Второй президентский срок Владимира Путина

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Примерно за две недели до президентских выборов, 24 февраля 2004 года, Владимир Путин отправил в отставку правительство Михаила Касьянова, которого в марте сменил Михаил Фрадков.[1]

14 марта 2004 года Путин был переизбран на пост президента, получив 71 % голосов. Официально вступил в должность 7 мая [2][3]

Во второй своей инаугурационной речи Путин, подчеркнув, что цели первого срока — сохранение единства страны и укрепление государства — достигнуты, заявил о необходимости укреплять гражданское общество, реальную многопартийность и личные свободы граждан: «Только свободные люди в свободной стране могут быть по-настоящему успешными», — отметил он.[4]

В августе 2004 года Госдума приняла решение о монетизации льгот и отмене многих социальных пособий.[5]

Выступая на расширенном заседании правительства 13 сентября 2004 года, вскоре после бесланского теракта, Путин объявил о грядущих изменениях политической системы страны. Главным нововведением должен был стать отказ от прямых выборов глав субъектов федерации. Губернаторы должны были назначаться президентом с последующим утверждением в местных законодательных собраниях. Реформы обосновывались необходимостью усовершенствования государственного механизма страны, столкнувшегося с угрозой международного терроризма: таким образом, поводом для перестройки государственной власти в России стали теракты.[6]

9 мая 2005 года торжества в Москве, посвященные 60-летию победы в Великой Отечественной войне, прошли с невиданным ранее размахом — Россию по приглашению Путина посетил целый ряд глав государств, правительств и международных организаций. Присутствовали лидеры мировых держав — США, Франции, Италии, ФРГ, КНР. Приглашение российского президента было отвергнуто лишь президентами Литвы и Эстонии, считавших, что победа СССР привела к оккупации их стран, а также президентом Грузии Михаилом Саакашвили, открыто проводившим в этот период антироссийскую политическую линию.[7]

Напряженность в отношениях с Украиной и Грузией, в которых в 2003—2004 годах прошли так называемые «цветные революции», стала одним из ключевых вопросов внешней политики России во время второго президентского срока Путина. В российско-украинских отношениях кризис выразился в перебоях с поставками на Украину российского газа в конце 2005 — начале 2006 годов, а в отношениях с Грузией центральную роль играл вопрос о суверенитете непризнанных республик Абхазия и Южная Осетия и присутствии на грузинской территории российских миротворцев. «Цветные революции» и холодность Кремля к новым правительствам наложили негативный отпечаток на отношения России со странам Запада, что еще больше усугублялось фактом союза между Москвой и Минском, в то время как западные демократии резко осуждали режим Александра Лукашенко в Белоруссии. В отношениях c Соединенными Штатами центральное место занимал конфликт вокруг ядерной программы Ирана.[8]

В 2006 году Россия председательствовала в G8, и в числе тем для обсуждения Путин назвал энергобезопасность, борьбу с инфекционными заболеваниями, вопросы образования, нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование региональных конфликтов и борьбу с терроризмом. На состоявшемся в период с 15 по 17 июля саммите основное внимание было уделено вопросам энергетики. Было обнародовано итоговое заявление лидеров G8, в котором провозглашался «закон трех Э», то есть трех взаимосвязанных задач : энергобезопасность, экономический рост, экология. Был также предложен «Санкт-петербургский план действий» для достижения глобальной энергетической безопасности. Особым успехом для российской стороны наблюдатели сочли включение в итоговый документ пассажа о развитии ядерной энергетики.[9]

Санкт-петербургский саммит был омрачен начавшимся ливано-израильским конфликтом. Президент России постарался занять взвешенную позицию, выступив и против террористических методов шиитской группировки «Хизбалла», и против «непропорциональной» реакции Израиля. Участники саммита опубликовали совместное заявление по ливанскому кризису, в котором осудили действия группировки «Хизбалла», потребовали от нее немедленного освобождения захваченных боевиками израильских военных и прекращения ударов по израильской территории. Единодушия при разработке документа достичь не удалось: Буш и британский премьер Тони Блэр безоговорочно поддерживали Израиль и требовали осуждения не только «Хизбаллы», но и стоящих за ней режимов в Иране и Сирии. Путин, напротив, утверждал, что начатое Израилем военное вторжение в Ливан было отчасти продиктовано скрытыми интересами Иерусалима, и вместе с президентом Франции Жаком Шираком выступил против упоминания Ирана и Сирии в тексте обращения.[10]

В ходе ближневосточного кризиса в российском руководстве шли споры о целесообразности участия страны в миротворческой операции в Ливане. На июльском саммите в Санкт-Петербурге Путин не подтвердил, но и не опроверг возможность отправки в регион конфликта российских миротворцев. Ключевую роль в процессе преодоления кризиса российский президент отводил ООН. 11 августа Совет безопасности ООН выпустил резолюцию, в соответствии с которой 14 августа состоялось официальное прекращение огня. Россия призвала все стороны конфликта к строгому соблюдению положений резолюции, а Путин заявил, что резолюция дает шанс на политическое урегулирование кризиса, которое является единственной альтернативой дальнейшему разрастанию конфликта. 11 сентября 2006 года президент распорядился подготовить к отправке в зону конфликта российского инженерно-саперного батальона, который будет действовать самостоятельно, вне рамок коллективной миротворческой операции ООН. Отправка военных началась в октябре.[11]

Во время второго срока Путина приоритеты государственной политики по-прежнему излагались в посланиях к Федеральному Собранию. 26 мая 2004 года были провозглашены три «национальных проекта»: преодоление бедности, модернизация вооруженных сил и жилищная реформа. В шестом послании (25 апреля 2005 года) либеральные инициативы в экономической сфере и ориентация на утверждение в России свободного демократического общества соединились с прежним курсом на создание эффективного государственного аппарата. Кроме того, в преддверии 60-летия победы в Великой Отечественной войне Путин упомянул о «солдатах свободы», избавивших мир от фашизма, и отметил историческую роль СССР в победе над Гитлером и его союзниками. В седьмом президентском послании, обнародованном в мае 2006 года, Путин уделил основное внимание двум темам: во-первых, это вопросы демографии и семьи, во-вторых — необходимость модернизации армии. Кроме того, послание содержало критику в адрес США.[12]

Осенью 2006 года начался новый виток напряженности в российско-грузинских отношениях. Толчком для него послужил арест 27 сентября в Грузии четверых российских военных, которые были обвинены в шпионаже. Путин охарактеризовал действия Грузии как «государственный терроризм». Россияне были освобождены 2 октября, однако в тот же день Россия ввела против Грузии всестороннюю блокаду. Параллельно на территории России развернулась кампания против мигрантов из Грузии и их коммерческих предприятий. Осуществлялась депортация грузин, нелегально находившихся на российской территории, и эвакуация из Грузии российских граждан.[13]

9 октября 2006 года Северная Корея провела испытание ядерного оружия, зафиксированное зарубежными наблюдателями. Путин осудил действия КНДР, наносящие, по его словам, огромный ущерб процессу нераспространения оружия массового уничтожения. В то же время российский президент занял менее категоричную позицию, чем другие мировые лидеры, и выразил надежду на возвращение Северной Кореи в переговорный процесс.[14]

В конце 2006 — начале 2007 года Россия вновь оказалась в состоянии энергетического конфликта — на этот раз со своим союзником, Белоруссией. Противостояние развернулось вокруг поставок российских энергоносителей в соседнюю республику и их транзита на Запад через белорусскую территорию. В основе кризиса лежало недовольство России развитием союзных отношений с Белоруссией, а также стремление «Газпрома» приобрести часть белорусской монополии «Белтрансгаз». В ответ на установление для Белоруссии экспортных нефтяных пошлин, республика ввела новые пошлины на транзит российского газа. Сложившаяся ситуация напрямую угрожала экспорту российского топлива в страны Запада. 11 сентября Путин и Лукашенко в телефонном разговоре достигли договоренности, которая привела к заключению на следующий день компромиссного российско-белорусского соглашения. Таким образом, острая фаза кризиса была преодолена.[15]

Приоритетные «нацпроекты», а именно «Современное здравоохранение», «Доступное и комфортное жилье», «Качественное образование» и «Развитие АПК», были провозглашены Путиным в сентябре 2005 года.[16]

14 ноября 2005 года глава президентской администрации Дмитрий Медведев был назначен первым вице-премьером и стал отвечать за реализацию «национальных проектов». Министр обороны Сергей Иванов в добавление к своему портфелю получил ранг вице-премьера, что позволило ему играть более весомую роль в координации действий силовых ведомств.[17]

10 февраля 2007 года, выступая на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, Путин с неожиданной жесткостью раскритиковал внешнеполитический курс США и идею однополярного мироустройства. Российский президент, по собственному его выражению — без «излишнего политеса», указал присутствовавшим на мероприятии политикам и журналистам на рост напряженности в мире после падения СССР и назвал расширение НАТО и американскую программу создания ПРО факторами, дестабилизирующими международную безопасность.[18]

15 февраля 2007 года глава российского генштаба Юрий Балуевский сообщил, что РФ может в одностороннем порядке выйти из советско-американского Договора о ракетах средней и малой дальности (РСМД) в том случае, если США продолжат интенсивно развивать свою систему ПРО, в частности ее элементы в Чехии и Польше.[19]

15 февраля 2007 года Путин объявил о новых перестановках в российском руководстве. Сергей Иванов лишился портфеля министра обороны и стал первым вице-премьером, то есть был приравнен в ранге к другому потенциальному преемнику Путина — Дмитрию Медведеву. В своем новом качестве Иванову предстояло курировать часть гражданского сектора экономики — в добавление к военно-промышленному комплексу. Министерский портфель Иванова перешел к Анатолию Сердюкову, который до этого возглавлял Федеральную налоговую службу.[20]

Одновременно с повышением в должности Иванова произошло назначение еще одного вице-премьра. Этот пост в дополнение к своей текущей функции занял руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин. Как объявил Путин, это назначение было связано с необходимостью расширить работу правительства по двум направлениям: внешнеэкономической деятельности и отношениям с СНГ. Кроме того, глава государства принял отставку президента Чечни Алу Алханова. По словам Путина, Алханов покинул свой пост добровольно и был переведен на должность заместителя министра юстиции РФ. Временным президентом республики Путин назначил Рамзана Кадырова, бывшего полевого командира и сына убитого в 2004 году Ахмада Кадырова. К моменту своего нового назначения Кадыров-младший был премьером Чечни.[21]

25 марта 2007 года в ряде европейских СМИ была опубликована статья Путина под названием «Полвека европейской интеграции и Россия». Российский президент утверждал, что в обозримом будущем Россия не намеревается вступать ни в Европейский союз, ни в какую-либо форму ассоциации с ним. По словам Путина, Россия готова была максимально далеко идти в развитии стратегического партнерства с ЕС, придерживаясь формулы отношений, заявленной ранее бывшим председателем Еврокомиссии Романо Проди: «Все, кроме институтов». Путин подчеркнул, что Россия разделяет характерную для европейских стран приверженность нормам международного права, несиловому разрешению конфликтов и коллективному началу в международной политике. Тем самым Путин косвенно выразил несогласие с внешнеполитическим курсом США и выступил в поддержку идеи «многополярного мира».[22]

23 апреля 2007 года скоропостижно скончался предшественник Путина, первый президент РФ Борис Ельцин. В официальном телеобращении действующий президент охарактеризовал покойного как «прямого и смелого национального лидера», самоотверженно трудившегося «ради страны, ради миллионов россиян». В связи со смертью Ельцина Путин назначил на 25 апреля общенациональный траур — первый в истории постсоветской России, объявленный по одному человеку. Оглашение ежегодного президентского послания Федеральному собранию было перенесено с 25 на 26 апреля.[23]

23 марта 2007 года, Путин подписал указ о создании Объединённой судостроительной корпорации, призванной консолидировать мощности судостроительной промышленности, причем не только государственные унитарные предприятия и конструкторские бюро, но и многие частные компании. Новая госкорпорация должна была сделать российское военное и гражданское судостроение более эффективным и послужить его модернизации. 26 апреля тема госкорпораций получила дальнейшее развитие в послании президента к ФС. Помимо судостроения, было предложено создание аналогичных объединений в области авиастроения, атомной энергетики и развития нанотехнологий. В целом, послание 2008 года, которое стало последним в президентской карьере Путина, было посвящено вопросам модернизации экономики.[24]

В 2007 году с приближением ежегодного празднования победы в Великой Отечественной войне возникла дискуссия о символике Знамени Победы, которое традиционно представляло из себя красное полотнище с серпом и молотом. Парламентская фракция партии «Единая Россия» при поддержке ЛДПРвыступила с инициативой замены серпа и молота на одну большую пятиконечную звезду. Идея вызвала большое недовольство у ветеранов ВОВ и других сторонников неприкосновенности старого символа. 20 апреля 2007 года Путин, как было официально заявлено — «в связи с многочисленными обращениями ветеранских организаций», отказался подписывать законопроект об учреждении нового вида знамени и вернул его в Госдуму. Депутаты проголосовали за новый законопроект, сохраняющий исторический образ Знамени Победы. Законопроект был благополучно утвержден Советом Федерации 4 мая, а 7 мая его подписал Путин.[25]

Вопрос о Знамени Победы обсуждался на фоне конфликта вокруг решения эстонских властей о переносе из центра Таллина памятника советским солдатам (так называемый «Бронзовый солдат»), погибшим во Второй мировой войне. 27 апреля памятник был демонтирован, и это вызвало массовые беспорядки с участием русскоязычных жителей Эстонии в Таллине, осуждение со стороны российских властей, а также акции протеста. Путин высказывал «серьезную озабоченность» развитием событий вокруг памятника. 30 апреля «Бронзовый солдат» был открыт для посещений на новом месте — на военном кладбище Таллина, а 8 мая, в день официального празднования победы союзников во Второй мировой войне, представители эстонского правительства во главе с премьером Андрусом Ансипом возложили к памятнику цветы.[26]

18 мая 2007 года, комментируя результаты прошедшего в резиденции «Волжский утёс» саммита Россия-ЕС, Путин вновь остановился на эстонской теме. Он возложил на власти Эстонии ответственность за смерть Дмитрия Ганина, российского гражданина, погибшего в ходе апрельских беспорядков в Таллине. Путин сообщил, что участники саммита обсудили проблему нарушения прав русскоязычного населения в Эстонии и Латвии. Тем не менее, по словам российского президента, трудности в отношениях с прибалтийскими странами не стали препятствием для развития стратегического партнерства России и ЕС. В ходе итоговой пресс-конференции, прошедшей после саммита, особый интерес журналистов вызвало отношение Путина к так называемым «маршам несогласных» — публичным акциям оппозиции, получившим распространение в России. Президент заявил, что лично ему эти марши не мешают, но они должны проводиться в установленном законом и требованиями местных властей порядке и не мешать гражданам, которые в них не участвуют. Главными организаторами «маршей несогласных» (первый из них состоялся в Москве 16 декабря 2006 года) выступали экс-премьер и глава Народно-демократического союза Михаил Касьянов, лидер национал-большевиков Эдуард Лимонов и шахматист, глава Объединённого гражданского фронта Гарри Каспаров. Марши, призванные объединить оппозиционные силы различного толка под лозунгами противостояния власти Путина, организовывались в разных городах России. В некоторых случаях демонстранты «маршировали» без санкции властей и сталкивались с жёстким противодействием милиции.[27]

Май 2007 года ознаменовался значительным внешнеполитическим успехом Путина. 12 мая президенту России удалось добиться договоренности с казахским и туркменским коллегами Нурсултаном Назарбаевым и Гурбангулы Бердымухаммедовым о строительстве новой ветки прикаспийского газопровода и о модернизации существующей инфраструктуры третьей и четвертой очередей системы трубопроводов Средняя Азия — Центр. Фактически, достигнутая договоренность означала, что туркменский газ будет поставляться в Европу через территорию России, а не в обход нее через Каспий, как того хотели бы на Западе. Воплощение отстаиваемых США и ЕС идей альтернативного транскаспийского нефтепровода оказалось под сомнением. Это давало Москве новый серьезный козырь в «энергетическом диалоге» с Евросоюзом.[28]

На 6-8 июня 2007 года был назначен ежегодный саммит стран G8, который для Путин должен был стать последним. 1 июня, в преддверии этой встречи, российский президент ответил на вопросы представителей прессы из входящих в G8 стран. Наибольший резонанс получили комментарии, сделанные Путиным относительно американских планов по размещению объектов системы противоракетной обороны на территории Восточной Европы. По словам Путина, развитие американской ПРО в Европе означало бы перенос части стратегического ядерного потенциала США на европейскую территорию и угрозу для безопасности России. В ответ на эту угрозу, как заявил российский президент, Россия готова была нацелить собственные ракеты на объекты в Европе.[29]

Джордж Буш 5 июня объявил, что демократические реформы в России «сошли с рельсов» и США намеревались добиваться от РФ положительных изменений в сфере прав и свобод человека. Касательно системы ПРО Буш сообщил прессе, что американские планы по ее развитию ни в коем случае не были направлены против России и призваны были противостоять ядерной угрозе со стороны «стран-изгоев», в частности Ирана.[30]

На саммите в Хайлигендамме Буш подчеркнул, что США рассматривают Россию не как противника, а как партнера. Со своей стороны, Путин, который ранее отверг идею российского участия в развитии американской ПРО в Европе, выдвинул неожиданное для США компромиссное предложение. Российский президент предложил американской стороне совместно использовать для установки системы ПРО арендуемую Россией у Азербайджана радиолокационную станцию в Габале. Тем самым была заложена основа для дальнейшего стратегического диалога по вопросу ПРО, в котором, как сочли некоторые наблюдатели, России удалось захватить инициативу. При обсуждении еще одного спорного вопроса Путин отказался от уступок: Россия продолжала блокировать попытки Запада добиться независимости сербского края Косово. В ходе саммита-2007 наиболее активные попытки уговорить Путина пересмотреть российскую позицию в этом отношении предпринимал новый президент Франции Николя Саркози, но успеха ему добиться не удалось.[31]

В начале июля 2007 года Путин встретился с президентом США на ранчо Джорджа Буша-старшего в районе городка Кеннебанкпорт в штате Мэн. Главной темой встречи стала ситуация вокруг американской программы ПРО. Путин, по его собственным словам, намеревался использовать теплые личные отношения с Бушем, чтобы наладить усложнившиеся отношения между двумя странами. Путин расширил свое прежнее предложение о сотрудничестве по ПРО. В добавление к габалинской станции он предложил совместное использование строящегося радара под Армавиром, а также создание единой глобальной системы оповещения о ракетных пусках. Буш назвал идею Путина интересной и пообещал ее всесторонне рассмотреть, однако дал понять, что США от своих старых планов по развертыванию ПРО в Европе не откажутся.[32]

В конце сентября 2007 года стало известно, что Путин от своего имени (в обход правительства) внес в Госдуму законопроект о создании госкорпорации «Ростехнологии». По оценке «Коммерсанта», этот документ давал «Рособоронэкспорту» «почти полную свободу действий», включая первичное размещение акций подконтрольных компаний на фондовой бирже. 9 ноября 2007 года федеральный закон о государственной корпорации «Ростехнологии» был принят Госдумой, а 16 ноября 2007 года его одобрил Совет Федерации. Спустя десять дней, 26 ноября 2007 года генеральным директором государственной корпорации «Ростехнологии», которая, как сообщалось, должна была курировать разработку, производство и экспорт высокотехнологичной промышленной продукции Путин назначил главу ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергея Чемезова.[33]

В 2001, 2002, 2003 и 2005 годах для общения президента с жителями России в телеэфире организовывались так называемые прямые линии, по которым люди из разных населенных пунктов могли обратиться с вопросом к Путину. Кроме того, в 2001—2004 и 2006 годах проводились «большие пресс-конференции», в ходе которых с вопросами к президенту обращались представители российских и зарубежных СМИ. Очередная большая пресс-конференция состоялась в Кремле 2 февраля 2007 года и оказалась рекордной по продолжительности: 3 часа 32 минуты. Наибольший интерес у журналистов вызвала тема «преемника» президента. Путин заявил, что речь должна идти не о преемниках, а о кандидатах в президенты. Впрочем, глава государства сообщил о намерении указать на предпочтительного с его точки зрения кандидата, но только после начала предвыборной кампании. Кроме того, Путин подчеркнул, что ему еще предстоит оставаться на посту главы государства значительный срок, и попросил журналистов «не выпихивать» его раньше времени.[34]

12 сентября Фрадков подал Путину прошение об отставке правительства. Свое решение он объяснил «приближающимися крупными политическими событиями» и желанием предоставить президенту свободу в принятии кадровых решений. Путин отставку правительства принял. На пост главы правительства он выдвинул руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктора Зубкова. 14 сентября назначение нового премьера было утверждено Государственной думой. Накануне Зубков успел заявить, что не исключает возможности своего участия в президентских выборах.[35]

24 сентября Путин объявил о кадровых и структурных изменениях в правительстве. Большинство прежних министров сохранили в кабинете Зубкова свои портфели, в отставку отправились только трое: министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов, глава министерства регионального развития Владимир Яковлев и руководитель МЭРТ Герман Греф. Их преемниками стали, соответственно, Татьяна Голикова, Дмитрий Козак и Эльвира Набиуллина. Кроме того, был создан еще один, пятый по счету, пост вице-премьера. Его занял Алексей Кудрин, также продолживший работу во главе министерства финансов.[36]

1 октября 2007 года на съезде партии «Единая Россия» Путин объявил, что согласен возглавить партийный список на предстоящих выборах в Государственную Думу. В то же время, по словам президента, членом партии он бы становиться не хотел. Путин также заявил, что согласится в 2008 году стать премьер-министром, если «Единая Россия» победит на выборах, а пост президента займет «порядочный, дееспособный и эффективный человек». На следующий день было объявлено, что предвыборной тройки кандидатов от партии не будет — Путин возглавит список единолично.[37]

2 декабря в России прошли парламентские выборы. Задолго до официального оглашения результатов голосования стало известно, что победителем стала «Единая Россия». «Единая Россия» получила 64,30 % голосов и 315 мест в Думе, КПРФ — 11,57 % и 57 мест, ЛДПР — 8,14 % и 40 мест, «Справедливая Россия» — 7,74 % и 38 мест. Остальные участвовавшие в выборах партии не смогли преодолеть семипроцентный барьер и в парламент не прошли.[38]

10 декабря кандидатуру Медведева на встрече с президентом выдвинули руководители «Единой России», «Справедливой России» и двух не прошедших в Думу партий — Аграрной партии и партии «Гражданская сила». Путин предложенную кандидатуру одобрил «целиком и полностью». 11 декабря Медведев пообещал назначить на Путина премьер-министром. Свое решение Медведев мотивировал необходимостью продолжить политический курс действующего президента, позволивший предотвратить «гражданскую войну в России». 17 декабря Путин заявил о своей готовности стать главой правительства.[39]

2 марта 2008 года в России были проведены президентские выборы, на которых Медведев получил 70,28 % голосов.

В начале апреля 2008 года был закрыт свободный доступ аккредитованных журналистов в Дом правительства. С 1991 года свободного доступа журналистов в Белый дом не ограничивал ни один из премьер-министров — отмечал «Коммерсант». Отныне общение СМИ и правительства, писало издание, будет сводиться к еженедельным пресс-конференциям, протокольным мероприятиям, а также официальным пресс-релизам.[40]

15 апреля 2008 года на IX съезде «Единой Росии» Путин согласился стать председателем этой партии (эта высшую выборная должность в партии была учреждена тем же съездом). Однако Путин пожелал занять этот пост лишь после официальной передачи президентских полномочий Медведеву: инаугурация была назначена на 7 мая. При этом он заявил о желании остаться беспартийным. Еще 14 апреля делегаты съезда одобрили внесенную в устав «Единой России» поправку о беспартийности председателя партии. А 15 апреля новая редакция устава была зарегистрирована Федеральной регистрационной службой и вступила в силу.[41]

28 апреля 2008 года президент Путин подписал указ, который вводил систему оценки деятельности муниципальных властей. В отличие от аналогичного документа 2007 года он предписывал ежегодные отчеты региональных начальников отправлять не в «комиссию при президенте РФ», а «в правительство Российской Федерации».[42]

7 мая 2008 года Путин сложил с себя президентские полномочия, одновременно став председателем партии «Единая Россия». Решение о том, что принятие Путиным этого поста не потребует никаких дополнительных процедур, было принято на IХ съезде партии. В тот же день Медведев внес в Госдуму кандидатуру Путина для утверждения премьер-министром страны.[43]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. Биография Владимира Путина // Сайт президента России
  3. [2]
  4. [3]
  5. [4]
  6. [5]
  7. [6]
  8. [7]
  9. [8]
  10. [9]
  11. [10]
  12. [11]
  13. [12]
  14. [13]
  15. [14]
  16. [15]
  17. [16]
  18. [17]
  19. [18]
  20. [19]
  21. [20]
  22. [21]
  23. [22]
  24. [23]
  25. [24]
  26. [25]
  27. [26]
  28. [27]
  29. [28]
  30. [29]
  31. [30]
  32. [31]
  33. [32]
  34. [33]
  35. [34]
  36. [35]
  37. [36]
  38. [37]
  39. [38]
  40. [39]
  41. [40]
  42. [41]
  43. [42]
Владимир Владимирович Путин
Периоды  1952—1975 годы1975—1990 годы1990—1996 годы1996—1999 годы1999—2000 годыПрезидентство (1 срок, 2 срок, 3 срок, 4 срок) • 2008-2012 годы
Годы  197019711972197319741975197619771978197919801981198219831984198519861987198819891990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011201220132014201520162017201820192020202120222023202420252026202720282029
Политика  Внутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Реформы  НалоговаяБюджетнаяБанковскаяТаможеннаяЗемельнаяПенсионнаяСоциальных льготФинансовой инфраструктуры (Валютного регулирования) • Корпоративного управленияТрудовых отношенийСистемы ВТСВПКЕстественных монополий (Электроэнергетики, Железнодорожного транспорта, Газовая система (2000-е годы))ЖКХОбразования (Среднего образования) • Здравоохранения (ОМС) • Правовая (Судебная) • Системы госуправления (Административная, Технического регулирования) • ВоеннаяМВДФедеративная (Совета федерации) • Местного самоуправления
Послания Федеральному собранию  20002001200220032004200520062007201220132014201520162018201920202021
Агентство стратегических инициатив  Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России
Публикации  Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономикиРоссия на рубеже тысячелетийОткрытое письмо избирателямНовый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня
Путин и экономика  Путин и доходы населения РоссииПутин и труд в РоссииПутин и ЖКХ РоссииПутин и транспортПутин и ТЭК РоссииПутин и пенсионное обеспечение в РоссииПутин и АПК РоссииПутин и ОПК РоссииПутин и атомная энергетика РоссииПутин и строительство в РоссииПутин и торговля в РоссииПутин и связь в России
Путин и промышленность России  Путин и автомобильная промышленностьПутин и двигателестроениеПутин и ракетно-космическая промышленностьПутин и авиационная промышленностьПутин и судостроение
Путин и финансы в России  Путин и формирование международного финансового центраПутин и государственные и муниципальные финансыПутин и налогообложениеПутин и налог на прибыльПутин и НДСПутин и НДПИПутин и подоходный налог
Путин и внешнеэкономические отношения России  Путин и экспортПутин и импорт
Путин и российские компании  Путин и государственные компанииПутин и ГазпромПутин и Транснефть
Темы  Деятельность (Принятые решения, Подписанные законы, Подписанные президентские указы, Назначения, Инициативы, Предложения, Поставленные задачи, Награждения, Визиты, Оценки деятельности) • ПредположенияРоссия при первом правительстве Путина (Хроника деятельности Путина, Социально-экономическая политика) • Россия во время президентства Путина (Экономика, Изменение социально-экономических показателей) • Прямая линия 2002 годаКандидатская диссертацияПутин и НАТОПутин и внешняя политика РоссииПутин и образование в РоссииПутин и судебная система РоссииПутин и постсоветское пространствоПутин и ЕвросоюзПутин и СШАПутин и силовые структуры РоссииПутин и нанотехнологии в РоссииПутин и регионы РоссииПутин и здравоохранение в РоссииПутин и праздники в РоссииПутин и жильё в РоссииПутин и Приоритетные национальные проекты в РоссииПутин и электронное правительство в РоссииПутин и коррупция в РоссииПутин и табакокурение в РоссииПутин и демографическая политика в РоссииПутин и алкоголь в РоссииПутин и наука в РоссииПутин и преступность в РоссииУказ «О долгосрочной государственной экономической политике»Путин в августе 2008 годаРазвод с Людмилой ПутинойПодарки ПутинуДочери Путина
Личные инструменты