Экономические реформы в Китае в 1990-х годах


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

[править] 1990 год

В декабре 1990 года была создана фондовая биржа в Шанхае.[1]

24 декабря 1990 года в беседе с несколькими ответственными лицами Дэн Сяопин сказал: «Мы должны с теоретической точки зрения разъяснить, что разница между капитализмом и социализмом заключается не в вопросе планирования или рынка. При социализме также существует рыночная экономика, при капитализме также есть плановые ограничения. Не надо считать, что, строя рыночную экономику, мы встанем на путь капитализма. Это не так».[2]

[править] 1991 год

В 1991 году Цзян Цземинь заявил, что если не провести реформу, то социалистический строй не сможет сохранить свою жизнедеятельность; а если в ходе реформы не придерживаться социалистического направления, то можно погубить все достижения семидесятилетней борьбы, которую вела партия и народ.[3]

В 1991 году был утверждён план организации зон высоких технологий (ЗТВ). В том же году китайское правительство приступило к разработке стратегии по ускорению развития экономики и внешних связей с упором на освоение «четырёх полос» её территории. Под «четырьмя полосами» понимаются территории приморские, внутренние приграничные, вдоль реки Янзцы и железнодорожной магистрали от порта Ляньюньган (провинция Цзяньсу) до пограничного пункта Алашанькоу (Уйгурский автономный регион).[4]

В 1991 году китайское правительство разрешило иностранным банкам осуществлять валютные операции.[5]

В июле 1991 года была создана фондовая биржа в Шэньчжэне.[6]

[править] 1992 год

С 1992 года реформа мелких государственных предприятий, основой которой являлась реформа системы имущественных прав, начала стремительно развиваться в масштабах всей страны.[7]

9-10 марта 1992 года состоялось совещание Политбюро ЦК КПК, на котором подробно обсуждались некоторые важные вопросы реформ и развития в Китае.[8]

Летом 1992 года Госсовет опубликовал «Положение об изменении хозяйственного механизма промышленных предприятий всенародной собственности». В октябре того же года ЦК КПК и Госсовет издали «Извещение о добросовестном осуществлении „Положения“», где была ещё раз подчёркнута необходимость осуществления четырнадцати пунктов о праве государственных предприятий на самоуправление. Согласно объявленной реформе управления, такие функции, как ценообразование, ассортимент, инвестиции, кадры и внешняя торговля, передавались самим предприятиям.[9][10]

В октябре 1992 года XIV всекитайский съезд КПК официально объявил: «Цель реформы экономической системы Китая — создание системы социалистической рыночной экономики».[11]

Во II полугодии 1992 года Государственное управление цен опубликовало новый «Каталог регулирования цен», где в широких масштабах ликвидировало контроль за ценами. Число товаров, цены на которые непосредственно регулировало государство, сократилось с 737 до 89.[12]

В 1992 году Госсовет одобрил решение о том, чтобы в провинции Гуандун были отпущены цены на зерновые.[13]

В 1992 было решено отрыть 13 приграничных городов и регионов, с целью усиления торговых связей с соседними странами.[14]

В 1992 году в шести городах, включая Пекин, Шанхай, Тяньзинь, Гуанчжоу, Далянь и Циндао, и в пяти СЭЗ был проведён эксперимент по использованию иностранного капитала в розничной торговле.[15]

[править] 1993 год

В 1993 году в Конституции КНР было закреплено понятие «социалистическая рыночная экономика».[16]

В 1993 году повсюду были отпущены продажные цены на зерновые и масло, было разрешено рыночное регулирование цен. С тех пор прекратила существование система обеспечения городского населения зерновыми по низким ценам.[17]

В 1993 году Шанхайская фондовая биржа начала осуществление операций по срочным сделкам с облигациями государственного займа.[18]

В июне 1993 года китайское правительство начало осуществлять упорядочивание и реформу финансовой системы.[19]

В ноябре 1993 года третий пленум ЦК КПК XIV созыва принял «Решение по некоторым вопросам создания системы социалистической рыночной экономики», где были всесторонне изложены задачи создания новой системы, что послужило особенно сильным стимулом к реформе системы макроэкономического регулирования в 1994 году. В «Решении» ЦК заявил о необходимости создания в ходе реформы предприятий «современной системы предприятий, отвечающих требованиям рыночной экономики, с чётко определенным правом собственности, ответственностью, где правительство и предприятия разграничены, и научным управлением». Кроме того, пленум принял решение о проведении всесторонней реформы системы финансов и налогообложения.[20][21]

На третьем пленуме съезда КПК в 1993 году, члены партии одобрили развитие разных форм собственности, в сущности, легитимизируя переход средних и малых госпредприятий в разные формы негосударственной собственности (так называемая, политика «удерживать крупные предприятия, отпускать мелкие»).[22]

В декабре 1993 года с целью соответствия требованиям современной системы предприятий на пятом совещании ВСНП восьмого созыва был принят «Закон КНР о предприятиях».[23]

[править] 1994 год

В 1994 году в Китае была проведена налоговая реформа, которая установила границу между национальными и местными налогами, учредила центральное и региональные налоговые бюро, а также утвердила НДС в качестве основного косвенного налога, доходы от которого будут распределяться между центральным правительством и местными органами власти по фиксированному соотношению 60:40.[24]

В 1994 году Шэньчжэньская фондовая биржа начала осуществление операций по срочным сделкам с облигациями государственного займа.[25]

C 1 января 1994 года государство решило объединить официальный и рыночный валютные курсы на уровне рыночного курса 8,70 китайских юаней за $1.[26]

В июле 1994 года ПК ВСНП восьмого созыва рассмотрел и принял «Закон об управлении городской недвижимостью» и принял несколько распоряжений о ценах на недвижимость.[27]

В ноябре 1994 года Госсовет принял решение осуществить эксперимент по созданию современной системы на 100 крупных и средних государственных предприятиях; после подготовки, длившейся более года, в 1995 году началось осуществление эксперимента. Основное содержание эксперимента состояло в следующем: во-первых, упорядочивание имущественных отношений; во-вторых, основной формой организации эксперимента по реформе системы было общество с ограниченной ответственностью; в-третьих, создавалась нормальная структура управления юридических лиц; в-четвертых, на основании учёта имущества и утверждении капитала утверждался и рос капитал предприятий; в-пятых, с предприятий постепенно снимались исторически сформировавшиеся нерациональные задолженности.[28]

В ноябре 1994 года Государственная плановая комиссия опубликовала «Временные меры по управлению ценами на городские дома», основной задачей которых было создание под контролем государства рыночного механизма образования цен на недвижимость.[29]

[править] 1995 год

В 1995 году в 18 крупных городах была начата в опытном порядке реализация практики банкротств.[30]

В 1995 году Госсовет одобрил решение об увеличении числа городов, в которых можно создавать иностранные финансовые организации, от 13 до 24.[31]

В 1995 году генеральный совет ВТО принял решение принять Китай в качестве наблюдателя.[32]

[править] 1996 год

3 января 1996 года Народный банк Китая создал единую сетевую систему рынка краткосрочных кредитов в пределах одной отрасли. Эта сеть включает два уровня: во-первых, сеть первого уровня, состоящая из главных отделений всех государственных коммерческих банков и 15 местных финансовых центров Народного банка Китая; во-вторых, сеть второго уровня, состоящая из местных членов сети, привлечённых государственными финансовыми центрами. Оба уровня сети функционируют одновременно, уравновешивая друг друга, формируют единую общенациональную рыночную процентную ставку краткосрочных кредитов в пределах одной отрасли.[33]

9 апреля 1996 года Народный банк Китая завершил работу по открытию рынка облигаций государственного займа. Это ознаменовало начало использования центральным банком косвенных мер регулирования и контроля в области валютной политики.[34]

В 1996 году была отпущена краткосрочная рыночная процентная ставка на капитал, по всей стране начал функционировать единый рынок краткосрочных кредитов.[35]

В 1996 году был разрешён обмен юаня.[36]

В августе 1996 года Госсовет издал «Решение о реформе сельской финансовой системы», началось осуществление всесторонней реформы сельской финансовой системы. В том году сельские кредитные кооперативы разорвали подчинённые отношения с сельскохозяйственными банками.[37]

В октябре 1996 года ВСНП восьмого созыва принял «Закон о сельских предприятиях в КНР», где было утверждено место сельских предприятий в народной экономике и их экономический характер.[38]

В декабре 1996 года Народный банк Китая издал решение о разрешении иностранным банкам района Пудун, отвечающим необходимым условиям, проводить операции с юанем.[39]

[править] 1997 год

XV Всекитайский съезд КПК состоялся в Пекине с 12 по 18 сентября 1997 года. На съезде было принято важное решение о стратегической реорганизации государственной экономики, одновременное развитие экономики различных форм собственности с приоритетом общественной собственности было утверждено в качестве основного экономического режима в Китае на современном этапе; было разъяснено, что негосударственная экономика является важной составной частью социалистической экономики. В то же время был составлен план активного продвижения реформы правительственной структуры, благодаря чему была начата реформа структуры Госсовета в 1998 году и реформа структуры местного самоуправления в 1999 году, была заложена основа для изменения функций правительства и создания системы административного управления, соответствующей новой системе рыночной экономики.[40][41]

Съезд КПК осуществил подготовку к углублению реформы государственных предприятий. Основной целью было примерно за три года посредством реформ, реорганизации, реконструкции и улучшения управления вывести большинство убыточных крупных и средних государственных предприятий из тяжелого положения, к концу XX века создать на большинстве основных крупных и средних государственных предприятий новую систему.[42]

В связи с проблемами, по-прежнему существовавшими в финансовой системе Китая, китайское правительство после семимесячной под- готовки в ноябре 1997 года созвало всекитайское финансовое рабочее совещание по вопросам «углубления финансовой реформы, урегулирования финансового порядка и предотвращения финансового кризиса». На этом совещании было принято решение приблизительно за 3 года в основном создать систему финансовых организаций, финансового рынка и финансового регулирования и контроля, повысить уровень хозяйствования и управления в сфере финансов, осуществить явное улучшение финансового порядка по всей стране.[43]

К концу 1997 года была завершена работа по разрыву связей между Народным банком Китая и основанными им фондовыми компаниями.[44]

[править] 1998 год

В феврале 1998 года второй пленум ЦК КПК XV созыва обсудил и одобрил «Проект реформы структуры Госсовета», который был принят 10 марта того же года на первом совещании ВСНП девятого созыва. Одной из основных задач реформы структуры Госсовета было осуществление разделения функций правительства и предприятий, реальная передача права хозяйствования предприятиям. К концу 1998 года реформа была успешно завершена.[45]

1 июня 1998 года в Китае было проведено соединение цен на нефть с международным рынком, с тех пор основным критерием цен на нефть и нефтепродукты выступала международная рыночная цена, конкретно цены устанавливались двумя большими нефтехимическими корпорациями.[46]

В 1998 году государство вновь выдвинуло проект реформы жилищной системы, целью которого было превращение жилья в товар и его социализация, было принципиально заявлено о том, что «новые дома только продаются и не сдаются в аренду».[47]

[править] 1999 год

В 1999 году был завершён переход к международным стандартам бухгалтерского учёта.[48]

В ноябре 1999 года Китай и США достигли двустороннего соглашения по вопросу о вступлении Китая в ВТО.[49]

[править] Примечания

  1. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  2. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  3. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  4. Экономические реформы в Китае
  5. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  6. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  7. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  8. Дин Жуджунь Экономические реформы: сравнительный анализ теории и практики (на примере КНР и Республики Беларусь) // БГУ, 2003. — 151 с.
  9. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  10. Экономические реформы в Китае
  11. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  12. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  13. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  14. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  15. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  16. Жуджунь Дин, Ковалёв М. М. Путь к рыночной экономике (китайская модель реформ) // Научное издание Мн.: Издательский центр БГУ, 2005. — 384 с.
  17. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  18. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  19. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  20. Экономические реформы в Китае
  21. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  22. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  23. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  24. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  25. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  26. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  27. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  28. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  29. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  30. Экономические реформы в Китае
  31. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  32. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  33. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  34. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  35. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  36. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  37. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  38. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  39. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  40. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  41. Герасимов Е. Н. Экономическая реформа КНР и её социальные последствия // Киев, 2012
  42. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  43. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  44. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  45. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  46. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  47. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  48. Экономические реформы в Китае
  49. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
Экономические реформы в Китае в XX-XXI веках
1900-е годы  1901 год1902 год1903 год1904 год1905 год1906 год1907 год1908 год1909 год
1910-е годы  1910 год1911 год1912 год1913 год1914 год1915 год1916 год1917 год1918 год1919 год
1920-е годы  1920 год1921 год1922 год1923 год1924 год1925 год1926 год1927 год1928 год1929 год
1930-е годы  1930 год1931 год1932 год1933 год1934 год1935 год1936 год1937 год1938 год1939 год
1940-е годы  1940 год1941 год1942 год1943 год1944 год1945 год1946 год1947 год1948 год1949 год
1950-е годы  1950 год1951 год1952 год1953 год1954 год1955 год1956 год1957 год1958 год1959 год
1960-е годы  1960 год1961 год1962 год1963 год1964 год1965 год1966 год1967 год1968 год1969 год
1970-е годы  1970 год1971 год1972 год1973 год1974 год1975 год1976 год1977 год1978 год1979 год
1980-е годы  1980 год1981 год1982 год1983 год1984 год1985 год1986 год1987 год1988 год1989 год
1990-е годы  1990 год1991 год1992 год1993 год1994 год1995 год1996 год1997 год1998 год1999 год
2000-е годы  2000 год2001 год2002 год2003 год2004 год2005 год2006 год2007 год2008 год2009 год
2010-е годы  2010 год2011 год2012 год2013 год2014 год2015 год2016 год2017 год2018 год2019 год
Прочее  Реформы с 1978 годаЛиберализация цен
Личные инструменты