Владимир Путин и регионы России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

В 2000 году были созданы семь федеральных округов и назначены полномочные представители президента в каждом из них. По словам Путина, этот шаг был направлен на устранение угрозы распада России.[1] Согласно президентскому указу Путина о создании федеральных округов, институт полномочных представителей президента России в регионах преобразован в институт полномочных представителей президента в федеральных округах. При этом из примерно 80 представителей (некоторые из них представляли Кремль сразу в нескольких субъектах Федерации) в должности останется лишь 7. Именно столько федеральных округов образовано в России. Административно-президентское деление страны выглядит следующим образом: Центральный федеральный округ, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Указ, как сообщила президентская пресс-служба, подписан «в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений». Согласно указу, полномочный представитель является должностным лицом, представляющим президента в пределах соответствующего округа, и обеспечивает на этой территории реализацию конституционных полномочий главы государства. При этом полпред назначается на должность и освобождается от нее исключительно президентом России по представлению руководителя администрации. Руководители субъектов Федерации не имеют никаких рычагов воздействия на назначение и снятие полпредов. Последние же подчиняются и непосредственно подотчетны лишь главе государства. В задачи полномочного представителя входят организация в своем округе работы по реализации местными органами власти «основных направлений внутренней и внешней политики государства». Кроме того, они наделяются широкими полномочиями по контролю за исполнением решений федеральных органов власти соответствующими территориями. Также полпреды обеспечивают в федеральном округе кадровую политику президента и регулярно представляют ему доклады об обеспечении округом национальной безопасности, а также сводки о его политическом, социальном и экономическом положении.[2]

Выступая на расширенном заседании правительства 13 сентября 2004 года Путин объявил о грядущих изменениях политической системы страны. Главным нововведением должен был стать отказ от прямых выборов глав субъектов федерации. Губернаторы должны были назначаться президентом с последующим утверждением в местных законодательных собраниях. Реформы обосновывались необходимостью усовершенствования государственного механизма страны.[3]

Содержание

[править] Укрупнение субъектов федерации

Реальный процесс проведения региональной реформы управления в части укрупнения субъектов РФ начался с объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого АО, первого пилотного проекта в постсоветской России.[4]

[править] Пермский край и Коми-Пермяцкий автономный округ

7 декабря 2003 года состоялся референдум по вопросу объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в новый субъект Российской Федерации — Пермский край с особым статусом Коми-Пермяцкого округа одновременно в обоих заинтересованных субъектах. В Пермской области в референдуме «за» высказались 83,96 % проголосовавших избирателей, около 90 % избирателей Коми-Пермяцкого АО также отдали предпочтение Пермскому краю.[5]

После проведения референдума Путин внёс в Госдуму на рассмотрение в качестве срочного проект федерального конституционного закона «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа». 26 марта 2004 года Путин подписал этот закон.[6]

[править] Камчатская область и Корякский автономный округ

Депутаты областного совета Камчатской области 26 апреля 2005 года проголосовали за объединение Камчатской области и Корякского автономного округа и решили обратиться к Президенту Путину с просьбой начать процесс объединения в единый Камчатский край.[7]

[править] Оценка эффективности деятельности органов власти регионов и муниципалитетов

28 июня 2007 года Путин подписал указ № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».[8]

28 апреля 2008 года Путин подписал указ, который вводил систему оценки деятельности муниципальных властей. В отличие от аналогичного документа 2007 года он предписывал ежегодные отчеты региональных начальников отправлять не в «комиссию при президенте РФ», а «в правительство Российской Федерации».[9]

14 августа 2008 года Путин подписал постановление правительства России № 608 «Об утверждении правил выделения грантов субъектам Российской Федерации в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».[10]

15 апреля 2009 года Путин подписал постановление правительства России № 322 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 „Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации“».[11]

В соответствии с постановлением правительства России от 14 августа 2008 года № 608 в 2010 году была проведена комплексная оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достигнутым уровню и динамике эффективности, в качестве базового периода принят 2007 год.[12]

23 декабря 2011 года Путин подписал распоряжение правительства России № 2343-р о распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2010 года.[13]

[править] Разграничение полномочий между центром и регионами

В июле 2001 года Путин подписал Указ о создании Комиссии при Президенте России по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, которую возглавил заместитель главы Администрации Президента РФ Дмитрий Козак. Комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерального, регионального и местного уровней провела анализ действующих договоров между центром и регионами, а также соглашений, заключенных правительствами субъектов РФ. Практически все договора и соглашения содержали те или иные нарушения. Они были заключены в период 1992—1994 годов, когда суверенитет раздавался оптом и в розницу в неограниченном количестве. Все эти акты подлежали упразднению, так как Россия не договорная, а конституционная федерация, где полномочия органов власти и предметы ведения центра и регионов должны разграничиваться федеральными законами.[14]

2 июля 2005 года на выездном заседании Государственного совета по федеративным отношениям в Калининграде Путин заявил, что вскоре губернаторы получат 80 % полномочий, ранее отобранных Центром, и 40 млрд рублей на их реализацию. Центр передаёт в регионы всего 114 полномочий в сферах лесного хозяйства, водных отношений, охраны окружающей среды, ветеринарии, лицензирования, охраны памятников истории и культуры, образования, науки, землепользования, жилищного законодательства. Президентским указом Путина губернаторам возвращается кураторство назначаемых из центра глав территориальных органов федеральных министерств, в том числе и некоторых силовых — МВД, МЧС, Минюста, а также Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов и др. Под опеку губернаторов не попали только ФСБ и министерство обороны России. Кандидатуры глав территориальных органов федеральные министерства будут теперь согласовывать с руководителями субъектов РФ. Если губернатор дважды отклоняет предложенные в Москве кандидатуры, то они получают должность уже без учёта его мнения. На губернаторов возлагается ответственность за социально-экономические реформы в регионах, наполнение бюджетов реальными источниками финансирования, привлечение инвестиций, за выполнение реальных социально-экономических программ. Президентский указ Путина от 2 июля 2005 года № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» был опубликован в «Российской газете» 8 июля 2005 года.[15]

31 декабря 2005 года Путин подписал Федеральный закон № 199-ФЗ, перераспределивший полномочия между федеральным центром и регионами в самых различных сферах государственного управления.[16]

29 декабря 2006 года Путин подписал Федеральный закон № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», который напрямую коснется, в частности, перераспределения полномочий между федеральным центром и субъектами федерации в сфере здравоохранения.[17]

[править] Федеральные округа

В целях повышения управляемости регионов на территории Российской Федерации в соответствии с президентским указом Путина от 13 мая 2000 года было создано семь федеральных округов.[18]

[править] ЦФО

28 сентября 2011 года Путин утвердил стратегию социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года. Согласно документу, совокупный валовый региональный продукт (ВРП) округа к 2015 году должен составить 25 трлн 767,6 млрд рублей, а к 2020 году — 45 трлн 411,2 млрд рублей. Доля инновационной продукции в общем объеме товаров и услуг должна достичь к 2020 году 20 %. Среднегодовая численность занятых в экономике человек должна снизиться до 17,1 млн человек. Минрегиону совместно с региональными властями поручено в течение шести месяцев представить план реализации мероприятий стратегии. Контроль реализации стратегии также возложен на Минрегион.[19]

[править] СЗФО

18 ноября 2011 года Путин утвердил стратегию социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа (СЗФО) до 2020 г. Согласно стратегии, в 2020 г. планируется в два раза снизить количество граждан, живущих на прожиточный минимум (с 14 % в 2011 г. до 7 % в 2020 г.), снизить уровень безработицы (с 5,5 % до 3 %), а ожидаемую продолжительность жизни поднять с 70 до 75 лет. Кроме того, правительство надеется снизить коэффициент миграционного прироста и вдвое сократить преступность, а рост ввода жилья поднять в 2020 г. до 10 млн кв.м. (в нынешнем — 6 млн кв.м). Путин поручил Минрегиону совместно с заинтересованными органами исполнительной власти, а также полпредом президента в СЗФО Н.Винниченко в 6-месячный срок представить в правительство проект плана мероприятий по реализации стратегии. Кроме того, министерству регионального развития поручено обеспечить контроль реализации положений стратегии.[20][21]

[править] ЮФО

В октябре 2007 года Путин подписал указ о назначении Рапоты полпредом президента в Южном федеральном округе.[22]

[править] УФО

В октябре 2011 года Путин утвердил стратегию социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года. Перспективы развития округа рассматриваются в рамках реализации одного из трёх предполагаемых сценариев: инерционного, энерго-сырьевого и инновационного, но в качестве базового выбран последний. Он предполагает модернизацию производства и технологический прорыв в металлургическом и машиностроительном комплексах Урала, а также диверсификацию экономики округа за счёт развития высокотехнологичных перерабатывающих производств в газовой отрасли и нефтегазохимии, фармацевтике и биотехнологиях.[23]

Все сценарии стратегии тесно связаны с проектом «Урал промышленный — Урал Полярный» (УП-УП), который предполагает расширение транспортной инфраструктуры в регионе. В документе УФО разделен на пять зон опережающего развития — Западно-Сибирская зона (ХМАО и ЯНАО), Уральская промышленная зона (Свердловская, Тюменская, Челябинская и Курганская области), зона «Полуостров Ямал» (ЯНАО), зона «Восточный склон Урала» (ЯНАО, ХМАО и Свердловская область) и Южно-Уральская сельскохозяйственная зона (Курганская, Тюменская и Челябинская области). Деление понадобилось для географического разграничения территорий, задействованных в реализации проекта «Урал промышленный — Урал Полярный».[24]

В стратегии приоритетными определены две зоны — Уральская и Западно-Сибирская. В данных зонах наиболее развито два направления — производственное и добывающее. В связи с тем, что загруженность транспортных сетей, по мнению разработчиков стратегии, уже находится на пике возможного, именно две данные зоны в первую очередь и должен соединить до 2012 года проект УП-УП. Остальные: «Полуостров Ямал», «Восточный склон Урала» и Южно-Уральская сельскохозяйственная зона — являются, по мнению авторов, «перспективными», однако срочного развития транспортной инфраструктуры они ещё не требуют. Поэтому данные зоны будут интегрированы в проект УП-УП после 2012 года. Реализация стратегии в рамках инновационного сценария, например, должна привести к росту средней продолжительности жизни в 2020 году до 72-73,5 лет (в 2009 году свердловское правительство сообщало, что продолжительность жизни в регионе составляет 68 лет). Среднегодовой темп прироста суммарного валового регионального продукта УрФО в 2011—2020 годах должен составить 6,1 % в год. В целом за 2010—2020 годы валовой региональный продукт округа увеличится в 1,9 раза. В инновационном варианте, ориентированном на диверсификацию экономики, доля добывающего сектора должна сократиться к 2020 году до 22 %. Основным фактором, определяющим рост обрабатывающих производств в округе, должно стать машиностроение. Основным фактором динамики социально-экономического развития УрФО до 2020 года останется вклад нефтегазового и металлургического секторов.[25]

Управляющий директор финансовой корпорации «Открытие» Евгений Данкевич сказал: «Фактически стратегия является своего рода генеральным планом по развитию региона. А если учесть тот факт, что в ней довольно большое внимание уделяется реализации проекта УП-УП, то регионы, входящие в УрФО, будут обязаны подстраивать под него большинство своих программ».[26]

[править] Субъекты федерации

[править] Иркутская область

15 апреля 2008 года президент России Владимир Путин подписал указ о сложении полномочий главы Иркутской области с Александра Тишанина и назначении временно и.о. губернатора Игоря Есиповского.[27]

[править] Красноярский край

3 октября 2002 года Путин подписал указ о назначении Хлопонина и.о. губернатора Красноярского края.[28]

12 апреля 2005 года Путин подписал указ № 412 «О мерах по социально-экономическому развитию Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа», в котором правительству России предписывалось оказать содействие в реализации в 2005—2009 годах инвестиционного проекта по освоению Ванкорского нефтегазового месторождения; государственную поддержку в обеспечении начала эксплуатации Богучанской ГЭС в 2010 году и подготовки зоны затопления водохранилища. Но основной упор в указе был сделан на осуществление в 2005—2010 годах комплекса мероприятий по развитию транспортной и социальной инфраструктуры объединенного Красноярского края: реконструкция взлётно-посадочной полосы в аэропортах Емельяново (Красноярск) и Хатанга; строительство первой очереди транспортного обхода г. Красноярска с мостовым переходом через реку Енисей; строительство первой очереди автомобильной дороги Канск-Абан-Богучаны; переселение в 2005—2010 годах из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей проживающих в Красноярском крае и автономных округах граждан, жилищные субсидии которым предоставляются в первую и вторую очередь. Все мероприятия имели конкретные сроки и обеспечивались финансированием.[29]

[править] Чечня

В 2000 году Путин подписал указ о назначении Ахмата Кадырова главой администрации Чеченской Республики.[30]

15 февраля 2007 года Путин подписал указ о принятии отставки Алу Алханова с поста президента Чеченской республики по собственному желанию.[31] Временным президентом Чечни Путин назначил Рамзана Кадырова, бывшего полевого командира и сына убитого в 2004 году Ахмада Кадырова. К моменту своего нового назначения Кадыров-младший был премьером Чечни.[32]

[править] Прочее

12 октября 2005 года Путин подписал Федеральный закон, предоставляющий субъектам Федерации право самим передавать решение вопросов местного значения вновь образованных поселений муниципальным районам, приняв соответствующий закон.[33]

В 2007 году, выступая на Общероссийском собрании советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, Путин в числе прочих затронул вопрос о распределении налоговых доходов между региональным и местным уровнями власти. В выступлении Путин сделал акцент на необходимости «обеспечения муниципалитетов достаточной финансовой и материальной базой».[34]

В декабре 2010 года Путин заявил, что прямые выборы глав муниципалитетов наряду с недостаточно эффективным гражданским обществом являются причиной криминализации региональной и местной власти.[35]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. http://lenta.ru/lib/14160711/full.htm
  2. http://www.nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=348&article_id=8823
  3. http://lenta.ru/lib/14160711/full.htm
  4. «Региональная реформа управления: проекты и реальность». Глава 11. Региональная реформа управления: проекты и реальность
  5. «Региональная реформа управления: проекты и реальность». Глава 11. Региональная реформа управления: проекты и реальность
  6. «Региональная реформа управления: проекты и реальность». Глава 11. Региональная реформа управления: проекты и реальность
  7. «Региональная реформа управления: проекты и реальность». Глава 11. Региональная реформа управления: проекты и реальность
  8. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  9. http://lenta.ru/lib/14160711/full.htm
  10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 августа 2008 г. N 608 «Об утверждении правил выделения грантов субъектам Российской Федерации в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»
  11. В. В. Путин подписал Постановление Правительства № 322 от 15 апреля 2009 г.
  12. Доклад об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2010 года
  13. Распоряжение правительства РФ от 23 декабря 2011 г. № 2343-р
  14. «Региональная реформа управления: проекты и реальность». Глава 11. Региональная реформа управления: проекты и реальность
  15. «Региональная реформа управления: проекты и реальность». Глава 11. Региональная реформа управления: проекты и реальность
  16. [1]
  17. [2][3]
  18. «Региональная реформа управления: проекты и реальность». Глава 11. Региональная реформа управления: проекты и реальность
  19. Путин утвердил стратегию развития ЦФО до 2020 года
  20. В.Путин утвердил стратегию развития СЗФО до 2020 г.
  21. Распоряжение от 18 ноября 2011 г. № 2074-р О Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
  22. [4][5]
  23. Урал стратегический
  24. Урал стратегический
  25. Урал стратегический
  26. Урал стратегический
  27. [6][7]
  28. [8][9][10][11]
  29. «Региональная реформа управления: проекты и реальность». Глава 11. Региональная реформа управления: проекты и реальность
  30. [12]
  31. [13][14]
  32. http://lenta.ru/lib/14160711/full.htm
  33. [15]
  34. Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы
  35. Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы
Владимир Владимирович Путин
Периоды  1952—1975 годы1975—1990 годы1990—1996 годы1996—1999 годы1999—2000 годыПрезидентство (1 срок, 2 срок, 3 срок) • 2008-2012 годы
Годы  197019711972197319741975197619771978197919801981198219831984198519861987198819891990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011201220132014201520162017201820192020
Политика  Внутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Реформы  НалоговаяБюджетнаяБанковскаяТаможеннаяЗемельнаяПенсионнаяСоциальных льготФинансовой инфраструктуры (Валютного регулирования) • Корпоративного управленияТрудовых отношенийСистемы ВТСВПКЕстественных монополий (Электроэнергетики, Железнодорожного транспорта, Газовая система (2000-е годы))ЖКХОбразования (Среднего образования) • Здравоохранения (ОМС) • Правовая (Судебная) • Системы госуправления (Административная, Технического регулирования) • ВоеннаяМВДФедеративная (Совета федерации) • Местного самоуправления
Послания Федеральному собранию  200020012002200320042005200620072012201320142015
Агентство стратегических инициатив  Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России
Публикации  Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономикиРоссия на рубеже тысячелетийОткрытое письмо избирателямНовый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня
Путин и экономика  Путин и доходы населения РоссииПутин и труд в РоссииПутин и ЖКХ РоссииПутин и транспортПутин и ТЭК РоссииПутин и пенсионное обеспечение в РоссииПутин и АПК РоссииПутин и ОПК РоссииПутин и атомная энергетика РоссииПутин и строительство в РоссииПутин и торговля в РоссииПутин и связь в России
Путин и промышленность России  Путин и автомобильная промышленностьПутин и двигателестроениеПутин и ракетно-космическая промышленностьПутин и авиационная промышленностьПутин и судостроение
Путин и финансы в России  Путин и формирование международного финансового центраПутин и государственные и муниципальные финансыПутин и налогообложениеПутин и налог на прибыльПутин и НДСПутин и НДПИПутин и подоходный налог
Путин и внешнеэкономические отношения России  Путин и экспортПутин и импортПутин и экспортные пошлиныПутин и импортные пошлины
Путин и российские компании  Путин и государственные компанииПутин и ГазпромПутин и Транснефть
Прочее  Деятельность (Принятые решения, Подписанные законы, Подписанные президентские указы, Назначения, Инициативы, Предложения, Поставленные задачи, Награждения, Визиты, Оценки деятельности) • ПредположенияРоссия при первом правительстве Путина (Хроника деятельности Путина, Социально-экономическая политика) • Россия во время президентства Путина (Экономика, Изменение социально-экономических показателей) • Прямая линия 2002 годаКандидатская диссертацияПутин и НАТОПутин и внешняя политика РоссииПутин и образование в РоссииПутин и судебная система РоссииПутин и постсоветское пространствоПутин и ЕвросоюзПутин и СШАПутин и силовые структуры РоссииПутин и нанотехнологии в РоссииПутин и регионы РоссииПутин и здравоохранение в РоссииПутин и праздники в РоссииПутин и выборы в РоссииПутин и жильё в РоссииПутин и Приоритетные национальные проекты в РоссииПутин и электронное правительство в РоссииПутин и коррупция в РоссииПутин и табакокурение в РоссииПутин и демографическая политика в РоссииПутин и алкоголь в РоссииПутин и наркотики в РоссииПутин и наука в РоссииПутин и преступность в РоссииУказ «О долгосрочной государственной экономической политике»Путин в августе 2008 годаРазвод с Людмилой ПутинойПодарки ПутинуДочери Путина
Личные инструменты