Импорт услуг в Россию


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Импорт услуг в Россию в 2013 году составил $123 млрд. По этому показателю Россия заняла 10-е место среди стран мира.[1]

Содержание

[править] История

В 2009 году российский импорт услуг по сравнению с 2008 годом снизился на 19 % до $61,4 млрд.[2]

В 2010 году импорт услуг в Россию составил $73 млрд.[3]

В 2011 году импорт услуг в Россию составил $90 млрд. По этому показателю Россия заняла 15-е место среди стран мира.[4]

[править] Виды услуг

[править] Транспортные

В 2009 году импорт транспортных услуг по сравнению с предыдущим годом уменьшился на 27 % и составил $9,5 млрд.[5]

[править] Грузовые перевозки

В 2009 году более чем на треть упали объёмы осуществлённых в интересах резидентов грузовых перевозок: их стоимостной показатель в том году составил $4,4 млрд, тогда как в 2008 году он достиг $6,9 млрд. Отрицательная динамика этих услуг объясняется главным образом уменьшением физических объёмов импортируемых Россией товаров.[6]

В 2009 году в структуре грузоперевозок доминировали воздушные и водные (осуществленные резидентами стран дальнего зарубежья). Выручка иностранных авиакомпаний от перевозки грузов в интересах российских потребителей составила $2,2 млрд, что на 40 % ниже показателя предыдущего года. Также интенсивно снижалось использование иностранных предприятий других видов транспорта: водного на 31 %, автомобильного на 42 %, железнодорожного на 24 %. Платежи в пользу судоходных компаний составили $1,7 млрд, автомобильных и железнодорожных по $0,3 млрд. Как и в предыдущие годы, импорт грузовых перевозок был оказан преимущественно резидентами стран дальнего зарубежья, их доля стабильно составляет 91 %.[7]

[править] Пассажирские перевозки

В 2009 году поступления денежных средств иностранным компаниям от проданных на территории Российской Федерации пассажирских билетов снизились на 14 % и составили $2,8 млрд. Определяющий вид транспорта здесь — воздушный, его доля в совокупном показателе составила 82 %. Традиционно при осуществлении поездок в страны СНГ предпочтение отдавалось более дешёвому виду транспорта — железнодорожному. В структуре пассажирских услуг, оказанных странами СНГ, его доля составила более половины. Из полученных услуг на сумму $0,4 млрд 55 % пришлось на услуги, оказанные железнодорожной компанией Украины.[8]

[править] Вспомогательные и дополнительные транспортные услуги

Вспомогательные и дополнительные услуги, предоставленные иностранной транспортной инфраструктурой, уменьшились в 2009 году на 20 %, и сложились на уровне в $2,3 млрд. Расходы, связанные с обслуживанием воздушных судов российских авиакомпаний в портах иностранных государств, составили $1,2 млрд, что ниже показателя 2008 года на $0,3 млрд. Затраты российских судоходных компаний на вспомогательные и дополнительные услуги снизились с $1,0 млрд до $0,8 млрд, при этом их подавляющая часть (96 %) пришлась на обслуживание в портах стран дальнего зарубежья.[9]

[править] Поездки

Услуги, оказываемые гражданам России во время их пребывания на территории иностранных государств, отражаются в платёжном балансе по статье «Поездки». В последние годы удельный вес данной категории услуг снижался: если в 2001—2005 годах он достигал 45-48 %, то в 2006 году уменьшился до 41 %, а в 2008 году — до 32 %. В 2009 году на фоне опережающего падения импорта услуг, потребляемых корпорациями, доля «поездок», преимущественно оплачиваемых домашними хозяйствами, несколько выросла — до 34 %.[10]

В 2009 году статья «Поездки» сохранила доминирующее положение в российском импорте услуг. Расходы по этой статье составили $20,8 млрд, что на 13 % ниже показателя 2008 года.[11]

Наибольшие объёмы импортируемых услуг, связанных с поездками, традиционно приходятся на страны дальнего зарубежья; их удельный вес в 2009 году составил 88 % против 89 % годом ранее.[12]

В 2009 году сохранялось преобладание личных поездок. Их доля составила 92 % как для стран дальнего зарубежья, так и для стран СНГ. В 2008 году затраты на такие поездки составляли 89 % импорта, в том числе в страны дальнего зарубежья — 89 %, в страны СНГ — 90 %.[13]

В 2009 году численность российских резидентов, находившихся в поездках за пределами страны (включая выехавших с целью временного трудоустройства), снизилась на 10 %, составив 29,9 млн человек. Страны СНГ посетило 13,3 млн россиян (на 2 % меньше). В страны дальнего зарубежья выехало 16,7 млн человек (на 15 % меньше). Наибольшие темпы снижения количества выездов россиян зафиксированы в Китай (47 %), Японию (38 %), Хорватию (34 %), Венгрию (21 %), Тунис (19 %), Испанию (18 %). Как и годом ранее лидирующими направлениями были — Финляндия (3,0 млн человек), Турция (2,4 млн человек), Египет (1,8 млн человек) и Китай (1,7 млн человек).[14]

Затраты каждого выезжавшего за границу в 2009 году жителя России остались на уровне 2008 года — $692. При этом в странах дальнего зарубежья такие затраты составили $1093 против $1036 (на 5 % больше), а в странах СНГ — $189 против $192 (на 1 % меньше).[15]

[править] Строительные

В 2009 году импорт строительных услуг сократился вдвое до $4,5 млрд. На долю фирм из дальнего зарубежья пришлось 96 % операций. Основные подрядчики — турецкие компании, получили $1,3 млрд за выполненные работы, что на 1,7 млрд меньше их выручки годом ранее. Значительно (на две третьих) снизился объём строительных услуг, оказанных резидентами стран СНГ. Половина данного показателя сложилась за счет выполнением компаниями из стран Средней Азии субподрядных работ в процессе реализации российскими строителями крупномасштабных проектов на их территории.[16]

[править] Роялти и лицензионные платежи

В 2009 году импорт по статье «роялти и лицензионные платежи» снизился на 11 % до $4,1 млрд, практически все операции осуществлялись резидентами стран дальнего зарубежья. Основные денежные потоки, связанные с лицензионными выплатами, пришлись на Кипр, Соединенные Штаты, Швейцарию, Ирландию, Соединенное Королевство, Германию и Нидерланды (в сумме 78 %).[17]

[править] Услуги связи

В 2009 году импорт услуг ($1,9 млрд) остался практически без изменений, вся сумма сложилась в основном (75 %) за счет операций со странами дальнего зарубежья.[18]

[править] Прочие деловые услуги

К категории «прочих деловых услуг» относится операционный лизинг, а также деловые, профессиональные и технические услуги.[19]

[править] Операционный лизинг

В 2009 году импорт услуг операционного лизинга (услуг по краткосрочной аренде машин и оборудования) равнялся $1,5 млрд, снизившись на 5 %. Доля стран дальнего зарубежья составила 94 %, в основном — это аренда воздушных и морских судов. Значительные объёмы услуг были предоставлены Ирландией (40 % в импорте из стран дальнего зарубежья), Кипром (25 %) и Соединенны-ми Штатами (9 %). Услуги, предоставленные странами СНГ, по сравнению с 2008 годом, сократились на половину своего объёма до $0,1 млрд.[20]

[править] Деловые, профессиональные и технические услуги

В 2009 году импорт деловых, профессиональных и технических услуг составил $12,2 млрд. Как и в предыдущие годы, значительный объём (порядка двух третьих в совокупности) в его структуре занимали услуги в области архитектуры, инженерные услуги, услуги в технических областях; услуги в области сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности, переработка; консалтинговые услуги. По-прежнему значимой категорией оставались прочие услуги, что объясняется, в первую очередь, отнесением к этой статье, кроме не классифицированных операций, динамично развивающегося на международном рынке вида операций — аутсорсинга.[21]

Услуги в области архитектуры, инженерные услуги и услуги в технических областях, формируемые за счет широкого спектра осуществленных нерезидентами операций — от сейсморазведочных работ и верификации исследований до разработки проектно-сметной документации при строительстве жилых или производственных комплексов — занимают одну из ключевых позиций в импорте деловых, профессиональных и технических услуг. В 2009 году платежи по этой статье равнялись $3,8 млрд, из них в пользу компаний стран дальнего зарубежья было перечислено $3,4 млрд, стран Содружества — $0,4 млрд, сокращение произошло соответственно на 10 % и 16 %. Половина совокупного импорта пришлась на пять стран, в число которых вошли Соединенные Штаты, Германия, Украина, Соединенное Королевство и Турция. Следует отметить, что на фоне общего сокращения операций данного вида стоимостной показатель реализованных договоров с компаниями Соединенных Штатов вырос на 74 %. За счет оказания инжиниринговых услуг и проектно-конструкторских работ в области строительства крупномасштабных производственных объектов, осуществленных резидентами Украины, было сформировано 77 % общего объёма импорта технических услуг из стран Содружества.[22]

Затраты российских компаний, связанные с привлечением иностранных фирм к управлению бизнесом, к разработке стратегии предпринимательства, а также к другим подобным видам деятельности, отражаемым по разделу консалтинговых услуг, снизились с $2,7 млрд в 2008 году до $2,2 млрд в 2009 году. Практически весь их объём пришелся на страны дальнего зарубежья, лидерами традиционно выступают Нидерланды (19 %), Соединенное Королевство (18 %) и Соединенные Штаты (12 %).[23]

В 2009 году показатель потребленных услуг в области сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности, переработки установился на уровне $2,3 млрд, он стабильно связан со значительным привлечением иностранных компаний к выполнению работ на нефтяных и газовых месторождениях: на долю предприятий Панамы пришлось $0,8 млрд (34 %), Соединенных Штатов — $0,3 млрд (13 %), Кипра — $0,2 млрд (10 %).[24]

[править] Экспортёры

Распределение импорта услуг по группам стран фактически не меняется на протяжении ряда лет. Основной его объём (90 %) приходится на дальнее зарубежье. В 2009 году он равнялся $55,1 млрд, снижение за год составило $13 млрд (19 %). По-прежнему внутри этой группы важную роль играли страны Евросоюза: их доля в совокупном импорте равнялась $26,6 млрд или 48 %. На потребление услуг, оказанных резидентами стран АТЭС, пришлось 12 % импорта.[25]

В 2009 году в рейтинге стран-поставщиков услуг лидировали Германия, Соединенное Королевство и Турция (по 8 %), США (7 %), Кипр (5 %). Удельный вес десяти основных стран-партнёров — 53 %.[26]

[править] СНГ

В 2009 году стоимость российского импорта услуг из стран СНГ сократилась на 17 % по сравнению с 2008 годом — до $6,2 млрд.[27]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Справочные материалы по географии мирового хозяйства (2015). Выпуск 1
  2. Внешняя торговля Российской Федерации услугами за 2009 год
  3. Наши дела не так уж плохи[1]
  4. Наши дела не так уж плохи[2]
  5. Внешняя торговля Российской Федерации услугами за 2009 год
  6. Внешняя торговля Российской Федерации услугами за 2009 год
  7. Внешняя торговля Российской Федерации услугами за 2009 год
  8. Внешняя торговля Российской Федерации услугами за 2009 год
  9. Внешняя торговля Российской Федерации услугами за 2009 год
  10. Внешняя торговля Российской Федерации услугами за 2009 год
  11. Внешняя торговля Российской Федерации услугами за 2009 год
  12. Внешняя торговля Российской Федерации услугами за 2009 год
  13. Внешняя торговля Российской Федерации услугами за 2009 год
  14. Внешняя торговля Российской Федерации услугами за 2009 год
  15. Внешняя торговля Российской Федерации услугами за 2009 год
  16. Внешняя торговля Российской Федерации услугами за 2009 год
  17. Внешняя торговля Российской Федерации услугами за 2009 год
  18. Внешняя торговля Российской Федерации услугами за 2009 год
  19. Внешняя торговля Российской Федерации услугами за 2009 год
  20. Внешняя торговля Российской Федерации услугами за 2009 год
  21. Внешняя торговля Российской Федерации услугами за 2009 год
  22. Внешняя торговля Российской Федерации услугами за 2009 год
  23. Внешняя торговля Российской Федерации услугами за 2009 год
  24. Внешняя торговля Российской Федерации услугами за 2009 год
  25. Внешняя торговля Российской Федерации услугами за 2009 год
  26. Внешняя торговля Российской Федерации услугами за 2009 год
  27. Внешняя торговля Российской Федерации услугами за 2009 год
Личные инструменты