Военно-морской флот России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск
Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов».
Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов».

Военно-морской флот России (ВМФ РФ) — название военно-морских сил России.

ВМФ является видом Вооружённых Сил России. Он предназначен для вооружённой защиты интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны. ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

Главнокомандующий ВМФ — Владимир Королёв. Начальник Главного штаба — Андрей Воложинский.

Содержание

[править] История

Военно-Морской Флот России (СССР), как самостоятельный вид Вооружённых Сил складывался в период с конца XVII до начала XX века.

Создание регулярного военного флота в России — историческая закономерность. Оно было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII—XVIII вв. главным препятствием для экономического и социального развития русского государства.

Первая постоянная группировка сил — Азовский флот — была сформирована из кораблей и судов, построенных зимой 1695—1696 гг. и предназначалась для содействия армии в кампании по овладению турецкой крепостью Азов. 30 октября 1696 года Боярская Дума по представлению царя Петра 1 приняла постановление «Морским судам быть …», что стало первым законом о флоте и признание официальной датой его основания.

Зимой и весной 1709 года Пётр I находился в Воронеже, Азове и Таганроге, которые укреплялись на случай нападения турок и крымцев. Перед своим выездом из Таганрога к Полтаве, где намечалась решающая баталия со шведами, Пётр писал А. Д. Меншикову: «Сие место, которое перед десятью летами пустое поле видели (о чем сам сведом), ныне с помощью Божьей изрядный город, купно с гаванью, обрели, и хотя, где долго хозяин не был, и не все исправно, однако ж есть что посмотреть». В это время в гавани Таганрога базировался сильный флот, основу которого составляли 70-пушечный «Спящий лев», 60-пушечные «Гото-Предестинация» и «Шпага», 50-пушечные «Геркулес», «Скорпион», «Ласка» и «Уния», 30-40-пушечные «Вилькельчаг», «Дельфин», «Еж», «Меркурий» и «Соединение».

В честь окончания строительства гавани, верфи и города, подчёркивая особые заслуги Матвея Симонта, Пётр 23 мая 1709 года приказал адмиралу Ф. М. Апраксину изготовить памятную медаль: «Изволь приказать сделать Матвею Симонтову монету золотую с каменьями ценою в ста три, и на одной стороне чтобы была наша персона, а на другой — гаван здешний и подпись тут, что дана ему за труды гавана».

В ходе Северной войны 1700—1721 гг. определились основные задачи флота, перечень которых остается практически неизменным до настоящего времени, а именно: борьба против военно-морских сил противника, борьба на морских коммуникациях, оборона своего побережья с морского направления, содействие армии на приморских направлениях, нанесение ударов и обеспечение вторжения на территорию противника с морского направления. Удельный вес этих задач менялся по мере изменения материальных средств и характера вооруженной борьбы на море. Соответственно этому изменялись роль и место отдельных родов сил, входивших в состав флота.

Так, до второй мировой войны основные задачи решались надводными кораблями, и они были главным родом сил флота. В период второй мировой эта роль на некоторое время перешла к морской авиации, а в послевоенный период с появлением ракетно-ядерного оружия и кораблей с атомными энергетическими установками — в качестве главного рода сил утвердились подводные лодки.

До первой мировой войны флот был однородным. Береговые войска (морская пехота и береговая артиллерия) существовали с начала 18 века, однако, в организационном отношении в состав флота не входили. 19 марта 1906 г. зародились и стали развиваться как новый род сил ВМФ подводные силы.

В 1914 г. были сформированы первые части Морской авиации, которая в 1916 г. также приобрела признаки самостоятельного рода сил. День авиации ВМФ отмечается 17 июля в честь первой победы русских морских летчиков в воздушном бою над Балтийским морем в 1916 г. Окончательно ВМФ как разродное стратегическое объединение сформировался к середине 1930-х годов, когда в состав ВМФ организационно вошли морская авиация, береговая оборона и части ПВО.

Современная система органов управления ВМФ окончательно сложилась накануне Великой Отечественной войны. 15 января 1938 г. Постановлением ЦИК и СНК был создан Народный комиссариат ВМФ, в составе которого был образован Главный морской штаб. В период становления регулярного флота России его организационно-штатная структура и функции были нечеткими. 22 декабря 1717 г. по указу Петра 1 для повседневного управления флотом была сформирована Адмиралтейств-коллегия. 20 сентября 1802 г. образовано Министерство Морских Сил, впоследствии переименованное в Морское министерство и просуществовавшее до 1917 г. Органы боевого (оперативного) управления силами ВМФ появились после русско-японской войны с созданием 7 апреля 1906 г. Морского генерального штаба. Во главе Российского флота стояли такие известные флотоводцы как Петр 1, П. В. Чичагов, И. К. Григорович, Н. Г. Кузнецов, С. Г. Горшков.

Постоянные группировки сил на морских театрах складывались по мере решения российским государством исторических задач, связанных с приобретением выходов в Мировой океан, включением страны в мировую экономику и политику. На Балтике флот постоянно существовал с 18 мая 1703 г., Каспийская флотилия с 15 ноября 1722 г., а флот на Черном море с 13 мая 1783 г. На Севере и Тихом океане группировки сил флота создавались, как правило, на временной основе или, не получив значительного развития, периодически упразднялись. Нынешний Тихоокеанский и Северный флоты в качестве постоянных группировок существуют соответственно с 21 апреля 1932 г. и 1 июня 1933 г.

Наибольшее развитие флот получил к середине 80-х годов. В это время в его составе имелось 4 флота и Каспийская флотилия, в составе которых было более 100 дивизий и бригад надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации и береговой обороны.

На протяжении всей своей славной истории русские и советские военные корабли можно было увидеть на всех широтах морей и океанов не только с военными целями, но и открывшими новые земли, проникавшими в полярные льды для научных исследований. Изучение и описание военными моряками северный берегов Сибири, Камчатки, Аляски, Алеутских и Курильских островов, Сахалина, Охотского моря, кругосветные плавания, открытие Антарктиды имели мировое значение. Россию прославили такие известные мореплаватели как М. П. Лазарев, Ф. Ф. Беллинсгаузен, Г. И. Невельской и др.

Роль флота в истории России всегда выходила за рамки выполнения им чисто военных задач. Наличие флота способствовало проведению нашей страной активного внешнеполитического курса. Он не раз становился сдерживающим фактором для противника нашего государства при возникновении угрозы войны.

Велика была роль флота в становлении национального самосознания. Победы при Гангуте, Гренгаме, Эзеле, Чесме Фидониси, Калиакрии, Наварине, Синопе стали предметом национальной гордости. Наш народ свято чтит память выдающихся флотоводцев Ф. Ф. Ушакова, Д. Н. Сенявина, М. П. Лазарева, В. Н. Корнилова, П. С. Нахимова, Н. Г. Кузнецова.

[править] Структура

ВМФ является мощным фактором обороноспособности страны. Он подразделяется на стратегические ядерные силы и силы общего назначения. Стратегические ядерные силы обладают большой ракетно-ядерной мощью, высокой подвижностью и способностью длительное время действовать в различных районах Мирового океана.

ВМФ состоит из следующих родов сил: подводных, надводных, морской авиации, морской пехоты и войск береговой обороны. В его состав входят также корабли и суда, части специального назначения, части и подразделения тыла.

[править] Подводные силы

Подводные силы — ударная сила флота, способная контролировать просторы Мирового океана, скрытно и быстро развертываться на нужных направлениях и наносить неожиданные мощные удары из глубины океана по морским и континентальным целям. В зависимости от основного вооружения подводные лодки подразделяются на ракетные и торпедные, а по виду энергетической установки на атомные и дизель-электрические.

Основной ударной силой ВМФ являются атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами. Эти корабли постоянно находятся в различных районах Мирового океана, готовые к немедленному применению своего стратегического оружия.

Подводные атомоходы, вооруженные крылатыми ракетами класса «корабль-корабль», нацелены в основном на борьбу с крупными надводными кораблями противника.

Торпедные атомные подводные лодки используются для нарушения подводных и надводных коммуникаций противника и в системе обороны от подводной угрозы, а также для эскортирования ракетных подводных лодок и надводных кораблей.

Использование дизельных подводных лодок (ракетных и торпедных) связано, главным образом, с решением типовых для них задач в ограниченных районах моря.

Оснащение подводных лодок атомной энергетикой и ракетно-ядерным оружием, мощными гидроакустическими комплексами и высокоточным навигационным вооружением наряду с комплексной автоматизацией процессов управления и созданием оптимальных условий жизнедеятельности экипажа существенно расширило их тактические свойства и формы боевого применения. Надводные силы в современных условиях остаются важнейшей частью ВМФ. Создание кораблей — носителей самолетов и вертолетов, а также переход ряда классов кораблей, как и подводных лодок, на атомную энергетику намного повысили их боевые возможности. Оснащение кораблей вертолетами и самолетами значительно расширяет их возможности по обнаружению и поражению подводных лодок противника. Вертолеты создают возможность успешного решения задач ретрансляции и связи, целеуказания, передачи грузов в море, высадки десанта на побережье и спасения личного состава.

[править] Надводные корабли

Надводные корабли являются основными силами для обеспечения выхода и развертывания подводных лодок в районы боевых действий и возвращения в базы, перевозки и прикрытия десантов. Им отводится главная роль в постановке минных заграждений, в борьбе с минной опасностью и защите своих коммуникаций.

Традиционной задачей надводных кораблей является нанесение ударов по объектам противника на его территории и прикрытие своего побережья с моря от военно-морских сил противника.

Таким образом, на надводные корабли возлагается комплекс ответственных боевых задач. Эти задачи они решают группами, соединениями, объединениями как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами сил флота (подводными лодками, авиацией, морской пехотой).

[править] Морская авиация

Морская авиация — род сил ВМФ. Она состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой.

[править] Стратегическая и тактическая авиация

Стратегическая и тактическая авиация предназначена для противоборства с группировками надводных кораблей в океане, подводными лодками и транспортами, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов по береговым объектам противника.

[править] Палубная авиация

Палубная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ. Ее основными боевыми задачами в вооруженной борьбе на море являются уничтожение авиации противника в воздухе, стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств противовоздушной обороны противника, ведение тактической разведки и др. При выполнении боевых задач палубная авиация активно взаимодействует с тактической.

Вертолеты морской авиации являются эффективным средством целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолетов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса «воздух-поверхность» и другое вооружение, они являются мощным средством огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника.

[править] Морская пехота

Морская пехота — род сил ВМФ, предназначенный для ведения боевых действий в составе морских десантов (самостоятельно или совместно с Сухопутными войсками), а также для обороны побережья (военно-морских баз, портов).

Боевые действия морской пехоты осуществляются, как правило, при поддержке авиации и артиллерийского огня кораблей. В свою очередь морская пехота использует в боевых действиях все виды вооружения, характерные для мотострелковых войск, применяя при этом специфическую для нее тактику десантирования.

[править] Войска береговой обороны

Войска береговой обороны, как род сил ВМФ, предназначены для защиты пунктов базирования сил ВМФ, портов, важных участков побережья, островов, проливов и узкостей от нападения кораблей и морских десантов противника. Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны (охраны водного района). Для обеспечения обороны силами войск на побережье создаются береговые укрепления.

[править] Части и подразделения тыла

Части и подразделения тыла предназначены для тылового обеспечения сил и боевых действий ВМФ. Они обеспечивают удовлетворение материальных, транспортных, бытовых и других потребностей соединений и объединений ВМФ в целях поддержания их в боевой готовности к выполнению поставленных задач.

[править] Объединения ВМФ

[править] Северный флот

Части Северного флота ВМФ России на Кольском полуострове
Части Северного флота ВМФ России на Кольском полуострове
Основная статья: Северный флот России

Командующий вице-адмирал Николай Максимов. Начальник штаба вице-адмирал Сергей Симоненко.

Северный флот (СФ) пока ещё можно считать единственным океанским флотом России. Однако из сил обычного назначения для выполнения боевых задач здесь пригодны лишь три атомные подводные лодки проекта 949А, два десятка атомных многоцелевых и дизель-электрических ПЛ, авианосец «Адмирал Кузнецов», ракетные крейсера «Петр Великий» и «Маршал Устинов», несколько более мелких кораблей. Это позволяет обеспечивать боевое дежурство в море одного ракетного подводного крейсера стратегического назначения и периодически выводить на боевые службы отдельные субмарины и надводные корабли. Низкая боеготовность единственного авианосца не позволяет формировать сколько-нибудь эффективные группировки для действий в открытом море, поэтому формой применения сил СФ сейчас может быть лишь оборонительная операция у берегов РФ и прикрытие прибрежных районов развертывания атомных ракетоносцев. Неспособность ВМФ обеспечить плановые сроки ремонта кораблей ставит СФ перед угрозой выбывания из его состава авианосца, ряда ракетных крейсеров, эсминцев, субмарин проекта 949А. В этом случае СФ окончательно превратится во флотилию.[1]

[править] Тихоокеанский флот

Командующий адмирал Константин Сиденко. Начальник штаба вице-адмирал Александр Толстых.

Тихоокеанский флот (ТОФ) ныне почти окончательно распался на две группировки — на Камчатке и в Приморье, почти лишённые оперативной связи. На Камчатке надводные силы практически полностью ликвидированы. Это делает эфемерной возможность полноценного обеспечения боевого дежурства стратегических субмарин, хотя именно сюда предполагается направить новые ракетоносцы проекта 955. Силы ТОФ в Приморье полностью лишились атомных подводных лодок и представляют собой небольшое соединение во главе с ракетным крейсером «Варяг». Ситуация с поддержанием технической готовности и судоремонтом на Тихом океане традиционно наихудшая из всех флотов.[2]

[править] Балтийский флот

Основная статья: Балтийский флот России

Командующий вице-адмирал Виктор Мардусин. Начальник штаба вице-адмирал Виктор Чирков.

[править] Черноморский флот

Основная статья: Черноморский флот России

Командующий вице-адмирал Александр Клецков. Начальник штаба вице-адмирал Александр Троян.

[править] Каспийская флотилия

Командующий контр-адмирал Виктор Кравчук. Начальник штаба капитан 1-го ранга Юрий Лапшин.

[править] Морские стратегические ядерные силы

В условиях резкого сокращения финансирования ВМФ после 1991 года приоритетным стало развитие морских стратегических ядерных сил (МСЯС), которые были объявлены основой ракетно-ядерного щита России. В результате страна оказалась втянутой в строительство дорогостоящей серии ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955. Данное строительство поглотило большую часть ресурсов, выделяемых на развитие флота. Эта тенденция продолжает укрепляться. В 2007 году на строительство только трёх заложенных атомоходов проектов 955 и 955А отведено около 70 % средств, выделяемых на все военное кораблестроение, и это не считая продолжения испытательной программы баллистической ракеты «Булава», предназначенной для их вооружения.[3]

Начиная строительство новых ракетоносцев, ВМФ продолжал в массовом порядке выводить из боевого состава старые. К началу 2008 года в составе российского флота осталось 12 действующих лодок с баллистическими ракетами — шесть проекта 667БДРМ «Дельфин» постройки 1980-х годов и шесть более старых лодок проекта 667БДР «Кальмар». Если 667БДР доживают последние годы, то субмарины проекта 667БДРМ проходят средние ремонты и модернизацию, что позволит продлить срок их службы до 2020 года. Начато их перевооружение модифицированными баллистическими ракетами Р-29РМУ2 «Синева», способными нести до десяти боеголовок. Первые четыре серийные «Синевы» были поставлены в 2006 году, а в 2007 году было изготовлено еще 12 ракет, что позволило произвести перевооружение атомохода «Тула». Вместе с тем модернизация этих лодок поглощает большую часть затрат ВМФ на судоремонт, затрудняя работы на кораблях других классов (включая нестратегические атомные субмарины).[4]

Такая ситуация является закономерной, поскольку в данном случае ставится амбициозная и трудновыполнимая задача содержания флота атомных ракетоносцев на уровне США (у которых 14 подводных лодок с баллистическими ракетами) при несопоставимо меньшем уровне финансирования. Следует напомнить, что бюджет ВМФ РФ в 2007 году в долларовом исчислении был примерно в 50 раз меньше, чем бюджет ВМС США. При этом ВМС США вообще не ведут строительства новых ракетоносцев, планируя начать замену своих субмарин типа Ohio только в 2026 году.[5]

Сам по себе акцент на развитие МСЯС для России представляется в высшей степени спорным. Сторонники такого положения дел (включая руководство ВМФ), указывая на высокую боевую устойчивость и выживаемость подводных «стратегов» в случае первого ракетно-ядерного удара со стороны противника, замалчивают два фундаментальных обстоятельства:[6]

  • Первое — это низкий коэффициент оперативного напряжения отечественных стратегических атомоходов. Даже в лучшие времена ВМФ оказывался способным обеспечить одновременное поддержание на боевой службе не более 10-15 % имеющихся подводных лодок (в то время как ВМС США — более 50 %). В результате отечественные ракетоносцы большую часть времени проводят в базах, представляя собой чрезвычайно легкую мишень.
  • Второе — это очевидная недостаточность деградирующих морских сил общего назначения ВМФ России для обеспечения боевой устойчивости (защиты от воздействия сил противника) находящихся в море подводных крейсеров стратегического назначения. Когда все средства тратятся на постройку и ремонт ракетоносцев, а силы, призванные обеспечивать их прикрытие в море, не обновляются и сокращаются, то невозможно говорить о высокой выживаемости морских стратегических ядерных сил. При этом противник, способный угрожать российским стратегическим подводным лодкам (флоты США и НАТО), обладает подавляющим преимуществом в силах на море. Примечательно, что в расчетах, обосновывающих преимущества морских стратегических сил, в том числе по критерию «стоимость—эффективность», как правило, игнорируются затраты, потребные для развертывания сил обеспечения и прикрытия, а ведь в число этих сил входят не только атомные подводные лодки, но и значительные группировки надводных кораблей, противолодочная авиация, система стационарного гидроакустического освещения, противовоздушная оборона баз, береговая инфраструктура и многие другие важные элементы.

[править] Морские нестратегические силы

Вкладывая практически все средства в морские стратегические силы, Россия тем самым расходует ресурсы на силу, пригодную только для одного, наименее вероятного, сценария вооруженного конфликта — всеобщей ядерной войны. В то же время решение массы других задач ВМФ мирного и военного времени может быть возложено только на неядерные силы общего назначения. Демонстрация флага и военного присутствия, борьба с терроризмом, участие в международных и миротворческих миссиях, эвакуация гражданских лиц, переброска военных контингентов, охрана побережья, территориальных вод и экономической зоны, защита рыболовства и торговли, обеспечение добычи и транспортировки углеводородов — для выполнения всех этих задач стратегические подводные ракетоносцы не нужны в принципе. Точно так же не будут «стратеги» задействованы в локальных конфликтах. Между тем рост боевого потенциала флотов соседних с Россией стран остро ставит вопрос, хватит ли возможностей сокращающихся сил общего назначения ВМФ России для противодействия ограниченным агрессивным акциям, особенно с учётом разобщённости сил ВМФ РФ между театрами.[7]

Выделяемых флоту средств на нестратегические компоненты недостаточно не только для полноценного нового судостроения, но даже на ремонт наличного корабельного состава, который быстро приходит в негодность, выводится из эксплуатации и списывается.[8]

Некогда самые многочисленные в мире отечественные подводные силы подверглись в 1990-х годах серьёзному сокращению. В настоящее время ВМФ России по количеству атомных подводных лодок уже уступает ВМС США и имеет тенденцию к дальнейшему упадку. Строительство новых многоцелевых атомных лодок для российского флота практически не ведется. Исключением является строящаяся с 1993 года субмарина «Северодвинск» проекта 885, однако она будет введена в строй не ранее 2010 года. Еще хуже, что из двух десятков имеющихся в составе флота многоцелевых атомных подводных лодок за последние десять лет удалось отремонтировать только шесть. Причем ремонт каждый раз затягивался на многие годы.[9]

Для пополнения флота дизель-электрических подводных лодок на «Адмиралтейских верфях» с 1997 года строилась субмарина «Санкт-Петербург» нового проекта 677. Она была спущена на воду в 2004 году, но из-за большого количества недоделок ее ввод в строй затянулся.[10]

Сокращение надводных сил ВМФ продолжается и в настоящее время. Еще в феврале 2005 года на совещании командного состава тогдашний главком ВМФ Владимир Куроедов заявил, что после 2010 года ожидается массовый и невосполнимый вывод из эксплуатации боевых кораблей и в результате к 2020 году в боевом составе останется не более полусотни единиц. С таким количеством кораблей ВМФ России не сможет решать задачи по обеспечению национальной безопасности даже в ближней морской зоне.[11]

За прошедшие годы эта тенденция не изменилась. Единственный оставшийся в российском флоте авианосец — первый и последний построенный советский тяжелый авианесущий крейсер с трамплинным стартом и горизонтальной посадкой самолётов «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Этот корабль, безусловно, имеет большое значение для отечественного ВМФ как по престижным, так и по практическим соображениям, являясь школой палубной авиации и позволяя сохранять и накапливать опыт, который может быть востребован в будущем. Однако техническое состояние корабля удручающее, и боеспособной единицей он не является. Дело усугубляется трудностями с подготовкой летчиков для 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, в котором сейчас насчитывается всего 19 палубных истребителей Су-33.[12]

Что до строительства новых авианосцев, то, хотя проектные работы ведутся, совершенно ясно, что по экономическим причинам это является делом отдаленного будущего.[13]

Тяжелая ситуация складывается с эскортными боевыми кораблями. Основная проблема паротурбинных эскадренных миноносцев проекта 956 — малонадежные высоконапорные котлы, требующие затратного и высококвалифицированного технического обслуживания, которое российский ВМФ оказался не в состоянии обеспечить. В результате из 17 построенных кораблей этого типа к настоящему времени в списках флота осталось лишь восемь, из которых в исправном состоянии пребывают не более трех. Несколько лучше ситуация с большими противолодочными кораблями проекта 1155 с газотурбинными энергетическими установками.[14]

Класс перспективных кораблей океанской зоны сейчас представлен фрегатом проекта 22350. Первый корабль этой серии «Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков» был заложен на «Северной верфи» в 2006 году. Печальная участь постигла заложенный в 1997 году в Калининграде с большой помпой сторожевой корабль нового поколения «Новик» проекта 12441 — из-за технической сложности и дороговизны сейчас его решено достраивать в качестве учебного корабля «Бородино». Взамен с 2001 года начато строительство более простых и дешёвых корветов проекта 20380. Головной корабль «Стерегущий» уже готов. Однако по финансовым и техническим причинам серийное строительство кораблей проектов 22350 и 20380 затягивается, хотя ВМФ оптимистично планирует иметь соответственно до 20 фрегатов и 40 корветов.[15]

Москитный флот (к нему относятся ракетные и артиллерийские катера) также сократился многократно, и пополнение его не ведется. Практически остановилось развитие минно-тральных сил отечественного флота. Крупнейшим недостатком российских тральщиков является отсутствие на них современных автоматизированных систем уничтожения мин по курсу корабля.[16]

Следует отметить, что о серьезной модернизации корабельного состава ВМФ России сейчас не идет и речи. С 1991 года качественное развитие надводных сил отечественного ВМФ застопорилось. Поэтому даже сохраняющиеся в строю ВМФ РФ надводные корабли и катера в техническом отношении остаются на уровне 20-30-летней давности, всё более отставая от современных требований и иностранных аналогов.[17]

Кризисное состояние ВМФ России усугубляется историческим проклятием отечественного флота — географической разобщённостью сил между четырьмя (а с учетом Каспия пятью) морскими театрами, маневр между которыми крайне затруднен. По этой причине на каждом из четырёх морских театров Россия хронически слаба.[18]

[править] Группировка ВМФ России в мировом океане

В 2016 году группировка кораблей ВМФ России в мировом океане достигла более сотни кораблей и судов.[19]

[править] Выходы в океан

С распадом Советского Союза российские корабли почти мгновенно исчезли из океанов. Походы российских кораблей за пределы своих территориальных вод являлись знаковыми событиями в силу своей редкости.[20]

К 2013 году ситуация изменилась. Российский флот проводит во всех океанах мира совместные учения со многими странами, совершенствуя боевые навыки и демонстрируя свои корабли потенциальным покупателям для наращивания экспортных поставок. Наиболее заметны его походы в Средиземном море и в Северном Ледовитом океане. По состоянию на октябрь 2013 года российский флот совершил 96 заходов в порты, что представляет собой 35-процентное увеличение по сравнению с предыдущим годом. Время в походах, являющееся наилучшим показателем готовности флота, увеличилось на 15 % в сравнении с 2012 годом.[21]

Во времена холодной войны в Средиземном море постоянно ходили 30-50 советских кораблей. Но в период с 1990 по 2011 годы все уже привыкли к тому, что практически никакого российского военно-морского присутствия нет. Ситуация резко изменилась, когда министр обороны Шойгу объявил в декабре 2012 года, что Россия создаст в Средиземноморье постоянное оперативное соединение в составе до 10 кораблей, пользуясь силами и средствами всех своих флотов. Это соединение действует там в связи с событиями вокруг Сирии.[22]

[править] Прогнозы

3 января 2013 года в сообщении Минобороны РФ говорилось, что боевой состав ВМФ РФ до 2016 года пополнят 18 боевых надводных кораблей, 6 многоцелевых и стратегических подводных лодок и 30 катеров специального назначения и противодиверсионной обороны.[23]

6 января 2013 года в сообщении Минобороны РФ говорилось: «В Главном командовании ВМФ проанализирована работа по реализации подходов к обновлению состава обеспечивающих сил. Темпы судостроительной программы в этой области позволяют уверенно прогнозировать, что в период до 2016 года ВМФ РФ получит в свой состав около 80 судов обеспечения различных классов и предназначения, что позволит существенно повысить эффективность выполнения задач силами ВМФ во всех акваториях в составе разнородных группировок и межвидовых группировок.» По данным Минобороны, это будут буксирные рейдовые суда различного предназначения, рейдовые водолазные катера, универсальные аварийно-спасательные платформы модульного типа и плавучие краны.[24]

В апреле 2016 года главком ВМФ адмирал Владимир Королёв заявил: «В период с 2016 по 2018 годы мы планируем дополнительно ввести в состав ВМФ более 50 кораблей. Это позволит усилить группировки, в том числе межвидовые, практически на всех стратегических направлениях.»[25]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Куда идет российский флот // Коммерсантъ-Власть, 25 февраля 2008
  2. Куда идет российский флот // Коммерсантъ-Власть, 25 февраля 2008
  3. Куда идет российский флот // Коммерсантъ-Власть, 25 февраля 2008
  4. Куда идет российский флот // Коммерсантъ-Власть, 25 февраля 2008
  5. Куда идет российский флот // Коммерсантъ-Власть, 25 февраля 2008
  6. Куда идет российский флот // Коммерсантъ-Власть, 25 февраля 2008
  7. Куда идет российский флот // Коммерсантъ-Власть, 25 февраля 2008
  8. Куда идет российский флот // Коммерсантъ-Власть, 25 февраля 2008
  9. Куда идет российский флот // Коммерсантъ-Власть, 25 февраля 2008
  10. Куда идет российский флот // Коммерсантъ-Власть, 25 февраля 2008
  11. Куда идет российский флот // Коммерсантъ-Власть, 25 февраля 2008
  12. Куда идет российский флот // Коммерсантъ-Власть, 25 февраля 2008
  13. Куда идет российский флот // Коммерсантъ-Власть, 25 февраля 2008
  14. Куда идет российский флот // Коммерсантъ-Власть, 25 февраля 2008
  15. Куда идет российский флот // Коммерсантъ-Власть, 25 февраля 2008
  16. Куда идет российский флот // Коммерсантъ-Власть, 25 февраля 2008
  17. Куда идет российский флот // Коммерсантъ-Власть, 25 февраля 2008
  18. Куда идет российский флот // Коммерсантъ-Власть, 25 февраля 2008
  19. Состав Военно-морского флота РФ пополнится 50 кораблями до 2018 года. 18 апреля 2016
  20. Российский ВМФ на подъёме («The National Interest», США)
  21. Российский ВМФ на подъёме («The National Interest», США)
  22. Российский ВМФ на подъёме («The National Interest», США)
  23. Свыше 50 боевых кораблей, подлодок и катеров получит ВМФ РФ к 2016 г
  24. Около 80 судов обеспечения получит ВМФ России к 2016 году
  25. Состав Военно-морского флота РФ пополнится 50 кораблями до 2018 года. 18 апреля 2016
  26. [1]
  27. [2]
  28. [3]
  29. Фильм о подводной лодке «Владимир Мономах»
  30. [4]
Военно-морской флот России
История  1990-е годы (1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Состав  Ядерные силыСеверный флотБалтийский флотЧерноморский флотТихоокеанский флотКаспийская флотилия
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Вооружённые силы России
История  1990-е годы (1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Генеральный штаб  Главное оперативное управлениеГлавное разведывательное управление
Объединённые стратегические командования  ЗападЮгЦентрВосток
История  Военная реформа в России (1991-1999)Военная реформа в России в 2000-х годах
Вооружённые конфликты  Первая чеченская войнаКонтртеррористическая операция на Северном Кавказе (1999—2009)Пятидневная войнаОперация в Сирии
Министры обороны  П. С. Грачёв (1992—1996) • И. Н. Родионов (1996—1997) • И. Д. Сергеев (1997—2001) • С. Б. Иванов (2001—2007) • А. Э. Сердюков (2007—2012) • С. К. Шойгу (с 2012)
Начальники Генштаба  В. П. Дубынин (1992) • М. П. Колесников (1992—1996) • В. Н. Самсонов (1996—1997) • А. В. Квашнин (1997—2004) • Ю. Н. Балуевский (2004—2008) • Н. Е. Макаров (2008—2012) • В. В. Герасимов (с 2012)
Прочее  Сухопутные войскаВВСВМФВДВ


Статьи
Россия  Место среди стран мираСписок позиций среди стран мираЛидирующие позиции в миреПервое место России среди стран мираРоссия в международных рейтингахВузы России в международных рейтингахНаукаСеверный КавказАнгараТ-50Комплектующие и материалы МС-21Характеристики МС-21МинфинМинистерство образования и наукиПрезидентская программа подготовки управленческих кадровРелигии на Северном КавказеТраурные дниНаводненияЛесные пожарыНесчастные случаи на аттракционахСлучаи захватов самолётовБеспризорникиБаженовская свитаРоссийские фильмы — лауреаты Каннского фестиваляЗемельный кодексМФЦ
Экономика России  Валовой национальный доходВаловые национальные расходыРасходы на конечное потреблениеОборонно-промышленный комплексВысокотехнологический комплексРыболовствоСтроительство (Жилищное, Автодорожное, Стоимость жилищного строительства, Оконная индустрия) • Канализация (Централизованные системы) • Мобильная связьИнтернетТуризмТорговля (Розничная торговля) • Трудовые ресурсыВаловое накопление основного капиталаОсобые экономические зоныНанотехнологииИнновации (Технологические, Экологические) • Малое предпринимательствоМодернизация экономикиПроизводительность трудаБезработицаОсновные фондыФондоотдачаДоходы населенияЗаработная платаПенсииМинимальный размер оплаты труда и прожиточный минимумБартерКрупнейшие производителиМонополизм (Картельные соглашения) • Жильё (Благоустройство) • ПриватизацияРаздаточная экономикаТехнологическое отставаниеМежрегиональная дифференциация по уровню экономического развитияДоля России на мировом рынкеСписок продукции, производящейся в РоссииСписок проектируемых и строящихся производств в РоссииРынок машин и оборудованияРынок молока и молочных продуктовЛоббизм российских компанийЛьготы, предусмотренные для молодежи и студентовПодземные хранилища природного газаЭкономические рекорды
ВВП России  Структура ВВПСписок регионов России по ВРП на душу населения
Промышленность России  Обрабатывающая промышленность (Конкурентоспособность) • Металлургия (Чёрная, Сталелитейная промышленность, Производство рельсов, Цветная, Алюминиевая промышленность, Цинковая промышленность) • Химическая промышленность (Шинная промышленность, Фармацевтическая промышленность, Производство полипропилена) • Промышленность стройматериалов (Цементная промышленность) • Производство автокомплектующихЛесная промышленностьЦеллюлозно-бумажная промышленностьЭлектроэнергетикаТепловая энергетикаГидроэнергетикаАтомная энергетикаАтомная промышленностьПроизводство оружейных делящихся материаловДобыча полезных ископаемых (Себестоимость добычи нефти) • Тяжёлая промышленность
Машиностроение России  РакетостроениеАэрокосмическая промышленностьРакетно-космическая промышленностьАвиапром (Самолётостроение, Военное самолётостроение, Гражданское самолётостроение, Вертолётостроение) • Судостроение (Кораблестроение, Подводное кораблестроение) • Лазерная промышленностьМикроэлектроникаТранспортное машиностроениеЖелезнодорожное машиностроение (Вагоностроение) • Сельскохозяйственное машиностроение (Тракторостроение) • Энергетическое машиностроениеМеталлургическое машиностроениеРадиоэлектроникаАвтопром (Легковое автомобилестроение, Грузовое автомобилестроение, Сборочные производства автомобилей-иномарок, Уровень локализации производимых автомобилей-иномарок, Поставки металлургической продукции для автопрома, Поставки ММК для автопрома) • ТанкостроениеСтанкостроениеПодъёмно-транспортное машиностроениеПриборостроениеТяжёлое машиностроениеНефтяное машиностроениеДвигателестроение
Топливная промышленность России  Нефтяная промышленностьНефтеперерабатывающая промышленностьГазовая промышленностьУгольная промышленность
АПК России  Сельское хозяйствоРастениеводствоЖивотноводствоПищевая промышленностьСахарная промышленность
Транспорт России  Автомобильный транспортЖелезнодорожный транспортРоссийские железные дорогиТрубопроводный транспорт (Нефтепроводный) • Водный транспорт (Морской транспорт) • Воздушный транспортТранзит через РоссиюВСТОБТС-2Северный потокСеверный морской путьЛиния метро «Подольск — Раменское»Байкало-Амурская магистраль
Финансы в России  Банковская системаФондовый рынокГосударственные финансыГосударственный долг (Внешний долг) • Валютный рынокМеждународный финансовый центрРоссийский рубльИспользование рубля в международных расчётахИспользование рубля в расчётах между странами ЕврАзЭСАнтиинфляционная политикаДолговая политикаВнешний долгГосударственные и муниципальные облигацииБюджетные послания президента РоссииНеплатежи
Налогообложение в России  НалогиУклонение от налоговПодоходный налог с физических лицНалогообложение добычи полезных ископаемых
Инвестиции в России  Инвестиционный климатИнвестиционная политикаИнвестиции в обрабатывающей промышленностиИностранные инвестицииИнвестиции Германии в РоссиюИнвестиции Франции в РоссиюИностранные инвестиции в автомобильной промышленности РоссииИностранные инвестиции в сельскохозяйственном машиностроении РоссииНациональная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата
Внешнеэкономические отношения России  Внешняя торговляВоенно-техническое сотрудничествоСтроительство Россией атомных электростанций за рубежом (Китай, Иран, Финляндия) • Зарубежная деятельность российских компанийЛиберализация внешней торговлиТаможенный союз ЕврАзЭСОтношения с ВТООтношения с ЕСОтношения с Латинской АмерикойОтношения с АфганистаномОтношения с ГрузиейОтношения с КазахстаномОтношения с Турцией (Торговые отношения) • Отношения с Украиной (Торговые отношения) • Отношения с Центральной АзиейОтношения с ЮАРДенежные переводы из РоссииПриток капитала в РоссиюРоссийские инвестиции на УкраинеДеятельность компании Siemens в России
Экспорт из России  Металлургическая продукцияХимическая продукцияУрановая продукцияВысокотехнологическая продукцияПоставки для зарубежных авиастроительных компаний (Airbus, Поставки «ВСМПО-Ависма» для Boeing, Поставки «ВСМПО-Ависма» для Airbus) • УслугиТранспортные услугиIT-экспортПошлиныТранспортировка экспортируемых товаров (Нефть, Нефтепродукты, Природный газ, Зерно) • Доля России в мировом экспортеКрупнейшие компании-экспортёры
Экспорт энергоносителей из России  Нефть и нефтепродуктыЭкспортные пошлины на мазут в РоссииДоля экспорта в производстве энергоносителей
Экспорт машиностроительной продукции из России  ВооруженияВоенно-морские вооруженияАвиатехникаВоенная авиатехникаГражданская авиатехника
Экспорт пищевой продукции из России  Мясо и мясопродуктыШоколад и шоколадные изделия
Экспорт из России по импортёрам  АзербайджанАргентинаАфрикаБахрейнБелоруссия (Природный газ) • Болгария (Природный газ) • БразилияВеликобритания (Природный газ) • Венгрия (Энергоносители, Природный газ) • Венесуэла (Вооружения) • Вьетнам (Вооружения) • Германия (Природный газ) • Грузия • Дания (Природный газ) • ЕвросоюзИзраильИндия (Вооружения, Самолёты) • Иран (Вооружения) • ИспанияИталияКазахстанКанадаКитай (Энергоносители, Нефть, Уголь, Вооружения, Пищевая продукция) • КолумбияНидерланды • Польша (Природный газ) • Сирия • Словения (Природный газ) • США (Энергоносители, Ракетные двигатели, Вооружения, Удобрения) • Судан (Вооружения) • ТунисТурция (Природный газ) • Украина (Энергоносители, Природный газ, Машиностроительная продукция, Автомобили, Пищевая продукция) • ФинляндияФранция (Природный газ) • ЧехияШвецияЭстонияЯпония
Импорт в Россию  Доля России в мировом импортеДоля импортной продукции на российском рынкеМашиностроительная продукцияПищевая продукцияДоля импортного продовольствия на российском рынкеМясо и мясопродукты (История) • Молоко и молочные продуктыИмпортозамещениеИмпортозамещение машиностроительной продукцииИмпортозамещение вертолётной техникиИмпортозамещение химической продукцииИмпортозамещение пищевой продукцииИмпортозамещение металлургической продукцииИмпортозамещение продукции из УкраиныАзербайджанБелоруссияБразилияВеликобританияГерманияКанадаКитайЛитваМолдавияПольшаСША • Туркмения (Природный газ) • Украина (Машиностроительная продукция, Грузовые железнодорожные вагоны, Пищевая продукция) • Чили
Экономические реформы в России  Реформа электроэнергетикиРеформа ЖКХПенсионная реформа (с 2002)Реформа железнодорожного транспортаРеформа системы обязательного медицинского страхованияНалоговые реформы
Компании России  ГоскомпанииКомпании-экспортёрыМашиностроительные компанииКомпании ОПКРостехАлмаз-АнтейТ-платформыАмурский судостроительный заводЛуховицкий машиностроительный заводАнгстремСитрониксНПО «Сатурн»GM AutoТрансмашхолдингРостсельмашАвтоВАЗГазпромЛУКойлСУЭКРосатомОбъединённая металлургическая компанияРоссийская венчурная компанияМагнитогорский металлургический комбинатХендэ Мотор Мануфактуринг РусКоломенский заводРоснаноРособоронэкспортВНИИЭФТяжмехпрессГруппа ГАЗОптоганБассольABBYYСевмашЛебедянскийX5 Retail Group N.V.АэрофлотВСМПО-АвисмаМосковский завод полиметалловКировлесОмский нефтеперерабатывающий завод
Товары в России  Алмазы (Экспорт) • Аммиак (Производство) • Бумага (Экспорт) • Древесина (Экспорт) • Лакокрасочная продукция (Рынок) • Минеральные удобрения (Экспорт) • Пиломатериалы (Экспорт) • Целлюлоза (Экспорт) • Шины (Рынок, Экспорт)
Машиностроительная продукция в России  Автобусы (Экспорт) • Автомобили (Рынок, Экспорт, Импорт) • Беспилотники (Производство) • Вертолёты (Рынок, Экспорт) • Военные вертолёты (Экспорт) • Военные самолёты (Экспорт) • Грузовые автомобили (Экспорт) • Истребители (Экспорт) • Легковые автомобили (Импорт) • Лазеры (Экспорт) • Микросхемы (Экспорт) • Паровые турбины (Производство) • Самолёты (Экспорт) • Станки (Экспорт, Импорт) • Стиральные машины (Производство, Экспорт) • Суперкомпьютеры (Производство) • Танки (Экспорт) • Телевизоры (Экспорт) • Тракторы (Экспорт)
Энергоносители в России  Бензин (Экспорт) • Дизельное топливо (Экспорт) • Кокс (Экспорт) • Мазут (Экспорт) • Нефтепродукты (Экспорт) • Нефть (Рынок, Добыча, Экспорт, Запасы) • Попутный нефтяной газПриродный газ (Добыча, Экспорт, Запасы, Газификация) • Ракетное топливо • Торф (Добыча) • Уголь (Добыча, Экспорт, Запасы) • Электроэнергия (Экспорт, Импорт) • Ядерное топливо (Рынок, Экспорт)
Пищевая продукция в России  Алкоголь (Экспорт, Импорт) • Бананы (Импорт) • Баранина (Рынок) • Водка (Экспорт, Импорт) • Говядина (Производство, Импорт) • Горох (Экспорт) • Зерно (Производство, Экспорт, Импорт) • Картофель (Производство) • Кондитерские изделия (Экспорт) • Кукуруза (Экспорт) • Куриное мясо (Производство) • Мёд (Производство) • Минеральная вода (Экспорт) • Мясо (Производство) • Мясо птицы (Рынок, Производство, Экспорт, Импорт) • Пиво (Экспорт) • Подсолнечник (Производство) • Подсолнечное масло (Экспорт) • Пшеница (Экспорт, Импорт, Твёрдые сорта) • Растительное масло (Экспорт) • Рис (Экспорт) • Рыба (Экспорт) • Сахар (Рынок, Экспорт, Импорт) • Свинина (Производство, Импорт) • Тритикале • Чай (Импорт) • Яблоки (Рынок) • Ячмень (Экспорт)
Металлургическая продукция в России  Алюминий (Рынок) • Железная руда (Добыча, Экспорт) • Золото (Добыча) • Медь (Рынок) • Никель (Экспорт) • Рельсы (Импорт) • Сталь (Экспорт) • Трубы из чёрных металлов (Экспорт)
Внутренняя политика в России  Государственное устройствоПредседатель правительстваГосдумаПослания президента Федеральному собраниюЧеченский конфликтСписок иностранных наёмников, уничтоженных в Чечне
ЦФО  ЭкономикаВРППромышленностьАгропромышленный комплексТранспортВнешнеэкономические отношенияПриродные ресурсыПродолжительность жизни населенияРека Моча • Белгородская область (Экономика, ВРП, Продолжительность жизни населения, Белгород) • Брянская область (Экономика, ВРП, Машиностроение) • Владимирская область (Экономика) • Воронежская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Ивановская область (Экономика, ВРП) • Калужская область (Экономика, ВРП, Автомобильная промышленность, Трудовые ресурсы) • Костромская область (Экономика, ВРП) • Курская область (Экономика, Транспорт) • Липецкая область (Экономика, ВРП) • Московская область (Экономика, Промышленность, Машиностроение, Транспорт, Добыча полезных ископаемых, Экспорт, Доходы населения, Природные ресурсы, Экономика Подольска, Доходы населения Подольска, Экономика Подольского района, Выбросы загрязняющих веществ в Подольске, ИТК-5) • Орловская область (Экономика, ВРП) • Рязанская область (Промышленность) • Смоленская область (Экономика) • Тамбовская область (Экономика, ВРП, Обрабатывающая промышленность) • Тверская область (Экономика, Деревня Кривоносовка) • Тульская область (Экономика, ВРП, Промышленность) • Ярославская область (Экономика, ВРП, Транспорт, Доходы населения) • Москва (Экономика, ВРП, Промышленность, Добыча полезных ископаемых, Машиностроение, Сельское хозяйство, Шуховская телебашня, Улица Борисовские пруды, дом № 16, корпус 2)
СЗФО  ЭкономикаВРПДобыча полезных ископаемыхАвтопромСельское хозяйство • Карелия (Экономика, ВРП) • Коми (ВРП) • Архангельская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Обрабатывающая промышленность, Продолжительность жизни населения) • Вологодская область (Экономика, Сельское хозяйство) • Калининградская область (Экономика, ВРП, Обрабатывающая промышленность, Автомобильная промышленность, Производство электроэнергии) • Ленинградская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Добыча полезных ископаемых, Транспорт, Продолжительность жизни населения, Порт Приморск) • Мурманская область (Добыча полезных ископаемых) • Новгородская область (Экономика, ВРП) • Псковская область (ВРП) • Санкт-Петербург (Экономика, ВРП, Занятость, Потребление электроэнергии) • Ненецкий автономный округ (Экономика, ВРП)
ЮФО  ЭкономикаВРП • Адыгея (ВРП) • Калмыкия (Экономика, Продолжительность жизни населения) • Крым (Экономика, ВРП, Растениеводство, Производство зерна, Животноводство, Импорт, Доходы населения, Зарплата) • Астраханская область (Экономика, ВРП, Машиностроение) • Волгоградская область (Экономика, ВРП, Доходы населения, Трудовые ресурсы) • Ростовская область (Экономика, Промышленность, Транспорт) • Краснодарский край (Экономика, Промышленность, Добыча полезных ископаемых) • Промышленность Крымского полуостроваЭлектроэнергетика Крымского полуостроваНефтегазовый комплекс Крымского полуостроваСельское хозяйство Крымского полуостроваТранспорт Крымского полуостроваДоходы населения Крымского полуострова
СКФО  ЭкономикаВРП • Дагестан (Экономика, Добыча полезных ископаемых, Инвестиции) • Ингушетия (Экономика) • Кабардино-Балкария (Промышленность) • Северная Осетия (Экономика, ВРП) • Чечня (Экономика, ВРП, Сельское хозяйство, Промышленность, Добыча полезных ископаемых, Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, Добыча нефти, Доходы населения, Образование) • Ставропольский край (Экономика, ВРП, Промышленность, Транспорт)
ПФО  ЭкономикаВРПСудостроениеПроизводство вертолётовБашкортостан (Экономика, ВРП, Промышленность, Сельское хозяйство, Строительство, Транспорт, Финансы, Инвестиции, Инновации, Социально-экономическая политика, Образование, Здравоохранение, Население, Президент) • Мордовия (Экономика, ВРП) • Татарстан (Экономика) • Удмуртия (Экономика) • Чувашия (Занятость) • Кировская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Нижегородская область (Экономика, Автомобильная промышленность, Экспорт, Население, Производство автомобилей Mercedes в Нижнем Новгороде) • Оренбургская область (Экономика, ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Пензенская область (Экономика) • Самарская область (Экономика) • Саратовская область (Экономика, ВРП) • Пермский край (Экономика, ВРП) * Ульяновская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых)
УФО  ЭкономикаВРПДобыча полезных ископаемых • Курганская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Свердловская область (Добыча полезных ископаемых, Екатеринбург) • Тюменская область (Экономика, ВРП, Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, Финансы, Доходы населения) • Челябинская область (ВРП, Сельское хозяйство, Транспорт) • Ханты-Мансийский автономный округ (Экономика, Население) • Ямало-Ненецкий автономный округ (Новый Уренгой)
СФО  ЭкономикаВРППромышленностьЗанятость • Тыва (Продолжительность жизни населения) • Хакасия (Экономика, Промышленность, Транспорт, Население) • Иркутская область (ВРП, Обрабатывающая промышленность, Занятость) • Кемеровская область (Экономика, ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Новосибирская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Транспорт) • Омская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых, Машиностроение, Трудовые ресурсы) • Томская область (Добыча полезных ископаемых) • Алтайский край (Экономика, ВРП, Сельское хозяйство, Добыча полезных ископаемых, Продолжительность жизни населения) • Забайкальский край (Экономика, ВРП) • Красноярский край (Экономика, ВРП, Продолжительность жизни населения)
ДФО  ЭкономикаВРПСельское хозяйствоЖелезнодорожный переход на Сахалин • Амурская область (Экономика, ВРП) • Магаданская область (ВРП) • Сахалинская область (Экономика, Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых) • Камчатский край (Экономика) • Приморский край (Экономика, ВРП, Добыча полезных ископаемых, Доходы населения) • Хабаровский край (Экономика, ВРП) • Чукотский автономный округ (Экономика) • Еврейская автономная область (Экономика, ВРП, Сельское хозяйство) • Чукотский автономный округ (ВРП)
Внешняя политика России  Отношения со странами (Белоруссия, Болгария, Венгрия, Германия, Италия, Киргизия, Китай, Пакистан, Польша, Словакия, США, Украина, Швейцария, Швеция, Эфиопия, Япония) • Политика России в Центральной Азии и ЗакавказьеСовет Россия-НАТОРоссия и Швейцария
Реформы в России  Дмитрий Медведев и реформыАдминистративные реформыАдминистративная реформа (с 2002)Второй этап административной реформы (с 2006 года)Административная реформа в субъектах федерацииРеформа здравоохраненияСудебные реформыРеформа уголовно-исполнительной системы
Вооружённые силы России  Главное оперативное управление ГенштабаВВСВМФ (Северный флот, Черноморский флот, Тихоокеанский флот, Каспийская флотилия)
Население России  Продолжительность жизниСмертностьДемографическая политикаНаселение с высшим образованиемРождаемость
Преступность в России  Иностранная преступностьУбийстваОграбления банковПогибшие в результате преступных посягательствКоррупцияДело Hermitage Capital
Терроризм в России  Теракты в РоссииНациональный антитеррористический комитетВихрь-антитеррор
Терроризм  Исламский джихад — Джамаат моджахедовИсламская партия ТуркестанаИсламское движение Восточного ТуркестанаДжунд аш-ШамДжамаат-и-ИсламиОбщество социальных реформКонтртеррористическая операция
Экономика  Экономическое прогнозирование (Бюджетное) • Международный финансовый центрНалоговый менеджментДоходы населенияЭкспортные пошлиныКонференция ООН по торговле и развитиюАТЭСЦены на нефтьКиберсинЭкономические реформы в Китае с 1978 года (1970-е годы, 1980-е годы, 1990-е годы) • Экономические реформы в странах Восточной ЕвропыМеждународный валютный фондСписок стран по потреблению электроэнергии на душу населенияPetroleos de Venezuela S.A.Kuwait Petroleum CorporationRepsol YPFNational Iranian Oil CompanyУгольная промышленность ЕвропыСебестоимость добычи сланцевого газаЗатраты-выпускМТК ЕЗКОсакская программа действий
Энергоносители  Сланцевая нефтьСжиженный природный газСланцевый газРасход топлива у самолётовОПЕКМетодики оценки запасов нефтиСланцевый газ в Америке
США  ЭкономикаЖильёУгольная промышленностьСельское хозяйствоВнешнеэкономические отношенияЭкспорт природного газаФинансыСланцевый газПрава человекаОтношения с УзбекистаномПротиворакетная оборонаКоррупция
Германия  МашиностроениеУгольная промышленностьВнешняя торговляЖильёПрава человекаКоррупцияТеракты
Украина  ВВПОбрабатывающая промышленностьАвтомобильная промышленностьАвиационная промышленностьРакетно-космическая промышленностьЖелезнодорожное машиностроениеДоходы населенияБедностьЭкспорт (Пищевая продукция, Машиностроительная продукция, Вооружения, Электроэнергия, Доля в мировом экспорте) • Автомобильный транспорт • Транзит грузов через Украину (Нефть, Газ) • Доля импорта на рынке УкраиныЭлектроэнергияПальмовое маслоВыездной туризм из УкраиныЖильёПриродный газГазификацияАвтомобильный кабельОтношения Украины с МВФЗоря-МашпроектКанализация КиеваРеформыКоррупцияКанализацияКачество продовольствияМиграционная политика УкраиныДискриминация русских на УкраинеАн-132Ан-140Ан-148
Грузия  ЭкономикаВВПМашиностроениеТЭК (Электроэнергетика) • Добыча полезных ископаемыхСельское хозяйствоТранспорт (Трубопроводный, Морской) • Финансы (Налоги, Банковская система, Государственные финансы, Государственный внешний долг) • Производство золотаИнвестицииВнешнеэкономические отношения (Экспорт, Экспорт электроэнергии, Импорт, Импорт пищевой продукции, Денежные переводы в Грузию) • Доходы населения (Заработная плата) • Трудовые ресурсыЗестафонский завод ферросплавовТбилисское авиационное государственное объединениеОбразованиеНаукаГосударственное устройствоГеографияКоррупцияОтношения с СШАОтношения с Францией
Постсоветское пространство  СНГКоллективные силы по поддержанию мира в СНГОбъём производства в обрабатывающей промышленности России, Украины и БелоруссииПокупательная способность средней зарплаты в России и УкраинеСписок продукции, потребляемой в России, Украине и БелоруссииРусские в Центральной Азии и ЗакавказьеГрузино-абхазский конфликтГрузино-осетинский конфликтЗакавказьеНагорный КарабахЭкономика ПрибалтикиТранспорт ПрибалтикиВопрос об оккупации стран Прибалтики Советским СоюзомРоль МВФ в экономическом развитии стран бывшего СССР
Страны  Абхазия (Экономика, Промышленность) • Австралия (Угольная промышленность) • Азербайджан (Экономика) • Албания • Армения (Внешняя торговля) • Афганистан • Белоруссия (Экономика, Сельское хозяйство, Доходы населения, Внешнеэкономические отношения, Экспорт, Импорт, Транзит природного газа, IT-сектор, Место в международных рейтингах) • Бразилия (Экономика) • Великобритания (Коррупция, Права человека) • Гондурас (Экономика) • Индия (Угольная промышленность, Доходы населения) • Иран • Ирландия (Доходы населения) • Исландия (Экономика) • Казахстан (Машиностроение, Оборонная промышленность, Внешнеэкономические отношения, Внешняя торговля) • Канада (Угольная промышленность, Жильё, Права человека, Коррупция) • Катар (Катар, Экспорт природного газа) • Китай (Экономика, Машиностроение, Угольная промышленность, Финансы, Внешняя торговля, Экспорт, Либерализация цен, Коррупция) • Латвия (Экономика, Внешняя торговля, Лица без гражданства) • КНДР (Экономика) • Ливия • Литва (Экономика, Вооружённые силы) • Мексика (Экспорт, Импорт) • Монголия (Метро Улан-Батора) • Нидерланды (Экономика, Коррупция) • Никарагуа • Пакистан (Теракты) • Польша (Обрабатывающая промышленность, Машиностроение, Автомобильная промышленность, Угольная промышленность, Экспорт) • Саудовская Аравия (Экономика) • Финляндия (Жильё, Права человека) • Франция (Коррупция, Права человека) • Швейцария (Экономика) • Швеция (Права человека) • Эстония (Экономика, Транзит, Теневая экономика, Вооружённые силы) • ЮАР (Экономика, Угольная промышленность) • Южная Корея (Экономика, Коррупция) • Южная Осетия (Экономика) • Япония (Промышленность, Машиностроение, Внешняя торговля, Коррупция, Прокуратура)
Персоналии  Дмитрий МедведевАлексей КудринВладимир КасатоновЕвгений РыбинСергей ГорьковУвайс МагомадовТамерлан ХасаевЮсуф КрымшамхаловЗаур АкавовАрасул ХубиевЛечи ИсламовМихаил КоданёвТони БлэрВладимир ЭренбургСергей ОганесянМарио БлюменфельдИльяз МуслимовИгорь СтрелковСергей КарнауховВалерий МальцевДмитрий ГололобовМирей МатьеДенис НикандровБорис ЛомакинИгорь ДанилевскийАлексей Навальный
В. В. Путин  Путин и российские реформыПрезидентствоТретий президентский срокПрезидентские указыСоциально-экономическая политика • Путин и экономика России (Промышленность, Автопром, Судостроение, ТЭК, АПК, ЖКХ, Налогообложение, Доходы населения, Госкомпании, Формирование МФЦ) • Путин и демографическая политика в РоссииПутин и здравоохранение в РоссииПутин и транспортПутин и судебная система РоссииПутин и алкоголь в РоссииПутин и коррупция в РоссииПутин и внешняя политика РоссииПутин и постсоветское пространствоПутин и образование в РоссииПутин и регионы РоссииРоссия во время президентства ПутинаОценки деятельности
Право  Международный розыскМеждународные трибуналыЗакрытые судебные заседанияПравовой режим Каспийского моря
Международные отношения  Дипломатические отношенияШанхайская организация сотрудничестваАСЕАНБольшая восьмёркаПолитика Китая в Центральной АзииПолитика НАТО в Центральной Азии и Закавказье
Прочее  GRICSФутбольный трансферНанотехнологииЛев ЩаранскийКреативная партия свободы совестиМежнациональные конфликтыКаспийское мореКоррупцияОтложенные неисправности в самолётахДискриминация русскихИсламский экстремизмСпуск с орбиты космических аппаратовКаспийский регионВыход в открытый космосИндекс восприятия коррупцииОтветственность родителей за оставление детей без присмотраНезаконное вооружённое формированиеПрава человека в ЕвросоюзеТермины Counter-StrikeАн-2ПТетрахлорэтиленУглеводыСписок стран по числу больничных коек на 1000 человек населения
Личные инструменты