Экономические реформы в Китае в 1980-х годах


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

В отношениях ЦК и местных властей в 1980 году система финансового управления с централизованным получением прибылей и их распределением была заменена на систему «разделения доходов и расходов и распределения обязательств по уровням».[1]

В августе 1980 года была принята программа реформ, нацеленная на уменьшение роли центральных органов управления в пользу смешанной экономики с планово-рыночными методами хозяйствова­ния. Эта программа нашла отражение в при­нятом тогда же шестом пятилетнем плане экономического развития Китая. В качестве ключевых элементов предлагались: осуществ­ление сельскохозяйственных реформ, включая долгосрочную аренду земли и разрешение фермерам производства товарных культур и участия в несельскохозяйственной деятельно­сти; право предприятий на самоуправление; развитие большей конкуренции на рынке; снижение налогового бремени предприятий, не находящихся в государственной собствен­ности, и, наконец, развитие прямых контак­тов между китайскими и зарубежными торго­выми компаниями.[2]

В поиске подходящей модели развития, в 1981 году китайский партийный деятель Ху Яобан дал указание китайским экономистам и социологам провести исследования с целью определения, каким должен стать Китай к 2000 году. Исследования показали, что Китаю не следует копировать опыт других стран. Реформаторы пришли к выводу, что не существует конкретной модели, которая могла бы быть использована в качестве шаблона для реформирования китайской экономики.[3]

В апреле 1981 года на Всекитайской торгово-промышленной конференции была утверждена система экономической ответственности.[4]

В ноябре 1981 года Госсовет утвердил «Замечания по некоторым вопросам осуществления промышленно-производственной ответственности».[5]

1 января 1982 года ЦК КПК утвердил «Протокол всекитайского сельского рабочего совещания», полностью признав повсеместное осуществление различных систем производственной ответственности в Китае. В «Протоколе» указывалось на то, что все осуществляемые в настоящее время системы ответственности, включая подряд на короткое время, нормируемую оплату, специальный подряд с совместной оплатой, совместное производство, закрепление производственных заданий за крестьянскими дворами или за бригадами, закрепление всего объёма работ за крестьянскими дворами и т. д., являются формами производственной ответственности социалистической коллективной экономики, и любая форма, если массы не требуют её изменения, не должна изменяться.[6]

В сентябре 1982 года формула «плановая экономика — главное, рыночное регулирование — вспомогательное» получила окончательное официальное одобрение в докладе генерального секретаря ЦК КПК Ху Яобана на XII съезде КПК.[7]

В начале 1980-х годов в Конституцию КНР были внесены поправки, легализовавшие частные промышленные предприятия с количеством занятых менее 100 человек.[8]

В начале 1983 года Госсовет принял решение о прекращении использования системы ответственности, в которой основным содержанием было разделение прибыли и «замена отчислений из прибыли налогами».[9]

В апреле 1983 года Госсовет одобрил «Доклад рабочего совещания Министерства финансов о замене отчислений из прибыли налогами» и «Меры по замене отчислений из прибыли налогами на государственных предприятиях».[10]

Начиная с 1 июня 1983 года производилась попытка осуществить первый шаг «замены отчислений из прибыли налогами», а именно, заменить прежнюю систему сдачи крупными и средними предприятиями отчислений из прибыли компетентным органам на выплату государству подоходного налога в размере 55 % от реальной прибыли.[11]

В июне 1984 года была создана специальная группа по разработке документов для обсуждения вопроса реформы экономической системы третьим пленумом ЦК XII созыва. Ху Яобан был недоволен тем, что в тезисах документов по-прежнему использовалась формулировка «плановая экономика является главной, а рыночное регулирование — вспомогательным», и изменил состав группы по разработке документов.[12]

9 сентября 1984 года руководители Госсовета в письме к Постоянному комитету Политбюро ЦК КПК заявили: «Социалистическая экономика — это товарная экономика, основанная на общественной собственности и содержащая элемент планирования. План необходимо осуществлять на основании закона стоимости, нужно, чтобы закон стоимости служил планированию».[13]

20 октября 1984 года третий пленум ЦК КПК XII созыва на основе обобщения успешного опыта проведения реформ на протяжении предыдущих шести лет принял «Решение ЦК КПК о реформе экономической системы», где определил цель реформы «создание системы плановой товарной экономики, основанной на общественной собственности». ЦК заявил, что социалистическая экономика — это «товарная экономика, содержащая элемент планирования». В «Решении» было также сказано: «Различие социалистической от капиталистической экономикой заключается не в том, существует ли товарная экономика и имеет ли значение закон стоимости, а в различии форм собственности». «Развитие социалистической товарной экономики» официально стало целью реформы экономической системы. Кроме того, главным объектом реформы стал город, а не село.[14][15]

В октябре 1984 года началось осуществление второго шага «замены отчислений из прибыли налогами», а именно, взимание с крупных и средних государственных предприятий подоходного налога в размере 55 % и одновременного взимания регулирующего налога на прибыль на основании различия в производственно-хозяйственном положении на предприятиях; подоходный налог с малых предприятий взимался в соответствии с новыми ставками восьми уровней прогрессивного налога на сверхплановую прибыль.[16]

В 1985 году, отвечая на вопросы американских гостей, Дэн Сяопин заметил, что «между социализмом и рыночной экономикой нет коренного противоречия».[17]

В 1985 году, после многолетних экспериментов, ассигнование инвестиций в бюджетное капитальное строительство было полностью заменено кредитами.[18]

В марте 1985 года в Китае началась реформа системы науки и техники.[19]

После опубликования и введения в апреле 1985 года «Закона о монополии» была законно разрешена уступка техники как товара.[20]

С середины 1980-х годов Госсовет создал канцелярию по реформе жилищной системы и начал разработку проекта реформы жилищной системы.[21]

В 1986 году китайское правительство выдвинуло предложение провести реформу финансов, перейдя от системы «разделения котлов» к «системе разграничения налогов».[22]

В декабре 1986 года в связи со снижением прибылей государственных предприятий Госсовет опубликовал «Некоторые распоряжения об углублении реформы предприятий и укреплении жизненной силы предприятий» и заявил о необходимости распространения разнообразных форм системы подрядной ответственности и предоставления им полного права на самоуправление.[23]

В январе — апреле 1987 года Государственный экономический комитет несколько раз созывал совещания для подготовки распространения подрядной системы хозяйствования на предприятиях.[24]

В процессе подготовки к XIII всекитайскому съезду КПК в феврале 1987 года Дэн Сяопин обсудил с несколькими ответственными лицами ЦК взгляды некоторых людей. Он сказал: «Почему, говоря о рынке, тут же говорят о капитализме, и только планирование — это социализм? Планирование и рынок — это способы. Если данный способ полезен для развития производительных сил, значит, его можно использовать».[25]

В октябре 1987 года состоялся XIII съезд КПК. Съезд отказался от идеи о том, что «плановая экономика является главной, а рыночное урегулирование — вспомогательным», и подчеркнул, что «планирование и рынок распространяются на все общество». Новый механизм функционирования экономики должен заключаться в том, что «государство регулирует рынок, а рынок направляет деятельность предприятий».[26]

В 1987 году была введена система подрядной экономической ответственности.[27]

С 1987 года госпредприятия перешли на систему долгосрочных контрактов между предприятиями и вышестоящими бюрократическими органами, в соответствии с которыми предприятия обязывались уплатить определённые налоги и часть прибыли.[28]

В 1987 году государство одобрило проведение эксперимента по передаче права собственности на недвижимое имущество в городах Шанхай, Тяньзинь, Шэньчжэнь и Хайнань.[29]

В 1988 году при пересмотре Конституции КНР негосударственный сектор экономики был объявлен «дополнением» к государственному.[30]

В феврале 1988 года Госсовет опубликовал «Временные положения о системе подрядной ответственности на промышленных предприятиях общенародной собственности», в которых основное содержание подрядной системы было обобщено в двух положениях: во-первых, это принцип сочетания ответственности, прав и прибыли, реального осуществления прав предприятий на самоуправление, охраны законных прав и интересов предприятий; во-вторых, согласно принципам подряда на прибыль, гарантии сдачи отчислений из прибыли вышестоящим инстанциям, а также принципам, по которым в случае сверхплановой прибыли она оставалась на предприятии, а в случае недополучения прибыли предприятие самостоятельно восполняло нехватку, утверждались распределительные отношения между государством и предприятиями.[31]

12 апреля 1988 года на первом заседании ВСНП седьмого созыва был принят «Проект поправки Конституции Китайской Народной Республики», по которому разграничивались право собственности на землю и право на пользование землёй, признавался товарный характер права пользования, землю можно было продавать на рынке.[32]

Со второй половины 1988 года китайские специалисты и учёные предложили использовать понятие «социалистическая рыночная экономика» вместо «социалистическая товарная экономика».[33]

Из-за политических волнений в конце весны — начале лета 1989 года и последующего распада социалистического лагеря усилилось влияние традиционной идеологии. Некоторые люди, и прежде отрицательно и с сомнением относившиеся к рыночной реформе, развернули масштабную критику «направления на рыночную реформу».[34]

Содержание

[править] Либерализация цен

В сентябре 1982 года были отпущены цены на 160 видов мелких товаров.[35]

В 1983 году государство разрешило продажу нефтепродуктов, произведённых сверх плана, внутри страны по международным рыночным ценам.[36][37]

В 1984 году некоторым угольным шахтам было разрешено поднимать в пределах 20 % цены на продукцию, произведённую сверх плана.[38]

В апреле 1984 года Государственное управление цен издало распоряжение о том, что кроме цен на мелкие товары, которыми ведают органы управления всех уровней, все остальные цены на потребительские товары отпускаются, устанавливаются договорные торгово-промышленные цены.[39]

С мая 1984 года были отпущены цены на внеплановые средства производства. Госсовет принял распоряжение о том, что на средства промышленного производства, относящиеся к той части, которую предприятия реализуют самостоятельно, и внеплановую долю производства предприятие имеет право самостоятельно устанавливать цены не более чем на 20 % выше или ниже государственных цен, или цена могла устанавливаться посредством согласования спроса и предложения в установленных пределах.[40]

В 1985 году реформаторы учредили двухуровневую систему цен, в соответствии с которой один товар мог иметь две цены: рыночную цену и цену, регулируемую государством.[41]

В 1985 году были отпущены цены на следующие 5 видов промышленных потребительских товаров: швейные машины, часы отечественного производства, радиоприёмники и вентиляторы.[42]

В 1986 году были поочерёдно отпущены цены на 7 видов промышленных потребительских товаров, включая велосипеды, чёрно-белые телевизоры, холодильники и стиральные машины.[43]

В 1988 году были отпущены цены на 13 известных сортов табачных изделий и вин.[44]

В мае 1988 года Дэн Сяопин и Джао Дзиянг настояли на необходимости «радикальной» реформы в ценообразовании — полном переходе на рыночное ценообразование. Летом того же года было официально объявлено о программе полного перехода на рыночное ценообразование. Как только новость о проекте ценовой реформы была освещена в средствах массовой информации, началась волна покупательского ажиотажа. В результате ЦК компартии принял решение замедлить ход ценовой реформы.[45][46]

[править] Финансы

В 1980 году Китайская народная страховая компания возродила операции по страхованию внутри страны, которыми не занималась уже 20 лет.[47]

В 1980 году Народный банк Китая впервые осуществил дисконт коммерческих векселей.[48]

В 1981 году после 20-летнего перерыва Министерство финансов снова начало выпуск облигаций государственного займа.[49]

В 1983 году система обязательной выплаты прибыли центральному правительству была заменена на систему, в соответствии с которой госпредприятия уплачивали подоходный налог центральному правительству и часть прибыли направлялась в местные органы власти. Большинство прямых дотаций от государства было заменено на займы. Банковская система стала главным источником финансирования для госпредприятий.[50]

В 1983 году китайское правительство возложило на Народный банк Китая функции центрального банка, передав его депозитные и кредитные операции Индустриальному и Коммерческому банку Китая.[51][52]

В 1983 году был введён строительный налог.[53]

В 1984 году согласно решению Госсовета операции с городскими сбережениями и операции по предоставлению торгово-промышленным предприятиям кредитов на оборотные средства, а также среднесрочных кредитов на оборудование были отделены от Народного банка Китая.[54]

В 1986 году после 2-х лет экспериментов было принято решение о постепенном переходе к централизованной системе пенсионного обеспечения. В основу ее положены требования рыночного хозяйства (сочетание единых социальных фондов с накоплениями на личных банковских счетах рабочих и служащих).[55]

В 1986 году было принято «Положение об управлении Банком Китайской Народной Республики», которое утвердило Народный банк Китая в качестве центрального банка и определило, что центральный банк, отраслевые банки и иные финансовые организации должны добросовестно осуществлять политику государства в области финансового курса; целью их финансовой деятельности должно быть экономическое развитие и повышение эффективности общественной экономики. Таким образом, была установлена двойная цель центрального банка: поддержка и рост кредитной политики и стабилизация национальной валюты.[56]

В 1987 году в 29 городах были открыты рынки краткосрочных облигаций предприятий.[57]

В 1988 году Народный банк Китая разрешил отраслевым банкам выпускать для клиентов сохранные расписки на предъявителя на крупные суммы.[58]

[править] Сельское хозяйство

В 1980 году ЦК созвал на конференцию первых секретарей всех провинций и районов, с тем чтобы обсудить вопрос закрепления производственных заданий за крестьянскими дворами. Руководству некоторых провинций была предоставлена возможность включения опыта данной провинции в политику ЦК. Заключительный документ, принятый конференцией, позволил производственным бригадам использовать разнообразные системы ответственности, включая и закрепление производственных заданий за крестьянскими дворами.[59]

В 1985 году ЦК КПК заявил о «долгосрочной неизменности системы подряда и семейного хозяйствования на крестьянских дворах». Это было решающим шагом в реформе системы сельской экономики Китая.[60]

С 1985 года государство ликвидировало систему централизованных закупок сельхозпродукции и начало осуществлять систему контрактации между государственными органами торговли и крестьянами.[61]

[править] Внешнеэкономические отношения

В марте 1980 года ЦК КПК созвал в Гуанчжоу совещание провинций Гуандун и Фуцзянь и предложил преобразовать «особые экспортные районы» в «специальные экономические зоны». С тех пор в городах Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь существуют СЭЗ.[62][63][64]

В 1983 году было принято решение по созданию СЭЗ на Хайнане.[65]

В 1984 году, на основе обобщения пятилетнего опыта работы по осуществлению внешней открытости, было принято решение о введении в 14-ти прибрежных портовых городах особой политики внешней открытости. Среди этих городов: Тяньзинь, Шанхай, Далянь, Циньхуандао, Яньтай, Циндао, Ляньюньган, Наньтун, Нинбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Гуанчжоу, Чжаньцзян и Бэйхай.[66]

В октябре 1984 года в беседе с китайскими и иностранными представителями по вопросам экономического сотрудничества Китая с зарубежными странами Дэн Сяопин говорил, что «одновременно с курсом на оживление экономики внутри страны мы взяли курс на расширение экономических сношений с заграницей. Как говорит нам исторический опыт, одним из важных факторов, в силу которых Китай долгое время находился в состоянии застоя и отсталости, была замкнутость. Опыт показывает, что осуществление строительства при закрытых дверях не приведет к успеху».[67]

В 1985 году государство стёрло разницу между торговым валютным курсом для внутренних расчётов и неторговым официальным курсом, установив оба курса на уровне 2,7963 юаня за $1.[68]

В начале 1985 года в 51 городах и уездах в дельтах рек Чжуцзян и Янцзы и южной части провинции Фуцзянь (Сямэнь, Чжанчжоу и Цюньчжоу) были созданы свободные экономические районы.[69]

В 1986 году Китай подал заявление о принятии его в Генеральное соглашение о тарифах и торговле (предшественник Всемирной торговой организации).[70]

В начале 1988 года прибрежный открытый экономический район был расширен на Ляодунский и Шаньдунский полуострова и некоторые другие прибрежные города и уезды.[71]

В 1988 году Хайнань стал первой полностью открытой провинцией Китая.[72]

В 1989 году в провинции Фуцзянь была создана экономическая зона Мавэй, ориентированная на тайваньские инвестиции.[73]

[править] Примечания

  1. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  2. Экономические реформы в Китае особенности, механизмы, факторы успеха
  3. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  4. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  5. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  6. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  7. Экономические реформы в Китае
  8. Экономические реформы в Китае
  9. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  10. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  11. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  12. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  13. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  14. Экономические реформы в Китае
  15. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  16. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  17. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  18. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  19. Герасимов Е. Н. Экономическая реформа КНР и её социальные последствия // Киев, 2012
  20. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  21. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  22. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  23. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  24. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  25. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  26. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  27. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  28. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  29. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  30. Жуджунь Дин, Ковалёв М. М. Путь к рыночной экономике (китайская модель реформ) // Научное издание Мн.: Издательский центр БГУ, 2005. — 384 с.
  31. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  32. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  33. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  34. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  35. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  36. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  37. Дин Жуджунь Экономические реформы: сравнительный анализ теории и практики (на примере КНР и Республики Беларусь) // БГУ, 2003. — 151 с.
  38. Дин Жуджунь Экономические реформы: сравнительный анализ теории и практики (на примере КНР и Республики Беларусь) // БГУ, 2003. — 151 с.
  39. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  40. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  41. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  42. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  43. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  44. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  45. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  46. Жуджунь Дин, Ковалев М. М., Новик В. В. Феномен экономического развития Китая: Научное издание // Издательский центр БГУ, 2008. — 446 с.
  47. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  48. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  49. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  50. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  51. Экономические реформы в Китае
  52. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  53. Экономические реформы в Китае
  54. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  55. Роль экономических реформ в решении социальных проблем в КНР
  56. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  57. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  58. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  59. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  60. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  61. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  62. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  63. Дин Жуджунь Экономические реформы: сравнительный анализ теории и практики (на примере КНР и Республики Беларусь) // БГУ, 2003. — 151 с.
  64. Жуджунь Дин, Ковалев М. М., Новик В. В. Феномен экономического развития Китая: Научное издание // Издательский центр БГУ, 2008. — 446 с.
  65. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  66. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  67. Герасимов Е. Н. Экономическая реформа КНР и её социальные последствия // Киев, 2012
  68. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  69. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  70. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  71. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  72. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  73. Экономические реформы в Китае
Экономические реформы в Китае в XX-XXI веках
1900-е годы  1901 год1902 год1903 год1904 год1905 год1906 год1907 год1908 год1909 год
1910-е годы  1910 год1911 год1912 год1913 год1914 год1915 год1916 год1917 год1918 год1919 год
1920-е годы  1920 год1921 год1922 год1923 год1924 год1925 год1926 год1927 год1928 год1929 год
1930-е годы  1930 год1931 год1932 год1933 год1934 год1935 год1936 год1937 год1938 год1939 год
1940-е годы  1940 год1941 год1942 год1943 год1944 год1945 год1946 год1947 год1948 год1949 год
1950-е годы  1950 год1951 год1952 год1953 год1954 год1955 год1956 год1957 год1958 год1959 год
1960-е годы  1960 год1961 год1962 год1963 год1964 год1965 год1966 год1967 год1968 год1969 год
1970-е годы  1970 год1971 год1972 год1973 год1974 год1975 год1976 год1977 год1978 год1979 год
1980-е годы  1980 год1981 год1982 год1983 год1984 год1985 год1986 год1987 год1988 год1989 год
1990-е годы  1990 год1991 год1992 год1993 год1994 год1995 год1996 год1997 год1998 год1999 год
2000-е годы  2000 год2001 год2002 год2003 год2004 год2005 год2006 год2007 год2008 год2009 год
2010-е годы  2010 год2011 год2012 год2013 год2014 год2015 год2016 год2017 год2018 год2019 год
Прочее  Реформы с 1978 годаЛиберализация цен
Личные инструменты