История судостроения России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] До 1917 года

В средние века суда в значительных количествах строились в Древней Руси.[1]

Судостроение как отрасль промышленности зародилось в России на рубеже XVII и XVIII веков; сооружались главным образом военные корабли. На русских верфях были созданы первые: ледокол («Пайлот», 1864), суда с главными двигателями внутреннего сгорания (речное — «Вандал», 1903; морское — «Дело», 1908).[2]

[править] Советское время

Подробнее см. также: Судостроение СССР

В советское время работа судостроительных заводов была возобновлена после Гражданской войны и преодоления хозяйственной разрухи в середине 1920-х годов. В последующее десятилетие была освоена постройка лесовозов, грузо-пассажирских, рефрижераторных и наливных судов, траулеров. Перед Второй мировой войной в СССР было построено значительное количество торпедных катеров, сторожевых кораблей, тральщиков, крейсеров, подводных лодок; после Великой Отечественной войны — несколько больших (в ряде случаев насчитывающих многие десятки судов) серий танкеров, лесовозов, грузовых судов ледового плавания, средних и больших траулеров, плавучих рыбозаводов. Судостроительными заводами (Балтийский завод и Адмиралтейское объединение в Ленинграде, завод «Красное Сормово» в Горьком, Черноморский завод в Николаеве, Херсонский судостроительный завод и др.) были созданы, а затем впервые строились крупными сериями суда смешанного плавания, сухогрузные суда с большим раскрытием палуб, скоростные речные и морские суда на подводных крыльях и др.[3]

На советских заводах были построены: первое в мире невоенное судно с атомной энергетической установкой — ледокол «Ленин» (1959); крупнейшее научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин» (1971), мощнейший атомный ледокол «Арктика» (1974).[4]

[править] С 1991 года

Российское надводное судостроение прошло значительный путь рыночной трансформации. Ряд заводов и особенно НИИ КБ остались в руках государства. Но одновременно возникли и достаточно крупные частные структуры — вполне устойчивые и работоспособные. Что касается подводного судостроения, то оно никак не было затронуто приватизацией.[5]

Общее состояние отрасли на 2007 год можно сравнить с состоянием авиастроения, каким оно было несколько лет назад. Отечественные корабелы имеют определённый поток экспортных заказов — главным образом военных,— с которым пока успешно справляются, а также удовлетворяют потребности очень маленького, по современным понятиям, внутреннего рынка. Вместе с тем на мировом рынке крупных гражданских судов — самом ёмком и перспективном — российские производители практически не присутствуют, и, если ситуация не изменится, шансов выхода на него у России почти не остаётся. Прорыв возможен при сочетании двух обстоятельств: правильный выбор рыночной ниши и строительство новых, современных верфей, значительно более крупных, чем существующие.[6]

Выбор государства — снова консолидация. В течение 2005—2006 годов обсуждались различные принципы и варианты, весной 2007 года решение было найдено. Оно оказалось совсем не таким, как в авиастроении. Было решено объединять лишь государственные активы, причём по региональному принципу. В соответствии с указом президента России В. В. Путина и постановлениями правительства формируется Объединённая судостроительная корпорация (ОСК), в рамках которой будет три центра: Западный, Северный и Дальневосточный. В ОСК войдут все НИИ, КБ и заводы, контролируемые государством, а также находящиеся в федеральной собственности пакеты акций в частных предприятиях.[7]

Важнейшие производственные предприятия, входящие в Западный центр судостроения,— «Адмиралтейские верфи», Средненевский судостроительный завод (оба в Санкт-Петербурге) и «Янтарь» (Калининград). Северный центр судостроения и судоремонта будет создан на основе заводов города Северодвинска Архангельской области — «Северное машиностроительное предприятие» и «Звёздочка» — в настоящее время специализирующихся на подводных лодках. Ключевые структуры Дальневосточного центра судостроения и судоремонтаХабаровский судостроительный завод и дальневосточный завод «Звезда» (Большой Камень, Приморский край). В капитал Западного центра будут внесены принадлежащий государству блокирующий пакет «Северной верфи» и миноритарный «Красного Сормова», в капитал Дальневосточного — миноритарный пакет Амурского судостроительного завода.[8]

Как видим, частников практически не тронули. Но по совершенно разным причинам. Заводы, расположенные на волжских берегах, просто не нужны для решения основной задачи, стоящей перед ОСК,— прорыва на мировой рынок гражданских морских судов. То же самое можно сказать о небольшом петербургском заводе «Алмаз». Выборгский судостроительный завод сейчас находится под контролем весьма влиятельной и близкой к власти бизнес-группы, но, что еще более важно, он, скорее всего, будет в течение долгого времени занят в важнейшем для «Газпрома» Штокмановском проекте. Формально проигравшим оказался КСМС, из которого вынули важнейший для его бизнеса завод «Янтарь». Но, во-первых, контрольный пакет его акций всегда находился в федеральной собственности, а во-вторых, глава КСМС Михаил Хейфиц давно уже заявляет о том, что готов отдать государству хоть все свои заводы, оставшись в сформированной с их участием структуре миноритарным акционером и, по возможности, руководителем.[9]

Совсем по-другому обстоит дело с «Северной верфью» и «Балтийским заводом». Эти предприятия очень пригодились бы Западному центру: и по экономической, и по производственной логике они должны были бы стать его производственным ядром.[10]

По официальной версии, переговоры о покупке государством этих активов велись, но Межпромбанк от продажи отказался.[11]

Начал реализовываться вынашиваемый много лет проект переноса мощностей «Балтийского завода» на площадку «Северной верфи». В результате будет высвобождена значительная территория на «золотом» Васильевском острове, которую предполагается использовать для девелоперских проектов того же Межпромбанка, стоимость которых оценивается как минимум в сотни миллионов долларов.[12]

В июне 2012 года вице-президент ОСК Дмитрий Мироненков заявил: «До недавнего времени основной проблемой российского судостроения было технологическое отставание, которое росло по мере увеличения тоннажа строящихся судов. Износ основных производственных фондов в судостроении составлял около 70 %. Производственное оборудование, возраст которого превышал 20 лет, в общем парке станочного оборудования составляло 65 %. Основные виды судового оборудования, за редким исключением, закупались за рубежом. Усугубляла ситуацию низкая производительность труда в отечественном судостроении».[13]

Попытка предотвратить развал судостроения предпринималась ещё до кризисного 2008 года. Изначально ставка делалась на изменения правил регистрации в Российском морском регистре судоходства (РМРС), призванные создать благоприятные условия для работы флота под российским флагом. Созданная в 2007 году ОСК приступила к консолидации судостроительных активов, многие из которых пребывали в стадии банкротства. Была запущена система государственных финансовых инструментов, таких как субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым на строительство судов на отечественных верфях, субсидирование лизинговых платежей. В 2008 году утверждена Транспортная стратегия РФ на период до 2030-го, обозначившая вектор государственной политики в транспортной отрасли и потребности страны на длительную перспективу.[14]

Однако оздоровительного эффекта эти меры не дали: период забвения оказался слишком длительным. Предстояло разработать более действенные экономические, законодательные механизмы. «Ежегодные потери судостроителей из-за несовершенства системы налогообложения следует оценивать в размере не менее 200—300 млн долларов. Объем неполученной прибыли — несравнимо больше», — констатировал руководитель проектного направления ЦСР «Северо-Запад» Дмитрий Санатов.[15]

Чиновники предприняли ещё одну попытку переломить ситуацию. Принят комплексный федеральный закон «О господдержке российского судостроения и судоходства» (ФЗ № 305), вступивший в силу с 1 января 2012 года. По словам заместителя министра транспорта РФ Виктора Олерского, за счёт реализации прописанных в нем мер себестоимость продукции отечественных судостроительных заводов снизится, а окупаемость судов приблизится к 12 годам. Разработчики закона не изобретали велосипед, заметил официальный представитель Universal Cargo Logistics Holding (UCLH) Дмитрий Бауков, а взяли за основу хорошо проверенный опыт стран, которые являются мировыми лидерами в судостроении, — Китая, Японии и Южной Кореи. Их практика доказывает, что без активного участия государства отрасль не оживить.[16]

По мнению эксперта Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленобласти Ильи Вайсмана, поправки, внесенные в Налоговый кодекс, Трудовой кодекс, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта и другие важные документы в рамках закона «О господдержке российского судостроения и судоходства», — это принципиально важный шаг. «Большинство поправок направлены на поддержку компаний, эксплуатирующих суда. Так, они освобождаются от налога на прибыль, полученную от использования судов, построенных в РФ и зарегистрированных в РМРС. В течение 15 лет (с 2012 года) для экипажей таких судов будут применяться нулевые ставки отчислений из заработной платы на страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, вносимые судовладельцем за членов экипажей, — перечисляет Вайсман. — Теперь судовладельцы получили возможность оплачивать только тоннажный сбор, а члены экипажей платят только подоходный налог 13 %. Все это соответствует мировой практике судостроения и судоходства».[17]

В марте 2012 года на общем собрании Ассоциации судоходных компаний (АСК) Виктор Олерский заявил, что с момента принятия закона количество судов под российским флагом выросло примерно на 20 % — до 390 единиц, совокупный дедвейт достиг примерно 2 млн тонн. В РМРС зарегистрировано 60 судов.[18]

[править] Примечания

  1. Судостроение // БСЭ, 1969—1978
  2. Судостроение // БСЭ, 1969—1978
  3. Судостроение // БСЭ, 1969—1978
  4. Судостроение // БСЭ, 1969—1978
  5. Как национализируют Россию: судостроение и производство средств ПВО
  6. Как национализируют Россию: судостроение и производство средств ПВО
  7. Как национализируют Россию: судостроение и производство средств ПВО
  8. Как национализируют Россию: судостроение и производство средств ПВО
  9. Как национализируют Россию: судостроение и производство средств ПВО
  10. Как национализируют Россию: судостроение и производство средств ПВО
  11. Как национализируют Россию: судостроение и производство средств ПВО
  12. Как национализируют Россию: судостроение и производство средств ПВО
  13. Снялись с якоря[1]
  14. Снялись с якоря[2]
  15. Снялись с якоря[3]
  16. Снялись с якоря[4]
  17. Снялись с якоря[5]
  18. Снялись с якоря[6]
История судостроения России
Отрасли  Гражданское судостроениеВоенное судостроение (Надводное, Подводное)
IX век  800-е годы810-е годы820-е годы830-е годы840-е годы850-е годы860-е годы870-е годы880-е годы890-е годы
X век  900-е годы910-е годы920-е годы930-е годы940-е годы950-е годы960-е годы970-е годы980-е годы990-е годы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Судостроение России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Отрасли  Гражданское судостроениеВоенное судостроение (Надводное, Подводное)
Компании  ОСКСеверная верфьСеверное машиностроительное предприятиеАдмиралтейские верфиПСЗ «Янтарь»Балтийский заводЗвездочкаВыборгский судостроительный заводАмурский судостроительный заводДВЗ «Звезда»Красное СормовоКрыловский государственный научный центрСредне-Невский судостроительный завод
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты