Экономические реформы в Китае в 1993 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В ноябре 1993 года третий пленум ЦК КПК XIV созыва принял «Решение по некоторым вопросам создания системы социалистической рыночной экономики», где были всесторонне изложены задачи создания новой системы, что послужило особенно сильным стимулом к реформе системы макроэкономического регулирования в 1994 году. В «Решении» ЦК заявил о необходимости создания в ходе реформы предприятий «современной системы предприятий, отвечающих требованиям рыночной экономики, с чётко определенным правом собственности, ответственностью, где правительство и предприятия разграничены, и научным управлением». Кроме того, пленум принял решение о проведении всесторонней реформы системы финансов и налогообложения.[1][2]

Требования «Решений» к реформе банковской системы следующие:[3]

  • Реформа системы центрального банка. Китайский Народный банк как центральный банк должен под руководством Госсовета независимо осуществлять валютную политику, от управления, главным образом основанного на масштабах кредитов, перейти к тому, чтобы, используя вклады, создать такие обычные меры рыночной экономики, как процентная ставка вкладов центрального банка и операции на открытом рынке, регулировать и контролировать лимит валютного снабжения, поддерживать стабильность валюты. Он также должен был осуществлять надзор за различными финансовыми структурами, охранять финансовый порядок, прекратить осуществление операций для нефинансовых организаций. Согласно требованиям денежного обращения в пределах всей страны и необходимости единого централизованного урегулирования, филиалы Китайского Народного банка должны быть отделениями головного банка, в то же время они должны активно создавать условия для создания межрайонных организаций;
  • Развитие коммерческих банков. Существующие отраслевые банки необходимо постепенно превратить в коммерческие банки и в соответствии с необходимостью шаг за шагом создать сельские банки кооперации и городские банки кооперации. Коммерческие банки должны были осуществлять управление пропорциями капитала и риском. Процентные ставки по вкладам в коммерческие банки могли свободно колебаться в установленных пределах;
  • Стандартизация и развитие небанковских финансовых организаций;
  • Создание целевых банков с целью разграничения специальных и коммерческих операций. Создание Государственного банка освоения и развития, Китайского кредитного экспортно-импортного банка и Китайского банка развития сельского хозяйства с целью выполнения целевых операций в пределах, установленных законом.

Требования «Решений» по отношению к развитию и совершенствованию финансового рынка следующие:[4]

  • В области рынка капитала необходимо активно надежно развивать рынок облигаций государственных займов и акций. Нужно создавать систему определения степени доверия эмитента акций, стимулировать развитие здорового рынка облигаций, стандартизировать эмиссию и рынок акций, постепенно расширять масштабы;
  • В области кредитного рынка необходимо развивать нормальные краткосрочные банковские кредиты в пределах одной отрасли и дисконт векселей. Центральный банк должен развивать торговлю облигациями государственных займов, посредством открытых банковских операций с облигациями государственных займов осуществлять движение валюты;
  • Необходимо, чтобы различные посреднические организации выполняли функцию обслуживания, связи, нотариального засвидетельствования и надзора. На данном этапе нужно обратить внимание на развитие бухгалтерских, ревизорских и адвокатских контор, нотариальных и арбитражных организаций, проводить количественный и качественный контроль нотариальных и совещательных кредитных организаций и организаций по оценке имущества и состоятельности;
  • Необходимо реформировать систему управления иностранной валютой. Создать управляемую систему колеблющегося курса валют, основанную на рынке, и единый стандартизованный валютный рынок. Постепенно сделать юань конвертируемой валютой.

[править] Примечания

  1. Экономические реформы в Китае
  2. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  3. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  4. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
Экономические реформы в Китае в XX-XXI веках
1900-е годы  1901 год1902 год1903 год1904 год1905 год1906 год1907 год1908 год1909 год
1910-е годы  1910 год1911 год1912 год1913 год1914 год1915 год1916 год1917 год1918 год1919 год
1920-е годы  1920 год1921 год1922 год1923 год1924 год1925 год1926 год1927 год1928 год1929 год
1930-е годы  1930 год1931 год1932 год1933 год1934 год1935 год1936 год1937 год1938 год1939 год
1940-е годы  1940 год1941 год1942 год1943 год1944 год1945 год1946 год1947 год1948 год1949 год
1950-е годы  1950 год1951 год1952 год1953 год1954 год1955 год1956 год1957 год1958 год1959 год
1960-е годы  1960 год1961 год1962 год1963 год1964 год1965 год1966 год1967 год1968 год1969 год
1970-е годы  1970 год1971 год1972 год1973 год1974 год1975 год1976 год1977 год1978 год1979 год
1980-е годы  1980 год1981 год1982 год1983 год1984 год1985 год1986 год1987 год1988 год1989 год
1990-е годы  1990 год1991 год1992 год1993 год1994 год1995 год1996 год1997 год1998 год1999 год
2000-е годы  2000 год2001 год2002 год2003 год2004 год2005 год2006 год2007 год2008 год2009 год
2010-е годы  2010 год2011 год2012 год2013 год2014 год2015 год2016 год2017 год2018 год2019 год
Темы  Реформы с 1978 годаЛиберализация цен
Личные инструменты