Владимир Путин и регионы России
Материал из Documentation.
В 2000 году были созданы семь федеральных округов и назначены полномочные представители президента в каждом из них. По словам Путина, этот шаг был направлен на устранение угрозы распада России.[1] Согласно президентскому указу Путина о создании федеральных округов, институт полномочных представителей президента России в регионах преобразован в институт полномочных представителей президента в федеральных округах. При этом из примерно 80 представителей (некоторые из них представляли Кремль сразу в нескольких субъектах Федерации) в должности останется лишь 7. Именно столько федеральных округов образовано в России. Административно-президентское деление страны выглядит следующим образом: Центральный федеральный округ, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Указ, как сообщила президентская пресс-служба, подписан «в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений». Согласно указу, полномочный представитель является должностным лицом, представляющим президента в пределах соответствующего округа, и обеспечивает на этой территории реализацию конституционных полномочий главы государства. При этом полпред назначается на должность и освобождается от нее исключительно президентом России по представлению руководителя администрации. Руководители субъектов Федерации не имеют никаких рычагов воздействия на назначение и снятие полпредов. Последние же подчиняются и непосредственно подотчетны лишь главе государства. В задачи полномочного представителя входят организация в своем округе работы по реализации местными органами власти «основных направлений внутренней и внешней политики государства». Кроме того, они наделяются широкими полномочиями по контролю за исполнением решений федеральных органов власти соответствующими территориями. Также полпреды обеспечивают в федеральном округе кадровую политику президента и регулярно представляют ему доклады об обеспечении округом национальной безопасности, а также сводки о его политическом, социальном и экономическом положении.[2]
Выступая на расширенном заседании правительства 13 сентября 2004 года Путин объявил о грядущих изменениях политической системы страны. Главным нововведением должен был стать отказ от прямых выборов глав субъектов федерации. Губернаторы должны были назначаться президентом с последующим утверждением в местных законодательных собраниях. Реформы обосновывались необходимостью усовершенствования государственного механизма страны.[3]
Содержание |
[править] Укрупнение субъектов федерации
Реальный процесс проведения региональной реформы управления в части укрупнения субъектов РФ начался с объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого АО, первого пилотного проекта в постсоветской России.[4]
[править] Пермский край и Коми-Пермяцкий автономный округ
7 декабря 2003 года состоялся референдум по вопросу объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в новый субъект Российской Федерации — Пермский край с особым статусом Коми-Пермяцкого округа одновременно в обоих заинтересованных субъектах. В Пермской области в референдуме «за» высказались 83,96 % проголосовавших избирателей, около 90 % избирателей Коми-Пермяцкого АО также отдали предпочтение Пермскому краю.[5]
После проведения референдума Путин внёс в Госдуму на рассмотрение в качестве срочного проект федерального конституционного закона «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа». 26 марта 2004 года Путин подписал этот закон.[6]
[править] Камчатская область и Корякский автономный округ
Депутаты областного совета Камчатской области 26 апреля 2005 года проголосовали за объединение Камчатской области и Корякского автономного округа и решили обратиться к Президенту Путину с просьбой начать процесс объединения в единый Камчатский край.[7]
[править] Оценка эффективности деятельности органов власти регионов и муниципалитетов
28 июня 2007 года Путин подписал указ № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».[8]
28 апреля 2008 года Путин подписал указ, который вводил систему оценки деятельности муниципальных властей. В отличие от аналогичного документа 2007 года он предписывал ежегодные отчеты региональных начальников отправлять не в «комиссию при президенте РФ», а «в правительство Российской Федерации».[9]
14 августа 2008 года Путин подписал постановление правительства России № 608 «Об утверждении правил выделения грантов субъектам Российской Федерации в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».[10]
15 апреля 2009 года Путин подписал постановление правительства России № 322 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 „Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации“».[11]
В соответствии с постановлением правительства России от 14 августа 2008 года № 608 в 2010 году была проведена комплексная оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достигнутым уровню и динамике эффективности, в качестве базового периода принят 2007 год.[12]
23 декабря 2011 года Путин подписал распоряжение правительства России № 2343-р о распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2010 года.[13]
[править] Разграничение полномочий между центром и регионами
В июле 2001 года Путин подписал Указ о создании Комиссии при Президенте России по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, которую возглавил заместитель главы Администрации Президента РФ Дмитрий Козак. Комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерального, регионального и местного уровней провела анализ действующих договоров между центром и регионами, а также соглашений, заключенных правительствами субъектов РФ. Практически все договора и соглашения содержали те или иные нарушения. Они были заключены в период 1992—1994 годов, когда суверенитет раздавался оптом и в розницу в неограниченном количестве. Все эти акты подлежали упразднению, так как Россия не договорная, а конституционная федерация, где полномочия органов власти и предметы ведения центра и регионов должны разграничиваться федеральными законами.[14]
2 июля 2005 года на выездном заседании Государственного совета по федеративным отношениям в Калининграде Путин заявил, что вскоре губернаторы получат 80 % полномочий, ранее отобранных Центром, и 40 млрд рублей на их реализацию. Центр передаёт в регионы всего 114 полномочий в сферах лесного хозяйства, водных отношений, охраны окружающей среды, ветеринарии, лицензирования, охраны памятников истории и культуры, образования, науки, землепользования, жилищного законодательства. Президентским указом Путина губернаторам возвращается кураторство назначаемых из центра глав территориальных органов федеральных министерств, в том числе и некоторых силовых — МВД, МЧС, Минюста, а также Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов и др. Под опеку губернаторов не попали только ФСБ и министерство обороны России. Кандидатуры глав территориальных органов федеральные министерства будут теперь согласовывать с руководителями субъектов РФ. Если губернатор дважды отклоняет предложенные в Москве кандидатуры, то они получают должность уже без учёта его мнения. На губернаторов возлагается ответственность за социально-экономические реформы в регионах, наполнение бюджетов реальными источниками финансирования, привлечение инвестиций, за выполнение реальных социально-экономических программ. Президентский указ Путина от 2 июля 2005 года № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» был опубликован в «Российской газете» 8 июля 2005 года.[15]
31 декабря 2005 года Путин подписал Федеральный закон № 199-ФЗ, перераспределивший полномочия между федеральным центром и регионами в самых различных сферах государственного управления.[16]
29 декабря 2006 года Путин подписал Федеральный закон № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», который напрямую коснется, в частности, перераспределения полномочий между федеральным центром и субъектами федерации в сфере здравоохранения.[17]
[править] Федеральные округа
В целях повышения управляемости регионов на территории Российской Федерации в соответствии с президентским указом Путина от 13 мая 2000 года было создано семь федеральных округов.[18]
[править] ЦФО
28 сентября 2011 года Путин утвердил стратегию социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года. Согласно документу, совокупный валовый региональный продукт (ВРП) округа к 2015 году должен составить 25 трлн 767,6 млрд рублей, а к 2020 году — 45 трлн 411,2 млрд рублей. Доля инновационной продукции в общем объеме товаров и услуг должна достичь к 2020 году 20 %. Среднегодовая численность занятых в экономике человек должна снизиться до 17,1 млн человек. Минрегиону совместно с региональными властями поручено в течение шести месяцев представить план реализации мероприятий стратегии. Контроль реализации стратегии также возложен на Минрегион.[19]
[править] СЗФО
18 ноября 2011 года Путин утвердил стратегию социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа (СЗФО) до 2020 г. Согласно стратегии, в 2020 г. планируется в два раза снизить количество граждан, живущих на прожиточный минимум (с 14 % в 2011 г. до 7 % в 2020 г.), снизить уровень безработицы (с 5,5 % до 3 %), а ожидаемую продолжительность жизни поднять с 70 до 75 лет. Кроме того, правительство надеется снизить коэффициент миграционного прироста и вдвое сократить преступность, а рост ввода жилья поднять в 2020 г. до 10 млн кв.м. (в нынешнем — 6 млн кв.м). Путин поручил Минрегиону совместно с заинтересованными органами исполнительной власти, а также полпредом президента в СЗФО Н.Винниченко в 6-месячный срок представить в правительство проект плана мероприятий по реализации стратегии. Кроме того, министерству регионального развития поручено обеспечить контроль реализации положений стратегии.[20][21]
[править] ЮФО
В октябре 2007 года Путин подписал указ о назначении Рапоты полпредом президента в Южном федеральном округе.[22]
[править] УФО
В октябре 2011 года Путин утвердил стратегию социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года. Перспективы развития округа рассматриваются в рамках реализации одного из трёх предполагаемых сценариев: инерционного, энерго-сырьевого и инновационного, но в качестве базового выбран последний. Он предполагает модернизацию производства и технологический прорыв в металлургическом и машиностроительном комплексах Урала, а также диверсификацию экономики округа за счёт развития высокотехнологичных перерабатывающих производств в газовой отрасли и нефтегазохимии, фармацевтике и биотехнологиях.[23]
Все сценарии стратегии тесно связаны с проектом «Урал промышленный — Урал Полярный» (УП-УП), который предполагает расширение транспортной инфраструктуры в регионе. В документе УФО разделен на пять зон опережающего развития — Западно-Сибирская зона (ХМАО и ЯНАО), Уральская промышленная зона (Свердловская, Тюменская, Челябинская и Курганская области), зона «Полуостров Ямал» (ЯНАО), зона «Восточный склон Урала» (ЯНАО, ХМАО и Свердловская область) и Южно-Уральская сельскохозяйственная зона (Курганская, Тюменская и Челябинская области). Деление понадобилось для географического разграничения территорий, задействованных в реализации проекта «Урал промышленный — Урал Полярный».[24]
В стратегии приоритетными определены две зоны — Уральская и Западно-Сибирская. В данных зонах наиболее развито два направления — производственное и добывающее. В связи с тем, что загруженность транспортных сетей, по мнению разработчиков стратегии, уже находится на пике возможного, именно две данные зоны в первую очередь и должен соединить до 2012 года проект УП-УП. Остальные: «Полуостров Ямал», «Восточный склон Урала» и Южно-Уральская сельскохозяйственная зона — являются, по мнению авторов, «перспективными», однако срочного развития транспортной инфраструктуры они ещё не требуют. Поэтому данные зоны будут интегрированы в проект УП-УП после 2012 года. Реализация стратегии в рамках инновационного сценария, например, должна привести к росту средней продолжительности жизни в 2020 году до 72-73,5 лет (в 2009 году свердловское правительство сообщало, что продолжительность жизни в регионе составляет 68 лет). Среднегодовой темп прироста суммарного валового регионального продукта УрФО в 2011—2020 годах должен составить 6,1 % в год. В целом за 2010—2020 годы валовой региональный продукт округа увеличится в 1,9 раза. В инновационном варианте, ориентированном на диверсификацию экономики, доля добывающего сектора должна сократиться к 2020 году до 22 %. Основным фактором, определяющим рост обрабатывающих производств в округе, должно стать машиностроение. Основным фактором динамики социально-экономического развития УрФО до 2020 года останется вклад нефтегазового и металлургического секторов.[25]
Управляющий директор финансовой корпорации «Открытие» Евгений Данкевич сказал: «Фактически стратегия является своего рода генеральным планом по развитию региона. А если учесть тот факт, что в ней довольно большое внимание уделяется реализации проекта УП-УП, то регионы, входящие в УрФО, будут обязаны подстраивать под него большинство своих программ».[26]
[править] Субъекты федерации
[править] Иркутская область
15 апреля 2008 года президент России Владимир Путин подписал указ о сложении полномочий главы Иркутской области с Александра Тишанина и назначении временно и.о. губернатора Игоря Есиповского.[27]
[править] Красноярский край
3 октября 2002 года Путин подписал указ о назначении Хлопонина и.о. губернатора Красноярского края.[28]
12 апреля 2005 года Путин подписал указ № 412 «О мерах по социально-экономическому развитию Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа», в котором правительству России предписывалось оказать содействие в реализации в 2005—2009 годах инвестиционного проекта по освоению Ванкорского нефтегазового месторождения; государственную поддержку в обеспечении начала эксплуатации Богучанской ГЭС в 2010 году и подготовки зоны затопления водохранилища. Но основной упор в указе был сделан на осуществление в 2005—2010 годах комплекса мероприятий по развитию транспортной и социальной инфраструктуры объединенного Красноярского края: реконструкция взлётно-посадочной полосы в аэропортах Емельяново (Красноярск) и Хатанга; строительство первой очереди транспортного обхода г. Красноярска с мостовым переходом через реку Енисей; строительство первой очереди автомобильной дороги Канск-Абан-Богучаны; переселение в 2005—2010 годах из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей проживающих в Красноярском крае и автономных округах граждан, жилищные субсидии которым предоставляются в первую и вторую очередь. Все мероприятия имели конкретные сроки и обеспечивались финансированием.[29]
[править] Чечня
В 2000 году Путин подписал указ о назначении Ахмата Кадырова главой администрации Чеченской Республики.[30]
15 февраля 2007 года Путин подписал указ о принятии отставки Алу Алханова с поста президента Чеченской республики по собственному желанию.[31] Временным президентом Чечни Путин назначил Рамзана Кадырова, бывшего полевого командира и сына убитого в 2004 году Ахмада Кадырова. К моменту своего нового назначения Кадыров-младший был премьером Чечни.[32]
[править] Прочее
12 октября 2005 года Путин подписал Федеральный закон, предоставляющий субъектам Федерации право самим передавать решение вопросов местного значения вновь образованных поселений муниципальным районам, приняв соответствующий закон.[33]
В 2007 году, выступая на Общероссийском собрании советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, Путин в числе прочих затронул вопрос о распределении налоговых доходов между региональным и местным уровнями власти. В выступлении Путин сделал акцент на необходимости «обеспечения муниципалитетов достаточной финансовой и материальной базой».[34]
В декабре 2010 года Путин заявил, что прямые выборы глав муниципалитетов наряду с недостаточно эффективным гражданским обществом являются причиной криминализации региональной и местной власти.[35]
[править] Ссылки
- Раздел о регионах на сайте президента России
- Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин провёл селекторное совещание «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»
- Путин советует властям Чечни обратить внимание на борьбу с коррупцией
- Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Ответы на вопросы членов Совета Федерации
- Владимир Путин провёл заседание президиума Государственного совета по вопросам развития Дальнего Востока и Забайкалья
- Социально-экономическое развитие федеральных округов (макрорегионов)
- Путин предлагает регионам укрупняться
- Совещание с полномочными представителями Президента в федеральных округах. 30 января 2013
[править] Примечания
- ↑ http://lenta.ru/lib/14160711/full.htm
- ↑ http://www.nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=348&article_id=8823
- ↑ http://lenta.ru/lib/14160711/full.htm
- ↑ «Региональная реформа управления: проекты и реальность». Глава 11. Региональная реформа управления: проекты и реальность
- ↑ «Региональная реформа управления: проекты и реальность». Глава 11. Региональная реформа управления: проекты и реальность
- ↑ «Региональная реформа управления: проекты и реальность». Глава 11. Региональная реформа управления: проекты и реальность
- ↑ «Региональная реформа управления: проекты и реальность». Глава 11. Региональная реформа управления: проекты и реальность
- ↑ Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- ↑ http://lenta.ru/lib/14160711/full.htm
- ↑ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 августа 2008 г. N 608 «Об утверждении правил выделения грантов субъектам Российской Федерации в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»
- ↑ В. В. Путин подписал Постановление Правительства № 322 от 15 апреля 2009 г.
- ↑ Доклад об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2010 года
- ↑ Распоряжение правительства РФ от 23 декабря 2011 г. № 2343-р
- ↑ «Региональная реформа управления: проекты и реальность». Глава 11. Региональная реформа управления: проекты и реальность
- ↑ «Региональная реформа управления: проекты и реальность». Глава 11. Региональная реформа управления: проекты и реальность
- ↑ [1]
- ↑ [2][3]
- ↑ «Региональная реформа управления: проекты и реальность». Глава 11. Региональная реформа управления: проекты и реальность
- ↑ Путин утвердил стратегию развития ЦФО до 2020 года
- ↑ В.Путин утвердил стратегию развития СЗФО до 2020 г.
- ↑ Распоряжение от 18 ноября 2011 г. № 2074-р О Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- ↑ [4][5]
- ↑ Урал стратегический
- ↑ Урал стратегический
- ↑ Урал стратегический
- ↑ Урал стратегический
- ↑ [6][7]
- ↑ [8][9][10][11]
- ↑ «Региональная реформа управления: проекты и реальность». Глава 11. Региональная реформа управления: проекты и реальность
- ↑ [12]
- ↑ [13][14]
- ↑ http://lenta.ru/lib/14160711/full.htm
- ↑ [15]
- ↑ Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы
- ↑ Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы