Налогообложение в России в 2002 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 2002 году налоговые доходы федерального бюджета России составили 18,6 % ВВП.[1]

Содержание

[править] Хронология

С 1 января 2002 года вступили в действие очередные новые главы части второй Налогового Кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок исполнения и уплаты налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых, налога с продаж. Введение новых глав второй части Налогового кодекса РФ в действие позволило обеспечить снижение налоговой нагрузки примерно на 3 — 4 %.[2]

18 апреля 2002 г. в ежегодном Послании Федеральному Собранию Путин призвал извлечь урок из ситуации с введением единого социального налога, когда налоговая нагрузка на малый бизнес только возросла. Президент указал на то, что это уже не первый случай, когда «по пути» в Думу проходит скрытая ревизия первоначальных проектов, приводящая к искажению самой идеи этих проектов. В.Путин подчеркнул значимость стабильной законодательной базы как одного из факторов, обеспечивающих конкурентоспособность российской экономики. Между тем, на практике принятые законы часто противоречат друг другу. В связи с подготовкой нового пакета поправок в Налоговый кодекс Президент обратил внимание на недопустимость проявления правовой небрежности и недооценки последствий принимаемых решений.[3]

23 мая 2002 г. как «большой шаг вперед» оценил Путин действия Правительства по снижению налогов для малого и среднего бизнеса, выступая на встрече с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей. Участники встречи считают, что работу по снижению нагрузки на малый и средний бизнес нужно продолжать. По мнению главы «Интерроса» В.Потанина, общий налог, включая налог на добавленную стоимость, остается слишком большим, чтобы ожидать скорого экономического роста.[4]

23 мая 2002 г. Путин принял доклад Председателя Правительства М.Касьянова о намечаемом уточнении налогового режима в России с 2003 года. Это уточнение предпринято по итогам встречи Президента с руководителями центристских фракций Государственной Думы, состоявшейся 20 мая 2002 года.[5]

29 мая 2002 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации».[6][7]

Летом 2002 года по инициативе Путина был утверждён и подписан федеральный закон «О внесении дополнений и изменений в часть вторую НК РФ», который ввёл две главы: 26.2 «Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».[8]

1 июня 2002 г. в Бюджетном послании Президента «О бюджетной политике в 2003 году» говорилось, что в 2003 году следует в основном завершить налоговую реформу, призванную создать налоговый режим, полностью обеспечивающий финансирование бюджетных обязательств, минимально обременительный с точки зрения администрирования, максимально благоприятный для экономической деятельности. Приняты ключевые главы Налогового кодекса, направленные на снижение номинального налогового бремени, сокращение налоговых льгот, упрощение налоговой системы. В 2003 году перестанет действовать последний оборотный налог — на пользователей автомобильных дорог. В результате расширяется налоговая база, увеличивается собираемость налогов, повышается качество налогового администрирования. Можно констатировать, что налоговая система в основном упорядочена. Для дальнейшего совершенствования бюджетного процесса в России в 2002—2003 годах должен быть снижен уровень номинальной налоговой нагрузки. Одна из первоочередных задач бюджетной политики в области доходов — сделать налоговый учет максимально удобным как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов. Наряду с этим, в целях стимулирования легализации заработной платы нужно продолжить совершенствование механизма регрессии при уплате единого социального налога. Предстоит принять и ввести в действие с 1 января 2003 г. главы Налогового кодекса, регулирующие порядок уплаты государственной пошлины, таможенных пошлин и сборов, налогов и платежей, связанных с использованием природных ресурсов. Президент считает, что с 1 января 2003 г. необходима законодательная отмена налога на покупку иностранных денежных знаков. Предстоит принять главы Налогового кодекса, регулирующие порядок применения специальных режимов налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, а также в отношении субъектов малого предпринимательства. Необходимо предусмотреть возможность выбора субъектами малого предпринимательства режима налогообложения, в том числе упрощенной и облегченной системы налогообложения, заменяющей стандартную налоговую систему. В 2002 году необходимо завершить разработку глав Налогового кодекса, посвященных имущественному налогообложению, включая налог на недвижимость.[9]

1 июля 2002 г. на встрече с руководителями депутатских объединений Государственной Думы Путин высоко оценил принятый нижней палатой 1 июля закон о налогообложении малого бизнеса. При этом Путин отметил, что нужно прислушаться и к критике этого законодательного акта. Необходимо убрать административные барьеры, особенно в сферах сертификации и лицензирования. На предстоящей осенней сессии Государственной Думы следует доработать и принять весь пакет законов по дебюрократизации экономики и оптимизации налогообложения.[10]

24 июля 2002 г. Путин подписал Федеральный закон N 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (принят Госдумой в третьем чтении 1 июля 2002 года). Закон вводит с 1 января 2003 года новые главы второй части НК РФ: «Упрощенная система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход» и «Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства». Закон компенсирует субъектам Российской Федерации отмену с 1 января 2003 года 1-процентного оборотного налога, средства от которого зачислялись в дорожные фонды. Компенсировать потери бюджетов субъектов РФ предлагается путем передачи в региональные бюджеты 50 % акцизов на горюче-смазочные материалы. Закон увеличивает долю налога на прибыль организаций, зачисляемую в бюджеты субъектов РФ, с 14,5 % до 16 %. Производится индексация ставок земельного налога и арендной платы за землю по сравнению с действующими в 2002 году в 1,8 раза. Предусматривается индексация акцизных ставок на табачные изделия на 70 %, на пиво — 25 %, на бензин — на 45 %.[11][12][13][14]

20 августа 2002 г. Путин обсудил с Министром по налогам и сборам Г.Букаевым итоги первого полугодия 2002 года по обеспечению исполнения бюджета. Президент выразил обеспокоенность собираемостью налогов в 2002 году по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. Г.Букаев пояснил, что такая ситуация связана с «налоговой революцией». В качестве одной из мер, направленной на повышение собираемости налогов, Министерство по налогам и сборам использует усиление налогового администрирования. Президент обратил внимание Министра, что не нужно оказывать чрезмерное давление на налогоплательщиков. Государство должно предусматривать возможные действия налогоплательщиков по минимизации выплат и «адекватно реагировать». Г.Букаев информировал Президента о действии принципа «одного окна» при регистрации юридических лиц. Этот принцип введен с 1 июля 2002 года после принятия в 2001 году закона о регистрации юридических лиц. До этого регистрацией юридических лиц занимались все муниципальные образования России (это — 4,5 тысячи муниципальных органов). После введения принципа «одного окна» налогоплательщик через пять дней после сдачи документов получает свидетельство о регистрации и свидетельство о постановке на учет.[15]

25 сентября 2002 г. Путин на встрече с участниками Всероссийского совещания молодых руководителей производства заявил, что снижать налоги ниже существующего уровня нельзя. Путин выразил сомнение в целесообразности введения льгот на налоги российским предприятиям. Введение льгот «должно происходить очень аккуратно».[16]

1 октября 2002 г. Путин в ходе рабочей встречи с вице-премьером, Министром финансов А.Кудриным заявил, что планка снижения налогов на данный момент достигнута, и теперь следует посмотреть, как принятые решения будут отражаться на реальной экономике и доходах бюджета. Вместе с тем, это вовсе не означает, что не следует думать о снижении налогового бремени на экономку в перспективе.[17]

4 ноября 2002 г. о первых результатах применения упрощенной схемы регистрации юридических лиц по принципу «одного окна» в рамках реализации программы дебюрократизации экономики доложил Путину Министр по налогам и сборам Г.Букаев. Путин предложил распространить действие этой системы на предпринимателей.[18]

10 декабря 2002 г. Путин заявил, что считает возможным вносить изменения в государственную налоговую политику, чтобы увеличить приток инвестиций в производство. Выступая на церемонии подведения итогов III Всероссийского конкурса «Российской организации высокой социальной эффективности», Путин высказал мнение, что Правительству вместе с депутатами Государственной Думы следует совершенствовать соответствующие механизмы.[19]

28 декабря 2002 г. Путин подписал Федеральный закон N 182-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах». Законом вводится в действие глава 29 части второй Налогового кодекса РФ, устанавливающая региональный налог на игорный бизнес. Плательщиками данного налога являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с извлечением ими доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари. В качестве объектов налогообложения устанавливаются игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы. Ставки данного налога устанавливаются субъектами Российской Федерации в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации. Дополняемая глава Налогового кодекса Российской Федерации вступит в силу с 1 января 2004 года. До этого момента Федеральным законом предусмотрены переходные нормы, устанавливающие временный порядок уплаты налога на игорный бизнес. Федеральный закон направлен на соблюдение прав и защиту интересов налогоплательщиков и обеспечение стабильных налоговых поступлений в федеральный бюджет, осуществление экономического роста в Российской Федерации.[20]

31 декабря 2002 г. Путин подписал Федеральный закон N 196-ФЗ «О внесении изменения в статью 243 Налогового кодекса Российской Федерации». Федеральным законом устанавливается в качестве постоянного действующий ныне временный порядок проведения сверки правильности применения налогового вычета по единому социальному налогу в связи с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Федеральный закон направлен на обеспечение контроля за правильностью уплаты единого социального налога.[21]

[править] Налог на прибыль

Кардинальные изменения произошли в налоге на прибыль, что нашло отражение в главе 25 НК РФ. С 1 января 2002 г. была снижена совокупная ставка налога с 35 % до 24 % с одновременной отменой льгот. Эта ставка по новому режиму налогообложения едина для всех хозяйствующих субъектов. Реформирование действующего порядка налогообложения прибыли организаций включает либерализацию амортизационной политики для целей налогообложения, изменение правил переноса убытков на будущее, вычеты необходимых деловых расходов, осуществляемые для производства, продвижения на рынок и реализации товаров, снимаются ограничения на расходы по рекламе, по отдельным видам добровольного страхования, по отнесению процентов по заем-ным средствам, полученным как от банков, так и от других организаций, увеличивается норматив по вычету из налоговой базы расходов на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями.[22]

По итогам 2002 было зафиксировано значительное сокращение поступлений по налогу на прибыль организаций, составившее около 22 % для величин в реальном выражении и 1,4 процентных пункта по отношению к ВВП.[23]

Основными факторами падения поступлений налога на прибыль в 2002 г. стали вступление в действие новых положений Налогового кодекса, относящихся к данному налогу, в частности, изменение структуры и объема затрат (в сторону увеличения), принимаемых к вычету при определении налоговой базы, снижение налоговой ставки с 35 % до 24 %, применение «переходного» положения, связанного с определением налоговой базы по методу начисления, изменение начисления амортизации, а также общее снижение чистого финансового результата деятельности предприятий.[24]

[править] Подоходный налог

С 2002 года начался рост поступлений подоходного налога в реальном выражении.[25]

[править] Единый сельхозналог

В 2002 году была введена в действие глава части второй Налогового кодекса Российской Федерации: 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)». Таким образом, созданным специальным режимом смогли воспользоваться те хозяйства, выручка которых не менее чем на 70 % обеспечена за счет реализации сельскохозяйственной продукции.[26]

[править] Налогообложение пользования природными ресурсами

В целях совершенствования налогообложения пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере деятельности с 1 января 2002 года был введён налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ) с одновременной отменой действовавших налогов за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минеральносырьевой базы и акциза на нефть.[27]

[править] Налогообложение АПК

24 июня 2002 г. Путин сообщил на пресс-конференции в Кремле о предложении ввести плоскую единую шкалу налога для производителей сельскохозяйственной продукции по аналогии со шкалой налогов для мелких и средних предпринимателей. Это предложение требует уточнения и доработки, однако может стать одной из мер по поддержке отечественного сельского хозяйства.[28]

[править] Налогообложение малого и среднего бизнеса

27 февраля 2002 г. на совещании по экономическим вопросам Путин отметил, что после изменений в налоговом законодательстве малый бизнес оказался в сложной ситуации. То, с чем сегодня сталкивается малый бизнес не просто бюрократия — это дополнительные фискальные нагрузки. Путин выразил сожаление, что Правительство с задержкой выступает с предложениями по выходу из этой ситуации.[29]

28 марта 2002 г. Путин поручил Правительству представить в Государственную Думу предложения о снижении налогов для малого бизнеса. Льготная система налогообложения для малого бизнеса, в частности, подразумевает сокращение совокупного налогового бремени, совокупной налоговой нагрузки на малые предприятия, упрощение системы учета и отчетности. О своем поручении Правительству глава государства сообщил на встрече с представителями российской науки в Байкальске (Иркутская область).[30]

18 апреля 2002 г. в ежегодном Послании Федеральному Собранию Путин призвал извлечь урок из ситуации с введением единого социального налога, когда налоговая нагрузка на малый бизнес только возросла. Путин указал на то, что это уже не первый случай, когда «по пути» в Думу проходит скрытая ревизия первоначальных проектов, приводящая к искажению самой идеи этих проектов.[31]

20 мая 2002 г. Путин обсудил с членами Правительства и лидерами центристских фракций Государственной Думы проблемы налогообложения малого и среднего бизнеса. Вопросы дальнейшего изменения системы налогообложения малого и среднего бизнеса должны увязываться с созданием оптимальных условий развития самого бизнеса и выполнением государством своих социальных обязательств, считает В.Путин. Для этого необходимо выработать оптимальные формы налогового администрирования. Достигнуто согласие о подготовке ряда поправок в законопроект о налогообложении малого и среднего бизнеса, снижающих налоговую нагрузку на малые предприятия. Президент поручил Правительству снизить ставку налога с оборота до 6 процентов с возможностью зачтения дополнительно 3 процентов в качестве выплаты в Пенсионный фонд. Ставка налога на чистую прибыль будет снижена с 20 до 15 процентов. Получило одобрение предложение считать предприятиями малого и среднего бизнеса те, оборот которых не превышает 15 миллионов рублей. Таким образом, число предприятий, попадающих в категорию малого и среднего бизнеса, увеличивается. Президент поручил Правительству подготовить на основе предложений депутатов законопроект об отмене задним числом, с 1 января 2002 года, единого социального налога на те предприятия, которые работают на основе единого вмененного налогообложения. С них будет взиматься только страховой взнос в Пенсионный фонд.[32]

23 мая 2002 г. как «большой шаг вперед» оценил Путин действия Правительства по снижению налогов для малого и среднего бизнеса, выступая на встрече с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей. Участники встречи считают, что работу по снижению нагрузки на малый и средний бизнес нужно продолжать.[33]

30 мая 2002 г. вопросы административной реформы и проблемы малого бизнеса были темой беседы Путина с генеральным директором холдинга «Объединенные машиностроительные заводы» К.Бендукидзе. Обсуждалась, в частности, тема налогообложения малого бизнеса. По мнению К.Бендукидзе, в ходе дискуссии по этой проблеме, которая в настоящее время разворачивается в Государственной Думе, речь идет не о том, удобно ли это малому бизнесу, а о том, не уменьшится ли налогообложение, не приведет ли это к бюджетным потерям.[34]

1 июля 2002 г. на встрече с руководителями депутатских объединений Государственной Думы Путин высоко оценил принятый нижней палатой 1 июля закон о налогообложении малого бизнеса.[35]

26 июля 2002 г. Путин обсудил с Министром экономического развития и торговли Г.Грефом работу Правительства по совершенствованию системы налогообложения малого и среднего бизнеса. Путин особо выделил тему избыточного регулирования предприятий малого и среднего бизнеса, в частности, большого числа проверок предприятий. По информации Г.Грефа, согласно исследованиям Всемирного банка, принятые в прошлом году законы не решали проблемы малого бизнеса. Количество проверок не уменьшилось. Число лицензий, выдаваемых предприятиям малого и среднего бизнеса, сократилось, однако это обстоятельство обострило проблему: получать лицензии стало сложнее.[36]

[править] Налоговые проверки

В 2002 году сумма, предъявляемая к уплате по итогам одной налоговой проверки, составляла в среднем 100 тыс. рублей.[37]

[править] Примечания

  1. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
  2. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  3. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  4. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  5. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  6. [1][2]
  7. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  8. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  9. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  10. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  11. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  12. [3]
  13. [4]
  14. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90001;fld=134;dst=4294967295;from=54745-0
  15. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  16. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  17. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  18. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  19. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  20. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  21. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  22. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  23. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
  24. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
  25. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
  26. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  27. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  28. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  29. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  30. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  31. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  32. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  33. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  34. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  35. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  36. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  37. «НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ СТАЛИ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ» — МИНФИН
Налоги в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Виды налогов  НДСНалог на прибыльНДФЛНДПИАкцизы
Сферы налогообложения  Добыча полезных ископаемыхДоходы физических лиц
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Темы  Налоговый кодекс Российской Федерации
Личные инструменты