Владимир Путин и коррупция в России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

[править] Сферы

[править] Госзакупки

В сентябре 2011 года Путин на совещании по вопросу формирования федеральной контрактной системы заявил, что система госзаказа в России должна быть серьезно реформирована, так как существующий на сегодняшний день порядок способствует, в частности, коррупции. «В первую очередь предстоит сформировать качественную нормативно-правовую и методологическую базу, в которой будут детально прописаны все стадии процесса государственных и муниципальных закупок, начиная от прогнозирования и планирования до полного исполнения контрактов», — сказал Путин. Он добавил, что должен быть определен порядок ведения планов закупок и отчетов по итогам их реализации, должна быть разработана и сформирована библиотека типовых контрактов, установлен порядок расчета максимальной цены и четко регламентирован механизм сквозного аудита и контроля на всех этапах закупок. По словам Путина, предстоит создать единую информационную базу о планируемых, заключенных и реализуемых госконтрактах. «В перспективе она позволит проводить мониторинг действующих на рынке цен, координировать работу заказчиков и поставщиков», — сказал Путин.[1]

[править] Таможня

8 июля 2000 года Путин выступил с посланием Федеральному собранию. В этом послании Путин, в частности, заявил, что нынешняя система таможенного администрирования порождает коррупцию.[2]

10 апреля 2006 года Путин потребовал от правительства навести порядок на пунктах пропуска на границе, разделив работу таможенных органов и бизнес-структур. «Когда мы на границе наведем порядок? Когда прекратим практику, при которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются там в экономическом экстазе?» — спросил Путин, обращаясь к главе Минэкономразвития Герману Грефу на совещании с членами правительства. Путин потребовал выделить необходимые средства, чтобы таможенные органы могли самостоятельно оборудовать пункты досмотра на границе. По словам Путина, пока этого не произойдет, «таможня будет пользоваться услугами бизнес-структур, а бизнес-структуры будут пользоваться услугами таможни, часто в обход действующего законодательства и интересов экономики страны».[3]

После того как 10 апреля 2006 года Путин потребовал навести порядок на таможне, Генеральная прокуратура России объявила о проведении комплекса мероприятий по борьбе с контрабандистами и их пособниками из числа сотрудников Федеральной таможенной службы. В течение нескольких недель после этого уголовные дела по фактам взяточничества, мошенничества, злоупотребления служебным положением, подделки документов и незаконного предоставление информации ограниченного доступа были заведены в ряде регионов России, включая Москву. 11 мая 2006 года Путин вывел Федеральную таможенную службу из ведения Минэкономразвития, глава которого Герман Греф заявил, что ему потребуется два года, чтобы навести порядок в этой сфере. В результате таможенники оказались в непосредственном подчинении у Михаила Фрадкова. 12 мая 2006 года был отправлен в отставку глава ФТС Александр Жерихов, и его место занял Андрей Бельянинов, выходец из спецслужб, ранее возглавлявший Федеральную службу по оборонному заказу Министерства обороны.[4][5][6]

[править] Судебная система

25 апреля 2005 года в послании Федеральному собрании Путин заявил, что «если часть российского общества будет по-прежнему воспринимать судебную систему как коррумпированную — говорить об эффективном правосудии будет просто невозможно».[7]

[править] Образование

В феврале 2007 года Путиным был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об образовании“ и Федеральный закон „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ в части проведения Единого государственного экзамена». Согласно этому закону с 2009 года ЕГЭ будет введён в штатный режим и станет основной формой аттестации выпускников общеобразовательных школ, по которой их будут принимать в вуз.[8][9][10][11]

Введённая в 2004—2009 годах система ЕГЭ позволила радикально снизить уровень коррупции в вузовской среде. В результате введения ЕГЭ коррупция снизилась и в системе среднего образования.[12]

В феврале 2010 года Путин на совещании по вопросу госуслуг в сфере образования потребовал в кратчайшие сроки ликвидировать предпосылки для коррупции при лицензировании образовательных учреждений. Путин подчеркнул, что образовательная сфера в принципе ничем не отличается от любой другой услуги. Но есть нюанс: если, образно говоря, вы купили низкосортный товар, то от него можно отказаться. Или хотя бы попытаться это сделать. Но с образованием так не получится. «Человек идет по жизни с этим багажом, а общество с этим имеет дело на протяжении жизни этого человека, — сказал Путин. — Система контроля и надзора в образовании должна оградить гражданина от возможных рисков и некачественных услуг». Сегодня в стране около 140 тыс. учебных заведений, и все они раз в шесть лет проходят экспертизу, из собственного кармана возмещая расходы на ее проведение. При этом нужно предоставить в различные контрольные инстанции горы справок. По данным премьера, только университеты должны сформировать увесистую папку — около 250 документов объемом 3 тыс. листов. И эту «массу бумаг», как ее охарактеризовал Путин, школы, колледжи и институты вынуждают собирать из раза в раз. «Давайте посмотрим, как и кому вынуждены сегодня платить образовательные учреждения», — предложил Путин. Картина получилась удручающая: деньги за экспертизы собирают разного рода «свои» конторы, которые получают преимущества за счет близости к власти. Кроме того, в этой сфере налицо противоестественное совмещение контрольных функций и платных услуг. Что само собой порождает коррупцию. «Эти конторы надо ликвидировать, — поставил премьер задачу в чисто армейской манере. — Прошу министров в кратчайшие сроки исполнить и доложить об исполнении».[13]

[править] ТЭК

В 2001 году Путин устроил на пост генерального директора «Газпрома» своего старого друга Алексея Миллера с задачей избавить «Газпром» от растаскивания, коррупции и кумовства, процветавших в корпорации после распада Советского Союза. Миллер, имеющий кандидатскую степень по экономике, в начале 1990-х годов работал вместе с Путиным в аппарате главного реформатора того времени мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. По словам инвесторов, с тех пор Миллер добросовестно делает то, зачем он пришел в «Газпром». Он разгребает авгиевы конюшни коррупции и некомпетентности, он остановил растаскивание активов компании, в своё время сделавшее бывших менеджеров «Газпрома» одними из самых богатых людей страны. Миллер пользуется популярностью в среде пришедших вместе с ним молодых менеджеров «новой формации» — в кабинетах некоторых из них в газпромовском небоскребе на окраине Москвы вместо портретов висит реклама пива — «Пришло время „Миллера“». И все же, как рассказал нам один близкий к высшему руководству «Газпрома» источник, не пожелавший назвать свое имя, в одиночку Миллеру вряд ли удалось бы повалить старый режим «Газпрома» — судя по всему, здесь ему помогла рука Путина: «В критических ситуациях „Газпромом“ управляет Путин, он же принимает и многие повседневные решения.» Кроме того, Путин лично назначал всех топ-менеджеров; все главные проекты компании — в особенности те, в которых речь идет о переговорах с Европой — утверждены в Кремле.[14]

[править] Антикоррупционные органы

[править] Совет по борьбе с коррупцией

24 ноября 2003 года Путин подписал указ об образовании Совета при президенте РФ по борьбе с коррупцией.[15][16] Как отмечается в тексте указа, Совет образован «в целях совершенствования государственной политики по противодействию коррупции в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, устранения причин и условий, порождающих коррупцию, искоренения злоупотреблений и пресечения преступлений с использованием должностного положения, обеспечения соблюдения норм служебной этики государственными служащими, создания благоприятных условий для развития экономики страны». Путин также своим указом постановил утвердить прилагаемое Положение о Совете при президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией. В день подписания указа на встрече с членами правительства Путин попросил «администрацию президента сделать все необходимое, чтобы наладить работу этой структуры». В Совет входят премьер, главы Совета Федерации и Госдумы, главы Конституционного, Верховного и Арбитражного судов. Согласно положению о Совете, подписанном Путиным, при Совете будут созданы две комиссии — по противодействию коррупции и по разрешению конфликта интересов.[17]

Комиссия по противодействию коррупции создается для «подготовки предложений по предупреждению и пресечению коррупции в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления». Задачи комиссии — «анализ деятельности» органов власти для «выявления причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции», «анализ федеральных законов в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции». Комиссия будет готовить предложения по совершенствованию «правовых, экономических и организационных механизмов» функционирования органов власти для «устранения причин и условий» для коррупции. Комиссия может разрабатывать проекты законов. Кроме того, новый орган займется подготовкой предложений по «совершенствованию правоохранительной деятельности государства в целях предупреждения и пресечения должностных преступлений и иных злоупотреблений властью, в том числе в правоохранительных органах». Также комиссия будет разрабатывать меры «по усилению общественного и государственного контроля за соблюдением законодательства РФ о государственной и муниципальной службе», готовить предложения по сотрудничеству с другими странами и международными организациями, разрабатывать меры «по предотвращению действий» органов власти и их должностных лиц, направленных «на ограничение или устранение конкуренции на рынке товаров и услуг». Предложения комиссии должны направляться в Совет по борьбе с коррупцией.[18]

Комиссия по разрешению конфликта интересов создается для «рассмотрения вопросов, связанных с урегулированием ситуаций, когда личная заинтересованность лиц, замещающих государственные должности РФ (кроме Военнослужащих), и государственных гражданских служащих, назначаемых на должность и освобождаемых от должности президентом РФ и правительством, влияет или может повлиять на объективное исполнение ими должностных обязанностей». В задачи комиссии входит «урегулирование конфликта интересов, способного нанести вред законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ». Комиссия будет осуществлять «методическое руководство комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов, образуемыми государственными органами». Комиссия также должно подготовить предложения по проекту положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов. Основанием для рассмотрения комиссия является «наличие конфликта интересов — ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей» или «совершение поступков, умаляющих авторитет государственной власти или вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности соответствующего лица при исполнении им должностных обязанностей». Комиссия не будет рассматривать «сообщения о преступлениях и правонарушениях, проводить проверки по фактам нарушения служебной дисциплины». При возможном возникновении конфликта интересов у самих членов комиссии они обязаны до начала заседания заявить об этом. В таком случае этот член комиссии не будет принимать участия в рассмотрении вопросов, по которым у него возник конфликт интересов. Решения комиссия носят рекомендательный характер, но в случае необходимости они могут быть направлены президенту и премьер-министру. Решения Совета по борьбе с коррупцией при необходимости оформляются «в виде проекта указа, распоряжения или поручения президента РФ».[19]

12 января 2004 года состоялось первое заседание Совета при президенте РФ по борьбе с коррупцией. Путин на заседании заявил, что главная задача Совета как консультативного органа — это выявление причин и условий распространения коррупции и на этой базе — выработка системной антикоррупционной политики, политики, отраженной как в действующем законодательстве, так и в организации правоприменительной работы. Путин акцентировал внимание на следующем: «Мы обязаны дать точную квалификацию самого понятия „коррупция“ и понимать, что способствует ее распространению уже в сегодняшних, современных условиях». По мнению Путина, корни коррупции находятся в самих изъянах устройства экономической и административной жизни государства, подпитываются некачественным законодательством и распространяются при отсутствии эффективного контроля за деятельностью должностных лиц, органов государственной и муниципальной власти. Путин сказал, что «власть в России неоднократно и громко заявляла о необходимости борьбы с коррупцией, разрабатывались целые программы, делались отдельные, достаточно жесткие, шаги, но прямо нужно сказать: большого эффекта они, к сожалению, не дали». Путин заявил, что масштабы этого явления будут сокращаться только по мере того, как в стране будут укрепляться право, институты демократии и цивилизованный рынок, а органы власти станут бороться не только с последствиями коррупции, но и с её причинами.[20][21]

На заседании Путин обозначил главные, по его мнению, приоритеты в борьбе с коррупцией:[22]

  • Во-первых, необходимо наладить постоянную и системную аниткоррупционную экспертизу законодательства. Как в уже действующих законах, так и на стадии их подготовки следует выявлять положения, ведущие к злоупотреблениям и самой возможности коррупции. Надо избавить правовое поле от пустых деклараций, от норм двойного толкования и внутренних противоречий. В законах должны оставаться только ясные и реалистичные требования, а также прописаны четкие механизмы их применения.
  • Во-вторых, Совету предстоит подключиться к работе по анализу деятельности федеральных, региональных и местных органов власти. Уже создана соответствующая комиссия, результаты которой должны повлиять не только на ход административной реформы, но и на определение антикоррупционной составляющей государственной политики. Исполнение любых административных процедур должно быть максимально прозрачным: органам власти надо навсегда расстаться с традициями решения государственных и муниципальных задач вне бюджетного и налогового законодательства. А бюджет и установленные законом внебюджетные фонды обязаны стать для власти единственной формой образования и распространения денежных средств.
  • Третье направление деятельности — это оздоровление государственного и муниципального аппарата, жесткая регламентация прав и обязанностей чиновников и связанная с этим задача: создание работающего механизма разрешения конфликтов интересов на государственной и муниципальной службе. Надо поставить чиновника в строгие процедурные рамки, а результаты его деятельности открыть для гражданского общества, для людей, по сути, для налогоплательщиков, оплачивающих из своего кармана услуги государственного аппарата. Не нужно стесняться повышать материальное благосостояние, повышать заработную плату чиновников, но их деятельность должна быть прозрачной, открытой и абсолютно понятной обществу. Совету предстоит образовать рабочие комиссии из специалистов, знающих эту проблематику и имеющих высокий авторитет в профессиональной и общественной среде. Совет должен обладать объективной информацией о масштабах коррупции, знать, в каких областях она наиболее укоренилась, оперировать в работе понятными правовыми критериями и оценками. Мы обязаны дать точную квалификацию самого понятия «коррупция» и понимать, что способствует ее распространению уже в сегодняшних, современных условиях.
  • В качестве ещё одной задачи Совета Путин обозначил разработку эффективных форм общественного контроля над государственной и муниципальной властью. По мнению Путина, чем эффективнее и крепче институты гражданского контроля, тем меньше шансов для злоупотребления должностными полномочиями и в личных, и в групповых корыстных интересах. Путин сказал, что эту тему уже не раз поднимали, но эффективно работающих механизмов контроля пока не создано.

3 февраля 2007 года президентским указом Путина указ о создании Совета по борьбе с коррупцией был признан утратившим силу. Тем самым Совет был распущен.[23][24]

[править] Прочее

В феврале 2007 года Путин подписал указ об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по борьбе с коррупцией.[25]

В июле 2012 года Путин утвердил состав Cовета при президенте России по противодействию коррупции. Возглавил совет сам Путин. Также в состав совета вошли глава СКР Александр Бастрыкин, глава Минэкономразвития Андрей Белоусов, директор ФСБ России Александр Бортников, помощник президента Лариса Брычева, вице-спикер Госдумы Юрий Воробьев, советник президента Сергей Дубик, глава Конституционного суда Валерий Зорькин и глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов. Кроме того, место в совете получили глава администрации президента Сергей Иванов, глава МВД Владимир Колокольцев, министр юстиции Александр Коновалов, председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, вице-премьер Дмитрий Рогозин, помощник президента Эльвира Набиулина, мэр Москвы Сергей Собянин, министр труда Максим Топилин, глава Счетной палаты Сергей Степашин, генпрокурор Юрий Чайка, директор Росифинмониторинга Юрий Чиханчин и другие.[26]

[править] Международные соглашения

В марте 2006 года Путин подписал федеральный закон «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции».[27]

26 июля 2006 года Путин подписал федеральный закон «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию».[28][29]

5 февраля 2007 года Путин подписал указ о создании Межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в национальном законодательстве положений антикоррупционных конвенций. Конкретно в российских законах должны быть отражены положения Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.[30][31][32]

[править] Конвенция ООН против коррупции

В конце 2003 года Путин подписал распоряжение «О подписании Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции».[33]

В декабре 2005 года Путин внёс в Госдуму на ратификацию Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 года. Эта конвенция была подписана от имени РФ в городе Мерида (Мексика) 9 декабря 2003 года. Текст Конвенции разработан учрежденным Генеральной Ассамблеей ООН в этих целях Специальным комитетом, в работе которого активно участвовала сформированная правительством РФ межведомственная делегация. В Конвенции получили дальнейшее развитие положения Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, которая ратифицирована Россией федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 26-ФЗ и которая вступила в силу для РФ 25 июня 2004 года. В основу Конвенции положен комплексный подход, отражающий сложную социально-правовую природу коррупции, разнообразие мер и многоуровневый характер борьбы с этим злом.[34]

В марте 2006 года Путин подписал федеральный закон «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции». Эта конвенция создает комплексную правовую основу для практического взаимодействия правоохранительных органов различных государств в деле выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений коррупционного характера, затрагивающих юрисдикцию и интересы двух и более государств, возвращения средств, полученных преступным путем, в страну происхождения, а также содержит ряд стандартов по предупреждению коррупции и борьбе с ней.[35]

[править] Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию

2 июля 2006 года Путин внёс на ратификацию в Госдуму европейскую Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию. Путин своим указом назначил статс-секретаря — заместителя министра юстиции Российской Федерации Евгения Забарчука официальным представителем президента РФ при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации вопроса о ратификации Конвенции.[36][37]

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию была разработана в рамках Совета Европы и подписана от имени Российской Федерации в Страсбурге 27 января 1999 года. По состоянию на 23 марта 2006 года участниками Конвенции являлись 32 государства, а подписали, но пока не ратифицировали Конвенцию ещё 15 государств.[38]

Ратификация Конвенции будет способствовать совершенствованию правовой основы противодействия коррупции в Российской Федерации, а также международного сотрудничества в этой области и станет важным шагом на пути дальнейшей интеграции России в общеевропейское правовое пространство. Конвенция, в частности, содержит положения о криминализации коррупционных деяний (статья 2-14), регламентирует вопросы правовой помощи и выдачи (статьи 26-27). В Конвенции содержатся правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, и в связи с этим ее ратификация потребует изменения действующих или принятия новых федеральных законов.[39]

Так, ратификация Российской Федерацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию потребует:[40]

  1. внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;
  2. издания президентом Российской Федерации указа об определении центрального органа (органов), который (которые) в соответствии со статьей 29 Конвенции в Российской Федерации несет (несут) ответственность за направление просьб об оказании взаимной правовой помощи или подготовку ответов на такие просьбы, а также за принятие мер по их исполнению или передаче компетентным органам для исполнения.

После вступления Конвенции в силу для Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Конвенции Российская Федерация автоматически стала участником Группы стран против коррупции (ГРЕКО), созданной для осуществления мониторинга выполнения государствами-членами ГРЕКО своих обязательств в области борьбы с коррупцией.[41]

26 июля 2006 года Путин подписал федеральный закон «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию». Этот Федеральный закон направлен на ратификацию Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию.[42][43] Согласно конвенции, субъектами коррупционных преступлений являются не только физические лица, как в российском уголовном законодательстве, но и юридические лица. Таким образом, ратификация конвенции влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в законодательство РФ. Также в документе предусматриваются санкции финансового характера, в том числе конфискация или иное изъятие орудия совершения преступления и доходов или имущества от коррупционных преступлений.[44]

В июле 2006 года первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков высказал мнение, что ратификация будет способствовать совершенствованию правовой основы противодействия коррупции в Российской Федерации, а также международного сотрудничества в этой области и станет важным шагом на пути дальнейшей интеграции России в общеевропейское правовое пространство. И позволит продолжить курс на противодействие коррупции и выработать соответствующую государственную стратегию. После ратификации до конца 2006 года всё внутреннее законодательство России будет приведено в соответствие с международными требованиями. В соответствии с положениями Конвенции должна быть создана специально уполномоченная структура по борьбе с коррупцией, проведен мониторинг всего действующего законодательства. В соответствии с Конвенцией расширяется список коррупционных преступлений, прописывается необходимость более чёткой финансовой отчетности не только должностных лиц, но и членов их семей.[45]

[править] Регионы

В августе 2011 года Путин в интервью чеченским СМИ рекомендовал властям Чечни и других республик Северного Кавказа уделить повышенное внимание борьбе с коррупцией и обеспечению справедливости для рядовых граждан. Эти проблемы, по его словам, актуальны для всей России, но именно на Кавказе их нерешенность формирует питательную среду для радикальных элементов. «Для всей России, не только для Северного Кавказа и не только для Чечни, существует ряд очень важных и очень острых проблем, говорить о них не очень приятно, но нужно, если мы хотим жить лучше. Одна из них — это коррупция и обеспечение справедливости для рядового гражданина в России, где бы он ни жил, какую бы религию ни исповедовал и какой бы национальности ни был», — сказал Путин. «Почему это особенно важно для Северного Кавказа и Чечни? Потому что как раз этот негатив создает питательную почву для тех же самых радикалов, которые приходят к простым, а иногда и обиженным людям и говорят: „А вот если бы мы были у власти, мы бы сделали лучше“», — объяснил он. «Ничего лучше не сделали бы. То что они пытались сделать, мы уже видели в середине 1990-х или начале 2000-х годов. Лучше ничего бы не сделали, но это не значит, что действующее руководство субъектов федерации, да и федерального центра само не должно делать лучше для людей, для рядовых граждан, не должно искоренять вот эти проблемы и работать на позитиве», — сказал Путин.[46]

[править] Прочие документы

В марте 2009 года Путин подписал постановление «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции». Также было подписано постановление об утверждении методики проведения подобной экспертизы.[47]

7 мая 2012 года Путин подписал указ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».[48]

[править] Путин во главе ФСБ

В ноябре 1998 года, выступая в Госдуме, Путин сообщил о фактах коррупции в различных органах власти и принятых по этим фактам мерах: возбуждении дел против сотрудников Госкомстата, Государственной инвестиционной корпорации, Московского инвестиционного банка и других структур. Путин заявил: «Мы сделаем всё для того, чтобы вернуть в лоно государства те ресурсы, те объекты собственности государственной, которые государству должны принадлежать».[49]

В бытность директором ФСБ Путин лично принимал участие в расследовании крупного коррупционного скандала в Свердловской области, разгоревшегося в начале 1999 года вокруг связей между ГУВД Екатеринбурга и организованными преступными группировками.[50]

[править] Прочее

В феврале 2000 года в ответ на вопрос «как Вы собираетесь бороться с коррупцией?» Путин заявил: «Здесь может быть только одно лекарство — единообразное понимание законов и последовательная борьба за их исполнение. Последовательная, жесткая и настойчивая. Никакого своеобразия, никакого особого подхода к этому быть не может. Нужна просто настойчивая, последовательная и принципиальная борьба с коррупцией. Должен сказать, что это одна из составных важнейших задач государства в направлении того, чтобы сделать нашу страну экономически привлекательной и политически развитой. Без борьбы с коррупцией никакого прогресса в сфере экономики невозможно, его не будет. И поэтому это была и остается одной из приоритетнейших задач государства.».[51]

В марте 2000 года, касаясь темы коррупции, Путин заявил, что «мы будем напряженно и настойчиво работать в плане борьбы с коррупцией». По его мнению, «прежде всего государство должно преодолеть слабость и неэффективность своего аппарата во всем, что касается защиты прав собственности, прав инвесторов, прав кредитора». Путин сказал, что «мы будем настойчиво двигаться в этом направлении».[52]

22 июня 2000 года Путин заявил, что «коррупция разъедает страну».[53]

27 октября 2003 года Путин заявил: «В некоторых странах созданы системы по борьбе с коррупцией. Считаю целесообразным сделать то же самое и у нас. Прошу Правительство и дам соответствующие поручения администрации Президента разработать в течение двух недель соответствующие предложения».[54]

В мае 2005 года Путин заявил, что проникновение представителей бизнеса к власти создает условия для коррупции. «Когда на низком уровне видят, что олигархи сидят на самом верху и решают в свою пользу проблемы, которые стоят миллиарды, с помощью государственных институтов, то каждый чиновник пониже думает: а почему же я так не могу?», — сказал Путин в интервью телеканалу CBS, отвечая на вопрос о коррупции в России. «Проникновение к власти представителей бизнеса и решение своих групповых и частных интересов и создают условия для коррупции в стране в целом», — сказал Путин. «Мы сможем эффективно бороться с этим явлением (коррупцией) только в том случае, если действительно будем способствовать развитию того, о чем Вы говорили, а именно — независимости средств массовой информации и созданию эффективных институтов гражданского общества и многопартийной системы. Мы это прекрасно понимаем и будем двигаться обязательно в этом направлении, усиливая одновременно и эффективность государства, и работу органов правопорядка, которые призваны бороться с коррупцией на деле, в практической жизни», — сказал Путин.[55]

13 мая 2006 года Путин заявил, что уровень коррупции в России недопустимо высок. «Если государство было бы эффективно в борьбе с этим злом, я бы не говорил об этом в послании. Эффективность пока достаточно низкая», — сказал Путин.[56]

1 февраля 2007 года Путин заявил, что «самый эффективный способ борьбы с коррупцией — это развитие гражданского общества и свобода средств массовой информации». По мнению Путина, борьба с коррупцией — это задача всего общества.[57][58]

В октябре 2007 года Путин заявил, что для борьбы с коррупцией необходимо совершенствовать правовую базу и создавать в обществе обстановку нетерпимости к этому явлению. «Одних усилий премьер-министра недостаточно, для этого нужно улучшать нашу правовую базу, для этого мы должны создавать в обществе обстановку нетерпимости к подобного рода явлениям — от мелких взяток на дорогах, до крупных при раздаче больших государственных заказов», — сказал Путин, отвечая на вопрос о том, справится ли нынешний глава российского правительства с коррупцией. Путин сказал, что у премьер-министра Виктора Зубкова имеется много информации в этой сфере. «Должен сказать, что он весьма эффективно справился с той задачей, которая была перед ним поставлена. Он на голом месте, с нуля создал новую и весьма эффективно функционирующую службу, которая призвана заниматься борьбой с легализацией доходов, нажитых преступных и незаконным путем», — сказал Путин. Он напомнил, что при непосредственном участии Зубкова была создана концепция работы этой службы на несколько лет вперед.[59]

В ноябре 2007 года Путин заявил, что Россия будет и дальше наращивать борьбу с коррупцией.[60]

В феврале 2008 года Путин заявил, что закон о борьбе с коррупцией обязательно будет принят в России. «Мы примем обязательно антикоррупционный закон», — сказал Путин. «Нет такой таблетки от коррупции, которую принял и выздоровел, должна быть система мер, должна быть правовая система мер и репрессивная», — заявил Путин. Путин сказал, что нужно повышать денежное содержание чиновников. «Как бы это ни смотрелось на первый взгляд криво, что вот они много получают, — но лучше им платить», — сказал Путин. Путин напомнил, что Россия присоединилась к ряду антикоррупционных европейских и ООНовских документов. «Мы должны все это инкорпорировать в наше внутреннее законодательство, и сейчас группа экспертов работает как раз над этим, и мы обязательно примем антикоррупционный закон», — заявил Путин. Путин назвал коррупцию самой большой проблемой за восемь лет своего президентства.[61][62]

4 декабря 2009 года Путин заявил, что борьба с коррупцией будет продолжена. В частности, Путин сказал: «Знаете, я, конечно, часто слышу вопрос: эффективности маловато в борьбе с коррупцией. Да, маловато. Но все-таки результаты в борьбе с коррупцией есть. Если мы постоянно будем в эту точку долбить, будем работать в этом направлении, эффективность будет повышаться. И наоборот, если ничего не делать и ничего об этом не говорить, то будет только хуже».[63]

23 сентября 2011 года Путин заявил, что для борьбы с бюрократией и коррупцией нужно менять психологию российского общества. «Нужно менять психологию общества нашего, потому что чиновничий аппарат наш — это часть нашего народа. Давайте будем говорить откровенно, нам их не привезли из другой галактики», — сказал Путин. Борьба с коррупцией является долгосрочной задачей, которая должна решаться сразу по нескольким направлениям: воспитание, понимание неизбежности и неотвратимости наказания за нарушение закона, а также создание в обществе нетерпимости к проявлениям коррупции. «Здесь все должны нести определенную ответственность: и те, кто дает взятки, и те, кто берут. Кстати говоря, по закону взяткодатель и взяткополучатель должны получить одинаковое наказание. Бороться с этим нужно, в том числе усиливая ответственность за различного рода нарушения», — сказал Путин.[64]

15 декабря 2011 года Путин заявил, что власть не должна допускать кампанейщины при борьбе с коррупцией. Путин отметил, что борьба с коррупцией во власти — «это модная тема и ее не надо забывать». «Власть сама заинтересована в очищении, никакой кампанейщины здесь недопустимо. У нас есть примеры, когда губернаторов сажают, и они целиком отбывают срок, их никто не выпускает», — сказал Путин. «Здесь еще и вопрос не кампанейщины, а качества работы правоохранительных органов. Все это требует определенного баланса и серьезного подхода и ритмичной работы по всем направлениям», — добавил он. Путин отметил, что борьба с коррупцией в РФ будет продолжена. «Бороться будем обязательно, последовательно, жестко и настойчиво», — сказал он. Путин добавил, что коррупция присутствует на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, в Думе, правительстве, СМИ, медицине, образовании. «Это беда всего нашего общества. Желание попасть на волну и понравиться, и кого-то уконтрапупить, схватить и посадить во что бы то ни стало, показать свою крутизну — это самое простое, что мог бы сделать человек в моем положении», — сказал Путин.[65]

19 декабря 2011 года на заседании правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики Путин обрушился с резкой критикой на всех, кто обогащается за счет граждан и, по сути, «отмывает» деньги. При этом Путин назвал проштрафившихся топ-менеджеров поименно и добавил, что реформа электроэнергетики не доделана. Путин призвал за два месяца проверить компании с госучастием — не только в сфере электроэнергетики, но и по всем инфраструктурным объектам. Минэнерго такую проверку уже провело по просьбе премьер-министра, и теперь до конца 2011 года нужно принять кадровые решения. Среди нарушителей — руководители крупных компаний, в том числе и менеджеры «РусГидро» и ФСК ЕЭС. «Нужно продолжить формирование современного энергетического рынка, действующего по понятным и предсказуемым правилам и для бизнеса, и для граждан», — сказал Путин. По требованию народа, но почему-то не официальных органов, подчеркнул он, были проведены проверки: «Куда ни приедешь, везде на территории страны все, с кем ни разговариваю, обращают внимание на проблемы в сфере энергетики. Стон стоит по всей Руси! И как видно из результатов проверки, не напрасно». Путин сослался на результаты анализа в отношении гарантирующих поставщиков, контролирующих примерно 70 % розничного рынка. «Не хочу бросать камень в адрес тех, кто задумывал и проводил реформу электроэнергетики, но совершенно очевидно, что она не доведена до конца — налицо манипуляции при оплате за мощность», — добавил он. Инвестиции в основные средства составляют лишь 7-8 %. «Есть примеры, когда реальные акционеры сбытовых организаций неизвестны — все спрятано в офшорах», — продолжил Путин. В течение 2008—2010 годов рост прибыли от продаж у сбытовых организаций составил 279 %, а рост дивидендных выплат — 312 %. При этом у сбытовых организаций есть кредиторская задолженность — 56 %, привел данные Путин. «Суть деятельности этих компаний — только сбор оплаты за электроэнергию», — подчеркнул Путин, призвав минэнерго найти более прозрачные механизмы. «Потоки идут через офшоры и там отчекрыживают. Потом заводят опять сюда, — возмутился он. — Что это за работа такая?». Нужно создать объективные механизмы ценообразования, чтобы потребитель платил справедливую, а «не взятую с потолка цену», — наказал Путин. На федеральном уровне следует выстроить механизм поддержки потребителей проблемных гарантирующих поставщиков. Кроме того, прогноз цен должен быть текущим, а не утверждаться раз в полгода, перечислил меры Путин. «Долги платить никто не хочет или платит ни шатко ни валко. А про дивиденды не забывает», — возмутился глава правительства. Заказы зачастую предоставляются «карманным поставщикам», сказал он и предложил обязать топ-менеджеров энергокомпаний давать минэнерго сведения об имуществе и доходах — как своих, так и родственников. И если связи сомнительные — с такими руководителями расставаться. «Мы не можем допускать, чтобы разного рода откаты ложились на плечи потребителей, — пояснил премьер. — Если хотим нормальный инвестклимат, то терпеть реализацию офшорных схем в инфраструктурных отраслях, безусловно, нельзя. Вывод через подставные фирмы финансовых ресурсов из отраслевого оборота недопустим. С офшорным наследием эпохи дикой приватизации нужно заканчивать». Проверка показала, что из 352 руководителей предприятий энергетического комплекса у 169 (каждого второго) выявлена аффилированность — с 385 коммерческими организациями. «Энергетические комплексы целых регионов РФ подконтрольны семейным кланам», — подытожил Путин. Потребители платят на счета аффилированных компаний, часть средств обналичивается через фирмы-однодневки или присваивается членами семьи, раскрыл подробности Путин. Это есть и на Кавказе, и в Западной Сибири, и на Урале, и в Центральной России, перечислял Путин, называя должности, фамилии и проступки. Премьерской критики хватило на всех, в том числе и на «РусГидро». «РусГидро» на протяжении нескольких лет предоставляет многомиллионные займы и покупает беспроцентные векселя офшорной компании, расположенной на Кипре, сообщил Путин. «Через контролируемые структуры активы не только выводятся за рубеж, но и возвращаются на родину, но уже в другом качестве. Формально это подпадает под отмывание денег», — заключил премьер. И на пользу экономике страны это никак пойти не может. Премьер признался, что огорчен выявленными схемами. Путин обратился к министру энергетики Сергею Шматко: «Где есть очевидный конфликт интересов, нужно этот гордиев узел разрубить». Разбор аффилированности в энергетике Путин предложил перенести и на другие отрасли. Он потребовал за два месяца предоставить аналогичные данные по «Газпрому», «Транснефти», РЖД, «Совкомфлоту», ВЭБу, ВТБ, Сбербанку и «Росатому». Путин поручил Росфинмониторингу проследить денежные потоки всех фирм с участием государственного капитала и по всем инфраструктурным объектам страны и в случае нарушений подать документы в правоохранительные органы.[66][67][68][69][70]

30 декабря 2011 года вице-премьер Игорь Сечин на встрече с Путиным доложил о том, что Минэнерго передало в правоохранительные органы материалы по итогам проверки, которую провело Минэнерго, возбуждены уголовные дела. При этом Сечин заявил, что уже уволены многие менеджеры. Кроме того, инициированы проверки аналогичных сведений в отношении других крупнейших инфраструктурных компаний.[71][72]

С выявления коррупционных схем в электроэнергетическом секторе, приводящих к росту тарифов на конечный продукт для потребителей, началась целая кампания по борьбе с коррупцией. Сначала речь шла только об электроэнергетике, затем об энергетике в целом и наконец уже обо всех компаниях с госучастием. В частности, идет сбор сведений об участии топ-менеджеров и членов их семей в коммерческих структурах, кроме того, госкомпании должны раскрыть структуру собственности своих «дочек» и представить данные о бенефициарах контрагентов.[73]

30 января 2012 года Путин заявил, что деловой климат в стране, её привлекательность для долгосрочного помещения капиталов все еще являются неудовлетворительными; Россия проигрывает в конкуренции юрисдикций — работающий в России бизнес часто предпочитает регистрировать собственность и сделки за границей. По мнению Путина, главная проблема — недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства, от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы. Если называть вещи своими именами, речь идет о системной коррупции. Издержки для бизнеса могут колебаться — ты можешь заплатить больше или меньше в зависимости от степени «расположения» к тебе определенных людей внутри государственного механизма. Рациональное поведение для предпринимателя в этом случае — не соблюдать закон, а найти покровителей, договориться. Но такой «договорившийся» бизнес в свою очередь будет пытаться подавлять конкурентов, расчищать себе место на рынке, используя возможности аффилированных чиновников налоговой, правоохранительной, судебной системы, вместо того чтобы повышать экономическую эффективность своих предприятий. По мнению Путина, расчистить поле для бизнеса, который готов побеждать в честной конкуренции, — это фундаментальная, системная задача. И решение здесь лежит не в плоскости экономической политики. Мы должны изменить само государство, исполнительную и судебную власть в России. Демонтировать обвинительную связку правоохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов. Исключить из уголовного законодательства все рудименты советского правосознания, все зацепки, которые позволяют делать из хозяйственного спора уголовное дело на одного из участников. Все экономические дела должны перейти из судов общей юрисдикции в арбитражные суды. Надо вместе с экспертным сообществом, с судьями, с предпринимателями публично обсудить и внести до конца этого года все необходимые конкретные предложения на этот счёт. Путин предложил поставить задачу за несколько лет приблизиться к лучшим показателям сопоставимых с Россией стран по всем показателям, определяющим комфортность ведения бизнеса. По мнению Путина, необходимо изменить всю идеологию государственного контроля за деятельностью бизнеса, резко ограничив эти функции. Новая стратегия должна основываться на презумпции добросовестности бизнеса — исходить из того, что создание условий для деятельности добросовестных предпринимателей важнее возможных рисков, связанных с недобросовестным поведением.[74]

В феврале 2012 года Путин в статье «Демократия и качество государства» заявил, что победить коррупцию в России можно, если сделать борьбу с коррупцией общенациональным делом, и разделить не только власть и собственность, но исполнительную власть и контроль за ней. «Борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом, а не предметом политических спекуляций, полем для популизма, политической эксплуатации, кампанейщины и вброса примитивных решений — например, призывов к массовым репрессиям. Те, кто громче всех кричат о засилье коррупции и требуют репрессий, одного не понимают: в условиях коррупции репрессии тоже могут стать предметом коррупции. И ещё каким. Мало никому не покажется», — пишет Путин. По его словам, борьба с коррупцией, безусловно, предполагает применение репрессивных мер, и есть исторический соблазн победить коррупцию путём репрессий. «Тем не менее, проблема здесь принципиально глубже. Это проблема прозрачности и подконтрольности обществу институтов государства … и проблема мотивации чиновников — людей на службе государства. И с этим, на наш взгляд, существуют огромные трудности», — говорится в статье. По мнению Путина, если госслужба рассматривается не как служение, а как кормление, то на место одних разоблаченных воров придут другие. «Для победы над системной коррупцией нужно разделить не только власть и собственность, но исполнительную власть и контроль за ней. Политическую ответственность за борьбу с коррупцией должны совместно нести и власть, и оппозиция», — уверен премьер. Путин полагает, что системные решения позволят гораздо эффективнее провести необходимую санацию государственных институтов, чем репрессии. «Внедрить новые принципы в кадровой политике — в системе отбора чиновников, их ротации, их вознаграждения. В итоге мы должны добиться, чтобы репутационные, финансовые, материальные и другие риски делали бы коррупцию невыгодной», — пишет Путин. По его словам, нельзя всех чиновников считать коррупционерами — в стране немало честных людей, и в госаппарате, и за его пределами. «В государственных, муниципальных органах и сегодня работает множество профессионалов, которые всю жизнь живут на одну зарплату. Их оскорбляет, когда журналисты бездумно ставят их на одну доску с коррупционерами. А скольких честных и эффективных людей мы таким образом отталкиваем от работы на государство? Думаю — общество, СМИ обязаны восстановить справедливость в отношении честных государственных работников. Фокус общественного внимания должен сосредоточиться на доказательных обвинениях в коррупции. Это поможет доводить такие дела до конца», — пишет Путин. По его мнению, борьба с «большой» коррупцией поможет преодолеть коррупцию и в тех сферах, с которыми граждане встречаются в своей повседневной жизни — в полиции, судебной системе, в управлении жилищным фондом и ЖКХ, медицине и образовании. «Мы будем действовать последовательно, осмысленно и решительно. Устраняя фундаментальные причины коррупции и карая конкретных коррупционеров. Создавая мотивацию для тех людей, которые готовы служить России верой и правдой. Таких людей у нас в стране традиционно много. Они будут востребованы», — говорится в статье. «Мы справились с олигархией, справимся и с коррупцией», — заключил Путин.[75]

В марте 2012 года вице-премьер РФ Игорь Сечин на встрече с Путиным сообщил, что по итогам проверки госкомпаний выявлено около 200 фактов сокрытия должностными лицами информации об аффилированности. «Выявлено около 200 случаев сокрытия должностными лицами участия в коммерческих организациях. Работа еще продолжается, но проведенный анализ уже способствует развитию компаний, росту эффективности всего госсектора», — сказал он. Сечин отметил, что проверки были проведены в банковской, энергетической, транспортной и нефтегазовой сферах. По его словам, запрашивалась информация о контрагентах по действующим договорам, а также о доходах должностных лиц. По данным Сечина, только по двум госкомпаниям было зафиксировано текущих договоров с оффшорными компаниями на 522 млрд руб., а общее количество контрагентов составило порядка 9,8 тыс. компаний. «Работа переведена в системный режим и уже привела к тому, что ряд должноcтных лиц вышел из руководящих органов компаний, некоторые компании сами приняли соответствующие кадровые решения», — заключил он. В свою очередь Путин поручил Сечину проработать вопрос о возможности введения уголовной ответственности за непредоставление или предоставление искаженной информации государственными компаниями. Он уточнил, что речь идет об информации о доходах должностных лиц и аффилированных структурах, а также другой информации подобного характера. «Нужно ориентироваться на лучшие мировые практики, ничего своего выдумывать не нужно. В некоторых странах предусмотрена уголовная ответственность за непредоставление или предоставление искаженной информации, и это создает обстоятельства, при которых не возникает желания заниматься теневой деятельностью или скрывать ее», — сказал Путин.[76]

23 марта 2012 года Путин потребовал вслед за электроэнергетическим сектором начать очистку от мутных и полукриминальных схем газового рынка, обратив внимание на систему расчетов на всех этапах ценообразования. «Прошу сегодня дать отдельно предложения по совершенствованию системы расчетов на всех этапах ценообразования, там, где необходимо, будем подключать контрольные и правоохранительные органы. Так же, как и в электроэнергетике, рынок нужно очищать от всякого рода мутных и полукриминальных структур, схем, на которых паразитируют нечистоплотные дельцы», — сказал Путин на совещании по поставкам газа на внутренний и внешние рынки. Путин отметил, что эти схемы в некоторых регионах носят хронический характер.[77]

В середине ноября 2012 года сообщалось, что увольнение министра обороны России Анатолия Сердюкова и очередная кампания по борьбе с коррупцией оказали позитивное влияние на рейтинг Путина, который существенно вырос.[78]

В 2011 году на мартовском съезде «Единой России» Путин заявил о необходимости заставить чиновников отчитываться о расходах. Он поручил готовить соответствующий законопроект аппарату правительства и депутатам-единороссам. В начале декабря 2012 года Путин подписал закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».[79][80]

[править] Ссылки

[править] Сайты президента и премьера

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Путин: Система госзаказа способствует коррупции
  2. Обзор экономических показателей, 14 июля 2000
  3. Путин запретил бизнесу и таможне «сливаться в экономическом экстазе»
  4. Оборотни в таможнях[1]
  5. Конец экстаза
  6. Путин передал таможню в подчинение правительству
  7. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации
  8. [2][3][4][5]
  9. [6]
  10. [7]
  11. Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы
  12. Extra Jus: ЕГЭ против коррупции[8]Копия статьи[9]
  13. Премьер поручил устранить предпосылки для коррупции в образовании
  14. Ставка на газовый факел («Newsweek», США)[10]
  15. [11]
  16. [12]
  17. Путин подписал указ о Совете при президенте РФ по борьбе с коррупцией
  18. Путин подписал указ о Совете при президенте РФ по борьбе с коррупцией
  19. Путин подписал указ о Совете при президенте РФ по борьбе с коррупцией
  20. Вступительное слово на заседании Совета при Президенте по борьбе с коррупцией[13]
  21. Маслов Ю. М., Прудник А. В. Краткая история борьбы с коррупцией в Российской Федерации 1991—2010 (Заметки по новейшей истории Россия — часть 31) // «Независимое аналитическое обозрение», 18 апреля 2010 [14]
  22. Вступительное слово на заседании Совета при Президенте по борьбе с коррупцией[15]
  23. Маслов Ю. М., Прудник А. В. Краткая история борьбы с коррупцией в Российской Федерации 1991—2010 (Заметки по новейшей истории Россия — часть 31) // «Независимое аналитическое обозрение», 18 апреля 2010 [16]
  24. [www.newsru.com/russia/05feb2007/korruption.html Россия «подгоняет» антикоррупционное законодательство под международные мерки: для этого создана рабочая группа]
  25. Путин решил бороться с коррупцией с новыми силами и новыми начальниками
  26. Бастрыкин вошел в комиссию по коррупции при Путине
  27. Путин подписал закон о ратификации Конвенции ООН против коррупции
  28. Россия — в группе против коррупции
  29. Коррупцию впишут в законы
  30. [17]
  31. [18][19]
  32. [www.newsru.com/russia/05feb2007/korruption.html Россия «подгоняет» антикоррупционное законодательство под международные мерки: для этого создана рабочая группа]
  33. В.Путин подписал распоряжение о подписании конвенции ООН против коррупции, законы о бюджете федерального фонда ОМС на 2004 г, о ратификации соглашения с Австралией об избежании двойного налогообложения
  34. Путин внес в Госдуму на ратификацию Конвенцию ООН против коррупции
  35. Путин подписал закон о ратификации Конвенции ООН против коррупции
  36. Россия — в группе против коррупции
  37. Коррупцию впишут в законы
  38. Путин внес в Госдуму Конвенцию об ответственности за коррупцию
  39. Путин внес в Госдуму Конвенцию об ответственности за коррупцию
  40. Путин внес в Госдуму Конвенцию об ответственности за коррупцию
  41. Путин внес в Госдуму Конвенцию об ответственности за коррупцию
  42. Россия — в группе против коррупции
  43. Коррупцию впишут в законы
  44. Путин подписал ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию»
  45. Коррупцию впишут в законы
  46. Путин советует властям Чечни обратить внимание на борьбу с коррупцией
  47. Путин подписал постановление о борьбе с коррупцией
  48. Подписан Указ об основных направлениях совершенствования системы госуправления
  49. http://lenta.ru/lib/14160711/full.htm
  50. http://lenta.ru/lib/14160711/full.htm
  51. Ответы на вопросы представителей средств массовой информации по окончании заседания совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»[20]
  52. Выступление на заседании Консультативного Совета по иностранным инвестициям при Правительстве России
  53. Маслов Ю. М., Прудник А. В. Краткая история борьбы с коррупцией в Российской Федерации 1991—2010 (Заметки по новейшей истории Россия — часть 31) // «Независимое аналитическое обозрение», 18 апреля 2010 [21]
  54. Путин: никаких обобщений в связи с делом «ЮКОСа» не будет
  55. Путин: представители бизнеса во власти — условие для коррупции
  56. Путин признал российскую коррупцию непобедимой
  57. Маслов Ю. М., Прудник А. В. Краткая история борьбы с коррупцией в Российской Федерации 1991—2010 (Заметки по новейшей истории Россия — часть 31) // «Независимое аналитическое обозрение», 18 апреля 2010 [22]
  58. Ежегодная пресс-конференция Владимира Путина в Кремле вновь была рекордной
  59. Путин: в обществе надо создать обстановку нетерпимости к коррупции
  60. Россия усилит борьбу с коррупцией и преступностью — Путин
  61. Путин: антикоррупционный закон будет обязательно принят
  62. Путин считает коррупцию главной проблемой страны
  63. Маслов Ю. М., Прудник А. В. Краткая история борьбы с коррупцией в Российской Федерации 1991—2010 (Заметки по новейшей истории Россия — часть 31) // «Независимое аналитическое обозрение», 18 апреля 2010 [23]
  64. Путин: Для борьбы с коррупцией надо менять психологию российского общества
  65. Кампанейщина при борьбе с коррупцией недопустима, заявил Путин
  66. Тувинское звено
  67. Владимир Путин потребовал вывести российские активы из офшоров
  68. Владимир Путин требует вывести стратегические отрасли экономики из оффшорной тени
  69. Владимир Путин вышел на злоупотребительский рынок
  70. Владимир Путин потребовал очистить энергетическую отрасль от коррупции и оффшорных механизмов
  71. http://www.gazeta.ru/news/lastnews/2011/12/30/n_2152569.shtml
  72. http://expert.ru/2011/12/20/goskompaniyam-prigrozili/
  73. Путин потребовал очистить газовый рынок от мутных схем[24]
  74. Владимир Путин: «Нам нужна новая экономика»[25]
  75. Борьба с коррупцией должна стать общенациональным делом — Путин
  76. И.Сечин рассказал о фактах вопиющей коррупции в госкомпаниях[26]
  77. Путин потребовал очистить газовый рынок от мутных схем[27]
  78. Сердюков поднял рейтинг Путину
  79. Подписан закон о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам
  80. Госслужащим удваивают проверки
Владимир Владимирович Путин
Периоды  1952—1975 годы1975—1990 годы1990—1996 годы1996—1999 годы1999—2000 годыПрезидентство (1 срок, 2 срок, 3 срок) • 2008-2012 годы
Годы  197019711972197319741975197619771978197919801981198219831984198519861987198819891990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011201220132014201520162017201820192020
Политика  Внутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Реформы  НалоговаяБюджетнаяБанковскаяТаможеннаяЗемельнаяПенсионнаяСоциальных льготФинансовой инфраструктуры (Валютного регулирования) • Корпоративного управленияТрудовых отношенийСистемы ВТСВПКЕстественных монополий (Электроэнергетики, Железнодорожного транспорта, Газовая система (2000-е годы))ЖКХОбразования (Среднего образования) • Здравоохранения (ОМС) • Правовая (Судебная) • Системы госуправления (Административная, Технического регулирования) • ВоеннаяМВДФедеративная (Совета федерации) • Местного самоуправления
Послания Федеральному собранию  200020012002200320042005200620072012201320142015
Агентство стратегических инициатив  Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России
Публикации  Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономикиРоссия на рубеже тысячелетийОткрытое письмо избирателямНовый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня
Путин и экономика  Путин и доходы населения РоссииПутин и труд в РоссииПутин и ЖКХ РоссииПутин и транспортПутин и ТЭК РоссииПутин и пенсионное обеспечение в РоссииПутин и АПК РоссииПутин и ОПК РоссииПутин и атомная энергетика РоссииПутин и строительство в РоссииПутин и торговля в РоссииПутин и связь в России
Путин и промышленность России  Путин и автомобильная промышленностьПутин и двигателестроениеПутин и ракетно-космическая промышленностьПутин и авиационная промышленностьПутин и судостроение
Путин и финансы в России  Путин и формирование международного финансового центраПутин и государственные и муниципальные финансыПутин и налогообложениеПутин и налог на прибыльПутин и НДСПутин и НДПИПутин и подоходный налог
Путин и внешнеэкономические отношения России  Путин и экспортПутин и импортПутин и экспортные пошлиныПутин и импортные пошлины
Путин и российские компании  Путин и государственные компанииПутин и ГазпромПутин и Транснефть
Прочее  Деятельность (Принятые решения, Подписанные законы, Подписанные президентские указы, Назначения, Инициативы, Предложения, Поставленные задачи, Награждения, Визиты, Оценки деятельности) • ПредположенияРоссия при первом правительстве Путина (Хроника деятельности Путина, Социально-экономическая политика) • Россия во время президентства Путина (Экономика, Изменение социально-экономических показателей) • Прямая линия 2002 годаКандидатская диссертацияПутин и НАТОПутин и внешняя политика РоссииПутин и образование в РоссииПутин и судебная система РоссииПутин и постсоветское пространствоПутин и ЕвросоюзПутин и СШАПутин и силовые структуры РоссииПутин и нанотехнологии в РоссииПутин и регионы РоссииПутин и здравоохранение в РоссииПутин и праздники в РоссииПутин и выборы в РоссииПутин и жильё в РоссииПутин и Приоритетные национальные проекты в РоссииПутин и электронное правительство в РоссииПутин и коррупция в РоссииПутин и табакокурение в РоссииПутин и демографическая политика в РоссииПутин и алкоголь в РоссииПутин и наркотики в РоссииПутин и наука в РоссииПутин и преступность в РоссииУказ «О долгосрочной государственной экономической политике»Путин в августе 2008 годаРазвод с Людмилой ПутинойПодарки ПутинуДочери Путина


Коррупция в России
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015)
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Прочее  О противодействии коррупцииНаказание за взяточничество в РоссииКоррупция: мифы, реальность, прогнозыВладимир Путин и коррупция в России
Личные инструменты