Либерализация цен в Китае


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск
Динамика темпов дефлятора ВВП Китая в 1977—2012 годах, в % за год
Динамика темпов дефлятора ВВП Китая в 1977—2012 годах, в % за год

Способ либерализации цен, реализованный в Китае был основан на сочетании плановой и рыночной систем производства, одновременном использовании фиксированных и гибких цен.[1]

Каждому предприятию давались плановые задания и выделялись ресурсы для их выполнения. Произведённая в рамках плана продукция оплачивалась по ценам, назначаемым централизованно. Всё, что произведено сверх плана, поставлялось на рынок по гибким ценам. Централизованные цены постепенно повышались, оставаясь, однако, ниже рыночных, поэтому предприятия стремились расширять рыночные продажи. При этом каждое повышение плановых цен сопровождалось субсидированием потребителей или налоговой скидкой для предприятий. Плановые задания выбирались не напряжёнными, так чтобы оставить предприятиям возможность сверхпланового производства. Более того, по мере роста производственных мощностей эти задания увеличивались достаточно медленно или даже уменьшались, так что со временем доля планового выпуска становилась незначительной, и плановые задания могли быть отменены без каких либо отрицательных последствий для системы. Этот процесс получил название «дуальной либерализации». Идея дуальной либерализации систематически нигде раньше не использовалась и была новаторской.[2]

Описанная смешанная система обладала очевидным недостатком: она стимулировала предприятия покупать как можно больше ресурсов по низким плановым ценам с тем, чтобы производить из них продукцию для продажи на свободном рынке. Как бы ни ужесточать контроль, полностью предотвратить такое поведение вряд ли было возможно. Этот недостаток дуальной либерализации с лихвой компенсировался её достоинствами. И ценовые, и материальные пропорции менялись постепенно. Предприятия и потребители получили возможность адаптироваться к условиям рынка, перестроить производственные мощности. По мере расширения рыночных продаж формировалась инфраструктура рынка.[3]

В работах ряда экономистов были построены модели смешанных экономик, напоминающих китайский вариант сочетания плана и рынка. Было отмечено, что возможность продажи сверхплановой продукции по рыночным ценам увеличивает благосостояние всех участников. Если плановые обязательства формулируется в агрегированном виде и в денежной форме, то результирующее распределение оказывается Парето-оптимальным. Однако при увеличении плановых цен некоторые предприятия могли проиграть.[4]

Смешанная система создавалась в Китае очень осторожно. В самом начале реформ, в 1978 году, шесть предприятий в провинции Сычуань получили право поставлять сверхплановую продукцию по свободным ценам. В следующем 1979 году это право было делегировано 100 предприятиям. Ещё через год система была распространена на государственные предприятия, производившие 60 % всей продукции. К 1984 году уже все предприятия стали участниками свободного рынка, однако рыночные цены могли быть выше плановых не более чем на 20 %. Это последнее ограничение было снято в 1985 году. При этом китайские реформаторы неукоснительно следовали принципу компенсации проигравшим: каждое повышение плановых цен в ходе ценовой реформы сопровождалось субсидированием потребителей или налоговой скидкой для предприятий. К 1993 году доля планового выпуска сократилась до 5 %, и план был отменён полностью. Таким образом процесс либерализации цен практически закончился, продлившись 15 лет.[5][6]

Благодаря такой стратегии ценовой реформы Китаю удалось избежать производственного спада, быстрой инфляции, доминирования бартера и кризиса неплатежей.[7][8]

Содержание

[править] Предпосылки либерализации цен

В течение многих лет цены в Китае назначались централизованно. При этом цены на сельхозпродукцию были относительно занижены, цены на услуги также занижены, а цены на промышленную продукцию сравнительно завышены. Из промышленной продукции цены на основную промышленную продукцию были занижены, цены на обработанную промышленную продукцию — завышены. Совокупный вальрасовский спрос существенно превосходил вальрасовское предложение, большинство товаров были дефицитными, но некоторые производились в избытке, так что и потребительские блага, и производственные ресурсы распределялись посредством сложной системы рационирования, включающей, впрочем, отдельные элементы рынка.[9][10]

Такой механизм ценообразования не отражал реальные затраты на производство продукции и изменение рыночного спроса, он был невыгоден для эффективного распределения ресурсов; этим сковывалась активность производителей, сдерживалось развитие рынка, серьёзно деформировалась производственная структура экономики. Поэтому изменение этого косного механизма ценообразования стало важной частью китайских экономических реформ, начавшихся в 1978 году.[11]

[править] Ход реформы

[править] 1978—1988 годы

От установления государством цен на все виды продукции в соответствии с планом до установления цен на товары производителем в соответствии с изменениями рыночного спроса и предложения был пройден исторический процесс изменений. В этот период было сделано несколько важных шагов: пересмотр цен на товары, переход от двойных цен к свободным ценам на некоторые товары.[12]

Масштабный пересмотр цен на продукцию, начало упорядочивания ценовой системы

Масштабный пересмотр цен на продукцию осуществлялся на основе постепенного упорядочивания деформированной ценовой системы, благодаря чему цены на продукцию стали более соответствовать реальным затратам на производство, теснее были связаны с рыночным спросом и предложением, таким образом была утверждена основа для осуществления ценовой реформы, в особенности реформы механизма ценообразования.[13]

Во-первых, в связи с проблемой сильного занижения цен на сельскохозяйственную продукцию с 1979 года были повышены закупочные цены на 18 основных видов сельскохозяйственной продукции, включая зерновые и хлопок; из них закупочные цены на зерновые были повышены на 30,5 %, на хлопок — на 25 %, на жиры и масличное сырьё — на 38,7 %. По отношению к побочным продуктам производства зерновых, хлопка и масличных культур осуществлялась политика повышения цен при увеличении закупок, были увеличены закупки по договорным ценам. Поскольку одновременно с повышением закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию государство не урегулировало соответствующим образом продажные цены, это привело к тому, что производство и сбыт побочных продуктов производства, связанных с сельскохозяйственной продукцией, сильно пострадали. Затем в ноябре 1979 года государство подняло продажные цены на 8 видов второстепенных пищевых продуктов, включая продукты животноводства, яйца, продукты водного промысла и овощи; в соответствии с этим городскому и сельскому населению была предоставлена ежемесячная компенсация в 5 юаней на человека.[14]

Во-вторых, в связи с проблемой заниженных цен на основные промышленные товары с апреля 1979 года были в плановом порядке повышены заводские цены на уголь, железную руду, чугун, стальные слитки, биллет, частично повышены цены на прокат, цветные металлы и цемент; из них цены на необработанный уголь были подняты на 30,5 %, цены на чугун — на 30 %, цены на прокат — на 20 %. Из-за повышения цен на топливо, сырьё и упаковочные материалы себестоимость тесно связанной с ними продукции виноделия и сигарет с высокой добавленной стоимостью возрастала, прибыль с каждым годом уменьшалась, что непосредственно повлияло на государственные налоговые поступления. В таких условиях в ноябре 1981 года были соответственно подняты цены на табачные изделия, алкоголь, изделия из бамбука, дерева, железа, керамики, фарфора и кожи.[15]

В-третьих, в связи с проблемой сравнительно завышенных цен на обработанную промышленную продукцию, на данном этапе государство, с одной стороны, снизило цены на автомобили, распространённые станки и детали, аппаратуру и приборы; с другой стороны, снизило цены на такие потребительские товары как трикотажные изделия из химического волокна, телевизоры и часы, обеспечило рыночное снабжение, улучшило потребительский уровень.[16]

В-четвёртых, в связи с проблемой заниженных цен на услуги с декабря 1983 года были повышены цены на грузовые железнодорожные перевозки и пассажирские перевозки водным транспортом. Из них повышение цен на железнодорожные перевозки составило 21,6 %.[17]

Благодаря вышеперечисленным мерам в 1978—1988 годах закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию повысились на 144,5 %, что на 83,1 % больше роста цен на предметы розничной продажи в сёлах за этот же период и на 106 % больше роста цен на промышленную продукцию, продаваемую в сёлах; заводские цены на продукцию тяжёлой промышленности возросли на 64,5 %, в том числе рост цен на продукцию добывающей промышленности составил 100 %, на продукцию сырьевой промышленности — 72 %, на продукцию обрабатывающей промышленности — 33 %.[18]

Введение двойных цен на средства производства

Основной смысл и цель системы двойных цен заключается в том, что в условиях планового снабжения и распределения основной части продукции предприятиям разрешалось продавать сверхплановую продукцию и часть новой продукции по рыночным ценам или по ценам, установленным ими самими; по мере роста объёма производства соответственно увеличивается доля рыночной торговли и постепенно ликвидируется плановая цена, происходит «слияние» с рыночной ценой на продукцию.[19]

В 1979 году государством было принято распоряжение о том, что при гарантии выполнения заказа металлургическим предприятиям разрешалось самостоятельно продавать часть проката. В 1983 году государство разрешило сверхплановую часть нефтепродуктов продавать в Китае по ценам международного рынка. С мая 1984 года были отпущены цены на внеплановые средства производства. Госсовет принял распоряжение о том, что на средства промышленного производства, относящиеся к той части, которую предприятия реализуют самостоятельно, и внеплановую долю производства предприятие имеет право самостоятельно устанавливать цены не более чем на 20 % выше или ниже государственных цен, или цена могла устанавливаться посредством согласования спроса и предложения в установленных пределах. Затем в январе 1985 года Государственное управление цен и Государственное управление материальных ресурсов разослало извещения об отмене 20%-го предела колебания цен на продукцию, самостоятельно сбываемую предприятиями, и на часть сверхплановой продукции, предприятиям разрешалось продавать продукцию по ценам немного ниже местных рыночных цен. С этого времени всесторонне распространилась система двойных цен в области средств производства.[20]

Постепенный отпуск цен на некоторые потребительские товары

В первую очередь отпускались цены на мелкие товары. В сентябре 1982 года были отпущены цены на 160 видов мелких товаров; через год были отпущены цены еще на 360 видов; в апреле 1984 года Государственное управление цен издало распоряжение о том, что кроме цен на мелкие товары, которыми ведают органы управления всех уровней, все остальные цены отпускаются, устанавливаются договорные торгово-промышленные цены.[21]

Во-вторых, отпускалось большинство цен на сельскохозяйственную продукцию. С 1985 года государство ликвидировало систему централизованных закупок и начало осуществлять систему контрактации между государственными органами торговли и крестьянами. Кроме контрактованной доли зерновых и пищевого масла, а также небольшого числа таких важных видов сельскохозяйственной продукции, имеющих значение для национальной экономики и благосостояния народа, как хлопок, табак огневой сушки и сахар, цены на большинство сельскохозяйственной продукции были полностью отпущены, цены устанавливались в соответствии с изменениями рыночного спроса и предложения.[22]

В-третьих, были отпущены цены на промышленные потребительские товары. В 1985 году были отпущены цены на следующие 5 видов промышленных потребительских товаров: швейные машины, часы отечественного производства, радиоприёмники и вентиляторы; в 1986 году были поочередно отпущены цены на 7 видов промышленных потребительских товаров, включая велосипеды, чёрно-белые телевизоры, холодильники и стиральные машины; затем в 1988 году были отпущены цены на 13 известных сортов табачных изделий и вин.[23]

Итоги этапа

На этом этапе ценовой реформы произошли колоссальные изменения китайского механизма ценообразования. К 1988 году из всего объёма сельскохозяйственной продукции, реализуемой крестьянами, цены на 24 % устанавливались государством, цены на 19 % устанавливались под руководством государства, цены на остальные 57 % полностью регулировались рынком. Из всего объёма социальных товаров, продаваемых в розницу, государство устанавливало цену на 29 %, цены на 22 % устанавливались под руководством государства, цены на 49 % регулировались рынком. Из продукции тяжёлой промышленности государство устанавливало цены на 60 %, продукция с колеблющимися и договорными ценами составляла 40 %.[24]

[править] 1989—1991 годы

В 1988 году ЦК КПК планировал ускорить продвижение ценовой реформы, однако желанная скорость не была достигнута. Предлагаемый проект ценового «прорыва» ещё до реализации вызвал экономические волнения и социальное беспокойство. Внезапно повсюду начался стремительный рост цен, возникла волна ажиотажа вокруг покупки товаров; это привело к административным мерам «упорядочивания» в 1989—1991 годах.[25]

Первоочередной задачей в период упорядочивания было снижение сильно растущих цен. Поэтому в этот период государство усилило контроль над ценами на товары. Например, полностью или частично были заморожены цены на некоторые важные потребительские товары, возрождено снабжение по талонам, для важных средств производства, цены на которые были отпущены раньше, установлена максимальная цена, был закрыт рынок некоторых видов товаров, на некоторые важные товары была введена государственная монополия.[26]

После улучшения макроэкономической обстановки в Китае ценовая реформа была продолжена.[27]

Летом 1989 года были подняты цены на зерновые, хлопок и масло, из них контрактные цены на зерновые поднялись на 18 %, цены на хлопок поднялись на 34 %. В 1990 году были снова подняты закупочные цены на хлопок, 6 видов растительного масла, включая арахисовое, сахар, табак огневой сушки и т. д., рост цен составил соответственно 53 %, 28 %, 12 % и 10 %. В мае 1991 года государство, воспользовавшись благоприятным моментом стабильного рынка, богатого урожая в сельском хозяйстве и достаточного количества зерновых на протяжении двух лет успешно предприняло меры по повышению закупочных цен на зерновые и масло, благодаря чему разница между закупочными и продажными ценами на зерновые сократилась, закупочные и продажные цены на пищевое масло сравнялись.[28]

В сентябре 1989 года значительно поднялись цены на дальние пассажирские железнодорожные, водные, воздушные и местные автомобильные перевозки, рост цен составил соответственно 112 %, 96 %, 77 % и 60 %. В марте 1990 года повысились цены на грузовые железнодорожные и водные перевозки. В 1991 году снова повысились цены на грузовые железнодорожные перевозки. Кроме того, внутренняя почтовая такса повысилась на 150 %.[29]

В области цен на энергоресурсы и важное сырьё в 1989—1991 годы, то есть несколько лет подряд, поднимались заводские цены на нефть, в сумме цены на нефть в среднем поднялись на 80 %, цены на такие нефтепродукты, как мазут, бензин, дизтопливо, также соответственно возросли. В 1990—1991 годы дважды были подняты цены на уголь, рост цен составил соответственно 21 % и 10 %; кроме того, на некоторых металлургических предприятиях были подняты цены на продукцию из стали, а также некоторых цветных металлов, таких как алюминий и медь, а также были подняты цены на изделия из дерева.[30]

В области цен на потребительские товары и цен на услуги в период упорядочивания были поочередно подняты цены на поваренную соль, хлопчатобумажные изделия, стиральный порошок, мыло и сахар; в некоторых крупных и средних городах поднялись цены на городской транспорт, водопроводную воду и топливо.[31]

В 1989 и в 1990 годах был дважды снижен курс юаня, падение составило 21,2 % и 9,6 %, затем был установлен плавающий курс; дважды были расширены пределы временной оценки импортных товаров, были ликвидированы валютные пособия на 15 видов таких товаров, как прокат, и 6 видов таких товаров, как сода.[32]

Благодаря структурному регулированию ценовой системы в период упорядочивания разница в двойных ценах на средства производства значительно сократилась.[33]

В начале 1990-х годов рынку были возвращены полномочия на управление ценами, которые в начале периода упорядочивания были отняты; отпущены цены на многие товары; ликвидирована система заявок о повышении цен и метод контроля разницы между ценами и контроля прибыльности, применявшиеся к некоторым товарам.[34]

В то же время в области системы управления ценами активно использовались методы контроля правительства по отношению к рыночным ценам. Например, был повышен уровень комплексного использования экономических рычагов для контроля цен, повсеместно распространена система ответственности за контролирование цен, создан фонд регулирования цен на второстепенные пищевые продукты и системы продовольственных запасов. Таким образом, были сформированы рамки управления ценами, в которых сочетались прямое и косвенное урегулирование и где главными являлись экономические и юридические средства, а административные меры — вспомогательными.[35]

[править] С 1992 года

В начале 1992 года была опубликована южная речь Дэн Сяопина; в октябре того же года на XIV всекитайском съезде КПК было заявлено, что создание социалистической рыночной экономики является главной целью китайской реформы; это ознаменовало начало совершенно нового этапа реформы экономической системы. После этого ценовая реформа также вступила на этап создания механизма рыночных цен и рыночной системы управления.[36]

Продолжение отпуска цен на потребительские и сельскохозяйственные товары

Во второй половине 1992 года Государственное управление цен опубликовало новый «Каталог регулирования цен», где в широких масштабах ликвидировало контроль за ценами. Число товаров, цены на которые непосредственно регулировало государство, сократилось с 737 до 89. Постепенно утверждалось основное место рыночных цен в ценовой системе.[37]

С 1992 года Госсовет одобрил решение о том, чтобы в провинции Гуандун были первыми отпущены цены на зерновые. Затем в соответствии с намерениями ЦК углублять реформу цен на зерновые в провинциях Ляонин, Хэбэй, Шаньдун, Хэнань, Цзянси, Хубэй и Шэньси были поочередно произведены попытки проведения реформы цен на зерновые по всей провинции или в каком-либо её районе. К концу 1992 года по всей стране приблизительно в 20 провинциях и районах, включающих более 800 уездов, были произведены попытки отпустить цены на зерновые и масло. В 1993 году в соответствии с общим принципом разрозненных решений повсюду были отпущены продажные цены на зерновые и масло, было разрешено рыночное регулирование цен. С тех пор прекратила существование система обеспечения городского населения зерновыми по низким ценам, сформировавшаяся за несколько десятилетий, последовательно были упорядочены цены на зерновые. С другой стороны, были поочередно отпущены цены на промышленные потребительские товары.[38]

К концу 1997 года доля побочных продуктов сельскохозяйственного производства, цены на которые устанавливало государство, упала ниже 15 %, кроме зерновых и хлопка, цены на все остальные виды продукции были полностью отпущены. Доля розничных социальных товаров, цены на которые устанавливало государство, упала ниже 5 %, цены более чем на 95 % товаров устанавливались с помощью рыночного механизма.[39]

Постепенное слияние двойных цен на средства производства в единую рыночную цену

К концу 1997 года в области заводских цен на промышленные товары доля средств производства, продаваемых по рыночной цене, составила уже более 90 %.[40]

После слияния цен на средства производства назрел момент сближения внутренних и внешних рыночных цен. Например, 1 июня 1998 года в Китае было проведено соединение цен на нефть с международным рынком, с тех пор основным критерием цен на нефть и нефтепродукты выступала международная рыночная цена, конкретно цены устанавливались двумя большими нефтехимическими корпорациями.[41]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия // «Экономика и математические методы», 2006, Т. 42, № 2
  2. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия // «Экономика и математические методы», 2006, Т. 42, № 2
  3. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия // «Экономика и математические методы», 2006, Т. 42, № 2
  4. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия // «Экономика и математические методы», 2006, Т. 42, № 2
  5. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия // «Экономика и математические методы», 2006, Т. 42, № 2
  6. Полтерович В. М. Современное состояние теории экономических реформ // Экономическая наука современной России, 2008, № 1 (40)
  7. Полтерович В. М. Проектирование реформ: как искать промежуточные институты // «Montenegrin Journal of Economics», 2012, Vol.8, № 2
  8. Полтерович В. М. Современное состояние теории экономических реформ // Экономическая наука современной России, 2008, № 1 (40)
  9. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  10. Полтерович В. М. Современное состояние теории экономических реформ // Экономическая наука современной России, 2008, № 1 (40)
  11. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  12. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  13. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  14. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  15. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  16. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  17. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  18. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  19. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  20. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  21. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  22. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  23. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  24. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  25. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  26. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  27. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  28. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  29. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  30. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  31. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  32. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  33. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  34. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  35. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  36. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  37. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  38. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  39. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  40. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
  41. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси — Минск: БГУ, 2002. 227 с.
Экономические реформы в Китае в XX-XXI веках
1900-е годы  1901 год1902 год1903 год1904 год1905 год1906 год1907 год1908 год1909 год
1910-е годы  1910 год1911 год1912 год1913 год1914 год1915 год1916 год1917 год1918 год1919 год
1920-е годы  1920 год1921 год1922 год1923 год1924 год1925 год1926 год1927 год1928 год1929 год
1930-е годы  1930 год1931 год1932 год1933 год1934 год1935 год1936 год1937 год1938 год1939 год
1940-е годы  1940 год1941 год1942 год1943 год1944 год1945 год1946 год1947 год1948 год1949 год
1950-е годы  1950 год1951 год1952 год1953 год1954 год1955 год1956 год1957 год1958 год1959 год
1960-е годы  1960 год1961 год1962 год1963 год1964 год1965 год1966 год1967 год1968 год1969 год
1970-е годы  1970 год1971 год1972 год1973 год1974 год1975 год1976 год1977 год1978 год1979 год
1980-е годы  1980 год1981 год1982 год1983 год1984 год1985 год1986 год1987 год1988 год1989 год
1990-е годы  1990 год1991 год1992 год1993 год1994 год1995 год1996 год1997 год1998 год1999 год
2000-е годы  2000 год2001 год2002 год2003 год2004 год2005 год2006 год2007 год2008 год2009 год
2010-е годы  2010 год2011 год2012 год2013 год2014 год2015 год2016 год2017 год2018 год2019 год
Прочее  Реформы с 1978 годаЛиберализация цен
Личные инструменты