да­на сис­те­ма про­фес­сио­наль­ной под­го­тов­ки кад­ров.[3]

В 1930—1932 гг. прошла кредитная реформа, фактически заменившая кредит плановым банковским финансированием.

Осуществлена реформа органов военного управления. 25 февраля 1946 г. был упразднён наркомат Военно-морского флота (образован в декабре 1937 г.), военно-морские силы включены в состав наркомата Вооруженных сил СССР.

В 1947 году была проведена денежная реформа. Реформа была проведена в основном путем деноминации, то есть замены прежних денежных знаков на новые с изменением их номинала. В течение недели гражданам предстояло обменять свои наличные деньги из расчета 1 : 10 (один новый рубль обменивался на 10 старых). Вклады в сберкассах пересчитывались по льготному курсу: до 3000 руб. перерасчет проводился по курсу 1 : 1, до 10 000 — 3 старых рубля за 2 новых, свыше 10 000 — 2 за 1.

Проведена радикальная реформа пенсионного законодательства. С июля 1956 г. пенсию могли получать мужчины после 60 лет и женщины — с 55. Размер государственной пенсии составлял от 55 до 100 % средней заработной платы, что привело к увеличению пенсий по отдельным группам в два раза и более.

В 1957—1958 гг. были проведены три реформы: в области промышленности, сельского хозяйства и системы образования.

В начале 1957 г. Хрущев дал новые поводы для разногласий в Президиуме ЦК. Он предложил реорганизовать управление промышленностью и строительством, создав советы народного хозяйства на местах вместо отраслевых министерств в центре. Члены Президиума начали обсуждение замысла, результаты которого не представлялись однозначными. Не дожидаясь одобрения своих предложений, Хрущев 13 февраля вынес вопрос на пленум ЦК, затем, нарушая установленный порядок дальнейших согласований, добился утверждения предложений на сессии ВС СССР. 10 мая 1957 г. реформа стала законом.

Денежная реформа 1961 года — осуществление обмена старых денег на новые в соотношении 10:1.

После XXII съезда КПСС (октябрь 1961 года) началась очередная волна реформ.

К началу 1960-х годов Хрущёв полностью исчерпал свой реформаторский потенциал.

Реформа сельского хозяйства (март 1965 года):

  • Уменьшение плана обязательных поставок зерна.
  • Установление твёрдого плана закупок продукции на 5 лет.
  • Повышение закупочных цен на продукцию совхозов и колхозов.
  • Введение надбавок к ценам за сверхплановую продукцию.
  • Введение гарантированной оплаты труда колхозников вместо трудодней.
  • Отмена ограничений в отношении личных подсобных хозяйств: увеличен размер приусадебного участка, разрешено держать неограниченное количество скота, свободно торговать на рынке.
  • Укрепление материально-технической базы сельского хозяйства.

Суть экономической реформы, начавшейся в сентябре 1965 г., состояла в следующем: а) сокращение плановых показателей, доводимых до предприятий; б) создание на предприятиях фондов материального стимулирования; в) более широкое применение кредита, прибыли и т. п. «Генератором» реформы был Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин.

На XXVII съезде КПСС (25 февраля — 6 марта 1986 г.) М.Горбачёв настаивает на проведении глубоких реформ в системе управления экономикой.

Новая идеология и стратегия реформ были впервые изложены Горбачевым в январе 1987 г. на Пленуме ЦК КПСС.

Концепция экономической реформы Горбачёва и его «команды» сформулирована на июньском (1987) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме Н. Рыжков представил план экономических реформ, в основе которых было: предоставление большей самостоятельности промышленным предприятиям; развитие арендных отношений и индивидуально-трудовой деятельности; восстановление кооперации. План затем был подкреплён законами «О государственном предприятии (объединении)» (июнь 1987 г,) и «О кооперации в СССР» (май 1988 г.).

Курс на демократизацию общества получил реальное воплощение в решениях XIX партконференции (июнь 1988 г.). Конференция одобрила реформу политической системы. Основу ее, как известно, составляли Советы. Права их предполагалось существенно расширить, передав им государственные функции, узурпированные прежде партийными органами. Высшим органом государственной власти должен был стать Съезд народных депутатов СССР из 2250 человек, избираемых на альтернативной основе. Съезд формировал из своей среды Верховный Совет — постоянный орган, являющий собой советский парламент. Предусматривалось также учреждение поста Президента СССР, наделенного широкими полномочиями.

В сфере экономического реформирования наиболее крупной мерой второго этапа перестройки стал Закон о государственном предприятии (объединении), вступивший в силу с 1 января 1988 г. Закон ограничивал прерогативы центральных планирующих органов, сводя их по существу к определению объема госзаказа, долю которого предполагалось постоянно снижать. Экономическая самостоятельность предприятий, напротив, существенно расширилась. За ними, в частности, закрепилось право реализовывать по свободной (договорной) цене продукцию, произведенную сверх заказа, выбирать хозяйственных партнеров, определять численность рабочей силы, устанавливать размер заработной платы и др.

Важнейшим политическим событием 1989 г. был I съезд народных депутатов СССР (май — июнь), работа которого означала вступление реформы политической системы в практическую фазу.

1 ноября 1991 г. V Съезд народных депутатов РСФСР предоставил президенту Ельцину широчайшие полномочия для проведения экономических реформ. Он получил право лично возглавить правительство. Его указы по экономическим вопросам приобрели большую юридическую силу, чем законы, принимаемые законодательной властью. Президент получил право назначать по согласованию с соответствующими Советами народных депутатов глав исполнительной власти регионов (за исключением республик). Таким образом, Ельцин получал власть, делавшую его почти самодержавным правителем, но на четко определенный и довольно короткий срок — до 1 января 1993 г.

Главные направления рыночных реформ Б. Н. Ельцин провозгласил в своем программном докладе на V Съезде 28 октября 1991 г. — финансовая стабилизация, либерализация цен и приватизация. Проводить в жизнь рыночную реформу должно было сформированное Ельциным 10 ноября 1991 г. правительство. Экономический блок в новом правительстве возглавил Е. Т. Гайдар.

Содержанием экономических реформ, проводившихся в начале 1990-х годов, стал перевод экономики на рыночные рельсы.

Радикальные экономические реформы начались в Российской Федерации 2 января 1992 г. Именно с этого дня вступал в силу президентский указ об освобождении цен: на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) они были освобождены, а оставшиеся регулируемые — повышены.

Летом 1992 г. власти приступили ко второму этапу реформ — приватизации общественной собственности.

21 сентября 1993 г. Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета России, проведении в декабре выборов нового органа законодательной власти — Федерального Собрания и референдума по проекту новой Конституции России. 12 декабря 1993 г. путем всенародного голосования была принята новая Конституция, которая явилась важнейшим элементом современной правовой системы России.

28 октября 1993 г. Президент России издал указ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», по которому устанавливалась частная собственность на землю. Однако издание соответствующего закона было заблокировано Государственной Думой.

Указом Президента от 6 ноября 1993 г. вводилась в действие новая Военная доктрина России, которая должна была играть важную роль в закреплении новых общественно4политических отношений. В ней определялись основные задачи и направления реформирования Вооруженных сил. Подчеркивавший необходимость сохранения и повышения боеготовности армии документ ставил целью создание более дешевой, компактной, хорошо технически оснащенной армии, отвечающей самым высоким современным стандартам. Реорганизацию структуры Вооруженных сил намечалось завершить к 2000 г. К тому же времени предполагалось перейти на смешанную систему их комплектования. Наряду с сохранением призыва на срочную службу по экстерриториальному принципу важнейшую роль в армии должны были играть профессионалы, служащие по контракту.

Первые крупные инициативы Президента В. В. Путина после инаугурации (7 мая 2000 г.) были связаны с преобразованием федеративных отношений. В частности, был приведен в соответствие с Конституцией России порядок формирования Совета Федерации. Ранее в верхней палате Федерального Собрания были представлены губернаторы, что входило в противоречие с принципом разделения властей. После принятия в августе 2000 г. закона о новом порядке формирования Совета Федерации эта палата состоит из представителей, избранных региональными парламентами или назначенными губернаторами.

[править] XXI век

Основная статья: Реформы в России в XXI веке

Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост, начавшийся с 2000 г. Основные задачи налоговой реформы — снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса. В отношении населения была введена «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц — ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13 %. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени».

В 2001 г. произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Был отменен налог на приобретение автомобилей. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Эта мера также способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжает оставаться высокой. В 2002 г. была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24 % (в 2001 г. она могла доходить до 35 %). Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырье на мировом рынке, что существенно пополнило бюджет России.

Замена в 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, а также отмена налога на покупку валюты существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения акцизов — на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального — стабилизировало ситуацию.

В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. На федеральном уровне утвержден список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вмененный доход. В 2004 г. был отменен налог с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций.

Параллельно с изменениями в налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения налогового администрирования. Так, в 2003 г. был введен принцип «одного окна», что позволяло зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговый орган.

Огромное экономическое, а также политическое значение имело принятие Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса, закрепившего право собственности на землю и определившего механизм ее купли4продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяйственного назначения. Однако уже в июне 2002-го парламент одобрил закон «Об обороте земель сельхозназначения», который санкционировал куплю-продажу и этой категории угодий.

В конце 2001 г. компромиссный вариант законодательных изменений в судебной сфере был принят Госдумой. В России был введен институт мировых судей, реально заработал суд присяжных (хотя и не во всех регионах), был введен институт судебных приставов, изменился сам статус судей, существенно сокративший возможности для злоупотреблений, а также усиливший независимость судебного корпуса.

Была также проведена реформа процессуального законодательства. Госдумой в течение 2001—2002 гг. были приняты Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК), Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и Арбитражно-процессуальный кодекс (АПК). Рассмотрение корпоративных споров теперь находилось в компетенции только арбитражного суда. Оспаривание решений министерств и ведомств, курирующих экономические вопросы, например налоговых органов, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, также проходило в арбитражных судах. Было исключено вмешательство прокуратуры в судебный спор, в котором отстаиваются частные интересы вне зависимости от того, кто судится — граждане или компании. Из гражданского процесса были выведены народные заседатели, которые не могли квалифицированно оценивать хозяйственные споры. Принятие Уголовно-процессуального кодекса было вызвано неэффективной практикой уголовного производства. Кодекс обеспечил подсудимым, обвиняемым, пострадавшим и свидетелям дополнительные права в уголовном процессе.

В результате масштабной работы, проделанной Комиссией при Президенте Российской Федерации под руководством Д. Н. Козака, поэтапно (в 2003—2004 гг.) были приняты законы, закрепившие концепцию федеративной реформы.

Одним из основных направлений федеральной реформы стало укрупнение регионов в основном за счет присоединения по итогам референдумов экономически несостоятельных автономных округов к областям и краям. В начале 2005 г. законодательно закреплен процесс объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. Успешно для сторонников укрупнения завершились референдумы по объединению Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Эвенкийского автономного округа и Красноярского края, Корякского автономного округа и Камчатской области, а также Усть-Ордынского Бурятского округа и Иркутской области.

В марте 2004 г. началась самая масштабная за постсоветскую историю России административная реформа, затронувшая, прежде всего, Правительство и другие органы исполнительной власти. В 1990-е гг. структура Кабинета министров складывалась под влиянием самых различных экономических и политических обстоятельств, порой без должного системного обоснования. Между ведомствами не были четко разделены функции; ставшие хроническими правительственные кризисы и смены состава кабинетов дестабилизировали работу, снижали авторитет высшей исполнительной власти, делали ее недостаточно эффективной.

Административная реформа призвана ввести единые правила управления и контроля в системе исполнительной власти. Ее цели: ликвидировать ведомственные барьеры; упростить управленческую структуру, сделать прозрачными и понятными функции всех ее звеньев; снизить уровень бюрократизации; уменьшить коррупционную составляющую управления. В основе реформы лежит ряд идей. Во-первых, выделение основных функций управления, ликвидация их «перекрещивания» и дублирования, сосредоточение в одном ведомстве. Во-вторых, сокращение числа министерств, превращение их из органов преимущественно оперативного управления в структуры, занимающиеся крупными, стратегическими проблемами соответствующих направлений. В-третьих, формирование своеобразной системы «разделения властей» внутри каждого «министерского направления»: министерство, федеральные агентства и федеральные службы. Сами министерства (в 2006 г. их было 16) помимо определения общей стратегии должны заботиться о ее правовом и бюджетном обеспечении. Агентства (в 2006 г. их было 34) должны сосредоточится на реализации принятых решений. Службы (их было 34) призваны контролировать финансовую и организационно4правовую стороны функционирования отрасли.

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Русское государство
  2. Русское государство
  3. [1]
История реформ в России
IX век  800-е годы810-е годы820-е годы830-е годы840-е годы850-е годы860-е годы870-е годы880-е годы890-е годы
X век  900-е годы910-е годы920-е годы930-е годы940-е годы950-е годы960-е годы970-е годы980-е годы990-е годы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
Сферы  ПолитикаЭкономикаОбразованиеЗдравоохранение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Реформы в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Сферы  ПолитикаЭкономикаОбразованиеЗдравоохранение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


История реформ
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжном Судане
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Личные инструменты