Иностранные инвестиции в сельскохозяйственном машиностроении России
Материал из Documentation.
[править] CLAAS
Руководство ООО «Клаас» (дочернее предприятие немецкой компании CLAAS KGaA mbH) намерено до конца 2013 года удвоить мощности своего сборочного производства в Краснодаре и довести его до полного технологического цикла. По утверждению генерального директора компании Ральфа Бендиша, на заводе будут налажены раскрой материала, сгиб, сварка, окраска и сборка, что позволит довести степень локализации производства до 30-40 %.
Решение о начале строительства второй очереди сборочного завода в Краснодаре собственниками «Клааса» было принято еще до кризиса в 2008 году, когда кубанские сельхозмашиностроители продали свыше 1000 машин (приблизительно столько же продает CLAAS в Германии), а рынок находился на пике своего развития. Однако затем произошел обвал рынка, покупательная способность крестьян снизилась до критической черты, объемы продаж упали на 50 %. В 2009 году краснодарский завод сумел продать всего около 300 машин различных модификаций. Тем не менее, по утверждению Бендиша, «развитие рынка до 2008 года показало, что сегмент сравнительно дорогой сельхозтехники, к которому принадлежит и наша продукция, растет опережающими темпами». «Я думаю, что эта тенденция будет усиливаться. Тем более что меры защиты внутреннего рынка дают свои плоды — почти все мировые производители сельхозтехники уже находятся на территории России», — добавил он.
В компании полагают, что в ближайшие годы стоит ожидать оживления рынка и повышения урожайности. Эти тенденции и подвигли руководство «Клааса» расширять производственные мощности в Краснодаре, наращивая объемы и локализацию на ключевом для компании рынке СНГ. На первом этапе строительства на участке 10 га были воздвигнутые производственные корпуса, рассчитанные на сборку от 500 до 1000 комбайнов (инвестиции — 30 млн евро). Как сообщил «Эксперту Online» Ральф Бендиш, на втором этапе производственные площади будут увеличены в пять раз (сегодня — 5,040 тыс. кв. м), мощности сборки комбайнов и тракторов возрастут вдвое, расширится и линейка зерноуборочных комбайнов. При этом, по его словам, главная цель этого этапа — расширение производства до полного технологического цикла, что «означает, что в производстве будут присутствовать раскрой материала, сгиб, сварка, окраска и сборка». «На предприятие будет поступать листовой материал. Мы будем строить цех по раскрою и обработке металла», — пояснил Бендиш. Ожидается, что сумма инвестиций во второй этап превысит 2 млрд рублей (около 67 млн долларов).
Расширение производства позволит также нарастить степень локализации с 10 до 30-40 %. «До 100 % локализации быстро дойти будет сложно, поскольку некоторые комплектующие в России просто недоступны… Основной процент локализации мы обеспечиваем собственным производством», — отметил Бендиш. Однако повышение локализации и налаживание на собственных мощностях производства комплектующих — вожделенная мечта руководства «Клааса» еще со времен запуска краснодарского предприятия в 2005 году. С нынешней степенью локализации 10 % нечего и думать о получении статуса предприятия, работающего в режиме промышленной сборки, с распространением на завод правительственных мер поддержки.
«Расширение производства до полного технологического цикла — это, безусловно, шаг вперед, который позволит снизить себестоимость комбайнов и повысить их конкурентоспособность по сравнению с тем же „Ростсельмашем“, — считает ведущий эксперт УК „Финам менеджмент“ Дмитрий Баранов. — Другое дело, что в подобных заявлениях всегда есть элемент лукавства, когда не до конца понятно, что вообще считать полным циклом. К тому же, если кто-то лучше производит комплектующие, нет смысла изобретать велосипед, а просто нужно покупать их на стороне». В то же время, по его мнению, инициатива руководства «Клааса» может быть связана с тем, что вслед за автопромом правительство РФ может ввести аналогичную программу утилизации и для отечественных комбайнов, а тогда уже многое будет зависеть от степени локализации производства.
[править] Примечания