Материал из Documentation.
Военная реформа в России — военная реформа, проведённая в России в 1990-х годах.
К началу 1990-х годов военно-политическая ситуация в мире претерпела значительные изменения: закончилась «холодная война», улучшились российско-американские отношения. Конфронтация между Востоком и Западом уступила место партнёрству. Было очевидно, что России в обозримом будущем едва ли придётся вести широкомасштабную войну. Наиболее вероятным для неё было участие в локальных конфликтах в приграничных республиках (Северная Осетия, Чечня, Дагестан), а также участие в миротворческих операциях на постсоветском пространстве (а при наличии мандата ООН и ОБСЕ — и вне него), как это было в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Таджикистане, Боснии и Косово.[1]
Необходимо было адаптировать военную систему России к новой внешней среде безопасности. После развала СССР Россия унаследовала до 70 % военного потенциала бывшего СССР, в том числе Вооруженные Силы численностью 2,7 млн человек, причем 0,6 млн остались вне пределов России. Потеря мощных общевойсковых и авиационных соединений, отошедших Украине и Белоруссии, была компенсирована за счет вывода из Восточной Европы в Россию практически в полном составе не менее мощных дивизий. Содержать такое наследство для страны было не по силам. Дефицит бюджета требовал постоянного сокращения военных расходов, инфляция сводила на нет запланированные ассигнования. Обеспеченность страны материальными и финансовыми ресурсами объективно обусловливала всеобъемлющую военную реформу. На фоне беспрецедентного кризиса российских Вооруженных Сил (постоянное недофинансирование, падение престижности воинской службы, люмпенизация профессиональной основы армии и рост оппозиционных настроений среди военнослужащих), реформирование военной системы было также и средством избежать чрезвычайно опасной внутренней дестабилизации. Военная реформа была необходима и как часть общих демократических экономических и политических преобразований, как путь к установлению реального политического гражданского контроля над военной организацией государства, обеспечивающий окончательные гарантии дальнейшего демократического развития России. Следует подчеркнуть, что «военная реформа» — понятие более широкое, чем «реформа Вооруженных Сил». Она предполагает проведение мероприятий не только в Вооруженных Силах Российской Федерации, но и во всей военной системе, включающей войска всех силовых ведомств (ФСБ, МВД, СВР, ФПС, ФАПСИ и др.), органы государственного и военного управления, мобилизационную подготовку государства, военно-промышленный комплекс, систему призыва и социальной защиты военнослужащих, финансирование обороны и безопасности. В условиях кризиса, который затронул все отрасли экономики, главным отправным пунктом для военной реформы была необходимость значительного сокращения численности Вооруженных Сил с тем, чтобы сэкономленные средства использовать на повышение их качественных характеристик. Однако и сама акция по сокращению численности войск требовала немалых затрат (выходное пособие, жилье, переезд и т. п.). Значительные затраты требовались также при постановке на хранение и утилизацию вооружения и военной техники, при решении проблемы вывода войск из стран Восточной Европы и т. п. После провала попытки сохранить советскую военную машину в неизменном виде — подчиненной единому командованию под флагом СНГ, Россия приступила к созданию собственных Вооруженных Сил. Началом этого процесса можно считать указ президента °т 7 мая 1992 г. «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации». Были пересмотрены подходы к созданию группировок войск и сил общего назначения и начато формирование новых в связи с изменившимися государственными границами. Тогда же были расформированы 3 управления военных округов, 8 управлений армий, 1 армейский корпус, 15 управлений дивизий, 8 военных училищ. На этом этапе правительство пришло к выводу, что Россия не может иметь сильные группировки войск вдоль всей своей границы. Поэтому в основу строительства ВС был положен принцип мобильной обороны — формирование небольших, но достаточно мощных сил, готовых к применению там, где возникает реальная угроза безопасности России. С осени 1992 г. Россия приступила к созданию структуры собственных сил ядерного сдерживания (СЯС), которые рассматривались военным руководством как компенсация ослабления обычного потенциала. Акцент, который предлагалось делать на дальнейшем развитии СЯС, объяснялся, в частности, их гораздо меньшей затратностью по сравнению с другими компонентами Вооруженных Сил. В силах ядерного сдерживания видели также «зонтик» для осуществления военной реформы и то единственное, что осталось в наследство от статуса СССР как сверхдержавы. Но у политических лидеров страны не было четких геополитических ориентиров, не было и новой доктрины, которая должна определять состав и задачи ядерных сил. Нормальное военное строительство подменялось разговорами о приходе «новой эры взаимоотношений с НАТО» и «братства с США».[2]
В 1992 г. был подготовлен и 3 января 1993 г. подписан Договор о дальнейшем сокращении стратегических ядерных потенциалов США и России. В результате России предстояло сокращать свои СНВ сразу в соответствии с двумя договорами (СНВ-1 и СНВ-2) в случае их ратификации российскими законодателями. Еще до вступления в силу Договора СНВ-1 (в 1995 г.) начался процесс массового снятия с вооружения устаревших российских межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ). В то же время поступление на вооружение новых образцов замедлилось из-за экономических трудностей. Особенно много неопределенности вносила ситуация с ратификацией российско-американского Договора СНВ-2. Договором предусматривалось, что каждая из сторон ограничивает свои ядерные силы таким образом, чтобы к 1 января 2003 г. стороны имели на своих носителях от 3000 до 3500 ядерных боевых блоков по своему усмотрению. Положения этого договора вызвали большие споры у специалистов и политиков ввиду его очевидной огромной затратности для России. В результате вывода войск и спонтанного сокращения личного состава к 1994 г. Вооруженные Силы уменьшились до 2,1 млн человек.[3]
В течение 1993—1994 гг. была разработана и введена в действие новая система боевой готовности ВС, опробован контрактный способ комплектования частей и соединений. Наконец, принята Федеральная программа развития вооружения и военной техники, начались военно-правовая реформа и реформа военного образования. Однако из всех задач по реформированию ВС, поставленных на период до 1996 г., ни одна не была выполнена в полном объеме.[4]
При этом высшее политическое руководство страны и прежде всего президент России Борис Ельцин фактически самоустранились от реального руководства военным строительством. Существенно осложняли процесс военного строительства и объективные факторы: многократное сокращение финансирования ВС, трудновыполнимые и дорогостоящие международные обязательства, унаследованные Россией от СССР (решения о масштабном выводе войск из стран Центральной и Восточной Европы, уничтожении химического и ядерного оружия). Необходимо учитывать и то обстоятельство, что руководству Министерства обороны РФ приходилось решать и не свойственные ему политические задачи: предотвратить политизацию армии и не допустить широкомасштабных акций протеста среди военных, связанных с неуклонным ухудшением их материального положения. Разница между размером российской армии и ее финансированием разрешалась за счет ухудшения состояния содержания, материального обеспечения, ремонта, боеготовности и боеспособности российских ВС, путем сокращения оборонного заказа, потери научно- технического потенциала, роста армии бездомных офицеров, задержек с выплатой денежного довольствия и зарплаты. Всю серьезность положения в российской армии высветили чеченские события 1994—1996 гг., наглядно продемонстрировавшие перед всем миром плохую укомплектованность и слабую оснащенность армии, отсутствие в ней дисциплины и элементарного порядка, недостатки принципа комплектования по призыву, некомпетентность значительной части командования.[5]
К весне 1996 г. стало очевидно, что военная составляющая государственного механизма России стремительно деградирует, грозя выйти из-под контроля Верховного Главнокомандующего. К тому же на лето были назначены президентские выборы. А общественная критика военной политики государства достигла своего наивысшего накала. Для повышения предвыборного рейтинга Ельцин пошел на решительный шаг — 16 мая 1996 г. увидел свет указ президента РФ № 722 «О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации на профессиональной основе», в соответствии с которым предполагалось перевести с весны 2000 г. ВС и другие войска РФ на комплектование рядового и сержантского состава по контракту с отменой призыва на военную службу. Сам факт появления подобного указа был положительно воспринят в обществе: по опросам общественного мнения, 56 % населения его одобрило, против были лишь 11 %. Июнь 1996 г., через месяц после появления «контрактного» указа, П. С. Грачев был снят с поста министра обороны. Главным достижением «эпохи Грачева» можно считать сохранение высокой боеспособности стратегических ядерных сил как стержня национальной обороны России и последнего аргумента России в отстаивании ею статуса мировой державы. Но задачи по реформированию ВС выполнялись крайне неудовлетворительно. Июль 1996 г. на выездном заседании коллегии МО РФ в подмосковном санатории «Барвиха», представляя нового министра обороны И. Н. Родионова, Ельцин жестко заявил присутствующим военачальникам: «В армии должен быть наведен элементарный порядок! … Военная реформа — это государственная задача, а не дело лишь одного военного ведомства. Именно поэтому принял решение образовать Совет обороны». Президент провозгласил, что "главная цель военной реформы — создание к 2000 г. профессиональной армии и обещал всестороннюю поддержку военным в преодолении кризиса в Вооруженных Силах.[6]
Перед Советом обороны (СО) была поставлена задача до 1 января 1997 г. разработать «Концепцию военного строительства в РФ до 2005 г.». Разработка проекта Концепции одновременно велась в аппарате Совета обороны и в Минобороны РФ. В результате к концу декабря на рассмотрение президенту и правительству были представлены два принципиально противоположных по своей сути документа. Представители аппарата СО полагали, что в настоящее время для России отсутствует угроза широкомасштабной внешней агрессии. Исходя из этого положения, следует привести состав, структуру и численность ВС в соответствие с реальной военно-политической обстановкой и экономическими возможностями государства, создать небольшие по численности, хорошо оснащенные профессиональные ВС, полностью обеспеченные финансовыми и материально- техническими ресурсами. Генералы из Министерства обороны и Генерального штаба стояли на совершенно противоположных позициях. Глава военного ведомства И. Н. Родионов, выступая 25 декабря 1996 г. на международной научно-практической конференции «Развитие стратегического партнерства и военно-политической интеграции государств — участников СНГ», сообщил собравшимся, что все постсоветское пространство с момента своего образования пребывает в окружении потенциальных агрессоров. Среди наиболее недружелюбно настроенных государств он назвал Турцию, Иран, Пакистан, Японию и Китай. К самым серьезным угрозам для стран СНГ Родионов отнес расширение блока НАТО и резкое усиление геополитического влияния США. Военные упорно настаивали на том, что реформирование ВС можно начать лишь при условии скорейшего выделения на эти цели значительных финансовых средств, составляющих до 15 % ВВП, что означало бы направление в военную сферу всех свободных ресурсов страны. При этом сокращение армии и флота до 1,2 млн человек объявлялось преждевременным, так как, исходя из факта враждебного окружения, России нужна армия, способная вести «активную оборону» на всех направлениях. Несмотря на множество противоречий, именно проблема финансового обеспечения военной реформы стала яблоком раздора между Министерством обороны и Советом обороны РФ. Государство могло реально выделить на нужды обороны не более 50 % суммы, запрашиваемой военными. При сохранении прежней численности ВС денег едва хватило бы на нищенское содержание военнослужащих. В отличие от военных члены Совета обороны, получив негласное одобрение президента, выступали за немедленное начало военной реформы, исходя из фактически имеющихся бюджетных ресурсов. Аппарат Совета обороны на основе интегрирования предложений по военному строительству в РФ, поступивших от различных организаций, учреждений и граждан, разработал схему реформирования ВС и других войск на период до 2005 г. Этот проект в дальнейшем и стал основой для проведения комплекса мероприятий по перестройке военной системы России. К марту 1997 г. в аппарате Совета обороны был также разработан и проект концепции национальной безопасности РФ как промежуточного звена в работе по созданию проекта военной доктрины России, работа над которым началась еще в ноябре 1996 г. Развязка в борьбе двух архитекторов российской военной реформы, представляющих гражданско-прагматическую и военно-затратную концепции, наступила весной 1997 г. К этому времени кризис в ВС достиг ужасающих масштабов, минимальные заявленные финансовые потребности армии на 200 % превысили реальные ассигнования, а военная верхушка весной 1997 г. бросила открытый вызов политическому руководству. Министр обороны генерал И. Н. Родионов, поддержанный председателем думского комитета по обороне генералом Л. Я. Рохлиным, публично высказывал свое несогласие с президентом. Было создано «Движение в поддержку армии и оборонной промышленности» (ДПА), которое фактически встало на путь подстрекательства военных к мятежу. «Военная оппозиция» была разгромлена на заседании Совета обороны 22 мая 1997 г. Председательствовавший на заседании Б. Н. Ельцин подверг резкой критике министра обороны И. Н. Родионова и начальника Генштаба В. Н. Самсонова, возложив на них ответственность за «очень низкий уровень работы» в проведении военных преобразований. Президент высказал твердое мнение, что «генерал сегодня — это главный тормоз военной реформы» и совершенно не заинтересован в проведении каких-либо преобразований. Министр обороны и начальник Генштаба были отправлены в отставку. Концепция военного строительства, разработанная в недрах МО и ГШ, потерпела полное фиаско. Новым министром обороны был назначен главком ракетных войск стратегического назначения (РВСН) И. Д. Сергеев, начальником Генштаба — командующий войсками Сибирского Краснознаменного военного округа А. В. Квашнин, оба лояльные к президенту военные специалисты. Президент обещал новому министру обороны всяческую поддержку и свое личное покровительство в борьбе с противниками реформирования. Сторонник профессиональной армии И. Д. Сергеев, став министром, в считанные недели подготовил программу реформирования армии и начал ее осуществление. Военная реформа наконец-то сдвинулась с места и в течение следующих полутора лет действительно сделала ряд крупных шагов. Ее главные направления были окончательно конкретизированы 16 июля 1997 г. в указе президента РФ № 725 с «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры». Указом преду-36 сматривалось: установить с 1 января 1999 г. штатную численность военнослужащих ВС РФ в 1,2 млн единиц; преобразовать ракетные войска стратегического назначения, военно- космические силы и войска ракетно-космической обороны из войск ПВО в вид вооруженных сил — ракетные войска стратегического назначения; преобразовать до 1 января 1999 г. Военно- воздушные силы и Войска ПВО в вид ВС РФ — военно-воздушные силы; придать военным округам статус оперативно- стратегических (оперативно-территориальных) командований ВС РФ на соответствующих стратегических направлениях. Угроза массовых сокращений, отмена ряда социальных льгот для военнослужащих грозили резко обострить и без того накаленную обстановку в войсках, сделав ее практически неуправляемой. Долги государства армии и флоту неуклонно росли, ставя офицерский корпус на грань социального взрыва и открытого неподчинения московскому руководству. В этих критических условиях срочно требовалось усилить систему контроля президентских структур за ходом военного строительства. Указом президента от 28 августа 1997 г. в составе его Администрации была образована Государственная военная инспекция, которая должна была стать эффективным инструментом для контроля над обстановкой в Вооруженных Силах и обеспечить жесткое государственное руководство ходом масштабной реформы всей военной системы государства.[7]
С осени 1997 г. в войсках начались реальные организационно-штатные мероприятия, предусмотренные президентским указом от 16 июля. 30 июля 1998 г. президент утвердил «Основы (концепцию) государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 г.». «Основы» стали первым документом в российской истории, в котором системно излагались принципиальные положения политики государства по вопросам военного строительства. Они охватывали все наиболее важные сферы военной деятельности — от принципов международной политики до военно-патриотического воспитания. В «Основах» был предопределен уровень военных расходов как доли ВВП: 5,1 %— на всю правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности страны, в том числе 3,5 % — на оборону. В соответствии с задачами обеспечения военной безопасности перестраивалась и структура ВС РФ. Было намечено сокращение числа министерств и ведомств, имеющих воинские формирования, усиление роли Генерального штаба ВС РФ в укреплении обороноспособности страны, четкое определение системы мобилизационной готовности, системы тылового и технического обеспечения всех силовых структур. Упразднялись воинские формирования, не использующиеся непосредственно в целях обеспечения обороны государства. «Основы» устанавливали чисто концептуальный подход к межвидовой реорганизации по сферам применения видов ВС — суша, воздух-космос, море. На первом этапе (до 2001 г.) ВС должны были закончить переход к четырехвидовой структуре, а на втором (до 2005 г.) —к трехвидовой. В рамках совершенствования организационной структуры Внутренних войск (ВВ) МВД РФ предполагалось снять с них в мирное время функции по охране объектов на коммуникациях и по конвоированию, а также сократить число охраняемых объектов. На втором этапе военного строительства ВВ предполагалось преобразовать в Федеральную гвардию (Федеральную милицию внутренней безопасности), комплектующуюся исключительно на контрактной основе. Признавалось целесообразным участие в миротворческих операциях и размещение российских военных баз в странах СНГ. В отношении стран дальнего зарубежья была выстроена система приоритетности связей: США — НАТО — другие европейские страны, на Востоке — Китай, Индия, Япония. При всей важности «Основ военного строительства» она представляла собой лишь директивную основу для проведения военной реформы, являясь своеобразной мини-доктриной переходного периода. Российское руководство так и не решилось пойти на принятие полномасштабной Военной доктрины. В «Основах» не было представлено финансово- экономическое обоснование намеченных мероприятий, отсутствовали координационные планы, необходимые при реформировании всех составляющих оборонной системы. Годы, бесплодно потерянные при министрах обороны П. С. Грачеве и И. Н. Родионове, когда финансирование Вооруженных Сил России все еще было на приемлемом уровне, дорого обошлись стране. Когда новый министр обороны И. Д. Сергеев начал реальную военную реформу, финансирование быстро пошло на убыль. Бюджетный кризис весны 1998 г., а затем и крах 17 августа нанесли тяжелый удар по осуществлению реформы в тот самый момент, когда она стала набирать темп. Еще на стадии формирования бюджета 1998 год стал переломным с позиций военной экономики: впервые в современной истории России расходы на национальную оборону перестали быть главенствующими. Первое место по удельному весу в общих расходах 1998 г. заняло обслуживание государственного долга. Весной 1998 г. запланированные расходы на оборону были сначала сокращены кабинетом С. В. Кириенко с 82 до 61 млрд р., а после кризиса 17 августа финансирование было еще более урезано, и в результате к концу года ассигнования на национальную оборону составили всего лишь около 38 млрд р. Это был двойной удар: он не только отменил все «подъемные» на сокращение Вооруженных Сил, но и резко сократил даже базовый оборонный бюджет, значительно опережая реальное сокращение численности ВС и тем самым сводя на нет всю возможную экономию на их содержании. Финансовые урезания ударили прежде всего по НИОКР, приобретению вооружений и техники и капитальному строительству. В результате инфляции второй половины 1998 г. большинство военных оказались за чертой бедности, и даже при этом денежное довольствие задерживалось на 2-3 месяца. Подготовка и учения в сухопутных войсках, ВВС и ВМС фактически прекратились. Ход военной реформы был глубоко подорван. Наиболее важное направление — сокращение личного состава — было перекрыто сокращением финансирования. Пал жертвой финансового кризиса и переход на службу по контракту. Поскольку финансирование сокращений с самого начала было недостаточным, а после 17 августа вообще замерло, было решено главный упор делать на сокращении контрактников, увольнение которых было дешевле (закон не предусматривал обеспечения их жильем и других выплат) и в то же время обещало некоторую экономию за счет их содержания, поскольку их жалование гораздо выше, чем у призывников (обычно в 5 раз, а в зонах боевых действий — в 10 раз). Таким образом, сокращение в 1997—1998 гг. было проведено по меньшей мере на 40 % за счет сокращения службы по контракту и, следовательно, шло вразрез с одним из направлений реформы. Тем не менее в перекраивании организационной структуры ВС РФ военное ведомство, возглавляемое И. Д. Сергеевым, в 1998—1999 гг. полностью уложилось в график мероприятий, намеченных на первый этап военной реформы. За счет интеграции собственно ракетных войск стратегического назначения, военно-космических сил и войск ракетно-космической обороны был создан качественно новый вид ВС — ракетные войска стратегического назначения. Войска ПВО были объединены с Военно-Воздушными Силами. Еще один, традиционно самый крупный вид — сухопутные войска — лишился своего высшего командования и был напрямую подчинен Генеральному штабу. Таким образом, ВС приобрели четырехвидовую структуру (РВСН, СВ, ВВС и ВМС).[8]
К 1999 г. фактический состав Вооруженных Сил был уменьшен на 0,6 млн военнослужащих и достиг 1,2 млн человек. В июне 1999 г. Комиссия по подготовке проектов общевоинских уставов ВС РФ завершила предварительную проработку проектов уставов и в августе направила их для изучения в войска. Число военно-учебных заведений и научно-исследовательских учреждений было сокращено практически вдвое. В ходе преобразований, проведенных в 1997—1999 гг., российские ВС стали более гибкими, компактными, значительно повысился уровень их управляемости. С 1999 г. активизировалась боевая учеба в войсках. В июне 1999 г. впервые за предшествующие семь лет были проведены стратегические командно-штабные учения «Запад-99» —самые масштабные военные учения с момента образования российских ВС . Определились понятие военной организации РФ, ее состав и структура. К началу 1999 г. была подготовлена и новая военная доктрина РФ. Она подверглась переработке с учетом военных действий НАТО в Югославии и принятой в разгар этих действий новой военной концепции НАТО. Проект доктрины был опубликован 9 октября 1999 г. в газете «Красная звезда». В 1999 г. на военно-экономическую политику России косвенно повлияли не только военные действия США и их союзников в Югославии, но и события в самой России — начавшаяся на Северном Кавказе антитеррористическая операция. Военные действия в Чечне подтверждали некоторые выводы, которые следовали и из анализа войны в Югославии. Вооруженные Силы РФ необходимо было срочно оснащать новейшими видами оружия, в том числе управляемыми ракетами, снарядами и бомбами, системами разведки и наведения, совершенными приборами ночного видения. Российские военнослужащие, как оказалось, не имели необходимого количества ни надежных средств связи, ни систем точного определения своих координат, ни радиомаяков, автономно подающих сигнал бедствия, что в условиях боевых действий приводило к неоправданным потерям. В течение 1992—1997 гг. сопротивление военной бюрократии в бытность министрами обороны П. С. Грачева и И. Н. Родионова, равно как и отсутствие целенаправленного политического руководства со стороны президента Ельцина, держали военную реформу на точке замерзания, несмотря на все заявления об успехе в ее проведении. Фактически реформа началась лишь с весны 1997 г. Но именно с этого года началось сокращение реальных ассигнований на национальную оборону. И в этом одна из главных причин неудачи военной реформы. Урезание бюджета обгоняло сокращение ВС и не давало улучшить их качество. К 2000 г. численность Вооруженных сил по сравнению с 1997 г. сократилась на 30 %, а военный бюджет в реальном исчислении — на 50 %. Россия, имея армию, все еще сопоставимую с армией США по количественным параметрам, выделяла на ее содержание 93 млрд р., что составляло (по коммерческому обменному курсу) всего 2 % американского военного бюджета. В результате реформа сначала оказалась дискредитирована, а затем просто остановилась — ее невозможно было продолжать, не вызывая в армии социального взрыва.[9]
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
Вооружённые силы России
|
История
| I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
|
Генеральный штаб
| Главное оперативное управление • Главное разведывательное управление
|
Объединённые стратегические командования
| Запад • Юг • Центр • Восток
|
История
| Военная реформа в России (1991-1999) • Военная реформа в России в 2000-х годах
|
Вооружённые конфликты
| Первая чеченская война • Контртеррористическая операция на Северном Кавказе (1999—2009) • Пятидневная война • Операция в Сирии
|
Министры обороны
| П. С. Грачёв (1992—1996) • И. Н. Родионов (1996—1997) • И. Д. Сергеев (1997—2001) • С. Б. Иванов (2001—2007) • А. Э. Сердюков (2007—2012) • С. К. Шойгу (с 2012)
|
Начальники Генштаба
| В. П. Дубынин (1992) • М. П. Колесников (1992—1996) • В. Н. Самсонов (1996—1997) • А. В. Квашнин (1997—2004) • Ю. Н. Балуевский (2004—2008) • Н. Е. Макаров (2008—2012) • В. В. Герасимов (с 2012)
|
Темы
| Сухопутные войска • ВВС • ВМФ • ВДВ
|
Статьи
|
Россия
| Место среди стран мира • Список позиций среди стран мира • Лидирующие позиции в мире • Первое место России среди стран мира • Россия в международных рейтингах • Россия как опережающая страна • Вузы России в международных рейтингах • Наука • Северный Кавказ • Ангара • Су-57 • Комплектующие и материалы МС-21 • Характеристики МС-21 • РД-191 • ВК-2500 • Минфин • Министерство образования и науки • Президентская программа подготовки управленческих кадров • Религии на Северном Кавказе • Траурные дни • Наводнения • Лесные пожары • Сброс сточных вод • Несчастные случаи на аттракционах • Случаи захватов самолётов • Беспризорники • Баженовская свита • Список регионов по числу телевизоров на одно домохозяйство • Российские фильмы — лауреаты Каннского фестиваля • Земельный кодекс • МФЦ
|
Экономика России
| Валовой национальный доход • Валовые национальные расходы • Расходы на конечное потребление • Оборонно-промышленный комплекс • Высокотехнологический комплекс • Рыболовство • Строительство (Жилищное, Автодорожное, Стоимость жилищного строительства, Оконная индустрия, Крупные стройки) • Канализация (Централизованные системы, Очистные сооружения) • Мобильная связь • Интернет • IT-сектор • Туризм • Торговля (Розничная торговля) • Трудовые ресурсы • Валовое накопление основного капитала • Особые экономические зоны • Нанотехнологии • Инновации (Технологические, Экологические) • Малое предпринимательство • Модернизация экономики • Производительность труда • Безработица • Список регионов по уровню безработицы • Основные фонды • Фондоотдача • Доходы населения • Заработная плата • Пенсии • Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум • Бартер • Крупнейшие производители • Монополизм (Картельные соглашения) • Жильё (Благоустройство) • Приватизация • Раздаточная экономика • Технологическое отставание • Межрегиональная дифференциация по уровню экономического развития • Доля России на мировом рынке • Список продукции, производящейся в России • Список проектируемых и строящихся производств в России • Рынок машин и оборудования • Рынок молока и молочных продуктов • Лоббизм российских компаний • Льготы, предусмотренные для молодежи и студентов • Подземные хранилища природного газа • Экономические рекорды
|
ВВП России
| Структура ВВП • Список регионов России по ВРП на душу населения
|
Промышленность России
| Обрабатывающая промышленность (Конкурентоспособность) • Металлургия (Чёрная, Сталелитейная промышленность, Производство рельсов, Цветная, Алюминиевая промышленность, Цинковая промышленность) • Химическая промышленность (Шинная промышленность, Фармацевтическая промышленность, Производство полипропилена) • Промышленность стройматериалов (Цементная промышленность) • Бриллиантовая промышленность • Производство автокомплектующих • Лесная промышленность • Целлюлозно-бумажная промышленность • Электроэнергетика • Тепловая энергетика • Гидроэнергетика • Атомная энергетика • Атомная промышленность • Производство оружейных делящихся материалов • Добыча полезных ископаемых (Себестоимость добычи нефти) • Тяжёлая промышленность • Сравнение промышленности России с Украиной
|
Машиностроение России
| Ракетостроение (Космическое ракетостроение) • Аэрокосмическая промышленность • Ракетно-космическая промышленность • Авиапром (Самолётостроение, Военное самолётостроение, Гражданское самолётостроение, Вертолётостроение) • Судостроение (Кораблестроение, Подводное кораблестроение) • Лазерная промышленность • Микроэлектроника • Транспортное машиностроение • Железнодорожное машиностроение (Вагоностроение) • Сельскохозяйственное машиностроение • Тракторостроение • Энергетическое машиностроение (Атомное) • Металлургическое машиностроение • Радиоэлектронная промышленность • Автопром (Легковое автомобилестроение, Грузовое автомобилестроение, Сборочные производства автомобилей-иномарок, Уровень локализации производимых автомобилей-иномарок, Поставки металлургической продукции для автопрома, Поставки ММК для автопрома) • Танкостроение • Станкостроение • Подъёмно-транспортное машиностроение • Приборостроение • Тяжёлое машиностроение • Нефтяное машиностроение • Двигателестроение (Авиационное двигателестроение)
|
Топливная промышленность России
| Нефтяная промышленность • Нефтеперерабатывающая промышленность • Газовая промышленность • Угольная промышленность
|
АПК России
| Сельское хозяйство • Растениеводство • Животноводство • Пищевая промышленность • Сахарная промышленность
|
Транспорт России
| Автомобильный транспорт • Автомобильные дороги • Железнодорожный транспорт • Российские железные дороги • Трубопроводный транспорт (Нефтепроводный) • Водный транспорт (Морской транспорт) • Воздушный транспорт • Транзит через Россию • ВСТО • БТС-2 • Северный поток • Северный морской путь • Линия метро «Подольск — Раменское» • Байкало-Амурская магистраль
|
Финансы в России
| Банковская система • Фондовый рынок • Государственные финансы • Государственный долг (Внешний долг) • Валютный рынок • Кредитные рейтинги • Международный финансовый центр • Российский рубль • Использование рубля в международных расчётах • Использование рубля в расчётах между странами ЕврАзЭС • Антиинфляционная политика • Долговая политика • Внешний долг • Государственные и муниципальные облигации • Бюджетные послания президента России • Неплатежи • Сравнение финансов в России с Украиной
|
Налогообложение в России
| Налоги • Уклонение от налогов • Подоходный налог с физических лиц • Налогообложение добычи полезных ископаемых
|
Инвестиции в России
| Инвестиционный климат • Инвестиционная политика • Инвестиции в обрабатывающей промышленности • Иностранные инвестиции • Инвестиции Германии в Россию • Инвестиции Франции в Россию • Иностранные инвестиции в автомобильной промышленности России • Иностранные инвестиции в сельскохозяйственном машиностроении России • Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата
|
Внешнеэкономические отношения России
| Внешняя торговля • Военно-техническое сотрудничество • Строительство Россией атомных электростанций за рубежом (Индия, Китай, Иран, Финляндия) • Зарубежная деятельность российских компаний • Либерализация внешней торговли • Таможенный союз ЕврАзЭС • Отношения с ВТО • Отношения с ЕС • Отношения с Латинской Америкой • Отношения с Афганистаном • Отношения с Германией • Отношения с Грузией • Отношения с Казахстаном • Отношения с США (Торговые отношения) • Отношения с Турцией (Торговые отношения) • Отношения с Украиной (Торговые отношения) • Отношения с Центральной Азией • Отношения с ЮАР • Денежные переводы из России • Приток капитала в Россию • Контракты компаний России с зарубежными странами (Индия) • Кредиты, выданные Россией • Инвестиции России на Украине • Siemens в России
|
Экспорт из России
| Металлургическая продукция • Химическая продукция • Урановая продукция • Лекарства • Высокотехнологичная продукция • Поставки для зарубежных авиастроительных компаний (Airbus, Поставки «ВСМПО-Ависма» для Boeing, Поставки «ВСМПО-Ависма» для Airbus) • Услуги • Транспортные услуги • IT-экспорт • Пошлины • Транспортировка экспортируемых товаров (Нефть, Нефтепродукты, Природный газ, Зерно) • Доля России в мировом экспорте • Крупнейшие компании-экспортёры
|
Экспорт энергоносителей из России
| Нефть и нефтепродукты • Экспортные пошлины на мазут в России • Доля экспорта в производстве энергоносителей
|
Экспорт машиностроительной продукции из России
| Вооружения • Военно-морские вооружения • Авиатехника • Военная авиатехника • Гражданская авиатехника
|
Экспорт пищи из России
| Мясо и мясопродукты • Шоколадные изделия
|
Экспорт из России по импортёрам
| Австрия • Азербайджан • Аргентина • Африка • Бахрейн • Белоруссия (Природный газ) • Болгария (Природный газ) • Бразилия • Великобритания (Природный газ) • Венгрия (Энергоносители, Природный газ) • Венесуэла (Вооружения) • Вьетнам (Вооружения) • Германия (Природный газ, Автомобили) • Грузия • Дания (Природный газ) • Евросоюз • Израиль • Индия (Вооружения, Самолёты) • Иран (Вооружения) • Испания • Италия • Казахстан • Канада • Китай (Энергоносители, Нефть, Уголь, Вооружения, Пищевая продукция) • Колумбия • Нидерланды • Польша (Природный газ) • Сирия • Словения (Природный газ) • США (Энергоносители, Ракетные двигатели, Вооружения, Удобрения) • Судан (Вооружения) • Тунис • Турция (Природный газ) • Украина (Энергоносители, Природный газ, Машиностроительная продукция, Автомобили, Пищевая продукция) • Финляндия • Франция (Природный газ) • Чехия • Швеция • Эстония • Южная Корей (Энергоносители) • Япония
|
Импорт в Россию
| Доля России в мировом импорте • Доля импортной продукции на российском рынке • Машиностроительная продукция • Пищевая продукция • Доля импортного продовольствия на российском рынке • Мясо и мясопродукты • Молоко и молочные продукты • Услуги • Импортозамещение • Импортозамещение машиностроительной продукции • Импортозамещение вертолётной техники • Импортозамещение химической продукции • Импортозамещение пищевой продукции • Импортозамещение металлургической продукции • Импортозамещение продукции с Украины • Азербайджан • Белоруссия • Бразилия • Великобритания • Германия • Канада • Китай • Литва • Молдавия • Польша • США • Туркмения (Природный газ) • Украина (Машиностроительная продукция, Грузовые железнодорожные вагоны, Пищевая продукция) • Чили
|
Экономические реформы в России
| Реформа электроэнергетики • Реформа ЖКХ • Пенсионная реформа (с 2002) • Реформа железнодорожного транспорта • Реформа системы обязательного медицинского страхования • Налоговые реформы
|
Компании России
| Госкомпании • Компании-экспортёры • Машиностроительные компании • Компании ОПК • Ростех • Алмаз-Антей • Т-платформы • Амурский судостроительный завод • Луховицкий авиационный завод • Ангстрем • Ситроникс • ОДК-Сатурн • GM Auto • Трансмашхолдинг • Ростсельмаш • АвтоВАЗ • Газпром • ЛУКойл • СУЭК • Росатом • Северсталь • Объединённая металлургическая компания • Российская венчурная компания • Магнитогорский металлургический комбинат • Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус • Коломенский завод • Роснано • Рособоронэкспорт • ВНИИЭФ • Тяжмехпресс • Группа ГАЗ • Оптоган • Бассоль • ABBYY • Севмаш • Лебедянский • X5 Retail Group N.V. • Аэрофлот • ВСМПО-Ависма • Московский завод полиметаллов • Кировлес • Омский нефтеперерабатывающий завод • ИНТЕР РАО ЕЭС • Полюс • Крымский Титан
|
Товары в России
| Алмазы (Экспорт) • Аммиак (Производство) • Бумага (Экспорт) • Древесина (Экспорт) • Лакокрасочная продукция (Рынок) • Минеральные удобрения (Экспорт) • Пиломатериалы (Экспорт) • Целлюлоза (Экспорт) • Шины (Рынок, Экспорт)
|
Машиностроительная продукция в России
| Автобусы (Экспорт) • Автомобили (Рынок, Экспорт, Импорт) • БПЛА (Производство) • Вертолёты (Рынок, Экспорт) • Военные вертолёты (Экспорт) • Военные самолёты (Экспорт) • Головки самонаведения • Грузовые автомобили (Экспорт) • Истребители (Экспорт) • Легковые автомобили (Импорт) • Лазеры (Экспорт) • Микросхемы (Экспорт) • Паровые турбины (Производство) • Самолёты (Экспорт) • Сельхозтехника (Экспорт) • Станки (Экспорт, Импорт) • Стиральные машины (Производство, Экспорт) • Суперкомпьютеры (Производство) • Танки (Экспорт) • Телевизоры (Экспорт) • Тракторы (Экспорт)
|
Энергоносители в России
| Бензин (Экспорт) • Дизельное топливо (Экспорт) • Кокс (Экспорт) • Мазут (Экспорт) • Нефтепродукты (Экспорт) • Нефть (Рынок, Добыча, Экспорт, Запасы) • Попутный нефтяной газ • Природный газ (Добыча, Экспорт, Запасы, Газификация) • Ракетное топливо • Торф (Добыча) • Уголь (Добыча, Экспорт, Запасы) • Электроэнергия (Экспорт, Импорт) • Ядерное топливо (Рынок, Экспорт)
|
Пищевая продукция в России
| Алкоголь (Экспорт, Импорт) • Бананы (Импорт) • Баранина (Рынок) • Водка (Экспорт, Импорт) • Говядина (Производство, Импорт) • Горох (Экспорт) • Зерно (Производство, Экспорт, Импорт) • Картофель (Производство) • Кондитерские изделия (Экспорт) • Кукуруза (Экспорт) • Куриное мясо (Производство) • Мёд (Производство) • Минеральная вода (Экспорт) • Мясо (Производство) • Мясо птицы (Рынок, Производство, Экспорт, Импорт) • Пиво (Экспорт) • Подсолнечник (Производство) • Подсолнечное масло (Экспорт) • Пшеница (Экспорт, Импорт, Твёрдая пшеница) • Растительное масло (Экспорт) • Рис (Экспорт) • Рыба (Экспорт) • Сахар (Рынок, Экспорт, Импорт) • Свинина (Производство, Импорт) • Тритикале • Чай (Импорт) • Яблоки (Рынок) • Ячмень (Экспорт)
|
Металлургическая продукция в России
| Алюминий (Рынок) • Железная руда (Добыча, Экспорт) • Золото (Добыча) • Медь (Рынок) • Никель (Экспорт) • Рельсы (Импорт) • Сталь (Экспорт) • Трубы из чёрных металлов (Экспорт)
|
Внутренняя политика в России
| Государственное устройство • Председатель правительства • Госдума • Послания президента Федеральному собранию • Чеченский конфликт • Список иностранных наёмников, уничтоженных в Чечне
|
ЦФО
| Экономика • ВРП • Промышленность • Агропромышленный комплекс • ТЭК • Транспорт • Внешнеэкономические отношения • Природные ресурсы • Продолжительность жизни населения • Река Моча • Белгородская область (Экономика, ВРП, Животноводство, Продолжительность жизни населения, Белгород) • Брянская область (Экономика, ВРП, Машиностроение) • Владимирская область (Экономика) • Воронежская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Ивановская область (Экономика, ВРП) • Калужская область (Экономика, ВРП, Автомобильная промышленность, Трудовые ресурсы) • Костромская область (Экономика, ВРП) • Курская область (Экономика, Транспорт) • Липецкая область (Экономика, ВРП) • Московская область (Экономика, Промышленность, Обрабатывающая промышленность, Машиностроение, Транспорт, Добыча полезных ископаемых, Экспорт, Доходы населения, Природные ресурсы, Экономика Подольска, Доходы населения Подольска, Метро в Подольске, Экономика Подольского района, Выбросы загрязняющих веществ в Подольске, ИТК-5) • Орловская область (Экономика, ВРП) • Рязанская область (Промышленность) • Смоленская область (Экономика) • Тамбовская область (Экономика, ВРП, Обрабатывающая промышленность) • Тверская область (Экономика, Деревня Кривоносовка) • Тульская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Добыча полезных ископаемых) • Ярославская область (Экономика, ВРП, Транспорт, Доходы населения) • Москва (Экономика, ВРП, Промышленность, Добыча полезных ископаемых, Машиностроение, Сельское хозяйство, Шуховская телебашня, Улица Борисовские пруды, дом № 16, корпус 2)
|
СЗФО
| Экономика • ВРП • Добыча полезных ископаемых • Автопром • Сельское хозяйство • Карелия (Экономика, ВРП) • Коми (ВРП) • Архангельская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Обрабатывающая промышленность, Продолжительность жизни населения) • Вологодская область (Экономика, Сельское хозяйство) • Калининградская область (Экономика, ВРП, Обрабатывающая промышленность, Автомобильная промышленность, Производство электроэнергии) • Ленинградская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Добыча полезных ископаемых, Растениеводство, Транспорт, Продолжительность жизни населения, Порт Приморск) • Мурманская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Новгородская область (Экономика, ВРП) • Псковская область (ВРП) • Санкт-Петербург (Экономика, ВРП, Занятость, Потребление электроэнергии) • Ненецкий автономный округ (Экономика, ВРП)
|
ЮФО
| Экономика • ВРП • Адыгея (ВРП) • Калмыкия (Экономика, ВРП, Продолжительность жизни населения) • Крым (Экономика, ВРП, Растениеводство, Зерноводство, Животноводство, Импорт, Доходы населения, Зарплата, Зерно) • Астраханская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Машиностроение, Транспорт) • Волгоградская область (Экономика, ВРП, Доходы населения, Трудовые ресурсы) • Ростовская область (Экономика, Промышленность, Транспорт) • Краснодарский край (Экономика, Промышленность, Добыча полезных ископаемых) • Промышленность Крымского полуострова • Электроэнергетика Крымского полуострова • Нефтегазовый комплекс Крымского полуострова • Сельское хозяйство Крымского полуострова • Транспорт Крымского полуострова • Доходы населения Крымского полуострова
|
СКФО
| Экономика • ВРП • Дагестан (Экономика, Добыча полезных ископаемых, Инвестиции) • Ингушетия (Экономика) • Кабардино-Балкария (Промышленность) • Северная Осетия (Экономика, ВРП) • Чечня (Экономика, ВРП, Сельское хозяйство, Промышленность, Добыча полезных ископаемых, Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, Добыча нефти, Доходы населения, Образование) • Ставропольский край (Экономика, ВРП, Промышленность, Транспорт)
|
ПФО
| Экономика • ВРП • Судостроение • Производство вертолётов • Башкортостан (Экономика, ВРП, Промышленность, Сельское хозяйство, Строительство, Транспорт, Финансы, Инвестиции, Инновации, Социально-экономическая политика, Образование, Здравоохранение, Население, Государственное устройство, Президент) • Мордовия (Экономика, ВРП) • Татарстан (Экономика, Трудовые ресурсы) • Удмуртия (Экономика, ВРП) • Чувашия (Занятость) • Кировская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Нижегородская область (Экономика, Автомобильная промышленность, Экспорт, Население, Производство автомобилей Mercedes в Нижнем Новгороде) • Оренбургская область (Экономика, ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Пензенская область (Экономика) • Самарская область (Экономика, ВРП, Автомобильная промышленность) • Саратовская область (Экономика, ВРП) • Пермский край (Экономика, ВРП) * Ульяновская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых)
|
УФО
| Экономика • ВРП • Добыча полезных ископаемых • Курганская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Свердловская область (Добыча полезных ископаемых, Екатеринбург) • Тюменская область (Экономика, ВРП, Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, Финансы, Доходы населения) • Челябинская область (ВРП, Сельское хозяйство, Растениеводство, Транспорт) • Ханты-Мансийский автономный округ (Экономика, Население) • Ямало-Ненецкий автономный округ (Новый Уренгой)
|
СФО
| Экономика • ВРП • Промышленность • Занятость • Тыва (Продолжительность жизни населения) • Хакасия (Экономика, Промышленность, Транспорт, Население) • Иркутская область (ВРП, Обрабатывающая промышленность, Занятость) • Кемеровская область (Экономика, ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Новосибирская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Транспорт) • Омская область (Экономика, ВРП, Добыча полезных ископаемых, Машиностроение, Сельское хозяйство, Трудовые ресурсы) • Томская область (Добыча полезных ископаемых) • Алтайский край (Экономика, ВРП, Сельское хозяйство, Добыча полезных ископаемых, Продолжительность жизни населения) • Забайкальский край (Экономика, ВРП) • Красноярский край (Экономика, ВРП, Продолжительность жизни населения)
|
ДФО
| Экономика • ВРП • Сельское хозяйство • Мост между Хабаровским краем и Сахалином • Якутия • Амурская область (Экономика, ВРП) • Магаданская область (ВРП) • Сахалинская область (Экономика, Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых) • Камчатский край (Экономика, Продолжительность жизни населения) • Приморский край (Экономика, ВРП, Добыча полезных ископаемых, Доходы населения) • Хабаровский край (Экономика, ВРП) • Чукотский автономный округ (Экономика) • Еврейская автономная область (Экономика, ВРП, Сельское хозяйство) • Чукотский автономный округ (ВРП)
|
Внешняя политика России
| Отношения со странами (Белоруссия, Болгария, Венгрия, Германия, Италия, Киргизия, Китай, Пакистан, Польша, Саудовская Аравия, Словакия, США, Украина, Чехия, Швейцария, Швеция, Эфиопия, Япония) • Политика России в Центральной Азии и Закавказье • Совет Россия-НАТО • Россия и Швейцария
|
Реформы в России
| Дмитрий Медведев и реформы • Административные реформы • Административная реформа (с 2002) • Второй этап административной реформы (с 2006 года) • Административная реформа в субъектах федерации • Реформа здравоохранения • Судебные реформы • Реформа уголовно-исполнительной системы
|
Вооружённые силы России
| Главное оперативное управление Генштаба • ВВС • ВМФ (Северный флот, Черноморский флот, Тихоокеанский флот, Каспийская флотилия)
|
Население России
| Продолжительность жизни • Демографическая политика • Население с высшим образованием • Рождаемость • Смертность • Список регионов по продолжительности жизни населения • Список регионов по уровню младенческой смертности
|
Преступность в России
| Иностранная преступность • Убийства • Ограбления банков • Погибшие в результате преступных посягательств • Коррупция • Дело Hermitage Capital
|
Терроризм в России
| Теракты в России • Национальный антитеррористический комитет • Вихрь-антитеррор
|
Терроризм
| Исламский джихад — Джамаат моджахедов • Исламская партия Туркестана • Исламское движение Восточного Туркестана • Джунд аш-Шам • Джамаат-и-Ислами • Общество социальных реформ • Контртеррористическая операция
|
Экономика
| Экономическое прогнозирование (Бюджетное) • Международный финансовый центр • Налоговый менеджмент • Доходы населения • Экспортные пошлины • Конференция ООН по торговле и развитию • АТЭС • Цены на нефть • Киберсин • Экономические реформы в Китае с 1978 года (1970-е годы, 1980-е годы, 1990-е годы) • Экономические реформы в странах Восточной Европы • Международный валютный фонд • Список стран по потреблению электроэнергии на душу населения • Petroleos de Venezuela S.A. • Kuwait Petroleum Corporation • Repsol YPF • National Iranian Oil Company • Угольная промышленность Европы • Себестоимость добычи сланцевого газа • Затраты-выпуск • МТК ЕЗК • Осакская программа действий
|
Энергоносители
| Сланцевая нефть • Сжиженный природный газ • Сланцевый газ • Расход топлива у самолётов • ОПЕК • Методики оценки запасов нефти • Сланцевый газ в Америке
|
США
| Экономика • Жильё • Угольная промышленность • Сельское хозяйство • Внешнеэкономические отношения • Экспорт природного газа • Финансы • Сланцевый газ • Права человека • Отношения с Узбекистаном • Противоракетная оборона • Коррупция
|
Германия
| Машиностроение • Угольная промышленность • Внешняя торговля • Жильё • Права человека • Коррупция • Теракты
|
Украина
| ВВП • Обрабатывающая промышленность • Автомобильная промышленность • Авиационная промышленность • Ракетно-космическая промышленность • Железнодорожное машиностроение • Воздушный транспорт • Доходы населения • Бедность • Экспорт (Пища, Машиностроительная продукция, Вооружения, Электроэнергия, Доля в мировом экспорте) • Автомобильный транспорт • Транзит грузов через Украину (Нефть, Газ) • Доля импорта на рынке Украины • Электроэнергия • Пальмовое масло • Выездной туризм с Украины • Жильё • Природный газ • Газификация • Автомобильный кабель • Отношения Украины с МВФ • Зоря-Машпроект • Канализация в Киеве • Реформы • Коррупция • Канализация • Качество продовольствия • Миграционная политика Украины • Дискриминация русских на Украине • Ан-70 • Ан-132 • Ан-140 • Ан-148
|
Грузия
| Экономика • ВВП • Машиностроение • ТЭК (Электроэнергетика) • Добыча полезных ископаемых • Сельское хозяйство • Растениеводство • Транспорт (Трубопроводный, Морской) • Финансы (Налоги, Банковская система, Государственные финансы, Государственный внешний долг) • Производство золота • Инвестиции • Внешнеэкономические отношения (Экспорт, Экспорт электроэнергии, Импорт, Импорт пищевой продукции, Денежные переводы в Грузию) • Доходы населения (Заработная плата) • Трудовые ресурсы • Зестафонский завод ферросплавов • Тбилисское авиационное государственное объединение • Образование • Наука • Государственное устройство • География • Коррупция • Отношения с США • Отношения с Францией
|
Постсоветское пространство
| СНГ • Коллективные силы по поддержанию мира в СНГ • Объём производства в обрабатывающей промышленности России, Украины и Белоруссии • Покупательная способность средней зарплаты в России и Украине • Список продукции, потребляемой в России, Украине и Белоруссии • Русские в Центральной Азии и Закавказье • Грузино-абхазский конфликт • Грузино-осетинский конфликт • Закавказье • Нагорный Карабах • Экономика Прибалтики • Транспорт Прибалтики • Вопрос об оккупации стран Прибалтики Советским Союзом • Роль МВФ в экономическом развитии стран бывшего СССР
|
Страны
| Абхазия (Экономика, Промышленность) • Австралия (Угольная промышленность) • Азербайджан (Экономика) • Албания • Аргентина (Экономика) • Армения (Внешняя торговля) • Афганистан • Белоруссия (Экономика, Сельское хозяйство, Доходы населения, Внешнеэкономические отношения, Экспорт, Импорт, Транзит природного газа, IT-сектор, Место в международных рейтингах) • Бразилия (Экономика) • Великобритания (Коррупция, Права человека) • Гондурас (Экономика) • Индия (Машиностроение, Угольная промышленность, Доходы населения) • Иран • Ирландия (Доходы населения) • Исландия (Экономика) • Казахстан (Машиностроение, Оборонная промышленность, Внешнеэкономические отношения, Внешняя торговля) • Канада (Угольная промышленность, Жильё, Права человека, Коррупция) • Катар (Катар, Экспорт природного газа) • Китай (Экономика, Машиностроение, Угольная промышленность, Финансы, Внешняя торговля, Экспорт, Государственное устройство, Либерализация цен, Коррупция) • Латвия (Экономика, Внешняя торговля, Лица без гражданства) • КНДР (Экономика) • Ливия • Литва (Экономика, Вооружённые силы) • Мексика (Экспорт, Импорт) • Молдавия (Внешняя торговля) • Монголия (Метро Улан-Батора) • Нидерланды (Экономика, Коррупция) • Никарагуа • Пакистан (Теракты) • Польша (Обрабатывающая промышленность, Машиностроение, Автомобильная промышленность, Угольная промышленность, Экспорт) • Саудовская Аравия (Экономика) • Финляндия (Жильё, Права человека) • Франция (Коррупция, Права человека) • Швейцария (Экономика) • Швеция (Права человека) • Эстония (Экономика, Транзит, Теневая экономика, Вооружённые силы) • ЮАР (Экономика, Угольная промышленность, Доходы населения) • Южная Корея (Экономика, Коррупция) • Южная Осетия (Экономика) • Япония (Промышленность, Машиностроение, Внешняя торговля, Доходы населения, Коррупция, Прокуратура)
|
Персоналии
| Дмитрий Медведев • Алексей Кудрин • Владимир Касатонов • Евгений Рыбин • Сергей Горьков • Увайс Магомадов • Тамерлан Хасаев • Юсуф Крымшамхалов • Заур Акавов • Арасул Хубиев • Лечи Исламов • Михаил Коданёв • Тони Блэр • Владимир Эренбург • Сергей Оганесян • Марио Блюменфельд • Ильяз Муслимов • Игорь Стрелков • Сергей Карнаухов • Валерий Мальцев • Дмитрий Гололобов • Мирей Матье • Денис Никандров • Борис Ломакин • Игорь Данилевский • Алексей Навальный • Евгений Москвин
|
В. В. Путин
| Путин и российские реформы • Президентство • Третий президентский срок • Президентские указы • Социально-экономическая политика • Путин и экономика России (Промышленность, Автопром, Судостроение, ТЭК, АПК, ЖКХ, Налогообложение, Доходы населения, Госкомпании, Формирование МФЦ) • Путин и демографическая политика в России • Путин и здравоохранение в России • Путин и транспорт • Путин и судебная система России • Путин и алкоголь в России • Путин и коррупция в России • Путин и внешняя политика России • Путин и постсоветское пространство • Путин и образование в России • Путин и регионы России • Россия во время президентства Путина • Инициативы • Оценки деятельности
|
Право
| Международный розыск • Международные трибуналы • Закрытые судебные заседания • Правовой режим Каспийского моря
|
Международные отношения
| Дипломатические отношения • Шанхайская организация сотрудничества • АСЕАН • Группа стран по борьбе с коррупцией • G8 • Политика Китая в Центральной Азии • Политика НАТО в Центральной Азии и Закавказье
|
Прочее
| GRICS • Футбольный трансфер • Нанотехнологии • Лев Щаранский • Креативная партия свободы совести • Межнациональные конфликты • Каспийское море • Коррупция • Отложенные неисправности в самолётах • Дискриминация русских • Исламский экстремизм • Спуск с орбиты космических аппаратов • Каспийский регион • Выход в открытый космос • Индекс восприятия коррупции • Ответственность родителей за оставление детей без присмотра • Незаконное вооружённое формирование • Права человека в Евросоюзе • Термины Counter-Strike • Ан-2П • Тетрахлорэтилен • Углеводы • Список стран по числу больничных коек на 1000 человек населения
|